Конспект урока окружающего мира в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Тема урока: "Наши природные богатства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse.docx | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира в 4 классе
(УМК «Школа России», учебник Плешакова А. А.)
Цель: формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные
богатства Земли.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.
2. Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные
особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия
для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.
3. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах,
воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно
использовать богатства Земли.
Средства:
- презентация к уроку;
- карточки с условными знаками полезных ископаемых;
- карточки с названиями полезных ископаемых;
- листы бумаги «Полевой дневник»;
- Учебники «Мир вокруг нас», 4 класс, 1 часть – М «Просвещение» 2012г (автор А. А. Плешаков)
- компьютер;
- колонки;
- мультимедиапроектор.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся (1 мин.) | СЛАЙД 1 - Прозвенел звонок – начинается урок окружающего мира. Наш девиз: … - Поприветствуйте улыбкой друг друга и наших гостей. Я рада вас вести дорогой знаний. - Занимайте свои места. | Дети хором: Нам природу надо знать, уважать и охранять! Учащиеся приветствуют друг друга и гостей, садятся на свои места. |
II. Этап постановки цели и задач урока (7 мин.). | - Ребята, на прошлом уроке мы говорили о водных богатствах Земли. Давайте вспомним, что такое водоёмы? - Как вы считаете, можно ли назвать водоемы богатством Земли? - Что еще относится к природным богатствам Земли? СЛАЙД 2 Учитель при помощи фрагмента из передачи «Кругосветное путешествие» подводит детей к теме урока. - Ребята, я предлагаю вам внимательно посмотреть фрагмент из детской телепередачи «Кругосветное путешествие». - Смотреть нужно очень внимательно, чтобы ответить на вопрос, в какое путешествие решили отправиться главные герои? - О каких богатствах шла речь в просмотренном фрагменте? - Каким термином их можно назвать? - Почему их назвали «полезные»? - А почему «ископаемые»? СЛАЙД 3 - Вы верно ответили на вопросы. Действительно, посмотрите на доску: «Полезные ископаемые - это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности, и используют во многих сферах жизнедеятельности». - Значимость полезных ископаемых для человечества огромна! Это настоящее богатство нашей Земли! - Как будет звучать тема нашего урока? СЛАЙД 4 | Дети формулируют ответы: Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом. - Да. Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве. - Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые. Дети смотрят видеофрагмент из передачи «Кругосветное путешествие» о полезных ископаемых вместе с участием Хрюши и Степашки. 1 мин. (нач. 32 сек. –конц.1мин 20 сек.) Отвечают на поставленные вопросы, обобщают, делают выводы - Алмазы, золото и т.д. - Полезные ископаемые. - Они приносят пользу людям. - Их добывают под землей. Дети формулируют тему урока: «Наши подземные богатства». |
III. Этап актуализации знаний учащихся (5 мин.). | - Сегодня на уроке мы оправимся в путешествие, как Филя и Степашка. В этом путешествии вы будете геологами. А вы знаете кто такие гелоги? - Давайте проверим, верны ли ваши предположения при помощи толкового словаря. Учитель просит ученика найти значение слова «геолог». - Если «геолог» - это специалист по «геологии», то значение какого слова нам следует найти в словаре? СЛАЙД 5 - Геологи занимаются поиском полезных ископаемых. Для своих маршрутов они выбирают неисследованные, необжитые места. - Как вы думаете, что геолог берет с собой в экспедицию? СЛАЙД 6 - А еще среди снаряжения любого геолога можно обязательно найти полевой дневник – главный документ экспедиции, который хранят как зеницу ока. - Я приглашаю вас в геологическую экспедицию. Вашим неотъемлемым снаряжением сегодня будет ручка, полевой дневник – листы для записей, карта, учебник. - В экспедицию отправятся три геологических отряда: 1. Наблюдательные 2. Любознательные 3. Находчивые - Каждый отряд будет заниматься исследованием полезных ископаемых, составлением отчета о проделанной работе. Я прошу всех взять с собой наблюдательность, любознательность, находчивость, выручку и взаимопомощь, т. к. выручка и взаимопомощь – необходимые качества при работе командой в любой экспедиции. Итак, проверим готовность отрядов к экспедиции: 1- На какой планете мы живём? 2- Какую форму имеет наша планета? 3 –Чем окружена планета? 1 – Что называют макушкой Земли? 2 – Что находится на поверхности земли? 3 – Что находится в ее недрах? - Я рада, что все отряды готовы. Отправляемся в экспедицию. | Учащиеся высказывают свои предположения. Один из учеников зачитывает определение термина «геолог» из толкового словаря. - Геолог – специалист по геологии. - Геология - комплекс наук о строении, составе и истории земной коры и Земли, о методах изыскания полезных ископаемых. Дети предлагают свои варианты ответов. Учащиеся в группе отвечают на вопросы учителя. - Планета Земля. - Форму шара. - Космос. - Северный полюс. - Водоёмы, леса, воздух, люди, животные. - Полезные ископаемые, подземные воды. |
IV. Гимнастика для глаз (2 мин.). | - Вы, как геологи, сегодня на уроке будете работать с картой, а значит, придется напрягать глазки. Поэтому, чтобы подготовиться к работе, давайте выполним гимнастику для глаз. Учитель демонстрирует физминутку для глаз. | Дети выполняют гимнастику для глаз. |
V. Открытие «нового» знания(10 мин.). | - Первое задание экспедиции: У каждой группы на столах лежит карта и лист с условными знаками. Задание для групп: используя карту, найдите, что обозначают эти условные знаки, подпишите их названия, найдите на карте месторождения этих ископаемых и решите, кто из вашего отряда представит ответ команды всему классу. - Итак, прошу представителя группы «Наблюдательные» представить свой ответ классу. СЛАЙД 7 - Названия условных знаков ваша команда определила верно, а теперь попробуй найти на карте эти условные знаки и показать нам, где добывают эти полезные ископаемые. Представитель группы «Любознательные» … . Представитель группы «Находчивые»… . Учитель предварительно располагает условные знаки на доске так, чтобы получилось три группы знаков: твердые полезные ископаемые, жидкие полезные ископаемые, газообразные полезные ископаемые. - Ребята, посмотрите внимательно на доску. - У нас получилось три группы полезных ископаемых. - Подумайте и обсудите в командах, как можно назвать каждую группу? Команда «Наблюдательные», какое название вы бы дали первой группе полезных ископаемых? Команда «Любознательные», как бы вы назвали вторую группу? «Находчивые», как назвать третью группу ископаемых? | Учащиеся с помощью карты, определяют и подписывают значение условных знаков. После выполнения работы, представитель каждой группы, на доске при помощи карточек и магнитов, подставляет к каждому условному знаку его значение. Затем на карте, при помощи указки, показывает месторождения данных ископаемых. Дети рассматривают три группы условных знаков и в командах определяют название полученных групп: Твердые полезные ископаемые, жидкие полезные ископаемые, газообразные полезные ископаемые. |
VI. Физкультминутка (2 мин.). | - Вы блестяще справились с заданием! Настоящие геологи! Вот, что значит – слаженная командная работа! - Прежде, чем мы продолжим экспедицию, надо устроить привал и немного отдохнуть! Учитель предлагает ребятам выполнить физкультминутку. | Учащиеся выполняют упражнения физкультминутки под руководством учителя. |
VII. Практическая работа. Закрепление изученного (10мин.). | - А какие способы добычи полезных ископаемых вам известны? СЛАЙД 8 - Совершенно верно! Существует два вида добычи полезных ископаемых: открытый (с поверхности земли) и закрытый (из недр земли). - Во время экспедиции наши отряды геологов нашли полезные ископаемые. - Внимание, отряды: я читаю загадку, какая команда первая отгадает, то ископаемое получит. Это топливо, сырьё Из земли качают. «Черным золотом» его Люди величают. (Нефть) Росли на болоте растения … А теперь это топливо и удобрение. (Торф)
Строителям -надёжный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны. (Гранит) «Наблюдательные» добыли … «Любознательные» нашли … «Находчивые» отыскали … - Исследуйте, что это за ископаемое и расскажите о нем по плану. СЛАЙД 9 План:
- Для работы вам понадобится: полевой дневник (учитель демонстрирует лежащие на столах у команд чистые листы бумаги, с заранее прописанным на них планом работы), фломастеры, учебник. - Внимание: вам необходимо в команде найти нужную информацию для описания полезного ископаемого в статье учебника, записать её в полевой дневник с помощью фломастеров. После завершения работы, выберите представителя вашего отряда, который представит ответ классу. После завершения работы групп, учитель приглашает представителей каждой команды продемонстрировать результат работы у доски. | - Открытый и закрытый способы. Группы учащихся работают со статьями в учебнике, составляют описание полезного ископаемого. |
VIII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (3 мин.). | - Итак, наш урок подходит к концу: - О каком богатстве нашей Земли мы сегодня говорили? - Почему они называются ископаемые? - Почему их называют полезными? - На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства. СЛАЙД 10 - Вашим домашним заданием будет: найти загадки, пословицы, поговорки про полезные ископаемые или написать сказку про подземные богатства? Учитель хвалит каждую группу за работу, выделяя сильные стороны каждой. - Если у вас сегодня все получилось, вы довольны своей работой и у вас хорошее настроение, то прикрепите к ветке «Дерева успехов» яблоко. - Если вы неплохо поработали, но что - то не получилось, то прикрепите к ветке цветок. - Ну а если ваша работа сегодня вас не радует, настроение не очень хорошее, но вы не отчаиваетесь и завтра постараетесь все выполнить на отлично, то прикрепите зеленый листок. Завтра все обязательно получится! - Благодарю за урок! | Дети отвечают на вопросы учителя, подводят итоги урока. - О полезных ископаемых. - Добываются глубоко под землей. - Приносят пользу человеку. Дети оценивают свою работу на уроке при помощи «Дерева успеха». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"
Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель 2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе ...
Конспект урока окружающего мира, 3 класс (программа Л. В. Занкова) Ордынское нашествие.
Познакомить детей с ордынским нашествием как одним из главных исторических событий в жизни России, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России....
Конспект урока окружающего мира 3 класс (Школа России)
Конспект урока окружающего мира по теме "Многообразие животных" + презентация...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
План-конспект урока окружающего мира 2 класс УМК «Перспектива». Учебник «Окружающий мир» Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Тема: «Старинная женская работа»
Тема урока: «Старинная женская работа» ...
Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»
План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...
Конспект урока окружающего мира 3 класс, «По знаменитым местам мира», УМК «Школа России»
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «По знаменитым местам мира»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой мира, с его достопримечательностями, формирование умения находить и ориент...