Урок окружающего мира, 3 класс "Природные богатства и труд - основа экономики"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Цель урока: познакомить с факторами, составляющими основу экономики
Задачи урока:
- раскрыть роль природных богатств и труда людей в экономике;
- расширить знания о предприятиях нашего края, профессиях родителей;
- Учить кратко излагать свои мысли, развивать познавательный интерес, логическое мышление, коммуникативные способности учащихся;
- воспитывать бережное отношение к окружающей средее, уважение к людям труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kuzmina_eg.docx | 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Кудиновская средняя общеобразовательная школа
Урок окружающего мира, 3 класс
Тема: «Природные богатства и труд – основа экономики»
Автор: Кузьмина Е.Г.,
учитель начальных классов
2015
Тема: «Природные богатства и труд – основа экономики»
Цель: познакомить с факторами, составляющими основу экономики.
Задачи: Раскрыть роль природных богатств и труда людей в экономике.
Расширить знания о предприятиях нашего края, профессиях родителей.
Учить кратко излагать свои мысли, развивать познавательный интерес, логическое мышление, коммуникативные способности учащихся.
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, уважение
к людям труда.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Звенит, заливается школьный звонок.
Вас ждёт интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и свободно даётся учение.
-На уроке вы должны слушать внимательно, а работать старательно. И тогда к вам обязательно придёт успех.
II. Актуализация знаний.
1.Проверка домашнего задания.
-На прошлом уроке мы начали изучение большого раздела «Экономика».В чём состоит главная задача экономики?( Удовлетворение разнообразных потребностей людей).
- Что такое потребности? (Всё, что нужно людям для жизни.)
-Приведите примеры потребностей.
- Что такое товары? (Товары - это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.)
- Что такое услуги? (Это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности)
-В рабочей тетради у вас было задание, вместе со взрослыми составить список товаров и услуг, которыми вы воспользовались в течение дня. Что у вас получилось?(Дети читают свои ответы)
2.Работа в парах.
- Чтобы закрепить эти понятия,выполните задание в электронном приложении. (Тема«Для чего нужна экономика» задание№1.)
-Оцените свою работу с помощью «светофора»
III.Самоопределение к деятельности
-Строительство дома человек начинает с возведения фундамента. Это его основа, на которой держится здание. От фундамента зависит, насколько строение будет прочным и долговечным. В экономике тоже есть своя основа. (На доске появляется надпись «ОСНОВА ЭКОНОМИКИ»)
-Во 2 классе мы узнали, как природные материалы превращаются в разнообразные вещи. Давайте вспомним, как создаются изделия из глины. (Дети по картинкам составляют рассказ «Производство изделий из глины», по ходу рассказа на доске появляются слова «ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА, ТРУД»)
- Постарайтесь сформулировать тему урока. (Природные богатства и труд – основа экономики)
-Какую цель поставим перед собой? (Узнатьпочему природные богатства и труд являются основой экономики.)
IV. Работа по теме урока
-При подготовке к уроку в нашем классе были образованы три группы: журналисты, экологи, экскурсоводы. Перед каждой группой был поставлен вопрос: «Что требуется для производства товаров и услуг». Для ответа на вопрос каждая группа занималась исследовательской работой по определённой теме:
Экoлoги – «Знaчениеприрoдных бoгaтств в экoнoмике».
Экскурсoвoды – «Вклaд предприятий в экoнoмику нaшегo крaя».
Журнaлисты – «Знaчение трудa людей в экoнoмике. Вaжнoсть выбoрa прoфессии».
Выступление групп.
Группа «Экологи».(В ходе работы дети создали коллаж «Природные богатства»)
- Производство товаров и услуг невозможно без использования природных богатств. К ним относятся воздух и вода, полезные ископаемые и почва, растения и животные.
1уч.- Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля. Сейчас во многих странах движение воздуха, ветер, используется для выработки электроэнергии.
Вoздух нaм неoбхoдим.
Чистый вoздух ,a не дым.
Свежий вoздух, a не гaз.
Всё в этoм мире зaвисит oт нaс!
2 уч.- Без воды остановятся заводы и фабрики, закроются столовые и прачечные. Без воды невозможна жизнь, невозможна и экономика.
Представим на миг,
Что исчезнет вода.
Что же со всеми станет тогда?
Погибнет планета,
А с ней всё живое.
Неужели мы, люди,
Допустим такое?
3уч.- Полезные ископаемые потому и называются полезными, что используются в хозяйстве. Каждое полезное ископаемое используется по-разному, в зависимости от его свойств.
Работа с картой
Все известные полезные ископаемые Калужской области связаны с осадочными породами. Некоторые из них, как, например, строительные пески, бурый уголь, известняковый камень известны еще с позапрошлого века и считаются традиционными для этих мест. В Дзержинском районе находятся уникальные залежи белых глин, подобные которым есть только на Украине и в Чили.
В области разведано около 500 месторождений девятнадцати видов полезных ископаемых. По количеству видов полезных ископаемых и их месторождений Калужская область стала занимать одно из первых мест среди центральных областей.
Залежи нефти, руды, серебра.
Как же природа щедра и добра!
Как нам её отблагодарить?
От варварства нужно её защитить!
4уч.- Без земли невозможно сельское хозяйство, а значит, и производство продуктов питания.
Пашни, угодья, луга и поля,
Всё это кормилица наша – земля!
Побывав в школьном музее, мы узнали, что в недалёком прошлом, наш совхоз выращивал хлебные злаки, картофель, капусту, морковь, свёклу и другие овощи. К сожалению, в настоящее время посевные площади значительно сокращены.
Поскорей бы нам вырасти, взрослыми стать!
Не дадим мы тогда земле пустовать!
5уч.- Большое значение для экономики имеют растения и животные. Например, древесина идёт на изготовление мебели, бумаги, строительных материалов. Рыба, выловленная в море, служит одним из важнейших продуктов питания для людей во всём мире.
Зелёная планета – планета добра.
Здесь в мире, в согласии живём ты и я.
Растения и животные так радуют глаз!
Охрана и защита их – долг каждого из нас!
Вывод группы: Для производства товаров и услуг необходимы природные богатства, но использовать их нужно бережно!
Группа «Экскурсоводы».(В ходе работы дети создали презентацию «Предприятия нашего края»)
- Наша группа экскурсоводов должна была выяснить, как предприятия нашего края влияют на его экономику.
Экономика области более ориентирована на производство товаров, нежели услуг.
В экономике области работает более 20тыс. предприятий и организаций,
о некоторых мы готовы вам рассказать.
-Самое главное в жизни – хлеб. У нас в Малоярославце есть хлебокомбинат, который в 2014 году отпраздновал свой 50летний юбилей. Раньше на хлебзаводе выпускали пряники и баранки, а теперь основная продукция –белый и чёрный хлеб. Для того чтобы на столе каждый день был свежий хлеб, пекари начинают работу в 12 часов ночи.
-Малоярославецкая мебельная фабрика выпускает 350 видов изделий. В основном это кухонная мебель, которая очень современная и красивая. Эта мебель пользуется спросом у населения.
-Любимое лакомство всех детей – мороженое. В нашем городе есть завод, который выпускает эту продукцию. Сорта «Сливочное», «Пломбир», «Эскимо», «Фруктовое» радуют сладкоежек. Каждый месяц завод выпускает 20тонн мороженого.
-Малоярославецкая швейная фабрика обеспечивает спецодеждой военных, полицейских, охранников, а также продавцов, парикмахеров, техслужащих. К началу учебного года фабрика выпускает школьную форму.
-Малоярославецкий молочный завод был образован в 1965 году, а в 1980 году был выбран в качестве основного поставщика молочной продукции для Олимпийских Игр в Москве. На сегодняшний день завод производит 11 видов глазированных сырков, а молоко, масло, творог предприятие использует собственного производства, из-за чего продукция предприятия получается вкусной и полезной.
-Завод «Плитспичпром» в городе Балабаново делает спички.
-«Калужский завод транспортного машиностроения» выпускает тепловозы, дрезины, путевые машины для железнодорожного транспорта.
-В Калуге есть обувная фабрика «Калита» и фабрика по производству музыкальных инструментов.
-«Кондровская бумажная фабрика» производит бумагу санитарно-гигиенического назначения, ученические тетради и блокноты.
- Продукция «Обнинского мясокомбината» поставляется далеко за пределы области.
Вывод группы: Для производства товаров необходимы
фабрики и заводы.
V.Физкульминутка
Продолжение работы по теме
Группа «Журналисты»
Наша группа работала над проблемой: «Значение труда людей в экономике. Важность выбора профессии».
-Труд необходим для того, чтобы добывать природные богатства. Он требуется для производства любых товаров и услуг.
Мы выяснили, что труд бывает физический и умственный.
Социологический опрос показал, что наши родители – это педагоги, военные, фармацевты, работники налоговой службы, шофёры, повара,,пекари, продавцы, строители.
А дети нашего класса хотят стать учителями, водителями, шахтёром, военными, парикмахером, моделью, стоматологом.
Профессий очень много. Любому человеку для успешной карьеры надо иметь хорошее здоровье, получить достойное образование и с любовью относиться к своей работе.
- И пoэтому учащимся мы гoвoрим: «Кaкoв мaстер, тaкoвa и рaбoтa», а для этoгo:
1. Берегите свoё здoрoвье.
2. Дoбрoсoвестнo учитесь в шкoле.
3. Пoмните, чтo всякoй вещи свoё место.
4. Помогайте родителям.
- В жизни есть с кого брать пример. Это наши родители, дедушки и бабушки.
(Дети рассказывают о профессиях своих родителей.Приложение)
Вывод группы: Для производства качественных товаров и услуг необходимо получить профессию.
VI. Закрепление изученного материала.
1.Чтение текста в учебнике с. 44 и выполнение задания в тетради №3c.27
- С помощью учебника закончите высказывания о труде.
2. Выполнение задания в тетради №4 с.27
-Прочитайте задание. Найдите профессии, в которых преобладает физический труд. Подчеркните их одной чертой.
-Найдите профессии, в которых преобладает умственный труд. Подчеркните их двумя чертами.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка)
3. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы скажите существует ли связь между профессиями и какая?
Каменщик строит жилище, Пекарь сапожнику к сроку
Платье- работа портного, Сшить сапоги поручает
Но ведь портному работать Ну а сапожник без хлеба
Негде без теплого крова! Много ль нашьет, натачает?
Каменщик был бы раздетым, Стало быть так и выходит
Если б умелые руки Все что мы делаем- нужно
Вовремя не смастерили Значит давайте трудиться
Фартук, и куртку, и брюки. Честно, усердно и дружно.
VII Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке.
На уроке я работал … (активно/неактивно)
Своей работой на уроке я …. (доволен/недоволен)
Материал урока мне был …. (понятен/ непонятен, полезен/бесполезен, интересен/скучен)
VIII. Подведение итогов урока
- Вспомните, пожалуйста, цели нашего урока. Достигли мы их?
- Спасибо за хорошую работу.Молодцы!
Домашнее задание.
- Учебник: прочитать текст с.42-45, ответить на вопросы
- Рабочая тетрадь: выполнить задание на с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира, тема "Богатства природы", 1 класс
Образовательная система "Школа 2100". Урок соответствует требованиям ФГОС....
Конспект к уроку окружающего мира «Природные богатства и труд людей-основа экономики»
Тема: «Природные богатства и труд людей-основа экономики».Цель: познакомить с факторами, составляющими основу экономики. Планируемые результаты:личностные: 1. Формирование уважительног...
Технологическая карта урока окружающий мир "Природные богатства и труд людей - основа экономики"
3 класс, УМК "Школа России"...
Конспект урока по окружающему миру "Природные богатства и труд людей - основа экономики"
Цель урока: создать условия для знакомства с факторами, составляющими основу экономики....
Конспект урока по окружающему миру "Природные богатства и труд людей-основа экономики" 3 класс, "Школа России"
Цели: ознакомление с новыми понятиями в экономике; развитие интереса, логического мышления, речи; воспитание бережного отношения к окружающей среде.Планируемые результаты:Предметные: уметь обобща...
Конспект урока окружающего мира «Природные богатства и труд людей – основа экономики» УМК "Школа России" 3 класс
Цели деятельности учителя: раскрытие роли природных богатств и труда людей в экономике; формирование бережного отношения к окружающей среде, уважение к труду людей;Планируемые результатыПредметные:Зна...
Тест по окружающему миру "Природные богатства и труд людей - основа экономики"
Проверка знаний по изученной теме...