Мир природы в народном творчестве
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Коноплянко Екатерина Ивановна
Конспект урока по Окружающему миру
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_prirody_v_narodnom_tvorchestve.docx28.68 КБ
Файл mir_prirody_v_narodnom_tvorchestve.pptx554.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект пробного урока

по Окружающему миру

в 3 «Д»  классе студентки группы  135

ГОАУ СПО АПК

Коноплянко Екатерины Ивановны

Урок будет дан    « 8 »  октября  2014 года

На уроке   3     2  смены

Начало урока в  15   часов  30 минут

Учитель класса:   Стронт  Юлия  Анатольевна

Методист:   Ненашева  Ольга  Геннадьевна

С конспектом ознакомлен:   «_____» ___________  20_____года

К уроку допущен:    «_____»  ______________  20____ года    

                                                                                                                   

Тема урока:  «Мир природы в народном творчестве»

Цель урока:  Познакомить детей с миром природы  и его отражением в народном творчестве.

Задачи урока:  1) познакомить детей со способами отражения древней мысли человечества о единстве мира в разных видах народного творчества; 2) научить     их узнавать образ единого дома-мира, в котором всё со всем связано, в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества  (в народных песенках и сказках, построенных по типу цепочки, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта и традиционной одежды);  3)пробудить внимание детей к глубине символического значения изображений окружающего мира, представленных в произведениях народного творчества  своего края.

Тип урока:  Урок сообщения новых знаний

Оборудование урока:  презентация к уроку.

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока

Этап усвоения новых знаний

Этап первичной проверки понимания изученного

Этап закрепления новых знаний

Этап применения знаний

Этап контроля знаний

Этап подведения итогов урока

Этап информации о домашнем задании

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок!

Садитесь поудобнее,

Начнём сейчас урок!

Здравствуйте, дети! Меня зовут Екатерина Ивановна. И сегодня я буду проводить у вас урок окружающего мира. Тема нашего урока звучит так: «Мир природы в народном творчестве».  Поясняю, что такое народное творчество - создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. 

Мы сегодня с вами поговорим о способах отражения древней мысли человечества о единстве мира в разных видах народного творчества.

Сейчас я прочитаю вам песенку «Куда, Фома, едешь?». Читаю песенку. Понравилась вам      песенка? Такими песенками поздравляли во        время старинных  зимних праздников семью, в которой были девушки-невесты и  сыновья-     женихи. Послушайте ещё раз и постарайтесь отгадать,  в виде чего построена эта песня.  Подсказка: этот предмет бывает украшением, а бывает и тяжёлым, может  удерживать большие грузы  и даже сковывать движения.  Ещё раз       читаю  сказку. Выслушиваю  мнения  детей.      Каждое  из  ваших мнений в чём-то  правильно.        .  А  учёные, когда занялись  изучением народных    сказок  и песенок, сравнили такие песенки с цепочками. Почему так?

Посмотрите, в этой песенке строчки       прикрепляются друг к другу, словно одно звено цепи к другому, и одна строчка без другой не может существовать. А если вынуть одну фразу из     песенки, то пропадёт песенка, станет бессмысленной». Читаю песенку, пропуская       фразу.

Ребята, а ведь эта песенка похожа на нашу          жизнь, на наш мир. В чём? Какие явления мира природы и людей в ней неразрывно связаны?         Как эта связь отражает особенности природной и хозяйственной жизни?  Всё в мире связано.        Одного не бывает без другого: утра без ночи,         лета без весны... Какие вам приходят на ум  примеры? Завершаю обсуждение чтением           текста учебника со с.47: «С глубокой древности...»

Ребята, вы сейчас послушали рассказ о представлениях наших предков о едином  доме-мире. Скажите, можно ли понять из        прочитанного, почему число «три» считается священным в творчестве многих народов мира?          В качестве подсказки или подтверждения   сказанного использую вопрос: «Из каких ярусов состоит мир согласно одному из древних   преданий?» После обсуждения  предлагаю          детям рассмотреть фотографии на с. 46—47    учебника и найти в резьбе по дереву, чугунном  литье, рисованных и тканых узорах отражение  образов природы, которые можно считать        частями единого мира-дома.

Учитель: «К нашему времени накопилось много научных знаний о природе, но представления о едином мире-доме не пропали. Так же как и   прежде, мир представляется домом, в котором       все явления неразрывно связаны.

Сейчас вы самостоятельно пройдёте путём рассуждений учёных, сохранивших в науке    древнюю картину мироздания, которую представляли себе наши предки. Но для начала ответьте, что изучает наука экология? Для чего учёные- экологи составили экологический календарь?»

А теперь вы поработаете самостоятельно. Откройте учебник на с.46 и выполните задание №1  в рабочей тетради на с. 34

Проверяю усвоение материала вопросом: «Что означают греческие слова «экос» и «логос»?».

Мы познакомились сегодня, с песенкой -цепочкой, в которой всё со всем связано. Но в качестве шутки наши предки придумали другие песенки, в которых, наоборот, всё перепутано, поставлено с ног на голову. Такие произведения народного остроумия вызывали только улыбку, смех, потому что разрыв связей в природе и в мире людей невозможен. А песенка-шутка, где всё поставлено с ног на голову, называются путаница, перевёртыш. Пример:  Глядь, из-под собаки лают ворота. 
Мужик схватил собаку и давай бить палку. 
Собака амбар-то поджала да под хвост и убежала.  Наденем фуражку на ноги, а сандалии на голову. Возьмем дверь и откроем ключ!". Прибаутки: Мыши водят хоровод,
                                    На лежанке дремлет кот.
                                   Тише, мыши, не шумите,
                                   Кота Ваську не будите.
                                  Вот проснётся Васька-кот,
                                 Разобьет весь хоровод.

Петушок, петушок, 
Золотой гребешок, 
Выгляни в окошко, 
Дам тебе горошка. – А может вы помните, из какой сказки эти слова?

Потешки и пестушки - это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка - потягивание со сна, одевание и т. д

Ещё до появления научных знаний люди по опыту своей жизни знали о том, что всё в мире со всем связано. Своё место в природном мире они понимали так: человек — важное звено в цепочке природных связей. Это и будет выводом нашего урока.                                                                        Ребята, а сейчас запишите в свои дневники домашнее задание. В рабочей тетради на с.34 сделать задание №2.

 Дети приветствуют учителя, присаживаются на свои места.

 

 

Дети пытаются    угадать предмет,     высказывают мнения.

Дети высказывают предположения.

Обучающиеся называют свои пары или цепочки.

Отвечают на вопрос.

Дети отвечают: это знание, наука о  нашем природном доме. Один из способов привлечения внимания людей к существующим экологическим проблемам.

После обсуждения        дети самостоятельно работают с текстом учебника на   с. 46 и          выполняют задание       1 на с. 34 рабочей      тетради.

Дети отвечают.

Записывают домашнее задание.

(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным 
и средним пальчиками)

Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем 
правой руки по ладони левой руки)

С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, 
то другой)

А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой,
руки под щёки)

Съели суп и спать легли.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир природы в народном творчестве

Слайд 2

Тканные узоры

Слайд 9

Рисованные узоры

Слайд 11

Резьба по дереву

Слайд 13

Обстановка избы

Слайд 17

Единый мир состоит из трёх ярусов

Слайд 18

Верхний ярус – небо, солнце

Слайд 19

Средний ярус - Человек

Слайд 20

Нижний ярус - земля

Слайд 21

Перевёртыши . Глядь, из-под собаки лают ворота. Мужик схватил собаку и давай бить палку. Собака амбар-то поджала под хвост да и убежала . ***** Наденем фуражку на ноги, а сандалии на голову. Возьмем дверь и откроем ключ!"

Слайд 22

Прибаутки . Мыши водят хоровод, На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснётся Васька-кот, Разобьет весь хоровод. ***** Петушок, петушок, Золотой гребешок, Выгляни в окошко, Дам тебе горошка.

Слайд 23

Потешки . - Ласточка, ласточка, милая касатка, Где ты была, с чем ты пришла? - За морем бывала, Весну добывала, Несу, несу весну-красу! ***** Гоп! Гоп! Конь живой, И с хвостом, и с гривой. Он качает головой, Вот какой красивый!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка " Человек и природа в народном творчестве" для 4 класса

Рабочая программа  кружка " Человек и природа в народном творчестве" для 4 класса...

3 класс. Конспект урока по окружающему миру на тему: "Мир природы в народном творчестве" Перспектива

Тема урока: «Мир природы в народном творчестве».Тип урока: Урок открытия нового знанияЦели: - Познакомить детей с миром природы  и его отражением в народном творчестве.Планируемые результаты:Личн...

Интегрированный урок : Мир природы в народном творчестве. Волшебные сказки.

Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения, с применением Smart доски и наглядного материала....

Конспект урока окружающего мира по теме "Мир природы в народном творчестве" (3 класс, УМК "Перспектива")

Конспект урока по окружающему мируТема: Мир природы в народном творчестве Цели деятельности учителя: ознакомление с представлением людей о строении мира Планируемые результаты: Предметн...

Технологическая карта урока окружающего мира «Мир природы в народном творчестве» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цель урока: ознакомление учащихся о мире природы и его отражении в народном творчестве.Задачи урокаДидактические:Формировать знания о природе и способов отражения древней мысли человечества о единстве...

Окружающий мир, 3 класс, "УМК Перспектива", тема "Мир природы в народном творчестве".

Цель урока: формирование у учащихся знаний о мире природы и его отражении в народном творчестве.Задачи урока Дидактические:Формировать знания о природе и способов отражения древней мысли человече...