Разработка урока по окружающему миру в 3 классе "Дикие животные нашего края: медведь"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Тип урока: комбинированный.

Цель: создать условия для уточнения  и расширения  представления детей о диких животных на основе знакомства с медведем.

Задачи:

  • образовательная: отработка умения составлять связное высказывание описательного и повествовательного типов на основе анализа особенностей диких животных.
  • коррекционно-развивающая: коррекция зрительной памяти на основе упражнений в развитии непроизвольного запоминания, развитие мыслительной деятельности.
  • воспитательная: воспитание базовых эмоций личности.

Оборудование для учителя: рисунки с изображением  животных, конверт с загадками, с трафаретами,пазлы, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

Оборудование для учеников: учебник «Знакомство с окружающим миром» 3 класс, автор Е.Д. Худенко, тетрадь, ручка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
 учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями  здоровья «Тальменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
  VIIIвида».
   

                                           Родительское собрание

Тема: «Стили родительского воспитания как причина возникновения невроза у ребенка»

                                                                                         Подготовила и провела:

                                                                                            учитель начальных классов

                                                                                          Кузнецова Марина Егоровна

Тальменка 2015г

   

    Родительское собрание

     

Цели: 1. Ознакомление родителей со стилями воспитания, способствующими возникновению невроза;

 2. Формирование умений родителей видеть отрицательные моменты в воспитании детей;

 3. Содействие развитию культуры общения родителей и детей.

Родительские установки зарождаются задолго до появления ребенка на свет. От них зависит, станет ли для родителей воспитание ребенка безграничным счастьем или тягостным трудом. Родители составляют первую общественную среду ребенка.

Проблема эмоционального самочувствия ребенка в семье является одной из самых важных, так как доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь.

Число заболеваний увеличивается с каждым годом, несмотря на все достижения медицины. При этом с каждым годом они «молодеют», уже при поступлении в школу большинство детей страдает хроническим заболеванием, а  именно неврозы проявляются в виде тех или иных хронических заболеваний.

Формирование невроза можно образно сравнить со строительством дома: сначала закладывается фундамент, а затем возводят стены и крышу.

«Фундаментом» является биологическая основа. Она включает в себя:

  • протекание беременности (стрессы и психотравмирующие ситуации), сложные роды. Инфекционные заболевания во время беременности;
  • инфекционные заболевания  у ребенка до 3-х лет;
  • наследственность – у родителей «невротиков» есть вероятность развития невроза у ребенка.

«Стены» - неблагополучная среда развития, семейные конфликты.

«Крыша» - стили воспитания и обучения.

И когда условия для возникновения невроза созданы, то, подобно молнии, ударяющей по дому, любая ситуация может быть психотравмирующей, и чаще всего – это приход в школу, детскому саду, адаптация к новым условиям.

Одной из причин возникновения невроза у ребенка могут служить различные стили воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

Стиль неприятие, т.е. отсутствие любви к ребенку. Не любить своё дитя противоестественно, в этом нельзя признаться даже самому себе. Такое осуждается всеми, поэтому человек подавляет в себе осознание этого факта.

Причины неприятия могут быть следующие:

  • рождение ребенка было нежелательным (не планировали его появление, беременность стала причиной нежелательного брака или развода и т.д.);
  • после родов, в первые месяцы жизни ребенок разочаровал родителей (не тот пол, не на того похож, какой-то физический дефект, родители развелись и враждуют, а мальчик похож на отца);
  • ребенок нервный, кричит, а мать не созрела для трудностей материнства;
  • мать одинока и ребенок является препятствием для устройства личной жизни.

Родительское отношение к ребенку при этом стиле (подсознательное) - ненавижу этого ребенка, не буду о нем заботиться и тревожиться.

Стиль неприятие определяет и способы поведения с ребенком: невнимательность, жесткость, избегание контактов. Глаза у матери равнодушные, руки не ласковые, в её голосе звучит раздражение, она не улыбается ребенку, её уход за ним – казенный. В ребенке все раздражает, все вызывает досаду, на ребенка постоянно сердятся, его все время ругают, ему ничего не прощается. Возможен и противоположный вариант - на ребенка не обращают внимания, устраняются от его воспитания.

 Ребенок улавливает отсутствие материнской любви, но она для него сверхпотребность, безопасность. Поэтому неприятие рождает в нем страх, а затем приводит к неприятию родителей и порождает чувство протеста. Ребенок ищет компанию и утешение вне семьи. Как правило, он находит, что ищет - компанию, где праздно проводят время, пренебрегают учебой.

Может сформироваться и склонность к бурным сценам протеста, с «двигательной бурей», с потерей самоконтроля, когда возможны даже попытки самоубийства. Не ощущая внимания к себе, ребенок становиться равнодушным к другим. Вызывающее поведение становится и вне семьи.

Характер приобретает черты эгоистичности, лживости, манерности, склонности всегда и во всем обвинять других, начиная с родителей и кончая всеми окружающими.

Есть ещё один путь - ребенок замыкается, может сформироваться пассивный, апатичный характер. Всё это приводит к неуверенности в себе, различным неврозам.

Этот стиль воспитания приводит подростковому алкоголизму и подростковой наркомании, и за этим  часто стоят не любящие своих детей родители.

Следующий стиль воспитания - гиперсоциальный (излишняя требовательность). В основе его формирования лежат следующие причины: ребенка хотят иметь не потому, что в нем есть потребность, а потому, что дети должны быть у всех, или желание удержать мужа, или брак по расчету. А потому и воспитание в таких семьях  по принципу «так должно быть».

Родительское отношение при этом - не хочу ребенка, такого, какой есть – буду любить при условии – стань таким, как я хочу!

Способы поведения с ребенком: критика, придирчивость, отсутствие похвал.

Ребенка не берут на руки – это не «педагогично». Его кормят строго по часам, когда и есть не хочет. С ним занимаются, несмотря на его полное нежелание заниматься именно этим и именно в это время. Всё в жизни ребенка строго регламентировано, всё разделено только на белое, и только на чёрное, на дозволенное и недозволенное. Основное для таких родителей – чтобы «ребенок вышел в люди», чтобы у него было не хуже чем у других.

Ребенок живет как робот, автоматически для него всё теперь только белое и черное. Он эмоционально сдержан, сориентирован на то, что скажут, подумают, как оценят его поступки другие люди. Как результат - неуверенность в себе, запускается программа неудачника, так называемого второго человека.

Ещё один стиль воспитания - чрезмерная опека. Ребенка любят, но исступленно, не в радость ему и себе.

Родительское отношение при таком стиле часто подчинено следующему посылу: «Все сделаю для ребенка, посвящу ему жизнь, ребенок весь мой интерес». И это, как правило, при полном отказе от личной жизни, пренебрежении собственными желаниями и интересами.

Такой стиль воспитания накладывает свой отпечаток на взаимоотношения с ребенком.

Чрезмерные поблажки и ограничения свободы – ребенка не выпускают на улицу, поскольку «бывают разные случаи» и на улице «злые мальчишки». Его провожают в школу и встречают, тревожно следят за учебой, стремятся обезопасить его будущее.

Конечно, в наше время, необходимость заставляет обеспечить безопасность ребенка, но все должно быть в разумных пределах. Не нужно лишать ребенка возможности самому решать свои проблемы: завязывать шнурки, застегивать пуговицы, выполнять какие-то обязанности, выстраивать взаимоотношения с одноклассниками и т.д., а помочь ему научиться их решать.

В результате ребенок становится тревожным, мнительно воспринимает естественные трудности, отношения со сверстниками, школьную действительность. Он не самостоятелен, нерешителен, робок, раним и обидчив, мучительно неуверен в себе, инфантилен.

Эгоцентричный стиль воспитания, когда- ребенку навязывается представление о себе как о сверхценности: он кумир.

Причины формирования такого стиля:

  • передача своего пренебрежительного отношения к миру и окружающим;
  • женщина без мужа решила родить ребенка для себя;
  • единственный ребенок в семье;
  • ребенок поздний.

При таком стиле интересы окружающих игнорируются, приносятся в жертву ребенку. Его малейшие прихоти удовлетворяются немедленно, все желания предугадываются, нет ни каких ограничений в режиме, дисциплине, отсутствует понятие «нельзя».

Всё это приводит к тому, что ребенок не приучился понимать интересы других, ждать своей очереди, переносить малейшие лишения. Он агрессивно воспринимает любые преграды, расторможен, неуступчив, упрям, болтлив, истеричен. При первой же встрече со сверстниками терпит неудачу. Его претензии вызывают смех или жестокий отпор, его не хотят признать кумиром.

Особенно пагубное влияние на психику ребенка оказывает несогласованность стилей воспитания у членов семьи – когда у мамы один стиль, у папы другой, а у бабушки с дедушкой третий. Ребенок находится при этом в крайне напряженном состоянии, у него нет понятия единства требований, наказаний, он не знает, как поступить в той или другой ситуации. В результате он начинает приспосабливаться, манипулировать взрослыми и сверстниками.

И только стиль воспитания любви и принятия способствует гармоничному развитию личности ребенка, его психическому здоровью.

Родительское отношение при этом - безоценочное, подкрепленное любящим отцовским и материнским авторитетом.

Безусловное принятие ребенка - это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что, не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за факт его существования в этом мире - чтобы ты не сделал, как бы ты не поступил – я тебя люблю, я разделяю твою ответственность. Ребенок – это центр моих интересов, но при этом собственные интересы не приносятся в жертву. Все члены семьи сопереживают и помогают друг другу, и ребенок вовлечен в этот процесс.

Способы поведения с ребенком:

  • нежность,
  • терпимость,
  • контакты – глазами и словесные,
  • совместные занятия.

При таком стиле воспитания формируются оптимизм, жизнелюбие, доверие к окружающему миру, уверенность в себе, чувство безопасности, психологический тыл.

Таким образом, чтобы ребенок рос здоровой и гармонически развитой личностью, первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви, необходимо, чтобы он ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты не возникали в его отношениях с родителями или в отношениях супругов друг с другом. Только при уверенности ребенка в родительской любви возможно правильное формирование его психического мира.

      Литература

1. Бодалев А.А. «Популярная психология для родителей», М., 1989 г.

2 Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком. Как?» М., 2004 г.

3. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка, М., 2000 г.

4. Росс Кэмпбелл «Как на самом деле любить детей», М., 1992 г.

  5. Пол Экман «Почему дети лгут?», М., 1993 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру, 1 класс "Дикие и домашние животные"

Открытый урок по окружающему миру, 1 класс "Дикие и домашние животные" УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по окружающему миру "Домашние и дикие животные" 2 класс

Конспект урока составлен по программе УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Редкие животные Красноярского края"

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Редкие животные Красноярского края", к конспекту прилагается задания для парной и индивидуальной работы, презентация....

Урок по теме: "Дикие животные нашего края. Медведь"

Урок по предмету "Мир природы и человека"  Программа: специальных (коррекционных) образовательных учреждений для умственно отсталых детей. Цель урока: закрепление знаний по те...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс по теме "Наши пернатые друзья"

Целью  урока: определить отличия птиц родного края по месту обитания, способам питания....