Технологическая карта урока окружающего мира «Мир природы в народном творчестве» (УМК «Перспектива», 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Боронина Елена Александровна

Цель урока: ознакомление учащихся о мире природы и его отражении в народном творчестве.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать знания о природе и способов отражения древней мысли человечества о единстве мира в разных
    видах народного творчества;
  2. Формировать умение обобщать и систематизировать свои наблюдения в мире природы, которая присутствует в народном творчестве;
  3. Формировать знания о понятии «экология».

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность, внимание через наблюдения детей за природой;
  2. Развивать познавательную активность, потребность в знаниях, формировать мотивацию к дальнейшему изучению окружающего мира через активизацию инициативы и творческого самовыражения самих учащихся;
  3. Развивать речь, логические операции, способности учащихся через разные формы работы на уроке.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
  2. Воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;
  3. Воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Дата: 26.10.21

Школа: МАОУ СОШ № 104

Класс: 3 «т»

Урок: 2

Время: 8:55-9:35   Кабинет: 109

Студент: Боронина Елена

Группа: 41

Учитель: Моцная Н. В.

Руководитель практики: Горячева С. Л.

Тема урока «Мир природы в народном творчестве»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: ознакомление учащихся о мире природы и его отражении в народном творчестве.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать знания о природе и способов отражения древней мысли человечества о единстве мира в разных
    видах народного творчества;
  2. Формировать умение обобщать и систематизировать свои наблюдения в мире природы, которая присутствует в народном творчестве;
  3. Формировать знания о понятии «экология».

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность, внимание через наблюдения детей за природой;
  2. Развивать познавательную активность, потребность в знаниях, формировать мотивацию к дальнейшему изучению окружающего мира через активизацию инициативы и творческого самовыражения самих учащихся;
  3. Развивать речь, логические операции, способности учащихся через разные формы работы на уроке.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
  2. Воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;
  3. Воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный (монолог учителя); психологический настрой.

1. Приветствует класс.

2. Создаёт эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Елена Александровна, сегодня я у вас проведу урок окружающего мира.
- Я очень рада всех вас видеть, давайте улыбнёмся друг другу, а теперь присаживайтесь.

Приветствуют учителя.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Личностные: включение в учебную деятельность.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

3 мин

и

Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный

беседа

1. Актуализирует знания учащихся.
2. Побуждает к высказыванию своего мнения.

- В начале нашего урока я хочу предложить вам отгадать загадку.
- В нем живет моя семья;
Папа, мама, брат и я.

В нем четыре стенки, крыша,
И труба еще повыше.

- Верно, это дом. У каждого человека есть свой родимый дом.

- Наша планета – прекрасный дом для всего живого на свете.

- На одном конкурсе, были представлены работы наших ребят. Среди них были работы Ани, Вани и их одноклассников.  Аня и Ваня обратили внимание на узоры, повторяющиеся во многих работах. Такие же узоры и образы животных дети видели в Этнографическом музее. У ребят возникли вопросы, почему часто повторяются эти узоры, образы, что они обозначают? Аня утверждала, что узоры — это обереги, которые в древности защищали людей от бед. Ваня доказывал, что люди в древности были очень наблюдательными, отражали в своём творчестве красоту природы.
-
Ребята, как вы думаете, кто прав — Аня или Ваня?


Отвечают. (Дом)

Слушают учителя.

Предполагают.

Предметные: повторить уже имеющиеся знания.  

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности.

Презентация

Постановка учебной задачи
1 мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный
беседа

1.Подводит к постановке темы урока и цели урока.
- Чтобы точно ответить на спор Ани и Вани, давайте отгадаем, какая тема урока на сегодняшнем занятии.

 ТВОРЧЕСТВО

- Верно. Какие цели на урок мы можем поставить?

- Отлично.

- Составим с вами план. Для вас я приготовила слова опоры:

1. Познакомимся с новыми понятиями
2. Потренируемся с заданиями

3. Закрепим новый материал

Высказывают свои предположения.

Смотрят на слайд.

- Мир природы в народном творчестве.

- Познакомиться с миром природы и узнать, как он отражается в творчестве

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
14 мин

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф
Словесный: беседа  Объяснительно – иллюстративный. Практический:
работа с учебником

Г

Практический:

Работа с раздаткой

1. Организует беседу по освоению новых знаний.
- Что такое экология?

- Слово экология вместило в себя два важнейших для людей слова. Как вы думаете, какие?

- В переводе с греческого «экос» - это дом, жилище, а слово «логос» - понятие, наука.

- Как можно по-другому сказать? Экология – это связь между чем?
2. Работа с учебником.
- Скажите, а почему число «три» считается священным в творчестве многих народов мира?
- В качестве подтверждения или опровержения ваших слов предлагаю прочитать на странице 47 древнее предание.

- Нравится ли вам такое представление о мире? Чем?

- Рассмотрите фотографии нас. 46—47 учебника и найдите отражение образов природы.


- Найдите отражение образов природы в своих народных костюмах.

– Это мы познакомились с  представлением о мире у древних людей. А сейчас мы поработаем в группах и попробуем построить наш природный дом.

Задание для каждой группы:
- Прочитать текст и определить, в какое природное царство вам предстоит отправиться;
- Придумать название этому царству;
- Выбрать соответствующую иллюстрацию;
- Подготовить представление своего царства, чтобы убедить нас в его важности, превосходстве

1 группа.
Взгляни в ясную солнечную погоду на небо. Как ярко и радостно синеет небесный свод!  Солнце согревает и освещает землю уже миллиарды лет. Еще в далекой древности люди поняли, что без Солнца не было бы жизни на Земле. Без солнечного света и тепла ни одно живое существо — ни человек, ни животное, не могли бы жить. Солнце командует ветрами, дождями, временем суток и временем года.

2 группа.
Человек – это часть природы, ее живого мира, и относится к царству людей. Жизнь человека неразрывно связана с родной природой, с землей. Человек живет и трудится на ней, делит с ней радость и горе. Человек сильно отличается от животных. Он создаёт то, чего нет в природе. Изготавливает приспособления для облегчения своего труда. Человек умеет устно и письменно излагать свои мысли. Человек – существо разумное.

3 группа.
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь, вместо одного в кладовой уже 20. Земля – матушка, кормилица наша! Да, она кормит нас, давая урожай. У многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательные вещества. Еще почву называют «Подземным царством». В ней обитает много жильцов (дождевые черви, жуки, кроты и т. д.) 

- Скажите, а есть ли связь между вашими царствами? Какая?
- Давайте построим наш природный Дом – мир. Какой ярус будет верхний? Средний? Нижний? Почему именно так?

- Что будет, если вдруг исчезнет один из ярусов?




Предполагают.

- Это связь между окружающей средой и о нашем природном доме.

Высказывают свои предположения.
Читают.

Высказывают мнение.


(резьба по дереву, чугунное литье, рисованные и тканые узоры, которые можно считать частями единого мира-дома).

(Цветы на тесьме, вьюн зеленого цвета- цвет растительности, вышивка).











Работают в группах.

Выступления детей. 

1 ярус Царство Солнца и света
2 ярус – Царство жизни человека и природы
3 ярус – Подземное царство

(Все живущие на Земле связаны видимыми и невидимыми нитями. Стоит разорваться одной ниточке и начинает погибать все остальное. Порвется связь, цепочка, рухнет дом – мир)

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности. Метопредметные:

П: структурирование знания

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

К: инициативность в общем поиске нового знания










Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности.






















К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Презентация













Видео – фрагмент















Учебник






















Раздаточный материал


















Динамическая пауза
1 мин

Предупреждение общего утомления и снижения работоспособности

К
Практический:

физкультминутка

Видео - минутка

Повторяют движения за учителем.

Л: отдых, активизация деятельности на уроке


Первичное закрепление
4 мин

Усвоение нового способа действий

Ф:
Беседа

1. Предлагает выполнить задания по конкретизации первичных знаний.
- Какие явления мира природы и людей в ней неразрывно связаны?
- Как эта связь отражает особенности природной и хозяйственной жизни? Всё в мире связано. Одного не бывает без другого: утра без ночи, лета без весны... Какие вам приходят на ум примеры?
- К нашему времени накопилось много научных знаний о природе, но представления о едином мире-доме не пропали. Так же как и прежде, мир представляется домом, в котором все явления неразрывно связаны.
- Сейчас вы самостоятельно пройдёте путём рассуждений учёных, сохранивших в науке древнюю картину мироздания, которую представляли себе наши предки. Но для начала ответьте, что изучает наука экология? Для чего учёные-экологи составили экологический календарь?


Предполагают.

П: работать по предложенному плану;

П: Овладение логическими  действиями  сравнения,  анализа, синтеза,  обобщения,  классификации

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Рабочая тетрадь

Самостоятельная работа с самопроверкой

14 мин

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели.

И
Практический:
работа на листочках

1.Организует самостоятельную работу.

- На партах вы видите листы. Сейчас у вас самостоятельная работа по вариантам.
1 вариант

1. Определи, сколько ярусов Вселенной на нем изображено. Запиши их.

2. Что относится к нижнему ярусу Царства?
а) животные        б) люди       в) подземное «царство
3. «Экос» в переводе с греческого обозначает:
а) небо       б) дом      в) земля       г) растения

 2 вариант
1. Слово «экос» в переводе с греческого языка означает ____________________________
Слово «логос» в переводе с греческого языка означает ____________________________

2. Определи, сколько ярусов Вселенной на нем изображено. Запиши их.

3. Из каких ярусов состоит мир согласно одному из древних приданий.
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________


Выполняют.

Ответы детей. (1 вариант:
1. Верхний и средний.
2. В
3. Б

2 вариант:
1. Дом; понятие
2. Средний
3. Нижний, средний, верхний

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

1 мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф
Словесный

Беседа

1.Организует беседу, связывая результаты урока с целями.
- Давайте вспомним тему нашего сегодняшнего урока?


- Какую цель мы ставили? Достигли ли мы её?



- Что такое экология?

- Из каких трех ярусов состоит древний мир?

- Правильно!
-
Домашнее задание: р/т стр. 34 № 2,3, опора на текст из учебника стр.48.



- «Мир природы в народном творчестве»


-
Познакомиться с миром природы и узнать, как он отражается в творчестве

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности

Презентация

Рефлексия деятельности

2 мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф
Словесный: обобщающая беседа

1. Организует анализ продуктов работы учащихся.
-
Наш урок подходит к концу, давайте проанализируем вашу работу на уроке по следующему плану:
- «Закончи предложение»
1. Сегодня я узнал (а)…
2. Для меня было трудно…
- Урок окончен, я довольна вашей работой!

Анализируют свою работу.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, установление учащимися значения результатов своей деятельности






Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Будь природе другом!" (2 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для продолжения работы по формированию ответственного отношения к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей между рас...

Технологическая карта урока окружающего мира «Весна в птиц и зверей», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: формирование представления о поведении птиц и зверей весной, место обитания перелетных птиц.Задачи урокаДидактические:Познакомить с изменениями в поведении птиц и зверей ранней весной;Науч...

Технологическая карта урока окружающего мира "Явления природы " УМК "Школа России" 2 класс

Технологическая карта урока окружающего мира "Явления природы " 3 класс.Цель урока: формирование у обучающихся представлений о явлениях природы.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обуч...

Технологическая карта урока окружающего мира “Будь природе другом!” (УМК “Школа России”, 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о правилах поведения на природе, направленных на ее сбережение (правила друзей природы).Дидактические:Научить анализировать текст и оценивать посту...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Какая бывает промышленность?" УМК «Перспектива» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. (3 класс)

Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование представлений отраслей промышленности для развития экономики, роли труда работников отраслей промышленности.Задачи:Дидактические:...

Технологическая карта урока окружающего мира «Памятники природы и культуры стран Европы» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся познавательного интереса к изучению памятников.Планируемые результатыПредметные:1. Применение полученных знаний и умений в жизни.2. Формирование уважительного от...

Технологическая карта урока окружающего мира «Неживая природа весной»,УМК «Школа России» учебник «Окружающий мир» 2 кл, 2 часть;

Цель урока: формирование представления о неживой природе веснойЗадачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с представлениями о неживой природе весной.2. Формироват...