Урок-экскурсия по теме: "Изменения в природе с наступлением зимы. Декабрь"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Малышева Нина Николаевна

в этом уроке отражены основные моменты экскурсии. После организационного момента использую упражнения на коррекцию мышления. Далее использую установочную беседу и основные этапы проведения экскурсии. А именно: наблюдение и анализ предметов и явлений природы с позиции установления причинно-следственных связей; самостоятельное обследование местности обучающимися (замер глубины снежного покрова); игры. На уроке  формирую интерес к объектам неживой природы через стихотворения, наблюдения,  продолжаю расширять и углублять представления об изменениях в природе и их причины, развиваю устную речь обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-ekskursiya_vo_2_klasse._zima.docx415.94 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «СЕЗОННЫЕ  ИЗМЕНЕНИЯ  В  ПРИРОДЕ  ЗИМОЙ. ДЕКАБРЬ»                                

                                                 2 класс

http://photofiles.alphacoders.com/215/21531.jpg

                                                                             Учитель начальных классов

                                                                            МКОУ Верх-Ирменской школы-интерната

                                                                            для детей с ОВЗ

                                                                             Малышевой Н.Н.

                                           2015 год

                                УРОК-ЭКСКУРСИЯ

ТЕМА: Сезонные изменения в природе зимой (декабрь).

ЦЕЛИ: Расширять представления обучающихся об изменениях в природе и их причинах

             Формировать умение четко, полно излагать свои мысли, развивать навыки диалогической речи

             Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.

             Воспитывать чувство любви к природе.

             Ход экскурсии

  1. Организационный момент.

а)   На ладонь упало робко

Первая снежинка.

Ей, наверно, очень плохо

На лесной тропинке?

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

На заборах, на крылечке

Все блестит и все бело.

Нет свободного местечка –

Всюду снега намело.

- О каком времени года говорится в стихотворении?

- Сегодня мы с вами будем говорить об изменениях, которые произошли в природе с приходом зимы и увидим эти изменения.

-А какие зимние месяцы вы знаете?

Б) Упражнения на коррекцию мышления.

- Расставьте картинки ( слова) в правильном порядке: лужи, тучи, дождь, сугробы, снегопад, «голая земля» (без снега), цветы, солнце.

В) Установочная беседа

- Мы пойдем на экскурсию, чтобы раскрыть секреты:

- Где лежит снег и не тает? Почему?

- Где много снега, а где мало и почему?

- Зачем земле это «белое одеяло»?

- Как изменилась температура воздуха с приходом зимы?

- Какие стали осадки зимой по сравнению с осенью? и т.д.

2. Основной этап: проведение экскурсии.

А)  Учитель: Нас  встречает зимний лес.

                       Он стоит, как белый терем,

                       Полный сказок и чудес.

                       

Учитель: - Перед нами  волшебная дверь, перед которой мы оставим неудачи, обиды, зло, все неприятности  т.е. все плохое. Открываем дверь и входим в лес, как в храм. Идем и любуемся. Перед нами …  лес. -  Какой лес? (березовый) Тихо в спящем лесу. Мы будем ходить по лесу тихо-тихо, слушать и наблюдать.

Учитель: - Послушайте, с какой любовью пишет о зиме и березах Сергей Есенин

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Учитель: - Как хорошо в лесу! Поднимаемся на носочки, потянулись и нюхаем березовую веточку – вдохнули воздух, опускаемся – выдыхаем, посмотрели направо налево. Мы видим, зимний березовый лес не спит, а дремлет, серебром унизан весь.

Б) Наблюдение и анализ предметов, явлений природы с позиции установления причинно-следственных связей.

Он к бровям прирос,

Он залез мне в валенки.

Говорят, он – Дед Мороз,

А шалит, как маленький.

Учитель: - На улице тепло или холодно? -  Какой снег? -  Как называется явление в природе, когда идет густой снег: много снежинок падает на землю – они просто осыпают ее? (снегопад) – Где много снега, а где мало? - Почему? - Почему снег не тает? – Зачем земле это «белое одеяло»? – Давайте посмотрим много ли снега на этой полянке? (Линейкой измерить глубину снега в нескольких местах) - Почему люди прячут носы в воротники пальто и быстро идут по улице? - Как были одеты люди летом?  - А сейчас, с наступлением зимы?    (Морозы стали крепче, и не всегда можно гулять.  На улице очень холодно, люди идут быстро, чтобы не замерзнуть)

 Учитель: - Назовите, какие деревья и кустарники вы знаете? - Как чувствуют себя деревья зимой? - Хорошо им или плохо зимой? - Для чего нужен снег деревьям? - Что может произойти, если много снега на ветках или он очень влажный?

Деревья зимою, деревья зимою

Пронизаны ветром и стужей самою,

И стройные сосны и острые ели

Встают, как солдаты, навстречу метели.

Учитель: - Есть ли ветер? - Откуда он дует? - Почему против ветра идти тяжело, а по ветру легче? - Холодный он или теплый? - Как можно узнать, что дует ветер?

Ветер-ветерцо,

Не дуй мне в лицо,

А дуй мне в спину,

Чтоб идти было в силу.

Учитель:  - Какое сегодня солнце?  - Каждый ли день мы видим солнце? - На что оно похоже? - Греет ли солнышко зимой?

Где ты, солнце, в самом деле?

Мы совсем окоченели.

Без тебя вода замерзла,

Без тебя земля промерзла.

Выйди, солнышко, скорей!

Приласкай и обогрей!

Учитель: - А сейчас мы поиграем в снежки. - Вы хотите поиграть? (Ученики хором отвечают: «Мы хотим поиграть!»

-Юра, ты хочешь поиграть в снежки?

- Руслана, ты хочешь поиграть в снежки?

- Максим, спроси Алешу, Дамира…

- Мы хотим  играть в снежки. Покажите, как  вы нагнулись и взяли в руки снег. А теперь лепим комок. Бросаем его левой рукой ,снова берем снег, лепим другой комок. Бросаем его правой рукой…  Игра «Метко в цель».

3. Итог экскурсии. Возвращение в школу.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-экскурсии, тема "Зима"

Конспект урока-экскурсии по Окружающему миру, тема "Зима"...

Презентация к уроку по теме:"Изменения в природе. Похолодание, отлет птиц"

Презентация к уроку развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности  в 1 классе по теме: "Изменения в природе. Похолодание , отлет птиц"...

Интегрированный урок развития речи и изобразительного искусства «Начало зимы. Декабрь».

Цели урокаПродолжать формировать представление о сезонных изменениях в природе на основе наблюдений учащихся.Корректировать мыслительные операции на основе упражнений на развитие объёма зрительно-слух...

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" в 4 классе школы VIII вида по теме "Изменения в природе зимой"

Данный урок предназначен для учащихся 4 класса коррекционных щкол 8 вида, входит в раздел "Сезонные изменения в природе".Цель урока: уточнить и закрепить представления обучающихся о характер...

Конспект урока-экскурсии по предмету "Мир природы и человека" на тему " Изменения в природе осенью", 3 класс

Осень. Экскурсия в природу для наблюдения за осенними изменениями в живой и неживой природе....