календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс УМК "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhmir.doc | 236.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учителя Чудаковой Е.В.
по окружающему миру
УМК «Гармония»
Класс 4 «Б»
Количество часов :
всего - 68 часов; в неделю - 2 часа.
№ п/п | Дидактические единицы содержания образования | Тип урока | УУД | Работа с текстом | Дата проведения | |||
Формирование ИКТ-компетенции | Учебно-исследовательская и проектная деятельность | |||||||
план | факт | |||||||
Раздел 1. Ориентирование в пространстве и во времени (7 ч) | ||||||||
1 | Путешествия – источник знаний | Урок - путешествие | Оценивать своё знание и незнание по изучаемой теме, ставить учебно-познавательные задачи, планировать их решение, выбирать способы действий, анализировать результаты исследований, подводить итоги, делать выводы, оценивать свои успехи в решении поставленных задач. Работать с текстовой информацией: находить незнакомые слова и узнавать их значение в словарях, выделять новые понятия, называть их существенные признаки, свойства, аргументировано отвечать на вопросы, используя информацию, данную в тексте и иллюстрациях к нему | Учебный, научно-популяр-ный и художественный тексты, иллюстрации, картины художников, музейные экспонаты. | ||||
2 | Природные явления и счет времени. Практическая работа | Урок – исследование | Осуществлять поиск информации в разных источниках, соотносить её, определять наиболее достоверную. Анализировать иллюстрации и объяснять причины смены фаз Луны при её движении вокруг Земли. Моделировать с помощью глобуса (теллурия) вращение Земли, обращение Земли вокруг Солнца, объяснять смену дня и ночи, смену сезонов в Северном и Южном полушариях. Решать практические задачи, связанные со счётом времени | Учебник – с. 11 – 17; |
| |||
3 | Устройства для счета времени. Практическая работа | Урок - исследование | Обсуждать проблему (поставленную автором или учителем), предлагать способы её решения, планировать действия и выполнять их, анализировать результаты исследований, проверять правильность выводов разными способами (выполняя опыт, читая учебную статью, находя информацию в Интернете). Выполнять опыт, анализировать его результаты, делать выводы |
| Учебник – с. 18 – 21; модели часов | |||
4 | Историческое время. Лента времени | Урок - путешествие | Сотрудничать в процессе наблюдений, в коллективной практической работе, планировать (составлять план) наблюдения, распределять обязанности при подготовке эксперимента и его проведении, обсуждать результаты наблюдения, исследования. Рассуждать о важности профессий историка, археолога, их значении для изучения быта и культуры наших предков, сохранения памятников прошлого | Презентация «Лента времени» | Работа с отрывным календарем, учебник – с. 22 – 27 | |||
5 | Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Экскурсия | Урок изучения нового материала | Оценивают своё знание и незнание по изучаемой теме, ставят познавательные задачи: узнать, что называют горизонтом, какими бывают стороны горизонта, как их определять, научиться ориентироваться на местности по звёздам (Солнцу, Полярной звезде) и местным признакам. Вспоминают свой житейский опыт по запоминанию нужной дороги, какие ориентиры они обычно используют. Описывают ориентиры, по которым можно найти их дом, школу | Учебник – с. 28 – 33; | ||||
6 | Компас. Ориентирование по компасу | Урок изучения нового материала | Проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам. Осваивать способы ориентирования на местности по сторонам горизонта с помощью компаса, Солнца, Полярной звезды, местным признакам. Определять с помощью компаса местоположение предметов относительно сторон горизонта | Учебник – с. 34 – 37; работа с компасом | ||||
7 | Определение сторон горизонта на местности. Практическая работа | Урок-экскурсия | Оценивать успехи в освоении новых предметных и метапредметных знаний и умений, выполнять задания для самоконтроля. Осуществлять поиск дополнительной информации, используя разные источники. Собирать краеведческий материал об археологических находках, найденным в родном крае (по местным условиям) | Экскурсия Тестовые задания – с. 21 – 28, работа №2, задания 1 –8 | 8 | |||
Раздел 2. Способы изображения объектов окружающего мира (9 ч) | ||||||||
8 | Способы изображения предметов | Урок - исследование | Проявлять познавательный интерес к способам передачи информации о наблюдаемых предметах окружающего мира. Настойчивость в овладении новыми способами действий, умение составлять их последовательность, аккуратность при их выполнении. Планировать, сотрудничая с взрослыми и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия. Проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам. Уважать позицию партнёра | Исследование «Как составить план парты?» | Учебник – с. 38 – 39; Рабочая тетрадь – с. 15, задания 30, 31 , различие предмета и рисунка | |||
9 | Масштаб и его использование. Практическая работа | Урок формирования умений и навыков | Готовить рабочее место и школьные принадлежности к выполнению чертёжных работ. Ставить проблему, обсуждать с одноклассниками способы её решения. Выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, представлять её с использованием знаково-символических средств. Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов | Учебник – с. 40 – 42; Рабочая тетрадь – с. 15 – 16, задания 32 – 37 | ||||
10 | План местности. Топографические знаки | Урок экскурсия | Декодировать условные знаки, преобразовывать условно-знаковую информацию в словесную. Применять полученные знания при решении практических задач. Выражать эмоциональное и эстетическое восприятие природных явлений и отражать его в своих творческих работах | Учебник – с. 43 – 47; Рабочая тетрадь – с. 16 – 18, задание 38 – 42 | ||||
11 | Географические и исторические карты | Урок закрепления умений и навыков | Анализировать, сравнивать информацию, находить сходства и различия. Декодировать информацию, данную с помощью условных знаков. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Сотрудничать при выполнении практических работ | Учебник – с. 48 – 54; Рабочая тетрадь – с. 19, задания 43,44 , работа с картой | ||||
12 | Глобус – модель Земли | Урок изучения нового материала | Развивать пространственное мышление, познавательный интерес к извлечению информации, представленной в условно-знаковой и модельной форме, коммуникативных способностей. Декодировать (и кодировать) информацию, находить соответствие разных форм информации. Самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в дополнительной литературе, анализировать, сравнивать и обобщать её | Мини- проект «Модель Земли» | Учебник – с. 55 – 60; Рабочая тетрадь – с. 20 – 22, задания 45 – 51 | |||
13 | Контурные карты, способы работы с ними. Практическая работа | Урок контроля умений и навыков | Выполнять тестовые задания разных типов. Классифицировать объекты окружающего мира. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Осуществлять самоконтроль за усвоением знаний и умений, оценивать свои знания, вносить нужные коррективы, исправлять ошибки | Рабочая тетрадь – с. 23 – 24, задания для самоконтроля 1 – 5; Тестовые задания – с. 15 – 28, тест № 2, работа №2, задания 9 – 14 , работа с планами и картами | ||||
14 | Космическое пространство и его изображение. Звёздная карта | Урок экскурсия в Планетарий | Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. Проявлять познавательный интерес к изучению космических тел, наблюдению звёзд и созвездий. Эмоциональное восприятие космоса, эстетические чувства. Работать с научно-популярным текстом, выделять основную информацию, отличать научную информацию от бытовой | Презентация по теме: «Космическое пространство и его изображение. Звёздная карта» | Учебник – с. 61 – 65; Рабочая тетрадь – с. 25, задания 1, 2; Тестовые задания – с. 39 – 40 | |||
15 | Земля – планета Солнечной системы | Урок формирования умений и навыков | Оценивать своё знание и незнание, ставить познавательную задачу, высказывать предположения и проверять их по учебному тексту. Характеризовать наблюдаемое, сравнивать, классифицировать, подводить под понятие. Работать с информацией, представленной в табличном виде. Моделировать объекты окружающего мира, их отношения, взаимное расположение | Учебник – с. 66 – 69; Рабочая тетрадь – с. 26 – 28, задания 3 – 6 | ||||
16 | Способы изучения космических тел. Влияние Солнца на Землю | Урок закрепления умений и навыков | Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, делать выводы. Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и освоению универсальных учебных действий. Проявлять творческие способности, желание участвовать в проектной деятельности | Учебник – с. 70 – 74; Рабочая тетрадь – с. 29, задание 7, 8; Тестовые задания – с. 29 – 38, тест № 3, работа № 3 | ||||
Раздел 3. Природные богатства России (8 ч) | ||||||||
17 | Россия на глобусе и географической карте | Урок изучения нового материала | Проявлять познавательный интерес к изучению природы своей Родины, чувство гордости за её природные богатства. Пространственное мышление, воображение, эмоциональное, эстетическое восприятие просторов России, её рек и озёр. Извлекать и преобразовывать информацию, данную с помощью условных знаков. Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы). Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). Оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения | Учебник – с. 77 – 81; Рабочая тетрадь – с. 30-33, задания 1 –8. | ||||
18 | Крупнейшие горы, равнины, реки, озёра России. Практическая работа | Комбинированный урок | Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию. Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения | Презентация: «Крупнейшие горы, равнины, реки, озёра России» | Проект: «Барельеф» | Тестовые задания с. 47, 48, 49, 51, 52, 53, работа № 4, задания 1 – 6. | ||
19 | Горные породы и минералы, их образование | Урок формирования умений и навыков | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ. Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и умений, оценивать свои успехи по освоению УУД | Тестовые задания – с. 55 – 58 | ||||
20 | Полезные ископаемые, их разведка и добыча. Экскурсия в краеведческий музей | Урок формирования умений и навыков | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (с коллекцией горных пород, проведение опыта, практической работы по карте). Работать с разными источниками знаний: учебный текст, научно-популярный текст, иллюстрации, коллекции, эксперимент. Представлять полученную информацию в схематической и условно-знаковой форме. Выполнять разные типы экспериментальных заданий, оценивать результаты своего учебного труда. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме | Учебник – с. 82 – 87; Рабочая тетрадь – с. 34 – 35, задания 9 –13 | ||||
21 | Строительные материалы, металлические руды, их использование в народном хозяйстве. Практическая работа | Урок исследование | Высказывать предположения и находить их доказательства разными способами. Демонстрировать простые опыты для одноклассников. Обобщать и делать выводы по результатам наблюдений, опытов и фиксировать их в разной форме (в словесной, в таблице, схеме, диаграмме, рисунке). Уважать позицию партнёра | Учебник – с. 88 – 93; Рабочая тетрадь – с. 35, задания 14 – 15, с. 36, 37, задание 16 (выборочно) | ||||
22 | Горючие полезные ископаемые, их использование. Практическая работа | Урок исследование | Проявлять познавательный интерес к исследовательской деятельности, готовность сотрудничать с одноклассниками при обсуждении и выполнении экспериментальной работы, составлении отчёта по её результатам. Проводить наблюдения, выполнять опыты согласно составленному плану, по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради. Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя) | Учебник – с. 94 – 97; Рабочая тетрадь – с. 36 – 37, задание 16 (выборочно), с. 38, задания 17, 18 | ||||
23 | Альтернативные источники энергии | Урок формирования умений и навыков | Проявлять коммуникативные способности участвовать в коллективном обсуждении проблем, готовность сотрудничать при обсуждении и выполнении проектной работы: выбирать форму участия, находить источники дополнительной информации, готовить устное (письменное) сообщение, изготавливать условные знаки, демонстрировать опыт. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми | Учебник – с. 98 – 100; Рабочая тетрадь – с. 39, задание 19; Тестовые задания с. 49, 50, 53, 54, работа № 4, задания 7 – 12 | ||||
24 | Обобщающий урок | Урок обобщения и закрепления | Выполнять проектную работу. Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и умений, оценивать свои успехи по освоению УУД. Планировать свои действия. Понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию. Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения | Творческая самопрезентация | Рабочая тетрадь – с. 40 – 41, задания 1 –8; Тестовые задания – с. 41 – 46, тест № 4 | |||
Раздел 4. Природные зоны и природные сообщества (11 ч) | ||||||||
25 | Природные зоны России | Урок формирования умений и навыков | Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Составлять план сбора информации, выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, схем, энциклопедий и применять её при решении учебно-познава-тельных задач | Учебник – с. 101 – 105; Рабочая тетрадь – с. 42 – 43, задания 1, 2 | ||||
26 | Суровая Арктика | Урок виртуальная экскурсия | Осознавать важность экологических знаний. Извлекать информацию, представленную учебным текстом, иллюстрациями. Осуществлять проектную деятельность, презентовать результаты своих исследований. Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме | Презентация: «Арктика» | Учебник – с. 106 – 113; Рабочая тетрадь – с. 43, задания 3 – 5 | |||
27 | Ранимая тундра | Урок виртуальная экскурсия | Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников. Делиться своими «открытиями» дома, с одноклассниками. Понимать важность экологических знаний для сохранения естественной природы. Выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки. Преобразовывать информацию из одной формы в другую, работать с табличной информацией. Умение готовить сообщения и презентовать их одноклассникам | Презентация: «Тундра» | Учебник – с. 114 – 123; Рабочая тетрадь – с. 44 – 46, задания 6 – 12 | |||
28 | Зона лесов | Урок виртуальная экскурсия | Понимать важность экологически грамотного поведения в природе для её сохранения. Участвовать в коллективном обсуждении поднимаемых проблем, слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников. Работать с разными источниками знаний, извлекать информацию, данную в разных формах, преобразовывать её, обобщать и систематизировать | Презентация : «Зона лесов» | Учебник – с. 124 – 133; Рабочая тетрадь – с. 46 – 51, задания 13 – 22 | |||
29 | Степные просторы | Урок виртуальная экскурсия | Выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки. Понимать важность экологически грамотного поведения в природе для её сохранения. Участвовать в коллективном обсуждении поднимаемых проблем, слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников. Работать с разными источниками знаний, извлекать информацию, данную в разных формах, преобразовывать её, обобщать и систематизировать | Слайды: «Степь» | Учебник – с. 134 – 142; Рабочая тетрадь – с. 52 – 54, задания 23 – 30. | |||
30 | Жаркие пустыни | Урок виртуальная экскурсия | Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов. Осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме | Презентация: «Жизнь пустыни» | Учебник – с. 143 – 149; Рабочая тетрадь – с. 55-56, задания 31 – 35 | |||
31 | Природные зоны России. Обобщающий урок | Урок повторения и обобщения | Осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль), фиксировать достигнутые результаты, участвовать в оценке выполненных учебных заданий, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы с учётом характера сделанных ошибок | Мини-проект «Природные зоны России» | Тестовые задания – с. 59 – 68, тест № 5, работа № 5 | |||
32 | Природа гор. Практическая работа | Урок формирования умений и навыков | Выражать эмоциональное, эстетическое восприятие природы, воображение и фантазию, логическое мышление. Выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки. Понимать важность экологически грамотного поведения в природе для сохранения своего здоровья. Выполнять проектные работы | Учебник – с. 150 – 155; Рабочая тетрадь – с. 57, задания 36 – 37 | ||||
33 | Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах | Комбинированный урок | Участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации). Выражать эмоциональное и эстетическое восприятие природных явлений и отражать его в своих творческих работах. Понимать важность экологических знаний, грамотного поведения в природе для сохранения её красоты и гармонии. Работать с разными источниками знаний, обобщать и систематизировать собранную информацию. Моделировать природные объекты и взаимосвязи в живой природе | Сообщение : «Жители водоемов» | Учебник – с. 156 – 163; Рабочая тетрадь – с. 58, задания 38 – 39. | |||
34 | Болота, их значение для природы и человека | Урок закрепления умений и навыков | Участвовать в коллективном обсуждении поднимаемых проблем, слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников. Понимать важность экологических знаний, грамотного и безопасного поведения в природе. Работать с разными источниками знаний, обобщать и систематизировать собранную информацию. Составлять план презентации (сообщения, представления) собранной информации одноклассникам | Учебник – с. 164 – 168; Рабочая тетрадь – с. 59, задания 40 – 42 | ||||
35 | Жизнь луга | Урок закрепления умений и навыков | Выражать эмоциональное, эстетическое восприятие природы, желание сохранять чистоту, красоту и гармонию природы. Осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль), фиксировать достигнутые результаты, участвовать в оценке выполненных учебных заданий, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы с учётом характера сделанных ошибок | Поделка по теме: «Жители луга» | Учебник – с. 169 – 171; Рабочая тетрадь – с. 60, задания 43 – 45; с. 61 – 62; Тестовые задания – с. 69 – 76, тест № 6, работа № 6 | |||
Раздел 5. Важнейшие события в истории Отечества (21 ч) | ||||||||
36 | Восточные славяне, их соседи Экскурсия в краеведческий музей | Урок изучения нового материала | Проявлять познавательный интерес к изучению образа жизни наших далёких предков. Осуществлять постановку учебно-познавательных задач, планировать их решение в группе и индивидуально. Работать с разными источниками знаний, извлекать информацию, представленную в различной форме и преобразовывать её в схематическую форму. Умение представлять изученное в виде материальных моделей. Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий | Учебник (2 часть) – с. 4 – 9; Рабочая тетрадь №2 – с. 2 – 4, задания 1 – 8 | ||||
37 | Образование Древнерусского государства | Урок изучения нового материала | Проявлять познавательный интерес к изучению истории своего Отечества. Устанавливать причинно-следственные связи описанных исторических событий. Работать с разными источниками знаний, соотносить, представленную в них, информацию, находить ответы на вопросы. Пополнять словарный запас. Планировать сообщение (пересказ) полученной информации | Учебник – с. 10 – 19; Рабочая тетрадь – с. 4 – 6, задания 9 – 16 | ||||
38 | Крещение Руси | Комбинированный урок | Проявлять интерес к истории своего государства, наглядно-образное, историческое мышление, эмоциональное отношение к историческим фактам, событиям, памятникам истории и культуры. Анализировать и комментировать словесную и иллюстративную информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, делать выводы. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Характеризовать предметы материальной и духовной культуры | Презентация по теме | Учебник – с. 20 – 25; Рабочая тетрадь – с. 8 – 9, задания 17 – 19 | |||
39 | Как распалась Древняя Русь | Урок изучения нового материала | Развивать воображение, память, внимание, творческие способности. Проявлять интерес к истории своего государства, познанию исторических процессов. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Выражать эмоциональное восприятие памятников культуры, желание сохранять их. Устанавливать связи между событиями, их причины и последствия, реконструировать картины событий прошлого. Представлять информацию в разной форме | Учебник – с. 26 – 33; Рабочая тетрадь – с. 10 – 11, задания 20 – 22; Тестовые задания – с. 77 – 82, тест № 7 | ||||
40 | Борьба Руси с иноземными захватчиками в XII веке | Урок изучения нового материала | Проявлять интерес к истории своего государства, познанию исторических процессов. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Устанавливать связи между событиями, их причины и последствия, реконструировать картины событий прошлого с помощью иллюстраций, рисунков-схем. Осуществлять продуктивное сотрудничество, работая в группе одноклассников | Учебник – с. 34 – 41; Рабочая тетрадь – с. 11 – 12, задания 23 – 24 | ||||
41 | Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва. Практическая работа | Урок - исследование | Проявлять патриотические чувства к своей Родине, интерес к её богатой событиями истории, понимание важности исторических знаний. Участвовать в коллективном обсуждении исторических событий, оценивать действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Устанавливать связи между событиями, их причины и последствия, извлекать нужную информацию из картин художников, рисунков-схем, условно-знаковых систем, планов и карт | Учебник – с. 42 – 7; Рабочая тетрадь – с. 12 – 14, задания 25 – 28 | ||||
42 | Московское государство. Правление Ивана III и Ивана Грозного. Практическая работа | Урок - исследование | Проявлять интерес к истории своего государства. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Извлекать информацию из различных источников знаний, в том числе и условно-знаковых (исторической карты). Реконструировать картины событий прошлого с помощью иллюстраций. Осуществлять самоконтроль за усвоением знаний и умений. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению | Учебник – с. 48 – 53; Рабочая тетрадь – с. 15 – 16, задания 29 – 32 | ||||
43 | Обобщающий урок | Урок -викторина | Осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль), фиксировать достигнутые результаты, участвовать в оценке выполненных учебных заданий, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы с учётом характера сделанных ошибок. Работать с научно-популярным текстом как с источником информации | Тестовые задания - с. 83 – 91, тест № 8, работа № 7 | ||||
44 | Россия в XVII веке. Начало правления династии Романовых | Урок виртуальная экскурсия | Проявлять патриотические чувства к своей Родине, интерес к её богатой событиями истории, понимание важности исторических знаний. Участвовать в коллективном обсуждении исторических событий, оценивать действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Устанавливать связи между событиями, их причины и последствия. Выбирать нужную информацию из текста, картин художников, карт. Выделять научную информацию в научно-популярных текстах, данную в нестандартном виде, представлять полученную информацию в разной форме (текст, рисунок, схема, диалог, ролевая игра, и др.) | Слайды: «Семья Романовых» | Учебник – с. 54 – 60; Рабочая тетрадь – с. 17 – 18, задания 33 – 35, с. 19 –21, задания 1 – 6 | |||
45 | Петр Великий. Российская империя. Практическая работа | Урок - исследование | Проявлять интерес к истории своего государства, познанию исторических процессов. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Устанавливать связи между событиями, их причины и последствия. Анализировать и комментировать информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, делать выводы. Составлять план краткого пересказа собранной информации. Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов | Презентация: «Жизнь Петра» | Учебник – с. 61 – 68; Рабочая тетрадь с. 22, задания 36 – 37 | |||
46 | Развитие Российской империи. Правление Екатерины II | Урок формирования умений и навыков | Проявлять познавательный интерес к изучению истории, эмоциональное и эстетическое восприятие памятников истории и культуры, желание сохранять их красоту и историческую ценность. Извлекать и представлять информацию, полученную в результате работы с разными источниками знаний, в том числе Интернета. Сотрудничать, работая в группе. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения | Учебник – с. 69 – 73; Рабочая тетрадь – с. 23, задание 39. Тестовые задания – с. 92 – 94, работа № 8. | ||||
47 | Нашествие Наполеона. Бородинская битва, её значение для России | Урок закрепления знаний, умений и навыков | Выражать желание участвовать в проектной деятельности, развивать свои творческие способности. Решать разные учебные задачи и фиксировать результаты выполнения заданий по извлечению нужной информации, представленной в различной форме. Оценивать высказывания одноклассников, аргументировать свою точку зрения | Учебник – с. 74 – 81; Рабочая тетрадь – с. 24 – 26, задания 40 – 44 | ||||
48 | Россия до 1917 года. Обобщающий урок | Урок обобщения и повторения | Осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль), фиксировать достигнутые результаты, участвовать в оценке выполненных учебных заданий, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы с учётом характера сделанных ошибок. Осознавать уровень усвоения знаний, способность к самооценке успехов в учебной деятельности | Рабочая тетрадь – с.27 – 29, задания 1 –5; Тестовые задания – с. 95 – 100, тест № 9 | ||||
49 | Исторические события в России в начале XX века | Урок формирования умений и навыков | Проявлять интерес к истории своего государства, познанию исторических процессов. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Устанавливать связи между событиями, их причины и последствия. Анализировать и комментировать информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, делать выводы | Учебник – с. 82 – 86; Рабочая тетрадь – с. 30, задания 45 – 46 | ||||
50 | Преобразования, произошедшие в СССР в 20-30 годы | Урок формирования умений и навыков | Проявлять интерес к истории своего государства, познанию исторических процессов. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Устанавливать связи между событиями, их причины и последствия. Анализировать и комментировать информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, делать выводы | Учебник – с. 87 – 92; Рабочая тетрадь – с. 30, задание 47 | ||||
51 | Великая Отечественная война 1941-1945 гг. | Урок закрепления умений и навыков | Выражать патриотические чувства к Родине, ненависти к войне, к фашизму, чувства уважения и признательности к людям, выстоявшим в страшной войне, к памяти павших, бережное отношение к памятникам и могилам советских воинов | Учебник – с. 93 – 104; Рабочая тетрадь – с. 31 – 32, задания 48 – 50. | ||||
52 | Великая Отечественная война 1941-1945 гг. | Урок экскурсия | Извлекать информацию из разных источников знаний, составлять план её пересказа, презентовать в разной форме. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Выполнять проектную работу | Учебник – с. 93 – 104; Рабочая тетрадь – с. 31 – 32, задания 48 – 50 | ||||
53 | Советский Союз в послевоенные годы | Урок изучения нового материала | Выражать чувство гордости за своё Отечество, чувства уважения и признательности к людям науки, конструкторам, инженерам, людям разных профессий, которым за короткий срок удалось не только восстановить народное хозяйство, но и достичь успехов в его развитии. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Пользоваться рисунками, схемами, диаграммами для получения (и фиксации) информации. Действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради. Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя) | Учебник – с. 105 – 109; Рабочая тетрадь – с. 32 – 33, задания 51 – 53 |
54 | Начало перестройки. Современная Россия | Урок формирования умений и навыков | Проявлять интерес к важнейшим событиям в новейшей истории России, недавнему прошлому своей страны, к жизни бабушек и дедушек, родителей, эмоциональное восприятие положительных и отрицательных сторон их жизни. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Устанавливать причины и последствия исторических событий, связи между ними. Анализировать и комментировать информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, высказывать своё мнение. Извлекать информацию из разных источников знаний, презентовать в разной форме. Пересказывать небольшие отрывки учебного текста с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы, восстанавливать учебный текст (в рабочей тетради) с использованием предложенных слов | Учебник – с. 110 – 117; Рабочая тетрадь – с. 34, задания 54 – 56, с. 37 – 39, задания 1 –10; Тестовые задания – с. 101 – 106, тест № 10 | ||||
55 | Обобщающий урок | Урок викторина | Осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль), фиксировать достигнутые результаты, участвовать в оценке выполненных учебных заданий, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы с учётом характера сделанных ошибок. Осознавать уровень усвоения знаний, способность к самооценке успехов в учебной деятельности | Учебник – с. 118 – 120; Рабочая тетрадь – с.35, задание 57; Тестовые задания – с. 107 – 114, работа № 9 | ||||
56 | Яркие события из истории родного края | Урок - презентация проектных работ учащихся | Ставить исследовательские задачи, выбирать способы их решения, определять своё участие в проектной работе, сотрудничать с одноклассниками, обсуждать форму презентации, оказывать помощь, ответственно относиться к результатам общего труда | Творческая самопрезентация | Рабочая тетрадь – с.36, задание 58 | |||
Раздел 6. Материки, океаны, страны и народы Земли (11 ч) | ||||||||
57 | Океаны Земли. Жизнь в море | Урок формирования умений и навыков | Проявлять интерес к познанию природы Земли, наглядно-образное мышление, воображение, экологическое мышление, экологическую культуру. Оценивать своё знание и незнание вопросов, изучаемых по теме урока, ставить познавательные задачи. Извлекать информацию в учебном тексте, иллюстрациях, в дополнительной литературе, Интернете. Анализировать и комментировать информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, высказывать своё мнение | Учебник – с. 122 – 134; Рабочая тетрадь – с. 40 – 41, задания 1 – 5 | ||||
58 | Крупнейший материк Земли, его природа, население. Практическая работа | Урок - исследование | Проявлять познавательный интерес к изучению географических открытий человечества, чувство гордости за вклад российских первооткрывателей. Наблюдательность, любознательность, воображение, экологическое мышление, осознание необходимости экологических знаний, понимание важности бережного отношения к природе Земли. Извлекать информацию, представленную в разных формах. Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать найденную информацию. Выполнять проектную работу | Учебник – с. 135 – 139; Рабочая тетрадь – с. 42 – 46, задания 6 – 10, с. 60 – 61, задания 1 – 3 | ||||
59 | Африка, ее природа. Исследователи Африки | Урок виртуальная экскурсия | Готовить устные или письменные сообщения по заданной (или выбранной) теме с использованием иллюстративного материала или демонстрацией простых опытов. Планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия | Учебник – с. 139 – 142; Рабочая тетрадь – с. 46 – 48, задания 11 – 13, с. 60 – 61, задания 4 – 6 | ||||
60 | Открытие Америки. Природа Северной и Южной Америки | Урок виртуальная экскурсия | Пользоваться рисунками, схемами, диаграммами для получения (и фиксации) информации. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми | Учебник – с. 142 – 148; Рабочая тетрадь – с. 48 – 50, задания 14 – 17, с. 60 – 61, задания 7 – 8 | ||||
61 | Австралия. Уникальные растения и животные материка. Практическая работа | Урок - исследование | Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения. Участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации) | Учебник – с. 149 – 155; Рабочая тетрадь – с. 51 – 53, задания 18 – 20 | ||||
62 | Открытие Антарктиды российскими путешественниками. Суровая природа материка | Урок обобщения и систематизации | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, из Интернета) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения | Учебник – с. 156 – 162; Рабочая тетрадь – с. 54 – 55, задания 21 – 25, с. 60 – 61 | ||||
63-64 | Страны и народы мира. Практическая работа | Урок изучения нового материала. Урок-исследование | Проявлять интерес к изучению стран мира, их культуры. Осознавать важность мирного сосуществования народов мира, понимать важность бережного отношения к памятникам всемирного наследия. Слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников. Сотрудничать при выполнении проектной работы. Пересказывать (по учебному тексту и иллюстрациям), какое значение имела природа в жизни наших предков, чему они поклонялись, во что веровали | Творческая презентация проекта | Учебник – с. 163 – 170; Рабочая тетрадь – с. 59, задание 30 | |||
65 | Страны СНГ – ближайшие соседи России | Урок-презентация проектных работ учащихся | Проявлять интерес к жизни ближайших соседей, понимать важность толерантного отношения к гостям, бывшим соотечественникам. Выражать ненависть к войне, отрицательное отношение к экстремизму, уважительное отношение к другим народам | Презентация творческой работы | Рабочая тетрадь – с. 59, задание 29 | |||
66 | Земля – планета жизни | Комбинированный урок | Выражать эмоциональное, эстетическое восприятие окружающего мира, понимание важности сохранения его разнообразия, красоты и чистоты, важности участия в природоохранных мероприятиях. Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми | Учебник – с. 171 – 173; Рабочая тетрадь – с. 56 – 58, задания 26 – 28 | ||||
67 | Итоговая работа | Урок повторения и обобщения, контроля знаний | Применять знания при выполнении тестовых заданий разных типов, выбирать нужную информацию для решения учебных задач, осуществлять самоконтроль, фиксировать достигнутые результаты. Осознавать уровень усвоения знаний, способность к самооценке успехов в учебной деятельности | |||||
68 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России" по новым стандартам с УУД...
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А. ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год 66 часов...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...