Урок-экскурсия в 4-м классе по теме: "Нахождение металлов в природе и их применение" с использованием деятельностного метода.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Цель урока:Обеспечить усвоение учащимися возможностей применения наиболее значимых для человека металлов и сплавов.
Задачи урока:
- Создать условия для определения связей между свойствами веществ и их применением
- Способствовать развитию форм мышления (умозаключения, аналогии)
- Содействовать воспитанию интереса к предмету
- Содействовать воспитанию экологической культуры
Форма: урок-экскурсия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.doc | 299.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов высшей категории МАОУ гимназии «Мариинская», кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального обучения ФГБОУ ВПО «ТГПИ им. А.П.Чехова» ПРИХОДЬКО ВАЛЕНТИНА ЕВГЕНЬЕВНА |
Урок-экскурсия в 4-м классе по теме: "Нахождение металлов в природе и их применение"
с использованием деятельностного метода.
Цель урока:Обеспечить усвоение учащимися возможностей применения наиболее значимых для человека металлов и сплавов.
Задачи урока:
- Создать условия для определения связей между свойствами веществ и их применением
- Способствовать развитию форм мышления (умозаключения, аналогии)
- Содействовать воспитанию интереса к предмету
- Содействовать воспитанию экологической культуры
Форма: урок-экскурсия.
Оборудование: образцы разных тел, образцы руд, образцы металлов, мультимедиа, учебник для 4 класса: «Человек и природа» (А.А. Вахрушева).
1. Организационный момент.
Поздоровайтесь с гостями.
Улыбнулись, подтянулись.
Друг на друга посмотрели
И спокойно тихо, сели.
2. Постановка проблемы и актуализация знаний. (Приложение 1)
Разминка:
- Сейчас я предлагаю вам поиграть в очень известную игру: я буду называть слова, а вы хлопайте, если это горные породы или минералы.
Золото, кварц, бронза, песок, серебро, каменная соль, алюминий, олово, гранит, медь, гравий.
- Как называются те тела, на которые вы не хлопали в ладоши? (Металлы).
Учитель: Какова же тема нашего сегодняшнего урока?
"Нахождение металлов в природе и их применение"
Учитель: Что же такое металлы? Вспомните, пожалуйста, какое количество металлов существует в природе в настоящее время? (около 80)
- Действительно их много, но мы с вами сегодня совершим экскурсию в мир самых значимых для человека металлов.
Учитель: Скажите, пожалуйста, какие на ваш взгляд металлы являются наиболее значительными в жизни человека? (алюминий, олово, железо, золото, серебро, платина, свинец, медь, ртуть)
Учитель: Вы сделали правильный выбор, молодцы.
Учитель: Форма нашего сегодняшнего урока – урок-экскурсия. Экскурсия в мир металлов. И первую экскурсию мы совершим в далёкое прошлое, чтобы узнать, какие металлы являются металлами древности и какое значение имели они для наших предков. А помогут нам в этом археологические раскопки.
Где использовались металлы в древности, какое значение они имели для человека, вам расскажут наши экскурсоводы.
(Поочередно, выходят 4 экскурсовода и рассказывают о металлах: железе, меди, золоте, серебре). Эти рассказы сопровождаются показом слайдов с изображение предметов, найденных при раскопках.
«Группы металлов».
- Давайте вспомним, какие группы металлов вы знаете?
- Металлы делятся на следующие группы: черные, цветные, редкие и драгоценные.
Черная металлургия - производство чугуна и стали из железной руды. Цветные – медь, свинец, цинк.
Редкие – олово – с её помощью производят белую жесть, используемую в упаковке консервов, ртуть и другие.
Драгоценные – золото, серебро, платина. Использовали для производства денег. При производстве украшений, серебро - в электротехнике, радиотехнике, фотографировании.
Цветные металлы представляют собой вещества с высокой прочностью, пластичностью, тепло- и электропроводностью. Цветные металлы - это цинк, олово, свинец, медь, латунь, бронза, никель, кадмий, ртуть...
3. Закрепление изученного материала.
Как называются горные породы, из которых выплавляют металлы. А подсказкой будет загадка:
Она варилась долго в доменной печи,
На славу получились ножницы, ключи. (Руда).
-Руды – это полезные ископаемые, в состав которых входят металлы.
Работа в парах.
Учитель: Разделимся на пары. У каждой пары есть образцы руд, а у вас в учебнике на с. 37 изображены руды, рассмотрите и соотнесите ваш образец с изображением в учебнике. (Дети рассказывают о рудах)
Железные руды:
Гематит, вишнево-красный или буровато-черный железняк - это минерал, оксид железа черного или темного красно-бурого цвета, плотный, непрозрачный, с металлическим блеском.
Магнитный железняк (магнетит) - минерал железно-черного цвета ; совершенно непрозрачен, обнаруживает сильный магнетизм. встречается в виде отдельных кристаллов
Бурый железняк (лимонит): твердая плотная руда черного или буроватого цвета с металлическим блеском, менее богатая железная руда, зато чаще встречается, чем магнитный и красный железняк.
Оловянная руда: касситерит, оловянный камень, кристаллы зернистые.
Медная руда, медный колчедан: твердая, чаще зернистая, иногда плотная порода латунно-желтого цвета.
Алюминиевая руда, боксит: плотная зернистая руда красного или серого цвета, похожая на глину, но отличается тем, что при смешивании с водой не делается вязкой.
Учитель: Итак, вы увидели и смогли потрогать своими руками некоторые руды, но, к сожалению, запасы полезных ископаемых ограничены, поэтому мы должны бережно и экономно использовать данные ресурсы.
Работа с компьютером в программе «Природа и человек»
- Теперь попробуем пройти небольшой тест в программе «Природа и человек».
- Войдите в программу.
- Выберите режим «Без подсказок»
- Упражнение № 34 «Полезные ископаемые» (2)
Результат работы запомните.
Работа по учебнику.
-Кто и где добывает руду? (Шахтеры в подземных рудниках.)
Учитель: Какая отрасль промышленности обеспечивает нашу экономику металлами? ( Верно – металлургия).
-Чтобы получить из руды металл, она проходит обработку. Её очень сильно нагревают в специальных печах. В настоящее время их существует большое количество.
-Как называется печь, которая изображена у вас в учебнике на стр. 37? (доменная)
- Но есть более современные печи для выплавки чугуна и стали ( слайд 15 ), они называются индукционные печи. Эти печи более экономичные в работе и более выгодные для нашей металлургической промышленности.
- Посмотрите видеофрагмент о выплавке стали на металлургическом производстве города Магнитогорска.
- Скажите, а есть ли в нашем городе предприятие, которое занимается переработкой металла. (Таганрогский Металлургический завод).
- Что производит Таганрогский Металлургический завод?
Таганрогский металлургический завод основан в 1896 г.
ТАГМЕТ выпускает практически все виды стальных труб, в том числе высокопрочные со специальными свойствами, коррозионно-стойкие, трубы с высокогерметичными резьбовыми соединениями, профильные трубы. Продукция предприятия используется в нефтегазовом секторе, машиностроении, строительстве и ЖКХ. Сталеплавильный комплекс Таганрогского металлургического завода полностью обеспечивает потребности предприятия в стальной трубной заготовке. Продукция предприятия поставляется как российским, так и зарубежным потребителям.
Практическая работа.
- А теперь давайте вспомним свойства металлов.
- Вот перед вами образцы различных предметов, в чашке, найдите среди них металлические предметы. (Спички, скрепки, пробка, бумага, кнопки, проволока).
- Покажите эти предметы.
- Как вы определили? По каким признакам, свойствам?
- Много ли особенных свойств у металлов? (твердость, пластичность, расширение при нагревании, блеск, электропроводность и теплопроводность) Вывесим на доске все названные свойства металлов.
- Неужели все-все металлы твердые на ощупь? Может быть, есть исключения?
- Конечно, это ртуть. Ртуть — единственный металл, жидкий при комнатной температуре. В природе находится как в самородном виде, так и образует ряд минералов. Чаще всего ртуть получают путём восстановления из её наиболее распространённого минерала — киновари. Применяется для изготовления измерительных приборов, вакуумных насосов, источников света и в других областях науки и техники.
- Одно из свойств мы имеем возможность увидеть на опыте в видеофрагменте.
- Обратимся к фильму «Тепловое расширение металлов»
- Металлический шарик легко проходит через кольцо, а затем шарик нагревают, и шарик уже не может пройти через кольцо, этот опыт подтверждает свойство металлов – они расширяются при нагревании.
«Использование металлов».
-Видите, как много в природе различных металлов. Смешивая расплавленные металлы между собой и другими добавками, люди получили тысячи сплавов - разновидностей металлов, обладающих особыми полезными свойствами.
4. Обобщение
- Вернёмся к цели нашего урока.
Что мы хотели выяснить? (Что же такое металлы? )
Мы это выяснили?
Проблемная ситуация.
- Где же используются металлы и сплавы? (В металлургии, машиностроении, производстве бытовой техники, посуды, для передачи электроэнергии и т.д.)
- Итог урока.
- Спасибо за урок и за сотрудничество. Понравился ли вам урок? Что больше всего понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование деятельностного метода в обучении учеников начальной школы.
Необходима новая технология, которая, с одной стороны, позволит реализовать принцип деятельности, а с другой - обеспечит прохождение необходимых этапов усвоения знаний...
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
Использование деятельностного метода решения задач на уроках математики в начальной школе
презентация...
«Использование деятельностного метода при создании проектов в начальной школе»
«Нельзя чему-нибудь научить человека,можно только помочь емуобнаружить это внутри себя»Г. ГалилейОсновные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний...
Урок математики в 4 классе "Умножение многозначного числа на однозначное" с использованием деятельностного метода обучения
Урок математики представлен на районном семинаре по теме "Роль учителя начальных классовв развитии личности обучающегося на основе формирования УУД, познания и освоения мира"...
Использование деятельностного метода на уроке математики в 3 классе
Работая с детьми младшего школьного возраста, я заметила, что из года в год не уменьшается количество школьников, испытывающих затруднения в усвоении программы. Среди причин школьной неуспеваемости не...
Урок-экскурсия в 4-м классе по теме: "Нахождение металлов в природе и их применение" с использованием деятельностного метода.
Задачи урока: Создать условия для определения связей между свойствами веществ и их применениемСпособствовать развитию форм мышления (умозаключения, аналогии)Содействовать воспитанию интереса к пр...