конспект урока окружающего мира в 3 классе " Две стороны экономики в контексте экологической культуры"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок построен в соответствии с ФГОС. Рассматриваются понятия " Экономика", " Экология", " Опасные сторны экономики", " Проект", " Экологический прогноз"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №6 г. Томмота МО « Алданский район»
Урок окружающего мира в 3 классе
« Две стороны экономики в контексте экологической культуры»
Учитель: Мулдуянова Надежда Анатольевна
Урок окружающего мира « Две стороны экономики в контексте экологической культуры»
3 класс
Цели деятельности | 1) Ознакомить учащихся с двумя сторонами экономики и их связями с экологией, строить простейшие экологические прогнозы, воспитывать экологическую культуру с детства. 2)Отработать и закрепить приемы и операции пикировки растений . |
Тип урока | Урок- проект |
Методы и формы | -Объяснительно-иллюстративный, практический; -индивидуальная, фронтальная, парная, групповая |
Технологии | Проектные технологии, исследовательские, технология задавания вопросов. |
Основные понятия | понятия « Экономика» и « Экология», « Экологический прогноз», « Опасные стороны экономики», « Проект». |
Наглядно-демонстрационный материал | Учебник, мультимедийная презентация по теме, готовые домашние проекты, карточки- задания. |
Оборудование | Учебник, карандаши, стаканчик с водой, палочка для пикировки, салфетка, рассадники с землёй, клеёнка, рассада. |
Планируемые | Предметные умения: Знания: овладеют понятиями « Экономика» и « Экология», « Экологический прогноз», « Опасные стороны экономики», « Проект». Умения: научатся обнаруживать связи между экономикой и экологией. Универсальные учебные действия ( УУД): Регулятивные: будут ориентироваться в связях экономики и экологии, правильно строить экологические прогнозы, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в технологических таблицах. Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ, осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях, понимать схемы. Коммуникативные: овладеют формулировкой собственного мнения и позиции, умению задавать вопросы, договариваться, приходить к общему мнению. Личностные: будут мотивированы к учебной и творческой деятельности, сориентированы на желание участвовать в обсуждении глобальных проблем человечества, в частности опасных сторон экономики и воспитания экологической культуры ( на примере школьного проекта) и личного вклада в экологическую культуру. |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Универсальные | Формы контроля | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||
I. Организационный момент 2 мин | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала. Сообщение темы урока Работа по презентации . | Проверяет готовность обучающихся к уроку. – Сегодня наш урок на тему «Две стороны экономики в контексте экологической культуры» посвящен изучению полезной и опасной сторон экономики, и как человек, обладающий экологической культурой, может повлиять на благоприятный исход опасных сторон экономики. -Вы научитесь определять связи экономики и экологии, строить экологические прогнозы, проектировать свой маленький вклад в дело озеленения школьного двора в рамках районного проекта « Экология начинается со двора» (пикировка рассады цветов). -Работа будет групповая и каждый из вас ответственен за работу своей группы ( культура общения внутри группы, культура труда). | Слушают учителя, отвечают на вопросы, смотрят презентацию. | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы | Устные ответы | |||||||||||
11. Проверка домашнего задания 5 мин | Презентация проектов «Семейный бюджет» | Для того, чтобы перейти к новой теме, давайте вспомним о теме « Семейный бюджет» Вы должны были дома приготовить мини- проект « Бюджет моей семьи». - Что такое семейный бюджет? - Для чего он нужен? - Чему равна общая сумма расходов вашей семьи за 1 месяц? - На что больше тратятся деньги в вашей семье? - Какая наука удовлетворяет наши потребности? ( экономика) | Слушают учителя, отвечают на вопросы, презентуют свои работы через доходы и расходы. | Фронтальная | Личностные: понимают значимость семейного бюджета. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы | Устные ответы | |||||||||||
I1I. Изучение нового материала 16 мин | 1. Самоопределение к деятельности Работа на карточках 2.Беседа об экологической катастрофе, презентация катастрофы через иллюстрацию. 3. Технология «Задавания вопросов» 4. Беседа по представленному учителем сообщению. 5. Определение полезных и опасных сторон экономики. 6. Экологические прогнозы. \ 7. Физкультминутка. 2мин | 1. Дополните предложения: - Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой называется ……….( экологией); - Удовлетворение разных потребностей людей- главная задача………( экономики). - Как вы думаете, связаны между собой экономика и экология? -На этом этапе урока мы с вами узнаем об экологических катастрофах, о двух сторонах экономики- полезной и опасной и решим, как мы можем помочь в разрешении таких ситуаций. ( на фоне иллюстрации из презентации- приложение 1) Потерпело аварию судно, которое везло нефть,- нефтеналивной танкер. Нефть вылилась в море, растеклась по поверхности воды, покрыла берега. Рассмотри рисунок. Видишь, как пострадали птицы. Многие погибли. Погибли и некоторые рыбы, а другие уплыли подальше от опасного места. Вскоре погибнут водоросли, морские моллюски, крабы. Они задохнутся, потому что нефтяная плёнка не пропускает в воду кислород. Люди теперь не смогут отдыхать в этих местах, не смогут ловить рыбу. Так нефть, попавшая в море, вызвала в природе настоящую катастрофу. Экологическую катастрофу!
- А теперь , ребята, задайте мне вопросы по моему сообщению по технологии задавания вопросов. 1 тип вопросов- на уточнение. - Правильно ли я Вас понял, что ………… ( учитель отвечает только « Да» или «нет») 2 тип вопросов- на расширение. - Если Вы говорили о том-то, что Вы имели в виду? или -Что Вы имели в виду . когда говорили о том-то? 3 тип вопросов- констатация. - Что полезного я взял из выступления… - Ребята, а гдев моём выступлении экономика и где экология? - Где здесь полезная сторона экономики? - Где опасная сторона экономики?
- У экономики две стороны. Одна- необходимая и полезная продукция, без которой нам не прожить. А другая- вред, который наносится окружающей среде при производстве этой продукции. Все отрасли экономики в той или другой мере вредят окружающей среде. - Определите, пожалуйста, полезные и опасные стороны экономики. 1. Сельское хозяйство Полезная сторона- Опасная сторона- 2. Металлургия Полезная сторона- Опасная сторона- Сегодня нередки случаи отравления грибами, рыбой. Почему это происходит? - Сделайте, пожалуйста, экологические прогнозы к следующим ситуациям: 1 группа: В одной стране фермеры решили уничтожить всех хищных зверей. 2 группа: На берегу озера решено было построить завод, в отходах которого содержится ртуть. 3 группа: Гигантские трубы завода выбрасывают дым высоко в небо. Ветер несёт загрязнённый воздух в жилые кварталы города. Воздух, взаимодействуя с водой, приводит к образованию кислотных дождей и смог Мы сейчас отдохнём. Раз – подняться, потянуться, | Подписывают нужные слова, отвечают на вопросы. На интерактивной доске даются правильные ответы. Дети слушают. Из каждой группы дети задают вопросы согласно технологии задавания вопросов. Дети отвечают, что экономика- это морской транспорт, природные богатства- нефть. Экология- связь животных и растений моря с загрязнением. Поясняют, что транспорт и полезные ископаемые- полезная сторона экономики, а опасной стороной является разлив нефти, пожар на танкерах, гибель птиц и морских обитателей. Дети отвечают, что полезная сторона сельского хозяйства- это продукты питания, а опасная сторона- загрязнение почвы ядохимикатами, выращивание опасных для здоровья продуктов. Полезная сторона металлургии- это производство металлов, а опасная- загрязнение воздуха и воды, нерациональное использование природных богатств. Дети дают ответы, что если грибы произрастают около дороги, по которой ездит транспорт, то они накапливают в себе ядовитые вещества. Рыба непригодна в пищу из-за слива в реки отравляющих химических веществ. Работа в группах. Устные ответы детей. Физические упражнения . . | Работа в парах при проверке задания. Групповая работа Фронтальная Фронтальная Групповая Фронтальная Групповая групповая | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют формулировать вопросы взрослому человеку, умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с творческой задачей; умеют различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставят новые творческие и учебные задачи. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с творческой задачей; умеют различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставят новые творческие и учебные задачи. Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью. Познавательные: организовывают творческое пространство. | Письменные и устные ответы. Слушание. Вопросы учителю. Ответы на вопросы учителя. Ответы на вопросы | |||||||||||
1V. Твор-ческая практическая деятельность | 1. Просмотр мультимедийной презентации 2. Метапредметная работа. 10 мин | – Ребята, вы в данный момент можете помочь этой катастрофе? -Наша школа реализует проект « Экология начинается со двора». Он идёт уже давно. Посмотрите презентацию. ( после просмотра презентации) - Какую посильную помощь вы можете оказать своему родному школьному двору? ( посадить рассаду цветов, убрать осенью и весной двор от растительных остатков) - Сегодня мы распикируем рассаду целозии. У каждого у вас на столах рассада целозии. Вы имеете представление, какой это цветок?
Задача каждой группы: прочитать описание и сказать, какой тип текста у вас: текст-описание, текст-рассуждение или научно-публицистический. Внимательно прослушайте тексты каждой группы и по ним определите нужный цветок из нескольких предложенных на картинке. 1 группа- Целозия (Celosia, от греч. kelcos – «горящий, пламенный, пылающий») – многолетнее, но чаще однолетнее декоративно-цветущее растение рода Celosia семейства Амарантовые (Amaranthaceae). Название происходит из-за яркой и сочной окраски соцветий. Корни целозии в Африке, Южном Китае, Америке и Восточной Индии. В роду известно около 60 видов. Самые распространенные – целозия перистая (С.Plumosa) и целозия гребенчатая (C. cristata). 2 группа- Целозия- очень необычный и красивый цветок. Очень красивы его удлинённые листья на высоких стеблях.Яркие соцветия напоминают яркий петушиный гребень или перья. 3 группа- Целозия- красиво- цветущее растение. Целозия бывает гребенчатой, потому что её соцветия напоминают петушиный гребень. Она бывает и перистой, так как её соцветия могут быть похожими на перья. - А теперь подойдите к презентации и поставьте галочку около этого цветка. Молодцы! 2. Вы , наверно, слыхали такое выражение : « Экономика должна быть экономной»? - Посмотрите на пачку семян. В ней 1 г семян. Купили мы её за 25 рублей. Мы посадили целозию, взошли молодые побеги. И их много. Если весной купить рассаду, то каждый корень будет стоить от 5 до 15 рублей . - У каждого из вас по 5 корешков рассады. Ваша задача: сосчитать, сколько будет стоить весной ваша рассада при цене 1 корешка- 12 рублей. 12х5=60, 60х4=240 ( группы по 4 человека) 12х5=60, 60х5=300 ( группы по 5 человек) - Найдите свой ответ на презентации и обведите его: 240, 300, 340. - А теперь сосчитайте, сколько будет стоить вся наша рассада. 300+300+240=840 руб. -Выгодно? Это полезная сторона экономики?
- У вас, ребята, на столах горшочки с политой землёй. Ваша задача: при помощи технологической карты ( Приложение 2) распикировать по 1 кустику рассады в цветочный горшок. Соблюдайте культуру труда. В процессе просмотра работ организует обсуждение, их оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критерию: аккуратность. - Вы делаете первые шаги в овладении экологической культурой , ребята. От того, как мы будем относиться к природе, зависит наше будущее. | Дети определяют, что не в их силах помочь в этой экологической катастрофе. Смотрят презентацию Работают по описанию, находят нужный цветок на слайде и ставят галочку. Делают математические расчёты. Пикируют рассаду. | Фронтальная Фронтальная Групповая Групповая индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из презентации о школе Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы. Личностные: проявляют интерес к интересному растению Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов одноклассников, анализируют информацию. | Внимательность Аккуратность и правильность правильность точность вычислений аккуратность | |||||||||||
v. Закрепление изученного материала. 6 мин | - А теперь закрепим наши знания. Сделайте экологический прогноз такой ситуации: В нашем школьном дворе перестали сажать цветы, вырубили все кустарники и деревья, площадку покрыли асфальтом. Рефлексия: - А теперь послушайте Вику Кузнецову, ученицу 7 класса. Она пришла к вам с сообщением из своей будущей исследовательской работы о роли растений на школьном дворе. -Деревья и кустарники, произрастающие в городе, ежедневно и ежечасно проводят огромную работу: поглощают пыль и углекислый газ, вырабатывают кислород, выполняют санитарно-защитные, водоохранные и шумозащитные функции, формируют микроклимат и своеобразный облик города. Устойчив к загрязнению воздуха тополь. По количеству поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода 25-летний тополь превосходит ель в 7 раз, а по степени увлажнения воздуха – почти в 10 раз. Так что для оздоровления воздуха вместо семи елей (трех лип или четырех сосен) можно посадить один тополь, который к тому же хорошо улавливает пыль. Зеленые насаждения играют большую роль в борьбе с шумом. Высаженные между источниками шума и жилыми домами деревья снижают уровень шума на 5–10%. Кроны лиственных деревьев поглощают до 26% падающей на них звуковой энергии. Деревья и кустарники (более 500 видов) выделяют в воздух летучие вещества – фитонциды, обладающие способностью убивать микроорганизмы Активными источниками фитонцидов являются белая акация, береза, ива, дубы зимний и красный, ель, сосна, тополь, черемуха и др. Особенно важно, что фитонциды способны убивать некоторых возбудителей болезней человека и животных. Для сравнения за 5 летних месяцев поглощает углекислого газа , сосна -10 кг, ель – 6кг, а взрослый тополь - целых 44 кг. Посмотрите, сколько кг углекислого газа поглощают деревья на школьном дворе. Деревья школьного двора Тополь- 19 деревьев ( 44кг х 19=836 кг) Черёмуха- 7деревьев Лиственница- 14 деревьев Сосна- 22дерева ( 10 кг х22=220 кг) Ель- 19 деревьев ( 6 кгх19=114 кг) Осина-8 деревьев Берёзы- 16 деревьев Ива-1 дерево Жимолость- 9 деревьев Кедр-10 деревьев Рябина-10 деревьев Шиповник-4 дерева Смородина-15 кустов 836+220+114=1170 кг углекислого газа за 5 летних месяцев поглощают только те деревья, которых больше произрастает в школьном дворе. Это ещё не всё. На следующих уроках мы продолжим нашу работу. | Делают прогноз Слушают ученицу, рефлексируют. | фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и старших школьников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы. | Устные ответы | ||||||||||||
V1. Итог урока | Рефлексия . 2 мин | - Какой вред окружающей среде наносит экономика?. - Можно ли назвать наш урок проектным? Почему? -Возьмите в руки чистый зелёный лист бумаги и сомните его. Передавая его друг другу, мните. А теперь расправьте и разгладьте. Удалось его разгладить? Нет. Вот такие следы оставляют опасные стороны экономики на «лице» Земли. -Чтобы уменьшить вред от экологических катастроф, человек должен предвидеть вероятность их возникновения, использовать экологические прогнозы. Зная законы экологии, люди должны выполнять главную задачу- сохранить нашу планету для потомков. Сегодня вы хорошо поработали и усвоили основные понятия урока. Оценки:……………………………….. | Отвечают на вопросы учителя. | фронтальная | Коммуникативные: умеют инициативно отвечать на вопросы, делать выводы. | Устные ответы. | ||||||||
V11.Дом.задание. | Раздача семян кустарников и деревьев для посадки семьями учеников. 2 мин | - Ребята, нам в школу пришла посылка от бывшего ученика школы Курова В.С.. Он прислал нам семена кустарников и деревьев , произрастающих в г. Томске. Он считает, что наш город Томмот находится на одной широте с городом Томском и эти растения приживутся у нас. Я вам сейчас раздам семена липы мелколистной, бересклета, клёна татарского, сирени венгерской, черёмухи виргинской, клёна Гинкала, туи западной, ясеня пенсильванского. Ваша задача: посадить эти семена вместе с родителями дома по инструкции, выходить и принести в школу для озеленения школьного двора. У нас очень большая надежда на вас, ребята. Так хочется , чтобы Томмот стал городом- садом. | Слушают учителя | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к педагогическому доверию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Урок окружающего мира в начальной школе как средство формирования экологической культуры у младших школьников»
Общество стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Человек – единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии. Приоритетной задачей ...
Конспект урока окружающего мира 3 класс :"Искусственная экологическая система - аквариум" УМК "Школа2100"
Урок разработан в соответствии с ФГОСами второго поколения....
Конспект урока окружающего мира 3 класс "Для чего нужна экономика"
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС, прописаны формируемые УУД, формы и методы работы. К уроку есть презентация....
конспект урока окружающего мира 2 класс. Система Л. В. Занкова «Круговорот воды в природе. Экологическая проблема воды»
Урок окружающего мира 2 класс.Система Л. В. Занкова«Круговорот воды в природе.Экологическая проблема воды»...
Конспект урока окружающего мира 3 класс "Экономика"
Для чего нужна экономика. Чему учит экономика.Цель:р аскрыть роль экономики в нашей жизни....
Конспект урока окружающего мира 2 класс "Отрасли экономики"
Конспект урока окружающего мира 2 класс "Отрасли экономики"...
Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема: «Экологические проблемы современного города»
Конспект урока окружающего мира3 классТема: «Экологические проблемы современного города»Цель урока: ознакомить учащихся с причинами возникновения экологических проблем сов...