конспект урока по окружающему миру "Как нам жить" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | - Вспомните, что изучает наука история. - В каком времени мы с вами живём? Слайд1 История – наука о прошлом человечества. А мы живём в настоящем. - Значит, история нашей страны закончилась на нас с вами? - Можем ли мы знать, что ждёт нас в будущем? Слайд2 Будущее нам неизвестно. -Значит, никакой связи прошлого и настоящего с будущим нет. Вы согласны со мной? - Какой возникает вопрос? Что нам необходимо выяснить? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Слайд3 Существует ли связь между временами–прошлым, настоящим и будущим? Проблема урока записывается - Версии детей, актуализация знаний. - Итак, кто согласен, что связь между временами – прошлым, настоящим и будущим – не существует? Попробуйте объяснить своё мнение. - А кто считает, что связь между временами – прошлым, настоящим и будущим – существует? Попробуйте объяснить своё мнение. | -История–наука о прошлом человечества. - В настоящем. - Нет, каждый прожитый нами день уходит в прошлое – а значит, становится историей. - Точно этого знать нельзя. - Нет, мы все связаны с прошлым. - Существует ли связь между временами–прошлым, настоящим и будущим? - Связь существует т. к в прошлом наша страна создала многое, что сохранилось до сегодняшнего дня. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. | Слайд4 - Что объединяет все эти иллюстрации? - Как вы можете продемонстрировать связь прошлого с настоящим, опираясь на эти иллюстрации? - Где можно встретить множество памятников культуры одновременно? (откройте учебники «Что мы возьмём с собою в будущее?» на с. 133 со слов «Мы заботимся…» и до конца страницы.) - А вы знаете какие – нибудь памятники или картины? - Вам что – нибудь известно об Государственной Третьяковской галерее? Слайд5 Третьяковская галерея Государственная Третьяковская галерея является самой большой коллекцией российского изобразительного искусства в мире. Галерея основана купцом Павлом Третьяковым в 1856 г. Рост коллекции привел к открытию в 1893 году для широкой публики «Московской городской галереи Павла и Сергея Третьяковых» На выставке показывались 1276 картин, 471 рисунков и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. - А вы что-нибудь слышали об Екатерининском дворце? Слайд6 - Екатерининский дворец - один из крупнейших в окрестностях Санкт-Петербурга. Расположен в современном городе Пушкине (ранее — Царское Село) Одно из самых известных помещений Екатерининского дворца — Янтарный кабинет или Янтарная комната. В отделке преимущественно использовался янтарь. Шедевр состоял из янтарных панелей, украшений. В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск. Янтарную комнату решили не трогать из-за ее хрупкости, произвели ее консервацию на месте. Это и стало роковой ошибкой, предопределившей трагическую судьбу. После штурма советскими войсками Кёнигсберга в апреле 1945 года, Янтарная комната бесследно исчезла. Её дальнейшая судьба до сих пор остается загадкой шедевра, поскольку гитлеровцы, ограбив Екатерининский дворец, похитили и Янтарную комнату. - Объясните, почему музеи, театры, библиотеки можно назвать «сокровищницами российской культуры»? - А какие музеи, галереи города Благовещенска вы знаете? - Мне бы хотелось вам немного рассказать о наших музеях Слайд7 Краеведческий музей Амурский областной краеведческий музей им. Григория. Семеновича. Новикова-Даурского — один из старейших на Дальнем Востоке. История его основания довольно интересна. Весной 1891 г. в Благовещенске ожидали приезда наследника царского престола Николая Александровича Романова, будущего царя Николая II. Золотопромышленники срочно построили на берегу Амура павильон, в котором выставили макеты приисков, диаграммы, фотографии, образцы золотоносных пород и самородки. А когда наследник престола отбыл, все экспонаты выставки (кроме золота) были подарены городу. Материалы музея, развернутые в 26 залах, рассказывают о природных богатствах и истории развития Амурской области с древнейших времен до наших дней. Особый интерес у посетителей вызывает экспозиция отдела природы, где показана щедрая природа Амурской области, ее богатые недра: золото и уголь, минералы и руды, окаменелые останки растений и многое другое. Есть здесь и «пришелец» из космоса - Усть-Нюкженский метеорит весом 44,5 кг. Слайд8 Палеонтологический музей Сегодня Амурская область является уникальным местом, где вдоль реки Амур расположены «кладбища» позднемезозойских меловых рептилий – динозавров. Собранная палеонтологическим отрядом Института геологии и природопользования редкая коллекция остатков динозавров является одной из самых крупных в России. Большую её часть составляют остатки растительноядных утконосых динозавров — гадрозавров, представленные как практически полными скелетами, так и отдельными костями. Так же в коллекции имеются хвостовые позвонки и зубы завропод, изолированные зубы хищных динозавров, остатки анкилозаврид, крокодилов, черепах; палеофлора – отпечатки листьев и окремнелые стволы. Первая выставка «Последние динозавры Азии» открылась в 2001 году и экспонировалась до 2010 года. Интересный факт - В середине двадцатого века обычный школьник из Благовещенска случайно нашел старые крупные кости неизвестного животного и отнес свою необычную находку в городской краеведческий музей. Местных ученых очень заинтересовало это уникальное место. В 80-х годах прошлого века там активно проводились раскопки, которые показали, что миллионы лет назад по этой территории пронесся мощнейший селевой поток, уничтожающий все на своем пути. Именно так и погибли все динозавры, которые здесь обитали. Слайд9 - Ещё один яркий отзвук прошлого в настоящем – это наши праздники. - Что такое праздник? - Бывают ли праздники личные, только одного человека? - А бывают праздники семейные, то есть всей семьи? - Празднование всегда приурочено к какому – либо событию. Слайд10(календарь) - А как назвать те праздники, которые отмечены на календаре. (например, 8 марта, 9 мая, 23 февраля) - Что мы можем сказать об этих праздниках? Как они отмечаются? - А для того чтобы начать разговор о праздниках, послушайте стихотворение и подумайте о каком празднике идет речь: УТРО - О каком празднике пойдет речь? Слайд11 - Вы любите праздник новый год? Почему? Слайд12 - Давайте с вами вспомним, что вы знаете о Петре I в связи с празднованием Нового года? - Для того чтобы узнать о каком следующем празднике пойдет речь, послушайте стихотворение. В холодный вечер отложив дела, - А что вы можете сказать о христианстве в связи с празднованием Рождества? Слайд13 День Рождества Христова Установлен Церковью в честь события, которое произошло на земле 2015 лет назад; это один из двенадцати главных праздников годового богослужебного цикла. Христианская церковь празднует великое событие Рождества Христова 25-го декабря. Русская православная церковь придерживается в литургической жизни юлианского календаря, в котором 25 декабря соответствует 7 января по григорианскому (современному российскому календарю). К Рождеству хозяева обязательно убирали дом, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, приглашали на рождественский ужин одиноких людей. Но кое-где были распространены и связанные с праздником суеверия: за завтраком не пили простую воду, так как считалось, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда. Под страхом всевозможных бед в Рождество нельзя было ничего гнуть, плести или шить. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду — «чтобы волки не вредили крестьянской скотине». - Послушайте стихотворение о следующем празднике: Мы чтим сынов Отечества в мундирах, -Что вам известно о героях – защитниках Отечества в разные времена (в связи с Днём 23 февраля)? Слайд14 В приказе военсовета Республики от 5 февраля 1923 года, подписанном Троцким, событие, послужившее поводом для праздника, определяется так: «23 февраля 1918 г., под напором врагов рабочее и крестьянское правительство провозгласило необходимость создания вооружённой силы». Таким образом, дата напоминает о начавшейся в тот день быстрых сборов добровольцев в существовавшую тогда лишь на бумаге Красную Армию. Мобилизация была объявлена согласно изданному накануне декрету Совнаркома «Социалистическоеотечество в опасности!», в связи с немецким наступлением и повальным бегством остатков старой русской армии ,. - Следующее стихотворение: Стоят в России обелиски, - О каком празднике шла речь? Слайд15 - Что вы можете рассказать о 9 мае? Какое событие произошло? - Почему в этом году 9 мая праздновали по особенному, в связи с чем? - А как связана эта лента с праздником? (показать георгиевскую ленточку) - Вы знаете что это? Слайд16(лента) - Что вы можете рассказать о ней? Что обозначают цвета желтый и оранжевый? - Георгиевская лента учреждена Екатериной Второй 26 ноября 1769 года. Название лента получила от имени Георгия Победоносца. Лента дополнялась девизом: «За службу и храбрость». Традиционное толкование цветов Георгиевской ленты утверждает, что чёрный цвет означает дым, оранжевый — пламя. Однако есть и мнение, что чёрный и жёлтый цвета, собственно, лишь воспроизводят цвета государственного герба: чёрный двуглавый орёл на золотом фоне. -Проблемы для настоящего. - Прочитайте фрагмент на с. 134 «Что нам оставить в прошлом?» - Так что же нам нужно оставить в прошлом? - Как мы можем решить проблему с бедностью? - О какой еще проблеме современной России вы узнали из прочитанного? - Как решить эту проблему, как вы думаете? - Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
| - Эти иллюстрации изображают памятники культуры России, все они посвящены событиям нашей истории, историческим личностям - Эти памятники культуры рассказывают о прошлом, но существуют сегодня, в настоящем. - Амурский областной краеведческий музей, палеонтологический музей - Праздник это веселье, хорошее настроение и т. д - Дни рождения. - Годовщина свадьбы родителей - Их отмечает вся страна, значит они общие для всех. - О празднике НГ Да, т. к дарят подарки, украшают елки - Указом от 20 декабря 1699 г. Петр I утвердил летоисчисление от Рождества Христова и празднование нового года 1 января. - Рождество Христово - День победы - 70 лет великой победе - Георгиевская лента - Проблему бедности, бороться с преступностью - Тем, кто может работать, необходимо оказывать помощь безработным, инвалидам, старикам. Мы граждане Росси – должны следить за тем, как правительство тратит наши деньги. - Неумение многих наших сограждан мирно, без вражды, договариваться друг с другом. - Существует ли связь между временами – прошлым, настоящим и будущим? - Существует непрерывная связь между временами – прошлым, настоящим и будущим. Она осуществляется через наследие, доставшееся нам от предков, и мы должны сохранить его для потомков. Мы – строители будущего. |
ΙV. Итог урока. | - Что на ваш взгляд, необходимо человеку, чтобы гордиться своей страной? - Для чего нужны музей, библиотеки и театры? - Из того что вас окружает, что бы вы хотели взять с собой в будущее, а что предпочли бы оставить в прошлом? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Наша Земля на глобусе и карте"
По учебнику Плешакова...
Конспект урока по окружающему миру в первом классе, по теме "Природа в классе"
Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе.Задачи:- иметь представление о наиболее часто выращиваем...
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Какие бывают животные?» (с использованием УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»)
конспект урока по окружающему миру во 2 классе по учебнику Плешакова А.А. УМК "Школа России" по теме: "Какие бывают животные?". Урок разработан с использованием электронного образовательного ресурса У...
Технологическая карта урока + конспект урока по окружающему миру "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проведён и опробован на классе среднего уровня....
Конспект урока по окружающему миру во втором классе Тема: «Какой бывает транспорт?», Презентация к уроку(разбита)
Все для урока во 2 классе. Тема: "Какой бывает транспорт?"...
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе Тема урока: «Какие бывают растения?»
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе, презентация ....
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему "Наш класс"
Задачи урока:Предметные результаты:- определять и называть объекты природы и предметы культуры в классной комнате.- называть составные части окружающего мира.Метапредметные результаты:- различать стар...