Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Средние века: время рыцарей и замков"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Сиротенко Наталья Витальевна

Конспект  разработан согласно современным требованиям к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: "Средние века: время рыцарей и замков"

Класс:        4

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели:

формировать представление о средневековье;

дать представление о средневековых рыцарях и замках;

познакомить с достижениями и  особенностями эпохи средних веков;  формирование представлений о религиях, получивших распространение в средние века;

развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление;

воспитывать любовь и интерес к изучению истории.

Формируемые УУД: познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывании в устной речи; коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материалом.

Оборудование: учебник, Компьютер и мультимедийный проектор, экран, магнитная доска

Ход урока

I.Организационный момент

Психологическая установка на урок:

 Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Девизом нашего урока я решила взять слова:

Когда вы слушаете, вы забываете,

Когда вы видите, вы понимаете,

Когда вы действуете, вы научаетесь. 

II.Актуализация знаний

1.-Давайте вспомним тему прошлого урока и проведем блицопрос (отвечаем быстро и кратко):

Назовите государства Древнего мира.

Когда возникло Египетское государство?

Что такое иероглиф?

В честь кого строили храмы в Древнем Египте?

Назовите богов Древнего Египта?

Что такое пирамиды?

Назовите родину Олимпийских игр?

В каком древнем государстве появился алфавит?

2.Индивидуальное выполнение тестовых заданий (КИМ стр.48, Тест 33)

Самопроверка, подсчет баллов, самооценка

III.Самоопределение к деятельности

Давайте послушаем стихотворение и определим, о каком времени идет речь? А кто герои этого произведения?

Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари 
И жизнь была их нелегка 
В железной амуниции.

Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами. 
Играли рыцари судьбой 
И на турниры ехали. 

Но вот пол тыщи лет назад 
Не стало их на свете. 
Но так лишь только говорят  
Я не согласен с этим! 

- Так, о чем и о ком мы будем говорить сегодня на уроке?

IV.Сообщение темы и задач урока

- Действительно, сегодня мы будем говорить о средних веках или о Средневековье  и  о рыцарях тоже.  Прочитайте тему нашего урока, записанную на доске.

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с этой темой? (Узнать о средних веках)

- А что бы вы хотели узнать об этом времени? (Кто жил в это время? Когда это было? Как жили тогда? Где жили? Что было интересного придумано в это время?  Какие религии существовали в то время?

(На доске вывешиваются карточки с названием темы и с вопросами, которые в ходе урока заменяются на ответы)

-Что мы будем делать для достижения этой цели? (Будем читать, работать с информацией, слушать учителя, думать и т. д.)

- А как вы думаете, где можно получить информацию по нашей теме? (Книги, энциклопедии, учебник, интернет). Сегодня мы будем работать с учебником, с тем материалом, который приготовила я, а дома вы можете найти дополнительный материал по теме и подготовить сообщение к следующему уроку.

V.Открытие нового материала

1.- У каждого из вас есть путевой лист урока по теме «Средневековье», который мы будем заполнять по ходу урока (Приложение 1). Заполните титульный лист. Итак, приступаем  к работе….

- Что означает слово «средний»? (1.Что-то посредственное, непримечательное. Например: средние успехи в работе, учебе.2. то, что находится в середине чего-либо, как среда в середине недели.)

- Какое из этих понятий больше подходит для определения эпохи? Почему?

(Подходит второе значение, так как Средние века – это период между Древним миром и Новым временем.)

- Первый вопрос, который стоит перед нами – определить, что такое средневековье, и временные рамки этого периода.

2.Работа с «лентой времени»

Давайте в путевом листе найдем «Ленту времени» и по ней определим, действительно ли это середина, и период ее существования.

(На ленте времени находят средние века, определяют период и записывают данные. Можно раскрасить период цветными карандашами для наглядности)

Итак, на какой вопрос мы смогли ответить? (на доске вопрос меняется на ответ)

3.Работа по учебнику. (Заполнение 1 части путевого листа)

- Давайте поработаем с учебником и попробуем ответить на следующие вопросы.

(Читают текст на стр.15, первый абзац)

- Что узнали из текста? Какую информацию мы можем поместить в путевой лист?

4. Работа в парах.

         - С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги, старые забывали. Это было связано с экономическим развитием общества и изменениями в образе жизни людей. Все шире стали распространятся мировые религии.  Какие это были религии, мы сейчас и узнаем.

- Постараемся ответить на следующий  вопрос: какие религии существовали в тот период истории?

Работа с учебником с.17-18. Все данные записываются в путевой лист.

1 парта – работает с понятием «христианство»

2 парта – работает с понятием «буддизм»

3 парта -  работает с понятием «ислам»

4-5 парты – работает с понятием  «иудаизм»

После самостоятельной работы проверяются записи, учащиеся читают записи, сделанные в путевых листах, на доске вопрос заменяется ответом.

V. Физкультминутка (выполняется под музыку)

VII. Продолжение работы по теме.

1.Работа в группах

- Следующие вопросы, на которые мы будем стараться найти ответ – это « Где жили в Средние века?»  и  «Кто жил?». Посмотрите в путевой лист и скажите, о ком и о чем будет идти речь?

- Сейчас речь пойдет   о рыцарях и замках. Какого человека вы сегодня назвали бы рыцарем? (Рыцарь – это смелый, верный своему долгу, благородный, самоотверженный человек)

- Поделиться на группы. Вспомните правила работы в группах. (На партах лежат правила работы в группе).

- А вот какими были рыцари в Средневековье, узнает группа, которую назовем «Рыцари красной розы». Ваша задача: распределить сообщения между собой, и подготовиться к комментированию презентации о рыцарях. С помощью своих сообщений заполнить пропуски в тексте о рыцарях. Сообщения пронумерованы, выступления будут согласно нумерации. Задание вам понятно? Приступайте.

 А вторая группа «Рыцари белой розы» будут работать с текстом о замках. Ваша задача – вставить в текст подходящие слова, прочитать получившееся сообщение и затем ответить на вопросы в путевом листе.

Проверка работ, демонстрация презентации про рыцарей, замки, заполнение путевого листа.

3.Мы много услышали и о рыцарях и о замках. Немного отдохнем, закройте глаза и послушайте музыку средневековья. Попробуйте представить старый замок, рыцарей в доспехах, девушек в красивых платьях, королеву и короля. Итак, слушаем. (Прослушивание музыки  - 1 мин).

2. Самостоятельная работа 

-  На какой вопрос нам осталось осветить? ( Известные изобретения).

- Главным изобретением того времени считают КНИГОПЕЧАТАНИЕ. Поработайте с текстом самостоятельно и попробуйте ответить на вопросы из путевого листа. (Работа по учебнику стр.20)

3.Работа с загадками

Отгадав загадки, вы узнаете о наиболее известных открытиях того времени, которыми мы пользуемся до сих пор.

На руке, и на стене, 
И на башке в вышине 
Ходят, ходят ровным ходом 
От восхода до восхода. 
(Часы)

Наше место на глазах,
Держимся за ушки,
Любят нас все старички,
Мы обычные...
(Очки)

У нее одна нога, 
А на голове -  рога:
Страшный у зверюги вид, 
Притаилась и блестит…
Ну, а я совсем не трус,
Взглядом я в нее вопьюсь,
И схвачу ее за ногу.
«Есть хочу!» - скажу ей строго:
Вмиг котлету принесет
И засунет прямо в рот.
(Вилка)

Он орудует так быстро:
Аккуратно, тонко, чисто.
Режет, режет всё подряд:
Фрукты, овощи, салат.
На пилу чуть-чуть похож.
Осторожно, острый... (
Нож)

(Ответы вписывают в путевой лист)

К следующему уроку попробуйте найти сведения, какие еще интересные вещи изобрели во времена Средневековья? (Если будет время, можно прочитать сообщение «Интересные достижения Средневековья).

IX.Подведение итогов урока

Посмотрите на свои путевые листы. Все ли заполнили? Достигли  мы поставленной цели? Давайте еще раз вспомним все, что сегодня мы говорили о таком интересном времени – эпохе Средневековья.

(Опираясь на записи в путевых листах  и сформированный  кластер, повторяем материал урока).

X. Итог урока

«Проверь себя» (выполнение тестовых заданий в путевом листе.

Оценивание работы учащихся на уроке

XI.Рефлексия

- В конце путевого листа у вас нарисованы три солнышка. Ребята, дорисуйте лучики к тому солнышку, какое у вас настроение после пройденного урока.

XII. Д/з учебник с.15-21, в рабочих тетрадях выполнить задания к теме

Приложение

«Воспитание  рыцаря»

К  _____________ службе  рыцари  готовились  с  детства.  В  возрасте  __ лет  мальчики  покидали  родительский  дом  и  становились  ________ (личными  слугами)  знатных  сеньоров. Там  они  обучались  фехтованию,  борьбе,  верховой  езде,  метанию  копья,  пению  и  танцам.

Когда  юноше  исполнялось  ___  лет,  он  поступал  на  службу  к  рыцарю,  становился  его  _____________.  Он  был  обязан  возить  ___________  рыцаря,  а  во  время  боя  должен  был  находиться  за  спиной  рыцаря,  чтобы  в  нужный  момент  подать  ему  _______________  оружие.

У  каждого  рыцаря  был  _______,  который  изображался  на  щите,  попоне  коня,  шлеме,  входе  в дом.  

«Охота»

Одним  из  любимейших  способов  _______  рыцарей  была  охота,  где  рыцари  могли  ____________  свою  удаль  и  отвагу.  Чаще  всего  охотились  на  кабана  или  оленя,  а  также  популярной  была  соколиная  охота  на  птиц.  

 «Посвящение  в  рыцари».

Происходило  это  обычно  в  ______________  дни  в  церкви.  Посвящаемый  должен  был  встать  ____________  перед  самым  знатным  гостем.  Затем  юноше  надевали  шпоры,  перепоясывали  мечом – самым  почётным  оружием. Посвящаемый получал удар  по  плечу  или  по  щеке – единственный, на  который  он  не  мог  ответить. А  затем  он  демонстрировал  свою  ловкость.

Замки

________________ – это дворец и крепость феодала, короля. Замки служили надежной ____________________. Их воздвигали на высоком ___________________, обрывистом утесе, острове посреди реки. Замки могли быть окружены глубоким ______________________. В жилище вели тяжелые ______________________, окованные железом. Вход в замок преграждала _________________________ с острыми зубьями наверху. Замки представляли собой ________________________ жилища. В них было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Первые замки не имели __________________________________________________. Помещения освещались _____________________. Женщины занимались _____________ , хозяин ________________________, принимал гостей, устраивались ________________________________.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" (УМК "Школа России"). 4-й класс

Урок окружающего мира по теме"Средние века: время рыцарей и замков"(УМК "Школа России").4-й классс презентацией...

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Средние века. Время рыцарей и замков.

Урок с использованием интерактивной доски по программе "Школа России"....

Урок окружающего мира 4 класс по теме "Средние века: время рыцарей и замков"

Урок по программе А. Плешакова УМК "Школа России"...

Урок по окружающему миру в 4 классе по теме "Средние века: время рыцарей и замков"

Цель урока: Определить характерные черты эпохи Средних веков, учить находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времён Средних веков....

Конспект «открытого» урока по окружающему миру в 4 – Б классе по теме «Средние века: время рыцарей и замков»

Тема«Средние века: время рыцарей и замков»Задачи урока   ·     сформировать представление у детей о средневековье;·     познакомить с мировыми ре...

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Средние века: время рыцарей и замков"

Презентация может быть использована на уроке для изучения и первичного закрепления новых знаний...

Урок по окружающему миру в 4 классе. Тема "Средние века: время рыцарей и замков"

Личностные Метапредметные Предметные  Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за российский народ и историю России  Формирование уважительного отношения к иному мнен...