Рабочая программа по ИЗО для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Куруленко Ирина Николаевна

            Программа  по изобразительному искусству составлена на основе:

Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В.Воронковой – Москва,  «Просвещение»,    2012г.   Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.

           Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательные сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_-_1_chas_ispr.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

            Программа  по изобразительному искусству составлена на основе:

Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В.Воронковой – Москва,  «Просвещение»,    2012г.   Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.

           Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательные сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

         

         Цель – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.

       

         Задачи:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
  • содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
  • ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  • дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.        

                                                   

Содержание  программы

Раздел

Количество часов

         Краткое содержание раздела

Декоративное раскрашивание

15

Умение проводить от руки прямые линии, делить отрезок на равные части, развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.

Рисование

с натуры

13

Умение правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

Рисование на тему,  беседы по картине

6

      Умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; а также передавать пространственные отношения предметов и их частей.

       Знакомство с  картинами  художников  о временах года, развитие умения  определять по картине время года, называть и дифференцировать цвета  

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

     

   К концу учебного года учащиеся должны  уметь:

  • свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
  • ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
  • использовать данные учителем ориентиры и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
  • закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
  • рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
  • понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре;
  • различать и знать названия цветов;
  • узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.       

           

Основные направления коррекционной работы:

  •  развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  •  формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
  •  развитие пространственных представлений и ориентации;
  •  развитие высших психических функций.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол. ча-сов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

План

Факт

1 четверть

1

Рисование с натуры овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций в детских книжках

1

Комбиниро-ванный

Рассмотрение  иллюстраций в книжках. Упражнения в сравнении предметов по форме,  цвету и величине. Размещение изображения на бумаге.

Текущий

Рисовать предметы округлой и продолговатой формы.

2.09

2

Рисование с натуры разных видов грибов.

1

Комбиниро-ванный

Упражнение в сравнении предметов по форме,  цвету и величине, разукрашивание рисунка

Текущий

Рисовать однородные предметы.

9.09

3

Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).

1

Комбиниро-ванный

Составление узора из растительных элементов в полосе, разукрашивание рисунка.

Текущий

Умение чередовать элементы

16.09

4

Самостоятельное составление учащимися узора в полосе.

1

Комбиниро-ванный

Составление узора из растительных элементов в полосе, разукрашивание рисунка.

Текущий

Развитие самостоятельности

23.09

5

Рисование геометрического  орнамента в квадрате.

1

Комбиниро-ванный

Построение в квадрате осевой линии, разукрашивание полученных треугольников цветными карандашами.

Текущий

Рисовать с осевыми линиями

30.09

6

Рисование в квадрате узора из веточек с листочками

1

Комбиниро-ванный

Построение в квадрате осевой линии, составление узора из растительных элемент.

Текущий

Уметь рисовать узор из веточек в квадрате

7.10

7

Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в детских книжках

1

Комбиниро-ванный

Рассмотрениеиллюстраций в книжках. Передача пространственных отношений предмет, их част.

Текущий

Рисовать на определённую тему.

14.10

8

Рисование с натуры предметов несложной формы.

1

Комбиниро-ванный

Рассмотрение  предметов. Упражнения  в сравнении предметов по форме,  цвету и величине. Соблюдение пространственных отношений предметов и обозначение их  словами.

Текущий

Уметь сравнивать предметы по фор-ме, давать им сло-весное описание

21.10

9

Декор рисов – узор из цветов для коврика прямой формы.

1

Комбиниро-ванный

Упражнение в построении от руки геом. Фигуры и составление в них узора из растительных элементов.

Текущий

Уметь красиво воспроизводить на листе бумаги

28.10

   

2 четверть

10

Рисование орнамента в прямоугольнике (по образцу).

1

Комбиниро-ванный

Упражнение в  глазомере, в проведении прямых линий – вертикальных, горизонтальных, наклонных, в делении отрезка на две равные части.

Текущий

Уметь рисовать орнамент в прямоугольнике

11.11

11

Декоративное рисова-ние – орнамент в квадрате.Рассматривание иллюстраций в детских книжках

1

Комбиниро-ванный

Рассмотрение иллюстраций в детских книжках, наблюдение за городецкой росписью. Построение в квадрате осевой линии, разукрашивание полученных треугольников цветными карандашами.

Текущий

Уметь рисовать орнамент в квадрате

18.11

12

Рисование в квадрате узора из веточек ели.

1

Комбиниро-ванный

Упражнение рисов элементарных узоров в квадрате, в прочерчивании осевой линии. Упражнение в рисовании коротких штрихов

Текущий

Узоры в квадрате

25.11

13

Рисование с натуры веточки ели. Рассмат-ривание иллюстраций в детских книжках

1

Комбиниро-ванный

Рассмотрениеиллюстраций в книжках. Беседа по картинкам. Наблюдение, передача в рисунке характерных особенностей строения растит форм. Упр. в определении предметов по форме,  цвету величине

Текущий

Уметь рисовать предмет с натуры

2.12

14

Рисование с натуры праздничных флажков.

1

Комбиниро-ванный

Упражнения в передаче формы, цвета, характерных деталей предметов. Упражнения в соблюдении пространственных отношений предметов и обозначении этих отношений словами.

Текущий

Словесные выражения пространственных отношений

9.12

15

Рисование с натуры ёлочных украшений.

1

Комбиниро-ванный

Упражнения в передаче формы, цвета, характерных деталей предметов непосредственно после наблюдения. Называние игрушек.

Текущий

Уметь передавать характерные особенности предмета

16.12

16

Рисование на тему «Веточка с ёлочными игрушками».

1

Комбиниро-ванный

Упражнения в передаче в одном рисунке основной формы знакомых предметов, в правильном размещении игрушек на ветке.

Текущий

Уметь правильно передавать основную форму.

23.12

3 четверть

17

Рисование узора из снежинок для шарфа.

1

Комбиниро-ванный

Упражнения в самостоятельном составлении узора из предложенных элементов.

Текущий

Знать о разных формах снежинок

30.12

18

Рисование на тему «Снеговики». Рассматривание иллюстраций в детских книжках

1

Комбиниро-ванный

Упражнения в умении передавать округлую форму частей предмета, их величину, пространственные отношения этих предметов и их частей

Текущий

Уметь передавать округлую форму

13.01

19

Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины.

1

Комбиниро-ванный

Упражнения в умении передавать графический образ предмета прямоугольной формы, соблюдая его пропорции. Рассматривание картин и беседа по ним.

Текущий

Уметь располагать рисунок на листе бумаги, воспринимать картину

20.01

20

Рисование с натуры игрушки-рыбки.

1

Комбиниро-ванный

Упражнения в умении выделять существенные признаки предмета, в выявлении характерных деталей путём анализа сложной формы: рыбка – тело, голова, хвост, плавники

Текущий

Уметь анализировать предмет, рисовать с натуры игрушки

27.01

21

Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей».

1

Комбиниро-ванный

Наблюдение за объектами, упражнения в передаче графического изображения и его словесного обозначения.

Текущий

Уметь располагать предметы на листе бумаги

3.02

22

Рисование с натуры сумки.

1

Комбиниро-ванный

Рисование предметов прямоугольной формы, передача в рисунке характерных особенностей формы предмета.

Текущий

Уметь рисовать предметы прямоугольной формы

10.02

23

Декоративное рисование – узор в полосе для косынки треугольной формы.

1

Комбиниро-ванный

Наблюдение за образцами косынок с различными узорами. Упражнения в умении передавать графический образ предмета треугольной формы; в рисовании каймы.

Текущий

Уметь украшать узором предмет треугольной формы

17.02

24

Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность»

1

Комбиниро-ванный

Наблюдение за объектом: равносторонний треугольник жёлтого цвета с чёрным восклицательным знаком и красной полосой по краям. Упражнения  в передаче формы, цвета, характерных деталей предметов

Текущий

Знать правила дорожного движения

24.02

25

Рисование узора в круге – расписная тарелка.

1

Комбиниро-ванный

Упражнение в использовании схемы узора; в умении составлять узор в готовой форме, размещая его элементы в центре и по краям круга.

Текущий

Знать о росписи в тарелке, уметь рисовать узор в круге

13.03

26

Рисование геометрических форм.

1

Комбиниро-ванный

Упражнение в рисовании от руки основных геом. фигур, по-разному сочетая их между собой: домик – квадрат и треугольник, тележка – прямоугольник и два круга, скворечник – прямоугольник и треугольник и т.п.

Текущий

Уметь рисовать от руки

17.03

4 четверть

27

Рисование  узора в по-лосе из чередующихся геометрических фигур

1

Комбиниро-ванный

Рисование от руки простейших геометричес-ких.фигур и составление в них узора  в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету.

Текущий

Уметь рисовать от руки

31.03

28

Декоративное оформление открытки «Ракета летит».

1

Комбиниро-ванный

 Упражнение в умении воспроизводить с образца предметы несложной формы, правильно располагать их на листе бумаги и в умении передавать цвет элементов рисунка.

Текущий

Уметь рисовать открытки. Знать о спутниках Земли и о космосе

7.04

29

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

1

Комбиниро-ванный

  Упражнения в умении передавать в рисунке расположение кубиков в постройке, их форму, цвет; накладывание штрихов без лишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур

Текущий

Уметь наклады-вать штрихи рав-номерно в одном направлении

14.04

30

Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.

1

Комбиниро-ванный

 Упражнение  в умении передавать в рисунке  форму и пропорции прямоугольного и овального предмета, в умении правильно располагать детали рисунка, используя осевую линию.

Текущий

Уметь передавать в рисунке увиденное

21.04

31

Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками».

1

Комбиниро-ванный

Упражнение  в умении передавать пространственные отношения предметов и их частей: сверху, снизу, рядом, около.

Текущий

Уметь рисовать по представлению

28.04

32

Рисование узора в полосе из цветов и листочков.

1

Комбиниро-ванный

Рисов от руки простейшие геом. фигуры и составление в них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету

Текущий

Знать навыки декоративного рисования

5.05

33

Рисование узора из цветов в круге.

1

Комбиниро-ванный

Рассмотр иллюстрации. Упр. в умении сознательно использовать схему узора и правильно размещать декоративные элементы в центре круга и по краям

Текущий

Знать навыки декоративного рисования

12.05

34

Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам

1

Комбиниро-ванный

Рассмотреть  иллюстрации. Беседа по картинкам.

Текущий

Уметь наблюдать за цветами; передавать основную форму цветов.

19.05

                           


Литература:

                    1. Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2011.

                   2. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2011.

                3.Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2012.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.

Рабочая  программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании  Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора п...

Рабочая программа по ОБЖ для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.

Рабочая программа составлена на основании Примерной  программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов под редакцией д.пед. наук В.В. Воронковой ( Москва....

Рабочая программа по труду для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.

Рабочая программа по учебному предмету «Занимательный труд» составлена на основе: Примерной  программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора п...

Рабочая программа по чтению для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение»  составлена на основании:    Примерной  программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Адаптированная рабочая программа по ИЗО для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образов...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа предмета «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класс

Содержание рабочей программы по математике соответствует требованиям адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Математика» и следующих нормативных докумен...