Конспект урока по курсу «Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности» в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Материал содержит конспект урока по правилам дорожного движения в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по курсу «Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности» в 1 классе

Тема урока: «Переход и светофор»

Трегубова Надежда Николаевна,

учитель начальных классов

филиала начальной школы -детского сада

МБОУ Устьинской СОШ  Моршанского района

Цель: формирование представление детей о   регулируемых перекрестках.

Задачи: 

Образовательные:

- познакомить детей с правилами перехода дороги по пешеходному переходу;

- формировать навыки правильного поведения на улице,

- учить ориентироваться в сложных ситуациях на основе жизненного опыта, противостоять опасности

Развивающие:

– развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умение работать с ЭОР;

- развивать умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

-развивать умения пользоваться светофором; расширения кругозора детей;

Воспитательные:

– воспитывать привычку безопасного поведения на улице,

- воспитывать основы здорового образа жизни, способности к познанию;

–  воспитывать  умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения

Ожидаемые результаты

Предметные

Дети должны знать:

  • правила перехода улицы по пешеходному переходу  при помощи светофора;
  • правила безопасности при переходе дороги;

уметь:

  • применять изученные правила

объяснять и рассказывать:

  • правила пользования пешеходным переходом и светофором при переходе дороги другим учащимся;

Метапредметные:
- использовать разные источники информации для выполнения учебных заданий;
- использовать полученные знания и умения в практической деятельности;
- уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, самооценку.
Личностные:

-прививать желание узнать новое;
-осознавать свою успешность при освоении нового материала;
- воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, умение работать
в коллективе.

Оборудование: круги разного цвета, макеты светофоров, кроссворд, проектор, тетрадь, карточки со словами, наборное полотно, изображения разных дорожных знаков, памятки,  веер цифр.

Ход урока

1) Организационный этап.

- Ребята, прежде чем мы приступим к работе на уроке, давайте посмотрим друг на друга, и улыбнемся своим товарищам. Вот мы и зарядились хорошим настроением на весь урок.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, а сейчас  встаньте, закройте глаза и попробуйте  медленно дойти до доски. А теперь откройте глаза и  вернитесь на свои места. (Учитель вызывает несколько человек).

- Понравилось ли вам передвигаться по классу таким образом? Какие ощущения вы испытывали, когда ходили с закрытыми глазами? (Чувство страха, неудобства)

- Как вы думаете, если у пешеходов и водителей транспортных средств будет беспорядочное движение, т.е. как у вас с закрытыми глазами, что произойдет? (Дорожно-транспортное происшествие, авария.)

- Что помогает участникам дорожного движения не попасть в ДТП? (Светофоры, регулировщик, знание правил дорожного движения, дорожные знаки.)

- Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на уроке?  Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Пешеходный переход, правила дорожного движения, светофор, дорожные знаки)

Слайд 1

      -Что бы вы хотели узнать по этой теме?

      - Зачем нам это нужно?

- Сегодня мы продолжим  изучать правила поведения на улицах и дорогах,  уточним, что нам помогает на дороге, ближе познакомимся  с дорожными знаками. Сегодня мы с вами будем учиться видеть всё, что представляет опасность для жизни и здоровья, контролировать своё поведение, совершенствовать знания основных правил поведения на улице. И мне бы очень хотелось, чтобы вы осознали важность соблюдения ПДД.

3) Актуализация знаний.

-Перед началом урока я раздала вам круги разного цвета. Назовите эти цвета. Что могут обозначать эти цвета?

-Для того, чтобы помочь, нас сегодня посетил наш друг Светофорчик. (На доске появляется светофор)

Слайд 2

- Как вы понимаете, что такое светофор?

- Что вы о нём знаете?

- Какие бывают светофоры?

- А вы знаете, почему он так называется?

  Это слово составлено из двух частей «свет» и «фор». Первое слово вам хорошо известно. А «фор» произошло от греческого слова «форос» , что означает « несущий» . Вместе « светофор» значит « носитель света». Он и несёт свет трёх разных цветов: красного, желтого, зелёного. Эти цвета выбраны не случайно. Они очень яркие и далеко видны в любую погоду.

Утром проснёшься ты,

Выйдешь из дому-

На перекрёстке твой

Старый знакомый

Он огоньком тебе

Красным мигнёт,

Скажет «Опасно!

Закрыт переход».

Слайд 3

Жёлтый зажжётся:

«Чуть- чуть подожди».

Слайд 4

Вспыхнет зелёный:

«Спокойно иди!»

Слайд 5

Светофор устанавливается на перекрестке или пешеходном переходе, в местах оживленного движения. Видя сигналы светофора, пешеходы переходят улицы и перекрестки, так, чтобы не мешать друг другу и не попасть под машину. Сигналы светофора помогают водителям избежать столкновения.

Слайд 6

Существует два вида светофоров: транспортные и пешеходные.

Слайд 7

Работа у доски.

На доске появляются макеты  светофоров. Дети, выходя к доске, прикрепляют к ним нужные части. Затем, объясняют значение каждого цвета, прикрепляя  карточки «ИДИ!», «ВНИМАНИЕ», «СТОЙ!»

-А сейчас давайте поиграем. Я буду читать вам загадки, а вы будите отгадывать их с помощью кругов, которые лежат у вас на партах.

Учитель:

Он идти не разрешает

И меня не удивляет.

Возле «зебры» мы стоим.

И за светом мы следим.

О каком сигнале светофора идет речь?

(Дети поднимают картонный кружок красного цвета.)

Учитель:

Вот моргнул он очень мило,

Словно солнышко, игриво.

Засияло все кругом.

Мы стоим и не идем.

(Дети поднимают кружок желтого цвета.)

Учитель:

Вот зажегся самый милый свет у светофора.

И пошли мы все гурьбой,

Кто куда, а я домой.

(Дети поднимают кружок зеленого цвета.)

-Молодцы, ребята! Скажите, важно ли уметь понимать сигналы светофора?

- Зачем их понимать?

- О чём говорит каждый из сигналов?

- В чём нам поможет знание этих сигналов?

- Только ли светофор помогает избежать трагедии?

- Что ещё вам известно о правилах дорожного движения?

-Откройте Рабочую тетрадь на стр. 38. Внимательно посмотрите на рисунки. Скажите, где дети выполняют правила дорожного движения?

- Попробуйте ответить на этот вопрос, работая в паре.

Работа в парах.

- Наш гость Светофорчик приготовил вам кроссворд и хочет проверить, что мы знаем о дороге.        Он предлагает нам разгадать кроссворд.

Дети разгадывают кроссворд у доски.

1.Как называется часть загородной дороги?

2. Как называют место, где ожидают транспорт?

3.Не похож я на коня,

  Но седло есть у меня.

  Спицы есть –

  Они, признаться,

  Для вязанья не годятся.

  Не будильник не трамвай,

  Но звоню я – так и знай.

4.Как называют участника дорожного движения, идущего по тротуару?

5.Опоясал каменный ремень

  Сотни городов и деревень.

6.Как называется место, где пересекаются улицы и дороги?

7.Как называется дорожка , по которой идут пешеходы?

8. На самом перекрёстке

   Висит колдун трёхглазый,

   Но никогда не смотрит

   Тремя глазами сразу.

9.Шагнёшь – впереди лежит,

   Оглянёшься- домой бежит.

(Обочина, остановка, велосипед, пешеход, шоссе, перекрёсток, тротуар, светофор, дорога, ИНСПЕКТОР)

4) Первичное усвоение новых знаний.

-Молодцы, вы справились с заданием Светофорчика!

-  А теперь посмотрите, какое слово получилось в выделенных клетках?

- Кто такой инспектор? Попробуйте ответить на этот вопрос, прослушав стихотворение.

Посмотрите : постовой

Встал на нашей мостовой.

Быстро руку протянул,

Ловко палочкой взмахнул.

Вы видали,

Вы видали?

Все машины сразу встали,

Дружно встали в три ряда

И не едут никуда.

И стоит на мостовой,

Как волшебник, постовой.

Все машины одному

Подчиняются ему.

Итак, кто же такой инспектор?

Высказывания детей.

-За соблюдением правил дорожного движения внимательно следят сотрудники полиции. Их командам подчиняются все – и водители, и пешеходы. В случае, когда произошла авария или сломался  светофор на помощи нам приходит инспектор дорожного движения.

Слайд 8

ФИЗМИНУТКА

   Дорога не тропинка,

   Дорога не канава…

   Сперва смотри налево.

   Потом смотри направо.

                      Ты налево повернись,

                      Другу рядом улыбнись,

                      Топни правою ногой:

                      Раз – два – три,

                      Покачай головой.

   Раз – два – три,

   Руки вверх ты подними

   И похлопай: раз – два – три.

-  Что еще вы можете увидеть на своем пути в школу или на стадион, в кинотеатр или магазин

 Дети составляют слова  из разрезной азбуки «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ», затем выходят к доске и показывают ,что получилось.

Работа в группах.

- Дорожные знаки сделаны из металла, покрытого специальной светоотражающей пленкой. Они яркого цвета и хорошо заметны издалека.

 Некоторые из этих знаков вам известны. Кто может показать, какие из этих знаков он знает?

Картонные кружки с различными дорожными знаками, разложены на столе у учителя , а дети выбирают знакомый им знак и рассказывают, что он обозначает («Какую службу выполняет этот знак?»).

-Дорожные знаки, как и светофоры на проезжей части улиц (дорог), помогают регулировать движение машин и людей. Они помогают водителям и пешеходам правильно ориентироваться в дороге и на улицах городов (сел).

Поэтому дорожные знаки должны хорошо знать все.

-Ребята давайте обратим особое внимание на знаки «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» и «Надземный пешеходный переход».

Слайд 9

Эти знаки подсказывают нам, где можно безопасно перейти на другую сторону дороги. Знак «Пешеходный переход» еще обозначают специальной дорожной разметкой –  «зеброй».

Слайд 10

-Подземный пешеходный переход обустраиваются под проезжей частью автодорог.

Слайд 11

-Надземный пешеходный переход обустраиваются над проезжей частью автодорог

Слайд 12

Работа в Рабочей тетради , стр.36.

 -Откройте  Рабочую тетрадь. Посмотрите на рисунки. Соедините линией каждый рисунок с его названием.

5) Первичная проверка понимания.

- А сейчас выполним несколько заданий, чтобы повторить все то, о чем мы сегодня говорили.

-А сейчас посмотрите на экран. Скажите, кто из детей ведет себя правильно?

Слайды 17,18.

- Молодцы!

Слайд 19.

6) Первичное закрепление.

Презентация 2.

7)  Рекомендации о домашнем задании.

- Ребята, а сейчас я раздам вам специальные памятки, которые вы всегда будите носить с собой, чтобы не забывать ПДД. 

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Давайте подведём итог нашей деятельности.  Какие советы вы возьмёте для себя с сегодняшнего урока?

- Какую пользу принёс урок?

- Что было интересным для вас?

- В чём возникли затруднения?

- Чему на последующих уроках следует уделить внимание?

- Ребята, оцените свою работу на уроке. Зелёный – я всё понял и у меня хорошее настроение.  Жёлтый – я не всё понял – я потренируюсь, и у меня всё получится, красный – сегодня у меня не получилось, но в следующий раз обязательно получится. Нарисуйте на соответствующем кружочке свое настроение.

-На этом наш урок окончен. Я желаю вам быть внимательными не только на уроках, но и на улицах города, всегда помнить о правилах дорожного

движения.                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы безопасности жизнедеятельности 4 класс

Основы безопасности жизнедеятельности4  класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРазвернутое тематическое планирование составлено на основе:- Федерального закона России «Об образовании», «О защите населе...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 3 класс

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе авторской программы  Л.П. Анастасовой, П.В. Ижевского, Н.В. Ивановой «Основы безопасности жизнедеятельн...

Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 4 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» авторы: Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. Москва. ПросвещениеРабочая программа рассчитана...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 3 класс

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 3 класс. Цели и задачи, личностные, предметные и метапредметные результаты, календарно-тематическое  планирование, материально-тех...

Конспект урока по предмету « Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» на тему «Безопасность в доме», 7Б класс

Данна разработка может быть использована дла проведения урока ОБЖ и в воспитательной работе....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности»

Рабочая программакурса внеурочной деятельности«Основы безопасности жизнедеятельности» Спортивно – оздоровительного направления Программа разработана для детей 10-11 л...