Проект по окружающему миру
проект по окружающему миру (2 класс) по теме
Проект по окружающему миру для 2 класса.
Тема "Как животные готовятся к зиме".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_proekta.pptx | 96.16 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_kak_zhivotnye_gotovyatsya_k_zime.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку окружающего мира во 2 классе на тему: «Как животные готовятся к зиме», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, позволяющего повысить уровень знаний обучающихся. Задачи проекта: Изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока; Определить содержание и структуру урока в соответствии с УМК «Перспектива» по учебнику «Окружающий мир» 2 класс под редакцией А.А.Плешакова,М.Ю.Новицкой ; Разработать систему диагностического обеспечения урока по теме «Как животные готовятся к зиме», включающую в себе презентацию. Провести урок в условиях общеобразовательной школы и оценить его эффективность с помощью комплекта КИМ.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду. Задачи урока: дать знания о подготовке животных к зиме . формирование творческих способностей учащихся, развитие речи, мышления, воображения. прививать любовь к природе, трудолюбие.
Планируемые результаты Предметные : изучение особенностей жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду; Метапредметные : - познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; коммуникативные – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; регулятивные – определять наиболее эффективные способы достижения результата. Личностные : - понимают, что полученные знания на уроке окружающего мира пригодятся в практической деятельности
Ресурсы книгопечатная продукция - учебник «Окружающий мир» 2 класс под редакцией А.А.Плешакова,М.Ю.Новицкой ; рабочая тетрадь к учебнику на печатной основе; ИКС - компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку; электронное приложение к учебнику; дидактический материал - картинки грибов, картинки с изображениями животных, карточки с текстом песни «В лесу родилась елочка»
Структура урока 1. Мотивационный этап 2 . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 3. Постановка учебной задачи 4.Построение проекта выхода из затруднений 5.Первичное закрепление 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 7. Рефлексия
Задача 1. Дать знания о подготовке животных к зиме Ресурс – слайды,учебник стр.98 Вид УД – наблюдение,поиск Форма УД – фронтальная,индивидуальная . Задания – беседа по вопросам,работа в форме диалога,работа в рабочих тетрадях на печатной основе УУД – ПУУД, ЛУУД, КУУД
Задача 2. формирование творческих способностей учащихся, развитие речи, мышления, воображения Ресурс – слайды,учебник стр.98,интерактивный диск «Кирилл и Мефодий» Вид УД – обсуждение, запоминание,поиск,анализ . Форма УД – фронтальная, индивидуальная,парная . Задания: Отгадывание загадок и работа над текстом песни «В лесу родилась ёлочка» УУД – ПУУД, РУУД, КУУД, ЛУУД.
Задача 3. Прививать любовь к животным и природе, трудолюбие Ресурс – Учебник с.98,слайды Вид УД – поиск, выполнение практических заданий, анализ . Форма УД – фронтальная. Задания : вместе с родителями сделать кормушки для птиц и животных УУД – ПУУД, РУУД, Л УУД
Контроль (текущий) и оценивание Работа с интерактивным диском «Уроки Кирилла и Мефодия » -Животные , впадающие в спячку ? - Какие животные меняют цвет шерсти? 2. Работа с рабочими тетрадями на печатной основе - Проведите карандашами разных цветов линию от каждого животного до корма. - Расскажите с помощью иллюстраций о кладовых разных животных У вас на столах находятся листочки с изображением грибов. Если вам всё понравилось на уроке и вам было интересно, раскрасьте шляпку гриба жёлтым цветом, если было скучно – коричневым, а если вы все это уже знали и хотите для себя узнать ещё больше, то красным цветом. Раскрасьте грибочки в тот цвет, который соответствует вашему пониманию пройденного материала . Жёлтый – всё понятно и было интересно на уроке Коричневый – есть над чем подумать Красный – ничего не понятно
Выводы, рекомендации Таким образом, разработанная технологическая карта позволит добиться планируемых результатов. В созданных образовательных технологиях содержания, методы, организация, средства обучения прямо ориентированы на психическое и личностное развитие детей, тем самым созданы реальные педагогические условия для воплощения идеи системно- деятельностного обучения в массовой школьной практике. В данной технологической карте урока описывается процесс деятельности, а также все операции деятельности и ее составляющие. В ней четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности на каждом этапе урока. Данный проект может быть использован в начальных классах при проведении уроков окружающего мира во 2 классе, а также реализован в рамках курсов повышения квалификации при проведении стажировок.
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Проект
«Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО»
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
по окружающему миру во 2 классе на тему «Как животные готовятся к зиме»
Участники рабочей группы:
Кошкина Раиса Ивановна учитель начальных классов МБОУ
«СОШ д.Починок-Сутер» Кукморского района РТ
Михайлова Елена Васильевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ с.Нижняя Русь» Кукморского района РТ
Усманова Зинаида Ильинична учитель начальных классов
МБОУ «СОШ д.Починок-Сутер» Кукморского района РТ
Научный руководитель:
Замалетдинова Зальфира Исхаковна
старший преподаватель ПМЦПКиППРО
Проектная работа допущена к защите
Дата 30.10.2015 г.
Казань – 2015
Аннотация.
В проекте представлен методический материал к уроку окружающего мира во 2 классе на тему «Как животные готовятся к зиме», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК «Перспектива», с учетом требований ФГОС НОО. При разработке технологической карты использовалась структура, рекомендованная ПМЦПК и ППРО К(П)ФУ. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО . В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Системно-деятельностный подход это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это философия образования новой школы, которая дает возможность творить, искать, формировать у учеников универсальных учебных действий.
Содержание данного урока построена на концепции системно-деятельностного подхода. При формировании структуры и содержания технологической карты были использованы материалы УМК «Перспектива».
Технологическая карта урока позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС;
- сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса;
- спроектировать свою деятельность на четверть год;
- спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
- соотнести результат с целью обучения;
- обеспечить повышения качества образования.
Актуальность.
Современный ФГОС НОО предъявил новые требования к структуре и содержанию нового урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению. В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, т.к. нет готовых методических материалов, недостаток объемных контрольных работ, либо методические материалы не подходят к данному УМК.
Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности обучающихся и нацелено на формирование теоретических и практических представлений об окружающем мире, на воспитание бережного отношения к природе и ее обитателям.
Считаем, что данная тема урока окружающего мира имеет большое значение в содержании образования. Важно способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, расширять представления о лесе и его обитателях, закреплять знания детей о времени года -зима. Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных. Тема «Как животные готовятся к зиме» является проблемной, занимает важное место в данной программе, связана с ранее изученными темами и предваряет последующие.
Основная часть.
а) Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку окружающего мира во 2 классе на тему: «Как животные готовятся к зиме», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, позволяющего повысить уровень знаний обучающихся.
Задачи проекта:
- Изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока;
- Определить содержание и структуру урока в соответствии с УМК «Перспектива» по учебнику «Окружающий мир» 2 класс под редакцией А.А.Плешакова,М.Ю.Новицкой;
- Разработать систему диагностического обеспечения урока по теме «Как животные готовятся к зиме», включающую в себе презентацию, дидактические и раздаточные материалы.
- Провести урок в условиях общеобразовательной школы и оценить его эффективность с помощью комплекта КИМ.
Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду.
Задачи урока:
дать знания о подготовке животных к зиме.
формирование творческих способностей учащихся, развитие речи, мышления, воображения.
прививать любовь к природе, трудолюбие.
б) Планирование темы и количество часов, отводимое на её изучение:
Методика преподавания – частично-поисковая. На изучение данной темы отводится 1 час.
в) Ресурсы:
- книгопечатная продукция - учебник «Окружающий мир» 2 класс под редакцией А.А.Плешакова,М.Ю.Новицкой
- рабочая тетрадь к учебнику;
- ИКС - компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку;
- электронное приложение к учебнику;
Планируемые результаты:
Предметные: - изучение особенностей жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду;
Метапредметные:
- познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
коммуникативные – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные – определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Личностные: - понимают, что полученные знания на уроке окружающего мира пригодятся в практической деятельности
Место и роль темы в курсе.
На изучение окружающего мира отводится 68 часов в год. (34 уч.нед.)
Данной теме -2 часа, осуществляется связь с предшествующим материалом «Перелетные и зимующие птицы» и последующим материалом «Разнообразие приспособлений животных к сезонным изменениям в природе»
Уровень изучения и усвоения материала – (первичный) изучение нового материала.
Дидактический анализ и содержание материала
Задание 1 :Стихотворение на самоопределение к деятельности
Задание 2: Стихотворение на постановку учебной задачи.
Формируются УУД - Познавательные:
общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о красоте природы;
логические – осуществляют поиск необходимой информации.
Задание 2. Беседа по вопросам
Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Задание 3. Работа в форме диалога
Формируются УУД - Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Регулятивные: осмысление, восприятие, умение, ориентироваться в тексте, находить нужное.
Задание 4: Отгадывание загадок и работа над текстом песни.
Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Задание 5: Работа над текстом песни
Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Задание 6: Работа с интерактивным диском
Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Задание 6. Проверка и оценка знаний.
Формируются УУД – Личностные- высказывать свою точку зрения;
Регулятивные – самооценка.
Тип урока – решение частных задач.
Условные обозначения УУД:
познавательные - ПУУД;
коммуникативные - КУУД;
регулятивные – РУУД;
личностные – ЛУУД.
Технологическая карта урока по теме «Как животные готовятся к зиме»
N п/п | Этап урока и вид деятельности | Ресурсы | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Содержание материала | Формируемые УУД |
1. 2. | Орг.момент Мотивационный этап Мотивация познавательной деятельности Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Слайд 1 Слайд 2 Слайд3 и4,учебник на стр.98 | Чтение стихотворения Чтение стихотворения, анализ, формулировка вывода. | Коллективная Фронтальная | Задание 1. Чтение стихотворения учителем с целью самоопределения к деятельности Задание 2.Чтение стихотворения учителем с целью постановки учебной задачи: -О каких изменениях в природе говорится в этом стихотворении? - Сформулируйте тему урока: «Как разные животные готовятся к зиме». | ПУУД ПУУД РУУД КУУД |
3. 4. | Постановка учебной задачи Планирование Построение проекта выхода из затруднений. | Учебник стр.98. слайд 5 Слайд 7, учебник стр.98-99 | Отвечают на вопросы под руководством учителя, определяют объект исследования Формулируют цель исследования: «Узнать новое о жизни лесных животных при подготовке к зиме» Отвечают на вопросы учителя, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации учебника на с.98-99, делают предположения, выводы об изменениях в жизни животных с наступлением холодов, предлагают выход из проблемной ситуации; Находят фенологическую ошибку в куплете песни «В лесу родилась ёлочка». | Коллективная Фронтальная Фронтальная Парами Фронтальная Индивидуал. Парами | Задание 3 Беседа по вопросам Отличается ли жизнь животных от той, что они ведут летом? Вывод – жизнь зверей зимой отличается от жизни летом и осенью. Задание 4.Отгадывание загадок. -А как вы догадались, что это белка? Вывод: У белки на дереве домик – дупло. Белка запасла грибы и орехи ещё летом, а теперь отыскивает свои кладовые и кормится. Задание 5:Работа над текстом песни - Пропойте тот куплет, где говорится о лесных зверях. А кто из вас, ребята, заметил ошибку в словах этой песенки? Вывод : одним из способов перенесения зимних холодов является смена «сезонных нарядов» зверей. Цвет их шубки помогает им маскироваться. - Как ещё звери спасаются от холода? Вывод- Впадают в спячку. | РУУД ПУУД ЛУУД ПУУД РУУД КУУД ЛУУД |
5. 6. 7. | Первичное закрепление. Физминутка Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Рефлексия Домашнее задание | Слайд 8-19. Учебник стр.98-99 Рисунки грибов на каждого ученика Слайд 26 . | Повторяют движения за учителем соответственно словам стихотворения - физминутки. Работа с рабочими тетрадями на печатной основе Анализ по содержанию урока, определение заданий на следующий урок. | Коллективная Фронтальная Парная Индивидуал. Индивидуал. | Задание 6. Работа с интерактивным диском «Уроки Кирилла и Мефодия» -«Животные, впадающие в спячку» Вывод:медведь, ёж, ящерица -«Какие животные меняют цвет шерсти» Вывод: заяц, волк, белка На картинке в тетради изображены животные. Кто это? (мышь-полёвка, птица поползень, белка). Проведите карандашами разных цветов линию от каждого животного до корма. Сделайте взаимопроверку тетрадей. Если у вашего соседа всё выполнено верно, нарисуйте внизу страницы красный кружок, если допущены ошибки – нарисуйте красный треугольник. Расскажите с помощью иллюстраций о кладовых животных. Ребята, вы сегодня были на уроке настоящими учёными. Давайте дадим оценку нашему уроку. У вас на столах находятся листочки с изображением грибов. Если вам всё понравилось на уроке и вам было интересно, раскрасьте шляпку гриба жёлтым цветом, если было скучно – коричневым, а если вы все это уже знали и хотите для себя узнать ещё больше, то красным цветом. Давайте прикрепим изображения ваших грибов на доску. Благодарю вас за помощь, за активную работу на уроке Вместе с родителями сделать кормушки для птиц и животных | ПУУД РУУД КУУД РУУД ЛУУД РУУД ЛУУД |
Заключение.
Таким образом, разработанная технологическая карта позволит добиться планируемых результатов. В созданных образовательных технологиях содержания, методы, организация, средства обучения прямо ориентированы на психическое и личностное развитие детей, тем самым созданы реальные педагогические условия для воплощения идеи системно-деятельностного обучения в массовой школьной практике. В данной технологической карте урока описывается процесс деятельности, а также все операции деятельности и ее составляющие. В ней четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности на каждом этапе урока.
Данный проект может быть использован в начальных классах при проведении уроков окружающего мира во 2 классе, а также реализован в рамках курсов повышения квалификации при проведении стажировок.
Список использованных документов и источников информации
1.Интернет ресурсы www.learningapps.org www.yandex.ru
2.Начальная школа требования стандартов второго поколения к урокам. С.П.Казачкова, Изд-во «Планета» Москва
3.Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина,. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с. (Стандарты второго поколения).
4.Планируемые результаты начального общего образования под редакцией
Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой.
5.Федеральный образовательный стандарт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - проект по окружающему миру и ОБЖ 1 класс
урок проект...
Информационно-исследовательский проект по окружающему миру "Мир волшебного дерева"
Визитная карточка и театрализованная презентация инфрмационно-исследовательского проекта "Мир волшебного дерева" Автор:учительначальных классов Новикова И.В....
Проект по окружающему миру "В мире растений"
Проект по окружающему миру призван обобщить, систематизировать знания о растительном мире, формирует умения анализировать, обобщать, сравнивать...
Педагогический проект по окружающему миру в рамках развивающего обучения во 2-4 классах "Вторичное использование пластиковых бутылок как способ сохранения чистоты окружающей среды".
Проект-презентация о вторичном использовании пластиковых бутылок на призводстве и в быту....
Проект по окружающему миру в 4 классе на тему «Земля – планета Солнечной системы» (учебник О. Т. Поглазовой «Окружающий мир»)
В работе отражен сценарий проекта по окружающему миру...
Паспорт - визитка проекта по окружающему миру. Тема проекта "Путешествие по родному посёлку"
Педагогическое портфолио проекта«Родной город (село)»учителя начальных классовМОУ «Лесогорская СШ» Шатковского районаБухвалова Галина Михайловна...
Паспорт проекта по окружающему миру 3 класс 1 часть Раздел: Эта удивительная природа, Тема: Разнообразие веществ, Тема проекта "Какие есть нестандартные способы использования крахмала"
Паспорт проекта по окружающему миру 3 класс 1 часть, Тема проекта "Какие есть нестандартные способы использования крахмала"...