2023 год -Урок окружающего мира "Где зимуют птицы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Мельникова Людмила Ивановна

Урок окружающего мира в 1 классе по программе Школа России

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Снится ночью пауку Чудо – юдо на суку. Длинный клюв и два крыла… Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это...

Слайд 3

Не случайно птиц часто называют „пернатые“. Птицы - это животные, тело которых покрыто перьями.

Слайд 6

Увидал скворца – знай: весна у крыльца.

Слайд 7

Вслед за скворцами прилетают жаворонки

Слайд 8

ласточка

Слайд 9

Соловей

Слайд 11

Зяблик

Слайд 12

Почему одни птицы вынуждены улетать в теплые края, а другие остаются зимовать в родных краях?

Слайд 13

Осенью многие птицы покидают свои родные места и летят зимовать на юг. Большинство из них хорошо переносит зимнюю стужу, но зимой под снегом и льдом они не могут найти себе пищу, поэтому не холод, а голод заставляет их отправится в дальнее путешествие. . В родных местах остаются те птицы, которые могут и зимой находить себе пропитание.

Слайд 15

КАКИЕ ИЗ ЭТИХ ПТИЦ ЖИВУТ У НАС КРУГЛЫЙ ГОД? А КАКИЕ – ПРИЛЕТАЮТ НА ЗИМУ?

Слайд 18

Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить.

Слайд 19

Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи и чечётки.

Слайд 20

Галка Ласточка Скворец Грач Зяблик Поползень Воробей Дятел Журавль «Третий лишний»



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока в 1 «А» классе

по предмету «Окружающий мир».

 

Учитель: Мельникова Л.И.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

Тема: Где зимуют птицы?

 

Цель: способствовать обогащению знаний детей о птицах, зимующих в наших краях и перелетных.

 

Задачи:

  1. познакомить учащихся с понятиями «перелетные» и «зимующие» птицы, раскрыть причины перелета птиц;
  2. способствовать развитию   логического мышления, внимания, устной речи и кругозора учащихся;
  3.   формировать у учащихся заботливое отношение к птицам.

Планируемые достижения учащихся:

Усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в теплые края; уметь приводить примеры птиц каждой группы.

 

Оборудование: 

  1. А.А. Плешаков. Мир вокруг нас. 1 класс. – М.: Просвещение.
  2. Мультимедиа-проектор.
  3. Диск с презентацией учителя «Где зимуют птицы?»
  4. Карточки с изображением птиц.
  5. Демонстрационные картины «Птицы».

Ход урока

Деятельность учителя и учеников.

Комментарии

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок окружающего мира. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

- Какое у вас настроение?  Покажите цветной карандаш с цветом, соответствующим вашему настроению.  

                                    Тут зверюшки и пичужки.

                                    Игры, песни, все для вас!

                                    Пожелаем всем удачи –

                                    За работу! В добрый час!

2.Актуализация прежних знаний учащихся.

- Отгадайте мою загадку и узнаете кому будет посвящен наш урок.

                                 

                                    Снится ночью пауку                                                                                 Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…
птица.

- Ребята, кого называют птицами? (Птицы – животные, тело которых покрыто перьями).

- Что общего в строении птиц? (Есть клюв, голова, шея, туловище, крылья, хвост, ноги).

3. Усвоение новых знаний

- Итак, мы сегодня поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях. Нам предстоит ответить на вопрос: ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ?

Работа по учебнику. С. 31

Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы

А этих птиц вы узнаете, отгадав загадки. Найдите птицу и закрасьте кружок рядом с ней. Подчеркните название птиц, которых вы видели в природе.

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его …(скворец)

Своё гнездо он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песня, и полёт

Вошли в стихотворения! (жаворонок)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

Прилетел к нам, наконец,

Самый лучший наш певец.

Дни и ночи напролёт

Он поёт. (соловей)

Встали братья на ходули,

Ищут корма на пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.  (Журавли)

- О какой птице не было загадки? (Зяблик)

Посмотрите, какие у нее на крыльях яркие белые полоски. По этим полоскам ее легко узнать.

- А встречали ли вы этих птиц в течение зимы?

- В какое время года мы их встречаем? (Летом, весной, когда тепло)

- Как называют этих птиц одним словом? (Перелетные)

- Почему их так называют? (Эти птицы совершают перелеты, перелетают из одного района Земли в другой).

Выдвижение предположений и обоснование гипотезы

        Мудрая Черепаха интересуется; Почему одни птицы вынуждены улетать в теплые края, а другие остаются зимовать в родных краях?

Дети выдвигают свои версии, учитель записывает их на доске. (После ответа детей появляется запись на доске)

Причины перелета птиц.

  • Птицы боятся морозов.
  • Зимой очень короткий день.
  • Отсутствие нужного корма.

  ВЫВОД: недостаток пищи (Исчезли насекомые, замерзли водоемы) заставляет птиц улетать в теплые края, где пищи, которой они питаются достаточно.

Проверка правильности решения проблемы

- Согласна ли с нами Мудрая Черепаха? (Ребенок читает ответ Черепахи на слайде)

Кольцевание птиц.

- Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы.

- Как же это удалось сделать ученым? (Возможно, кто-то из детей даст верный ответ).

- Ученые узнали об этом, надевая на лапки птицам кольца.

- Подумайте, как эти кольца могли помочь ученым.

- На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.

- Узнайте наших пернатых соседей по их голосу. В учебнике закрасьте кружок рядом с этой птицей.

Звучат голоса: дятла, поползня, синицы, совы, воробья, галки.

- Подчеркните названия тех птиц, которых вы видели в природе.

- Где проводят зиму эти птицы? (Они зимуют в наших краях) 

- Как называются такие птицы? (Зимующие, осёдлые)

- Посмотрите на экран. Какие из этих птиц прилетают к нам только на зиму? (Свиристель, снегирь)

Называют свиристеля и снегиря КОЧУЮЩИМИ

- Почему эти птицы могут зимовать у нас, а некоторые из них даже прилетают к нам на зиму? (Достаточно корма, питаются семенами трав и ягод)

- Какие зимующие птицы вам еще известны? (Сорока, ворон, ворона, тетерев, дрозд)

Многие из них перебираются ближе к жилью человека. Почему? (Ищут корм на свалках, помойках, кормушках) 

Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. В суровые зимы птицам приходиться очень туго из 10 птиц до весны доживает лишь 1-2 птицы.

-Как мы должны помогать птицам зимой? (Сделать кормушки и положить корм)

- Что мы положим им в кормушку? (Семечки сырые, несоленое сало, крошки хлеба, зерно)

Дети читают стихотворение

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов.
К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,

Горсть одна —
И не страшна,
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

4. Формирование навыков

1). Игра «Найди свою стаю»

У каждого ребенка картинка с изображением птицы. Ребятам нужно сгруппироваться по видам птиц: перелетные и зимующие. Эксперты проверяют правильность выбора.

2). Работа в тетради с.32. (в паре можно обсуждать выполнение задания)

- Соедините название птицы с рисунком.

- Эти птицы спорят, кому улететь в теплые края, а кому остаться. Помоги им разобраться в этом. У каждой перелетной птице на лапке нарисуй кольцо. (скворец, зяблик, ласточка) САМОПРОВЕРКА – смайлик

3). Игра «Третий лишний»

Ребята, на мониторе вы видите названия птиц, расположенные в разноцветных столбиках. Ваша задача в каждом из столбцов выбрать «лишнюю птицу» и объяснить почему.

Галка

Ласточка

Скворец

Грач

Зяблик

Поползень

Воробей

Дятел

Журавль

4). Конкурс «Какая птица».

  1. Какая птица выше всех летает? (Орел).
  2. Какая птица быстрее все летает? (Стриж).
  3. Какая птица самая большая в мире? (Страус).
  4. Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королек).
  5. Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока)
  6. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла).

5. Выполнение теста. Взаимопроверка.

6. Итог урока.

- Наше занятие подошло к концу. Я думаю, что сегодня вы узнали много интересного из жизни птиц.

- Какое у вас настроение сейчас?  Покажите цветной карандаш с цветом, соответствующим вашему настроению.  

- Обобщим, что мы узнали о птицах. Восстановим схему на слайде.

- Давайте повторим, где же зимуют птицы? (улетают на юг – перелетные, зимующие – остаются в родных краях).

- Какие птицы зимуют у нас?

-Почему и как нужно заботиться о птицах?

7. Домашнее задание

Понаблюдайте за птицами, которые прилетают к вашему окну, кормушке.

Раскрасьте картинки птиц.

Слайд 1 (загадка)

Слайд 2 (птицы)

Слайд 3 (перья)

Слайд 4 (строение тела)

Слайд 5 -тема

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Вопрос Черепахи

Слайд 13

Ответ Черепахи

Слайд 14 Кольцевание

Звукозапись

Вывесить картинки птиц на доску.

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18- 19

 

 

Слайд 20



Предварительный просмотр:

Ъ


C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\раскрасить птиц\1233577948_a0360bd68faf.jpg



Предварительный просмотр:

        ФИЗМИНУТКИ

«Прилетели птицы».

Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, хлопайте в ладоши, топайте ногами!

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы- сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

 Физминутка.        

Лебеди летят,
Крыльями машут.
Прогнулись над водой
Качают головой
Прямо и гордо
Умеют держаться
И очень бесшумно
На место садятся.

Услышите название птицы, делаем  взмахи руками, название другого животного – наклоны.

Дятел, медведь, акула, сова, воробей, лиса, журавль, слон, ласточка, соловей, олень, кит, скворец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "Зима"

урок окружающего мира по теме " Зима" в 1 классе...

Презентация к уроку окружающего мира "Зима - покой природы" 1 класс

Цель: уметь объяснять мир определять свое отношение к миру. Чередуются форма работы индивидуальная, парная, групповая.  Урок интегрированный. Окружающий мир + технологии....

Открытый урок окружающего мира "Зима в мире растений" 2 класс.

Материал урока окружающего мира "Зима в мире растений" для 2 класса по программе Перспектива....

Урок окружающего мира "Зима-покой природы"

Урок окружающего мира на тему «Зима -покой природы»...

Конспект урока окружающего мира "Зима в мире растений", 2 класс, УМК "Перспектива"

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «Зима в мире растений»Цели деятельности учителя: формирование знаний о зимнем периоде в жизни растений; расширение знаний о лесных растениях и их плода...

Конспект урока окружающего мира "Зима" (2 класс)

Цели деятельности учителя: повторение и закрепление полученных знаний на основе учебника, проведение контрольной работы по разделу «Зима».Планируемые результаты:Предметные: Знать содержани...