календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Чудакова Елена Владимировна

календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhmir.doc236.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учителя    Чудаковой Е.В.

по окружающему миру

УМК «Гармония»

Класс    4 «Б»

Количество часов :

всего   - 68 часов;   в неделю -  2  часа.

п/п

Дидактические единицы содержания образования

Тип урока

УУД

Работа с текстом

Дата проведения

Формирование ИКТ-компетенции

Учебно-исследовательская и проектная деятельность

план

факт

Раздел 1. Ориентирование в пространстве и во времени (7 ч)

1

Путешествия – источник знаний

Урок - путешествие

Оценивать своё знание и незнание по изучаемой теме, ставить учебно-познавательные задачи, планировать их решение, выбирать способы действий, анализировать результаты исследований, подводить итоги, делать выводы, оценивать свои успехи в решении поставленных задач. Работать с текстовой информацией: находить незнакомые слова и узнавать их значение в словарях, выделять новые понятия, называть их существенные признаки, свойства, аргументировано отвечать на вопросы, используя информацию, данную в тексте и иллюстрациях к нему

Учебный, научно-популяр-ный и художественный тексты, иллюстрации, картины художников, музейные экспонаты.

2

Природные явления и счет времени. Практическая работа

Урок – исследование

Осуществлять поиск информации в разных источниках, соотносить её, определять наиболее достоверную. Анализировать иллюстрации и объяснять причины смены фаз Луны при её движении вокруг Земли. Моделировать с помощью глобуса (теллурия) вращение Земли, обращение Земли вокруг Солнца, объяснять смену дня и ночи, смену сезонов в Северном и Южном полушариях. Решать практические задачи, связанные со счётом времени

Учебник – с. 11 – 17;

 

3

Устройства для счета времени. Практическая

работа

Урок - исследование

Обсуждать проблему (поставленную автором или учителем), предлагать способы её решения, планировать действия и выполнять их, анализировать результаты исследований, проверять правильность выводов разными способами (выполняя опыт, читая учебную статью, находя информацию в Интернете). Выполнять опыт, анализировать его результаты, делать выводы

 

Учебник – с. 18 – 21; модели часов

4

Историческое время. Лента

времени

Урок - путешествие

Сотрудничать в процессе наблюдений, в коллективной практической работе, планировать (составлять план) наблюдения, распределять обязанности при подготовке эксперимента и его проведении, обсуждать результаты наблюдения, исследования. Рассуждать о важности профессий историка, археолога, их значении для изучения быта и культуры наших предков, сохранения памятников прошлого

Презентация «Лента времени»

Работа с отрывным календарем,  учебник – с. 22 – 27

5

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Экскурсия

Урок изучения нового материала

Оценивают своё знание и незнание по изучаемой теме, ставят познавательные задачи: узнать, что называют горизонтом, какими бывают стороны горизонта, как их определять, научиться ориентироваться на местности по звёздам (Солнцу, Полярной звезде) и местным признакам. Вспоминают свой житейский опыт по запоминанию нужной дороги, какие ориентиры они обычно используют. Описывают ориентиры, по которым можно найти их дом, школу

Учебник – с. 28 – 33;

6

Компас. Ориентирование по компасу

Урок изучения нового материала

Проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам. Осваивать способы ориентирования на местности по сторонам горизонта с помощью компаса, Солнца, Полярной звезды, местным признакам. Определять с помощью компаса местоположение предметов относительно сторон горизонта

Учебник – с. 34 – 37; работа с компасом

7

Определение сторон горизонта на местности. Практическая работа

Урок-экскурсия

Оценивать успехи в освоении новых предметных и метапредметных знаний и умений, выполнять задания для самоконтроля. Осуществлять поиск дополнительной информации, используя разные источники. Собирать краеведческий материал об археологических находках, найденным в родном крае (по местным условиям)

Экскурсия Тестовые задания – с. 21 – 28, работа №2, задания 1 –8

8

Раздел 2. Способы изображения объектов окружающего мира (9 ч)

8

Способы изображения предметов

Урок - исследование

Проявлять познавательный интерес к способам передачи информации о наблюдаемых предметах окружающего мира. Настойчивость в овладении новыми способами действий, умение составлять их последовательность, аккуратность при их выполнении. Планировать, сотрудничая с взрослыми и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия. Проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам. Уважать позицию партнёра

Исследование «Как составить план парты?»

Учебник – с. 38 – 39;

Рабочая тетрадь – с. 15, задания 30, 31 , различие предмета и рисунка

9

Масштаб и его использование. Практическая

работа

Урок формирования умений и навыков

Готовить рабочее место и школьные принадлежности к выполнению чертёжных работ. Ставить проблему, обсуждать с одноклассниками способы её решения. Выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, представлять её с использованием знаково-символических средств. Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов

Учебник – с. 40 – 42;

Рабочая тетрадь – с. 15 – 16, задания 32 – 37

10

План местности. Топографические знаки

Урок экскурсия

Декодировать условные знаки, преобразовывать условно-знаковую информацию в словесную. Применять полученные знания при решении практических задач. Выражать эмоциональное и эстетическое восприятие природных явлений и отражать его в своих творческих работах

Учебник – с. 43 – 47;

Рабочая тетрадь – с. 16 – 18, задание 38 – 42

11

Географические и исторические карты

Урок закрепления умений и навыков

Анализировать, сравнивать информацию, находить сходства и различия.

Декодировать информацию, данную с помощью условных знаков. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Сотрудничать при выполнении практических работ

Учебник – с. 48 – 54;

Рабочая тетрадь – с. 19, задания 43,44 , работа с картой

12

Глобус – модель Земли

Урок изучения нового материала

Развивать пространственное мышление, познавательный интерес к извлечению информации, представленной в условно-знаковой и модельной форме, коммуникативных способностей. Декодировать (и кодировать) информацию, находить соответствие разных форм информации. Самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в дополнительной литературе, анализировать, сравнивать и обобщать её

Мини- проект «Модель Земли»

Учебник – с. 55 – 60;

Рабочая тетрадь – с. 20 – 22, задания 45 – 51

13

Контурные карты, способы работы с ними. Практическая работа

Урок контроля умений и навыков

Выполнять тестовые задания разных типов. Классифицировать объекты окружающего мира. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Осуществлять самоконтроль за усвоением знаний и умений, оценивать свои знания, вносить нужные коррективы, исправлять ошибки

Рабочая тетрадь – с. 23 – 24, задания для самоконтроля 1 – 5;

Тестовые задания – с. 15 – 28, тест № 2, работа №2, задания 9 – 14 , работа с планами  и картами

14

Космическое пространство и его изображение. Звёздная карта

Урок экскурсия в Планетарий

Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. Проявлять познавательный интерес к изучению космических тел, наблюдению звёзд и созвездий. Эмоциональное восприятие космоса, эстетические чувства. Работать с научно-популярным текстом, выделять основную информацию, отличать научную информацию от бытовой

Презентация по теме: «Космическое пространство и его изображение. Звёздная карта»

Учебник – с. 61 – 65;

Рабочая тетрадь – с. 25, задания 1, 2;

Тестовые задания – с. 39 – 40

15

Земля – планета Солнечной системы

Урок формирования умений и навыков

Оценивать своё знание и незнание, ставить познавательную задачу, высказывать предположения и проверять их по учебному тексту. Характеризовать наблюдаемое, сравнивать, классифицировать, подводить под понятие. Работать с информацией, представленной в табличном виде.

Моделировать объекты окружающего мира, их отношения, взаимное расположение

Учебник – с. 66 – 69;

Рабочая тетрадь – с. 26 – 28, задания 3 – 6

16

Способы изучения космических тел. Влияние Солнца на Землю

Урок закрепления умений и навыков

Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, делать выводы. Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и освоению универсальных учебных действий. Проявлять творческие способности, желание участвовать в проектной деятельности

Учебник – с. 70 – 74;

Рабочая тетрадь – с. 29, задание 7, 8;

Тестовые задания – с. 29 – 38, тест № 3, работа

№ 3

Раздел 3. Природные богатства России (8 ч)

17

Россия на глобусе и географической карте

Урок изучения нового материала

Проявлять познавательный интерес к изучению природы своей Родины, чувство гордости за её природные богатства. Пространственное мышление, воображение, эмоциональное, эстетическое восприятие просторов России, её рек и озёр. Извлекать и преобразовывать информацию, данную с помощью условных знаков. Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы). Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). Оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения

Учебник – с. 77 – 81;

Рабочая тетрадь – с. 30-33, задания 1 –8.

18

Крупнейшие горы, равнины, реки, озёра России. Практическая

работа

Комбинированный урок

Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию. Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения

Презентация: «Крупнейшие горы, равнины, реки, озёра России»

Проект: «Барельеф»

Тестовые задания с. 47, 48, 49, 51, 52, 53, работа № 4, задания

1 – 6.

19

Горные породы

и минералы, их образование

Урок формирования умений и навыков

Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ. Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и умений, оценивать свои успехи по освоению УУД

Тестовые задания – с. 55 – 58

20

Полезные ископаемые, их разведка и добыча. Экскурсия в краеведческий музей

Урок формирования умений и навыков

Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (с коллекцией горных пород, проведение опыта, практической работы по карте). Работать с разными источниками знаний: учебный текст, научно-популярный текст, иллюстрации, коллекции, эксперимент. Представлять полученную информацию в схематической и условно-знаковой форме. Выполнять разные типы экспериментальных заданий, оценивать результаты своего учебного труда. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Учебник – с. 82 – 87;

Рабочая тетрадь – с. 34 – 35, задания

9 –13

21

Строительные материалы, металлические руды, их использование в народном хозяйстве. Практическая работа

Урок исследование

Высказывать предположения и находить их доказательства разными способами. Демонстрировать простые опыты для одноклассников. Обобщать и делать выводы по результатам наблюдений, опытов и фиксировать их в разной форме (в словесной, в таблице, схеме, диаграмме, рисунке). Уважать позицию партнёра

Учебник – с. 88 – 93;

Рабочая тетрадь – с. 35, задания 14 – 15,

с. 36, 37, задание 16 (выборочно)

22

Горючие полезные ископаемые, их использование. Практическая

работа

Урок исследование

Проявлять познавательный интерес к исследовательской деятельности, готовность сотрудничать с одноклассниками при обсуждении и выполнении экспериментальной работы, составлении отчёта по её результатам. Проводить наблюдения, выполнять опыты согласно составленному плану, по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради. Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя)

Учебник – с. 94 – 97;

Рабочая тетрадь – с. 36 – 37, задание 16 (выборочно), с. 38, задания 17, 18

23

Альтернативные источники энергии

Урок формирования умений и навыков

Проявлять коммуникативные способности участвовать в коллективном обсуждении проблем, готовность сотрудничать при обсуждении и выполнении проектной работы: выбирать форму участия, находить источники дополнительной информации, готовить устное (письменное) сообщение, изготавливать условные знаки, демонстрировать опыт. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми

Учебник – с. 98 – 100;

Рабочая тетрадь – с. 39, задание 19;

Тестовые задания с. 49, 50, 53, 54, работа

№ 4, задания 7 – 12

24

Обобщающий урок

Урок обобщения и закрепления

Выполнять проектную работу. Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и умений, оценивать свои успехи по освоению УУД. Планировать свои действия. Понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию. Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения

Творческая самопрезентация

Рабочая тетрадь – с. 40 – 41, задания 1 –8;

Тестовые задания – с. 41 – 46, тест № 4

Раздел 4. Природные зоны и природные сообщества (11 ч)

25

Природные зоны России

Урок формирования умений и навыков

Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Составлять план сбора информации, выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, схем, энциклопедий и применять её при решении учебно-познава-тельных задач

Учебник – с. 101 – 105;

Рабочая тетрадь – с. 42 – 43, задания    1, 2

26

Суровая Арктика

Урок виртуальная экскурсия

Осознавать важность экологических знаний. Извлекать информацию, представленную учебным текстом, иллюстрациями. Осуществлять проектную деятельность, презентовать результаты своих исследований. Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Презентация: «Арктика»

Учебник – с. 106 – 113;

Рабочая тетрадь – с. 43, задания 3 – 5

27

Ранимая тундра

Урок виртуальная экскурсия

Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников. Делиться своими «открытиями» дома, с одноклассниками. Понимать важность экологических знаний для сохранения естественной природы. Выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки. Преобразовывать информацию из одной формы в другую, работать с табличной информацией. Умение готовить сообщения и презентовать их одноклассникам

Презентация: «Тундра»

Учебник – с. 114 – 123;

Рабочая тетрадь – с. 44 – 46, задания  6 – 12

28

Зона лесов

Урок виртуальная экскурсия

Понимать важность экологически грамотного поведения в природе для её сохранения. Участвовать в коллективном обсуждении поднимаемых проблем, слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников. Работать с разными источниками знаний, извлекать информацию, данную в разных формах, преобразовывать её, обобщать и систематизировать

Презентация : «Зона лесов»

Учебник – с. 124 – 133;

Рабочая тетрадь – с. 46 – 51, задания 13 – 22

29

Степные просторы

Урок виртуальная экскурсия

Выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки. Понимать важность экологически грамотного поведения в природе для её сохранения. Участвовать в коллективном обсуждении поднимаемых проблем, слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников. Работать с разными источниками знаний, извлекать информацию, данную в разных формах, преобразовывать её, обобщать и систематизировать

Слайды:  «Степь»

Учебник – с. 134 – 142;

Рабочая тетрадь – с. 52 – 54, задания 23 – 30.

30

Жаркие пустыни

Урок виртуальная экскурсия

Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов. Осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме

Презентация: «Жизнь пустыни»

Учебник – с. 143 – 149;

Рабочая тетрадь – с. 55-56, задания 31 – 35

31

Природные зоны России. Обобщающий урок

Урок повторения и обобщения

Осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль), фиксировать достигнутые результаты, участвовать в оценке выполненных учебных заданий, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы с учётом характера сделанных ошибок

Мини-проект «Природные зоны России»

Тестовые задания – с. 59 – 68, тест № 5, работа

№ 5

32

Природа гор. Практическая

работа

Урок формирования умений и навыков

Выражать эмоциональное, эстетическое восприятие природы, воображение и фантазию, логическое мышление. Выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки. Понимать важность экологически грамотного поведения в природе для сохранения своего здоровья. Выполнять проектные работы

Учебник – с. 150 – 155;

Рабочая тетрадь – с. 57, задания 36 – 37

33

Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах

Комбинированный урок

Участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации). Выражать эмоциональное и эстетическое восприятие природных явлений и отражать его в своих творческих работах. Понимать важность экологических знаний, грамотного поведения в природе для сохранения её красоты и гармонии. Работать с разными источниками знаний, обобщать и систематизировать собранную информацию. Моделировать природные объекты и взаимосвязи в живой природе

Сообщение : «Жители водоемов»

Учебник – с. 156 – 163;

Рабочая тетрадь – с. 58, задания 38 – 39.

34

Болота, их значение для природы и человека

Урок закрепления умений и навыков

Участвовать в коллективном обсуждении поднимаемых проблем, слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников. Понимать важность экологических знаний, грамотного и безопасного поведения в природе. Работать с разными источниками знаний, обобщать и систематизировать собранную информацию. Составлять план презентации (сообщения, представления) собранной информации одноклассникам

Учебник – с. 164 – 168;

Рабочая тетрадь – с. 59,

задания 40 – 42

35

Жизнь луга

Урок закрепления умений и навыков

Выражать эмоциональное, эстетическое восприятие природы, желание сохранять чистоту, красоту и гармонию природы. Осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль), фиксировать достигнутые результаты, участвовать в оценке выполненных учебных заданий, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы с учётом

характера сделанных ошибок

Поделка по теме: «Жители  луга»

Учебник – с. 169 – 171;

Рабочая тетрадь – с. 60, задания 43 – 45; с. 61 – 62;

Тестовые задания – с. 69 – 76, тест № 6, работа

№ 6

Раздел 5. Важнейшие события в истории Отечества (21 ч)

36

Восточные славяне, их соседи

Экскурсия в краеведческий музей

Урок изучения нового материала

Проявлять познавательный интерес к изучению образа жизни наших далёких предков. Осуществлять постановку учебно-познавательных задач, планировать их решение в группе и индивидуально. Работать с разными источниками знаний, извлекать информацию, представленную в различной форме и преобразовывать её в схематическую форму.

Умение представлять изученное в виде материальных моделей. Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий

Учебник (2 часть) – с. 4 – 9;

Рабочая тетрадь №2 – с. 2 – 4, задания 1 – 8

37

Образование Древнерусского государства

Урок изучения нового материала

Проявлять познавательный интерес к изучению истории своего Отечества. Устанавливать причинно-следственные связи описанных исторических событий. Работать с разными источниками знаний, соотносить, представленную в них, информацию, находить ответы на вопросы. Пополнять словарный запас. Планировать сообщение (пересказ) полученной информации

Учебник – с. 10 – 19;

Рабочая тетрадь – с. 4 – 6, задания

9 – 16

38

Крещение Руси

Комбинированный урок

Проявлять интерес к истории своего государства, наглядно-образное, историческое мышление, эмоциональное отношение к историческим фактам, событиям, памятникам истории и культуры. Анализировать и комментировать словесную и иллюстративную информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, делать выводы. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Характеризовать предметы материальной и духовной культуры

Презентация по теме

Учебник – с. 20 – 25;

Рабочая тетрадь – с. 8 – 9, задания 17 – 19

39

Как распалась Древняя Русь

Урок изучения нового материала

Развивать воображение, память, внимание, творческие способности. Проявлять интерес к истории своего государства, познанию исторических процессов. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Выражать эмоциональное восприятие памятников культуры, желание сохранять их. Устанавливать связи между событиями, их причины и последствия, реконструировать картины событий прошлого. Представлять информацию в разной форме

Учебник – с. 26 – 33;

Рабочая тетрадь – с. 10 – 11, задания 20 – 22;

Тестовые задания – с. 77 – 82, тест № 7

40

Борьба Руси с иноземными

захватчиками в

XII веке

Урок изучения нового материала

Проявлять интерес к истории своего государства, познанию исторических процессов. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Устанавливать связи между событиями, их причины и последствия, реконструировать картины событий прошлого с помощью иллюстраций, рисунков-схем. Осуществлять продуктивное сотрудничество, работая в группе одноклассников

Учебник – с. 34 – 41;

Рабочая тетрадь – с. 11 – 12, задания  23 – 24

41

Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва. Практическая работа

Урок - исследование

Проявлять патриотические чувства к своей Родине, интерес к её богатой событиями истории, понимание важности исторических знаний. Участвовать в коллективном обсуждении исторических событий, оценивать действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Устанавливать связи между событиями, их причины и последствия, извлекать нужную информацию из картин художников, рисунков-схем, условно-знаковых систем, планов и карт

Учебник – с. 42 – 7;

Рабочая тетрадь – с. 12 – 14, задания 25 – 28

42

Московское государство.

Правление Ивана III и Ивана Грозного. Практическая

работа

Урок - исследование

Проявлять интерес к истории своего государства. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Извлекать информацию из различных источников знаний, в том числе и условно-знаковых (исторической карты). Реконструировать картины событий прошлого с помощью иллюстраций. Осуществлять самоконтроль за усвоением знаний и умений. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению

Учебник – с. 48 – 53;

Рабочая тетрадь – с. 15 – 16, задания 29 – 32

43

Обобщающий урок

Урок -викторина

Осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль), фиксировать достигнутые результаты, участвовать в оценке выполненных учебных заданий, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы с учётом характера сделанных ошибок. Работать с научно-популярным текстом как с источником информации

Тестовые задания - с. 83 – 91, тест № 8, работа

№ 7

44

Россия в XVII веке. Начало правления династии Романовых

Урок виртуальная экскурсия

Проявлять патриотические чувства к своей Родине, интерес к её богатой событиями истории, понимание важности исторических знаний. Участвовать в коллективном обсуждении исторических событий, оценивать действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Устанавливать связи между событиями, их причины и последствия. Выбирать нужную информацию из текста, картин художников, карт. Выделять научную информацию в научно-популярных текстах, данную в нестандартном виде, представлять полученную информацию в разной форме (текст, рисунок, схема, диалог, ролевая игра, и др.)

Слайды: «Семья Романовых»

Учебник – с. 54 – 60;

Рабочая тетрадь – с. 17 – 18, задания 33 – 35,

с. 19 –21, задания

1 – 6

45

Петр Великий. Российская империя. Практическая работа

Урок - исследование

Проявлять интерес к истории своего государства, познанию исторических процессов. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Устанавливать связи между событиями, их причины и последствия. Анализировать и комментировать информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, делать выводы.

Составлять план краткого пересказа собранной информации. Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов

Презентация: «Жизнь Петра»

Учебник – с. 61 – 68;

Рабочая тетрадь с. 22, задания 36 – 37

46

Развитие Российской империи. Правление Екатерины II

Урок формирования умений и навыков

Проявлять познавательный интерес к изучению истории, эмоциональное и эстетическое восприятие памятников истории и культуры, желание сохранять их красоту и историческую ценность. Извлекать и представлять информацию, полученную в результате работы с разными источниками знаний, в том числе Интернета. Сотрудничать, работая в группе. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения

Учебник – с. 69 – 73;

Рабочая тетрадь – с. 23, задание 39.

Тестовые задания – с. 92 – 94, работа

№ 8.

47

Нашествие Наполеона. Бородинская битва, её значение для

России

Урок закрепления знаний, умений и навыков

Выражать желание участвовать в проектной деятельности, развивать свои творческие способности. Решать разные учебные задачи и фиксировать результаты выполнения заданий по извлечению нужной информации, представленной в различной форме. Оценивать высказывания одноклассников, аргументировать свою точку

зрения

Учебник – с. 74 – 81;

Рабочая тетрадь – с. 24 – 26, задания 40 – 44

48

Россия до 1917 года. Обобщающий урок

Урок обобщения и повторения

Осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль), фиксировать достигнутые результаты, участвовать в оценке выполненных учебных заданий, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы с учётом характера сделанных ошибок. Осознавать уровень усвоения знаний, способность к самооценке успехов в учебной деятельности

Рабочая тетрадь – с.27 – 29, задания

1 –5;

Тестовые задания – с. 95 – 100, тест № 9

49

Исторические события в России в начале XX века

Урок формирования умений и навыков

Проявлять интерес к истории своего государства, познанию исторических процессов. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Устанавливать связи между событиями, их причины и последствия. Анализировать и комментировать информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, делать выводы

Учебник – с. 82 – 86;

Рабочая тетрадь – с. 30,

задания 45 – 46

50

Преобразования, произошедшие в СССР в 20-30 годы

Урок формирования умений и навыков

Проявлять интерес к истории своего государства, познанию исторических процессов. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Устанавливать связи между событиями, их причины и последствия. Анализировать и комментировать информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, делать выводы

Учебник – с. 87 – 92;

Рабочая тетрадь – с. 30, задание 47

51

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Урок закрепления умений и навыков

Выражать патриотические чувства к Родине, ненависти к войне, к фашизму, чувства уважения и признательности к людям, выстоявшим в страшной войне, к памяти павших, бережное отношение к памятникам и могилам советских воинов

Учебник – с. 93 – 104;

Рабочая тетрадь – с. 31 – 32, задания 48 – 50.

52

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Урок экскурсия

Извлекать информацию из разных источников знаний, составлять план её пересказа, презентовать в разной форме. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Выполнять проектную работу

Учебник – с. 93 – 104;

Рабочая тетрадь – с. 31 – 32, задания 48 – 50

53

Советский Союз в

послевоенные годы

Урок изучения нового материала

Выражать чувство гордости за своё Отечество, чувства уважения и признательности к людям науки, конструкторам, инженерам, людям разных профессий, которым за короткий срок удалось не только восстановить народное хозяйство, но и достичь успехов в его развитии. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Пользоваться рисунками, схемами, диаграммами для получения (и фиксации) информации. Действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради. Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя)

Учебник – с. 105 – 109;

Рабочая тетрадь – с. 32 – 33, задания 51 – 53

54

Начало перестройки. Современная Россия

Урок формирования умений и навыков

Проявлять интерес к важнейшим событиям в новейшей истории России, недавнему прошлому своей страны, к жизни бабушек и дедушек, родителей, эмоциональное восприятие положительных и отрицательных сторон их жизни. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Устанавливать причины и последствия исторических событий, связи между ними. Анализировать и комментировать информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, высказывать своё мнение. Извлекать информацию из разных источников знаний, презентовать в разной форме. Пересказывать небольшие отрывки учебного текста с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы, восстанавливать учебный текст (в рабочей тетради) с использованием предложенных слов

Учебник – с. 110 – 117;

Рабочая тетрадь – с. 34,

задания 54 – 56,

с. 37 – 39, задания

1 –10;

Тестовые задания – с. 101 – 106, тест № 10

55

Обобщающий урок

Урок викторина

Осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль), фиксировать достигнутые результаты, участвовать в оценке выполненных учебных заданий, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы с учётом характера сделанных ошибок. Осознавать уровень усвоения знаний, способность к самооценке успехов в учебной деятельности

Учебник – с. 118 – 120;

Рабочая тетрадь – с.35, задание 57;

Тестовые задания – с. 107 – 114,

работа   № 9

56

Яркие события из истории родного края

Урок - презентация проектных работ учащихся

Ставить исследовательские задачи, выбирать способы их решения, определять своё участие в проектной работе, сотрудничать с одноклассниками, обсуждать форму презентации, оказывать помощь, ответственно относиться к результатам общего труда

Творческая самопрезентация

Рабочая тетрадь – с.36, задание 58

Раздел 6. Материки, океаны, страны и народы Земли (11 ч)

57

Океаны Земли.

Жизнь в море

Урок формирования умений и навыков

Проявлять интерес к познанию природы Земли, наглядно-образное мышление, воображение, экологическое мышление, экологическую культуру. Оценивать своё знание и незнание вопросов, изучаемых по теме урока, ставить познавательные задачи. Извлекать информацию в учебном тексте, иллюстрациях, в дополнительной литературе, Интернете. Анализировать и комментировать информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, высказывать своё мнение

Учебник – с. 122 – 134;

Рабочая тетрадь – с. 40 – 41, задания    1 – 5

58

Крупнейший материк Земли, его природа, население. Практическая работа

Урок - исследование

Проявлять познавательный интерес к изучению географических открытий человечества, чувство гордости за вклад российских первооткрывателей. Наблюдательность, любознательность, воображение, экологическое мышление, осознание необходимости экологических знаний, понимание важности бережного отношения к природе Земли. Извлекать информацию, представленную в разных формах. Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать найденную информацию. Выполнять проектную работу 

Учебник – с. 135 – 139;

Рабочая тетрадь – с. 42 – 46, задания

6 – 10,

с. 60 – 61, задания

1 – 3

59

Африка, ее природа. Исследователи Африки

Урок виртуальная экскурсия

Готовить устные или письменные сообщения по заданной (или выбранной) теме с использованием иллюстративного материала или демонстрацией простых опытов. Планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия

Учебник – с. 139 – 142;

Рабочая тетрадь – с. 46 – 48, задания 11 – 13,

с. 60 – 61, задания

4 – 6

60

Открытие Америки. Природа Северной и Южной Америки

Урок виртуальная экскурсия

Пользоваться рисунками, схемами, диаграммами для получения (и фиксации) информации. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми

Учебник – с. 142 – 148;

Рабочая тетрадь – с. 48 – 50, задания 14 – 17,

с. 60 – 61, задания

7 – 8

61

Австралия. Уникальные растения и животные материка. Практическая работа

Урок - исследование

Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения. Участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации)

Учебник – с. 149 – 155;

Рабочая тетрадь – с. 51 – 53, задания   18 – 20

62

Открытие Антарктиды российскими путешественниками. Суровая природа материка

Урок обобщения и систематизации

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, из Интернета) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения

Учебник – с. 156 – 162;

Рабочая тетрадь – с. 54 – 55, задания 21 – 25,   с. 60 – 61

63-64

Страны и народы мира. Практическая работа

Урок изучения нового материала.

Урок-исследование

Проявлять интерес к изучению стран мира, их культуры. Осознавать важность мирного сосуществования народов мира, понимать важность бережного отношения к памятникам всемирного наследия. Слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников. Сотрудничать при выполнении проектной работы. Пересказывать (по учебному тексту и иллюстрациям), какое значение имела природа в жизни наших предков, чему они поклонялись, во что веровали

Творческая презентация проекта

Учебник – с. 163 – 170;

Рабочая тетрадь – с. 59, задание 30

65

Страны СНГ – ближайшие соседи России

Урок-презентация проектных работ учащихся

Проявлять интерес к жизни ближайших соседей, понимать важность толерантного отношения к гостям, бывшим соотечественникам. Выражать ненависть к войне, отрицательное отношение к экстремизму, уважительное отношение к другим народам

Презентация творческой работы

Рабочая тетрадь – с. 59, задание 29

66

Земля – планета жизни

Комбинированный урок

Выражать эмоциональное, эстетическое восприятие окружающего мира, понимание важности сохранения его разнообразия, красоты и чистоты, важности участия в природоохранных мероприятиях. Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми

Учебник – с. 171 – 173;

Рабочая тетрадь – с. 56 – 58, задания 26 – 28

67

Итоговая работа

Урок повторения и обобщения, контроля знаний

Применять знания при выполнении тестовых заданий разных типов, выбирать нужную информацию для решения учебных задач, осуществлять самоконтроль, фиксировать достигнутые результаты. Осознавать уровень усвоения знаний, способность к самооценке успехов в учебной деятельности

68

Резерв 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...