Урок окружающего мира по теме "Что нужно знать про болезни" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Шуваева Юлия Анатольевна

Урок  окружающего мира  по теме "Что нужно знать о болезнях" разработан  по УМК "Школа России" в 4 классе. Урок с элементами проектной деятельности,  предполагает творческую работу учащихся в группах и создание проекта "Поговорим о болезнях. Урок был представлени на конкурсе "Учитель года-2012".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pro_bolezni.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру         4 класс

Тема урока:     Что нужно знать о болезнях

Цели: 1. Актуализация знаний учащихся о правилах  сохранения и укрепления здоровья путем ознакомления  с наиболее распространенными  болезнями, их предупреждением и лечением.

2. Развитие  навыков  исследовательской деятельности, творческого воображения, умения работать в группе,  выступать перед аудиторией, работать с информацией.

3.  Создание ситуации для воспитания бережного  отношения к своему здоровью и здоровью своих близких.

Оборудование: тестовые задания,  карточки с заданиями  для творческих групп,  иллюстрации,  раздаточный материал, учебники, мультимедийные средства.

Ход урока

1. Организационный  момент.

Урок особенный у нас

Будем многому учиться

Настроение – просто класс!

А, теперь прошу садиться.

Положительный настрой на урок

- Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет  также тепло и уютно.

2.  Постановка темы и целей урока

- Мы каждый день произносим или слышим слова «здравствуйте», «здравствуй».

-  От какого слово произошли эти слова?

- Правильно – от слова «здоровье».

- Если человек   себя хорошо чувствует – он какой?  (здоровый)

- Если человеку плохо, у него что-то болит – он какой? (больной)

- Как вы думаете,  о чем мы  сегодня  будем говорить?

Тема нашего урока:  Что нужно знать о болезнях

Цели:          

  • Узнать о наиболее распространенных болезнях, их предупреждении и лечении.
  • Повторить правила сохранения и укрепления здоровья.

- Ребята, а еще мы  будем работать в группах,  создавать проект  -    Сборник «Поговорим о болезнях»

Быть здоровыми хотят

Взрослые и дети.

Как здоровье сохранить?

Попробуем ответить.

Девиз  урока: Наше здоровье в наших руках.     

3. Актуализация знаний учащихся.

-     Сейчас мы проверим ваши знания по теме «Наш организм». Будьте внимательны при выполнении задания!    

1) Тест  «Наш организм».

Отметь правильный ответ.

  1. Этот орган размером  с кулак, непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь по сосудам:

а) лёгкие       б) желудок            в) сердце

    2.  Это орган – самый главный, он следит за работой внутренних органов, заведует мыслями и чувствами:

          а) печень       б) мозг           в) кишечник

 3. Этот орган похож на две розовые губки. С помощью него

    человек дышит:

а) лёгкие       б) мозг           в) сердце

4. Этот орган переваривает  пищу, выделяет кислый сок:

а) кишечник       б) желудок            в) печень

5. Этот орган помогает переваривать пищу в кишечнике:

           а) печень     б) желудок            в) сердце

2) Взаимопроверка

- Обменяйтесь  тестами, проверьте друг у друга.

- Сравните свои  ответы с      ответами  на экране.

- Поднимите руку, кто выполнил тест правильно? Кто допустил ошибки, в каком вопросе?                   МОЛОДЦЫ!

- Все внутренние органы у  здорового человека  работают слаженно, согласовано. Каждому из нас важно знать, как устроен и работает организм человека. Это необходимо для сохранения  и укрепления здоровья.

- Я уверена, что ваши знания помогут  лучше усвоить тему нашего урока.

4.  Работа по теме урока

1) Рассказ учителя   о здоровье   

 - В последнее время часто  говорят  о здоровье, о том, как  о нем заботится. И это не случайно.  Ведь, здоровье – это главная ценность в жизни каждого из нас.   Оно помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Русский народ сложил много пословиц и поговорок о здоровье.

- А какие пословицы и поговорки знаете вы?   (учащиеся называют)

- Давно доказано, что здоровье  нужно беречь с  детства,  с молодости. Сейчас о вас  и о вашем здоровье заботятся родители. Вы  тоже должны  задумываться, как не навредить своему здоровью,  как правильно сохранять и укреплять его, как предупредить  различные болезни.  

 - Но,   все-таки, каждый из нас болел хотя бы один раз, а многие  болеют очень часто, что сказывается на их здоровье.  

- Как вы думаете, а  почему  человек  может заболеть?  (не соблюдает правил личной гигиены, не моют  руки,  ест  немытые овощи и фрукты,   мало бывает на свежем воздухе, не закаливает свой организм, одевается не по погоде,  общается  с больным человеком).  

-  Правильно, люди,  которые  не соблюдают этих правил, часто болеют, они восприимчивы к  различным заболеваниям.

2) Беседа с учащимися  о  микроорганизмах

- Вы должны знать, что повсюду,  вокруг нас находятся микроорганизмы (или  микробы), которые есть в воде, в воздухе, в земле, на теле человека.

Микроорганизмы – невидимы   и незаметны невооруженным глазом. Их можно увидеть  только под микроскопом.  Микроорганизмы легко проникают в наш организм. Поэтому человек  заболевает. Эти заболевания вызывают вирусы и бактерии.    

- Посмотрите, как они выглядят:    (показ вирусов и бактерий на слайде)

Вирусы  попадают к человеку, если у него ослаблен организм, недостаточно витаминов. Они вызывают такие заболевания как грипп, оспу, корь, а также простудные заболевания.        

Бактерии  -  также поселяются в теле человека, где они питаются, размножаются и отравляют   наш организм.  Болезнетворные бактерии вызывают ангину, туберкулез, дифтерию, кишечные инфекции.

- Человек может заразиться этими болезнями:

  • при общении с больным  через капельки слюны при разговоре, кашле, чихании,
  • при употреблении пищи и воды, в которую попали бактерии
  • если находится в грязном помещении, при большом скоплении людей.

- Все эти болезни очень опасны и могут нанести вред нашему организму.

- Итак, какие  болезни, наиболее  распространенные?

- Как называются микроорганизмы, которые вызывают эти  заболевания?

- Молодцы!

- Итак, нам с вами предстоит  интересная работа,    мы  исследуем  некоторые болезни, выясним причины  и признаки этих заболеваний, разработаем рекомендации, советы  по их предупреждению и лечению.  

5. Физкультминутка            

- Чтобы быть здоровым, нужно больше двигаться!

- Проведем физкультминутку!

      Движение- это здоровье.

     Движение – это жизнь.

     Не ленись - подтянись,

     Руки набок, ноги врозь

     3 наклона вниз.

     На четвертый поднимись.

     Раз - направо, два - налево

     Приседанья каждый день

     Прогоняют сон и лень.

6.  Выполнение исследовательского задания.    

1) Работа в группах.  

- Мы с вами разделились на  4 группы. Я думаю,  каждый из   вас будет  чувствовать себя комфортно и покажет свои знания и умения.

- Каждая группа  будет выполнять свое задание,   защищать  свою работу - выступать перед другими группами.

-  У нас три  группы «Исследователей», но задания  в каждой группе будут разные.

- Вы знаете, кто такие исследователи?

- Четвертая группа «Практики».

- Как вы думаете, чем вы будете заниматься в своей группе?

- Вспомните, как нужно  работать в группе?  

2) Задания для  творческих групп.     (Раздать после объяснения заданий)                      

1 группа «Исследователи»   «Осторожно, грипп!»

Задание:  Правильно подобрать картинки по теме исследования,  перечислить признаки заболевания, составить правила «Если ты заболел гриппом».

2 группа «Исследователи»  «Если болит голова»

Задание:  Правильно подобрать картинки по теме исследования,  перечислить причины головной боли, составить правила «Чтобы не болела голова».

3 группа «Исследователи»  «Почему болит живот?»

Задание:  Правильно подобрать картинки по теме исследования,  перечислить причины болей в животе, составить правила питания.

4 группа «Практики»

Задание: Оформить памятку «Чтобы меньше болеть» -  написать правила  укрепления и сохранения здоровья, подобрать несколько народных рецептов.

-   В учебнике  на с. 83-87  вы можете найти  необходимую информацию по теме вашего исследования.

                               Учитель  оказывает помощь  группам.  

7.  Защита творческих работ.

1) Выступления и оценка работы каждой группы

Выступают  учащиеся от каждой группы, оценивают участники других групп.

Участники  из группы «Практики» читают стихи о здоровье.

  1. Свежим воздухом дышите

По возможности всегда,

На прогулки в лес ходите,

Он вам силы даст, друзья!

  1. Постарайтесь не лениться

Каждый раз перед едой,

Руки вымойте водой.                    

И зарядкой занимайтесь

Ежедневно по утрам,

И, конечно, закаляйтесь –

     Это так поможет вам!  

3.Мы открыли вам секреты,

Как здоровье сохранить.

Выполняйте все советы,

      И легко вам будет жить!  

2) Оформление исследовательских  заданий

 Сборник «Поговорим о болезнях» (прикрепить все на доске)

- Ребята, у нас получился   проект,  в создании  которого вы все  приняли активное  участие.  Сборник «Поговорим о болезнях»  вы можете  его пополнять,    использовать на классных часах, родительских собраниях.

7. Подведение итогов урока

-  Ребята, о чем мы с вами  сегодня  вели разговор на уроке?

- Какие  же болезни наиболее распространенные?

- Как предупредить эти болезни? Что нужно делать?

-  Молодцы!

- Мне очень понравилось с вами работать.  Вы  порадовали меня своими знаниями, ответами, работали дружно, показали умения слушать друг друга, выступать перед аудиторией.  

Оценить учащихся            (выставить оценки)

Рефлексия      

- Здоровье – это счастье. Не зря символом счастья на Руси  является птица.

(открыть доску с изображением птицы)

- Сможете ли вы удержать в своих руках это счастье, зависит от вас.

- У вас на столах два пёрышка -  красное и синее.

- Кто из вас считает, что знания, полученные сегодня на уроке необходимы для жизни и здоровья – выбирает красное перо.

- Кто считает, что эти знания не важны и  не пригодятся в жизни – синее перо.

Учащиеся  выходят  к доске и прикрепляют  перышки птице.

Вывод: (учитель)

Домашнее задание        

-Составить кроссворд   или  выполнить рисунок по теме урока.

- Спасибо всем  за урок!  

- Желаю всем крепкого здоровья и никогда не болеть!

«ОСТОРОЖНО, ГРИПП!»

Признаки  гриппа:

-

-

-

-

-

-

«Если ты заболел гриппом»

1.

2.

3.

4.

«ОТКУДА ПРОСТУДА?»

Признаки  простуды:

-

-

-

-

-

 «Чтобы не простудиться»

1.

2.

3.

4.

5.

«Почему болит живот?»

Причины  болей  в животе:

-

-

-

-

-

Правила питания:

1.

2.

3.

4.

5.

Правила  укрепления и сохранения здоровья

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

НАРОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ

От кашля

Ангина

Насморк

Здоровье дороже золота

В здоровом теле – здоровый дух.

Береги платье с нову, а здоровье  смолоду!

Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.

Здоровье не купишь – его разум дарит.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

Свежим воздухом дышите

По возможности всегда,

На прогулки в лес ходите,

Он вам силы даст, друзья!

     Постарайтесь не лениться

Каждый раз перед едой,

Руки вымойте водой.    

               

И зарядкой занимайтесь

Ежедневно по утрам,

И, конечно, закаляйтесь –

     Это так поможет вам!  

    Мы открыли вам секреты,

Как здоровье сохранить.

Выполняйте все советы,

      И легко вам будет жить!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира" Для чего нужна экономика"

Тема является не самой популярной среди младших школьников. Они имеют мало информации об этом. Для данного урока важно познакомить с новым для них значением слова «экономика» и развить кругозор обучаю...

Урок окружающего мира "Все профессии нужны"

Тема урока "Все професии важны..."Цель:обучающая – формирование представлений второвоклассников о различных профессиях;развивающая – формирование умений, эрудиции ребенка, его общей культуры;воспитыва...

Урок окружающего мира "Для чего нужна экономика?"

Урок окружающего мира в 3 классе "Для чего нужна экономика?" Современный урок с соблюдением требований ФГОС. Урок для научного познания сущности слова "экономика". Формирование УУД, технологии: игровы...

Урок окружающего мира "Для чего нужна одежда"

Данный урок проведён с использованием метода "Интеллект-карт"....

Урок окружающего мира "Для чего нужна экономика" 3 класс

Цель учителя:1.     способствовать формированию понятий «потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные части экономики;2....

Конспект урока окружающего мира «Для чего нужна экономика» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: способствовать формированию понятия «потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные части экономики;П...