Урок по теме "Экология и экономика"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Крымова Ольга Викторовна

Урок. Окружающий мир. 3 класс.

Тема: «Экология и экономика»

Цель: повторить и обобщить знания детей об экологии и экономики.

Задачи:

1.Образовательные: познакомить учеников с экологическими проблемами нашей планеты в XXI веке, с задачами экологии и двумя сторонами экономики.

2. Развивающие: развитие познавательной активности , развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, развивая коммуникативные способности детей; развивать речь, активизировать мыслительную деятельность.

3. Воспитательные: воспитание экологической культуры, экологического сознания и мышления, бережное отношение к природе, как норма поведения людей любого возраста.

Оборудование:  аудиокассета с фильмом «Экологические катастрофы», схемы, таблицы, учебник А.Плешакова, тетрадь «Проверь себя» автор А.Плешаков 3 класс.

 

Дети сидят по кругу за столами, на столах таблички: 1 корреспондент, 2 корреспондент, архитектор, лесничий, экономист.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_klass_ekologiya_i_ekonomika.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок. Окружающий мир. 3 класс.

Тема: «Экология и экономика»

Цель: повторить и обобщить знания детей об экологии и экономики.

Задачи:

1.Образовательные: познакомить учеников с экологическими проблемами нашей планеты в XXI веке, с задачами экологии и двумя сторонами экономики.

2. Развивающие: развитие познавательной активности , развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, развивая коммуникативные способности детей; развивать речь, активизировать мыслительную деятельность.

3. Воспитательные: воспитание экологической культуры, экологического сознания и мышления, бережное отношение к природе, как норма поведения людей любого возраста.

Оборудование:  аудиокассета с фильмом «Экологические катастрофы», схемы, таблицы, учебник А.Плешакова, тетрадь «Проверь себя» автор А.Плешаков 3 класс.

Дети сидят по кругу за столами, на столах таблички: 1 корреспондент, 2 корреспондент, архитектор, лесничий, экономист.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Вот книжки на столе,

А вот -  тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят

Урок уж больно важный.

  1. Сообщение темы и целей урока.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

На доске плакат.  

экология

экономика

- Прочитайте тему урока.

Учитель.

- Сегодня мы проведём урок на эту тему. Поговорим о том, как хозяйственная деятельность людей наносит окружающей среде большой вред, как экология поможет сделать экономику безопасной.

Ученик.

Мы речь свою ведём о том,

Что вся Земля – наш общий дом –

Наш добрый дом, просторный дом –

Мы все с рожденья в нём живём.

Ещё о том ведём мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

  1. Проверка домашнего задания.

1.Ответы на вопросы учебника стр.

2. Работа в тетради «Проверь себя»  стр.

  1. Просмотр отрывка из кинофильма «Экологические катастрофы».

                Учитель. Сейчас вы посмотрите отрывок из фильма, ответьте на вопрос:

- Какай вред хозяйственная деятельность людей наносит воздуху, воде, растениям, здоровью людей?

  1. Обсуждение проблемы чистого воздуха.

На доске картинка «Источники загрязнения воздуха».

Учитель. К нам пришла телеграмма.

«Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, обрушили на нас выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики, мы задыхаемся от едкой гари».

                                                 Жители города.

- О каких основных источниках загрязнения воздуха говорится в телеграмме?

Учитель. Слово предоставляется нашим корреспондентам, которые побывали на улицах большого города.

1 корреспондент.

Автомобиль стал злейшим врагом природы и человека. Он занимает 1 место по объёму выбросов вредных веществ в атмосферу. Один автомобиль выбрасывает больше тонны вредных веществ, даёт 10кг резиновой пыли. Вдоль дорог растения заражены тяжёлыми металлами.

Учитель.

Что же делать людям в больших городах? ( ходить пешком, пользоваться метро). В европейских городах проводят день без автомобилей, люди пересаживаются на велосипеды, ходят на работу пешком.

2 корреспондент.

Над промышленной частью города можно увидеть разноцветные клубы дыма. Заводы выбрасывают огромное количество вредных веществ. Вокруг заводов погибают травы, кустарники.

Учитель.

Мы с вами говорили на уроках о кислотных дождях, которые наносят вред растениям, памятникам, здоровью людей. Давайте вспомним, какие меры надо принять по охране воздуха?

Способов много. Давайте в ходе решения задач выясним основные пути охраны воздуха.

Задача 1.

Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200т сажи в год. После установки газоулавливающей системы, количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи завод выбрасывает после установки очистительных сооружений?

200: 20 = 10(т)

- Какой способ охраны воздуха предложено в условии задачи?

(установка очистных сооружений).

Задача 2.

Клён выделяет в год 2кг кислорода, а вяз в 7 раз больше. Сколько кг кислорода выделяет вяз?

2х7=14(кг)

 - Какие деревья необходимо высаживать в городах?

 - Какой вид охраны воздуха указан в задаче? (озеленение)

Учитель.

Слово предоставляется архитектору.

На доске условные знаки: направление ветра, лесополоса, завод, город.

Направление ветра                     лесополоса                   завод               город

Вопрос архитектора:

 Покажите с помощью условных знаков, где построить завод?

Физкультминутка.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Ветер тихо клён качает,

 Вправо-влево наклоняет.

Раз – наклон,

Два – наклон,

Зашумел листвою клён.

  1. Загрязнение воды.
  1. Учитель. А сейчас я предлагаю послушать сказку «О нефтяной рыбке».

«Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Закинул дед в море невод и вытащил…» Впрочем, все знают эту сказку. В ней старик поймал золотую рыбку. А если бы он закинул свой невод сегодня? Пришёл бы невод с консервными банками, битыми бутылками, пластиковыми пакетами и прочим мусором. Закинул во второй раз – вытащил бы рваный башмак, шину. В третий раз, как и полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а нефтяная. Заговорила бы она человечьим голосом. Не стала бы она проситься снова в море, а стала молить, чтобы её кинули в аквариум с чистой водой, не хочет она быть нефтяной рыбкой».

 - Грустная сказка. А как рыбка стала нефтяной?

Прочитаем об этом в учебнике.

  1. Работа по учебнику на странице 81-82.

 - Что такое экологическая катастрофа?

Экономика повернулась к природе опасной стороной.

Вспомните об экологических катастрофах. Что вы увидели в телевизионной передаче? Что случилось с морскими животными, птицами?

 - Может ли человек прожить без воды?

Посчитайте, сколько литров воды потребляет человек в сутки.

На доске таблица:

Умывание – 10л + 45л туалет

Купание – 40л

Приготовление пищи – 5л

Мытьё посуды – 10л

Стирка белья – 20л

Мытьё полов – 8л

 - А много ли на земле пресной воды?

 - Как мы должны беречь воду? (ответы детей).

Ученик.

Воду попусту не лей,

Дорожить водой умей.

Закрывай покрепче кран,

Чтоб не вытек океан.

  1. Охрана леса.

Учитель.

- Что называют лёгкими планеты?

 - Много ли лесов на нашей земле?

Наша страна является одним из главных поставщиков древесины.

 - мы не будем говорить о значении леса для экономики нашей страны. Мы поговорим об охране леса.

Слово предоставляется лесничему.

Лесничий.

 -Знаете ли вы, что брошенная в лесу бумага разлагается 2 года, консервная банка – 70 лет, а пластиковая бутылка – 100 лет.

 - Как надо вести себя в лесу? (повторение правила поведения в лесу с помощью условных знаков)

 - Чем мы можем помочь лесу и нашей экономике?

Учитель.

 - А теперь решим задачу:

100кг макулатуры сберегает 8 сосен. В этом году ученики начальных классов нашей школы сдали 200 кг макулатуры. Наш класс тоже принял в этом участие.. Сколько сосен спасли ученики начальных классов?

  1. Экологические прогнозы.

Учитель.

Вы часто по телевидению слушаете прогноз погоды – научное предсказание. Учёные экологи используют свои знания, предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство в природу. Мы сейчас попробуем составить свои экономические прогнозы.

Учебник страница 85, задание 2.

  1. Игра «Экологический свет».

Учитель.

Я предлагаю вам различные ситуации. Если герой ситуации не должен так поступать, вы поднимаете красный кружок, если действия не вредят природе – зелёный кружок.

1 ситуация.

Валера встал утром поздно. Чтобы не опоздать в школу, побежал не по обычному маршруту по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. А побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабые росточки. Когда он прибежал в класс. Прозвенел звонок.

-Не опоздал! – радостно подумал Валера.

2 ситуация.

Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу.  Алёша вышел в коридор, быстро добежал до библиотеки и услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл воду в умывальнике, брызги летели в разные стороны. Алёша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось. Алёша вошёл в библиотеку и рассказал об  этом библиотекарю.                                                                                                                                                            

3 ситуация.

Бабушка попросила  Андрея собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать чай от простуды. Андрей вышел из дома  и стал искать липу. Оказалось, что далеко идти не надо – вдоль шоссе росли липы. Андрей быстро сорвал цветки и принёс бабушке.

Итог. Какие выводы из урока вы сделали для себя?  

Прочитайте выводы по учебнику на странице 85.

Д/З  стр. 85, ответить на вопросы.                                                                                                                                                                  

 

                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                           

                                             

  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок познания мира, экологии, экономики по теме: « Производство и окружающая среда» 3 класс

Цель: Формирование представления о мире как о единой системе, где все взаимосвязано, ознакомление с основными примерами оскудевания ресурсов -  перерасходом природных ресурсов для нужд прои...

Презентация к уроку "Для чего нужна экономика?"

Раскрываются основные понятия по теме, предлагаются задания учащимся для самостоятельной работы....

Учебно - методический комплект по окружающему миру (конспект урока + презентация) на тему "Экономика и экология", УМК "Школа России"

Учебно - методический комплект по окружающему миру (конспект урока + презентация) на тему "Экономика и экология", УМК "Школа России"...

Интегрированный урок окружающего мира и экономики

В начальной школе, опираясь на изучаемые предметы, житейские экономические понятия, учителю предстоит ввести ребенка в мир экономической жизни, связанной с переходом к рыночным отношениям. Важно знако...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Экономика родного края». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Экономика родного края»Цели урока: познакомить детей  с важнейшей отраслью экономики – промышленностью, учить различать продукцию каждой отрасли промышленности....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Экономика и экология. Экологическая катастрофа».. 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Экономика и экология. Экологическая катастрофа».Цели урока: познакомить с двумя сторонами экономики – полезной и опасной; систематизировать и расширить знания учащихся о...