Урок окружающего мира в 1 классе "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Включает цель, задачи, планируемые результаты, УУД. В ходе урока раскрываются этапы, действия учителя и учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит | 347.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ
"Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?»
- ФИО Бирюкова Фарида Махмутовна
- Место работы г.Сызрань ГБОУ СОШ №17
- Должность учитель начальных классов
- Предмет окружающий мир
- Класс 1
- Тема урока «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?»
- Дата 27.12.13 г.
- Базовый учебник УМК «Школа России» Мир вокруг нас, 1 класс, автор: А.А.Плешаков, издательство Москва «Просвещение», 2013 г.
- Цель урока: формировать представления о том, как в наш дом приходит вода и куда она уходит.
- Задачи:
обучающие:
- с помощью опытов показать процесс загрязнения и очистки воды, познакомить детей с природными источниками воды, используемой в быту.
развивающие:
- развивать умения анализировать, обобщать;
- способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях;
воспитывающие:
- воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к мнению одноклассников.
В сфере личностных УУД.
Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.
Прививать чувство ответственности за сбережение водных ресурсов планеты, воспитывать бережное отношение к воде, интерес к окружающему миру.
В сфере регулятивных УУД.
Научить принимать и сохранять учебную задачу.
Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать
правильность выполнения действий.
В сфере познавательных УУД.
Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников.
Развивать речевые навыки при устных высказываниях.
Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
В сфере коммуникативных УУД.
Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.
Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
- систематизировать знания детей о воде;
- выяснить, каково значение воды в жизни человека;
- выявить причины загрязнения водоёмов и меры по охране водоёмов от загрязнения;
Ученики должны:
— Понимать учебную задачу урока и стремить¬ся её выполнить;
— прослеживать по рисунку-схеме путь воды;
— обсуждать необходимость экономии воды;
— выяснять опасность употребления загрязнён¬ной воды;
— практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
- Тип урока урок «открытия» нового знания
- Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.
- Образовательные ресурсы:
учебник "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков / 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2013
рабочая тетрадь "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков / 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2013
электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас»
глобус;
шаблоны из бумаги "капельки";
иллюстрации растений, животных, человека, водопровода;
рисунок Злючки - Грязнючки;
для опыта - мерные стаканы, тушь, кисточки, воронки, фильтры;
ноутбук, интерактивная доска, документ камера.
- Структура и ход урока.
- Самоопределение к деятельности (оргмомент).
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- «Открытие» нового знания.
- Первичное закрепление.
- Релаксация (физминутка)
- Практическая работа
- Включение нового знания в систему знания и повторение.
- Экологическая страничка. Рефлексия.
- Информация о домашнем задании.
Ход урока
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Название используемых ЭОР | Время (в мин) |
1 Самоопределение к деятельности. (Организациооный момент.) Микроцель: - обеспечение мотивации и организация внимания учащихся. | Всё ль на месте? Каждый день, всегда, везде, Громко, чётко говорим И тихонечко сидим. | Пожелание успеха друг другу и учителю. | 1 мин | |
2 Актуализация знаний. Микроцель: -возникноверие проблемной ситуации. | - Сейчас проверим, какие вы внимательные. Отгадайте загадку. Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, Кто я такая? – О чём сегодня пойдёт речь на уроке? - Уточним тему урока. Откройте учебник на странице 60. Прочитайте, какой вопрос задаёт вам любопытный Муравьишка. - Что вы сами знаете по теме урока? - Всё ли нам известно? - Хотите узнать больше? - Прочитайте, что Мудрая Черепаха предлагает нам узнать по теме урока и чему научиться. Вы согласны с ней? Создает ситуацию для самостоятельного осмысления жизненных ситуаций. - Что вы знаете про воду? Какая она? - Кому нужна вода? - Зачем вода растениям? (на доску вывешиваются иллюстрации с изображением растений) - Как они её получают? - Нужна ли вода животным? (на доску вывешиваются иллюстрации с изображением животных) - Нужна ли вода человеку? (на доску вывешивается иллюстрация с изображением человека) - Для чего нужна вода человеку? - Вода - добрый друг и помощник человека. Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода послушно вращает турбины на электростанциях. Вода минеральных источников используется не только как лечебное средство, но и для питья. | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, рассуждают. Учащиеся делают вывод. | 3 мин | |
3 Постановка учебной задачи. | Создает ситуацию для самостоятельного осмысления жизненных ситуаций. Ребята, какую проблему мы сегодня будем решать на уроке? На какой вопрос ответим? | Читают стихотворение по ролям. Спросил на днях малыш-сосед У струйки, льющейся из крана: «Издалека, из океана». Потом малыш гулял в лесу, - Ты, газировка, что шипишь? На поле лёг туман седой, Удивительно, не так ли? Высказывают мнение по проблеме урока, формулируют её. | 3 мин | |
4 «Открытие» нового знания | - Кто сегодня пользовался водой? - Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (Предположения детей) - Где начало этого пути? - Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вода. - Так пришёл в дом водопровод. Но в деревнях ещё сохранились колодцы да вёдра с коромыслами. - Почему речная вода попадает на станцию очистки? (Предположения детей) - Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет! Плавают, шевелятся, какие-то странные существа - микробы. Целый зоопарк. Среди них попадаются опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях обезвреживают. В настоящее время существует несколько способов очистки воды. Самый простой - создание водохранилищ. В водохранилищах вода как бы сама очищается: твёрдые примеси оседают на дно, а многие бактерии теряют свою силу. - Но всё-таки полностью таким образом очистить воду невозможно, поэтому добавляют различные химикаты, чтобы усилить процесс оседания примесей. Работа со схемой движения воды по интерактивной доске. | Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают своё мнение, доказывают правильность своего суждения. Проговаривание нового знания. | Электронное приложение к учебнику «Мир вокруг нас». Электронное приложение к учебнику «Мир вокруг нас» Электронное приложение к учебнику «Мир вокруг нас». | 7 мин |
5 Первичное закрепление. | Учитель активизирует мыслительную деятельность учащихся. -Работаем с учебником (в парах). Вспоминаем правила работы в парах.
| Рассказы учащихся по иллюстрации в учебнике. Раскрашивают свои капельки. Ребята показывают путь воды (капельки). | 4 мин | |
6 Релаксация (физминутка) | Движение капелек под музыку. | Выполнение физминутки. | 1 мин | |
7 Практическая работа | Пока мы беседовали, к нам пожаловала Злючка - Грязнючка. В какой воде она живёт? Опыт 1. Моделируем загрязнение воды. - У вас в колбах чистая вода. В первой колбе воду оставим чистой, а в другой запачкаем. Обмакните кисточку в краски и опустите во второй стакан с водой. -Что произошло с водой? В ней появляется Грязнючка. Надо ее «вылечить». -- Что мы делаем? - Что наблюдаем? - Делаем вывод. - Можем ли мы очистить воду от Злючки - Грязнючки? Опыт 2. Очищаем загрязнённую воду. Какую цель мы ставим этим опытом? (очистить воду) -Итак, пропускаем воду через фильтр. -Давайте сравним воду в двух колбах. Что увидели? -Достигли мы поставленной цели? -Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? (воду можно очистить) -Вот и не стало Злючки-Грязнючки! Какая вода была в стакане? Какой она стала? Удалось ли поймать Злючку - Грязнючку? Где она осталась? Значит, грязную воду можно очистить. Это и происходит на очистных сооружениях. Общий вывод: 1. Вода из реки или подземная вода приходит в станцию очистки воды. 2. Очищенная вода приходит в наш дом. 3. Из нашего дома загрязнённая вода попадает в очистные сооружения. 4. Очищенная вода возвращается в реку. | Дети отвечают. Практическая работа в парах. Ставят цель, выполняют опыт, наблюдают, рассуждают, делают вывод, заносят результаты в тетрадь. Самостоятельная работа. Ставят цель, выполняют опыт, наблюдают, рассуждают, делают вывод, заносят результаты в тетрадь. Делают вывод. -В реке вода недостаточно чистая, пить ее нельзя, поэтому на станции очистки воды ее пропускают через толстый слой песка и другие очищающие устройства. А загрязнённую воду очищают на очистных станциях, а затем вода попадает опять в реку. Читают в учебнике, проговаривают вслух. | 12 мин | |
8 Включение нового знания в систему знания и повторение. | Активизация мыслительной деятельности в конце урока. - Покажем путь воды в наш дом, а также куда уходит вода из нашего дома. Ребята работают на интерактивной доске. | Отвечают, объясняют путь воды по интерактивной доске | Презентация (гиперссылка на ресурс: festival@1september.ru) | 5 мин |
9 Экологическая страничка. Рефлексия. Микроцель: -дать оценку работе класса и отдельных учеников, контроль и самоконтроль. | Активизация мыслительной деятельности в конце урока. - Много ли воды на Земле? -- Посмотрите на глобус. Какого цвета на глобусе больше? Вода занимает большую часть поверхности земного шара. Но лишь малая часть всей воды пригодна для питья. Для сравнения: если взять 10 литров океанской воды, то пресной воды - только 1 стакан. Поэтому воду нужно беречь! Вода - это жизнь! Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без… ВОДЫ! -Кто из вас, ребята, - Сделал для себя ОТКРЫТИЕ? - АКТИВНО работал на уроке? - Кому на уроке было ИНТЕРЕСНО? - Кому урок подарил ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ? Оцените свою работу на уроке.
- Благодарю вас за стремление общаться на нашем необычном уроке, за ваши улыбки и доброжелательное отношение друг к другу. Закончен ещё один урок, но стремление к получению новых знаний должно быть бесконечным. Успехов вам, ребята! | Читают стихотворение хором с интерактивной доски, которое проецируется на неё через документ камеру. Смыслообразование, т.е. ученик задается вопросом, что дал урок. (Учащиеся показывают смайлик соответствующего цвета) | Работа с документ камерой. | 3 мин |
10 Информация о домашнем задании. | Творческое задание по желанию. Нарисовать рекламные плакаты: «Берегите воду!» | 1 мин |
Заместитель директора по УВР А.Н.Маргаленко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 1 классе "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Комплект учебников и рабочих тетрадей (автор А.А.Плешаков) по УМК "Школа России"....
Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе на тему «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит» с использованием здоровьесберегающих технологий и применением мультимедийной презентации
Тема: «Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит». Цели : Образовательные:-познакомить детей с природными источниками воды, используемой в быту;- сформировать у детей представления о том, как...
Урок окружающего мира в 1 классе "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит" УМК "Школа России"
Урок окружающего мира в 1 классе УМК "Школа России". Тема: "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит". Данный урок разработан с применением приёмов технологии развития критического мышле...
Урок по окружающему миру по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит"
Развернутый конспект урока по окружающему миру соответствует НОО ФГОС...
Конспект урока окружающего мира по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"
Конспект урока окружающего мира по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"...
конспект урока окружающий мир "Откуда к нам в дом приходит вода и куда уходит?"
Разработка урока по предмету Окружающий мир предназначена для учащихся 1 класса. Включает в себя технологию микрофон, работу в парах, сказку о реке....
Конспект урока по окружающему миру по теме: "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит" 1 класс
Представлен конспект урока окружающего мира по теме: "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит" 1 класс. Ребята в ходе урока узнают откуда появляется вода в наших домах - испол...