Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ПНШ. 25.09.2015
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ПНШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh._mir_4kl.docx | 114.68 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Нивенское
Утверждаю
Директор школы____________Г.Г.Граховская
« 27» августа 2015 г..
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 4 класс
составлена на основании:
Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа.
В 2ч. 3-е изд, -М.: Просвещение, 2011. – 317 – (Стандарты второго поколения)
авторской программы по окружающему миру О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова
Учебник: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир в 2 ч.
Составитель программы:
Сасиновская Ирина Витауто
Рассмотрено на заседании МО Согласовано
Рук. МО____________ /И.В.Сасиновская_/. Зам. Директора __________ / В.А.Белаш_/
« 26»августа 2025 г. « 26 » августа 2015 г.
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), на основе авторской программы по окружающему миру, рекомендованной Министерством образования и науки РФ авторов О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова . Программа составлена на основе концепции «Перспективная начальная школа».
Концепция (основная идея) УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Цель программы:
1.Спланировать работу достижения предметных и метапредметных результатов из категории: ученик научится, ученик получит возможность научиться.
2. Развитие личности ученика средствами предмета.
Ведущим средством реализации данной программы является УМК «Перспективная начальная школа». Данные учебники рекомендованы к использованию в образовательном процессе, включены в Федеральный перечень (Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года №253).
Основной формой обучения является урок. При проведении уроков используются: беседы, интегрированные уроки, работа в группах, парах, дифференцированные и творческие задания, уроки-путешествия, игры, сказки. Уроки проводятся с использованием средств ИКТ в качестве эффективного средства обучения младших школьников.
Полученные ранее учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости, о Земле как планете Солнечной системы дополняются знаниями о природных зонах и природных сообществах Земли. Им предстоит осознать место своего родного края, своей родины — России на планете Земля.
Сроки реализации программы.
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится 68 часов, из них 20% - 13 часов на внутрипредметный модуль «Наш край». В классном журнале внутрипредметный модуль «Наш край» отмечен буквой М.:
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».
Одной из задач всех лет обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы.
Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.
Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.
Полученные ранее учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости, о Земле как планете Солнечной системы дополняются знаниями о природных зонах и природных сообществах Земли. Им предстоит осознать место своего родного края, своей родины - России на планете Земля.
Программа четвертого класса предусматривает также начальное знакомство школьников : устройством организма человека и с условиями обеспечения его физического здоровья. Большая роль в 4 классе отводится историческому материалу - истории Отечества. Программа учитывает, что в сельских начальных школах имеется возможность более широкого ознакомления детей с миром природы, с сельскохозяйственным производством, организацией сельскохозяйственного труда.
Содержание программы
4 класс (68 часов)
Земля — планета солнечной системы (3 ч)
Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи. Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Смена сезонов на нашей планете. Общие представления о природных зонах России. Карта природных зон России.
Родная страна — Россия (21 ч)
Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропическая зона. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей в каждой природной зоне. Охрана природных зон. Красная книга и ее назначение.
Родной Край — часть великой России: положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей. Охрана природы. Красная книга и ее назначение.
Народы, населяющие Россию: культура, национальные обычаи, особенности быта и искусства (межпредметные связи с курсом литературного чтения). Уважительное отношение к своему народу и другим народам.
Практикум
Наблюдения за погодой, растениями, животными, деятельностью человека в данной природной зоне. Наблюдение за результатом воздействия человека на природу и их элементарная оценка (положительное и отрицательное воздействие людей на природу)
Практические работы: работа с гербариями — классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания. Упражнения в группировки растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка животных, озеленение школьного двора, выступление перед учащимися 1–3 классов, родителями и др.). Выступление с докладами о растениях и животных природной зоны родного края перед учащимися 2–3 классов.
Страны и народы мира (2 ч)
Общее представление о многообразии стран на Земле. Название стран. Расположение США, Великобритании, Франции на карте, их столицы, главные достопримечательности.
Практическая работа с картой мира.
Человек — часть природы. Человек — член общества (22 ч)
Человек — часть природы: зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Общие представления о строении тела человека. Системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, выделительная система, нервная система. Их роль в жизнедеятельности человека.
Личная гигиена и укрепление здоровья. Значение физической культуры и физического труда для укрепления мышц.
Режим труда и отдыха — основа сохранения и восстановления нервной системы. Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека. Телефоны экстренной помощи.
Человек — член общества. Права и обязанности ребенка. Труд и общение как способы взаимодействия людей в обществе. Трудовая деятельность как особенность жизни человека, необходимое условие благополучия семьи и развития общества. Хозяйство, бюджет, деньги (на примере семьи).
Практикум
Наблюдения за изменением своего веса, роста, пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки.
Практические работы. Составление режима дня ученика 4-го класса. Оказание первой помощи при легких травмах: простейшая обработка ран, наложение повязок (работа проводится под руководством медицинского работника). Посильное участие школьников в общественно полезной деятельности (распределение обязанностей в классном коллективе, трудовых обязанностей в семье).
История Отечества (20 ч)
Источники изучения истории: летописи, берестяные грамоты, договоры, былины, археологические находки быта и хозяйственной деятельности, другие источники. Древние славяне (территория расселения, жилища, охота, земледелие, верование древних славян). Времена Древней Руси (хозяйственная деятельность древних славян, возникновение древнерусских городов, первые русские князья, былинные герои Древней Руси). Крещение Руси.
Вера в Бога и сохранение традиционной обрядовости у разных народов, населяющих Россию. Ярослав Мудрый. Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский. Первые московские князья.
Строительство Санкт-Петербурга. Преобразования Петра I: рождение русского флота, изменения в быту, культурные преобразования (межпредметные связи с курсом литературного чтения); Отечественная война 1812 года; Великая Отечественная война; освоение космического пространства. Россия сегодня. Москва — столица России. Важнейшие события, происходящие в современной России.
Практическая работа с картами, помещенными в учебнике. Выступления с докладами перед учащимися 2–3 классов по истории отечества.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»
4 класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 – м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:
• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
• приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;
• получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
• познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
• примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
• использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить не большие презентации по результатам наблюдений и опытов;
• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
• используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от
вымыслов;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Формы реализации программы:
- -фронтальная;
- -парная;
- -групповая;
- -индивидуальная
- Методы реализации программы:
- -практический;
- -объяснительно-иллюстративный;
- -частично- поисковый;
- -наблюдение;
- -информативный
- Способы и средства:
- -технические средства;
- -модели и таблицы;
- -рисунки;
- -альбомы по искусству;
- -дидактический раздаточный материал;
Формы диагностики уровня знаний, умений и навыков
4 класс | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | итого |
Тесты | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Проверочные работы | 1 | 1 | 2 | ||
Контрольные работы | 1 | 1 | 2 |
Система мер здоровьесберегающего характера
Для того чтобы дети не уставали на уроке, проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.
В начале каждого урока мы проговариваем с комментированием пословицы и поговорки о здоровье. Например, Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен — лечись, а здоров — берегись. Здоровье дороже денег: здоров буду — и денег добуду и т.п.
Система оценки планируемых результатов
Оценивание результатов учащихся по предмету «Окружающий мир» осуществляется во время фронтального, индивидуального опроса, самостоятельной работы, графического диктанта (текущий контроль), соревнований, графического диктанта, контрольных опросов, интеллектуальной игры (тематический контроль), конкурса, теста (итоговый контроль).
Используемый для контроля материал: учебник, тетради для самостоятельной работы, методическое пособие, поурочные разработки по окружающему миру для 4 класса, компетентностно - ориентированные задания по окружающему миру издательства «Легион».
Нормы оценок за все виды работ соответствуют общим требованиям, указанным ниже.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») — уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета*; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») — уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2—3 ошибок или 4—6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3—5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
• неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
• нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
• неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
• ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
• незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
• отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
• ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
• неумение ориентироваться на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
• преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
• неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
• отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
• неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
• неточности при нахождении объекта на карте.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Программу обеспечивают:
Для учителя:
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2013, 2014.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. 4 класс: 1\ Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2005, 2006,2013 2014
- Федотова, О. Н. Окружающий мир. 4 класс: хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. - М.: Академкнига / Учебник, 2014.
- Федотова, О. Н. Окружающий мир. 4 класс: метод, пособие для учителя / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. - М.: Академкнига / Учебник, 2008, 2014.
Для учащихся:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2007-2010.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир в вопросах и заданиях.4 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2007-2010.
№ | Содержание | Кол-во часов |
1 | История Отечества | 7 |
2 | Земля – планета Солнечной системы | 4 |
3 | Путешествие по природным зонам | 13 |
4 | Родной край – часть великой России | 11 |
5 | Человеческий организм | 11 |
6 | Изучаем органы чувств | 8 |
7 | Путешествуем по странам мира | 6 |
8 | Москва как летопись истории России | 5 |
9 | Мы – граждане России | 3 |
10 | Итого | 68 |
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы и методы контроля. Измерители | Сроки | Д/з | Примечания | |
| ||||||||||
1 | Древние славяне | 1 | Комбинированный | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена (Древние летописи, былины, поверья. Идолы. дополн матер.) | Знать: названия древних городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века. Уметь: работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествляли природу | Фронтальный опрос. Работа с раздаточным материалом | 2.09 | С. 7-17. Ответы на вопросы | ||
2 | Древняя Русь | 1 | Комбинированный | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств. Уметь: работать с картой «Путь "из варяг в греки"»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси богатырских застав; рассказывать из былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о русских богатырях - Илье Муромце и Добрыне Никитиче | Задания по группам | 8.09 | С. 18-24. Ответы на вопросы | ||
3 | Крещение Руси | 1 | Комбинированный | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать, во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей. Уметь: называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Владимира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым | Работа по группам | 9.09 | С. 25-29. Ответы на вопросы | ||
4 | Борьба Руси с западными завоевателями | 1 | Комбинированный | Знать военные победы Александра Невского. Уметь: работать по карте «Невская битва»; описывать Ледовое побоище | Фронтальный опрос | 15.09 | С.30-33. Ответы на вопросы | |||
5 | Возникновение Москвы. Первые московские князья | 1 | Комбинированный | Москва – столица России. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать, когда была основана Москва; в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком. Уметь: называть московских князей и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анализировать «ленту времени» и читать по ней даты | Индивидуальный опрос | 16.09 | С.34-38. Ответы на вопросы | ||
6 | Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Обобщение по теме «Древние славяне» | 1 | Комбинированный | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Иметь представление о мировых религиях. Уметь отвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой Знать историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос. | 22.09 | С. 39-48. Ответы на вопросы | ||
7 | Входная административная контрольная работа | 1 | Контроль | Индивидуальная работа (тест) | ||||||
8 | М.:«Наш край» Вводное занятие: Что такое экология? | 1 | Комбинированный | Цели, задачи и содержание программы «Моя малая Родина». Особенности работы. Организация занятий. Значение работы. Понятие «родной край», краеведение, экология. | Заложить основы активной гражданской позиции младших школьников путем привлечения их к краеведческой работе. | Индивидуальный опрос. | ||||
| ||||||||||
9 | Солнечная система | 1 | Комбинированный | Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода | Знать: названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот вокруг Солнца делает за один год. Уметь: называть космические тела; рассказывать о возникновении Солнечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появление в календаре високосного года | Фронтальный опрос | С. 49-53. Сообщение о планетах Солнечной системы | |||
10 | Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца | 1 | Комбинированный | Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода | Знать причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле. Уметь: проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле | Работа по группам | С. 54-58. Ответы на вопросы | |||
11 | Природные зоны нашей страны Обобщение по теме «Земля - планета Солнечной системы». | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Знать: понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нескольких природных зон. Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначение на карте; называть природные зоны Уметь: изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в Северном полушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом определять время года; работать с картой «Природные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем | Самостоятельная работа Тест. | С. 59-63. Ответы на вопросы С. 64. Ответы на вопросы | |||
12 | М.:«Наш край» Растительный мир моего села. | 1 | Комбинированный | Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения. | Знать:Растительный мир и Животный мир Насекомые: виды, места обитания, Птицы. Птицы своей области. Дикие и домашние животные. | Работа по группам | Выступление перед одноклассниками | |||
| ||||||||||
13 | М.:«Наш край» Животный мир моего села. | 1 | Комбинированный | Звери, обитающие на территории своего села. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека. | Знать: Животный мир Насекомые: виды, места обитания, Птицы. Птицы своей области. Дикие и домашние животные. | Работа по группам | Выступление перед одноклассниками | |||
14 | «Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения и животные ледяной зоны. Арктика и человек» | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь. Уметь: работать с картой «Природ-ные зоны России»; сравнивать при-родные условия своей местности с природными условиями Арктики; на-зывать характерные растения и жи-вотных для арктической зоны; сос-тавлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осва-ивают Арктику; называть заповед-ники Арктики; рассказывать о ме-рах защиты и охраны природы северного края | Фронтальный опрос | С. 65-73. Доклад об Арктике по плану в учебнике С. 65-73. Доклад о растительном или животном мире Арктики | |||
15 | Тундра. Тундра и человек | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре. Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры | Беседа по вопросам | С. 74-83. Доклад о тундре по плану, о растительном или животном мире тундры | |||
16 | М.:«Наш край» Красная книга нашего села | 1 | Комбинированный | Составление Красной книги своего села | Знать: о роли природы моего села Закон об охране природы в России. Красная книга России. | Фронтальный опрос | . Составление Красной книги своего села. | |||
17 | Зона лесов. Растения и животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Знать о роли леса в природе и жизни людей. Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг. Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России | Работа по группам | С. 84-94. Доклад о зоне лесов по плану о растительном или животном мире лесов | |||
18 | Зона степей. | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи. Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей | Беседа по вопросам | С. 95-103. Доклад о зоне степей по плану | |||
19 | Зона степей. Степь и человек | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Уметь находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей | Работа по группам | Доклад о расти- тельном или животном мире степей | |||
20 | Зона пустынь. | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне. Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь | Фронтальный опрос | С.104- 111. Доклад о зоне пустынь по плану | |||
21 | Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Знать об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне. Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь | Беседа по вопросам | Доклад о расти- тельном или животном мире пустынь | |||
22 | «Субтропическая зона. Растения и животный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье» | 2 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Знать правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье. Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны; рассказывать об охранной деятельности человека на Черноморском побережье | Работа по группам. Фронтальный опрос | С.112- 121. Докл. о субтро-ой зоне по плану. Доклад ораст-м или жив-ом мире субтроп зоны Черноморс-го побер Кавказ | |||
23 | Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России». | 1 | Обобщение знаний | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Уметь сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения; сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь | Беседа по вопросам | С. 122. Ответы на вопросы | |||
24 | М.:«Наш край» Моя родословная | 1 | Комбинированный | Первичное знакомство c генеалогией. Виды родословий, формы сбора и отображения генеалогической информации. Проектная деятельность. Составление генеалогического древа. | Составление семейного альбома, устное описание родственников. Выделение общих моментов в родословных различных семей. Презентация результатов проекта. | Работа по группам. Фронтальный опрос | . Выступление перед одноклассниками | |||
4. Родной край – часть великой России (11ч.) | ||||||||||
25 | Твой родной край | 1 | Комбинированный | Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности | Знать название родного края. Уметь: работать с толковым словарем; анализировать политико- административную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город (поселок); показывать границы родного края | Работа по группам | С.123- 125. Ответы на вопросы | |||
26 | Московское время Карта твоего края. | 1 | Комбинированный | Россия на карте. Простейшие измерения времени по часам Элементарные приемы чтения плана, карты. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности | Иметь представление о часовых поясах. Уметь: определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса России» Уметь: работать с физической картой России и с картой родного города (поселка); определять положение родного края на карте России | Фронтальный опрос | С. 126- 128.Ответына вопросы | |||
27 | М.:«Наш край» Семейные традиции, реликвии | 1 | Комбинированный | Собирать информацию у членов своей семьи. Беседа о народном календаре как особой энциклопедии народной жизни. Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в селе Фёдоровском до сих пор с целью их обогащения. Подготовка и проведение Святочных гаданий, колядования. Подготовка и выступление на традиционном празднике села «Масленица». | Знать: 1.Историю своей семьи, 2. Традиции своей семьи, 3. Реликвии своей семьи, Объяснение понятия «семейная реликвия», индивидуальная исследовательская работа. Выступление перед одноклассниками | Работа по группам | . Выступление перед одноклассниками | |||
28 | Поверхность и водоемы твоего края. Пр.р. по т «Путешествие по карте водоёмов твоего края» | 1 | Комбинированный | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Водоемы, их использование человеком. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности | Знать: понятия «холмистая» и «плоская» равнина; понятия «искусственные» и «естественные» водоемы; части реки (исток, устье, приток). Уметь: работать с физической картой России; сравнивать на карте изображение участка холмистой равнины и изображение участка низменности; составлять список водоемов родного края; показывать на карте части реки | Фронтальный опрос | С. 129-131. Ответы на вопросы. Сообщение о водоемах родного края | |||
29 | А что можешь сделать ты? Пр.р. по т. «Составление памяток по охране родн кр» | 1 | Комбинированный | Влияние человека на природу. Охрана природных богатств | Знать правила поведения, которые необходимо соблюдать во время прогулок в лес, на луг, к водоему. Уметь: соблюдать правила поведения в природе; составлять план мероприятий по охране поверхности земли родного края | Беседа по вопросам | С. 132. Ответы на вопросы | |||
30 | Полезные ископаемые твоего края | 1 | Комбинированный | Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности | Знать понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые». Уметь: работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родного края на карте; указывать, какие полезные ископаемые добывают в родном крае | Фронтальный опрос | С. 133- 135. Ответы на вопросы | |||
31 | Растения твоего края Отрасли животноводства твоего края и домашние животные | 1 | Комбинированный | Разнообразие растений. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности | Знать отрасли растениеводства. Уметь: определять положение родного края на карте «Природные зоны России»; называть растения и животных родного края; проводить наблюдения за неживой природой родного края; называть отрасли растениеводства родного края; проводить «учет» и описание растений и животных, которые обитают на школьном дворе | Устный опрос. Практическая работа | С.136-137. Сообщение о редких растениях родного края | |||
32 | Народные промыслы твоего края | 1 | Комбинирванный | Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности | Уметь: работать с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы родного края | Тест | С. 140- 143. Сообщение о народных промыслах родного края | |||
33 | Заповедные места твоего края Обобщение по теме «Родной край - часть великой России». | 1 | Экскурсия Обобщение знаний | Охрана природных богатств. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности Россия на карте. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности Россия на карте. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности | Знать понятие «заповедник». Уметь: работать с картой «Охраняемые территории»; пользоваться толковым словарем; описывать заповедные и охраняемые места родного края Знать историю, достопримечательности родного края. Уметь: составлять цепи питания между обитателями родного края; описывать водоем родного края по плану; называть растения и животных родного края; рассказывать о родной школе | Индивидуальный опрос | С.144- 147-148 Ответы на вопросы | |||
34 | М.:«Наш край» Роль семьи в истории села | 1 | Комбинированный | Изучение истории своей семьи в истории развития села. | Знать: историю своей семьи в историю развития села. | Работа по группам | Выступление перед одноклассниками | |||
5. Человеческий организм (11ч.) | ||||||||||
35 | Как устроен организм человека | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать понятия «орган», «система органов». Иметь представление о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем. Уметь: называть основные части тела человека; рассказывать о значении каждой части тела человека | Работа по группам | С. 7-11. Ответы на вопросы | |||
36 | Путешествие в мир клеток Самый большой орган чувств | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать понятие «ткань». Уметь: сравнивать внешний вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом Знать: термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой). Уметь: проводить простейшие опыты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покроваЗнать: термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой). Уметь: проводить простейшие опыты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покрова | Фронтальный опрос | С. 12-13. Ответы на вопросы С. 14-16. Ответы на вопросы | |||
37 | М.:«Наш край» Село, в кото-ром мы живем. Сельское хо-зяйство п. Нив-енское | 1 | Комбинированный | История образования села, происхождение названия | Знать: Историю образования села, происхождение названия своего села. | Работа по группам | ||||
38 | Как человек двигается | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать термины «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы». Иметь представление: о значении мышце-сгибателе и мышце-разгибателе; о строении костей; что кости «делают» кровь. Уметь: называть части скелета (череп, позвоночник); рассказывать о назначении костей скелета человека | Фронтальный опрос | С. 17-20. Ответы на вопросы | |||
39 | Пищеварительная система | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать понятия «пищеварение», «пищеварительная система». Уметь: выполнять правила питания; рассказывать о процессе пищеварения; называть необходимые для роста организма питательные вещества (углеводы, белки, кальций) | Фронтальный опрос | С. 21-24. Ответы на вопросы | |||
40 | Система кровообращения | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать, что в теле человека находятся полости, занимаемые органами. Уметь: называть органы кровеносной системы; рассказывать о работе сердца; рассказывать о циркуляции крови по организму; называть состав крови (красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма); рассказывать о строении сердца | Беседа по вопросам | С. 25-28. Ответы на вопросы | |||
41 | Познакомимся с дыхательной системой Береги свои легкие | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать, какие внутренние органы защищены грудной клеткой; понятия «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры». Знать, что курение вредно для каждой части организма человека. Уметь: проводить простейшие опыты; называть органы системы дыхания; рассказывать о путешествии воздуха в организме человека; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух Иметь представление о том, что легкие необходимы не только для дыхания, но и для того, чтобы говорить. Уметь: рассказывать о работе голосовых связок; выполнять режим дня; отказываться от вредных привычек | Фронтальный опрос | С. 29-31. Сообщение на тему «Как у человека происходят вдохи выдох» С.32-35. Сообщение на тему «Сохрани свои легкие здоровыми!» | |||
42 | М.:«Наш край» Наша школа | 1 | Комбинированный | Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордится | Знать: О Родной школе, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордится | Работа по группам | ||||
43 | Как почки удаляют из организма вредные вещества | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать строение мочевой системы. Иметь представление о роли почек. Уметь называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена) | Фронтальный опрос | С.36-37. Ответы на вопросы | |||
44 | Нервная система человека Обобщение по теме «Человеческий организм». | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать: строение нервной системы; какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств. Иметь представление о защитных рефлексах организма. Уметь: называть все органы чувств; рассказывать о строении нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы) Уметь: называть системы опорно- двигательного аппарата; называть органы пищеварения, кровообращения и дыхания; называть роль нервной системы; называть известные клетки крови | Беседа по вопросам | С. 38-40. Ответы на вопросы С.41-42. Ответы на вопр | |||
45 | М.:«Наш край» Здравоохранение Спорт в селе | 1 | Комбинированный | выпускники, которыми школа гордится, спортсмены села, медицинские работники села. | выпускники, которыми школа гордится, спортсмены села, медицинские работники села. | Работа по группам | ||||
| ||||||||||
46 | «Как мы воспринимаем окружающий мир». Спроси у носа, что такое запах | 1 | Комбинированный | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать: органы чувств; правила ухода за органом обоняния. Иметь представление: об органе равновесия; о строении носа. Уметь: готовить сообщение об органах чувств по плану; рассказывать о значении носа; проводить простейшие опыты и наблюдения | Тест | С. 43-45, с. 46-48. Ответы на вопросы | |||
47 | Высуни язык и скажи: «А» | 1 | Комбинированный | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Иметь представление о строении языка. Уметь: рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения | Устный опрос | С. 49-52. Ответы на вопросы | |||
48 | «Взгляд» на глаз | 1 | Комбинированный | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать правила ухода за глазами. Иметь представление о строении глаза. Уметь: рассказывать о значении глаза; проводить простейшие опыты и наблюдения | Работа по группам | С. 53-56. Ответы на вопросы | |||
49 | Ухо не только орган слуха Ухо – орган равновесия | 1 | Комбинированный | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать правила ухода за органом слуха. Иметь представление о строении уха. Уметь: рассказывать о значении органа слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения Знать правила ухода за органом слуха. Уметь: выполнять правила ухода за органом слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения | Фронтальный опрос | С. 57-59. Ответы на вопросы С. 60-61. | |||
50 | Советы врача | 1 | Комбинированный | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать, как помочь человеку до приезда врача. Уметь выполнять советы врача Уметь: называть органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения; называть части глаза, строение органов чувств | Фронтальный опрос | С. 64-66. Ответы на вопросы С. 67-68. Ответы на вопрос | |||
51 | М.:«Наш край» Много профессий хороших и разных | 1 | Комбинированный | Много профессий хороших и разных Умельцы нашего поселка. Трудовые династии села. | Знать: Много профессий хороших и разных | Работа по группам | ||||
52 | Распознавание предметов. Обобщение по теме «Изучаем органы чувств». | 1 | Комбинированный | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать правила ухода за органом осязания. Иметь представление о строении кожи. Уметь: рассказывать о значении органа осязания; проводить простейшие опыты и наблюдения | Фронтальный опрос | С. 62-63. Ответы на вопросы | |||
53 | М.:«Наш край» Никто не забыт, ничто не забыто! | 1 | Комбинированный | Земляки – участники войны, труженики тыла, дети войны, участники современных конфликтов. | Трудовые династии, земляки – участники войны, труженики тыла, дети войны, участники современных конфликтов. | Работа по группам | Выступление перед одноклассниками | |||
| ||||||||||
54 | Границы России | 1 | Комбинированный | Россия - наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Москва - сто- лица России. Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте. Элементарные приемы чтения карты | Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства». Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств | Работа по группам | С. 69-73. Ответы на вопросы | |||
55 | Границы России Элементарные приемы чтения карты | 1 | Комбинированный | Россия - наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Москва - столица России. Элементарные приемы чтения карты | Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства». Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств | Фронтальный опрос | С. 74-79. Ответы на вопросы | |||
56 | Соединенные штаты Америки (США) | 1 | Комбинированный | Элементарные приемы чтения карты | Иметь представление о терроризме. Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники США; называть столицу и главные города США | Беседа по вопросам | С. 80-83. Ответы на вопросы | |||
57 | Великобритания | 1 | Комбинированный | Элементарные приемы чтения карты | Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Великобритании; называть столицу и главные города Великобритании | Фронтальный опрос | С. 84-86. Ответы на вопросы | |||
58 | М.:«Наш край» Итоговое занятие. Проект «Чтобы помнили …» | 1 | Комбинированный | Трудовые династии, земляки – участники войны, труженики тыла, дети войны, участники современных конфликтов. | Трудовые династии, земляки – участники войны, труженики тыла, дети войны, участники современных конфликтов. | Работа по группам | ||||
| ||||||||||
59 | День народного единства | 1 | Комбинированный | Россия - наша Родина. Государственные праздники | Знать: государственные праздники России; историю создания памятника на Красной площади «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России». Уметь: рассказывать об истории Москвы, возведении Кремля, о Красной площади, Спасской башне, Кремлевских курантах, о московских князьях и их победах над иноземными захватчиками; рассказывать о подвиге Минина и Пожарского | Фронтальный опрос | С. 93-95. Ответы на вопросы | |||
60 | Москва: память о войне 1812 года | 1 | Комбинированный | Москва – столица России | Знать: государственные праздники России; историю создания памятника «Триумфальная арка». Иметь представление о значении войны 1812 года. Уметь: рассказывать об Отечественной войне 1812 года; называть памятники, посвященные Отечественной войне 1812 года | Устный опрос | С. 96-99. Ответы на вопросы | |||
61 | Память Москвы о героях В О войны 1941-1945 годов | 1 | Комбинированный | Москва - столица России | Знать, когда началась и закончилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать о героях Великой Отечественной войны | Устный опрос | С. 100-103 | |||
62 | Памятники Москвы покорителям космоса | 1 | Комбинированный | Москва - столица России | Знать: государственные праздники России; имя первого космонавта. Уметь: рассказывать об истории освоения космоса; называть памятники, посвященные космонавтам; рассказывать о достижениях России в освоении космоса | Самостоятельная работа | С. 104-107. Ответы на вопросы | |||
63 | Обобщение. «Москва как летопись истории России». | 1 | Обобщение знаний | Москва - столица России | Знать, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать об истории создания памятника на Красной площади Минину и Пожарскому; называть памятник по его описанию; объяснять, кого можно назвать народным полководцем; рассказывать о Бородинской битве, используя иллюстрации учебника и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»; называть имя маршала, которому в октябре 1941 года была поручена оборона Москвы; рассказывать о героях Великой Отечественной войны | Работа в парах и по группам | С. 108. Ответы на вопросы | |||
| ||||||||||
64 | Имя нашей страны - Россия или Р Ф Основной закон страны - Конституция России. Президент России | 1 | Комбинированный | Россия - наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте Человек - член общества | Знать: все названия нашего государства (Русь, Древнерусское государство, Россия); исторические столицы России; государственные символы России. Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации Знать, что Россия объединяет 89 равноправных членов - субъектов Российской Федерации; что главой нашего государства является Президент РФ; главные задачи парламента; понятия «федерация», «республика». Уметь: подписывать адрес на конверте; называть Основной закон страны - Конституцию России; называть права и обязанности граждан России; объяснять, почему охрана природы является одной из важнейших обязанностей граждан; объяснять, почему государство заинтересовано в получении гражданами основного общего образования; называть имена депутатов, которые представляют интересы твоего региона в парламенте страны | Фронтальный опрос | С. 109-111. Ответы на вопросы С.112-116. Ответы на вопросы | |||
65 | Резервный урок. Проверочная работа за 1четверть | 1 | Контроль знаний, умений | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России | Самостоятельная работа | ||||
66 | Резервный урок. Административная контрольная работа за 1полугодие | 1 | Контроль знаний, умений | Разнообразие животного мира. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности | Знать отрасли животноводства. Уметь: называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства родного края | Самостоятельная работа | С.138- 139. Сообщение о редких животных родного края | |||
67 | Резервный урок Проверочная работа за 3четверть | 1 | Контроль знаний, умений | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать, как помочь человеку до приезда врача. Уметь выполнять советы врача Уметь: называть органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения; называть части глаза, строение органов чувств | Самостоятельная работа по вопросам Тест | ||||
68 | Резервный урок Административная итоговая контрольная работа за год | 1 | Контроль знаний, умений | Россия - наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Москва - столица России. Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте. Элементарные приемы чтения карты | Знать: все названия нашего государства (Русь, Древнерусское государство, Россия); исторические столицы России; государственные символы России. Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации Знать, что Россия объединяет 89 равноправных членов - субъектов Российской Федерации; что главой нашего государства является Президент РФ; главные задачи парламента; понятия «федерация», «республика». Уметь: подписывать адрес на конверте; называть Основной закон страны - Конституцию России; называть права и обязанности граждан России; объяснять, почему охрана природы является одной из важнейших обязанностей граждан; объяснять, почему государство заинтересовано в получении гражданами основного общего образования; называть имена депутатов, которые представляют интересы твоего региона в парламенте страны | Самостоятельная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 4 КЛАССА НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса (далее Рабочая программа) является частью образовательной программы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразоват...
Рабочая программа по окружающему миру на 2014-2015 учебный год, 1 класс по системе РОЗанкова Л.В.
Настоящая рабочая программа по окружающему миру разработана на основе методологии системы развивающего обучения Л. В. Занкова, в соответствии с о...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса "Школа России" ФГОС 2015
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;-...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на 2015-2016 учебный год
УМК - "Школа России". В программе представлена пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру (1 класс), календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для 3 б класса на 2015-2016 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо окружающему мирудля 3 б классана 2015-2016 учебный год....
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...