конспект урока по окружающему миру "Как нам жить" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл estestvoznanie.rar31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

- Вспомните, что изучает наука история.

- В каком времени мы с вами живём?

Слайд1 История – наука о прошлом человечества. А мы живём в настоящем.

- Значит, история нашей страны закончилась на нас с вами?

- Можем ли мы знать, что ждёт нас в будущем?

Слайд2 Будущее нам неизвестно.

-Значит, никакой связи прошлого и настоящего с будущим нет. Вы согласны со мной?  

- Какой возникает вопрос? Что нам необходимо выяснить?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока:

Слайд3

Существует ли связь между временамипрошлым, настоящим и будущим?

  Проблема урока записывается

- Версии детей, актуализация знаний.

- Итак, кто согласен, что связь между временами – прошлым, настоящим и будущим – не существует? Попробуйте объяснить своё мнение. - А кто считает, что связь между временами – прошлым, настоящим и будущим – существует? Попробуйте объяснить своё мнение.

-История–наука о прошлом человечества.

- В настоящем.

- Нет, каждый прожитый нами день уходит в прошлое – а значит, становится историей.

- Точно этого знать нельзя.

- Нет, мы все связаны с прошлым.

-  Существует ли связь между временамипрошлым, настоящим и будущим?

- Связь существует т. к в прошлом наша страна создала многое, что сохранилось до сегодняшнего дня.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Поиск решения проблемы

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

Слайд4

- Что объединяет все эти иллюстрации?

- Как вы можете продемонстрировать связь прошлого с настоящим, опираясь на эти иллюстрации?

- Где можно встретить множество памятников культуры одновременно?

(откройте учебники «Что мы возьмём с собою в будущее?» на с. 133 со слов «Мы заботимся…» и до конца страницы.)

- А вы знаете какие – нибудь памятники или картины?

- Вам что – нибудь известно об Государственной Третьяковской галерее?

Слайд5

Третьяковская галерея  

Государственная Третьяковская галерея является самой большой коллекцией российского изобразительного искусства в мире. Галерея основана купцом Павлом Третьяковым в 1856 г. Рост коллекции привел к открытию в 1893 году для широкой публики «Московской городской галереи Павла и Сергея Третьяковых» На выставке показывались 1276 картин, 471 рисунков и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.

- А вы что-нибудь слышали об Екатерининском дворце?

Слайд6

-  Екатерининский дворец - один из крупнейших в окрестностях Санкт-Петербурга. Расположен в современном городе Пушкине (ранее — Царское Село) Одно из самых известных помещений Екатерининского дворца — Янтарный кабинет или Янтарная комната. В отделке преимущественно использовался янтарь. Шедевр состоял из янтарных панелей, украшений.

В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск. Янтарную комнату решили не трогать из-за ее хрупкости, произвели ее консервацию на месте. Это и стало роковой ошибкой, предопределившей трагическую судьбу. После штурма советскими войсками Кёнигсберга в апреле 1945 года, Янтарная комната бесследно исчезла. Её дальнейшая судьба до сих пор остается загадкой

 шедевра, поскольку гитлеровцы, ограбив Екатерининский дворец, похитили и Янтарную комнату.

- Объясните, почему музеи, театры, библиотеки можно назвать «сокровищницами российской культуры»?

- А какие музеи, галереи города Благовещенска вы знаете?

- Мне бы хотелось вам немного рассказать о наших музеях

Слайд7

Краеведческий музей

Амурский областной краеведческий музей им. Григория. Семеновича. Новикова-Даурского — один из старейших на Дальнем Востоке. История его основания довольно интересна. Весной 1891 г. в Благовещенске ожидали приезда наследника царского престола Николая Александровича Романова, будущего царя Николая II. Золотопромышленники срочно построили на берегу Амура павильон, в котором выставили макеты приисков, диаграммы, фотографии, образцы золотоносных пород и самородки. А когда наследник престола отбыл, все экспонаты выставки (кроме золота) были подарены городу.

Материалы музея, развернутые в 26 залах, рассказывают о природных богатствах и истории развития Амурской области с древнейших времен до наших дней. Особый интерес у посетителей вызывает экспозиция отдела природы, где показана щедрая природа Амурской области, ее богатые недра: золото и уголь, минералы и руды, окаменелые останки растений и многое другое. Есть здесь и «пришелец» из космоса - Усть-Нюкженский метеорит весом 44,5 кг.

Слайд8

Палеонтологический музей

Сегодня Амурская область является уникальным местом, где вдоль реки Амур расположены  «кладбища» позднемезозойских меловых рептилий – динозавров. Собранная палеонтологическим отрядом Института геологии и природопользования редкая коллекция остатков динозавров является одной из самых крупных в России. Большую её часть составляют остатки растительноядных утконосых динозавров — гадрозавров, представленные как практически полными скелетами, так и отдельными костями. Так же в коллекции имеются хвостовые позвонки и зубы завропод, изолированные зубы хищных динозавров, остатки анкилозаврид, крокодилов, черепах; палеофлора – отпечатки листьев и окремнелые стволы.

Первая выставка «Последние динозавры Азии» открылась в 2001 году и экспонировалась до 2010 года.  

Интересный факт - В середине двадцатого века обычный школьник из Благовещенска случайно нашел старые крупные кости неизвестного животного и отнес свою необычную находку в городской краеведческий музей. Местных ученых очень заинтересовало это уникальное место. В 80-х годах прошлого века там активно проводились раскопки, которые показали, что миллионы лет назад по этой территории пронесся мощнейший селевой поток, уничтожающий все на своем пути. Именно так и погибли все динозавры, которые здесь обитали.

Слайд9

- Ещё один яркий отзвук прошлого в настоящем – это наши праздники.

-  Что такое праздник?

- Бывают ли праздники личные, только одного человека?

- А бывают праздники семейные, то есть всей семьи?

- Празднование всегда приурочено к какому – либо событию.

Слайд10(календарь)

- А как назвать те праздники, которые отмечены на календаре. (например, 8 марта, 9 мая, 23 февраля)

- Что мы можем сказать об этих праздниках? Как они отмечаются?

- А для того чтобы начать разговор о праздниках, послушайте стихотворение и подумайте  о каком празднике идет речь:

УТРО
Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло.
Шёл ночью снег густой и белый -
От снега в комнате светло.
Чуть порошит пушок летучий,
И солнце зимнее встаёт.
Как каждый день – полней и лучше,
Полней и лучше Новый год...

- О каком празднике пойдет речь?

Слайд11

- Вы любите праздник новый год? Почему?

Слайд12

- Давайте с вами вспомним, что вы знаете о Петре I в связи с празднованием Нового года?

- Для того чтобы узнать о каком следующем празднике пойдет речь, послушайте стихотворение.

В холодный вечер отложив дела,
Забыв о неурядицах житейских,
Прочь выгнав тень обиды или зла,
Мы Рождество наивно ждем, по-детски.

Оно к нам обязательно придет,
В открытые сердца теплом вольется,
Звездой осветит весь небесный свод
И каждому с надеждой улыбнется...

- А что вы можете сказать о христианстве в связи с празднованием Рождества?

Слайд13

День Рождества Христова Установлен Церковью в честь события, которое произошло на земле 2015 лет назад; это один из двенадцати главных праздников годового богослужебного цикла.

Христианская церковь празднует великое событие Рождества Христова 25-го декабря. Русская православная церковь придерживается в литургической жизни юлианского календаря, в котором 25 декабря соответствует 7 января по григорианскому (современному российскому календарю).

К Рождеству хозяева обязательно убирали дом, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, приглашали на рождественский ужин одиноких людей. Но кое-где были распространены и связанные с праздником суеверия: за завтраком не пили простую воду, так как считалось, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда. Под страхом всевозможных бед в Рождество нельзя было ничего гнуть, плести или шить. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду — «чтобы волки не вредили крестьянской скотине».

- Послушайте стихотворение о следующем празднике:

Мы чтим сынов Отечества в мундирах,
Что славу флага умножают
И в сложный и опасный век
Наш мирный сон надежно охраняют!

-Что вам известно о героях – защитниках Отечества в разные времена (в связи с Днём 23 февраля)?

Слайд14

В приказе военсовета Республики от 5 февраля 1923 года, подписанном Троцким, событие, послужившее поводом для праздника, определяется так: «23 февраля 1918 г., под напором врагов рабочее и крестьянское правительство провозгласило необходимость создания вооружённой силы».

Таким образом, дата напоминает о начавшейся в тот день быстрых сборов добровольцев в существовавшую тогда лишь на бумаге Красную Армию. Мобилизация была объявлена согласно изданному накануне декрету Совнаркома «Социалистическоеотечество в опасности!», в связи с немецким наступлением и повальным бегством остатков старой русской армии ,. 

- Следующее стихотворение:

Стоят в России обелиски,
На них фамилии солдат…
Мои ровесники мальчишки
Под обелисками лежат.
И к ним, притихшие в печали,
Цветы приносят полевые
Девчонки те, что их так ждали,
Теперь уже совсем седые
.

- О каком празднике шла речь?

Слайд15

- Что вы можете рассказать о 9 мае? Какое событие произошло?

- Почему в этом году 9 мая праздновали по особенному, в связи с чем?

- А как связана эта лента с праздником?

(показать георгиевскую ленточку)

- Вы знаете что это?

Слайд16(лента)

- Что вы можете рассказать о ней? Что обозначают цвета желтый и оранжевый?

- Георгиевская лента учреждена Екатериной Второй 26 ноября 1769 года. Название лента получила от имени Георгия Победоносца. Лента дополнялась девизом: «За службу и храбрость».  Традиционное толкование цветов Георгиевской ленты утверждает, что чёрный цвет означает дым, оранжевый — пламя. Однако есть и мнение, что чёрный и жёлтый цвета, собственно, лишь воспроизводят цвета государственного герба: чёрный двуглавый орёл на золотом фоне.

-Проблемы для настоящего.

- Прочитайте фрагмент на с. 134 «Что нам оставить  в прошлом?»

- Так что же нам нужно оставить в прошлом?

- Как мы можем решить проблему с бедностью?

- О какой еще проблеме современной России вы узнали из прочитанного?

- Как решить эту проблему, как вы думаете?

- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

 

- Эти иллюстрации изображают памятники культуры России, все они посвящены событиям нашей истории, историческим личностям

- Эти памятники культуры рассказывают о прошлом, но существуют сегодня, в настоящем.

- Амурский областной краеведческий музей, палеонтологический музей

- Праздник это веселье, хорошее настроение и т. д

- Дни рождения.

- Годовщина свадьбы родителей

- Их отмечает вся страна, значит они общие для всех.

- О празднике НГ

Да, т. к дарят подарки, украшают елки

- Указом от 20 декабря 1699 г. Петр I утвердил летоисчисление от Рождества Христова и празднование нового года 1 января.

- Рождество Христово

- День победы

- 70 лет великой победе

- Георгиевская лента

- Проблему бедности, бороться с преступностью

- Тем, кто может работать,  необходимо оказывать помощь безработным, инвалидам, старикам. Мы граждане Росси – должны следить за тем, как правительство тратит наши деньги.

- Неумение многих наших сограждан мирно, без вражды, договариваться друг с другом.

- Существует ли связь между временами – прошлым, настоящим и будущим?

- Существует непрерывная связь между временами – прошлым, настоящим и будущим. Она осуществляется через наследие, доставшееся нам от предков, и мы должны сохранить его для потомков. Мы – строители будущего.

ΙV. Итог урока.

- Что на ваш взгляд, необходимо человеку, чтобы гордиться своей страной?

- Для чего нужны музей, библиотеки и театры?

- Из того что вас окружает, что бы вы хотели взять с собой в будущее, а что предпочли бы оставить в прошлом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в первом классе, по теме "Природа в классе"

Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе.Задачи:- иметь представление о наиболее часто выращиваем...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Какие бывают животные?» (с использованием УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»)

конспект урока по окружающему миру во 2 классе по учебнику Плешакова А.А. УМК "Школа России" по теме: "Какие бывают животные?". Урок разработан с использованием электронного образовательного ресурса У...

Технологическая карта урока + конспект урока по окружающему миру "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"

Технологическая карта урока  по окружающему миру на тему "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проведён и опробован на классе среднего уровня....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе Тема урока: «Какие бывают растения?»

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе, презентация ....

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему "Наш класс"

Задачи урока:Предметные результаты:- определять и называть объекты природы и предметы культуры в классной комнате.- называть составные части окружающего мира.Метапредметные результаты:- различать стар...