Урок окружающего мира "Для чего нужна экономика" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Евсеева Елена Николаевна

Цель учителя:

1.     способствовать формированию понятий «потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные части экономики;

2.       развивать кругозор детей, создать условия для развития познавательного интереса у обучающихся, мыслительных операций: анализа, обобщения; умения делать выводы;

3.     воспитывать трудолюбие, культуру учебного труда, чувство взаимопомощи

Реализация целей урока будет достигнута через практическую деятельность,  через игры и мультимедийные демонстрации.

Планируемые результаты:

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: учащиеся научатся различать понятия «потребность», «товар», «услуга»; выстраивать логическую связь между этими понятиями; научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни; строить общения в устной и письменной форме.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Технологии: игровые, здоровьесберегающие.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, групповой работы.

Методы познания: мультимедийные демонстрации, анализ.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 3 класс 2 часть, А.А. Плешаков; мультимедийное оборудование, маршрутный лист ,таблицы для индивидуальной работы, тест для групповой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                           МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЁННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБИЛЬНЕНСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА»

________________________________________________________________________________________________________

359409 РК, Сарпинский район, с. Обильное, ул. Гагарина 2.

Тел. 8 (87441) 31 – 2  - 11, e-mail: kolggalina@yandex.ru

                                                     Технологическая карта урока

«Для чего нужна экономика»

3 класс

Окружающий мир

Подготовила: Евсеева Елена Николаевна,

 учитель начальных классов

МКОУ «Обильненская сош»

2017год

Предмет: Окружающий мир

Программа: «Школа России»

Класс:3

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Раздел: Чему учит экономика?

Тема урока: « Для чего нужна экономика?»

Цель учителя:

  1. способствовать формированию понятий «потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные части экономики;
  2.   развивать кругозор детей, создать условия для развития познавательного интереса у обучающихся, мыслительных операций: анализа, обобщения; умения делать выводы;
  3. воспитывать трудолюбие, культуру учебного труда, чувство взаимопомощи

Реализация целей урока будет достигнута через практическую деятельность,  через игры и мультимедийные демонстрации.

Планируемые результаты:

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: учащиеся научатся различать понятия «потребность», «товар», «услуга»; выстраивать логическую связь между этими понятиями; научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни; строить общения в устной и письменной форме.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Технологии: игровые, здоровьесберегающие.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, групповой работы.

Методы познания: мультимедийные демонстрации, анализ.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 3 класс 2 часть, А.А. Плешаков; мультимедийное оборудование, маршрутный лист ,таблицы для индивидуальной работы, тест для групповой работы.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Организациооный момент

Цель:

мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Учитель: Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Меня зовут Евсеева Елена Николаевна. Сегодня   я проведу у вас урок окружающего мира.

                 -Придумано кем- то, просто и мудро,

                  При встрече здороваться: «Доброе утро!»

                 -Доброе утро солнцу и птицам!

                 -Доброе утро улыбчивым лицам!

                  И каждый становится добрым, доверчивым,

                  И доброе утро длится до вечера.

-Я всем желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

Приветствуют учителя.

Психологический настрой на урок.

Актуализация знаний

Прочитайте  стихотворение: Вызывает  уваженье,

                                   Украшает всю тетрадь,

                                  Поднимает настроенье

                   Нам всегда…

-Дополните стихотворение.

-За что вы получаете оценки?

-Сегодня я предлагаю, вам отправится в путешествие в страну Знаний. Так же путешествуя по стране Знаний вы будите получать умы в виде монет за свои знания. А чтобы попасть в неё мы должны выполнить задание «найди лишнее слово»

Удача, везенье, товар, успех.

Здоровье, Экономика, гигиена, спорт.

Потребность, солнце, дерево, вода.

-Ребята давайте ещё раз прочитаем  эти слова.

Сегодня на уроке мы познакомимся с этими понятиями. И здесь начинается наше путешествие по стране Знаний. И тема нашего сегодняшнего урока «Для чего нужна экономика»

Оценка 5.

Ответы детей.

 За знания.

Выполнение задания. Формулируют тему урока.

Получают ключевые слова.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Изучение нового материала.  

ФИЗМИНУТКА

И первая наша  Остановка «Богатство»

Беседа. –Что такое богатство? Значит быть богатым?

-Является ли богатством домашняя библиотека; талант петь, рисовать; писать стихи; хорошее здоровье; много знаний и умений; интересные идеи и изобретения?

Мы можем сказать, что  БОГАТСТВО - это обилие материальных и духовных ценностей.

-Ребята, запишите это понятие себе в маршрутный лист.

-Послушайте сказку и скажите, что является лучшим богатством.

Где богатство зарыто.

Отец перед смертью сказал сыну: «живи так, чтобы плуг серебрился» И добавил: «Моё богатство в поле, там ты его найдёшь, только копай». Но не хватило сыну ума понять отцовского наказа. Не понял он, что серебриться плуг будет тогда, когда он пашет землю, а земля будет давать урожай, если её хорошо обрабатывать. Вместо этого он заплатил кузнецу, чтобы тот полил плуг серебром, а сам всё ямы копал в поле, думал, что найдёт там клад. И совсем бы он обеднял, если б не объяснили ему добрые люди, как надо жить. 

-Как вы думаете, что ему посоветовали добрые люди? Что нужно было делать на поле (что у нас на полях делают) И если б он работал плуг не покрывался бы ржавчиной, а блестел как  серебро от того что им пашут землю. Прежде чем, что то сделать нужно сначала думать.

-Не случайно в народе говорят: Разум  наилучшее богатство».

-Так что же является наилучшим богатством?

-А теперь послушайте  стихотворение:

Великая радость работа,

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта-

Всё счастье земли-за трудом!  (В.Брюсов)

-Ребята для чего нужен труд?

-О труде есть много пословиц и поговорок. А вы ребята знаете?

-Откуда берутся хлеб, сахар, одежда, обувь, автомобили, дома и многое другое?

- То, что производят люди и сами  и их труд вместе составляют ЭКОНОМИКУ, т.е. можно сказать, что экономика это труд работа услуги и товар то, что производят люди. И так мы подошли с вами к следующей  остановке «Экономика.»

Рассказ учителя об  «экономике» и «потребности».

-Слово «экономика» произошло от двух греческих слов «экос» и «номос». «Экос» означает «дом» или как «домашнее хозяйство». А «номос» означает «правило», «закон». Получается экономика – это правила и законы ведения хозяйства. Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей.

-Ребята запишите новое понятие для себя в маршрутный лист.

-Как вы думаете всё ли можно купить? Сейчас мы с вами послушаем стихотворение и скажем чего нельзя купить.

Стихотворение читает ученик  «Чего нельзя купить?»

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей, возле тополька,

Воду пью из родника.

Где-то дома, у метро,

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Если деньги накопить,

Можно многое купить –

Дом, одежду и завод,

Самолёт и пароход.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу.

И не спрятать в кошелёк

Родничок и тополёк.

-Кто может ответит на вопрос: Чего нельзя купить? (росу, птичье пение в лесу, лес, родник, поля-природа т.е. потребности, которые нам дает природа).

 -Что еще нельзя купить? (любовь, заботу, внимание, дружбу)

Что же нужно человеку для жизни?

Всё это называют потребностями. Следующая наша остановка « ПОТРЕБНОСТИ»

-Вот вы сейчас называли свои потребности они очень разные. Но все их можно разделить на 3 группы. Естественные - это то без чего человек не может жить. (воздух потребность дышать,  вода, еда, сон,)Духовные - это отношение между людьми (общение, театры, книги, музыка) Материальные -  это те потребности которые облегчают нам жизнь . (одежда, жильё, автомобили, телефоны, и т.д.)

-Какие потребности людей выполняли сказочные предметы.

 (Соотнесите слова  левого и правого столбика)

Горшочек каши                           потребность в деньгах

Золотая рыбка                              потребность в пище

Золотая антилопа                        исполняла любые           желания

- Потребность в деньгах к какай группе потребностей относиться . (и т.д.

-Ребята, а  вы знаете, кто написал эти сказки?

-Ребята, а как вы думаете, откуда  берётся всё то, что необходимо человеку?

Многое даёт нам природа воздух, вода, тепло солнца, красота цветущего луга, красота звёздного неба. А любовь и забота близких, дружба, помощь в трудную минуту- это всё то, что мы получаем, общаясь с другими людьми. А многое люди  производят сами.

А сейчас мы с вами научимся различать основные понятия  экономики «товар и услуга.»

И следующая наша

 Остановка «Товары и услуги»

И так, товары – это предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. К товарам относятся продукты питания, одежда, мебель, посуда, автомобили, дома и многое другое.  

-Давайте  назовём некоторые товары (в классе  какие есть товары перечисляют, а есть товары какие нельзя увидеть, а можно услышать).Запишите это понятие себе в маршрутный лист.

Услуги – это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить потребности других людей. Что можно отнести к услугам?

Запишите это понятие себе в маршрутный лист.

 Какие профессии вы знаете:

Врач - лечит  

учитель  - учит

продавец  -продаёт

водитель- возит

спасатель-спасает. 

Запишите  себе в маршрутный лист.

-Прочитайте названия услуг  и скажите, какой частью речи они являются? Что такое глагол?

- А может кто-то знает пословицы и поговорки о товарах и услугах.(пословицы о товарах и услугах на слайде).

-Скажите, а товары и услуги  чем оцениваются? (деньгами) .

 -Можно выразить своё отношение к стоимости товара словами дорого и дёшево.

- Что значит дорого?

-А что значит дёшево?

Существуют «крылатые выражения»  или фразеологические обороты.

-Давайте с вами попробуем распределить следующие выражения  и заполнить таблицу.

 

Дорого

Дёшево

за бесценок;

по божеской цене; задаром;

 за грош.

на вес золота;

цена кусается;

не по карману;

влетит в копеечку.

Ответы детей.

Комментарии учащихся.

Работают с полученной информацией, стихотворением, с целью  поиска и выделения необходимой информации;

Называют пословицы о труде.

Слушают рассказ учителя по новой теме урока. Получают новые знания.

Слушают стихотворение,

Называют отрасли.

Работают, рассуждают

Слушают учителя.

Выполняют задание.

Слушают учителя.

Работаю с карточками.

Отвечают на поставленные вопросы, рассуждают.

Называют пословицы и поговорки о товарах и услугах.

Работают с таблицей.

Запоминание информации

решение поставленных задач, проявление активности, развитие речи, правила общения, взаимный контакт, желание узнать новое.

Межпредметная связь с предметами.

Уточнение знаний, применение в жизни.

Уточнение знаний, применение в жизни, выбор нужных действий, владение уч. действием.

Межпредметные связи.

Межпредметные связи

           НРК

-Давайте вспомним, где мы с вами живем? (регион, глава, район и т.д.)

-Ребята  наша республика Калмыкия участвует в экономической жизни страны?

-Какие товары и услуги  даёт нам наша республика?

-А ваши родители знакомые родственники работают в этой сфере услуг?

-Какой товар они производят и какую услугу оказывают?

Ведут беседу с учителем об экономическом положении в республике.

Закрепление изученного материала.

Работа в парах

-Ребята я предлагаю выполнить вам тест.

                                        Тест:

-Впиши в кружок букву с правильным ответом.

1) Закончи определение: экономика- это….

С) наука

Е) возможность заработать деньги

М) правила и законы ведения хозяйства

2)        Какая отрасль экономика дает нам мясо, хлеб, молоко?

К) промышленность

О) сельское хозяйство

У) торговля.

3)        . Какая отрасль экономики дает нам одежду, мебель, обувь?

Л) промышленность

Н)  сельское хозяйство

А) торговля.

4)        . Какая отрасль экономики помогает нам приобрести все продукты и вещи?

З) промышленность

Х) с/х

О) торговля.

5)        . Какая отрасль экономики доставляет продукты и товары?

П) торговля

Д) транспорт

Ю) строительство.

6)        . Какая отрасль экономики возводит различные постройки?

Ц) строительство

Г) торговля

И) транспорт.

7)        . Продолжи фразу: «Все отрасли экономики……»

Я) иногда пересекаются

Ж) самостоятельны

Ы) тесно взаимосвязаны.

        

-Скажите, какое слово у вас получилось?

Сейчас мы с вами закрепим наши знания в ещё одном задании. (работа на СД-диске)

Работают в парах

Работают в парах,

проверяют приобретённые знания.

Оценка и учёт ошибок, взаимный контроль, планирование взаимодействия, умение вести диалог, доброжелательность, деловое сотрудничество.

Домашнее задание.

Учебник с.38-41(читать)рабочая тетрадь, задание №8,стр.24

Записывают домашнее задание

Рефлексия.

А теперь посчитайте свои умы у кого 2-3 получает «четыре», а у кого больше получают оценку «пять»МОЛОДЦЫ!

 Оцените себя и покажите своё настроение.

Оценивают свою работу на уроке. Отмечают основные позиции нового материала и как усвоили (что получились, что не получилось)

Итоговый контроль, оценка уровня владения уч.действиием, адекватная самооценка,

структурирование знаний, оценка процесссов и результатов деятельности

активность, оформление мысли в устной форме

оценивание достижений,



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики " Для чего нужны скобки в математике?"

На уроке ознакомления с новым материалом дети должны не просто получить готовые знания, а вывести их самостоятельно, выполняя определенные действия. И чем больше таких практических действий буде...

Урок окружающего мира в 3-м классе "Из чего состоит всё"

Урок интересен тогда, когда каждый является его активным участником, поэтому очень важны внимание и активность. Моей задачей на уроке "Из чего состоит всё" было  создание педагогическки...

Технологическая карта урока окружающего мира «Зачем нужны автомобили. Зачем нужны поезда»(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление с назначением, устройством, разнообразием автомобилей, автомобилями разных времен. познакомить с назначением и устройством ...

Технологическая карта урока технологии «Для чего нужны ткани.».(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: совершенствование навыка работы с тканью, иглой и нитками, освоить строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью.Д...

Технологическая карта урока педагогики «Для чего нужны банки» (1 класс)

Цель урока: формирования представлений о такой финансовой организации, как банк.Задачи урокаДидактические:познакомить обучающихся с видами банков;формировать представления у обучающихся о роли банка;п...