открытый урок окружающего мира " Оборона Москвы 1941"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
На уроке использованы материалы из газет того времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_oborona_moskvy.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Сахно Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 52 города Краснодара
Технологическая карта
Урок окружающего мира
4 класс
Тема урока | Оборона Москвы 1941год | |
Тип урока | Открытие новых знаний (ОНЗ). | |
Цель | Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (развитие военных событий 1941 году, раскрытие значения победы советских войск в битве под Москвой) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания. | |
Задачи | Обучающие: дать представление о причинах разгрома фашистов под Москвой Развивающие: - способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей учащихся, навыков работы с текстовым материалом; - создать условия для развития у школьников умения анализировать информацию; - содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действовать в нестандартной ситуации. Воспитывающие: - содействовать воспитанию у детей любви к Родине, чувства патриотизма и гордости за свою страну; - формировать самостоятельность и креативность мышления в условиях групповой работы и работы в парах ; - способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной работы. | |
Планируемый результат | Предметные умения | Универсальные учебные действия (УУД) |
Знать основные причины разгрома фашистов и роли маршала Жукова в победе под Москвой.
| Личностные: осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану Познавательные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; умение ставить, формулировать и решать проблемы как некоего целого, включающего целый ряд логических шагов. Коммуникативные: уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; формировать умения сотрудничать с учителем и сверстниками. | |
Организация пространства | Фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная. | |
Оборудование |
|
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цель: -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Готовятся к работе.
| Приветствует гостей. Включает в деловой ритм, создаёт положительный эмоциональный настрой. | – Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление. Герострат поджег красивый храм Артемиды в городе Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став известным. Каждый человек, хочет он этого или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей. | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
II. Актуализация знаний обучающихся. Формулировка темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: организовать формулировку темы урока детьми;- организовать постановку цели урока детьми. | Формулируют тему и цель урока с помощью учителя | Сегодняш-ний урок мы начнем с прослушива-ния музыкальных отрывков. | - Сформулируйте цель урока. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя | |
III. Совместное открытие нового (12 мин) Цель: формировать умения работать с текстом | Выбор словосочета-ний,отражаю-щих настроение советских людей перед войной, чтение отрывков советских газет того времени. | Организует работу в группах Корректирует действия учащихся Корректирует и дополняет ответы учащихся | 1. Работа в группах. - Опираясь на характер прослушанного отрывка из песни, выполните следующее задание: - Прочитайте отрывки из песен предвоенных лет. - Выберите словосочетание, отражающее настроение советских людей перед началом войны: а)страх перед врагом; б) уверенность в победе. (Мнения детей.) -Итак, в душах советских людей была непоколебимая уверенность в скорой победе над любым врагом. Прослушайте заявление советского правительства от 22 июня 1941 года. Учитель включает аудиозапись: Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах… в свое время на поход Наполеона на Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение… тот же будет и с зазнавшимся Гитлером…войны., германские войска 2. Работа в группах. Прочитайте нижеследующий текст. Используя аналогию, закончите второй текст, дописав нужное слово в последнем предложении. - Какое слово вы дописали? Почему? (мнения детей.) Трудными для нашей армии и народа были лето и осень 1941 года. Несмотря на наше героическое сопротивление, немцы неудержимо продвигались вперед. По замыслу немецкого командования Москва должна была быть взята уже к 3-му августа. Однако наступление на Москву началось лишь 30 сентября. 3. Работа в группах. –Как вы думаете, за счет чего были изменены сроки начала наступления на Москву? (версии детей.) - Для того чтобы проверить ваши версии, прочитаем отрывки из советских газет того времени. -Выберите соответствующую этим фактам фразу немецких военачальников. Какую фразу выбрали? Аргументируйте свой выбор. (мнения детей) -Героическое сопротивление советского народа сдерживало наступление врага, но после упорных боев были сданы: столица Белоруссии- Минск; столица Украины- Киев; столица Латвии- Рига; города: Псков, Смоленск, Калинин. ( Учитель укрепляет на доске схематичные изображения, обозначающие Москву. Вызванный ученик располагает на схеме символы вышеперечисленных заграждений.) Был разработан специальный план обороны Москвы: защищать столицу с неба; защищать столицу на земле и не допустить врага в Москву; отбросить врага от Москвы. 4.Работа в группах. Каждая группа получает заметку о Москве в 1941 году. Читают текст, определяют основную идею этой заметки и определяют, к какому пункту плана относится данная заметка. Кратко рассказывают другим ребятам. 1-я группа – защита Москвы с неба Слайд 1.– Аэростаты. Слайд 2.– Зенитные установки. 2-я группа – защищать столицу на земле и не допустить врага в Москву. Слайд 3. – Противотанковые “ежи”. Слайд 4. – Окопы, баррикады. Слайд 5.– Парад на Красной площади. (Просмотр документального фильма ) 3-я группа – отбросить врага от Москвы, контрнаступление . Слайд 6. | Знать обстановку в стране перед войной. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Регулятивные: уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом. Познавательные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт . Личностные: уметь оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
IV. Динамическая минутка. (3 мин) Цель: снятие физического и умственного напряжения | Выполнение упражнений в движении. | Включение «Марша физкультурников» | - Советские люди занимались активно спортом. В те времена эта песня была популярна. Под нее маршировали. Мы попробуем повторить. | Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
V.Практическая часть. Работа в группах. (9 мин) Цель: формировать умение наблюдать, анализировать результаты наблюдений и делать выводы | Анализируют свои наблюдения и формулируют вывод | Организует работу в группах Корректирует действия учащихся Сообщает новые сведения | 5. Работа в группах. -Как вы думаете, зачем был устроен парад на Красной площади, когда фашистские захватчики были всего в 15 км от города? -Выберите правильный ответ. -Какой ответ вы выбрали? (мнения детей) Комментарий учителя. Правильным ответом является второй. Немецкое командование по радио на русском языке сообщало о взятии Москвы в ноябре месяце. Поэтому информация о параде на Красной площади доказывала лживость этих сообщений. Осенью, фашисты два раза предпринимали наступление на Москву. В первый раз до парада 7 ноября, второй раз – после него.15 ноября на подступах к Москве начались ожесточенные бои. В этом сражении особенно прославилась дивизия генерала Панфилова, перед которой была поставлена задача не допустить врага на Волоколамское шоссе, ведущее к столице.- Давайте перенесемся на поле битвы. Представьте себе, что вы находитесь в окопах, а немцы решили вас раздавить танками. Известно, чтобы подбить немецкий танк, необходимо бросить гранату или бутылку с зажигательной смесью в его бензобак, который находится сзади. Для этого нужно пропустить танк вперед. Как это сделать? (мнения детей).Оказывается, единственный способ был следующий .Лечь под танк так, чтобы оказаться между гусениц, а затем быстро встать и бросить гранату. Все ближе вражеские машины, все сильнее лязг гусениц и зловещий рокот моторов. Встал тут политрук Клочков и сказал фразу, которую вы узнаете, выполнив следующее задание. 6. Работа в парах. - Выберите фразу, сказанную политруком Василием Клочковым во время обороны Москвы в 1941 году: 1. С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Приказываю отступать. 2. Велика Россия, а отступать некуда- позади Москва. 3. За Волгой для нас земли нет. (Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва.) -Обоснуйте свой выбор. Комментарий учителя (Слайд 1 ) Презентация, подготовленная детьми о маршале Жукове. – Командовать войсками, защищавшими подступы к Москве, был назначен Георгий Константинович Жуков. Ему и другим командирам пришлось срочно принимать самые срочные меры по обороне Москвы. Был разработан специальный план обороны Москвы: защищать столицу с неба; защищать столицу на земле и не допустить врага в Москву; отбросить врага от Москвы. В середине ноября немцы получили значительное подкрепление,но и красная армия пополнилась новыми войсками. Вы правы, войска Красной Армии были усилены за счет дивизий, подошедших с Дальнего Востока. Солдаты-сибиряки были привычны к морозам и хорошо, по-зимнему одеты. Они умели метко стрелять, так как большинство из них были охотниками. 6 декабря впервые за долгое время, бойцы Красной Армии получили приказ о наступлении.- Существуют две версии. Объясняющие причины победы советских войск под Москвой. Давайте познакомимся с ними, прочитав отрывки из воспоминаний советского и немецкого военачальников. 7. Работа в группах. - Запишите своими словами мысль отраженную в каждом пункте плана, используя опорные слова. -Что вы записали? (Ответы детей.) | Знать причину проведения парада, роли маршала Жукова в победе. | Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других, сотрудничество в поиске и выборе информации Познавательные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт |
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (8 мин) Цель: формировать умение использовать новые знания для решения учебных задач | Читают рассказ в учебнике, придумывают ему заглавие, отвечают на предложенные вопросы. Проверяют правильность выполнения работы Выполняют проверку и исправляют ошибки | Организует работу в паре Корректирует действия и ответы учащихся Организует самостоятельную работу учащихся | 8. Работа в группах. Игра “Верно-неверно”
- Каково значение битвы под Москвой? | Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других сотрудничество в поиске и выборе информации Личностные: уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | |
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 мин) Цель: -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира. Тема: «Москва – главный город нашей страны» (Начальная школа 21 век)
данный урок разработан и проведён по учебнику «Окружающий мир» (авторы Н.Ф.Виноградова), входящему в состав учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 века».Форма проведения урока – урок путеш...
Открытый урок окружающего мира "Зима в мире растений" 2 класс.
Материал урока окружающего мира "Зима в мире растений" для 2 класса по программе Перспектива....
Открытый урок окружающего мира по теме "Звери и птицы весной" для 2 класса (УМК Перспектива) в рамках Мастер-класса ВЫСШИЙ КЛАСС СТОЛИЧНЫХ ШКОЛ ШКОЛА No2092 им. И.Н.КОЖЕДУБА г. МОСКВЫ
Урок разработан в рамках системно-деятельностной технологии...
Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»
Цели урока: - формировать у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...
Конспект урока окружающего мира "Возникновение Москвы", 4 класс, УМК ПНШ
Конспект урока окружающего мира "Возникновение Москвы", 4 класс, УМК ПНШ...
Технологическая карта урока окружающего мира "Памятники Москвы покорителям космоса" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс, О.Н. Федотова)
Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование у учащихся представлений о космонавтах и памятниках, установленных им в Москве;Задачи урока:Дидактические:Знать соотечественник...
Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)
Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...