Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» во 2 классе
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа создана на основе программы «Окружающий мир» под ред. А.А.Плешакова.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okr._miru_vo_2_klasse.docx | 95.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
«Центр образования»
Утверждено приказом
директора МОУ СОШ № 4
«Центр образования»
Гавриловой Р.Н.
№ от
Рабочая программа
по учебному курсу «Окружающий мир»
во 2-а классе
на 2013-2014 учебный год
Учитель Никитина Л.В.
Тутаев, 2013 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа создана на основе программы «Окружающий мир» под ред. А.А.Плешакова.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Работа с детьми, начатая на уроках, имеет продолжение в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Сюда относятся и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности.
• Наука как часть культуры.
• Человечество как многообразие народов, культур.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, малой родине.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни.
• Ответственность человека к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 68ч (34 учебные недели).
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Обучающийся научится:
- различать компоненты окружающего мира (природа, человек, сделанное руками человека);
- различать объекты живой и неживой природы;
- определять основные признаки времен года;
- выполнять некоторые простейшие обязанности в семье, соблюдать правила поведения в школе, оценивать отношения к себе, к другим людям, объектам окружающего мира;
- соблюдать советы дорожных знаков, правила перехода улицы;
- различать государственные символы России;
- называть название нашей страны и её столицы, находить на карте столицу нашего государства и некоторые крупные города;
- различать наиболее распространённые профессии в современном обществе;
- выполнять правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения и животных (по нескольку представителей каждой группы);
- выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта;
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать и проводить несложные опыты;
- пользоваться измерительными приборами, физической картой России;
- осуществлять группировку объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам, подводить объект под понятия разного уровня обобщения;
- самостоятельно пользоваться учебной и дополнительной литературой.
- вести наблюдения в природе под руководством учителя;
- вести наблюдения за жизнью города, трудом людей под руководством учителя;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
ориентирования на местности с помощью компаса;
определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
ухода за растениями (животными);
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (68 ч)
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Горные породы и минералы.
Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Связи в природе, между природой и человеком. «Невидимые» нити. Необходимость сохранения «невидимых» нитей.
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Красная книга России. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Измерение температуры тела человека. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения, умение прислушиваться к чужому мнению.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Роль денег в экономике.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте.
Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию.
Родной край — частица России. Родной город, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного города.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран. Знакомство с некоторыми странами.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Тематическое планирование – 68 ч
Раздел «Где мы живем?» - 4 ч
Раздел «Природа» - 20 ч
Раздел «Жизнь города и села» - 11 ч
Раздел «Здоровье и безопасность» - 9 ч
Раздел «Общение» - 6 ч
Раздел «Путешествия» - 18 ч
Развернутое тематическое планирование см. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2011, стр.396 - 418
УМК «Школа России» - научный руководитель к.п.н. А.А.Плешаков
А.А.Плешаков. «Окружающий мир». 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях с приложением на электронном носителе. М. «Просвещение», 2012
А.А.Плешаков. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. М. «Просвещение», 2012
«Школа России». Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение», 2011
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип | Элементы содержания | Требования | Характеристика деятельности | Дата | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1. | Родная страна | 1 | Урок-пу-тешест- вие | Название нашей планеты – Земля. Россия – многонациональное государство. Знакомство с государственной символикой (герб, гимн, флаг). | Знать: - название нашей планеты; - родной страны и ее столицы; - региона, где живут учащиеся. - называть свой адрес в мире: плане- - давать устное описание объектов окружающего мира. | Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран). Работать с текстом и иллюстрациями учебника: находить нужную информацию и иллюстрации. Работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственные границы. | ||
2. | Город и село. Проект «Родной город» | 1. | Урок-экскурсия №1 | Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности. | Знать: - понятия «город» и «село»; - названия строительных машин; - примеры различных видов транспорта; - составные части экономики; - названия товаров; - понятия: «торгов-ля», «гастроном», «культурное учреж-дение», «образова-тельное учреждение». | Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой). Называть основные достопримечательности своего города (села). Описывать жизни города и села, отдельные произ-водственные процессы. | ||
3. | Природа и рукотворный мир | 1 | Урок-игра | Объекты живой и не-живой природы: люди, животные, здания, машины и т.д. Отличие объектов природы от созданных человеком. | Знать, что нас окружает; предметы живой и неживой природы. | Различать природные объекты и изделия (искусственные пред-меты), характеризовать их отличительные свойства. Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности. Группировать (класси-фицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. | ||
4. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем» | 1 | Проверить свои знания по изученным темам | |||||
5. | Неживая и живая природа. | 1 | Открытие новых знаний | Солнце, воздух, вода, растения, животные – окружающая нас при-рода. Первоначальные представления о живой и неживой природе. | Знать: - названия времён года; - основные свойства воздуха и воды; -общие условия, необходимые для жизни растений и животных. | |||
6. | Явления природы. Как измеряют температуру? Практическая работа №1. | 1 | Групповая работа Урок-практи-кум | Природные явления. Сезонные изменения в природе. Знакомство с различными видами термометров. Правила пользования ими. Уметь измерять и записывать температуру. Опыты с природными объектами, простейшие измерения температуры воздуха и воды. | Знать: - понятие «явления природы»; - основные свойства воздуха и воды. - различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы; - определять признаки сезонных изменений в природе; Знать: - понятие «температура»; - правила измерения температуры; - названия времён года. Уметь определять температуру воздуха, воды и тела человека; | Составлять рассказы о природе по иллюстрациям учебника и наблюдениям. Пересказывать и понимать тексты о природе. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Наблюдать погоду са-мостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Проводить измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Наблюдать за изменением температуры при изменении условий. Описывать проводимые измерения. | ||
7. | Что такое погода? | 1 | Урок-исследо-вание | Что такое окружающий мир. Как человек познаёт общество, природу и самого себя. | Знать: - понятие «погода»; - названия времён года; - названия осенних месяцев; - основные свойства воздуха и воды. - отмечать погоду в дневнике наблюдений; - определять признаки сезонных изменений в природе; - определять темпе-ратуру воздуха, | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. | ||
8 | В гости к осени. | 1 | Урок-экскурсия №2. | Особенности времён года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов живой и неживой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки осени в неживой природе. | Знать правила поведения на экскурсии. Уметь: - устанавливать связи между сезон- - выполнять правила поведения в природе. | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. | ||
9. | В гости к осени. | 1 | Групповая работа | Особенности времён года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов живой и неживой при-роды, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки осени в неживой природе. | Знать: - признаки осени; - названия осенних месяцев; - основные свойства воздуха и воды. Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. | ||
10. | Звёздное небо. | 1 | Работа с атласом –определителем | Земля – планета. | Знать: - понятия «звездное небо»; - «созвездие». Уметь: - работать с картой звездного неба; - использовать при-обретенные знания и умения в практической деятельности для обогащения жизненно го опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, удовлетворения по-знавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете. | Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли. Работать с готовыми моделями, картой звёздного неба. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения. | ||
11. | Заглянем в кладовые земли. Практическая работа №2. | 1 | Урок-практи-кум. | Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов живой и неживой природы, отличие от изделий). Понимание связи живой и неживой природы. | Знать: - понятия «горная порода» и «минералы»; - названия и отличия горных пород от минералов (3 минерала); - состав гранита. Уметь различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы. | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). | ||
12. | Про воздух. Опыт №1. | 1 | Урок-открытие новых знаний. | О чистом воздухе и его необходимости для жизни людей и растений. Загрязнение воздуха отравляющими веществами. | Знать: -основные свойства воздуха и воды; - общие условия, необходимые для - определять свойства воздуха; - определять признаки сезонных изменений в природе; - определять температуру воздуха. | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха. Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Измерять температуру воздуха с помощью термометра. | ||
13. | И про воду. Опыт №2. | Урок-открытие новых знаний. | Твёрдые, жидкие и газообразные вещества. Разные состояния воды. Вода в природе. Охрана воды. | Знать, где используется вода, как и почему она загрязняется. - называть свойства воды; - роль воды для живой природы; - называть очистительные сооружения. | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды. Измерять температуру воды с помощью термометра. | |||
14. | Какие бывают растения? Практическая работа №3. | Урок-практи-кум. | Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдение в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения. | Знать: - чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы; - лиственные и хвойные деревья; - 2-3 вида растений, занесённых в Уметь: - определять растения; - называть дикорастущие и культурные растения родного края (различие). | Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности). Определять части цветкового растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа). | |||
15. | Какие бывают животные? | 1 | Урок-исследо-вание | Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных. | Знать: - общие условия, необходимые для - особенности внешнего вида животных. | Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать диких и домашних животных (на примере своей местности). Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние-дикие животные. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. | ||
16. | Невидимые нити. | 1 | Урок- проект | Связь между живой и неживой природой. Связи человека с окружающей природой. | Знать Понятие «невидимые нити в природе». Уметь устанавливать взаимосвязи в природе. | Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. | ||
17. | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | Урок-открытие | Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдение в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения. | Знать дикорастущие и культурные растения. Уметь: - делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные прядильные); - различать части растений, отображать их на рисунке; - оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране. | Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные-дикорастущие растения. | ||
18. | Дикие и домашние животные. | 1 | Групповая работа | Деление на диких и домашних животных. Особенности жизни, питания, ухода, выращивания детёнышей. | Знать: - общие условия, необходимые для - особенности внешнего вида животных и растений; -особенности ухода за домашними - меры безопасности при общении с Уметь раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера- меры безопасности при общении с | Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние-дикие животные. | ||
19. | Комнатные растения. Практическая работа №4. | 1 | Урок-практи-кум. | Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдение в ближай-шем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения. | Знать особенности выра-щивания комнатных растений. | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа). | ||
20. | Животные живого уголка. | 1 | Урок-проект | Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных. | Знать: - представителей живого уголка; - правила ухода за животными живо- Уметь правильно ухаживать за животными живого уголка | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. | ||
21. | Про кошек и собак. Практическая работа №5. | 1 | Урок-практи-кум. | Ответственность за животных, бережное отношение к ним. Наиболее распро-странённые породы кошек и собак. Отработка приёмов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка. | Знать: - породы кошек и собак; - правила ухода за животными живого уголка. Уметь: - называть редкие породы кошек и -характеризовать условия жизни | Рассказывать правила ухода за животными живого уголка. Характеризовать условия жизни | ||
22. | Красная книга. | 1 | Урок-проект | Правила поведения в природе. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. | Знать: - историю создания Красной книги; - 2-3 вида рас-тений и животных, занесённых в Красную книгу. правила поведения в | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных, занесённых в Красную книгу. Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края). | ||
23. | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту» | 1 | Урок-конференция | Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. | Знать 2-3 вида растений и животных, занесённых в Красную книгу. - объяснять экологические знаки; - выполнять правила поведения в | Приводить примеры зависимости удов-летворения потребностей людей от природы. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | ||
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | |||||||
25. | Что такое экономика? | 1 | Урок-открытие новых знаний | Человек – член общества. Составные части экономики. Деньги. Современные деньги разных стран. | Знать: - понятие «экономика»; - названия строительных машин; - примеры различных видов транс- - составные части экономики; - названия товаров. Иметь первоначальные представления об экономике города и села, об отдельных производственных процессах. | Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Характеризовать составные части экономики Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Анализировать ситуации использования различных денежных единиц. | ||
26. | Из чего что сделано. | 1 | Урок-исследо-вание | Это всё из глины. Как рождается книга? Как делают шерстяные вещи? Чудеса из глины. Как дерево стало бумагой. | Знать: — материалы и объекты труда; - составные части экономики; - названия товаров; - названия профессий. Уметь определять материалы, из которых изготовлены товары. | Анализировать материалы и продукты труда. Классифицировать и группировать материалы и товары, которые из них сделаны. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения. | ||
27. | Как построить новый дом. | 1 | Урок-наблюде-ние | Этапы строительства дома. Названия профессий и строительных машин. Строительство в городе и селе. | Знать: — материалы и объекты труда; - составные части экономики; - названия товаров; - названия профессий. Уметь определять материалы, из которых изготовлены товары. | Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время строительства. Называть строительные профессии и характеризовать деятельность людей. | ||
28. | Какой бывает транспорт. | 1 | Урок-игра | Человек – член общества. Понятие «транспорт». Виды транспорта: наземный, подземный, пассажирский, воздушный, водный, грузовой, специальный, личный, общественный. Как человек научился плавать и летать. | Знать: - понятие «транспорт»; - виды транспорта. Уметь приводить примеры различных видов транспорта | Приводить примеры различных видов транспорта. Характеризовать и описывать их деятельность. | ||
29. | Культура и образование. | 1 | Учебная игра | Понятие о культурных и образовательных учреждениях. Названия профессий в сфере культуры и образования. | Знать: - понятия «культура», «образование», «культурное учреждение», - названия профессий. Уметь называть профессии в сфере | Участвовать в учебной игре, связанной со знакомством с профессиями в сфере культуры и образования. Готовить рассказы о профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. Приводить примеры профессий в сфере культуры и образования. | ||
30. | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 | Урок-праздник | Названия профессий. Особенности труда людей родного края. Важность и значимость каждой профессии. | Знать: - названия профессий. Уметь называть профессии людей родного края. | Участвовать в учебной игре, связанной со знакомством с профессиями родного края. Готовить рассказы о профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. Приводить примеры профессий жителей родного города (села). | ||
31 32 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии» | |||||||
33. | В гости к зиме. | 1 | Урок-экскурсия №3. | Особенности времён года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов живой и неживой при-роды, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки зимы в неживой природе. Жизнь птиц зимой. | Знать: - признаки осени; - названия осенних месяцев; - основные свойства воздуха и воды. Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. | ||
34. | В гости к зиме. | 1 | Групповая работа | Характерные признаки зимы в неживой природе. Установление связей между сезонными изменениями в неживой и живой природе. | Знать: - признаки осени; - названия осенних месяцев; - основные свойства воздуха и воды. Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года | ||
35. | Невидимые нити в зимнем лесу. | 1 | Урок-рефлексия | Природное сообщество елового леса. Особенности ели и жизни животных, связанных с этим деревом. | Знать понятие «невидимые нити». Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. | Участие младших школьников в приро-доохранительной деятельности. Оценка своего и чужого поведения в природе. | ||
36. | Строение тела человека. | 1 | Урок-презента-ция | Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Здоровый образ жизни. | Знать: - основные системы органов человека, их роль в организме; - правила сохранения и укрепления здоровья; - понятие «здоровый образ жизни». Уметь: - определять органы человека; - рассказывать о функции основных систем органов строения человека. | Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | ||
37. | Если хочешь быть здоров. | 1 | Урок-праздник | Режим дня школьника. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоёме, при пожаре). Правила организации домашней учебной работы. | Знать: - правила сохранения и укрепления здоровья; - понятие «здоровый образ жизни»; - режим дня, режим питания, профилактику болезней. Уметь: - выполнять режим дня, режим питания; - вести здоровый образ жизни. | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях. Измерять температуру тела, вес и рост человека. | ||
38. | Берегись автомобиля! | 1 | Урок-игра | Правила движения на загородной дороге. Правила поведения в транспорте. Дорожные знаки ПДД. | Знать правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД. Уметь выполнять правила дорожного движения | Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (безопасное поведение на дороге). Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспор-том. | ||
39. | Школа пешехода Практическая работа № 6. | 1 | Урок-практи-кум. | Правила движения на загородной дороге. Правила поведения в транспорте. Дорожные знаки ПДД. | Знать правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД. Уметь выполнять правила дорожного движения | Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (безопасное поведение на дороге). Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспор-том. | ||
40. | Домашние опасности. | 1 | Урок-открытие | Меры безопасности в домашних условиях. | Знать правила обращения с электро- и газооборудованием, ко-лющими и режущими предметами, лекарствами. | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощь. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества. Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, в лесу, на дороге, в лифте, подъезде. Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Записывать телефоны экстренной помощи. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. | ||
41. | Пожар. | 1 | Урок-интервью | Противопожарная безопасность. Правила поведения в специальной среде: подъезде, лифте, квартире. | Знать: - правила безопасности, которые надо соблюдать дома; - правила противо-пожарной безопасности; лесные опасности; - правила поведения в социальной -правильно вести себя на природе. Знать: - правила экологи-ческой безопасности, - как вести себя на природе; - правила поведения у водоёмов. | |||
42. | На воде и в лесу | 1 | Работа в парах Урок-открытие новых знаний | Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, растения. Правила экологической безопасности. Правила поведения у водоёмов. | ||||
43. | Очень подозрительный тип. | 1 | Комбинированный | Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми. Правила поведения в социальной среде, как вести себя с незнакомыми людьми. | Знать правила поведения в социальной среде, как вести себя с неизвестными людьми. Уметь выполнять правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми. | |||
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | |||||||
45. | Наша дружная семья. Проект «Родословная» | 1 | Урок-праздник | Ввести понятие «культура общения» (в семье). Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. | Знать понятия «культура общения», «семья». Уметь выполнять элементарные нормы общения в семье, школе. | Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Моделировать правила пользования телефоном; культура разговора по телефону. | ||
46. | В школе. | 1 | Урок-игра | Правила поведения и культура общения в школе. Школьные товарищи, друзья. Совместные игры, учёба, отдых. Инсценировка школьных ситуаций. | ||||
47. | Правила вежливости. | 1 | Урок-игра | Взаимоотношения мальчиков и девочек. Вежливые слова. Культура телефонного разговора. | Знать: - понятие «культура общения»; - правила вежливости. - выполнять эле-ментарные нормы - выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах. | |||
48. | День рождения. Практическая работа №7. | 1 | Урок-практи-кум. | Правила поведения в гостях и приём гостей. Как вести себя за столом | Знать понятие «культура общения» - выполнять элемен-тарные нормы общения в семье, в школе; - выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах. | Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Моделировать ситуации общения с людьми в транспорте, театре. | ||
49. 50 | Мы – зрители и пассажиры. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 1 | Групповая работа | Культура поведения в общественных местах. | Знать понятия «зрители»,«пассажи- | |||
51. | Посмотри вокруг… | 1 | Урок-наблюде-ние | Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Горизонт. Линии горизонта. | Знать: - понятие «горизонт»; - условные обозначения сторон горизонта. Уметь: - ориентироваться на местности - показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, - различать по карте и показывать раз- | Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии. | ||
52. | Для чего нужен компас? Практическая работа №8. | 1 | Урок-практи кум. | Определение сторон горизонта по компасу | Знать: - правила определения сторон гори- - условные обозначения сторон горизонта. Уметь: - ориентироваться на местности - показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. | |||
53. | Формы земной поверхности. Экскурсия. | 1 | Урок-экскурсия №4. | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) | Знать: - формы земной поверхности; - условные обозначения сторон горизонта. Уметь: - ориентироваться на местности - показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, - различать по карте и показывать | Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте' России с помощью условных знаков. Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности). Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия. Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина. | ||
54. | Водоёмы. | 1 | Урок-путешествие | Разнообразие водоемов: река, пруд, озеро, море и т. д. | Знать: - понятие «водоем»; - правила поведения у водоемов. - ориентироваться на местности с помощью компаса; - показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; - различать по карте и показывать различные водоемы | Сравнивать и различать разные формы водоемов. Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия. Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоемов своей местности. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. | ||
55. | В гости к весне. | 1 | Групповая работа | Особенности времен года (на основе наблюдений). Знать признаки весны. | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. | |||
56. | В гости к весне. Экскурсия. | 1 | Урок-экскурсия №5. | |||||
57. | Путешествие по родной стране. Экскурсия. | 1 | Урок-экскурсия №6. | Изображение нашей страны на карте. Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Россия - наша Родина. Города России (2-3): названия, достопри-мечательности, расположение на карте | Знать: - название родной страны; - условные обозначения сторон горизонта; - Ф. И. О. первого космонавта, 2-3 Уметь: - показывать на карте, глобусе мате- | Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте' России с помощью условных знаков. Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия. | ||
58. | Что такое карта и как её читать? Практическая работа №9. Проект «Города России» | Урок-практикум. | Работа с готовыми моделями (глобус, карта). | Знать: - понятие «карта»; - условные обозначения на карте. - показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, - различать по карте и показывать - показывать на карте город Москву - столицу России, границы России, | Работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственные границы. Участвовать в практической работе с картой: определять местонахождение Москвы и других крупнейших городов (2-3) на карте России. | |||
59. | Путешествие по Москве. | 1 | Урок-открытие | Москва - столица России. | Знать: - столицу России; - правила работы с картой. - показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, - различать по карте и показывать различные формы земной поверхности; - показывать на карте город Москву - столицу России, границы России, | Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей Москвы. Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации. Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримечательностей городов России. | ||
60. | Московский Кремль. | 1 | Заочное путешествие | Москва - столица России. Работа с готовыми моделями (глобус, карта) | Знать достопримечательности Москвы. Уметь: — показывать на карте город Москву - столицу России; - называть 2-3 достопримечательности. | |||
61. | Город на Неве. | 1 | Заочное путешествие | Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Города России (2-3): название, достопримечательно-сти, расположение на карте | Знать достопримечательности города на Неве. Уметь: - показать на карте город на Неве; - называть 2-3 достопримечатель- ности. | Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей Санкт-Петербурга.. Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации. Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримечательностей городов России. | ||
62. | Путешествие по планете. | 1 | Заочное путешествие | Познакомить с некоторыми странами мира. Работа с готовыми моделями (глобус, карта) | Знать страны мира. Уметь: — ориентироваться на местности с помощью компаса; - показывать на карте, глобусе мате- рики, океаны, горы, равнины, моря, реки, 1-3 страны, столицу | Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей стран и городов разных государств. Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов Европы на основе дополнительной информации. Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримечательностей разных стран. | ||
63. | Путешествие по материкам. | 1 | Заочное путешествие | |||||
64. | Страны мира. | 1 | Урок-открытие | |||||
65. | Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 | Урок-проект | |||||
66. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 1 | ||||||
67. | Впереди лето. Экскурсия. | 1 | Урок-экскурсия №7. | Летние изменения в природе. Экскурсия в природу. | ||||
68. | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 | Урок-обобщения знаний | Проверка знаний по важнейшим вопросам курса. | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «окружающий мир» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравст...
Рабочая программа учебного курса "Окружающий мир" (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Окружающий мир» в соответствии с основными положениями Федерального государственного образова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «окружающий мир» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основание фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта начал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий мир» 4 а класс (коррекционная, VII вида)
Рабочая программа раскрывает на доступном для обучающихся с ОВЗ VII вида уровне сложившиеся противоречивые отношения между обществом и природой, пути его разрешения. Обучающиеся узнают о р...
Рабочая программа учебного курса окружающего мира в 1 классе
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы А.А. Плешакова «О...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий мир» в 4 классе на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, (Стандарты второго поколения), учебного плана и авторской программы по окружа...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...