Рабочая программа по ОБЖ для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
рабочая программа по обж (2 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов под редакцией д.пед. наук В.В. Воронковой ( Москва. Просвещение.2011 год).
Введение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебный план начальной школы VIII вида подтверждается потребностями современной жизни: удручающими данными статистики о гибели и травматизме детей на дорогах страны, усугублением криминогенной обстановки, жертвами которой все чаще становятся дети, данными о неблагополучном состоянии здоровья школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obzh-1_chas_v_nedelyu_ispr.docx | 33.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов под редакцией д.пед. наук В.В. Воронковой( Москва. Просвещение.2010 год).
Введение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебный план начальной школы VIII вида подтверждается потребностями современной жизни: удручающими данными статистики о гибели и травматизме детей на дорогах страны, усугублением криминогенной обстановки, жертвами которой все чаще становятся дети, данными о неблагополучном состоянии здоровья школьников.
В основу курса заложена программа интегрированного учебного курса «Уроки здоровья и основы безопасности жизнедеятельности», учебная программа "Основы безопасности жизнедеятельности", рекомендованная Министерством Образования РФ, дополненная и расширенная
Цели программы:
- формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка практических навыков безопасного поведения в социуме.
Задачи программы:
- Изучить краткие теоретические основы правил безопасного поведения и здорового образа жизни в соответствии с возрастом и особенностями учащихся;
- Сформировать мотивацию к здоровому образу жизни;
- Выработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
Программа построена по концентрическому принципу.
Программа является модифицированной.
Имеется возможность привлечь к учебному процессу специалистов в области медицины, психологии, безопасности жизнедеятельности, социологии.
Формы занятий данной программы определяются возрастными психофизиологическими особенностями учащихся. Занятия проводятся в основном в виде бесед, практических работ и сюжетно-ролевых игр, направленных на выработку навыка самостоятельной работы.
Программа предполагает использование разнообразных наглядных средств обучения: модели, макеты, настольные игры, гербарии; электронных средств обучения (компьютер, медиапроектор).
Обязательно включаются в содержание занятий такие элементы, как:
- провоцирование в начале занятия интереса к новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций, игровых ситуаций и т.д.;
- сюжетно-ролевые игры;
- активные паузы/ проведение физкультминуток.
На занятиях дается право высказаться всем желающим учащимся и поощряется любая активность. Именно подобные возможности приводят к искоренению у школьников тревоги по поводу проблем, связанных с самораскрытием и публичными выступлениями.
Результаты обучения учащихся оцениваются в форме опроса и выставлением итоговых отметок за четверть и за год.
Так как в данную программу включен здоровьесберегающий компонент, то необходимо соблюдать следующие требования к уроку с позиций здоровьесбережения:
Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.
- Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и др. Норма: 4—7 видов за урок.
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7—10 минут.
- Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. Норма: не менее трех.
- Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10—15 минут.
- Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
- Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования обсуждения.
- Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
- Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15—20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3—4 повторениями каждого.
- Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможных последствиях выбора поведения и т. д.
- Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.
- Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, индивидуальные — фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный — недостаточный); между учениками (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, заинтересованность — безразличие, активность — пассивность).
- Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.
- Плотность урока, т. е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75—80%.
- Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25—30 минут в 1 классе, 35—40 минут в начальной школе.
Примерное распределение учебного времени
Разделы и темы | Количество часов |
I раздел. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. 1. Условия безопасного поведения учащихся. Окружающая среда – что это? Современное жилище. Огонь – друг и враг человека. Природа. Правила поведения учащихся на улице и дороге. Дорожно-транспортный травматизм. II раздел. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей. 2. Основы здорового образа жизни. Немного о ЗОЖ. Практические занятия | 3 4 4 4 5 4 4 6 |
Итого | 34 |
I раздел. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.
1. Условия безопасного поведения учащихся.
Окружающая среда – что это?
Взаимодействие человека с окружающей средой. Какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни? Что нужно сообщить при вызове экстренных служб?
Современное жилище.
Современное жилище, его конструкция и особенности коммунально-бытового обеспечения. Чем оно опасно для человека? Виды опасных и вредных факторов современного жилища. Как правильно пользоваться электроприборами, газом, водой?
Огонь – друг и враг человека.
Какую пользу приносит огонь человеку и какой вред может он причинить ему. Противопожарные меры, которые мы должны знать и как действовать при пожаре. Средства остановки огня. «План эвакуации». Средства защиты дыхания.
Природа.
Взаимодействие человека с природной средой. Правила поведения с природой и животными. Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, плоды. Способы самоспасения, помощь терпящим бедствие на воде. Меры безопасности при обращении и уходе за животными. Если ты заблудился в лесу. Компас. Экология.
Правила поведения учащихся на улице. Дорожно-транспортный травматизм.
Повторение изученного в 1 классе о ПДД. Что такое ДТП? Места игр, катания на велосипедах, лыжах, роликах, коньках. Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Движение пешеходов запрещено». Разметка улиц. Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров.
II раздел. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.
- Основы здорового образа жизни.
Немного о ЗОЖ.
Питание по времени. Переедание. Недоедание. Личная гигиена. Средства личной гигиены. Одежда. Сезонная одежда. Что если неправильно оделся?
Практические занятия
Ролевая игра «Позвони в экстренную службу». Конкурс рисунков на тему «Безопасная комната». Действия при возникновении пожара. Бизнес игра «Мы из Гринписа». Если заблудился в лесу.
Учащиеся должны знать:
- Какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни;
- О съедобных и несъедобных ягодах, плодах, грибах;
- Элементарные меры безопасности при обращении с животными;
- 1-2 дорожных знака;
- Об экологии в природе;
- Об особенностях сезонной одежды.
Учащиеся должны уметь:
- Правильно пользоваться электроприборами;
- Соблюдать правила безопасного поведения на природе;
- Ориентироваться по компасу;
- Правильно ухаживать за собой.
Календарно-тематическое планирование
Основы безопасности жизнедеятельности. 2класс (1час в неделю)
№ п\п | Кол. ур. | Тема урока | ЗУН | дата календ. | дата факт. | ||||
1.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения(16 ч) | |||||||||
1 | Взаимодействие человека с окружающей средой. Влияние окружающей среды на человека. Экскурсия | Соблюдать правила безопасного поведения на природе | 6.09 | ||||||
2 | 1 | Учусь принимать решения в опасных ситуациях. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. | 1-2 дорожных знака; элементы дороги и правила поведения на ней. | 13.09 | |||||
3 | 1 | Учусь принимать решения в опасных ситуациях. Пешеходные переходы. | Элементы дороги и правила поведения на ней. | 20.09 | |||||
4 | 1 | Особенности жизнеобеспече-ния современного жилища. Что вокруг нас может быть опасным? | 27.09 | ||||||
5 | 1 | Дом – машина для жилья. Учимся управлять этой машиной | 4.10 | ||||||
5 | 1 | Как вести себя со злоумышленниками | 11.10 | ||||||
7 | 1 | Как действовать в чрезвычайных ситуациях. Службы экстренной помощи. | 18.10 | ||||||
8 | 1 | Отчего может возникнуть пожар (в помещении, в транспорте, в природе) | 25.10 | ||||||
9 | 1 | Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др.). Ориентирование. Правила поведения | 1.11 | ||||||
10 | 1 | Ядовитые растения, грибы, ягоды. Меры безопасности | 15.11 | ||||||
11 | 1 | Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с ними. Меры защиты от них | 22.11 | ||||||
12 | 1 | Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема | 29.11 | ||||||
13 | 1 | Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов | 6.12 | ||||||
14 | 1 | Правила купания в оборудованных и необорудованных местах | 13.12 | ||||||
15 | 1 | Правила поведения на пляже. | 20.12 | ||||||
16 | 1 | Подготовительные упражнения для освоения в воде. | 27.12 | ||||||
2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (12 ч) | |||||||||
17 | 1 | От чего зависит наше здоро-вье. Как живет наш организм, и чего состоит тело человека | 17.01 | ||||||
18 | 1 | Наши органы. | 24.01 | ||||||
19 | 1 | Болезни, их причины и связь с образом жизни. | 31.01 | ||||||
20 | 1 | Пути передачи инфекционных заболеваний. Меры защиты | 7.02 | ||||||
21 | 1 | Заноза, кровотечение, укус, ушиб. Первая помощь. Практическое занятие | 14.02 | ||||||
22 | 1 | Первая помощь при царапине, порезе. Практическое занятие | 21.02 | ||||||
23 | 1 | Первая помощь при небольшом ожоге. Практическое занятие | 28.02 | ||||||
24 | 1 | Первая помощь при обморожении. Практическое занятие | 7.03 | ||||||
25 | 1 | Отравления. Причины отравлений. Признаки отравления | 14.03 | ||||||
26 | 1 | Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами, грибами. Практическое занятие | 21.03 | ||||||
4 четверть.(8ч) | |||||||||
27 | 1 | Грибы съедобные и несъедобные. Первая помощь при отравлении грибами | 4.04 | ||||||
28 | 1 | Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес | 11.04 | ||||||
3. Защита человека в чрезвычайных ситуациях (6 ч) | |||||||||
29 | 1 | Чревычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты). | 18.04 | ||||||
30 | 1 | Основные мероприятия ГО по защите населения. Оповещение населения о ЧС. Сигнал «Внимание всем!» | 25.04 | ||||||
31 | 1 | Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!» | 8.05 | ||||||
32 | 1 | Правила поведения вблизи ж/д полотна. | 16.05 | ||||||
33 | 1 | Ж/д транспорт «Мы пассажиры». | 23.05 | ||||||
34 | 1 | Экскурсия по городу. Практическое закрепление знаний безопасного поведения | 30.05 |
Ресурсное обеспечение программы:
- Г.Н. Шевченко «Основы безопасности жизнедеятельности», поурочные планы. : М- «Просвещение» 2009 г.
- комплект плакатов «Изучаем правила дорожного движения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора п...
Рабочая программа по ИЗО для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
Программа по изобразительному искусству составлена на основе:Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по...
Рабочая программа по труду для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
Рабочая программа по учебному предмету «Занимательный труд» составлена на основе: Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора п...
Рабочая программа по чтению для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена на основании: Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса ( вариант 1)
рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа по ИЗО для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образов...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» начальное общее образование (для обучающихся легкой умственной отсталости) Класс 2-4
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начальног...