Урок окружающего мира "Для чего нужна экономика?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок окружающего мира в 3 классе "Для чего нужна экономика?" Современный урок с соблюдением требований ФГОС. Урок для научного познания сущности слова "экономика". Формирование УУД, технологии: игровые, здоровьесберегающие, проблемного обучения, проектная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_kazennoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdeni3.docx | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №19 п.Светлый
Урок окружающего мира
в 3 классе
по теме:
« Для чего нужна экономика?»
Учитель начальных классов:
Максимовская Елена Тагировна
Открытый урок
Предмет - окружающий мир
Класс – 3
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Раздел: Чему учит экономика?
Тема: Для чего нужна экономика?
Место урока в изучении темы: урок № 1
Цели:
Образовательная: создать условия для научного познания сущности слова экономика, учить анализировать, обобщать и делать выводы.
Развивающая: развивать кругозор детей, логическое мышление.
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи.,
Планируемые результаты: учащиеся научатся раскрывать роль экономики в нашей жизни; объяснять, что такое потребности человека, товар, услуги.
Формирование УУД:
Познавательные - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативые - слушать и понимать речь других, строить монологическую речь.
Регулятивные - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями, учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные - освоение роли ученика; формирование интереса к учению.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технологии: игровые, здоровьесберегающие, проблемного обучения, проектной деятельности.
Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемного изложения.
Методы познания: мультимедийные демонстрации, анализ, синтез, проблемный.
Оборудование: слова: «потребности», «товар», «экономика», «услуга»; листы бумаги А4, фломастеры, картинки с буквами «Э», «У», «Т», «П»; компьютерная презентация по теме урока «Для чего нужна экономика?»,
Средства обучения: 2 часть учебника для 3 класса «Мир вокруг нас»
А. А. Плешаков (с.38 – 41) и рабочая тетрадь А. А. Плешаков (2 часть с.21-24)
Здоровье и психосберегающая среда создаётся через интересные формы изучения материала, смену видов деятельности, смену рабочих поз, учебные игры со сменой зрительного и двигательного режимов, соблюдение санитарно-гигиенических норм, эстетически оформленных наглядных пособий.
Реализация целей урока будет достигнута через проектную деятельность, через игры и мультимедийные демонстрации.
Ход урока
I.Организационный момент
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера. (слайд 2)
- Я всем желаю Вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало Вас в течение всего урока.
II.Актуализация знаний
- Из предыдущего раздела мы узнали о том, что нужно растениям для жизни и развития.
- Что нужно человеку для жизни и развития? (воздух, пища, одежда, жильё, транспорт, книги…)
-Образование, медицинское обслуживание, любовь близких, друзья, которые помогут нам в трудную минут
-Запишите на листе ваше одно заветное желание.(ученики записывают и озвучивают)
-Всё , что нужно людям для жизни называют ПОТРЕБНОСТЯМИ (на доску-слово потребности) Ученики подписывают на листе слово «Потребность» (слайд 3)
-Что такое потребности? (ответы учеников)
III.Самоопределение к деятельности
-Сегодня на уроке мы поговорим с Вами о науке, которая изучает данную проблему.
-Расшифруйте слово на доске. ИКОНОКЭАМ СЛАЙД 4
На доску выносим слово «Экономика»
-Сегодня мы войдём в новый раздел учебника –«Чему учит экнономика?» (слайд 5)
IV.Объяснение нового материала
_Итак, что такое экономика. Экос по-гречески значит «Дом, хозяйство», номос – «закон». Слайд 6
-Давайте дадим определение слову Экономика (ученики делают вывод: Экономика – это правила и законы ведения хозяйства людей)
-Экономика – это наука о рациональном ведении хозяйства. (слайд 7)
-Кто знает какие существуют отрасли экономики (С\х, промышленность, строительство, торговля, транспорт) слайд 8
_Для чего нужна экономика (для удовлетворения потребностей человека)
-Потребности человека можно разделить на две группы: материальные и духовные. К духовным мы отнесём естественные (природные), то что нам даёт природа.(воздух, тепло); сюда же отнесём общественные (отношения между людьми) (семья, друзья, школа) и материальные потребности – это промышленные (хлеб, дом, машины..) (слайд 9)
-Что производят люди для удовлетворения своих потребностей? (товары)
Слово ТОВАР-на доску. Товар – это вещественный продукт, результат экономической деятельности, предназначенный для последующей продажи. К товарам относятся: мебель, посуда, одежда, продукты питания, машины, дома и многое другое.(слайд 10)
-Но не все товары, можно ощущать, потрогать. Например, ремонт стиральной машины. Есть такие виды деятельности людей, с помощью которых мы удовлетворяем свои потребности. Это и называется УСЛУГАМИ (слово на доску). Например, ремонт автомобиля, стрижка в парикмахерской..) (слайд 11)
Работа по учебнику:
Откройте учебник на стр. 40 и прочитайте, что такое товары и услуги.(слайд 12)
-В чём отличие товаров от услуги? (ответы учеников)
Игра «Товар – Услуга.(слайд 13)
- Поднять карточку: если товар – красный цвет, если услуга – зелёный.
*Вы сходили в парикмахерскую, сделали причёску (услуга)
* Вы зашли в аптеку и купили лекарство (Товар)
* Вас обслужили в магазине при покупке чего-либо (Услуга)
* Вы едите в автобусе (Услуга)
* Вы зашли в магазин и купили продукты питания (Товар)
* Вам доставили почту (Услуга)
V.Физкультминутка (слайд 14)
Поработали ребятки,
А сейчас все на зарядку:
Как живёшь? (Вот так!)
Как идёшь? Как летишь?
Как бежишь? Ночью спишь?
Как шалишь? Как грозишь.?
VI.Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в тетради (слайд 15)
№2. (с.23). -Прочитайте задание. Составьте список своих потребностей. Подчеркните самые важные.
№3 (с.23-24)
-Прочитайте стихотворение.
- Чего же нельзя купить?
№6 (с.25)
-Как вы думаете, может ли быть так, что в удовлетворении потребности нужен и товар и услуга? Рассмотрите рисунки на с.23 и отметьте товары красным карандашом, а услуги зеленым. Составь пары.
Гимнастика для глаз:
-Найдите в классе глазками первую букву определения.
-блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности (У)
-продукт, результат экономической деятельности (Т)
-всё, что нужно людям для жизни (П)
-правила и законы ведения хозяйства людей.(Э)
VII.Работа в группах.
-Ребята, а как вы думаете, кто нам предоставляет товары и услуги (люди с определенной профессией.) (слайд 16)
-Сейчас разобьёмся на группы. Выберите руководителя Вашей группы. Он будет защищать вашу проделанную вместе работу.
-Карточка №1:Назовите несколько профессий людей, которые производят товары (Пекарь, швея, фармацевт, кондитер, строитель)
-Карточка №2:Назовите несколько профессий людей, которые оказывают услуги (Парикмахер, электрик, врач, экскурсовод, артист)
VIII.Работа над завершением проекта
В вашем проекте (на листах) допишите каким образом может осуществиться ваше заветное желание: с помощью услуги или с помощью товара, профессию которая осуществит написанное желание.
IX.Защита проекта (слайд 17)
X. Рефлексия (слайд 18)
-Кто доволен своей работой на уроке и получил удовольствие, покажите красное сердечко.
-Кому было тяжело, не совсем справились с заданием, покажите синее сердечко.
XI.Подведение итогов урока
Итак, всё что нужно людям для жизни, называют (потребностями)
-удовлетворение разнообразных потребностей людей, главная задача (экономики)
- для этого и производят различные (товары) и оказывают (услуги)
Спасибо за урок ! (слайд 19)
Самоанализ урока по окружающему миру в 3 «Д» классе по
теме «Для чего нужна экономика»
Учитель: Максимовская Елена Тагировна
Вашему вниманию был представлен урок окружающего мира в 3 «Д» классе по теме «Для чего нужна экономика».
Тип урока: урок изучения нового материала. Первый урок в разделе «Чему учит экономика».
Целью урока было сформировать у учащихся представления о роли экономики в нашей жизни.
На уроке решались следующие задачи:
Образовательные: создать условия для научного познания сущности слова экономика, учить анализировать, обобщать и делать выводы.
Развивающие: развивать кругозор детей, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи.,
Планируемые результаты: учащиеся научатся раскрывать роль экономики в нашей жизни; объяснять, что такое потребности человека, товар, услуги.
В ходе урока я формировала у учащихся УУД:
Познавательные - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативые - слушать и понимать речь других, строить монологическую речь.
Регулятивные - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями, учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные - освоение роли ученика; формирование интереса к учению.
Урок построен в соответствии с ФГОС, в рамках системно-деятельностного подхода. Для достижения цели урока использовала технологии: игровые, здоровьесберегающие, проблемного обучения и навыки проектной технологии.
Урок старалась строить так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя творцом, исследователем, чтобы в нем раскрылись все таланты и способности, данные ему от природы.
На уроке использованы следующие методы:
- по виду источника информации:
Словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе изучения нового материала, на этапе, при закреплении материала , при защите проекта, на этапе рефлексии, при подведении итогов.)
Наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе – как сопровождение)
Практические (работа в парах, работа с учебником)
- по виду учебной деятельности:
Самостоятельная работа (работа с учебником, работа в тетради на печатной основе, работа над завершением своего мини-проекта). Был использован проблемно-поисковый метод (при работе в тетради на печатной основе, при завершении своего мини-проекта.
В начале урока старалась создать условия для мотивации. На этом этапе создана проблемная ситуация. Для активации мышления учащихся использовала систему вопросов по новой теме.
Тему урока учащиеся определили самостоятельно, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
Этапы изучения нового материала построены на основе создания проблемных ситуаций, которые стимулировали самостоятельность мышления и творческую активность учащихся; работа в группах позволила организовать самостоятельное получение новых знаний и их закрепление.
Для снятия эмоционального напряжения использовала микропаузу в виде игры «Товары и услуги», где учащиеся не только отдохнули, ну и закрепили новый изученный материал.
На уроке дети работали в группах, а это одно из необходимых форм системно-деятельностного подхода, именно в такой работе развиваются такие базовые качества личности, как, рефлексивность, коммуникативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Содержание учебного материала виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Знания не давались в готовом виде. Учащиеся сначала высказывали свои предположения, а затем, путём осмысления чтения текста проверяли свои предположения и делали соответствующие выводы.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому был использован мультимедийный проектор и компьютерная презентация.
Учитывая психологические и возрастные особенности учащихся, в основной этап урока как здоровьесберегающие технологии были включены физпаузы (физкультминутка и гимнастика для глаз)
Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечению внимания к теме и целям урока. Учащиеся не боялись дать неправильный ответ.
Урок целей достиг.
В заключение хотела бы поблагодарить всех присутствующих гостей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Почему нужно есть овощи и фрукты"
Урок относится к технологии здоровьесбережения учащихся, направлен на развитие правильного образа жизни и отношения к природе, развивает познавательную активность и интерес к учению....
Урок математики " Для чего нужны скобки в математике?"
На уроке ознакомления с новым материалом дети должны не просто получить готовые знания, а вывести их самостоятельно, выполняя определенные действия. И чем больше таких практических действий буде...
Технологическая карта урока окружающего мира «Зачем нужны автомобили. Зачем нужны поезда»(УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление с назначением, устройством, разнообразием автомобилей, автомобилями разных времен. познакомить с назначением и устройством ...
Технологическая карта урока технологии «Для чего нужны ткани.».(УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: совершенствование навыка работы с тканью, иглой и нитками, освоить строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью.Д...
Технологическая карта урока педагогики «Для чего нужны банки» (1 класс)
Цель урока: формирования представлений о такой финансовой организации, как банк.Задачи урокаДидактические:познакомить обучающихся с видами банков;формировать представления у обучающихся о роли банка;п...