Рабочая программа по ИЗО для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Программа по изобразительному искусству составлена на основе:
Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой – Москва, «Просвещение», 2012г. Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательные сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_-_1_chas_ispr.docx | 30.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа по изобразительному искусству составлена на основе:
Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой – Москва, «Просвещение», 2012г. Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательные сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Цель – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Задачи:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Содержание программы
Раздел | Количество часов | Краткое содержание раздела |
Декоративное раскрашивание | 15 | Умение проводить от руки прямые линии, делить отрезок на равные части, развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета. |
Рисование с натуры | 13 | Умение правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой. |
Рисование на тему, беседы по картине | 6 | Умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; а также передавать пространственные отношения предметов и их частей. Знакомство с картинами художников о временах года, развитие умения определять по картине время года, называть и дифференцировать цвета |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
- использовать данные учителем ориентиры и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре;
- различать и знать названия цветов;
- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие высших психических функций.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол. ча-сов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | |
План | Факт | |||||||
1 четверть | ||||||||
1 | Рисование с натуры овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций в детских книжках | 1 | Комбиниро-ванный | Рассмотрение иллюстраций в книжках. Упражнения в сравнении предметов по форме, цвету и величине. Размещение изображения на бумаге. | Текущий | Рисовать предметы округлой и продолговатой формы. | 2.09 | |
2 | Рисование с натуры разных видов грибов. | 1 | Комбиниро-ванный | Упражнение в сравнении предметов по форме, цвету и величине, разукрашивание рисунка | Текущий | Рисовать однородные предметы. | 9.09 | |
3 | Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу). | 1 | Комбиниро-ванный | Составление узора из растительных элементов в полосе, разукрашивание рисунка. | Текущий | Умение чередовать элементы | 16.09 | |
4 | Самостоятельное составление учащимися узора в полосе. | 1 | Комбиниро-ванный | Составление узора из растительных элементов в полосе, разукрашивание рисунка. | Текущий | Развитие самостоятельности | 23.09 | |
5 | Рисование геометрического орнамента в квадрате. | 1 | Комбиниро-ванный | Построение в квадрате осевой линии, разукрашивание полученных треугольников цветными карандашами. | Текущий | Рисовать с осевыми линиями | 30.09 | |
6 | Рисование в квадрате узора из веточек с листочками | 1 | Комбиниро-ванный | Построение в квадрате осевой линии, составление узора из растительных элемент. | Текущий | Уметь рисовать узор из веточек в квадрате | 7.10 | |
7 | Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в детских книжках | 1 | Комбиниро-ванный | Рассмотрениеиллюстраций в книжках. Передача пространственных отношений предмет, их част. | Текущий | Рисовать на определённую тему. | 14.10 | |
8 | Рисование с натуры предметов несложной формы. | 1 | Комбиниро-ванный | Рассмотрение предметов. Упражнения в сравнении предметов по форме, цвету и величине. Соблюдение пространственных отношений предметов и обозначение их словами. | Текущий | Уметь сравнивать предметы по фор-ме, давать им сло-весное описание | 21.10 | |
9 | Декор рисов – узор из цветов для коврика прямой формы. | 1 | Комбиниро-ванный | Упражнение в построении от руки геом. Фигуры и составление в них узора из растительных элементов. | Текущий | Уметь красиво воспроизводить на листе бумаги | 28.10 | |
| 2 четверть | |||||||
10 | Рисование орнамента в прямоугольнике (по образцу). | 1 | Комбиниро-ванный | Упражнение в глазомере, в проведении прямых линий – вертикальных, горизонтальных, наклонных, в делении отрезка на две равные части. | Текущий | Уметь рисовать орнамент в прямоугольнике | 11.11 | |
11 | Декоративное рисова-ние – орнамент в квадрате.Рассматривание иллюстраций в детских книжках | 1 | Комбиниро-ванный | Рассмотрение иллюстраций в детских книжках, наблюдение за городецкой росписью. Построение в квадрате осевой линии, разукрашивание полученных треугольников цветными карандашами. | Текущий | Уметь рисовать орнамент в квадрате | 18.11 | |
12 | Рисование в квадрате узора из веточек ели. | 1 | Комбиниро-ванный | Упражнение рисов элементарных узоров в квадрате, в прочерчивании осевой линии. Упражнение в рисовании коротких штрихов | Текущий | Узоры в квадрате | 25.11 | |
13 | Рисование с натуры веточки ели. Рассмат-ривание иллюстраций в детских книжках | 1 | Комбиниро-ванный | Рассмотрениеиллюстраций в книжках. Беседа по картинкам. Наблюдение, передача в рисунке характерных особенностей строения растит форм. Упр. в определении предметов по форме, цвету величине | Текущий | Уметь рисовать предмет с натуры | 2.12 | |
14 | Рисование с натуры праздничных флажков. | 1 | Комбиниро-ванный | Упражнения в передаче формы, цвета, характерных деталей предметов. Упражнения в соблюдении пространственных отношений предметов и обозначении этих отношений словами. | Текущий | Словесные выражения пространственных отношений | 9.12 | |
15 | Рисование с натуры ёлочных украшений. | 1 | Комбиниро-ванный | Упражнения в передаче формы, цвета, характерных деталей предметов непосредственно после наблюдения. Называние игрушек. | Текущий | Уметь передавать характерные особенности предмета | 16.12 | |
16 | Рисование на тему «Веточка с ёлочными игрушками». | 1 | Комбиниро-ванный | Упражнения в передаче в одном рисунке основной формы знакомых предметов, в правильном размещении игрушек на ветке. | Текущий | Уметь правильно передавать основную форму. | 23.12 | |
3 четверть | ||||||||
17 | Рисование узора из снежинок для шарфа. | 1 | Комбиниро-ванный | Упражнения в самостоятельном составлении узора из предложенных элементов. | Текущий | Знать о разных формах снежинок | 30.12 | |
18 | Рисование на тему «Снеговики». Рассматривание иллюстраций в детских книжках | 1 | Комбиниро-ванный | Упражнения в умении передавать округлую форму частей предмета, их величину, пространственные отношения этих предметов и их частей | Текущий | Уметь передавать округлую форму | 13.01 | |
19 | Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины. | 1 | Комбиниро-ванный | Упражнения в умении передавать графический образ предмета прямоугольной формы, соблюдая его пропорции. Рассматривание картин и беседа по ним. | Текущий | Уметь располагать рисунок на листе бумаги, воспринимать картину | 20.01 | |
20 | Рисование с натуры игрушки-рыбки. | 1 | Комбиниро-ванный | Упражнения в умении выделять существенные признаки предмета, в выявлении характерных деталей путём анализа сложной формы: рыбка – тело, голова, хвост, плавники | Текущий | Уметь анализировать предмет, рисовать с натуры игрушки | 27.01 | |
21 | Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей». | 1 | Комбиниро-ванный | Наблюдение за объектами, упражнения в передаче графического изображения и его словесного обозначения. | Текущий | Уметь располагать предметы на листе бумаги | 3.02 | |
22 | Рисование с натуры сумки. | 1 | Комбиниро-ванный | Рисование предметов прямоугольной формы, передача в рисунке характерных особенностей формы предмета. | Текущий | Уметь рисовать предметы прямоугольной формы | 10.02 | |
23 | Декоративное рисование – узор в полосе для косынки треугольной формы. | 1 | Комбиниро-ванный | Наблюдение за образцами косынок с различными узорами. Упражнения в умении передавать графический образ предмета треугольной формы; в рисовании каймы. | Текущий | Уметь украшать узором предмет треугольной формы | 17.02 | |
24 | Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность» | 1 | Комбиниро-ванный | Наблюдение за объектом: равносторонний треугольник жёлтого цвета с чёрным восклицательным знаком и красной полосой по краям. Упражнения в передаче формы, цвета, характерных деталей предметов | Текущий | Знать правила дорожного движения | 24.02 | |
25 | Рисование узора в круге – расписная тарелка. | 1 | Комбиниро-ванный | Упражнение в использовании схемы узора; в умении составлять узор в готовой форме, размещая его элементы в центре и по краям круга. | Текущий | Знать о росписи в тарелке, уметь рисовать узор в круге | 13.03 | |
26 | Рисование геометрических форм. | 1 | Комбиниро-ванный | Упражнение в рисовании от руки основных геом. фигур, по-разному сочетая их между собой: домик – квадрат и треугольник, тележка – прямоугольник и два круга, скворечник – прямоугольник и треугольник и т.п. | Текущий | Уметь рисовать от руки | 17.03 | |
4 четверть | ||||||||
27 | Рисование узора в по-лосе из чередующихся геометрических фигур | 1 | Комбиниро-ванный | Рисование от руки простейших геометричес-ких.фигур и составление в них узора в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету. | Текущий | Уметь рисовать от руки | 31.03 | |
28 | Декоративное оформление открытки «Ракета летит». | 1 | Комбиниро-ванный | Упражнение в умении воспроизводить с образца предметы несложной формы, правильно располагать их на листе бумаги и в умении передавать цвет элементов рисунка. | Текущий | Уметь рисовать открытки. Знать о спутниках Земли и о космосе | 7.04 | |
29 | Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. | 1 | Комбиниро-ванный | Упражнения в умении передавать в рисунке расположение кубиков в постройке, их форму, цвет; накладывание штрихов без лишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур | Текущий | Уметь наклады-вать штрихи рав-номерно в одном направлении | 14.04 | |
30 | Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров. | 1 | Комбиниро-ванный | Упражнение в умении передавать в рисунке форму и пропорции прямоугольного и овального предмета, в умении правильно располагать детали рисунка, используя осевую линию. | Текущий | Уметь передавать в рисунке увиденное | 21.04 | |
31 | Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками». | 1 | Комбиниро-ванный | Упражнение в умении передавать пространственные отношения предметов и их частей: сверху, снизу, рядом, около. | Текущий | Уметь рисовать по представлению | 28.04 | |
32 | Рисование узора в полосе из цветов и листочков. | 1 | Комбиниро-ванный | Рисов от руки простейшие геом. фигуры и составление в них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету | Текущий | Знать навыки декоративного рисования | 5.05 | |
33 | Рисование узора из цветов в круге. | 1 | Комбиниро-ванный | Рассмотр иллюстрации. Упр. в умении сознательно использовать схему узора и правильно размещать декоративные элементы в центре круга и по краям | Текущий | Знать навыки декоративного рисования | 12.05 | |
34 | Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам | 1 | Комбиниро-ванный | Рассмотреть иллюстрации. Беседа по картинкам. | Текущий | Уметь наблюдать за цветами; передавать основную форму цветов. | 19.05 |
Литература:
1. Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2011.
2. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2011.
3.Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора п...
Рабочая программа по ОБЖ для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов под редакцией д.пед. наук В.В. Воронковой ( Москва....
Рабочая программа по труду для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
Рабочая программа по учебному предмету «Занимательный труд» составлена на основе: Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора п...
Рабочая программа по чтению для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена на основании: Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса ( вариант 1)
рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа по ИЗО для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образов...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа предмета «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класс
Содержание рабочей программы по математике соответствует требованиям адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Математика» и следующих нормативных докумен...