открытый урок окружающего мира " Оборона Москвы 1941"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Сахно Елена Викторовна

На уроке использованы материалы из газет того времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_oborona_moskvy.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Сахно Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 52 города Краснодара

Технологическая карта

Урок окружающего мира

4 класс

Тема урока

Оборона Москвы 1941год

Тип урока

Открытие новых знаний (ОНЗ).

Цель

Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (развитие военных событий 1941 году, раскрытие значения победы советских войск в битве под Москвой) и овладение  материалом урока  на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.

Задачи

Обучающие:  дать  представление о причинах разгрома фашистов под Москвой

Развивающие: 

- способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей учащихся, навыков работы с текстовым материалом;

- создать условия для развития у школьников умения анализировать информацию;

- содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действовать в нестандартной ситуации.

Воспитывающие: 

- содействовать воспитанию у детей любви к Родине, чувства патриотизма и гордости за свою страну;

- формировать самостоятельность и креативность мышления в условиях групповой работы и работы в парах ;

- способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной работы.

Планируемый результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Знать основные причины разгрома фашистов и роли маршала Жукова в победе под Москвой.

 

Личностные: осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: уметь  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану  

Познавательные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; умение ставить, формулировать и решать проблемы как некоего  целого, включающего целый ряд логических шагов.

Коммуникативные: уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; формировать умения сотрудничать с учителем и сверстниками.

Организация пространства

Фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование

  1.  учебник «Окружающий мир. 4 класс,» (О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов.),
  2. карточки с заданиями для парной работы (№ 1,2.3,4,5,6),
  3. карточка с заданием для самостоятельной работы (№ 7),
  4.  презентация «Маршал Победы»
  5. карточки для саморефлексии,
  6. карточки с домашнем заданием
  7.  компьютер,
  8. интерактивная доска

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Цель: 

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Готовятся к работе.

 

Приветствует гостей.

Включает в деловой ритм, создаёт положительный эмоциональный настрой.

– Один никому  неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление. Герострат поджег красивый храм Артемиды в городе Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став известным. Каждый человек, хочет он этого или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.
Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. 

II. Актуализация знаний обучающихся.

Формулировка темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели: организовать формулировку темы урока детьми;- организовать постановку цели урока детьми.

Формулируют тему и цель урока с помощью учителя

Сегодняш-ний урок мы начнем с прослушива-ния музыкальных отрывков.

- Сформулируйте цель урока.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме

 Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя

III. Совместное открытие нового (12 мин)

Цель: формировать умения работать с текстом

Выбор словосочета-ний,отражаю-щих настроение советских людей перед войной, чтение отрывков советских газет того времени.

Организует работу в группах

Корректирует действия учащихся

Корректирует и дополняет ответы учащихся

1. Работа в группах.

- Опираясь на характер прослушанного отрывка из песни, выполните следующее задание:

- Прочитайте отрывки из песен предвоенных лет.

- Выберите словосочетание, отражающее настроение советских людей перед началом войны:

а)страх перед врагом;

б) уверенность в победе.

(Мнения детей.)

-Итак, в душах советских людей была непоколебимая уверенность в скорой победе над любым врагом. Прослушайте заявление советского правительства от 22 июня 1941 года. Учитель включает аудиозапись: Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах… в свое время на поход Наполеона на Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение… тот же будет и с зазнавшимся Гитлером…войны., германские войска

2. Работа в группах.

Прочитайте нижеследующий текст. Используя аналогию, закончите второй текст, дописав нужное слово в последнем предложении.

- Какое слово вы дописали? Почему? (мнения детей.)

Трудными для нашей армии и народа были лето и осень 1941 года. Несмотря на наше героическое сопротивление, немцы неудержимо продвигались вперед. По замыслу немецкого командования Москва должна была быть взята уже к 3-му августа. Однако наступление на Москву началось лишь 30 сентября.

3. Работа в группах.

–Как вы думаете, за счет чего были изменены сроки начала наступления на Москву? (версии детей.)

 - Для того чтобы проверить ваши версии, прочитаем отрывки из советских газет того времени.

-Выберите соответствующую этим фактам фразу немецких военачальников.  Какую фразу выбрали? Аргументируйте свой выбор. (мнения детей)

-Героическое сопротивление советского народа сдерживало наступление врага, но после упорных боев были сданы: столица Белоруссии- Минск; столица Украины- Киев; столица Латвии- Рига;  города: Псков, Смоленск, Калинин.

 (  Учитель укрепляет на доске схематичные изображения, обозначающие Москву. Вызванный ученик располагает на схеме символы вышеперечисленных заграждений.)

Был разработан специальный план обороны Москвы: защищать столицу с неба; защищать столицу на земле и не допустить врага в Москву; отбросить врага от Москвы.

4.Работа в группах.

Каждая группа получает заметку о Москве в 1941 году. Читают текст, определяют основную идею этой заметки и определяют, к какому пункту плана относится данная заметка. Кратко рассказывают другим ребятам.

1-я группа – защита Москвы с неба

Слайд 1.– Аэростаты.

Слайд 2.– Зенитные установки.

 2-я группа – защищать столицу на земле и не допустить врага в Москву.

Слайд 3. – Противотанковые “ежи”.

Слайд 4. – Окопы, баррикады.

Слайд 5.– Парад на Красной площади. (Просмотр документального фильма )

3-я группа – отбросить врага от Москвы, контрнаступление .

Слайд 6.

Знать обстановку в стране перед войной.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Регулятивные: уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом.

Познавательные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт .

Личностные: уметь оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей 

IV. Динамическая минутка.

 (3 мин)

Цель:

снятие физического и умственного напряжения

Выполнение упражнений в движении.

Включение «Марша физкультурников»

- Советские люди занимались активно спортом. В те времена эта песня была популярна. Под нее маршировали. Мы попробуем повторить.

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

V.Практическая часть. Работа в группах. 

(9 мин)

Цель:

формировать умение наблюдать, анализировать результаты наблюдений и делать выводы

Анализируют свои наблюдения и формулируют вывод

Организует работу в группах

Корректирует действия учащихся

Сообщает новые сведения

5. Работа в группах.

-Как вы думаете, зачем был устроен парад на Красной площади, когда фашистские захватчики были всего в 15 км от города? 

-Выберите правильный ответ.

-Какой ответ вы выбрали? (мнения детей)

Комментарий учителя. Правильным ответом является второй. Немецкое командование по радио на русском языке сообщало о взятии Москвы в ноябре месяце. Поэтому информация о параде на Красной площади доказывала лживость этих сообщений.  Осенью, фашисты два раза предпринимали наступление на Москву. В первый раз до парада 7 ноября, второй раз – после него.15 ноября на подступах к Москве начались ожесточенные бои. В этом сражении особенно прославилась дивизия генерала Панфилова, перед которой была поставлена задача не допустить врага на Волоколамское шоссе, ведущее к столице.- Давайте перенесемся на поле битвы. Представьте себе, что вы находитесь в окопах, а немцы решили вас раздавить танками. Известно, чтобы подбить немецкий танк, необходимо бросить гранату или бутылку с зажигательной смесью в его бензобак, который находится сзади. Для этого нужно пропустить танк вперед. Как это сделать? (мнения детей).Оказывается, единственный способ был следующий .Лечь под танк так, чтобы оказаться между гусениц, а затем быстро встать и бросить гранату. Все ближе вражеские машины, все сильнее лязг гусениц и зловещий рокот моторов. Встал тут политрук Клочков и сказал фразу, которую вы узнаете, выполнив следующее задание.

6. Работа в парах.

- Выберите фразу, сказанную политруком Василием Клочковым во время обороны Москвы в 1941 году:

1. С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Приказываю отступать.

2. Велика Россия, а отступать некуда- позади Москва.

3. За Волгой для нас земли нет.

(Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва.)

-Обоснуйте свой выбор.

   Комментарий учителя 

(Слайд 1 )  Презентация, подготовленная детьми о маршале Жукове.

– Командовать войсками, защищавшими подступы к Москве, был назначен Георгий Константинович Жуков. Ему и другим командирам пришлось срочно принимать самые срочные меры по обороне Москвы.

Был разработан специальный план обороны Москвы: защищать столицу с неба; защищать столицу на земле и не допустить врага в Москву; отбросить врага от Москвы.

 В середине ноября немцы получили значительное подкрепление,но и красная армия пополнилась новыми войсками.  Вы правы, войска Красной Армии были усилены за счет дивизий, подошедших с Дальнего Востока. Солдаты-сибиряки были привычны к морозам и хорошо, по-зимнему одеты. Они умели метко стрелять, так как большинство из них были охотниками. 6  декабря впервые за долгое время, бойцы Красной Армии получили приказ о наступлении.- Существуют две версии. Объясняющие причины победы советских войск под Москвой. Давайте познакомимся с ними, прочитав отрывки из воспоминаний советского и немецкого военачальников.
-Итак, в чем видел причину поражения своих войск под Москвой немецкий генерал? (Мнение детей)
- Каковы были причины победы советских войск под Москвой с точки зрения маршала Г.К. Жукова? (мнение детей)
- Итак, каковы по вашему мнению, были истинные причины разгрома фашистских войск под Москвой в ходе советского наступления 6 декабря 1941 года? (ответы детей)
-Начавшееся  5-6 декабря 1941 года мощное контрнаступление советских войск отшвырнуло полчища советских захватчиков от стен столицы и развеяло миф о непобедимости гитлеровской армии. В ходе наступления  было освобождено  11000 населенных пунктов: поселков, деревень, городов. В том числе, и город Калинин.
Учитель возвращается к схеме, переворачивает обратно табличку с надписью Калинин.Немецко-фашистские захватчики  были отброшены от столицы на 150-250 км. Фашистская Германия потерпела сокрушительное поражение.

7. Работа в группах.

- Запишите своими словами мысль отраженную в каждом пункте плана, используя опорные слова.

-Что вы записали? (Ответы детей.)

Знать причину проведения парада, роли маршала Жукова в победе.

Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

 Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других, сотрудничество в поиске и выборе информации

Познавательные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

VII.

Включение нового знания в систему знаний и повторение

(8 мин)

Цель:

формировать умение использовать новые знания для решения учебных задач

Читают рассказ в учебнике, придумывают ему заглавие, отвечают на предложенные вопросы.

Проверяют правильность выполнения работы

Выполняют проверку и исправляют ошибки

Организует работу в паре

Корректирует действия и ответы учащихся

Организует самостоятельную работу учащихся

8. Работа в группах.

Игра “Верно-неверно”

  • Верно ли, что для защиты столицы с неба использовали маскировочные сетки (да)
  • Верно ли, что гитлеровское командование разработало операцию по захвату Москвы под громким названием “Барбаросса” (нет)
  • Верно ли, что для защиты Москвы рыли окопы, возводили ежи, строили баррикады (да)
  • Верно ли, что дивизия Панфилова не подпустили врага к столице (да)
  • Верно ли, что 6 декабря 1941 года советские войска перешли в контрнаступление (да)
  • Верно ли, что командовать войсками, защищающими столицу, был назначен Константин Константинович Рокоссовский (нет).

- Каково значение битвы под Москвой?

Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других сотрудничество в поиске и выборе информации  

Личностные: уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 мин)

Цель:

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

-  Какая тема урока была?

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. Тема: «Москва – главный город нашей страны» (Начальная школа 21 век)

данный урок разработан и проведён по учебнику «Окружающий мир» (авторы Н.Ф.Виноградова), входящему в состав учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 века».Форма проведения урока – урок путеш...

Открытый урок окружающего мира "Зима в мире растений" 2 класс.

Материал урока окружающего мира "Зима в мире растений" для 2 класса по программе Перспектива....

Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»

Цели урока: - формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...

Конспект урока окружающего мира "Возникновение Москвы", 4 класс, УМК ПНШ

Конспект урока окружающего мира "Возникновение Москвы", 4 класс, УМК ПНШ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Памятники Москвы покорителям космоса" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс, О.Н. Федотова)

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование у учащихся представлений о космонавтах и памятниках, установленных им в Москве;Задачи урока:Дидактические:Знать соотечественник...

Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)

Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как  живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...