Рабочая программа по ОБЖ для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.
рабочая программа по обж (2 класс) на тему

Куруленко Ирина Николаевна

Рабочая программа составлена на основании Примерной  программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов под редакцией д.пед. наук В.В. Воронковой ( Москва. Просвещение.2011 год).

Введение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебный план начальной школы VIII вида подтверждается потребностями современной жизни:  удручающими данными статистики о гибели и травматизме детей на дорогах страны, усугублением криминогенной обстановки, жертвами которой все чаще становятся дети, данными о неблагополучном состоянии здоровья школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh-1_chas_v_nedelyu_ispr.docx33.47 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании Примерной  программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов под редакцией д.пед. наук В.В. Воронковой( Москва. Просвещение.2010 год).

Введение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебный план начальной школы VIII вида подтверждается потребностями современной жизни:  удручающими данными статистики о гибели и травматизме детей на дорогах страны, усугублением криминогенной обстановки, жертвами которой все чаще становятся дети, данными о неблагополучном состоянии здоровья школьников.

В основу курса заложена программа интегрированного учебного курса «Уроки здоровья и основы безопасности жизнедеятельности», учебная программа "Основы безопасности жизнедеятельности", рекомендованная Министерством Образования РФ, дополненная и расширенная

Цели программы:

  • формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка практических навыков безопасного поведения в социуме.

        Задачи программы:

  1. Изучить краткие теоретические основы правил безопасного поведения и здорового образа жизни в соответствии с возрастом и особенностями учащихся;
  2. Сформировать мотивацию к здоровому образу жизни;
  3. Выработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

Программа построена по концентрическому принципу.

Программа является модифицированной.

Имеется возможность привлечь к учебному процессу специалистов в области медицины, психологии, безопасности жизнедеятельности, социологии.

Формы занятий данной программы определяются возрастными психофизиологическими особенностями учащихся. Занятия проводятся в основном в виде бесед, практических работ и сюжетно-ролевых игр, направленных на выработку навыка самостоятельной работы.

Программа предполагает использование разнообразных наглядных средств обучения: модели, макеты, настольные игры, гербарии; электронных средств обучения (компьютер, медиапроектор).

Обязательно включаются в содержание занятий такие элементы, как:

  • провоцирование в начале занятия интереса к новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций, игровых ситуаций и т.д.;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • активные паузы/ проведение физкультминуток.

На занятиях дается право высказаться всем желающим учащимся и поощряется любая активность. Именно подобные возможности приводят к искоренению у школьников тревоги по поводу проблем, связанных с самораскрытием и публичными выступлениями.

Результаты обучения учащихся оцениваются в форме опроса и выставлением итоговых отметок за четверть и за год.

Так как в данную программу включен здоровьесберегающий компонент, то необходимо соблюдать следующие требования к уроку с позиций здоровьесбережения:

Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.

  1. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и др. Норма: 4—7 видов за урок.
  2. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7—10 минут.
  3. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. Норма: не менее трех.
  4. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10—15 минут.
  5. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
  6. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования обсуждения.
  7. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
  8. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15—20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3—4 повторениями каждого.
  9. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможных последствиях выбора поведения и т. д.
  10. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.
  11. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, индивидуальные — фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный — недостаточный); между учениками (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, заинтересованность — безразличие, активность — пассивность).
  12. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.
  13. Плотность урока, т. е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75—80%.
  14. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25—30 минут в 1 классе, 35—40 минут в начальной школе.

Примерное распределение учебного времени

Разделы и темы

Количество часов

I раздел. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

1. Условия безопасного поведения учащихся.

Окружающая среда – что это?

Современное жилище.

Огонь – друг и враг человека.

Природа.

Правила поведения учащихся на улице и дороге. Дорожно-транспортный травматизм.

II раздел. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.

2. Основы здорового образа жизни.

Немного о ЗОЖ.

Практические занятия

3

4

4

4

5

4

4

6

Итого

34

I раздел. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

1. Условия безопасного поведения учащихся.

Окружающая среда – что это?

Взаимодействие человека с окружающей средой. Какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни? Что нужно сообщить при вызове экстренных служб?

Современное жилище.

Современное жилище, его конструкция и особенности коммунально-бытового обеспечения. Чем оно опасно для человека? Виды опасных и вредных факторов современного жилища. Как правильно пользоваться электроприборами, газом, водой?

Огонь – друг и враг человека.

Какую пользу приносит огонь человеку и какой вред может он причинить ему. Противопожарные меры, которые мы должны знать и как действовать при пожаре. Средства остановки огня. «План эвакуации». Средства защиты дыхания.

Природа.

Взаимодействие человека с природной средой. Правила поведения с природой и животными. Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, плоды. Способы самоспасения, помощь терпящим бедствие на воде. Меры безопасности при обращении и уходе за животными. Если ты заблудился в лесу. Компас. Экология.

Правила поведения учащихся на улице. Дорожно-транспортный травматизм.

Повторение изученного в 1 классе о ПДД. Что такое ДТП? Места игр, катания на велосипедах, лыжах, роликах, коньках. Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Движение пешеходов запрещено». Разметка улиц. Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров.

II раздел. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.

  1. Основы здорового образа жизни.

Немного о ЗОЖ.

Питание по времени. Переедание. Недоедание. Личная гигиена. Средства личной гигиены. Одежда. Сезонная одежда. Что если неправильно оделся?

Практические занятия

Ролевая игра «Позвони в экстренную службу». Конкурс рисунков на тему «Безопасная комната». Действия при возникновении пожара. Бизнес игра «Мы из Гринписа». Если заблудился в лесу.

Учащиеся должны знать:

  • Какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни;
  • О съедобных и несъедобных ягодах, плодах, грибах;
  • Элементарные меры безопасности при обращении с животными;
  • 1-2 дорожных знака;
  • Об экологии в природе;
  • Об особенностях сезонной одежды.

Учащиеся должны уметь:

  • Правильно пользоваться электроприборами;
  • Соблюдать правила безопасного поведения на природе;
  • Ориентироваться по компасу;
  • Правильно ухаживать за собой.

Календарно-тематическое планирование

Основы безопасности жизнедеятельности. 2класс (1час в неделю)

п\п

Кол.

ур.

Тема урока

ЗУН

дата

календ.

дата

факт.

1.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения(16 ч)  

1

1

Взаимодействие человека с окружающей средой. Влияние окружающей среды на человека. Экскурсия

Соблюдать правила безопасного поведения на природе

6.09

2

1

Учусь принимать решения в опасных ситуациях.

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

1-2 дорожных знака; элементы дороги и правила поведения на ней.

13.09

3

1

Учусь принимать решения в опасных ситуациях. Пешеходные переходы.

Элементы дороги и правила поведения на ней.

20.09

4

1

Особенности жизнеобеспече-ния современного жилища. Что вокруг нас может быть опасным?

27.09

5

1

Дом – машина для жилья. Учимся управлять этой машиной

4.10

5

1

Как вести себя со злоумышленниками

11.10

7

1

Как действовать в чрезвычайных ситуациях. Службы экстренной помощи.

18.10

8

1

Отчего может возникнуть пожар (в помещении, в транспорте, в природе)

25.10

9

1

Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др.). Ориентирование. Правила поведения

1.11

10

1

Ядовитые растения, грибы, ягоды. Меры безопасности

15.11

11

1

Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с ними. Меры защиты от них

22.11

12

1

Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема

29.11

13

1

Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов

6.12

14

1

Правила купания в оборудованных и необорудованных местах

13.12

15

1

Правила поведения на пляже.

20.12

16

1

Подготовительные упражнения для освоения в воде.

27.12

2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (12 ч)

17

1

От чего зависит наше здоро-вье. Как живет наш организм, и чего состоит тело человека

17.01

18

1

Наши органы.

24.01

19

1

Болезни, их причины и связь с образом жизни.

31.01

20

1

Пути передачи инфекционных заболеваний. Меры защиты

7.02

21

1

Заноза, кровотечение, укус, ушиб. Первая помощь. Практическое занятие

14.02

22

1

Первая помощь при царапине, порезе. Практическое занятие

21.02

23

1

Первая помощь при небольшом ожоге. Практическое занятие

28.02

24

1

Первая помощь при обморожении. Практическое занятие

7.03

25

1

Отравления. Причины отравлений. Признаки отравления

14.03

26

1

Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами, грибами. Практическое занятие

21.03

4 четверть.(8ч)

27

1

Грибы съедобные и несъедобные. Первая помощь при отравлении грибами

4.04

28

1

Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес

11.04

3. Защита человека в чрезвычайных ситуациях (6 ч)

29

1

Чревычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).

18.04

30

1

Основные мероприятия ГО по защите населения. Оповещение населения о ЧС. Сигнал «Внимание всем!»

25.04

31

1

Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!»

8.05

32

1

Правила поведения вблизи ж/д полотна.

16.05

33

1

Ж/д транспорт «Мы пассажиры».

23.05

34

1

Экскурсия по городу. Практическое закрепление знаний безопасного поведения

30.05

Ресурсное обеспечение программы:

  1. Г.Н. Шевченко «Основы безопасности жизнедеятельности», поурочные планы. :  М- «Просвещение» 2009 г.
  2. комплект плакатов «Изучаем правила дорожного движения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.

Рабочая  программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании  Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора п...

Рабочая программа по ИЗО для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.

          Программа  по изобразительному искусству составлена на основе:Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по...

Рабочая программа по труду для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.

Рабочая программа по учебному предмету «Занимательный труд» составлена на основе: Примерной  программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора п...

Рабочая программа по чтению для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение»  составлена на основании:    Примерной  программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Адаптированная рабочая программа по ИЗО для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образов...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» начальное общее образование (для обучающихся легкой умственной отсталости) Класс 2-4

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начальног...