Урок- экскурсия по окружающему миру во 2 классе:"Природа зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

урок-исследование

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issl.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока окружающего мира: «Природа зимой. Урок – экскурсия» (2 класс)

Цель: познакомить с различными источниками питания животных зимой (плоды и семена растений, побеги, кормушки). Задачи: выяснить, чем питаются определенные виды животных (белка, птицы); воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемый результат:

Дети научатся:

- проводить наблюдения за снежным покровом, плодами, семенами  растений, птицами у кормушки;

- фиксировать результаты наблюдений в таблицах рабочего листа в виде записей, рисунков;

- следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии

Получат возможность научиться:

- проводить самостоятельные наблюдения для нахождения необходимой информации и проверки гипотез о том, как животные добывают корм зимой.

Умения, характеризующие достижение результата:

- различать растения в зимний период по плодам и семенам;

- определять зимующих птиц и характерный для них корм;

- выявлять особенности добывания корма в зимний период у зверей и птиц;

- определять цель и план  наблюдения;

- фиксировать  результаты наблюдения и опыта в предложенной форме (словесное описание, рисунок);

- следовать инструкции (плану) проведения наблюдения;

- делать выводы на основе наблюдения.

Оборудование: деревянная линейка с делениями для измерения глубины снега, лопатка для раскапывания снега, корм для птиц (семена, ягоды рябины), коробки для сбора шишек, атлас – определитель, рабочие листы.

Подготовка к экскурсии: зимнюю экскурсию следует провести на то же место, что и осенью. Накануне учителю на месте проведения надо отметить объекты для наблюдений. Перед экскурсией прочитать рассказы о природе зимой, установить кормушки для наблюдения за птицами.

Ход урока – экскурсии

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Актуализация знаний. Мотивация.

Читает стихотворение Благининой «Морозы»:

Больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц:

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

Вопросы: О ком беспокоится автор?

У вас возникали когда – нибудь такие мысли?

Почему появляется тревога за жизнь животных зимой?

Как проверим предположение?

Сегодня отправляемся на экскурсию. С какой целью?

Помогает составить план.

Дети отвечают:

О яблоньке, о собаке, о птицах.

Да

Формулируют гипотезу: зимой птицам может не хватать корма, так как его трудно добывать.

Предлагают понаблюдать, прочитать и т.п.

-Собрать  факты о том, какой корм и как находят животные. Есть ли у них трудности? Как это можно выяснить?

Составляют план наблюдений.

1.Выяснить, какой корм есть на снегу, а какой под снегом.

2.Выяснить, есть ли корм на лиственных и хвойных деревьях.

3. Понаблюдать за поведением животных: что они едят и где находят корм.

2.

Исследование в группах (в парке)

Проводит беседу:

Какая погода? Как изменилась с приходом зимы? Как изменился парк?

Разбиваются на группы, получают рабочий лист

3.

Обмен информацией (в классе)

Какова была цель исследования?

Слушает и анализирует  находки каждой группы.

Выступают по группам

4.

Оценка, обобщение

Какую гипотезу доказывали? Какие факты подтверждают гипотезу? (заполнение кластера)

Заполняют кластер

5.

Подведение итогов. Рефлексия.

Можно ли считать нашу гипотезу доказанной? Какой вывод сделаем?

Каким способом получили сегодня новые знания?

Как понимаете выражение: «Зимою не до жира, зимою быть бы живу»

Да, она опирается на факты

Зимой для животных существует несколько источников питания: плоды, семена, побеги, почки, корм в кормушках. Зимой им трудно добывать корм, поэтому им должен помогать человек.

С помощью наблюдения.

                                                                                                                                                                                               Приложение

Объект наблюдения

Что наблюдает уч-ся

Содержание рабочего листа

Группа 1

Снежный покров

На открытом пространстве снег выпадает равномерно, а там, где преграды, образуются заносы. Под снегом зелеными зимуют многие растения. Под снегом полевки проводят все время. Они роют ходы, отыскивают орехи, желуди.

Рабочий лист №1

1.Обследуйте местность. Найдите корм на снегу. (сделайте зарисовки)

2.Изучите особенности снежного покрова :глубину снега на открытом и закрытом пространстве.

3.Почему глубина снега разная?

4.Раскопайте снег и обследуйте почву: какой там корм? (сделайте зарисовки)

5.Для кого зимующие под снегом растения служат пищей?

6. Все ли животные смогут добыть корм?

7.Правила поведения в парке?

8.Сделайте вывод о том, какой корм есть для животных?

Группа 2

Плоды деревьев и кустарников

На некоторых деревьях и кустарниках зимой остаются плоды. Пищей птицам служат семена, ягоды рябины или почки. На снегу семена ищут мыши и птицы.

Рабочий лист №2

1.По каким признакам вы узнали деревья зимой? Пользуясь атласом – определителем дайте им названия.

2.На каких деревьях остались плоды и семена? (сделайте зарисовки)

3.Рассмотрите  гроздья рябины, ягоды на снегу. Кто был в гостях у рябины?(снегири вылущивают семена, а мякоть бросают; свиристели глотают целиком)

4.Сделайте вывод, какой корм есть на зимних деревьях?

Группа 3

Хвойные деревья и их гости.

1.Шишки. Зимой созревают семена. Шишки сбрасывает белка, клест, дятел.

Клест  клювом раздвигает чешуйки и достает семена. Дятел вставляет шишку в развилку между веток, как в тиски.

Рабочий лист №3

1.Рассмотрите хвойные деревья и их шишки на ветках. Опишите их.

2.Рассмотрите шишки. Как они попали на землю? Что нашли в шишках?

3.Как клест добывает семена из шишки? Дятел? Опишите.

4. Сделайте вывод о том, какой корм для животных есть в шишках.

Группа 4

Птичья кормушка

1.Птицы у кормушки: синица, воробей, снегирь, поползень

Рабочий лист № 4

1.Проведите наблюдения за птицами у кормушки. Кто прилетел? Какой корм предпочитает? Как ест птица (долбит, крошит, раскалывает, хватает)? Бывают ли ссоры из-за корма? Боятся ли птицы людей у кормушки?

Результаты зафиксируйте в таблице:

Название

птицы

Когда

прилетела

Какой корм ест

Повадки

2.Сделайте заключение о том, что едят птицы зимой. Нужны ли кормушки? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия в 4-м классе по теме: "Нахождение металлов в природе и их применение" с использованием деятельностного метода.

Цель урока:Обеспечить усвоение учащимися возможностей применения наиболее значимых для человека металлов и сплавов. Задачи урока: Создать условия для определения связей между свойствам...

Конспект урока и презентация по теме " Живая природа зимой" УМК " Школа России" окружающий мир

В конспекте максимально выполнены требования к уроку по ФГОС...

Урок-экскурсия по теме: "Изменения в природе с наступлением зимы. Декабрь"

в этом уроке отражены основные моменты экскурсии. После организационного момента использую упражнения на коррекцию мышления. Далее использую установочную беседу и основные этапы проведения экскурсии. ...

Разработка урока окружающего мира по теме "Неживая природа зимой"

Разработка урока по окружающему миру по теме "Неживая природа зимой"....

Разработка урока окружающего мира по теме "Неживая природа зимой"

Разработка урока по окружающему миру по теме "Неживая природа зимой"....

Конспект урок-экскурсия окружающий мир на тему: "Природа родного края. Растительность леса" (УМК "Школа России" , 3 класс)

Цели: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности воспитанниковЗадачи: закрепить понятие «лес», «растительность»; сформировать представление о природе...

Урок-экскурсия в 4-м классе по теме: "Нахождение металлов в природе и их применение" с использованием деятельностного метода.

Задачи урока: Создать условия для определения связей между свойствами веществ и их применениемСпособствовать развитию форм мышления (умозаключения, аналогии)Содействовать воспитанию интереса к пр...