открытый урок по окружающему миру во 2 классе на тему:"Мы - жители Земли"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Образовательная программа: «Начальная школа XXI в.»
Предмет: «Окружающий мир», автор Н.Ф.Виноградова
Класс: 2
Тема урока: « Мы – жители Земли. Земля- планета. Что входит в Солнечную «семью».
Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my-zhiteli_zemli_2_klass.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа: «Начальная школа XXI в.»
Предмет: «Окружающий мир», автор Н.Ф.Виноградова
Класс: 2
Тема урока: « Мы – жители Земли. Земля- планета.
Что входит в Солнечную «семью».
Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы».
Цели урока: -обучающие: дать детям первое представление о звездах, созвездиях, о Солнечной системе;
-воспитывающие: воспитывать наблюдательность, интерес к познанию окружающего мира;
- развивающие: развивать абстрактное мышление, внимание, речь,точность восприятия, расширять кругозор.
Задачи урока:- рассказать о науке, изучающей звезды и о происхождении;
- познакомить ребят с планетами Солнечной системы;
- дать представление о модели Вселенной, о звездах.
Оборудование: 1. Раздаточный материал (альбомные листы, краски)
2. Мультимедийный проектор
3. Презентация к уроку
4. карточки с планетами, маски на сценку, таблички на парты, бейджики, стихи, толковые словари Ожегова.
Ход урока.
1.Приветствие, орг. момент. (слайд) приложение1
2.Беседа. Актуализация базовых знаний.
Учитель: Вы, ребята, конечно, знаете свой адрес и можете сказать, в каком доме, на какой улице, в каком селе вы живёте? А где находится наш поселок?
(В стране, которая называется Россией.)
Учитель: Где находится наша родная страна? (на планете Земля)
Наша Земля- это моря, горы, реки, озера, равнины, низменности. Наша Земля- это бескрайние поля, луга, густые леса, тундры и пустыни. Но наша Земля – это еще и планета Солнечной системы.
- Как вы думаете, что означает слово «планета»?
Прием «мозговой штурм» (учащиеся высказывают различные версии.)
- Планета- это шар, дорога, земля, жизнь, живая, путь, движение, круглая.
Учитель: Планета в переводе с греческого языка «планетос» означает «блуждающий».
Астрономы давно заметили, что время о времени в разных местах неба появляются странные звезды-непоседы, которые меняют свое местонахождение, их и назвали планетами.
-А можете ли вы ответить: где живет Земля? Нет?
3. Постановка проблемы
Инсценировка
Земля: - отвечу вам, хоть и некогда мне разговаривать: кручусь, верчусь без отдыха день и ночь.. Слушайте.
Мой родной район- Солнечная система. Своё имя она получила в честь щедрого светила Солнца, которое сияет в самом ее центре.
Солнце: -Я одариваю всех теплом и светом, кто живет в этом районе. У меня 9 планет. Ближе ко мне, на Первой Кольцевой улице, живет Меркурий, на Второй- Венера, на Третьей - Земля, на 4- Марс. А за Марсом располагаются планеты-великаны: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, а маленький Плутон живет на самой последней, Девятой, улице – поэтому тепла от меня достается меньше всех.
Земля: Мы все безостановочно вращаемся вокруг Солнца, каждая по своей дороге-орбите много-много тысячелетий подряд. И чем дальше находится планета от светила. Тем длиннее ее орбита.
Учитель: послушай. Земля, не скучно ли вам путешествовать в одиночестве по таким длинным космическим дорогам?
Земля: мы вовсе не одиноки, почти у каждой планеты есть спутники. У меня – Луна.
Луна: Я вхожу в состав Солнечной системы. В космическом царстве все такие непоседы. На месте не удержишь, все движутся и движутся. Вот и я постоянно верчусь вокруг Земли. За это меня и прозвали спутником Земли. Она меня притягивает к себе и не дает удалиться.
Учитель: земля. А где находится твой район- Солнечная система, в каком городе?
Земля: Я живу во Вселенной. В городе, который называется Галактика. И таких районов, как мой, в нем бесконечно много. Взгляните на вечернее небо, и вы увидите звезды. Всё небо усыпано крошечными светлячками. Сколько же их? Огромное количество. До сих пор никто не знает, сколько их. И все они находятся в стране. Которая называется Вселенная. У нее нет начала и нет конца. Свою страну люди могут облететь на самолете, объехать на машине. Мою - даже мысленно, в воображении- невозможно ни объехать, ни облететь- такая она громадная!
- Слышали. Что ответила Земля?
Заполнение конверта (слайд)
4.Постановка темы, целей урока.
-Сегодня мы начинаем изучать новый раздел: Мы – жители Земли. А тема нашего урока - Первое знакомство со звёздами.
Цель урока:
Знакомство с планетами Солнечной системы;
Расширять знания о планете Земля, особенностях, отличающих ее от других планет Солнечной системы, о Солнце и Луне. (Слайд)
Поэты и художники считают, что человек стал человеком, когда взглянул на звездное небо и УДИВИЛСЯ… (Слайд) Ни одно животное не умеет так удивляться!
5.Открытие новых знаний.
Мир звезд чрезвычайно разнообразен, и чем больше мы о нем знаем, тем интереснее путешествовать по звездному небу. Каждый человек хотя бы раз смотрел на небо. Ночью там зажигаются звезды, а днем их нет. Жизнь небесных тел изучает наука.
-А как называется наука, изучающая звезды, вы узнаете, разгадав кроссворд.
(Слайд 6)
Кроссворд:
1. Крашеное коромысло над рекою повисло. (Радуга)
2. Бел, как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)
3. Сколько по ней не иди,
Все будет бежать впереди. (Тень)
4. Падает горошком,
Скачет по дорожкам.(Град)
5. Махнула птица крылом,
Закрыла весь свет одним пером.(Ночь)
6. В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет – и всех разбудит.(Солнце)
7. Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут.(Дождь)
8. Что в году четыре раза «переодевается»? (Земля)
9. Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан … (Иней)
10. За домом у дорожки
Висит пол-лепёшки. (Месяц)
Правильно! Астрономия.
-Астрономия – наиболее удивительная из всех остальных наук. Люди всегда интересовались погодой, переменами климата и Солнцем. В далёкие времена, когда не было ещё хороших карт, а компас был известен только в Древнем Китае, путешественники всегда в пути ориентировались только на звёзды. С появлением определённых звёзд на небе наступала пора пахать и сеять или собирать урожай. (Слайд)
В безоблачный ясный вечер небо над вашей головой усыпано множеством звезд.
- Ребята, я предлагаю вам посмотреть сейчас на звездное небо.
(Слайды 8-16 с музыкальным сопровождением)
- А какими вам кажутся звезды на небе.
(Они нам кажутся маленькими, сверкающими белыми и голубыми точками)
- Как вы думаете, они на самом деле такие маленькие или нет?
(учитель выслушивает все варианты ответов)
6.Подготовка к исследовательской работе.
Учитель. А сейчас вы будете не просто учениками, а настоящими исследователями. (детям раздаются бейджики)
-Кто такие исследователи?
(на экране появляется слово в первой строке «ИССЛЕДОВАНИЕ», остальные термины и этапы исследования появляются постепенно по щелчку «мышкой») (Слайд)
- Как вы понимаете, что это такое?
(варианты ответов детей)
- А в толковом словаре Ожегова говориться так: (дети ищут ответы в словарях)
«Исследование – научный труд.
Исследовать – это значит:
подвергнуть научному изучению;
осмотреть для выяснения, изучения чего-то нового.
- А кто же такой ИССЛЕДОВАТЕЛЬ?
(варианты детей)
- Обратимся вновь к толковому словарю Ожегова:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – это человек, который занимается научным исследованием. (Слайд)
- Ребята, сегодня вам предстоит выполнять работу, которую выполняют взрослые люди. Каждый из вас побывает в роли исследователя.
Мы попробуем собрать всю доступную вам информацию по данной теме.
(на доске открывается третья строка – словосочетание СБОР ИНФОРМАЦИИ) (табличка вывешивается на доску)
Сбор информации – дело для вас новое и сложное.
Существует много способов получения необходимых данных.
Как вы думаете, с чего нужно начинать работу по сбору информации?
(варианты ответов детей)
Этот алгоритм вывешивается на доске:
- Нужно ПОДУМАТЬ и задать себе вопрос: Что я уже знаю по этой теме?
( один ученик выбирает нужную карточку со схематическим изображение этого слова и вывешивает на магнитную доску)
- Каким образом мы можем еще добыть информацию?
(постепенно вывешиваются карточки в той последовательности, в которой их называют дети)
из книг, журналов, газет, энциклопедий и т.д. (табличка вывешивается на доску)
- В настоящее время издается огромное количество детских справочников, энциклопедий, журналов, газет, где, как правило, они иллюстрированные
имеют краткие, доступные тексты.
посмотреть по телевизору (табличка вывешивается на доску)
найти и прочитать в Интернете (табличка вывешивается на доску)
понаблюдать или провести эксперимент, опыт. (табличка вывешивается на доску)
- Этот способ особенно ценный в любой исследовательской работе.
спросить у другого человека (табличка вывешивается на доску)
- Для этого мы должны научиться правильно задавать вопросы и давать правильные ответы сами, если вам задают вопрос.
- В конце любого исследования нужно всю информацию ОБОБЩИТЬ, проанализировать РЕЗУЛЬТАТЫ и сделать ВЫВОДЫ. (табличка вывешивается на доску)
- Как вы думаете, ребята, что это мы с вами составили?
Алгоритм, план, программу исследования.
- Любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы, и не подведены итоги. Информацию необходимо проанализировать и обобщить.
Для этого разложим на столе листочки с собранными данными.
-Работать вы будете в группах:
1ая- собирает как можно больше информации о планете Земля;
2ая – о ее спутнике Луне;
3ья – о звездах (Солнце)
В каждой исследовательской группе будут работать художники (должны изобразить на бумаге планету Земля, Звезды (Солнце) или Луну), поэты (должны из предложенных стихов выбрать нужное и подготовить выразительное чтение), научные сотрудники ( должны найти как можно больше информации)
- Итак, где можно найти информацию (вернуться к алгоритму и проанализировать каждый этап)
Проблемы:
Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы?
Какие бывают звезды и может ли существовать Земля без солнечного света и тепла?
Как выглядит Луна?
7.Физминутка приложение 2
8.Просмотр обучающего мультфильма приложение 3
9.Исследовательская работа
10.Представление своего исследования.
После выступления каждой группы – первичный контроль знаний.
11.Изучение считалки (без музыки, опираясь на опорную схему - на доске).
Пение считалки под музыку. Приложение 4
12.Итог урока.
-Цели урока - достигнуты
- Важнейшим результатом нашего урока стало знакомство с общей схемой исследований. В дальнейшем каждый из вас научится проводить самостоятельное исследование по разным темам. Спасибо за работу!
13.Слушание песни. Приложение 5
14. Домашнее задание.
-подписать конверт (адресованной Земле)
-дополнить свои сведения о планетах, звездах, спутниках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру 1 класса на тему: «Зачем люди осваивают космос?»
Открытый урок в 1 классе с использованием ИКТ....
Открытый урок по окружающему миру 2 класса на тему: «Водоемы. Уникальные факты «голубой» стихии»
Урок объединяет в себе школьную информацию, которая должна быть выдана ученикам, а также информацию, которая выходит за пределы программы (эта информация познавательная и интересна ученикам)...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"
Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"...
Открытый урок по окружающему миру 2 класс на тему: Про воздух. (ФГОС "Школа России")
Развернутый коспект открытого урока по окружаюшему миру 2 класс "Про воздух" с планом урока, указанием планируемых результатов и технологической картой.По учебнику А. А. Плешакова 2 класс Окружающий м...
Открытый урок по окружающему миру 3 класс на тему "Кровеносная система"
Формировать представление учащихся о строении и работе кровеносной системы. Сформировать представление о составе и значении крови в организме....
Открытый урок по окружающему миру 3 класс по теме "Три состояния воды"
На уроке используется системно-деятельностный подход....
Открытый урок по окружающему миру 1 класс по теме " Моя семья"
конспект открытого урока...