Урок окружающего мира "Где зимуют птицы"? 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Плешивцева Алёна Николаевна

Урок окружающего мира по программе "Школа России" А.А. Плешаков с использованием атласа-определителя.

Цели урока: дать представление о зимующих и перелетных птицах.

Задачи:

  • расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях;
  • познакомить с перелётными птицами;
  • развитие познавательных способностей учащихся, самостоятельности мышления, творческих способностей;
  • воспитание бережного отношения к птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gde_zimuyut_ptitsy.docx25.02 КБ
Файл tehnologich.karta_uroka.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 160»

630078, г. Новосибирск, ул. Выставочная, 8

тел/факс 351-57-46; e-mail: sch_160_nsk@nios.ru

Урок окружающего мира "Где зимуют птицы?" 1 класс

Плешивцева А.Н., учитель начальных классов

Цели урока: дать представление о зимующих и перелетных птицах.

Задачи: 

  • расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях;
  • познакомить с перелётными птицами;
  • развитие познавательных способностей учащихся, самостоятельности мышления, творческих способностей;
  • воспитание бережного отношения к птицам.

 

Ход урока

I. Организационный момент

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Настроение ваше улучшилось, а значит и урок окружающего мира у нас будет радостным, добрым и, надеюсь, очень интересным.

Очень интересно
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем,
И мир большой познаем!

II. Мотивация учебной деятельности

- Ребята, сегодня на электронную почту я получила удивительное письмо.

- Откуда же пришло наше письмо? Смотрите, вот обратный адрес. Написано – Африка.

- Давайте посмотрим, от кого оно может быть? - Это письмо от Лебедя из сказки Г. Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, наверное, читали сказку или смотрели мультфильм “Гадкий утенок”.

- Кому оно адресовано?  

- А что же пишет нам Лебедь?

Здравствуйте, дорогие ребята!

Я -  Лебедь из сказки Г.Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, конечно, помните, что вырос я на птичьем дворе вместе с домашними птицами, но сейчас зимую в Африке. Здесь солнечно и зелено. Рядом со мной  много птиц из ваших мест. К сожалению, я пока не знаю, как их зовут, и потому я не могу с ними поговорить.

Я знаю, что в Новосибирской области, там, где вы живете, стоят страшные морозы, а некоторые птички никуда не улетели.

Ребята, подскажите,

Какие птички улетели на зиму в теплые края и почему?

Какие птички остались зимовать в вашей местности?

Где они укрываются от мороза, чем питаются?

Помогаете ли вы им пережить холода?

Буду с нетерпением ждать ваш ответ.

Ваш друг – Лебедь

- Поиску ответов на эти серьезные вопросы мы и посвятим наш сегодняшний урок.

- Итак, наш урок будет называться «Где зимуют птицы?»

  1. Вступительная беседа учителя “Какие бывают птицы”

Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё-таки довольно много — около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины , есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие всего несколько граммов . Есть птицы, которые летают выше облаков , а есть и такие, которые вовсе не могут летать . Одни птицы живут только в лесу , другие — только в степи, третьи — там и тут. Но есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах . А другие — только на берегу моря . Одни птицы питаются рыбой, другие — насекомыми. Есть хищные, которые поедают других птиц и зверей, а есть “вегетарианцы”, которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнёзда на земле или в ветвях деревьев и кустов . Одни птицы получили свои имена за голос, другие — за цвет, третьи — за поведение.

  1. Знакомство с перелётными птицами

- Ребята, если сейчас выйти на улицу, мы увидим много птичек? А летом? Как вы думаете почему?

- Это потому, что всех птичек можно разделить на 2 большие группы: перелётные и зимующие.

-Как вы понимаете слово «перелётные»?

Перелётными мы называем птиц, которые живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места.

- Лебедь спрашивает, какие птички улетели в теплые края?

Давайте отгадаем загадки:

1. Угадайте, что за птичка -
Темненькая невеличка
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

2. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)

3. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его  ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет.

 Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-розовый… (Скворец)

4. Длинногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль)

        5. Гнездо своё он в поле вьёт,
   Где тянутся растения.
   Его и песни и полёт
   Вошли в стихотворения!
 

Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Рано выпорхнув спросонок,

Кто поет нам?   (Жаворонок)

6. Мокнет птичка под дождём,
Не поётся на заказ...
Сереньким осенним днём
Улетает на Кавказ:
- Ну, на что мне лужи,
Я же не кораблик!
От жестокой стужи
Зябнет певчий ... (Зяблик)

Эта птичка не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, “зябкое”, как говорят в народе, время. За то, что эта птица улетает и прилетает в зябкое время, и назвали ее ЗЯБЛИКОМ.

Слайд

- Каких ещё перелётных птиц вы знаете?( утка-кряква, цапля, певчий дрозд, иволга, чёрный стриж, лебедь, трясогузка, малиновка, кукушка)


3. Работа по учебнику

- Наш друг Лебедь хотел бы, наверное, узнать, а хорошо ли вы запомнили его друзей перелетных птиц.

Давайте откроем учебник на странице 16.  У вас на столах есть конверты с фишками: закройте красными фишками кружки возле перелётных птиц.

Проверка: учебник стр.84-85

IV. Физминутка

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер срывает листву.

В стороны руки – плавно помашем!

Это к нам птицы летят.

- Как они сядут, тоже покажем-

Крылья сложили назад.

V. Работа по теме урока. Продолжение

Беседа, работа по учебнику.

- Где же всё-таки зимуют перелётные птицы? Порассуждайте об этом с соседом по парте. Выскажите свои предположения, а он пусть выскажет свои. Объясните, почему вы так считаете?

 (Работа в парах.  Проверка. Учащиеся высказывают вслух свои предположения и  доказывают их.)

-  Узнайте новую информацию об этом из фотографий на стр.17.

(Учащиеся сначала объясняют своими словами, затем читают текст на с.85)

- Куда улетают ласточки? (В Африку)

- Куда улетают журавли? (В Индию)

- Как об этом узнали люди?

- Что вместо колец в последнее время используют люди?

(Радиопередатчик)

VII. Работа по теме урока. Продолжение

  1. Знакомство с зимующими птицами

- Итак, мы ответили на первый вопрос Лебедя? 

- Переходим ко второму вопросу.

-  Какие птички остались зимовать в вашей местности?

- Да, многие   птички  радуют нас своим присутствием, даже в лютую зиму.

- А кто знает, как таких птиц называют?

(зимующие птицы)

- Предлагаю посмотреть видеофрагмент «Как зимуют птицы?»

После просмотра:-  Каких зимующих птиц вы запомнили?

(воробей, большая синица, синица-лазоревка, дятел, свиристель, сойка,)

-Давайте на них ещё раз посмотрим:

(фото птиц в презентации)

- Почему же зимующие птицы не улетели от нас в теплые края, как это сделали перелетные птицы?

2. Практическая работа

Работа по учебнику с. 16. Закройте синими фишками кружки возле зимующих птиц.

Проверка по учебнику стр.84

VI. Физминутка

Птички прыгают, летают.

Птички крошки собирают.

Пёрышки почистили,

Клювики почистили.

Птицы летают, поют.

Птицы зёрнышки клюют

3.Практическая работа

(вспомнить правила работы в парах)

- Птицы спорят, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться у нас. Помогите им разобраться в этом. На одной картине нарисована зима, на другой – море, солнце, тёплые края.

- Я предлагаю вам поработать в парах.

На каждой парте лежит конверт. Внутри вы найдёте картинки с изображением птиц.

Одному  необходимо выбрать карточки только “перелетных птиц”, а другому – карточки “зимующих птиц”. Вспомнить их название. Можно помогать друг другу и  пользоваться атласом-определителем.

 Как только вы определите своих птиц, вы поднимаете руки вверх, соединяя их вместе. Затем выходите к доске, прикрепляя птичек к нужной картине.

Проверка.

4.Знакомство с выставкой кормушек

- Ребята, как мы с вами можем помочь птицам? (Сделать для них кормушки)

- Очень многие птицы зимой погибают от голода. Поэтому важно птиц зимой подкормить, устраивать для них кормушки. На балконе, в саду, в парке, в лесу – везде можно устроить для птиц столовую.

- А какие кормушки приготовили вы? (Показ кормушек)

(дети читают стихи)

1.Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

2.Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима!

3.Сколько гибнет их- не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть 

И для птиц тепло.

4.Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

5.Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

VIII. Итог урока. Домашнее задание

- Наш урок подошёл к концу. И нам пора писать ответ нашему новому другу Лебедю.

Здравствуй, лебедь!

Пишут тебе первоклассники из  средней школы№160 г.Новосибирска. Нас зовут ……..

Мы рады помочь тебе!

Сообщаем, что птиц, зимующих в теплых краях, называют …..

Птиц, которые остались зимовать, называют ….

Мы помогаем им …. С уважением, 1 класс В

- Подробнее узнать о жизни птиц вам помогут книги, стоящие на выставке “Пернатые друзья”………

Дома вы можете закрепить свои знания, выполнив задания в рабочей тетради.

IX Рефлексия

Оцените свою работу на уроке: поднимите смайлик.

- Благодарю вас за хорошую работу. Берегите и охраняйте птиц, наших ДРУЗЕЙ.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока Окружающий мир

 1 класс (Школа России)

Тема урока: Где зимуют птицы?

Цели урока: дать представление о зимующих и перелетных птицах.

Задачи: 

расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях;

познакомить с перелётными птицами;

развитие познавательных способностей учащихся, самостоятельности  мышления, творческих способностей;

воспитание бережного отношения к птицам.

 

Формы организации учебной деятельности: 

фронтальная, индивидуальная, парная.

 

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в теплые края, научиться приводить примеры птиц каждой группы.

Оборудование:

У учителя — карточки с изображением птиц, зимующих и перелётных;

У учащихся — фишки, карточки с изображением  зимующих и перелётных птиц;  учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1 класс», рабочая тетрадь «Окружающий мир» ч.2, Тесты, Атлас-определитель, смайлики.

Ход урока:

Структурные элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

2.Разминка

Предлагает задания на закрепление пройденного материала.

Отвечают на вопросы учителя.

3. Актуализация опорных знаний учащихся и мотивация к учебной деятельности.

Предлагает прочитать письмо и ответить на вопросы , что способствует точному и грамотному формулированию задач и темы урока.

Определяют задачи урока.

Формулируют тему урока.

4. 1. Знакомство с перелётными птицами.

Предлагает  разделить птиц на две группы.

Загадывает загадки о перелётных птицах.

Анализируют, делят птиц на две группы. Разгадывают загадки.

4.2. Первичное закрепление. Практическая работа по учебнику.

Предлагает закрыть красными фишками кружки возле перелётных птиц.

Определяют перелётных птиц, используя фишки.

Читают названия птиц.

Проверяют работу.

Физминутка

Организует двигательную паузу.

4.3. Работа в парах. Поиск информации.

Организует работу в парах. Направляет, контролирует.

Обсуждают в парах, высказывают свои предположения. Узнают новую информацию.

4.4.Знакомство с зимующими птицами

Демонстрирует видеофрагмент «Как зимуют птицы»

4.5. Первичное закрепление. Практическая работа по учебнику.

Предлагает закрыть синими фишками кружки возле зимующих птиц.

Определяют зимующих птиц, используя фишки.

Читают названия птиц.

Проверяют работу.

Физминутка

Организует двигательную паузу.

5.Практическая работа

Организует работу в парах. Направляет, контролирует, проверяет.

Определяют птиц в парах (помогают друг другу, договариваются), прикрепляют птиц к нужной картине.

6.Показ кормушек

Предлагает «покормить» зимующих птиц.

Читают стихи «Покормите птиц зимой»

7. Подведение итогов и рефлексия

Предлагает проанали-зировать и ответить на поставленные в начале урока вопросы.

Предлагает оценить свою работу на уроке: поднять смайлик.

Отвечают на поставленные вопросы.

Поднимают смайлик.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

модель урока окружающий мир "Где зимуют птицы?" 1 класс

Модель урока применима на всех учебных занятиях, внеклассных мероприятиях....

Урок окружающего мира "О птицах зимой" 1 класс

Урок изучения нового материала, на котором детям предлагается обобщить знания  о сезонных изменениях в жизни птиц, разъяснить понятия:зимующие, качующие, перелётные птицы. Развивать у детей умени...

Урок окружающего мира "О птицах зимой" 1 класс

Урок изучения нового материала, на котором детям предлагается обобщить знания  о сезонных изменениях в жизни птиц, разъяснить понятия:зимующие, качующие, перелётные птицы. Развивать у детей умени...

Урок окружающего мира в 1-м классе. Тема: «Где зимуют птицы?»

Урок окружающего мира в 1-м классе. Тема: «Где зимуют птицы?» ...

Презентация по предмету "Окружающий мир". Тема урока: "Где зимуют птицы" 1 класс, Школа России

Материал презентации способствует расширению знаний о птицах, содержит иллюстрации, тесты, физкультминутку....

Открытый урок по окружающему миру ТЕМА: ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ? 1 класс ШКОЛА РОССИИ

Материал урока поможет детям научиться различать зимующих и перелетных птиц; группировать их по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и переле...

Технологическая карта урока окружающего мира «Где зимуют птицы?» (1 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний учащихся о перелетных и зимующих птицах нашего края.Задачи урокаДидактические:Формировать представления учащихся о птицах...