РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий мир» 4 а класс (коррекционная, VII вида)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа раскрывает на доступном для обучающихся с ОВЗ VII вида уровне сложившиеся противоречивые отношения между обществом и природой, пути его разрешения. Обучающиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми, как: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Наряду с этим рабочая программа способствует формированию у обучающихся убеждения в необходимости охраны природы, как в своём крае, так и в стране, на всей планете. Дети младшего школьного возраста приобретают определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 241.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Ялгинская СОШ»
Мордовия, город Саранск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Окружающий мир» 4 а класс
(коррекционная, VII вида)
Автор программы - Калмыкова Надежда Валентиновна,
учитель начальных классов
2013-2014г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по окружающему миру для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, на основе авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», М.: Просвещение, 2011г. Данная программа будет реализовываться в 4а классе, где обучаются дети КРН VII вида.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану МОУ «Ялгинская СОШ» всего на изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 4 классе отводится 68ч (2 часа в неделю)
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа раскрывает на доступном для обучающихся с ОВЗ VII вида уровне сложившиеся противоречивые отношения между обществом и природой, пути его разрешения. Обучающиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми, как: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Наряду с этим рабочая программа способствует формированию у обучающихся убеждения в необходимости охраны природы, как в своём крае, так и в стране, на всей планете. Дети младшего школьного возраста приобретают определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.
Программа учитывает особенности детей с ОВЗ VII вида.
- Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
- Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
- Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
- Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
- Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
- У детей с ОВЗ VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
- Учащиеся классов КРН характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Программа строит обучение детей с ОВЗ VII вида на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей с ОВЗ VII вида формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимы для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Значение предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Поэтому данный предмет играет, наряду с другими предметами начальной школы, значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём отражена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Предмет «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин.
В рамках данного предмета, благодаря интеграции естественно - научных и социально-гуманитарных знаний, могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника, решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Программа строит обучение детей с ОВЗ VII вида на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Методы и формы через которые будет реализована программа:
- обучение на интересе, на успехе, на доверии;
- адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
- одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
- использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
- формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
- взаимообучение, диалогические методики;
- комментированные упражнения;
- оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 6 разделами: «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край - часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия».
Разделы: «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная история» вводят школьников в мир истории, которая изучается на близком ученикам материале. Обучающиеся знакомятся с историей Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные эпохи, описания памятников культуры, рассказов о конкретных событиях и их участниках.
Следует отметить, что содержание разделов дается в хронологической последовательности — с древности до современности, что способствует созданию у младших школьников конкретных образов исторических эпох, а также способствует формированию у них историко-временных представлений, помогает преодолеть присущие их возрасту сближение прошлого и настоящего.
Предмет “Окружающий мир” предусматривает активное использование на уроке учителем ИКТ-технологий в качестве наглядного материала (использование презентаций, учебных дисков, видео- и аудио, игровых программ), что делает процесс обучения более эффективным.
Коррекция программы: резервные уроки из разделов «Земля и человечество» (1 ч.) будут использованы в разделе «Природа России» (1 ч.)
Ценностные ориентиры содержания курса
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать
- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города;
- государственную символику России;
- государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ориентирования на местности с помощью компаса;
- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- ухода за растениями (животными);
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашем городе.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Земля и человечество – 10ч.
Мир глазами астронома. Небесные тела: звёзды, планеты. Земля-планета Солнечной системы. Движение Земли в космическом пространстве. Мир глазами географа. Изображение Земли с помощью глобуса и карты. Мир глазами историка. Исторические источники. Счёт лет в истории. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звёздного неба; работа с глобусом и географической картой; знакомство и историческими картами.
Природа России – 11ч.
Разнообразие природы России. Природные зоны нашей страны. Взаимосвязь в природе. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности человека.
Практические работы: поиск и показ на физических картах России. Работа с гербарными экземплярами растений природных зон.
Родной край -часть большой страны – 12ч.
Карта родного края. Формы земной поверхности. Полезные ископаемые края. Знакомства с видами почв края. Природные сообщества. Охрана почв и природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края.
Экскурсии: знакомства с растениями и животными леса, луга, водоёмов; распознавание их с помощью атласа - определителя
Практические работы: знакомства с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых края; рассматривание гербарных экземпляров растений.
Страницы Всемирной истории – 6ч.
Представление о периодизации истории. Первобытное общество. Древний мир. Новое время. Великие географические открытия. Новейшее время. Достижение науки и техники.
Страницы истории Отечества – 20ч.
Кто такие славяне. Века древней Руси. Наше отечество 13-15 вв. Наше отечество 16-17 вв. Россия в 18 в. Пётр 1. Россия в 19 – в начале 20 в. Россия в 20 в. Наша страна в 1945 – 1991гг. Полёт в космос Ю.А. Гагарина. Преобразование в России в 90г. 20 в.
Экскурсии: знакомство с историческими достопримечательностями родного края.
Практическая работа: Работа с исторической картой.
Современная Россия – 9 ч.
Мы – граждане России. Конституция России. Права человека. Права ребёнка. Государственное устройство. Государственная символика нашей страны. Многонациональный состав населения
Учебно - тематический план
№ | Тема | Всего часов |
1 | Земля и человечество | 10 (9) |
2 | Природа России | 11 (12) |
3 | Родной край-часть большой страны | 12 |
4 | Страницы Всемирной истории | 6 |
5 | Страницы истории Отечества | 20 |
6 | Современная Россия | 9 |
ИТОГО | 68 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | ||||||||
планируемая | фактическая | ||||||||||
Земля и человечество (10 ч.) | |||||||||||
1 | Мир глазами астронома | 1 | 04.09 | 04.09 | : | ||||||
2 | Планеты Солнечной системы. Смена времён года. | 1 | 06.09 | 06.09 | |||||||
3 | Звёздное небо –великая книга природы. | 1 | 11.09 | 11.09 | |||||||
4 | Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. | 1 | 13.09 | 13.09 | |||||||
5 | Мир глазами историка. | 1 | 18.09 | 18.09 | : | ||||||
6 | Когда и где? История – путешествие в глубь времён. | 1 | 20.09 | 20.09 | |||||||
7 | Прошлое и настоящее глазами эколога. | 1 | 24.09 | 24.09 | |||||||
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 | 28.09 | 28.09 | |||||||
9 | Обобщение по теме: «Земля и человечество». Проверочная работа. Природа России (12 ч.) | 1 | 01.10 | 01.10 | |||||||
10 | Равнины и горы России. | 1 | 05.10 | 05.10 | |||||||
11 | Моря, озёра, реки России. | 1 | 08.10 | 08.10 | |||||||
12 | Природные зоны России. | 1 | 12.10 | 12.10 | |||||||
13 | Зона арктических пустынь. | 1 | 15.10 | 15.10 | |||||||
14 | Тундра. Природа тундры. | 1 | 19.10 | 19.10 | |||||||
15 | Леса России. | 1 | 22.10 | 22.10 | |||||||
16 | Лес и человек. | 1 | 26.10 | 26.10 | |||||||
17 | Зона степей. | 1 | 29.10 | 29.10 | |||||||
18 | Пустыни | 1 | 01.11 | 01.11 | |||||||
19 | Пустыни. | 1 | 12.11 | 12.11 | |||||||
20 | У Чёрного моря. | 1 | 16.11 | 16.11 | |||||||
21 | Обобщение по разделу «Природа России» Тест. Родной край- часть большой страны.(12 ч.) | 1 | 19.11 | 19.11 | |||||||
22 | Наш край. | 1 | 23.11 | 23.11 | |||||||
23 | Поверхность нашего края. Водоёмы нашего края. | 1 | 26.11 | 26.11 | |||||||
24 | Наши подземные богатства | 1 | 30.11 | 30.11 | |||||||
25 | Наши подземные богатства | 1 | 03.12 | 03.12 | : | ||||||
26 | Земля - кормилица | 1 | 07.12 | 07.12 | |||||||
27 | Жизнь леса .Лес- природное сообщество. | 1 | 10.12 | 10.12 | |||||||
28 | Жизнь луга. Луг – природное сообщество. | 1 | 14.12 | 14.12 | |||||||
29 | Жизнь пресного водоёма. | 1 | 17.12 | 17.12 | |||||||
30 | Растениеводство в нашем крае. | 1 | 21.12 | 21.12 | |||||||
31 | Животноводство в нашем крае. | 1 | 24.12 | 24.12 | |||||||
32 | Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны.» Проверочная работа.. | 1 | 28.12 | 28.12 | |||||||
33 | Проверим себя по разделам. | 1 | Резерв | ||||||||
1 | |||||||||||
Страницы всемирной истории.(6ч.) | |||||||||||
34 | Начало истории человечества.2 часть. | 1 | 15.01 | 15.01 | : | ||||||
35 | Мир древности : далёкий и близкий. | 1 | 18.01 | 18.01 | |||||||
36 | Средние века: время рыцарей и замков. | 1 | 25.01 | 25.01 | |||||||
37 | Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 | 22.01 | 22.01 | |||||||
38 | Новейшее время: история продолжается сегодня.. | 1 | 29.01 | 05.02 | |||||||
39 | Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории» .Проверочная работа Жизнь древних славян Страницы истории Отечества.(20 ч.) | 1 | 01.02 | 08.02 | |||||||
40 | Жизнь древних славян.. | 1 | 05.02 | 12.02 | |||||||
41 | Во времена Древней Руси. | 1 | 08.02 | ||||||||
42 | Страна городов. | 1 | 12.02 | ||||||||
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1 | 15.02 | : | |||||||
44 | Трудные времена на Русской земле. | 1 | 19.02 | ||||||||
45 | Русь расправляет крылья. | 1 | 22.02 | ||||||||
46 | Куликовская битва. | 1 | 26.02 | ||||||||
47 | Иван Третий. | 1 | 05.03 | ||||||||
48 | Мастера печатных дел. | 1 | 12.03 | ||||||||
49 | Патриоты России. | 1 | 15.03 | ||||||||
50 | Пётр Великий. | 1 | 19.03 | : | |||||||
51 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | 22.03 | ||||||||
52 | Екатерина Великая. | 1 | 02.04 | ||||||||
53 | Отечественная война 1812 года. | 1 | 05.04 | ||||||||
54 | Страницы истории 19 века. | 1 | 09.04 | ||||||||
55 | Россия вступает в 20 век. | 1 | 12.04 | ||||||||
56 | Страницы истории 20-30-х годов. | 1 | 16.04 | ||||||||
57 | Великая война и великая Победа. | 1 | 19.04 | ||||||||
58 | Страна, открывшая путь в космос. | 1 | 23.04 | ||||||||
59 | Обобщающий урок по разделу : «Страницы истории Отечества» Проверочная работа. Современная история(9ч.) | 1 | 26.04 | ||||||||
60 | Основной закон России и права человека. | 1 | 30.04 | ||||||||
61 | Мы – граждане России. | 1 | 07.05 | ||||||||
62 | Славные символы России. | 1 | 14.05 | ||||||||
63 | Такие разные праздники | 1 | 17.05 | ||||||||
64- 66 | Путешествие по России. | 3 | 21.05, 22.05 | ||||||||
67 | Обобщение по разделу. | 1 | 24.05 | ||||||||
68 | Что мы узнали и чему научились за год ( итоговый урок.) | 1 | 29.05 |
Материально-техническое обеспечение
учебного предмета
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Плешаков А. А. Окружающий мир, учебник, 4 класс, в 2 частях – М.: Просвещение, 2013г. Плешаков А. А. Рабочие тетради «Окружающий мир» для 4 класса в 2 частях - М.: Просвещение, 2011г, Максимова Т. Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 4 класс – М.: ВАКО, 2011.Плешаков А.А От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»). Плешаков А.А Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»). | К К Д Д | |
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | ||
Географические настенные карты: «Физическая карта России», политическая карта мира, «Природные зоны России» , карта полушарий | Д | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Мультимедийные (цифровые) инструменты: электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»4 класс, «Просвещение», 2013г | к | |
Технические средства обучения | ||
Экспозиционный экран. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор Сканер | Д |
Экранно-звуковые пособия | |||||
Видеофильмы по предмету «Вода и её свойства», «Голоса птиц» | Д | ||||
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |||||
| |||||
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, предметы ухода за растениями и животными. | д | ||||
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания | |||
Муляжи овощей, фруктов, грибов | Д/П | ||||
Натуральные объекты | |||||
Коллекции полезных ископаемых. Коллекции плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений | Ф/П Ф/П Ф/П | ||||
Игры и игрушки нет | |||||
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования | К | ||||
Оборудование класса | |||||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий Настенная магнитная доска | Ф Д д д |
Список используемой литературы
1. Плешаков А. А. Окружающий мир, учебник,. 4 класс. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2013;
2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 частях. - М.: Просвещение, 2013;
3. Е.М. Тихомирова, Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 4 класс – М.: ВАКО, 2011.
4. Сайт УМК «Школа России» http://school-russia.prosv.ru/
5. Авторская программа А.А. Плешаков «Окружающий мир», М.: Просвещение, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по курсу Окружающий мир 2 класс коррекционная школа 8 вида
Дисциплина «Живой мир» в СКОУ 8 вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний,пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале...

Рабочая программа учебного курса "Окружающий мир" (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Окружающий мир» в соответствии с основными положениями Федерального государственного образова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математика» 4 а класс (коррекционная, VII вида)
Обучение математике связано с решением специфической задачи - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, формиро...

Рабочая программа учебного курса "Окружающий мир" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной образовательной прогр...

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» 1 класс Плешаков
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» 1 класс Плешаков...

Рабочая программа учебного курса "Окружающий мир" (1 класс)
Рабочая программа учебного курса "Окружающий мир" (1 класс)...

Рабочая программа учебного курса "Окружающий мир" (4 класс)
Рабочая программа учебного курса "Окружающий мир" (4 класс)...