Урок-экскурсия в 4-м классе по теме: "Нахождение металлов в природе и их применение" с использованием деятельностного метода.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Приходько Валентина Евгеньевна

 

Цель урока:Обеспечить усвоение учащимися возможностей применения наиболее значимых для человека металлов и сплавов.

 

Задачи урока:

 

  1. Создать условия для определения связей между свойствами веществ и их применением
  2. Способствовать развитию форм мышления (умозаключения, аналогии)
  3. Содействовать воспитанию интереса к предмету     
  4. Содействовать воспитанию экологической культуры

Форма: урок-экскурсия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc299.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов высшей категории

                                  МАОУ гимназии «Мариинская»,

                  кандидат педагогических наук,

                доцент кафедры педагогики  

             начального обучения

                 ФГБОУ ВПО «ТГПИ им. А.П.Чехова»

ПРИХОДЬКО ВАЛЕНТИНА ЕВГЕНЬЕВНА

Урок-экскурсия  в 4-м классе по теме: "Нахождение металлов в природе и их применение"

 с использованием деятельностного метода.

Цель урока:Обеспечить усвоение учащимися возможностей применения наиболее значимых для человека металлов и сплавов.

Задачи урока:

  1. Создать условия для определения связей между свойствами веществ и их применением
  2. Способствовать развитию форм мышления (умозаключения, аналогии)
  3. Содействовать воспитанию интереса к предмету        
  4. Содействовать воспитанию экологической культуры

Форма: урок-экскурсия.

Оборудование: образцы разных тел, образцы руд, образцы металлов, мультимедиа, учебник  для 4 класса: «Человек и природа» (А.А. Вахрушева).

1. Организационный момент.

Поздоровайтесь с гостями.

Улыбнулись, подтянулись.

Друг на друга посмотрели

И спокойно тихо, сели.

2. Постановка проблемы и актуализация знаний. (Приложение 1)

 Разминка:

- Сейчас я предлагаю вам поиграть в очень известную игру: я буду называть слова, а вы хлопайте, если это горные породы или минералы.

Золото, кварц, бронза, песок, серебро, каменная соль, алюминий, олово,  гранит, медь, гравий.

- Как называются те тела, на которые вы не хлопали  в ладоши? (Металлы).

  Учитель: Какова же тема нашего сегодняшнего урока?        

                                                "Нахождение металлов в природе и их применение"

  Учитель: Что же такое металлы?  Вспомните, пожалуйста, какое количество металлов существует в природе в настоящее время? (около 80)

- Действительно их много, но мы с вами сегодня совершим экскурсию в мир самых значимых для человека металлов.        

   Учитель: Скажите, пожалуйста, какие на ваш взгляд металлы являются наиболее значительными в жизни человека?  (алюминий, олово, железо, золото, серебро, платина, свинец, медь, ртуть)

Учитель: Вы сделали правильный выбор, молодцы.

Учитель: Форма нашего сегодняшнего урока – урок-экскурсия. Экскурсия в мир металлов. И первую экскурсию мы совершим в далёкое прошлое, чтобы узнать,  какие металлы являются металлами древности и какое значение имели они для наших предков. А помогут нам в этом археологические раскопки.

Где использовались  металлы в древности, какое значение они имели для человека, вам расскажут наши экскурсоводы.

   (Поочередно, выходят 4 экскурсовода и рассказывают о металлах: железе, меди, золоте, серебре). Эти рассказы сопровождаются показом слайдов с изображение предметов, найденных при раскопках.

«Группы металлов».

- Давайте вспомним, какие группы металлов вы знаете?

- Металлы делятся на следующие группы: черные, цветные, редкие и драгоценные.

Черная металлургия - производство чугуна и стали из железной руды. Цветные – медь, свинец, цинк.

Редкие – олово – с её помощью производят белую жесть, используемую в упаковке консервов, ртуть и другие.

Драгоценные – золото, серебро, платина. Использовали для производства денег. При производстве украшений, серебро - в электротехнике, радиотехнике, фотографировании.

Цветные металлы  представляют собой вещества с высокой прочностью, пластичностью, тепло- и электропроводностью.  Цветные металлы - это цинк, олово, свинец, медь, латунь, бронза, никель, кадмий, ртуть...

3. Закрепление изученного материала.

Как называются горные породы, из которых выплавляют металлы. А подсказкой будет загадка:

Она варилась долго  в доменной печи,

На славу получились  ножницы, ключи. (Руда).

-Руды – это полезные ископаемые, в состав которых входят металлы.  

Работа в парах.

Учитель: Разделимся на пары. У каждой пары есть образцы руд, а у вас в учебнике на с. 37 изображены руды, рассмотрите и соотнесите ваш образец с изображением в учебнике. (Дети рассказывают о рудах)

Железные руды:

 Гематит, вишнево-красный или буровато-черный железняк - это минерал, оксид железа черного или темного красно-бурого цвета, плотный, непрозрачный, с металлическим блеском.

Магнитный железняк (магнетит) - минерал железно-черного цвета ; совершенно непрозрачен, обнаруживает сильный магнетизм. встречается в виде отдельных кристаллов

Бурый железняк (лимонит): твердая плотная руда черного или буроватого цвета с металлическим блеском, менее богатая железная руда, зато чаще встречается, чем магнитный и красный железняк.

Оловянная руда: касситерит, оловянный камень, кристаллы зернистые.

Медная руда, медный колчедан: твердая, чаще зернистая, иногда плотная порода латунно-желтого цвета.

Алюминиевая руда, боксит: плотная зернистая руда красного или серого цвета, похожая на глину, но отличается тем, что при смешивании с водой не делается вязкой.

Учитель: Итак, вы увидели и смогли потрогать своими руками некоторые руды, но, к сожалению, запасы полезных ископаемых  ограничены, поэтому мы должны бережно и экономно использовать данные ресурсы.

Работа  с компьютером в программе «Природа и человек»

- Теперь попробуем пройти небольшой тест  в программе «Природа и человек».

- Войдите в программу.

- Выберите режим «Без подсказок»

- Упражнение № 34 «Полезные ископаемые» (2)

Результат работы запомните.

Работа по учебнику.

-Кто и где добывает руду? (Шахтеры в подземных рудниках.) 

Учитель: Какая отрасль промышленности обеспечивает нашу экономику металлами? ( Верно – металлургия).

-Чтобы получить из руды металл, она проходит обработку. Её очень сильно нагревают в специальных печах. В настоящее время их существует большое количество.

-Как называется печь, которая изображена у вас в учебнике на стр. 37? (доменная)

- Но есть более современные печи для выплавки чугуна и стали ( слайд 15 ), они называются индукционные печи. Эти печи более экономичные в работе и более выгодные для нашей металлургической промышленности.

- Посмотрите видеофрагмент о выплавке стали на металлургическом производстве города Магнитогорска.

- Скажите, а есть ли в нашем городе предприятие, которое занимается переработкой металла.  (Таганрогский Металлургический завод).

- Что производит Таганрогский Металлургический завод?

      Таганрогский металлургический завод основан в 1896 г.

        ТАГМЕТ выпускает практически все виды стальных труб,  в том числе высокопрочные со специальными свойствами, коррозионно-стойкие, трубы с высокогерметичными резьбовыми соединениями, профильные трубы. Продукция предприятия используется в нефтегазовом секторе, машиностроении, строительстве и ЖКХ. Сталеплавильный комплекс Таганрогского металлургического завода полностью обеспечивает потребности предприятия в стальной трубной заготовке. Продукция предприятия  поставляется как  российским, так и зарубежным потребителям.

Практическая работа.

- А теперь давайте вспомним свойства металлов.

- Вот перед вами образцы различных предметов, в чашке,  найдите среди них металлические предметы. (Спички, скрепки, пробка, бумага, кнопки, проволока).

-  Покажите эти предметы.

-  Как вы определили?  По каким признакам, свойствам?

- Много ли особенных свойств у металлов? (твердость, пластичность, расширение при нагревании, блеск, электропроводность и теплопроводность) Вывесим на  доске все названные свойства металлов.

- Неужели все-все металлы твердые на ощупь? Может быть,  есть исключения?

- Конечно, это ртуть. Ртуть — единственный металл, жидкий при комнатной температуре. В природе находится как в самородном виде, так и образует ряд минералов. Чаще всего ртуть получают путём восстановления из её наиболее распространённого минерала — киновари. Применяется для изготовления измерительных приборов, вакуумных насосов, источников света и в других  областях науки и техники.

- Одно из свойств мы имеем возможность увидеть на опыте в видеофрагменте.

- Обратимся к фильму «Тепловое расширение металлов»

- Металлический шарик легко проходит через кольцо, а затем шарик нагревают, и шарик уже не может пройти через кольцо, этот опыт подтверждает свойство металлов – они расширяются при нагревании.

«Использование металлов».

-Видите, как много в природе различных металлов. Смешивая расплавленные металлы между собой и другими добавками, люди получили тысячи сплавов - разновидностей металлов, обладающих особыми полезными свойствами.

4. Обобщение

- Вернёмся к цели нашего урока.

Что мы хотели выяснить? (Что же такое металлы?  )

Мы это выяснили?

Проблемная ситуация.

- Где же используются металлы и сплавы?  (В металлургии, машиностроении, производстве бытовой техники, посуды, для передачи электроэнергии и т.д.)

  1. Итог урока.

- Спасибо за урок и за сотрудничество. Понравился ли вам урок?  Что больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование деятельностного метода в обучении учеников начальной школы.

Необходима новая технология, которая, с одной стороны, позволит реализовать принцип деятельности, а с другой - обеспечит прохождение необходимых этапов усвоения знаний...

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

«Использование деятельностного метода при создании проектов в начальной школе»

«Нельзя чему-нибудь научить человека,можно только помочь емуобнаружить это внутри себя»Г. ГалилейОсновные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний...

Урок математики в 4 классе "Умножение многозначного числа на однозначное" с использованием деятельностного метода обучения

Урок математики представлен на районном семинаре по теме "Роль учителя начальных классовв развитии личности обучающегося на основе формирования УУД, познания и освоения мира"...

Использование деятельностного метода на уроке математики в 3 классе

Работая с детьми младшего школьного возраста, я заметила, что из года в год не уменьшается количество школьников, испытывающих затруднения в усвоении программы. Среди причин школьной неуспеваемости не...

Урок-экскурсия в 4-м классе по теме: "Нахождение металлов в природе и их применение" с использованием деятельностного метода.

Задачи урока: Создать условия для определения связей между свойствами веществ и их применениемСпособствовать развитию форм мышления (умозаключения, аналогии)Содействовать воспитанию интереса к пр...