Рабочая учебная программа по окружающему миру, 1 класс (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Рабочая программа по окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Цель  курса:

формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиального многообразия российского общества.

1 класс

Учебник:  Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева

«Окружающий мир»

   

Изд-во «ВИТА-ПРЕСС», Москва 2011г.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373), на основе Основной образовательной программы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №8 (начальная ступень общего образования), примерной программы для начальной общеобразовательной школы (система Д.Б.Эльконина)Под редакцией А.Б.Воронцова,  ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС», Москва 2012г. , программы курса «Окружающий мир»   авторы:  Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева, которая обеспечена учебником ( Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева: Учебник для 1 класса. Издательство «ВИТА-ПРЕСС», Москва 2011г.)  

                                                                                    Общая характеристика учебного предмета

      Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет интегративный характер: объединяет природоведческие и обществоведческие (в том числе исторические) знания и  формирует универсальные способы действий с объектами природы и основные способы взаимодействия с окружающим социальным миром. Вторая особенность, отличающая «Окружающий мир» от других предметных курсов начальной школы, состоит в том, что «Окружающий мир» решает задачи формирования мышления и сознания в условиях взаимодействия ребенка с «сопротивляющимся» объектом — природными и социальными явлениями. Это дает возможность ребенку проверять на практике свои предположения об устройстве и характере природных и социальных явлений, что и определяет успешность становления у него основ научного мышления.

      Предмет «Окружающий мир» в системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова представляет собой полноценный образовательный концентр, в рамках которого учащиеся делают первый осмысленный шаг в освоении форм научного сознания.

     Основными целями изучения курса «Окружающий мир» являются формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума, целостной картины мира и осознание места человека в мире, получение опыта продуктивного, содержательного общения с людьми как представителями общества и взаимодействия с природой.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

•  осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в общих делах и событиях;

•  осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: толерантности, взаимопомощи, уважительного отношения к культуре и истории своего и других народов, ценности человеческой жизни и жизни других живых существ Земли и т. д., культура поведения и взаимоотношений со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

•  установка на безопасный здоровый образ жизни (физическая культура, закаливание, безопасное поведение на природе, на улицах города и в других общественных местах).

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

•  способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;

•  осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач, работать с информацией, представленной в знаковых формах (схемы, таблицы, картосхемы, разрезы, диаграммы и пр.);

•  использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

•  описывать и характеризовать факты и явления природного мира, события культуры, результаты своей исследовательской и практической деятельности, создавая разнообразные информационные тексты.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

•  реконструкция общекультурной картины природного и социального мира (природных и социальных объектов и явлений в их взаимосвязях), которая в курсах основной школы выступит как материал, подлежащий рефлексивной переработке и дифференциации;

•  опыт применения этих представлений для решения несложных практических задач;

•  освоение средств и способов научно-познавательной деятельности (в частности, средств и способов представления материальных объектов через совокупность их признаков и свойств; репрезентации пространственных отношений, процессов и зависимостей; прямого и косвенного измерения параметров объектов и процессов; упорядочения, группировки и выразительного предъявления фактических данных; первичного анализа причинных связей процессов).

      Значение курса «Окружающий мир» состоит также в том, что в ходе его изучения происходит формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры; закладываются основы экологической и культурологической грамотности.

        В процессе изучения курса «Окружающий мир» развиваются общеучебные умения ребенка, такие как способность наблюдать, анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, выдвигать и проверять гипотезы, творчески подходить к проблемной ситуации, представлять свои наблюдения и выводы в принятых в культуре формах, а также специальные умения, такие как способность устанавливать временные и причинно-следственные связи между процессами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться на местности, в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать ход природных и социальных процессов и т. д.

         Базой для интеграции содержания в данной программе является логика открытия и освоения научного метода получения ответов на вопросы об окружающем мире. Основная учебная задача курса — открытие эксперимента как способа практической проверки выдвинутых предположений. Решение детьми серии частных учебных задач, открывающих способы косвенного измерения, представления результатов исследования, построения объяснительной гипотезы как модели и пр., позволяет развить и конкретизировать простейшее экспериментирование. Открытие и освоение этих способов действия возможны на разнообразном материале из области биологии, геологии, социологии, психологии, физики, астрономии и других естественных и социальных наук.

    Исходя из этого тематическое содержание подбиралось так, чтобы:

•  на первых этапах работы дети имели дело с наиболее чувственно богатым материалом, позволяющим расширить опыт их ощущений и практических действий;

•  у детей сложилась картина мира, максимально близкая к современной научной картине (мир, в котором все взаимосвязано и непрерывно развивается);

•  знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук происходило гармонично, в единой логике познавательного движения.

       Материал и форма конкретных заданий подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы конструирования, рисования, практических действий и игр. Обращается особое внимание на проведение практических работ и экскурсий, с одной стороны, и формирование умения работать с текстами и информацией — с другой.

        Важнейшей линией курса является развитие оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.

       Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками (предметными линиями) «Природные и искусственные объекты как совокупности признаков и свойств», «Человек в пространстве», «Человек во времени».

                                                      Результаты изучения курса «Окружающий мир» (1 класс):

Личностные:

•  осознание себя учеником, выражающееся в интересе к другим ученикам и учителям и желании следовать принятым нормам поведения в школе и дома;

•  осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: уважительное отношение к другим ученикам и работникам школы, дружелюбие, установка на совместную учебную работу в паре, группе;

•  установка на безопасный образ жизни (безопасное поведение на экскурсии, во время перемены): умение следовать инструкции.

Метапредметные:

•  способность различать себя (как личность) и результат своей работы, оценивать результат своей работы по критериям, предложенным учителем; принимать оценку учителем результата своей работы;

•  сравнивать результат своей работы с предложенным образцом;

•  различать способы получения ответов на свои вопросы (наблюдение, спрашивание, чтение);

•  осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (формулировать запрос на недостающую информацию, обращаться ко взрослому или к доступной справочной литературе);

•  вместе с другими учениками составлять план (знаково-символический) наблюдения за интересующим объектом;

•  использовать знаки и символы для составления схемы процесса;

•  формулировать тему (о чём рассказывалось?) и главную мысль (что именно сказано?) короткого и простого научно-популярного текста.

Предметные:

•  представление об объектах окружающего мира как о системах наблюдаемых признаков и выявляемых свойств, о смене состояний объектов во времени (процессе);

•  умение характеризовать объекты по наблюдаемым признакам;

•  умение сравнивать объекты по выраженности одного из признаков (построение и чтение ряда);

•  умение делить объекты на две-три группы по выбранному критерию (классифицировать на искусственные и естественные, живые и неживые, старинные и современные и т. д.);

•  знание классификации растений на культурные и дикорастущие, на деревья, кустарники и травы;

•  умение характеризовать состояние объекта (изменение состояния);

•  умение описывать ход процесса, выделяя начальное и конечное состояния объекта, а также характеризуя наблюдаемые изменения;

•  знание названий 3—4 съедобных и ядовитых грибов;    3—4 видов деревьев; 1—2 вида травянистых растений; 3-4 разных насекомых; 3—4 пород собак; 5 органов чувств человека и их работы (функций);

•  умение отличить насекомое от других животных; различить 3—4 вида деревьев по их листьям; отличить 1—2 вида травянистых растений от других трав.

ПРОГРАММА (270 ч)

Природные и искусственные объекты как совокупности признаков и свойств

1.  Природа — то, что нас окружает, но не создано человеком. Естественное (природные объекты) и искусственное, сделанное руками человека (изделия). Изготовление стекла из песка, бумаги из древесины, продуктов питания из растений и животных продуктов (мяса, яиц, молока), резины из каучука, одежды из шерсти животных и растительных волокон.

Дикорастущие и культурные растения. Части цветкового растения (корень, стебель, лист, плод с семенами). Роль растений в природе и жизни людей.

Дикие и одомашненные животные. Роль животных в жизни людей.

Основные действия детей. Различение объектов по признакам, описание (называние признаков) объекта, группировка (классификация), получение опыта наблюдения разнообразных изделий.

2.  Признаки рассматриваемых объектов (цвет, форма, сравнительные размеры, запах, вкус, пр.). Органы чувств и их работа: глаза (зрение), уши (слух), нос (обоняние), язык (вкус), кожа (осязание).

Органы чувств человека и животных. Животные-«чемпионы» по зрению, слуху, осязанию, обонянию, вкусу.

Слабовидящие и слабослышащие люди, их трудности, помощь им других людей.

Основные действия детей. Различение объектов по признакам, описание природных объектов и изделий — называние ощущений, получаемых разными органами чувств, точными словами, получение опыта дифференцировки разнокачественных ощущений.

Децентрация — попытка встать на точку зрения другого, посмотреть на мир «глазами» животных, слабовидящих и слабослышащих людей.

3.  Объект как совокупность признаков. Часто встречаемые и хорошо знакомые объекты.

Деревья в городе (селе).

Птицы и насекомые, которых можно встретить рядом с домом, домашние животные.

Изделия человека (посуда, мебель, другие предметы быта).

Окружающие люди — работники разных профессий: учитель, врач, художник, программист, дворник, продавец и т. д. Признаки профессий. Значение труда в жизни человека и общества.

Постройки людей: примечательные здания. Примечательные здания родного города (села).

Общественный транспорт в городе и селе. Наземный, воздушный и водный транспорт.

Основные действия детей. Планирование описания. Описание по плану.

Группировка (классификация).

4.  Объект как совокупность признаков. Новые объекты   для наблюдения и описания.

Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы.

Разнообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Пластинчатые и трубчатые грибы. Правила сбора грибов.

Разнообразие зверей и птиц.

Основные действия детей. Сравнение объектов по признаку. Построение ряда объектов (порядковой шкалы) по выраженности признака. Характеристика объекта (указание выраженности признака) по его месту в ряду.

Выявление принципа, положенного в основу ряда, на основе анализа признаков членов ряда.

Нахождение места объекта в ряду.

Группировка объектов по признаку (классификация).

5. Свойства материалов (веществ).

Вещество (материал) — то, из чего состоят природные объекты и изделия. Разнообразие материалов. Свойства материалов (твердость, прозрачность, упругость, хрупкость и др.), применяемых для изготовления изделий с разными функциями. Примеры веществ и материалов: пищевая соль, сахар, вода, природный газ, пластмасса, металл, дерево, гипс.

Основные действия детей. Практическое исследование свойств материалов. Группировка объектов по признаку (классификация).

6.  Свойства материалов (веществ).

Воздух — смесь газов (водяного пара и других, пока неизвестных газов). Свойства воздуха (весомость, упругость, прозрачность, отсутствие цвета и запаха, движение потоков воздуха вверх при нагревании и вниз при охлаждении, проведение звука, плохое проведение тепла — на основе наблюдений). Ветер — движение воздуха.

Вода — водяной пар, жидкость, снег и лед. Осадки, их виды. Дождь, снег, град — вертикальные осадки. Роса, иней — горизонтальные осадки. Свойства чистой воды (прозрачность, отсутствие вкуса, запаха, хорошее проведение звука, способность быть растворителем — на основе наблюдений).

Основные действия детей. Практическое исследование свойств воздуха и воды.

7.  Измерение выраженности признака (свойства). Измерительные приборы (линейка, весы, осадкомер, измерительная шкала Бофорта, палетка для измерения облачности, гигрометр, термометр, пергелиометр, простейший барометр). Меры нестандартные и стандартные.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, влажность, облачность, осадки, ветер). Погода в регионе. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Основные действия детей. Использование условного измерения для оценки силы ветра. Применение шкалы Бофорта.

Конструирование приборов для оценки силы ветра.

Измерение общего количества осадков и их интенсивности. Осадкомер. Использование промокательной бумаги для оценки силы дождя или снегопада. Оценка облачности с помощью палетки. Оценка влажности с помощью гигрометров. Конструирование гигрометра.

Измерение температуры воздуха и собственного тела разными термометрами. Соотнесение значений температуры по разным температурным шкалам (Цельсия, Реомюра, Фаренгейта).

Составление инструкции по работе с прибором.

8.  Объект как совокупность признаков, выраженных качественно и количественно.   Численность группы.

Классный, школьный коллективы. Интересы и общие дела непохожих друг на друга людей.

Здоровый и безопасный образ жизни. Чистота воздуха в школьных кабинетах и дома, чистота помещений. Личная гигиена, закаливание и профилактика заболеваний.

Общие праздничные мероприятия. Поведение во время праздников. Обеспечение безопасности во время общественных мероприятий.

Основные действия детей. Группировка объектов по признаку (классификация). Описание групп с помощью таблиц, столбчатых, площадных и круговых диаграмм.

9.  Объект как совокупность признаков, выраженных качественно и количественно.

Живые существа нашей планеты: животные, растения, грибы, бактерии. Животные: насекомые, птицы, звери, их отличия. Другие, неизвестные пока животные.

Живые существа, обитающие в морях и океанах. Их разнообразие.

Основные действия детей. Группировка объектов по признаку (классификация).

Характеристика объекта (указание признаков) по его месту в классификации и таблице.

Отнесение объекта к группе по наличию у него признака этой группы.

Описание групп с помощью таблиц, столбчатых, площадных и круговых диаграмм.

Работа с информационными источниками.

 

10. Объект как совокупность признаков, выраженных качественно и количественно.

Горные породы (магматические, метаморфические и осадочные). Примеры горных пород и минералов. Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, нефть, природный газ, известняк, мрамор, каменная соль). Полезные ископаемые своего региона (2—3 примера).

Основные действия детей. Группировка объектов по признаку (классификация). Практическое исследование свойств горных пород и минералов. Применение шкалы твердости минералов Мооса. Работа с простой определительной таблицей.

Практическое исследование свойств полезных ископаемых.

Тренировка в чтении и составлении таблиц, схем, диаграмм.

11.  Объект как совокупность признаков, выраженных качественно и количественно.

 Небесные (космические) тела: звезды, планеты, спутники планет, кометы, метеоры, галактики и др. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла на Земле.

Основные действия детей. Описание небесных тел с помощью таблиц, столбчатых, площадных и круговых диаграмм.

12.  Объект как совокупность признаков, выраженных качественно и количественно.

Природное сообщество — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ, взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений.

Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение и развитие животных (насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные). Забота зверей о потомстве.

Лес, луг и водоем родного края (названия водоемов). Растения родного края (не менее 5 примеров с названиями и краткой характеристикой). Животные родного края (не менее 5 примеров с названиями и краткой характеристикой).

Правила поведения в природе.

Профилактика и первая помощь при перегреве.

Профилактика и первая помощь при укусах насекомых и клещей.

Основные действия детей. Описание природных сообществ леса, луга, водоёма родного края с помощью классификаций, схем, таблиц, столбчатых, площадных и круговых диаграмм (на основе наблюдений).

Работа с простой определительной таблицей (растений или животных). Составление цепей питания.

13.  Объект как совокупность признаков, выраженных качественно и количественно.

Тело человека. Названия частей тела (голова: глаза, нос, рот, уши, веки, брови, темя, затылок, висок; рука: плечо, предплечье, локоть, кисть; нога: бедро, колено, голень, стопа; живот, спина, грудь; пальцы руки: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).

Интересные числа, описывающие возможности человеческого тела (пульс, частота вдоха и выдоха, рост, скорость роста в разные периоды жизни, вес, площадь кожи, число зубов, скорость передвижения и пр.). Ощущения (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, температурные, мышечные, болевые) и чувства человека. Общее представление о внутренних органах человека и их работе (носоглотка, трахея, бронхи, легкие — отвечают за дыхание; рот с зубами, желудок, печень, кишечник — за пищеварение; почки — за выделение). Места расположения этих органов в теле человека. Гигиена кожи и внутренних органов. Правила здорового питания.

Основные действия детей. Тренировка в назывании частей тела и мест расположения внутренних органов, характеристика ощущений.

Оценка рациона питания.

Человек в пространстве

     1.  Знакомые маршруты. Дорога в школу и домой, прогулки по району: дороги в магазин, библиотеку, на почту. Безопасность в пути. Светофор, дорожные знаки, правила дорожного движения. Поведение на улице, перекрестках, площадях, игровых площадках.

Основные действия детей. Описание маршрута как последовательности остановок. Различение дорожных знаков.

Моделирование безопасных перемещений. Составление агитационных плакатов по ПДД.

 

     2.   Направления движения. Стороны горизонта.    Солнце и Полярная звезда, как ориентиры при определении направления движения. Местные признаки для определения направления движения (расположение мхов, лишайников и водорослей на стволах деревьев, рост веток у одиноко стоящего дерева, расположение муравейников и др.) Компас.

Основные действия детей. Различение и понимание относительности движения влево и вправо, вперед и назад. Наблюдение движения Солнца, Луны и звезд по небосводу.

Определение сторон горизонта по Солнцу, тени, Полярной звезде, местным признакам. Определение нужного направления движения с помощью ориентировки в системе направлений (сторон горизонта). Определение сторон горизонта с помощью компаса. Составление инструкции по работе с прибором.

      3.  Географическая картосхема, условные обозначения. Карта и план. Масштаб.

План класса. План квартиры. Опасные места в квартире. Основные правила профилактики пожара, правила обращения с газом, электроприборами, водой.

Основные действия детей. Составление плана класса (групповое проектирование).

Составление плана квартиры с указанием опасных мест (газовая плита, электроприборы, розетки, трубопровод, окна, балконы).

Составление плана участка местности.

Рассмотрение разномасштабных картосхем и анализ их применимости для решения разных задач.

Определение расстояния на картосхеме по указанию масштаба.

       

      4.  Туристическая картосхема. Родной край — частица России. Название своего региона. Важнейшие природные объекты и достопримечательности: музеи, театры, спортивные комплексы и др.

Правила поведения на экскурсии.

Основные действия детей. Составление маршрута однодневного похода с помощью туристической картосхемы (определение протяженности маршрута, направления движения, времени движения, числа остановок, составление раскладки).

Освоение правил поведения в природе на экскурсии в парковую зону, в походе.

     

      5.  Наша Родина — Россия. Достопримечательности России. Москва — столица России. Достопримечательности Москвы, их история: Красная площадь, Кремль, Большой театр и др. Герб Москвы, расположение на карте.

Крупные города России (Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Достопримечательности Санкт-Петербурга (Зимний дворец, памятник Петру 1 — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.).

Основные действия детей. Тренировка в чтении картосхем. Работа с информационными источниками.

Подготовка устного выступления перед одноклассниками.

   

       6.  Физическая карта России. Граница России. Моря и океаны, омывающие берега России, крупные реки (Волга, Обь, Енисей, Лена), горы (Урал, Кавказ, Алтай), озера (Байкал, Ладога, Онега).

Основные действия детей. Тренировка в чтении картосхем. Работа с информационными источниками.

   

       7.  Россия на политической карте. Страны и народы мира (общая характеристика). Страны-соседи России (3—4), их столицы, народы, национальные символы, традиции, главные достопримечательности.

Основные действия детей. Тренировка в чтении картосхем. Работа с информационными источниками.

      8.  Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Их национальная одежда, еда, традиции (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам. Дружба детей нашего класса — дружба представителей разных народов России.

Основные действия детей. Тренировка в чтении картосхем. Работа с информационными источниками. Групповое проектирование

      9.  Карта мира. Древние мореплаватели. Кругосветные путешествия. Материки и океаны, их названия, расположение на карте мира. Многообразие жизни на планете. Достопримечательности разных континентов. Жизнь людей на разных континентах. Животные и растения материков и океанов.

Основные действия детей. Тренировка в чтении картосхем. Работа с информационными источниками.

     10.  Изолинии на карте. Обозначение высот и глубин на карте. Водоемы: озеро, пруд, река, ручей. Их обитатели. Передвижение по рекам. Безопасность при купании. Поведение на воде.

Основные действия детей. Определение с помощью изолиний на картах водоемов мест, пригодных для купания и движения судов. Составление инструкции по безопасному поведению на воде.

     11.  Синоптические карты. Прогнозирование погоды.

Климатические карты. Особенности распространения животных и растений в природе. Ареал. Охраняемые животные и растения. Красная книга. Заповедники и национальные парки России, их роль в охране природы. Охраняемые растения и животные родного края.

 Основные действия детей. Определение местной погоды с помощью синоптической карты.

Описание местообитания животных и растений по картам с обозначением ареалов. Работа с информационными источниками. Составление агитационного плаката по охране редких растений и животных своего региона.

 

      12.   Формы земной поверхности (горы, холмы, равнины, овраги), их обозначение на картосхемах. Водоемы, их разнообразие и обозначение на картосхемах (озеро,  пруд, река — русло, устье,  притоки,  моря,  океаны). Профиль местности.

Особенности форм рельефа родного края. Влияние человека на рельеф местности (в том числе на примере окружающей местности).

Основные действия детей. Описание форм рельефа.

Построение профиля местности по картосхеме с изолиниями. Визуализация форм рельефа по картосхеме с изолиниями и профилю.

Моделирование образования русла и устья реки, родника, кратеров, выветривания горных пород.

      13.  Внутреннее строение объекта. Часто встречаемые и хорошо знакомые объекты: плоды и другие части растений, предметы быта, постройки людей и животных.

Основные действия детей. Построение и чтение разрезов.

      14.  Внутреннее строение объекта.

Слои земной коры. Горные породы (магматические, метаморфические и осадочные).

Почва, ее состав. Значение почвы для живой природы и хозяйственной деятельности человека. Охрана почв.

Основные действия детей. Построение разреза слоев земной коры (с помощью пластилинового макета).

Характеристика слоев и возможных движений земной коры по виду разреза.

Анализ схем, показывающих процесс образования и разрушения почвы.

        15.  Человек на планете. Наша планета среди других небесных тел.

Небесные (космические) тела: звезды, планеты, кометы, метеоры, галактики и др. Солнце — ближайшая к нам звезда. Взаимное движение Земли, Солнца, Луны. Наблюдатель на Земле: явления смены дня и ночи, смены фаз Луны, лунных и солнечных затмений, смены времен года.

Представление о всемирном тяготении: проявления земного тяготения, взаимное притяжение Солнца, Земли, Луны. Системы Птолемея и Коперника.

Планеты Солнечной системы. Их масса, размеры, скорость движения и другие свойства. Устройство Солнечной системы. Земля — планета, на которой есть жизнь. Общая характеристика условий жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода, живые существа, почва.

Луна — спутник Земли и ее влияние на Землю.

Искусственные спутники Земли и их значение для решения хозяйственных задач. Представление о слоях земной атмосферы.

Основные действия детей. Наблюдение дневного движения Солнца по небосводу, смены фаз Луны.

 Различение сказочного и научного объяснений явления.

Построение гипотез о взаимном движении небесных тел для объяснения наблюдаемых явлений: движения Солнца по небу, смены фаз Луны, солнечных и лунных затмений.

Моделирование взаимного движения небесных тел в космическом пространстве. Пространственная децентрация — рассмотрение изменения внешнего вида наблюдаемого объекта при изменении позиции наблюдателя.

Тренировка в чтении и составлении таблиц, схем, диаграмм.

         16. Человек на планете. Земля — планета Солнечной системы. Общее представление о форме и размерах Земли. Наблюдаемые явления, подтверждающие шарообразность Земли (затмения, движение за горизонт).

Глобус — модель Земли. Северное и южное полушария. Линия экватора. Полюса. Расположение материков и океанов на глобусе.

Наклон земной оси как причина зональности. Карта природных зон. Растения и животные зоны Арктики, тундры, лесной зоны, степей, пустынь России. Климат. Взаимосвязь живых существ с неживой природой и между собой. Приспособленность растений и животных к условиям своего существования. Влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы, примеры труда и быта людей. Природная(ые) зона(ы) родного края.

Основные действия детей. Моделирование формы Земли. Анализ глобуса как модели Земли. Сравнение карты мира и глобуса.

Использование глобуса для нахождения местоположения объекта.

Построение и проверка гипотез о связи наклона земной оси с распределением света и тепла на поверхности Земли.

Проектирование зональности.

Подготовка устного выступления перед одноклассниками.

                                                                                                      Человек во времени

         1.  Состояние объектов.

Разные состояния вещей (изделий человека). Учебник — книга, которую нужно беречь.

Разные состояния природы: погода и ее перемены.

Разные физические и эмоциональные состояния человека: усталость и бодрость, грусть и веселье, спокойствие и активность.

Основные действия детей. Описание разных состояний вещи (изделия).

Наблюдение за погодой, фиксация ее состояний.

Рефлексия собственного состояния. Различение состояний других людей.

         2.  Процесс как смена состояний объекта.

Процессы, происходящие в природе: горение; превращения воды; процессы разрушения и роста (кристаллизация) в неживой природе; сезонные изменения, процессы развития в живой природе (рост и развитие растений, животных, человека); примеры процессов, происходящих в теле человека: дыхание, заживание синяков и царапин, биение сердца, напряжение и расслабление мышц, рост, развитие; смена эмоций и чувств. Примеры явлений природы: снегопад, листопад, ветер, дождь, гроза, рассвет, закат, перелеты птиц и др.

Основные действия детей. Установление отношений последовательности

 между событиями (раньше, позже, одновременно). Фиксация изменений, происходящих с объектом (было — стало). Чтение и составление схем изменения состояния объектов (например, погода ясная — погода пасмурная).

         

                 3.  Условия процессов. Трудовые процессы в быту. Приготовление пищи. Условия получения разных блюд из одинаковых исходных продуктов (например, вареный и жареный картофель, блинчики и бисквит). Необходимые этапы процессов (например, последовательность приготовления пельменей, чистки и жарения рыбы). Рецепт как способ описания последовательности действий с данными продуктами.

Процесс и условия горения. Газовая плита — источник опасности. Меры предотвращения пожара. Телефоны вызова пожарных, спасателей, газовой службы.

Изготовление изделий из глины. Условия затвердевания глиняных изделий (воздух, обжиг).

Другие примеры технологических процессов и их условий.

Основные действия детей. Чтение и анализ технологических рецептов как описаний порядка действий с предметами и материалами.

Чтение и составление схем изменения состояния объектов (например: картофель сырой — картофель вареный) с указанием условий изменения (вода, нагревание).

Различение существенных и несущественных условий процессов.

                 4.  Условия процессов.

Состояния воды и других веществ: твердое тело, жидкость, газ. Изменение состояния воды в зависимости от нагревания и охлаждения. Круговорот воды в природе.

Растворение веществ. Нагревание как условие лучшего растворения.

Основные действия детей. Чтение и составление схем превращений (например, лед —вода —пар и т.п.) с указанием условий превращения (нагревание, охлаждение).

                 5.  Условия процессов.

Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Условия, необходимые для жизни животных (тепло, воздух, вода, пища). Растения, создающие пищу и делающие воздух пригодным для дыхания животных и людей. Бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для правильного роста и развития человека (тепло, воздух, вода, пища, забота близких людей, общение). Гигиена, физическая культура и закаливание как условия сохранения и укрепления здоровья.

Основные действия детей. Чтение и составление схем изменения состояния объектов (процессов) с указанием условий.

                6.  Условия процессов.

Условия эффективного совместного труда: правила поведения в школе, на уроке, правила работы в группе, правила техники безопасности при проведении практических работ.

Основные действия детей. Обсуждение и уточнение правил групповой работы.

 

Составление инструкции.

Составление текста-описания практической работы.

                       7.  Эксперимент как способ выявления существенного условия, определяющего ход процесса. Контрольный и экспериментальный объекты. Условия проведения опыта в соответствии с гипотезой: условия, которые нужно уравнять, и условия, которые нужно противопоставить (на примере опытов с шишками, сезонной линькой зверей и др.).

Основные действия детей. Планирование опытов. Предсказание возможных результатов. Описание результатов. Извлечение выводов из опытов. Интерпретация опытов, проведенных учеными.

Составление текста-описания эксперимента.

                       8.  Время как совокупность процессов вокруг нас. Измерение времени. Разные виды часов. Стандартные меры времени: год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда.

Основные действия детей. Различение циклических и нециклических процессов.

Конструирование часов (солнечных, водяных, часов-свечки и пр. Составление инструкции по пользованию часами.

                       9.  Шкалы времени.

Время жизни человека. События жизни ученика и события жизни класса. Режим дня: чередование труда и отдыха в жизни школьника.

Основные действия детей. Тренировка в использовании мер времени (минута, час, день, месяц, год) и временных шкал.

Составление своего режима дня.

Составление летописи жизни класса.

                    10.  Шкалы времени.

Время жизни семьи. Семья — самое близкое окружение человека. Родственные отношения. События жизни семьи. Взаимопомощь и взаимное уважение в семье. Забота о детях, старых и больных людях — долг каждого человека. Имена, фамилии, отчества членов семьи. Родословная.

Основные действия детей. Тренировка в использовании мер времени (год, десятилетие) и временных шкал.

Составление схем родственных отношений (муж, жена, дочь, сын, бабушка, дедушка, дядя, тетя, двоюродные сестры и братья и пр.).

Составление родословного древа.

                     11.  Шкалы времени.

Время жизни родного города (села). История родного города (села): важные события. Памятники истории и культуры родного края. Труд людей разных профессий и их след в истории. История моей семьи — часть истории родного края.

Основные действия детей. Тренировка в использовании мер времени (год, десятилетие, столетие (век), тысячелетие) и временных шкал.

Групповое проектирование.

Работа с информационными источниками.

 

                       12.  Происхождение крупных мер времени (сутки).

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли вокруг оси как причина смены дня и ночи.

Основные действия детей. Наблюдение дневного движения Солнца по небосводу.

Моделирование суток (день равен ночи, день длиннее ночи и т. д.).

                        13.  Происхождение крупных мер времени (год, месяц, неделя). Времена года, их особенности. Обращение Земли вокруг Солнца как

причина смены времен года. Смена времен года в родном крае (особенности погодных явлений, сезонные явления в жизни растений и животных, труд людей).

Основные действия детей. Моделирование изменения соотношения продолжительности дня и ночи при изменении положения Земли относительно Солнца (для разных позиций наблюдателя на полюсе, на экваторе, между экватором и полюсом).

Работа с информационными источниками.

                        14.  Счет времени по Луне и по Солнцу. Эра календаря. Многообразие календарей. Летосчисление. Лента времени.

Календарь, которым мы пользуемся. Праздники: государственные (Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День России, День Государственного флага России, День народного единства, День конституции), религиозные, профессиональные, семейные.

Основные действия детей. Моделирование способов летосчисления.

Составление годового круга.

Групповое проектирование.

Изготовление личного календаря на год.

                           15.  Способы получения знаний о прошлом.

Следы прошлой жизни. Ископаемые остатки древней жизни. Культурный слой. Способы определения датировки находок.

Основные действия детей. Практическая работа по изучению ископаемых остатков и находок из культурного слоя.

                          16.  Наше прошлое. Находки стоянок древнего человека.   Жизнь древних людей.

Возникновение общества — группы людей, которых объединяет общая культура и которые связаны совместной деятельностью.

Человек — член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Права и обязанности человека перед обществом. Конституция — основной закон государства. Права ребенка.

Основные действия детей. Работа с разностилевыми информационными текстами: интерпретация смысла текста, определение позиции автора.

                            17.  Наше прошлое. История Отечества. Примеры важных и ярких событий общественной и культурной жизни страны в эпоху Древней Руси.

Князья и дружинники, крестьяне и ремесленники, их труд. Древние профессии. Сражения князей друг с другом. Борьба с монголо-татарами. Страна городов. Города Золотого кольца России: Ярославль и др. (по выбору).

Основные действия детей. Работа с разностилевыми информационными текстами: интерпретация смысла текста, определение позиции автора.

Работа с историческими текстами (летопись).

Работа с исторической картой.

                           18.  Наше прошлое. История Отечества. Примеры важных и ярких событий общественной и культурной жизни страны в эпоху Московского государства.

Присоединение Сибири, коренные народы Сибири.

Петр I Великий. Жизнь государя как пример служения Отечеству.

Оборона Севастополя — пример героической борьбы народа России с иноземными захватчиками. Великие люди России: Н.И. Пирогов — изобретатель гипсовой повязки, наркоза и первой помощи пострадавшим. Правила первой помощи, предложенные Пироговым. Оказание первой помощи в наше время (при легких травмах — ушибе, порезе, ожоге и при обморожении). Действия при появлении болезненных ощущений. Телефон скорой помощи.

Основные действия детей. Работа с разностилевыми информационными текстами: интерпретация смысла текста, определение позиции автора.

Работа с историческими текстами (летопись).

Работа с исторической картой.

Децентрация — рассмотрение события глазами очевидца и свидетеля, современника и потомка.

Практическая работа по исследованию свойств гипса.

Тренировка в оказании первой помощи.

                               19.  Наше прошлое. История Отечества. Примеры важных и ярких событий общественной и культурной жизни страны в эпоху СССР.

Великие люди России: Н.И. Вавилов — ученый-путешественник. Коллекция семян, собранная Вавиловым. Подвиг ленинградцев в Великой Отечественной войне. Сохранение драгоценной коллекции для потомков.

Поднятая целина. Подвиг народа по освоению целинных земель и совершенная ошибка.

Первый полет человека в космос. Великие люди России: Ю.А. Гагарин — первый российский космонавт. Дальнейшее развитие космонавтики.

Основные действия детей. Работа с разностилевыми информационными текстами: интерпретация смысла текста, определение позиции автора.

                                20.  Наше прошлое. История Отечества. Образование Российской Федерации. Россия сегодня. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна. История российского герба и флага. Президент Российской Федерации — глава государства.

Основные действия детей. Работа с разностилевыми информационными текстами: интерпретация смысла текста, определение позиции автора.

                                  21.  История России — часть мировой истории.

Деятельность человека на Земле. Рост численности людей на планете.

 Развитие цивилизации — важные открытия и изобретения человечества. Потребности человечества в энергии, энергоресурсы Земли.

     Энергетические и экологические проблемы современности. Значение атмосферного воздуха для живых существ Земли, проблема загрязнения и очистки воздуха. Проблема уничтожения отходов. Загрязнение воды и ее очистка. Распространение воды на Земле, значение для живых существ и для хозяйственной деятельности человека. Использование и охрана водоемов человеком. Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы.

     Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Хозяйство семьи — часть мирового хозяйства. Посильное участие каждого человека в охране природных богатств: экономия энергии и чистой воды, раздельный сбор мусора, забота о животных и растениях.

Основные действия детей. Групповое проектирование.

Расчет семейного бюджета (доходы и расходы, экономия).

Практическая работа по изучению мусора, накапливаемого в квартире.

Участие в природоохранной деятельности (на выбор: уборка загрязненной территории, озеленение, очистка водного источника, участие в экологическом проекте).

Экологическая оценка разных действий людей.

Изготовление простейших кормушек.

Место курса «Окружающий мир» в учебном плане

     На изучение окружающего мира в начальной школе выделяется  270 часов. В 1 классе  - 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели).

Содержание предмета

                                                                                                    1 КЛАСС   

                                                                                                  Природа. 3 ч

Содержание. Природа — то, что нас окружает, но не создано человеком. Естественное (природные объекты) и искусственное, сделанное руками человека (изделия). Изготовление стекла из песка, бумаги из древесины, продуктов питания из растений и животных продуктов (мяса, яиц, молока), резины из каучука, одежды из шерсти животных и растительных волокон.

Деятельность учеников на уроке. Работа в группах (знакомство с первыми правилами групповой работы).

Различение объектов, предложенных для рассмотрения в группе, по признакам, называние признаков объекта словами, группировка (классификация) на естественное и искусственное.

Знакомство со способом выражения сомнения (вопроса) и способом выражения несогласия (общеклассная дискуссия).

  Получение опыта наблюдения и описания разнообразных изделий (стекло, бумага, вязаные и меховые изделия, продукты питания, др.). Работа с текстом: понимание смысла текста со слуха.

                                                                               Дикорастущие и культурные растения. 5 ч

Содержание. Дикорастущие и культурные растения. Части цветкового растения (корень, стебель, лист, плод с семенами).

Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей.

Деятельность учеников на уроке. Классификация растений на культурные и дикорастущие. Получение опыта наблюдения, различения, описания частей растения, пригодных для приготовления продуктов питания и других изделий (фрукты, овощи, семена). Работа в группах — создание плакатов «Растения леса и луга, поля и огорода».

Различение трав, деревьев и кустарников.

Рисование травянистого цветкового растения простым карандашом (с указанием-обведением цветными линиями разных частей растения).

Внеурочная деятельность. Экскурсия на пришкольный участок вместе с родителями (научно-познавательная, общественно полезная).

                                                                                            Дикие и одомашненные животные. 3 ч

Содержание. Дикие и одомашненные животные. Роль животных в жизни людей.

Деятельность учеников на уроке. Классификация животных на диких и одомашненных. Сравнение домашних животных и их диких родственников по признакам.

Работа с информационными источниками (первое знакомство с разными способами получения ответов на вопросы — спрашивание, поиск в справочниках для детей, на карте материков с изображениями животных, запрос в сети Интернет демонстрация учителя).

Классификация групп собак по их хозяйственному значению (охотничьи, компаньоны, ездовые, служебные, пастушьи). Описание собак по признакам. Отнесение пород к одной из выделенных групп.

Внеурочная деятельность. Прослушивание и драматизация (разыгрывание по ролям) «дошкольных» сказок и потешек о домашних и диких животных: «Идет коза рогатая», «Волк и семеро козлят» и т.п. (художественно-эстетическая).

                                                                                                   Признаки рассматриваемых объектов. 3 ч

Содержание. Признаки рассматриваемых объектов (цвет, форма, сравнительные размеры, запах, вкус, пр.). Органы чувств и их работа: глаза (зрение), уши (слух), нос (обоняние), язык (вкус), кожа (осязание).

Деятельность учеников на уроке. Различение объектов по признакам, описание природных объектов и изделий — называние ощущений, получаемых разными органами чувств, точными словами, получение опыта дифференцировки разнокачественных ощущений.

Внеурочная деятельность. Прослушивание и драматизация (разыгрывание по ролям) «дошкольных» сказок и потешек о домашних и диких животных.

                                                                                                       Органы чувств человека и животных.   2 ч

Содержание. Органы чувств человека и животных. Животные — «чемпионы» по зрению, слуху, осязанию, обонянию, вкусу.

Слабовидящие и слабослышащие люди, их трудности, помощь им других людей.

Деятельность учеников на уроке. Работа с текстом: понимание смысла текста со слуха. Игры «в лягушек и мух», «орлов и мышек» — действенная интерпретация услышанного (преобразование полученных знаний в правила игры).

Децентрация — попытка встать на точку зрения другого, посмотреть на мир «глазами» животных, слабовидящих и слабослышащих людей.

Внеурочная деятельность. Прослушивание и драматизация (разыгрывание по ролям) «дошкольных» сказок и потешек о домашних и диких животных.

                                                                                               Объект как совокупность признаков (деревья). 3 ч

Содержание. Объект как совокупность признаков. Часто встречаемые и хорошо знакомые объекты.

Деревья в городе (селе).

Деятельность учеников на уроке. Практическая работа по описанию признаков лаврового листа.

Практическая работа по описанию листьев, коры, внешнего вида разных деревьев. Различение видов деревьев, растущих в городе (селе), — 4—5 видов по выбору учителя, например сосна, береза, тополь, ель, липа.

Рисование засушенных листьев (обведение по контуру, штриховка по наложенному сверху листу бумаги — жилкование), внешней формы деревьев (треугольная, шарообразная крона и т. д.).

Внеурочная деятельность. Экскурсии (прогулки): «Деревья в городе (селе). Забота о них» (научно-познавательная, общественно полезная).

                                                                                           Объект как совокупность признаков (животные). 2ч

Содержание. Объект как совокупность признаков. Часто встречаемые и хорошо знакомые объекты.

Деятельность учеников на уроке. Парная работа с конструктором собак составление портрета собаки по ее описанию (понимание необходимости планирования описания).

Планирование описания. Описание по плану домашних животных (или увиденных на улице).

Внеурочная деятельность. Сбор коллекций, лепка, конструирование — создание выставок детских работ «Породы собак».

                                                                                                           Разнообразие грибов. 2 ч

Содержание. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы. Пластинчатые и трубчатые грибы. Правила сбора грибов.

Деятельность учеников на уроке. Планирование описания. Описание предложенных учителем плодовых тел грибов и их изображений в учебнике, на цветных таблицах (съедобные грибы, трутовики) по плану.

Группировка (классификация) грибов на съедобные и несъедобные, трубчатые и пластинчатые. Различение мухомора и бледной поганки по указанным признакам от других похожих грибов. Отнесение плодовых тел грибов, предложенных учителем, к разным классификационным группам.

Совместное составление «правил сбора грибов» (учитель дополняет и корректирует).

Внеурочная деятельность. «Грибы родного края» и т. п. (художественно-эстетическая, научно-познавательная, проектная).

                                                                                                               Насекомые. 2 ч

Содержание. Насекомые, которых можно встретить дома или рядом с домом.

Деятельность учеников на уроке. Различение насекомых и других мелких животных (по отличительным признакам — 6 ног и насечки на покрове). Работа с лупой. Рассматривание коллекций насекомых.

Планирование описания. Описание по плану.

Группировка (классификация).

Внеурочная деятельность. Сбор коллекций, лепка, конструирование — создание выставок детских работ.

                                                                                                          Постройки людей. 2ч

Содержание. Постройки людей: примечательные здания. Примечательные здания родного города (села).

Деятельность учеников на уроке. Характерные признаки зданий. Описание здания по плану.

Составление загадки-описания для родителей.

Внеурочная деятельность. Экскурсия по городским (сельским) улицам вместе с родителями (научно-познавательная).

                                                                                                         Окружающие люди. 1 ч

Содержание. Окружающие люди — работники разных профессий: учитель, врач, художник, программист, дворник, продавец и т. д. Признаки профессий. Значение труда в жизни человека и общества.

Деятельность учеников на уроке. Обсуждение стихотворений, посвященных разным профессиям (например, С. Маршака, Дж. Родари, Б. Житкова).

Рассматривание разных инструментов, принесенных учителем (например, классный журнал, компьютерная мышь, микроскоп, рубанок, швабра, набор специй и пр.), определение их профессиональной принадлежности.

Внеурочная деятельность. «Кто работает в школе?» Обсуждение «школьных профессий» с их представителями — встреча с директором школы, уборщицей, поваром и др. (общественно-полезная).

                                                                                                               Изделия человека. 2 ч

Содержание. Изделия человека (посуда, мебель, другие предметы быта).

Деятельность учеников на уроке. Групповая работа «Коллекция видов бумаги». Определение связи свойств бумаги с ее функциями. Построение рядов из образцов бумаги по разным свойствам (гладкость-шероховатость, белизна, прочность и т. д.).

Рассмотрение образцов посуды. Классификация посуды на старинную и современную, по функции (для приготовления пищи и для употребления пищи), по материалу (стеклянная, металлическая, деревянная).

Внеурочная деятельность. Подготовка выставки для школы «Такая разная бумага» (научно-познавательная, общественно полезная).

                                                                                                    Объект как совокупность признаков. 4 ч

Содержание. Объект как совокупность признаков. Новые объекты для наблюдения и описания. Разнообразие зверей и птиц.

Деятельность учеников на уроке. Работа с лупой — рассмотрение скорлупы куриного яйца (прочность — защита, поры — для дыхания будущего цыпленка). Сравнение птичьих яиц и птичьих клювов по разным признакам. Построение рядов по выраженности признака. Характеристика объекта (указание выраженности признака — например, «крупнее, чем..., но мельче, чем...») по его месту в ряду. Обсуждение приспособленности птиц к разным условиям (цвет яиц, вид гнезда, вид клюва и его работа, вид лап и их работа).

Выявление принципа, положенного в основу ряда, на основе анализа признаков членов ряда (по ряду, предложенному учителем или группой учеников).

Сравнение хвостов зверей по разным признакам ('работа с цифровыми ресурсами по построению рядов). Сравнение изображений хвостов и изделий, принесенных учителем (метелка, лопатка, проволока и пр.), построение гипотез о функциях хвостов. Обсуждение приспособленности животных к разным условиям (лазанье по деревьям, быстрое передвижение по открытым пространствам, плавание и пр.). Построение рядов по выраженности признаков. Характеристика хвоста (указание выраженности признака — например, «более пушистый, чем..., но менее пушистый, чем...») по его месту в ряду. Выявление принципа, положенного в основу ряда, на основе анализа признаков членов ряда (по ряду, предложенному учителем или группой учеников).

Внеурочная деятельность. Экскурсия в зоопарк или зоомузей. Работа в живом уголке (научно-познавательная, общественно полезная).

                                                                                                     Состояния объектов. 3 ч

Содержание. Состояния объектов. Разные физические и эмоциональные состояния человека: усталость и бодрость, грусть и веселье, спокойствие и активность. Разные состояния природы: погода и ее перемены.

Разные состояния вещей (изделий человека). Учебник — книга, которую нужно беречь.

Деятельность учеников на уроке. Описание разных состояний вещи (изделия).

Наблюдение за погодой, фиксация ее состояний.

Рефлексия собственного состояния. Различение состояний других людей. Обсуждение возможности проявления своего состояния (правила поведения в общественных местах).

Анализ выражения своего состояния животными — сравнение выражения эмоций обезьяной и человеком (общее и различное).

Способы проявления эмоций собакой. Обсуждение правил поведения на улице при встрече с неизвестной собакой.

Практическая работа — изготовление обложки для книги, подклеивание старого переплета и пр.

Внеурочная деятельность. Участие в разновозрастном проекте «Поможем школьной библиотеке» (общественно полезная).

                                                                                         Процесс как смена состояний объекта. 2 ч

Содержание. Процесс как смена состояний объекта. Процесс горения спички.

Деятельность учеников на уроке. Открытие способа схематической записи процесса.

                                                                                        Процесс как смена состояний объекта. 3 ч  

Содержание. Процесс как смена состояний объекта. Состояния воды: твердое тело, жидкость, газ. Изменение состояния воды в зависимости от нагревания и охлаждения. Вода в природе.

Процесс падения капли.

Деятельность учеников на уроке. Наблюдение за таянием снега, испарением воды. Выдвижение гипотез о том, как «поймать исчезнувшую» (превратившуюся в пар) воду (на демонстрационных опытах).

Практическая работа по изучению падения капли. Анализ стихотворений. Отгадывание загадок.

Схематическая запись процесса.

Чтение схематических записей процессов.

Внеурочная деятельность. Межпредметный модуль «Круглый год» — интеграция естествознания, математики, литературного чтения, изобразительного искусства и музыки (научно-познавательная, художественно-эстетическая).

Межпредметный модуль «Поиски клада» — интеграция русского языка, естествознания, математики.

Работа с цифровыми ресурсами.

Подготовка и проведение праздника и соревнования (см.: Единая коллекция «Новая начальная школа») (научно-познавательная, спортивно-оздоровительная, военно-патриотическая).

                                                                               Процесс как смена состояний объекта. 3 ч

Содержание. Процесс как смена состояний объекта. Сезонные изменения в природе. Названия времен года. Явления природы: снегопад, листопад, сезонная линька животных, гроза, перелеты птиц и др.

Деятельность учеников на уроке. Работа со схемами (оценка схем смены сезонов).

Работа с информационными источниками (поиск стихотворений и рассказов о временах года). Краткий пересказ информационного текста.

Схематическая запись процесса.

Чтение схематических записей процессов.

Работа с цифровым ресурсом «Одень человечка по погоде».

Внеурочная деятельность (см. выше).

                                                                                  Процесс как смена состояний объекта. 3 ч

Содержание. Процесс как смена состояний объекта. Процессы разрушения и роста (кристаллизация) в неживой природе.

Деятельность учеников на уроке. Анализ схем образования наносов рекой.

Краткий пересказ информационного текста.

Схематическая запись процесса.

Чтение схематических записей процессов.

Лепка форм кристаллов.

Практическая работа по выращиванию кристаллов.

Внеурочная деятельность (см. выше).

                                                                                       Процесс как смена состояний объекта.   3 ч

Содержание. Процесс как смена состояний объекта. Жизнь улицы. Общественный транспорт в городе и селе. Наземный, воздушный и водный транспорт.

Деятельность учеников на уроке. Группировка транспортных средств по признакам (разные классификации видов транспорта).

Первоначальное знакомство с правилами культурного поведения на улице (не сорить, быть вежливым, быть осторожным и внимательным).

Внеурочная деятельность (см. выше).

                                                                                            Процесс как смена состояний объекта.   2 ч

Содержание. Процесс как смена состояний объекта. Последовательность событий. Следы животных в городе (селе).

Деятельность учеников на уроке. Различение следов животных по характерным признакам.

Краткий пересказ информационного текста.

Схематическая запись процесса.

Чтение схематических записей процессов.

Моделирование характера движения по следам

Внеурочная деятельность. Весенняя экскурсия в парк, лес (научно-познавательная, спортивно-оздоровительная).

                                                                                                Процесс как смена состояний объекта.   3 ч

Содержание. Процесс как смена состояний объекта. Последовательность событий. Развитие животных.

Деятельность учеников на уроке. Составление схемы по тексту.

Работа с информационными источниками (спрашивание, поиск в справочниках).

Краткий пересказ информационного текста.

Схематическая запись процесса.

Чтение схематических записей процессов.

Внеурочная деятельность (см. выше).

                                                                                                          Процесс как смена состояний объекта.   3 ч

Содержание. Процесс как смена состояний объекта. Работа тела человека.

Деятельность учеников на уроке. Практические работы по самонаблюдению (вдох-выдох, сгибание-разгибание руки, работа сердца).

Схематическая запись процесса.

Чтение схематических записей процессов.

Внеурочная деятельность. Межпредметный проект (окружающий мир, физическая культура) «Как работает тело человека» (научно-познавательная, спортивно-оздоровительная).

                                                                                                              Живое и неживое. 1 ч

Содержание. Процессы, происходящие с неживыми объектами и живыми существами. Живое и неживое.

Деятельность учеников на уроке. Сравнение процессов, происходящих с неживыми объектами (изученными на уроках — образование наносов, рост сосулек и кристаллов, разрушение) и живыми существами (рост, развитие, дыхание, питание, размножение, движение).

Классификация объектов, принесеннных учителем, на живые и неживые.

                                                                                                               Резерв. 6ч

Тема урока

Кол-во часов

Виды деятельности

                       Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

2-3

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

Природа.

Искусственное и естественное (природное). Целевая прогулка.

Что из чего делается?

 

Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие и культурные растения. Экскурсия.

Части цветкового растения (корень, стебель, лист, плод с семенами).

Разнообразие растений.

Деревья, кустарники, травы.

Роль растений в природе и жизни людей.

Дикие и  домашние животные.

Дикие и домашние животные.

Лес и ферма.

Роль животных в жизни людей.

Признаки рассматриваемых объектов.

Анализ ощущений.

Органы чувств и их работа.

Органы чувств и их работа.

 

 

Органы чувств человека и животных.

Органы чувств человека.

Органы чувств животных. Игра.

Объект как совокупность признаков (деревья).

Объект как совокупность признаков.

Деревья в городе. Экскурсия.

Часто встречаемые и хорошо знакомые объекты. Практическая работа.

Объект как совокупность признаков (животные).

Объект как совокупность признаков.

Часто встречаемые и хорошо знакомые объекты.

Разнообразие грибов.

Съедобные и несъедобные грибы.

Правила сбора грибов.

Насекомые.

Насекомые. Отличительные признаки.

Насекомые. Описание по плану.

Постройки людей.

Постройки людей: примечательные здания.

Примечательные здания родного города.

Окружающие люди.

Изделия человека.

Изделия человека.

Кухня. Бытовые наблюдения.

Объект как совокупность признаков.

Объект как совокупность признаков.

Построение шкал: птичьи яйца. Классификация.

Построение шкал: птичьи клювы. Классификация.

Построение шкал: хвосты зверей. Классификация.

Состояние объектов.

Погодные явления.

Состояния человека.

Состояния вещей.

Процесс как смена состояний объекта.

Переход из одного состояния в другое.

Процесс горения спички.

Процесс как смена состояний объекта.

Вода и ее превращения.

Вода в природе.

Процесс падения капли.

Процесс как смена состояний объекта.

Сезонные изменения в природе. Названия времен года.

Сезонные изменения в природе.

Явления природы (снегопад, перелеты птиц, линька животных и др.)

Процесс как смена состояний объекта.

Процессы в неживой природе: рост кристаллов. Практическая работа.

Процессы в неживой природе: разрушение гор.

Процессы в неживой природе (закрепление).

Процесс как смена состояний объекта.

Жизнь улицы. Экскурсия.

Общественный транспорт в городе и в селе.

Наземный, воздушный и водный транспорт.

Процесс как смена состояний объекта.

Последовательность событий.

Следы животных в городе.

Процесс как смена состояний объекта.

Процессы в живой природе: развитие курицы.

Процессы в живой природе: развитие рыбы, лягушки.

Развитие  животных (закрепление).

Прошлое.

Восстановление процессов по их следам.

Будущее. Предсказание хода процесса. Прорастание лука.

Процесс как смена состояний объекта.

Вдох и выдох. Сгибание и разгибание руки.

Дыхание  и пульс при физической нагрузке.

Мимика и жесты.

Эмоции человека и животных.

Контрольная работа.

Анализ контрольной работы.

Живое и неживое.

3

5

3

3

2

3

2

2

2

2

1

2

4

3

2

3

3

3

3

2

6

6

1

Работа в группах (знакомство с правилами). Различение объектов, предложенных для рассмотрения в группе, по признакам, классификация на естественное и искусственное. Наблюдение и описание разнообразных изделий Работа с текстом: понимание смысла текста со слуха.

Классификация растений на культурные и дикорастущие. Различение трав, деревьев, кустарников.

Рисование травянистого цветкового растения простым карандашом (с указанием-обведением цветными линиями разных частей растения).

Наблюдение, различение, описание частей растения, пригодных для приготовления продуктов питания и других изделий.

Классификация животных на диких и одомашненных. Сравнение домашних животных и их диких родственников по признакам. Классификация групп собак по их хозяйственному значению. Описание собак по признакам.  

Различение объектов по признакам, описание природных объектов и изделий – называние ощущений, получаемых разными органами чувств, точными словами.  

Работа с текстом: понимание смысла текста со слуха. Игры «в лягушек и мух», «орлов и мышек» - действенная интерпретация услышанного (преобразование полученных знаний в правила игры). Децентрация – попытка встать на точку зрения другого, посмотреть на мир «глазами» животных, слабовидящих и слабослышащих людей.

Практическая работа по описанию листьев, коры, внешнего вида разных деревьев. Различение видов деревьев, растущих в городе (4-5 видов  по выбору учителя).

Планирование описания.

Описание по плану домашних животных (или увиденных на улице).

Планирование описания. Описание грибов (изображенных в учебнике, на цветных таблицах) по плану. Классификация грибов на съедобные и несъедобные, трубчатые и пластинчатые.

Различение насекомых и других мелких животных.

Планирование описания. Описание по плану.

Классификация.

Определение характерных признаков зданий. Описание здания по плану.

Составление загадки – описания  

Обсуждение стихотворений, посвященных разным профессиям. Рассматривание разных инструментов, определение их профессиональной принадлежности.

 Классификация посуды на старинную и современную, по функции. Определение связи свойств бумаги с ее функциями. Построение рядов из образцов бумаги по разным свойствам.

Работа с лупой – рассмотрение скорлупы куриного яйца. Сравнение птичьих яиц и птичьих клювов по разным признакам. Выявление принципа, положенного в основу ряда, на основе анализа признаков членов ряда.

Описание разных состояний вещи (изделия). Наблюдение за погодой, фиксация ее состояний. Рефлексия собственного состояния.

Открытие способа схематической записи процесса.

Наблюдение за таянием снега, испарением воды. Выдвижение гипотез о том, как «поймать исчезнувшую» воду. Схематическая запись процесса. Чтение схематических записей процессов.

 

Работа со схемами; с информационными источниками. Краткий пересказ информационного текста. Схематическая запись процесса. Чтение схематических записей процессов.

Лепка форм кристаллов.

Практическая работа по выращиванию кристаллов.

Схематическая запись процесса. Чтение схематических записей процессов.

Группировка транспортных средств по признакам. Первоначальное знакомство с правилами культурного поведения на улице (не сорить, быть вежливым, быть осторожным и внимательным).

Различение следов животных по характерным признакам. Моделирование характера движения по следам. Краткий пересказ информационного текста.

Составление схемы по тексту. Работа с информационными источниками. Краткий пересказ информационного текста. Схематическая запись процесса. Чтение схематической записей процессов.

Практические работы по самонаблюдению (вдох-выдох, сгибание-разгибание руки).

Схематическая запись процесса. Чтение схематической записей процессов.

Сравнение процессов, происходящих с неживыми объектами и живыми существами. Классификация объектов

Запоминание правил работы в группе. Понимание смысла текста со слуха. Получение опыта наблюдения и описания разнообразных изделий.

Умение различать культурные и дикорастущие растения. Получение опыта наблюдения, различения, описания частей растений.

Умение классифицировать животных на домашних и диких.

Получение опыта работы с информационными источниками (знакомство с разными способами получения ответов на вопросы – спрашивание, поиск в справочниках для детей и др.)

Умение различать объекты по признакам. Описание природных объектов и изделий.

Знание  названий органов чувств.

Понимание смысла текста со слуха.

Умение преобразовывать полученные знания в правила игры.

Различать виды деревьев (4-5 видов).

Умение делать описание внешнего вида деревьев.

Умение планировать описание.

Умение делать описание по плану.

Умение классифицировать грибы на съедобные и несъедобные, трубчатые и пластинчатые; делать описание грибов.

Умение различать насекомых и других мелких животных.

 

Умение определять характерные признаки объектов; составлять описание по плану, составлять загадки-описания.

Знакомство с разными профессиями.

Умение строить ряды из образцов бумаги по разным свойствам.

Умение строить ряды по выраженности признака. Выявление принципа, положенного в основу ряда. Получение опыта работы с лупой.

Умение наблюдать за погодой и фиксировать ее состояние. Рефлексия собственного состояния.

Открытие способа схематической записи процесса.

Умение наблюдать, выдвигать гипотезы, выполнять и читать схематическую запись процесса

Получение опыта работы со схемами, с информационными источниками. Делать краткий пересказ информационного текста.

Умение выполнять и читать схематическую запись процесса.

Умение выполнять практическую работу по плану.

Разные классификации видов транспорта.

Знакомство с правилами культурного поведения на улице.

Получение опыта моделирования.

Умение различать следы животных по

характерным признакам.

Умение составлять схемы по тексту; делать краткий пересказ текста. Получение опыта работы с информационными источниками.

Получение опыта по самонаблюдению.

Умение выполнять и читать схематическую запись процесса.

Умение сравнивать процессы, происходящие с неживыми объектами и  живыми существами; классифицировать объекты.

Способность различать себя (как личность) и результат своей работы, оценивать результат своей работы по критериям, предложенным учителем; принимать оценку учителем результата своей работы;

•  сравнивать результат своей работы с предложенным образцом;

•  различать способы получения ответов на свои вопросы (наблюдение, спрашивание, чтение);

•  осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (формулировать запрос на недостающую информацию, обращаться ко взрослому или к доступной справочной литературе);

•  вместе с другими учениками составлять план (знаково-символический) наблюдения за интересующим объектом;

•  использовать знаки и символы для составления схемы процесса;

•  формулировать тему (о чём рассказывалось?) и главную мысль (что именно сказано?) короткого и простого научно-популярного текста.

Способность различать себя (как личность) и результат своей работы, оценивать результат своей работы по критериям, предложенным учителем; принимать оценку учителем результата своей работы;

•  сравнивать результат своей работы с предложенным образцом;

•  различать способы получения ответов на свои вопросы (наблюдение, спрашивание, чтение);

•  осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (формулировать запрос на недостающую информацию, обращаться ко взрослому или к доступной справочной литературе);

•  вместе с другими учениками составлять план (знаково-символический) наблюдения за интересующим объектом;

•  использовать знаки и символы для составления схемы процесса;

•  формулировать тему (о чём рассказывалось?) и главную мысль (что именно сказано?) короткого и простого научно-популярного текста.

оценивать результат своей работы по критериям, предложенным учителем; принимать оценку учителем результата своей работы;

•  сравнивать результат своей работы с предложенным образцом;

•  различать способы получения ответов на свои вопросы (наблюдение, спрашивание, чтение);

•  осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (формулировать запрос на недостающую информацию, обращаться ко взрослому или к доступной справочной литературе);

•  вместе с другими учениками составлять план (знаково-символический) наблюдения за интересующим объектом;

•  использовать знаки и символы для составления схемы процесса;

•  формулировать тему (о чём рассказывалось?) и главную мысль (что именно сказано?) короткого и простого научно-популярного текста.

Умение  различать способы получения ответов на свои вопросы (наблюдение, спрашивание, чтение);

•  осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (формулировать запрос на недостающую информацию, обращаться ко взрослому или к доступной справочной литературе);

•  вместе с другими учениками составлять план (знаково-символический) наблюдения за интересующим объектом;

•  использовать знаки и символы для составления схемы процесса;

•  формулировать тему (о чём рассказывалось?) и главную мысль (что именно сказано?) короткого и простого научно-популярного текста.

Умение  различать способы получения ответов на свои вопросы (наблюдение, спрашивание, чтение);

•  осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (формулировать запрос на недостающую информацию, обращаться ко взрослому или к доступной справочной литературе);

•  вместе с другими учениками составлять план (знаково-символический) наблюдения за интересующим объектом.

Осознание себя учеником, выражающееся в интересе к другим ученикам и учителям и желании следовать принятым нормам поведения в школе и дома;

•  осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: уважительное отношение к другим ученикам и работникам школы, дружелюбие, установка на совместную учебную работу в паре, группе;

•  установка на безопасный образ жизни (безопасное поведение на экскурсии, во время перемены): умение следовать инструкции.

Осознание себя учеником, выражающееся в интересе к другим ученикам и учителям и желании следовать принятым нормам поведения в школе и дома;

•  осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: уважительное отношение к другим ученикам и работникам школы, дружелюбие, установка на совместную учебную работу в паре, группе;

•  установка на безопасный образ жизни (безопасное поведение на экскурсии, во время перемены): умение следовать инструкции.

Осознание себя учеником, выражающееся в интересе к другим ученикам и учителям и желании следовать принятым нормам поведения в школе и дома;

•  осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: уважительное отношение к другим ученикам и работникам школы, дружелюбие, установка на совместную учебную работу в паре, группе;

•  установка на безопасный образ жизни (безопасное поведение на экскурсии, во время перемены): умение следовать инструкции.

Осознание себя учеником, выражающееся в интересе к другим ученикам и учителям и желании следовать принятым нормам поведения в школе и дома;

•  осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: уважительное отношение к другим ученикам и работникам школы, дружелюбие, установка на совместную учебную работу в паре, группе;

•  установка на безопасный образ жизни (безопасное поведение на экскурсии, во время перемены): умение следовать инструкции.

Осознание себя учеником, выражающееся в интересе к другим ученикам и учителям и желании следовать принятым нормам поведения в школе и дома;

•  осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: уважительное отношение к другим ученикам и работникам школы, дружелюбие, установка на совместную учебную работу в паре, группе;

•  установка на безопасный образ жизни (безопасное поведение на экскурсии, во время перемены): умение следовать инструкции.

Осознание себя учеником, выражающееся в интересе к другим ученикам и учителям и желании следовать принятым нормам поведения в школе и дома;

•  осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: уважительное отношение к другим ученикам и работникам школы, дружелюбие, установка на совместную учебную работу в паре, группе;

•  установка на безопасный образ жизни (безопасное поведение на экскурсии, во время перемены): умение следовать инструкции.

Материально – техническое обеспечение учебного предмета

   

Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. Учебник «Окружающий мир» для 1  класса    — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011г.

Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 1 класса.  М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015г.

 

 Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва. Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир»  М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011г.

Е .В. Чудинова, Е.Н. Букварёва. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс.

Цифровые ресурсы по проекту «Новая начальная школа» - сеть «Интернет».

Сайт информационной поддержки «www.n-bio.ru»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (образовательная система Л. В. Занков)

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса  составлена на основе примерной программы по окружающему миру, созданной авторским коллективом под руководством Н. Я. Дмитр...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Данная рабочая программа соответствует требованиям ФГОС...

Рабочая программа по математике 3 класс ( система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)

Представлена рабочая программа по математике. 3 класс. Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова....

Рабочая программа по математике 4 класс (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

Эта рабочая программа по математике будет полезна учителям, работающим по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова....

Рабочая программа для 1-4 класса по окружающему миру по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

Рабочая программа предмета "Окружающий мир" для 1-4 классов по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова (учебник Чудиновой, Букваревой). Рабочая программа составлена в соотвествии с требованиями ФГОС ...