МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
«Рассмотрено» Руководитель МО /Анофрикова В.А ./
Протокол № 1 от « » августа 2015г.
| «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «Ерышовская СОШ» /______________/ Оркиш Е.Г.
« » августа 2015 г.
| «Утверждаю» Руководитель МОУ « Ерышовская СОШ » /______________/ Березкина Л.А.
Приказ № _____ от «___»___________20___г.
|
Программа начальной школы
по курсу «Окружающий мир» для 1 класса
учитель Матвеева Е.Н.
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.. В рамках данного предмета могут быть решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса «Окружающий мир 1 класс»
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества;
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
4. Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. 1 класс —66ч (33 учебные недели)
5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Окружающий мир 1 КЛАСС»
Название темы | К-во часов | Изучаемые в теме вопросы | Практикум: к/р, п/р, л/р, диктант, сочинение, изложение , экскурсия. |
Тема 1. «Введение» | 1 час | Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы Правила и безопасность дорожного движения | Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути. |
Тема 2. «Что и кто?»
| 20 часов | Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица. Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны. Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. |
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом |
Тема 3. " Как, откуда и куда?"
| 12 часов | Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище. |
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
|
Тема 4. «Где и когда? "
| 11 часов
| Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя. |
|
Тема 5. «Почему и зачем?
| 21 час | Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли. |
Практическая работа: Простейшие правила гигиены |
Заключение | 1час | Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
|
|
6. Учебно - тематический план.
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | М/Т обеспечение | Дата проведения | К-во часов |
1 | Задавайте вопросы! | Личностные: Обучающийся получит возможность научиться принимать новый статус «ученика». Метапредметные Познавательные УУД: Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Коммуникативные УУД: обучающ-ийся научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. Регулятивные УУД: обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке. Предметные Обучающийся научится различать средства познания окружающего мира. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться строить вопросительные предложения об окружающем мире. |
Учебник Тетрадь |
| 1 |
Тема «Что и кто?» - 20 ч. |
2 | Что такое Родина?
| Личностные: Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, природу, историю. Метапредметные: Регулятивные: Выполнение задания в соответствии с целью. Познавательные: Формировать представление о стране, в которой живешь, как об Отечестве. Коммуникативные: Формировать умение общаться с людьми, воспринимать их как своих соотечественников. Предметные: Формировать у учащихся понятие о том, чем для человека является Родина. Познакомить с понятием Родина, отчизна. |
Учебник тетрадь ПК (презентация), |
| 1 |
3 | Что мы знаем о народах России?
| Личностные: Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, природу, историю. Метапредметные: Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: формировать представление о стране, в которой родился и живёшь, о народах, населяющих эту страну. Коммуникативные: воспринимать себя как часть большой семьи народов. Предметные: Познакомить с основными национальностями, проживающими в России. |
Учебник. тетрадь
ПК (презентация), |
| 1 |
4 | Что мы знаем о Москве?
| Личностные: Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, природу, историю. Метапредметные: Регулятивные: целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос Познавательные: формировать представление о Москве, как о столице нашей Родины. Коммуникативные: Строить понятные высказывания. Предметные: Познакомить с основными достопримечательностями Москвы |
Учебник. тетрадь.
ПК (презентация), |
| 1 |
5 | Проект «Моя малая Родина».
| Личностные: Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, природу, историю. Метапредметные: Регулятивные: целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос Познавательные: формировать представление о малой Родине. Коммуникативные: Строить понятные высказывания Предметные: Подготовить к выполнению проекта. | Учебник. тетрадь.
ПК (презентация), |
| 1 |
6 | Что у нас над головой?
| Личностные: Ценностное отношение к природному миру. Метапредметные: Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание. Предметные: Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. | Учебник тетрадь
ПК (презентация), |
| 1 |
7 | Что у нас под ногами?
| Личностные: Оценить себя с позиции коллекционера. Метапредметные: Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание. Предметные: Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. | Учебник. тетрадь
ПК (презентация), |
| 1 |
8 | Что общего у разных растений?
| Личностные: Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. Метапредметные: Регулятивные: умение удержать учебную задачу. Познавательные: делать выводы и результаты из полученных знаний. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить понятные высказывания. Обращаться за помощью. Предметные: Определять, из каких частей состоит растение. Находить, показывать и называть эти части | Учебник тетрадь
ПК (презентация), |
| 1 |
9 | Что растёт на подоконнике?
| Личностные: Ценностное отношение к природному миру Метапредметные: Регулятивные: учиться высказывать свое мнение. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Осмысление необходимости ухода за комнатными растениями. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить понятные высказывания Предметные: Уметь ухаживать за комнатными растениями. | Учебник. тетрадь ПК Практическая работа знакомство с комнатными растениями |
| 1 |
10 | Что растёт на клумбе?
| Личностные: Бережное отношение к культурным растениям.Ценностное отношение к природному миру. Метапредметные: Регулятивные: учиться высказывать свое мнение. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Осмысление необходимости ухода за растениями на клумбе . Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить понятные высказывания. Предметные: Распознавать растения цветника. | Учебник тетрадь
ПК (презентация), |
| 1 |
11 | Что это за листья?
| Личностные: Ценностное отношение к природному миру Метапредметные: Регулятивные: учиться высказывать свое мнение. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить понятные высказывания Предметные: Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. | Учебник тетрадь ПК
|
| 1 |
12 | Что такое хвоинки?
| Личностные: Ценностное отношение к природному миру. Метапредметные: Регулятивные: учиться высказывать свое мнение. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить понятные высказывания Предметные: Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. | Учебник тетрадь ПК Практическая работа Что общего у разных растений |
| 1 |
13 | Кто такие насекомые?
| Личностные: Ценностное отношение к природному миру. Метапредметные: Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию Познавательные: умение выделять основные признаки. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью Предметные: Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам насекомых. | Учебник тетрадь
ПК (презентация), |
| 1 |
14 | Кто такие рыбы?
| Личностные: Ценностное отношение к природному миру Метапредметные: Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию Предметные: Знать и правильно употреблять термины и понятия.
| Учебник тетрадь., ПК |
| 1 |
15 | Кто такие птицы?
| Личностные: Ценностное отношение к природному миру Метапредметные: Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию Познавательные: умение выделять основные признаки. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью Предметные: Знать и правильно употреблять термины и понятия |
Учебник тетрадь. ПК (презентация), |
| 1 |
16 | Кто такие звери?
| Личностные: Ценностное отношение к природному миру Метапредметные: Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию Познавательные: умение выделять основные признаки. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью Предметные: Знать и правильно употреблять термины и понятия | Учебник. тетрадь.
ПК (презентация), |
| 1 |
17 | Что окружает нас дома?
| Личностные: Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. Метапредметные: Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию Познавательные: умение выделять основные признаки. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью Предметные: Знать и правильно употреблять термины и понятия |
Учебник тетрадь
ПК презентация |
| 1 |
18 | Что умеет компьютер?
| Личностные: Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. Метапредметные: Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию Познавательные: умение выделять основные признаки. Предметные: Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Отличие ноутбука от компьютера. |
Учебник тетрадь ПК (презентация), |
| 1 |
19 | Что вокруг нас может быть опасным?
| Личностные: Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. Метапредметные: Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию Познавательные: умение выделять основные признаки. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью |
Учебник, тетрадь
ПК (презентация), |
| 1 |
20 | На что похожа наша планета?
| Личностные: Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. Метапредметные: Познавательные: умение выделять основные признаки. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Предметные: Уметь обосновывать свою точку зрения | Учебник тетрадь Практическая работа(Знакомство с глобусом) |
| 1 |
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»
| Личностные: Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. Метапредметные: Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию Познавательные: умение выделять основные признаки. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью Предметные: Представление результатов проектной деятельности. | Учебник Тетрадь Тестовая работа |
| 1 |
Тема «Как, откуда и куда?» (12 ч) |
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья».
| Личностные: Формировать у учащихся положительное отношение к семье. Метапредметные: Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию Познавательные: умение выделять основные признаки. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Предметные: Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: |
Учебник Тетрадь |
| 1 |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
| Личностные: Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. Метапредметные: Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию Познавательные: умение выделять основные признаки. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Предметные: Проведение опытов, показывающих загрязнение воды и ее очистку. |
Учебник тетрадь
презентация |
| 1 |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество?
| Личностные: Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. Метапредметные: Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание. Предметные: Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. |
Учебник тетрадь
|
| 1 |
25 | Как путешествует письмо?
| Личностные: Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. Метапредметные: Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: строить монологичное высказывание Предметные Знать и правильно употреблять термины и понятия |
Учебник Тетрадь |
| 1 |
26 | Куда текут реки?
| Метапредметные: Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание. Предметные: Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении |
Учебник Тетрадь |
| 1 |
27 | Откуда берутся снег и лёд?
| Личностные: Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. Метапредметные: Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание. Предметные: Изучить свойства снега и льда. | Учебник тетрадь
Практическая работа |
| 1 |
28 | Как живут растения?
| Личностные: Формирование позитивного отношения к природе. Метапредметные: Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание Предметные: Приемы ухода за растениями. |
Учебник Тетрадь Практическая работа |
| 1 |
29 | Как живут животные?
| Личностные: Формирование позитивного отношения к природе. Метапредметные: Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. | Учебник тетрадь ПК |
| 1 |
30 | Как зимой помочь птицам?
| Личностные: Формирование позитивного отношения к природе. Метапредметные: Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание Предметные: Помощь птицам зимой. | Учебник тетрадь
Практическая работа |
| 1 |
31 |
Откуда берётся и куда девается мусор?
|
| Личностные: Формирование позитивного отношения к природе. Метапредметные: Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание Предметные: Бережное отношение к природе. | Учебник тетрадь
|
| 1 |
32 | Откуда в снежках грязь?
| Личностные: Формирование позитивного отношения к природе. Метапредметные: Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание Предметные: Распространение загрязнений в окружающей среде. Как сделат Землю чище? | Учебник Тетрадь |
| 1 |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья». | Личностные: Формирование адекватной оценки своих достижений Метапредметные: Регулятивные: учиться высказывать свое предположение. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре. Предметные: Знать и правильно употреблять термины и понятия | Учебник Тетрадь
|
| 1 |
Тема «Где и когда?» (11ч) |
34 | Когда учиться интересно?
| Личностные: Формирование личного отношения к школе, классу, ученикам. Метапредметные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. | Учебник тетрадь
|
| 1 |
35 | Проект «Мой класс и моя школа».
| Личностные: Формирование адекватной оценки своих достижений Метапредметные: Регулятивные: учиться высказывать свое предположение. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре. Предметные Знать и правильно употреблять термины и понятия | Учебник Тетрадь |
| 1 |
36 | Когда придёт суббота?
| Личностные: Формирование адекватной оценки своих достижений Метапредметные: Регулятивные: учиться высказывать свое предположение. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить высказывание, Предметные: Научить различать прошлое, настоящее и будущее. |
Учебник тетрадь ПК (презентация) |
| 1 |
37 | Когда наступит лето?
| Личностные: Формирование адекватной оценки своих достижений Метапредметные: Регулятивные: учиться высказывать свое предположение. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить высказывание, работа в паре. Предметные: Научить соотносить времена года и месяца. |
Учебник тетрадь ПК (презентация), |
| 1 |
38 | Где живут белые медведи?
| Личностные: Формирование адекватной оценки своих достижений Метапредметные: учиться высказывать свое предположение. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить высказывание, работа в паре. Предметные: Научить находить холодные районы на глобусе. |
Учебник тетрадь ПК (презентация), |
| 1 |
39 | Где живут слоны?
| Личностные: Формирование адекватной оценки своих достижений Метапредметные: Регулятивные: учиться высказывать свое предположение. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить высказывание, работа в паре. Предметные: Научить находить жаркие районы на глобусе. |
Учебник тетрадь ПК(презентация), |
| 1 |
40 | Где зимуют птицы?
| Личностные: Формирование адекватной оценки своих достижений Метапредметные: Регулятивные: учиться высказывать свое предположение. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить высказывание, работа в паре. Предметные: Различие зимующих и перелетных птиц. |
Учебник тетрадь ПК (презентация), |
| 1 |
41 | Когда появилась одежда?
| Личностные: Формирование адекватной оценки своих достижений Метапредметные: Регулятивные: учиться высказывать свое предположение. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить высказывание, работа в паре. Предметные: Учить подбирать для каждого случая подходящую одежду |
Учебник тетрадь ПК (презентация), |
| 1 |
42 | Когда изобрели велосипед?
| Личностные: Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. Метапредметные: Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить высказывание |
Учебник тетрадь ПК (презентация), |
| 1 |
43 | Когда мы станем взрослыми?
| Личностные: Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. Метапредметные: Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить монологичное высказывание |
Учебник тетрадь ПК(презентация), |
| 1 |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | Личностные: Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. Метапредметные: Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. |
Учебник Тетрадь |
| 1 |
Тема «Почему и зачем?» (22 ч) |
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
| Личностные: Оценивать свои достижения на уроке. Метапредметные:Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. поиск и выделение необходимой информации. |
Учебник тетрадь ПК (презентация), |
| 1 |
46 | Почему Луна бывает разной?
| Личностные: Оценивать свои достижения на уроке Метапредметные:Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить высказывание Предметные: Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны |
Учебник тетрадь ПК (презентация), |
| 1 |
47 | Почему идёт дождь и дует ветер?
| Личностные: Оценивать свои достижения на уроке Метапредметные:Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить высказывание |
Учебник тетрадь ПК (презентация), |
| 1 |
48 | Почему звенит звонок?
| Личностные: Оценивать свои достижения на уроке Метапредметные: Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить Познавательные: исследовать возникновение и передачу звуков. Коммуникативные: строить высказывание |
Учебник тетрадь ПК (презентация), |
| 1 |
49 |
Почему радуга разноцветная?
|
| Личностные: Оценивать свои достижения на уроке Метапредметные:Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить Коммуникативные: строить высказывание | Учебник тетрадь ПК (презентация), |
| 1 |
50 | Почему мы любим кошек и собак?
| Личностные: Чувство ответственности за домашних животных. Метапредметные: ставить и формулировать проблемы: поиск и выделение необходимой информации. Предметные: Учиться правильно ухаживать за кошкой, собакой. |
Учебник Тетрадь |
| 1 |
51 | Проект «Мои домашние питомцы | Личностные: Оценивать свои достижения на уроке Метапредметные: Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить высказывание. Предметные: Учиться правильно ухаживать за кошкой, собакой. | Учебник Тетрадь |
| 1 |
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
| Личностные: Оценивать свои достижения на уроке Метапредметные:Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить высказывание. Предметные: Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу | Учебник тетрадь ПК (презентация). |
| 1 |
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
| Личностные: Оценивать свои достижения на уроке Метапредментные:Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить высказывание. | Учебник тетрадь ПК (презентация) |
| 1 |
54 | Зачем мы спим ночью?
| Личностные: Оценивать свои достижения на уроке Метапредметные: Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить высказывание. Предметные: Значение сна в жизни человека. | Учебник тетрадь ПК (презентация) |
| 1 |
55 |
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
|
| Личностные: Оценивать свои достижения на уроке Метапредметные: Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Поиск и выделение необходимой информации. | Учебник тетрадь ПК (презентация). |
| 1 |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
| Личностные: Оценивать свои достижения на уроке Метапредметные: Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Предметные: Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. | Учебник тетрадь ПК(презентация) |
| 1 |
57 | Зачем нам телефон и телевизор?
| Личностные: Оценивать свои достижения на уроке Метапредметные: Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: работа в группе. | Учебник тетрадь ПК (презентация) |
| 1 |
58 | Зачем нужны автомобили?
| Личностные: Оценивать свои достижения на уроке Метапредметные: Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: работа в паре Предметные: Значение автомобилей | Учебник тетрадь ПК (презентация). |
| 1 |
59 | Зачем нужны поезда?
| Личностные: Оценивать свои достижения на уроке Метапредметные: Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Поиск и выделение необходимой информации. | Учебник тетрадь ПК (презентация). |
| 1 |
60 | Зачем строят корабли?
| Личностные: Оценивать свои достижения на уроке Метапредметные: Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Поиск и выделение необходимой информации. | Учебник тетрадь ПК (презентация) |
| 1 |
61 | Зачем строят самолёты?
| Личностные: Оценивать свои достижения на уроке Метапредметные: Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Коммуникативные: работа в паре Предметные: Значение воздушного транспорта. | Учебник тетрадь ПК (презентация) |
| 1 |
62 | Правила безопасности в автомобиле и поезде.
| Личностные: Оценивать свои достижения на уроке Метапредметные: Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Поиск и выделение необходимой информации. | Учебник тетрадь ПК (презентация) |
| 1 |
63 | Правила безопасности на корабле и в самолёте.
| Личностные: Оценивать свои достижения на уроке Метапредметные Поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: работа в паре | Учебник тетрадь ПК (презентация) |
| 1 |
64 | Зачем люди осваивают космос?
| Личностные: Оценивать свои достижения на уроке Метапредметные: Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.Предметные: Освоение человеком космоса: цели полётов в космос | Учебник тетрадь ПК (презентация). |
| 1 |
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»?
| Личностные :Оценивать свои достижения на уроке Метапредметные: Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: работа в паре Предметные: Взаимосвязи между человеком и природой. | Учебник тетрадь ПК (презентация) |
| 1 |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | Личностные: Формирование адекватной оценки своих достижений Метапредметные: Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Предметные: Представление результатов проектной деятельности. |
Тестовая работа |
| 1 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу периода обучения курса «Окружающий мир» в 1 классе обучающиеся должны:
Знать:
название нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где живут учащиеся, родного города
государственную символику России
государственные праздники
основные (легко определяемые) свойства воды
общие условия, необходимые для жизни живых организмов
правила сохранения и укрепления здоровья
основные правила поведения в окружающей среде
Уметь
различать части растения, отображать их на рисунке (схеме)
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе
оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература:
Основная:
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях. + СD, М.: Просвещение, 2011.
- Примерная программа для начального образования
- Сборник рабочих программ «Школа России» 1 класс, пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение»,2011.
Дополнительная:
- Алтынова Т.В., Юдина О.А. Приглашаем на урок. 1 класс. – Волгоград, 2008.
- Атлас мира. Занятия с наклейками. 2006.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях.
М.: Просвещение, 2012. - Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение»,2011.
- Тесты к учебнику для 1 класса «Окружающий мир» (авт. А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2011.