Урок окружающего мира, 3 класс "Природные богатства и труд - основа экономики"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Кузьмина Елена Геннадьевна

Цель урока: познакомить с факторами, составляющими основу экономики

Задачи урока:

  • раскрыть роль природных богатств и труда людей в экономике;
  • расширить знания о предприятиях нашего края, профессиях родителей;
  • Учить кратко излагать свои мысли, развивать познавательный интерес, логическое мышление, коммуникативные способности учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей средее, уважение к людям труда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kuzmina_eg.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Кудиновская средняя общеобразовательная школа

Урок окружающего мира, 3 класс

Тема: «Природные богатства и труд – основа экономики»

Автор: Кузьмина Е.Г.,

учитель начальных классов

2015

Тема: «Природные богатства и труд – основа экономики»

Цель: познакомить с факторами, составляющими основу экономики.

Задачи: Раскрыть роль природных богатств и труда людей в экономике.

Расширить знания о предприятиях нашего края, профессиях родителей.

Учить кратко излагать свои мысли, развивать познавательный интерес, логическое мышление, коммуникативные способности учащихся.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, уважение

к людям труда.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Звенит, заливается школьный звонок.

Вас ждёт интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и свободно даётся учение.

-На уроке вы должны слушать внимательно, а работать старательно. И тогда к вам обязательно придёт успех.

II. Актуализация знаний.

1.Проверка домашнего задания.

-На прошлом уроке мы начали изучение большого раздела «Экономика».В чём состоит главная задача экономики?( Удовлетворение разнообразных потребностей людей).

- Что такое потребности? (Всё, что нужно людям для жизни.)

-Приведите примеры потребностей.

- Что такое товары? (Товары - это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.)

- Что такое услуги?  (Это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности)

-В рабочей тетради  у вас было задание, вместе со взрослыми составить список товаров и услуг, которыми вы воспользовались в течение дня. Что у вас получилось?(Дети читают свои ответы)

2.Работа в парах.

- Чтобы закрепить эти понятия,выполните задание в электронном приложении. (Тема«Для чего нужна экономика» задание№1.)

-Оцените свою работу с помощью «светофора»

III.Самоопределение к деятельности

-Строительство дома человек начинает с возведения фундамента. Это его основа, на которой держится здание. От фундамента зависит, насколько строение будет прочным и долговечным.  В экономике тоже есть своя основа. (На доске появляется надпись  «ОСНОВА ЭКОНОМИКИ»)

-Во 2 классе мы узнали, как природные материалы превращаются в разнообразные вещи. Давайте вспомним, как создаются изделия из глины. (Дети по картинкам составляют рассказ «Производство изделий из глины», по ходу рассказа на доске появляются слова  «ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА, ТРУД»)

- Постарайтесь сформулировать тему урока. (Природные богатства и труд – основа экономики)

-Какую цель поставим перед собой?  (Узнатьпочему природные богатства и труд являются основой экономики.)

IV.  Работа по теме урока

-При подготовке к уроку в нашем классе были образованы три группы: журналисты, экологи, экскурсоводы. Перед каждой группой был поставлен вопрос: «Что требуется для производства товаров и услуг». Для ответа на вопрос каждая группа занималась исследовательской работой по определённой теме:

Экoлoги – «Знaчениеприрoдных бoгaтств в экoнoмике».

Экскурсoвoды – «Вклaд предприятий в экoнoмику нaшегo крaя».

Журнaлисты – «Знaчение трудa людей в экoнoмике. Вaжнoсть выбoрa прoфессии».

Выступление групп.

Группа «Экологи».(В ходе работы дети создали коллаж «Природные богатства»)

- Производство товаров и услуг невозможно без использования природных богатств. К ним относятся воздух и вода, полезные ископаемые и почва, растения и животные.

1уч.- Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля. Сейчас во многих странах движение воздуха, ветер, используется для выработки электроэнергии.

Вoздух нaм неoбхoдим.

Чистый вoздух ,a не дым.

Свежий вoздух, a  не гaз.

Всё в этoм мире зaвисит oт нaс!

2 уч.- Без воды остановятся заводы и фабрики, закроются столовые и прачечные. Без воды невозможна жизнь, невозможна и экономика.

Представим на миг,

Что исчезнет вода.

Что же со всеми станет тогда?

Погибнет планета,

А с ней всё живое.

Неужели мы, люди,

Допустим такое?

3уч.- Полезные ископаемые потому и называются полезными, что используются в хозяйстве.  Каждое полезное ископаемое используется по-разному, в зависимости от его свойств.

Работа с картой

Все известные полезные ископаемые Калужской области связаны с осадочными породами. Некоторые из них, как, например, строительные пески, бурый уголь, известняковый камень известны еще с позапрошлого века и считаются традиционными для этих мест. В Дзержинском районе находятся уникальные залежи белых глин, подобные которым есть только на Украине  и в Чили.
В области разведано около 500 месторождений девятнадцати видов полезных ископаемых. По количеству видов полезных ископаемых и их месторождений Калужская область стала занимать одно из первых мест среди центральных областей.
Залежи нефти, руды, серебра.

Как же природа щедра и добра!

Как нам её отблагодарить?

От варварства нужно её защитить!

4уч.- Без земли невозможно сельское хозяйство, а значит, и производство продуктов питания.

Пашни, угодья, луга и поля,

Всё это кормилица наша – земля!

Побывав в школьном музее, мы узнали, что в недалёком прошлом, наш совхоз выращивал хлебные злаки, картофель, капусту, морковь, свёклу и другие овощи. К сожалению, в настоящее время посевные площади значительно сокращены.

Поскорей бы нам вырасти, взрослыми стать!

Не дадим  мы тогда земле пустовать!

5уч.- Большое значение для экономики имеют растения и животные. Например, древесина идёт на изготовление мебели, бумаги, строительных материалов. Рыба, выловленная в море, служит одним из важнейших продуктов питания для людей во всём мире.

Зелёная планета – планета добра.

Здесь в мире, в согласии живём ты и я.

Растения и животные так радуют  глаз!

Охрана и защита их – долг каждого из нас!

Вывод группы: Для производства товаров и услуг необходимы природные богатства, но использовать их нужно бережно!

Группа «Экскурсоводы».(В ходе работы дети создали презентацию «Предприятия нашего края»)

- Наша группа экскурсоводов должна была выяснить, как предприятия нашего края влияют на его экономику.

Экономика области более ориентирована на производство товаров, нежели услуг.

В экономике области работает более 20тыс. предприятий и организаций,

о некоторых мы готовы вам рассказать.

-Самое главное в жизни – хлеб. У нас в Малоярославце есть хлебокомбинат, который в 2014 году отпраздновал свой 50летний юбилей. Раньше на хлебзаводе выпускали пряники и баранки, а теперь основная продукция –белый и чёрный хлеб. Для того чтобы на столе каждый день был свежий хлеб, пекари начинают работу в 12 часов ночи.

-Малоярославецкая мебельная фабрика выпускает 350 видов изделий. В основном это кухонная мебель, которая очень современная и красивая. Эта мебель пользуется спросом у населения.

-Любимое лакомство всех детей – мороженое. В нашем городе есть завод, который выпускает эту продукцию. Сорта «Сливочное», «Пломбир», «Эскимо», «Фруктовое» радуют сладкоежек. Каждый месяц завод выпускает 20тонн мороженого.

-Малоярославецкая швейная фабрика обеспечивает спецодеждой военных, полицейских, охранников, а также продавцов, парикмахеров, техслужащих. К началу учебного года фабрика выпускает школьную форму.

-Малоярославецкий молочный завод  был образован в 1965 году, а в 1980 году был выбран в качестве основного поставщика молочной продукции для Олимпийских Игр в Москве. На сегодняшний день завод производит 11 видов глазированных сырков, а молоко, масло, творог предприятие использует собственного производства, из-за чего продукция предприятия получается вкусной и полезной. 

-Завод «Плитспичпром» в городе Балабаново делает  спички.

-«Калужский завод транспортного машиностроения» выпускает тепловозы, дрезины, путевые машины для железнодорожного транспорта.

-В Калуге есть обувная фабрика «Калита» и фабрика по производству музыкальных инструментов.

-«Кондровская бумажная фабрика» производит бумагу санитарно-гигиенического назначения, ученические тетради и блокноты.

- Продукция «Обнинского мясокомбината» поставляется далеко за пределы области.

Вывод группы: Для производства товаров необходимы

 фабрики и заводы.

V.Физкульминутка

Продолжение работы по теме

Группа «Журналисты»

Наша группа работала над проблемой: «Значение труда людей в экономике. Важность выбора профессии».

-Труд необходим для того, чтобы добывать природные богатства. Он требуется для производства любых товаров и услуг.

Мы выяснили, что труд бывает физический и умственный.

Социологический опрос показал, что наши родители – это педагоги, военные, фармацевты, работники налоговой службы, шофёры, повара,,пекари, продавцы, строители.

А дети нашего класса хотят стать учителями, водителями, шахтёром, военными, парикмахером, моделью, стоматологом.

Профессий очень много. Любому человеку для успешной карьеры надо иметь хорошее здоровье, получить достойное образование и с любовью относиться к своей работе.

- И пoэтому учащимся мы гoвoрим: «Кaкoв мaстер, тaкoвa и рaбoтa», а для этoгo:

1. Берегите свoё здoрoвье.

2. Дoбрoсoвестнo учитесь в шкoле.

3. Пoмните, чтo всякoй вещи свoё место.

4. Помогайте родителям.

- В  жизни есть с кого брать пример. Это наши родители, дедушки и бабушки.

(Дети рассказывают о профессиях своих родителей.Приложение)

Вывод группы: Для производства качественных товаров и услуг необходимо получить профессию.


VI. Закрепление изученного материала.

1.Чтение текста  в учебнике с. 44 и выполнение задания в тетради  №3c.27

- С помощью учебника закончите высказывания о труде.

2. Выполнение задания в тетради №4  с.27

-Прочитайте задание. Найдите профессии, в которых преобладает физический труд. Подчеркните их одной чертой.

-Найдите профессии, в которых преобладает умственный труд. Подчеркните их двумя чертами.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка)

3. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы скажите существует ли связь между профессиями и какая?

 Каменщик строит жилище,           Пекарь сапожнику к сроку

Платье- работа портного,              Сшить сапоги поручает

Но ведь портному работать            Ну а сапожник без хлеба

Негде без теплого крова!                Много ль нашьет, натачает?

Каменщик был бы раздетым,            Стало быть так и выходит

Если б умелые руки                         Все что мы делаем- нужно

Вовремя не смастерили                    Значит давайте трудиться

Фартук, и куртку, и брюки.               Честно, усердно и дружно.  

VII Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке.

На уроке я  работал …  (активно/неактивно)

Своей работой на уроке я …. (доволен/недоволен)

Материал урока мне был ….   (понятен/ непонятен,                                             полезен/бесполезен, интересен/скучен)

VIII. Подведение итогов урока

- Вспомните, пожалуйста, цели нашего урока. Достигли мы их?

- Спасибо за хорошую работу.Молодцы!

Домашнее задание.

  1. Учебник: прочитать текст с.42-45, ответить на вопросы
  2. Рабочая тетрадь: выполнить задание на с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира, тема "Богатства природы", 1 класс

Образовательная система "Школа 2100". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект к уроку окружающего мира «Природные богатства и труд людей-основа экономики»

Тема: «Природные богатства и труд людей-основа экономики».Цель: познакомить с факторами, составляющими основу экономики.  Планируемые результаты:личностные: 1. Формирование уважительног...

Конспект урока по окружающему миру "Природные богатства и труд людей - основа экономики"

Цель урока: создать условия для знакомства  с факторами, составляющими основу экономики....

Конспект урока по окружающему миру "Природные богатства и труд людей-основа экономики" 3 класс, "Школа России"

Цели: ознакомление с новыми понятиями в экономике; развитие интереса, логического мышления, речи; воспитание бережного отношения к окружающей среде.Планируемые результаты:Предметные: уметь обобща...

Конспект урока окружающего мира «Природные богатства и труд людей – основа экономики» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: раскрытие роли природных богатств и труда людей в экономике; формирование бережного отношения к окружающей среде, уважение к труду людей;Планируемые результатыПредметные:Зна...