Тематическое планирование 3 класс окружающий мир
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему
Окружающий мир 3 класс АА Плешаков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_3_okr.docx | 59.23 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_okruzh._mir.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование | |||||
№ п/п | Наименование раздела (темы), тема урока | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
План | Факт | ||||
Раздел «Как устроен мир» (6ч) | |||||
1 | Природа. | 1 | Знакомятся с учебником и учебными пособиями, понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить, раскрывают ценность природы для людей | ||
2 | Человек | 1 | Находят сходства человека и живых существ и отличия его от животных, различают внешность человека и его внутренний мир | ||
3 | Проект: «Богатства, отданные людям» | 1 | Определяют цель проекта, распределяют обязанности по проекту, собирают материал, презентуют работы | ||
4 | Общество | 1 | Определяют место человека в обществе, обсуждают вопрос о том, почему семья является важной часть общества | ||
5 | Что такое экология | 1 | Анализируют текст учебника, работают в паре, формулируют выводы из изученного материала | ||
6 | Природа в опасности! | 1 | Устанавливают причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды | ||
Раздел «Эта удивительная природа» (18ч) | |||||
7 | Тела, вещества, частицы | 1 | Характеризуют понятия тела, вещества, частицы, классифицируют тела и вещества, приводят примеры, наблюдают опыт с растворением вещества, формулируют выводы из изученного материала | ||
8 | Разнообразие веществ Пр.р. «Обнаружение крахмала в продуктах питания» | 1 | Наблюдают и характеризуют свойства поваренной соли, крахмала, сахара, кислоты, ставят опыты по обнаружению их в продуктах питания | ||
9 | Воздух и его охрана | 1 | Анализируют схему, исследуют с помощью опытов свойства воздуха, фиксируют результаты в тетрадь формулируют выводы из изученного материала | ||
10 | Вода. Пр.р. «Исследование свойств воды» | 1 | Исследуют по инструкции учебника свойства воды, работают в паре, находят главные мысли в учебнике, рассказывают об использовании воды | ||
11 | Превращение и круговорот воды | 1 | Различают три состояния воды, наблюдают образование капель в ходе эксперимента, формулируют выводы | ||
12 | Берегите воду! | 1 | Высказывают предположения почему надо беречь воду, используют при ответе цифровые данные, рассматривают фотодокументы, рассказывают о загрязнении воды, обсуждают способы экономного использования воды | ||
13 | Как разрушаются камни | 1 | Наблюдают процесс расширения твердых тел в ходе учебного эксперимента, характеризуют процесс разрушения твердых тел в ходе эксперимента, формулируют выводы и оцениваю себя и товарищей | ||
14 | Что такое почва. Пр.р. «Исследование состава почвы» | 1 | Понимают учебную задачу, анализируют рисунок учебника, высказывают предположения, почему почва плодородна, исследуют состав почвы | ||
15 | Разнообразие растений. | 1 | Знакомятся с группами растений, классифицируют растения, приводят примеры, готовят сообщения о растении | ||
16 | Солнце, растения и мы с вами | 1 | Моделируют процессы дыхания и питания растений, рассказывают об этих процессах, выявляют роль листьев, стебля, корня в питании растений | ||
17 | Размножение и развитие растений. | 1 | Наблюдают в природе, как распространяются растения, выявляют роль животных в размножении растений, работают с терминологическим словарем | ||
18 | Охрана растений | 1 | Понимают учебную задачу, характеризуют факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, оформляют памятку, оценивают себя | ||
19 | Разнообразие животных. | 1 | Актуализируют знания о животном мире, классифицируют животных, приводят примеры, работают с электронным приложением учебника | ||
20 | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 | Характеризуют животных по типу питания, приводят примеры, анализируют цепи питания, определяют по атласу-определителю растения, птиц, и другие природные объекты | ||
21 | Размножение и развитие животных | 1 | Моделируют стадии размножения животных разных групп, рассказывают, как животные заботятся о своем потомстве, работают с терминологическим словарем | ||
22 | Охрана животных | 1 | Обсуждают меры по охране животных, создают книжку-малышку «Береги животных», формулируют с помощью экологических знаков правила поведения в природе | ||
23 | В царстве грибов | 1 | Понимают учебную задачу, различают съедобные и ядовитые грибы ,формулируют выводы и оценивают себя | ||
24 | Великий круговорот жизни. | 1 | Характеризуют организмы -производители, организмы –потребители, организмы – разрушители, обсуждают опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе, моделируют круговорот в природе, оценивают достижения на уроке | ||
Раздел «Мы и наше здоровье» (10ч) | |||||
25 | Организм человека. Пр.р. «Измерение роста и массы тела человека» | 1 | Характеризуют системы органов человека, анализируют схемы, измеряют рост и массу тела | ||
26 | Органы чувств | 1 | Изучают материал темы и готовят рассказ по плану, распознают предметы на ощупь, формулируют правила гигиены органов чувств | ||
27 | Надёжная защита организма. Пр.р. «Изучение свойств кожи» | 1 | Характеризуют средства гигиены и ухода за кожей, меры первой помощи при повреждении кожи, осваивают приемы оказания первой помощи при повреждении кожи, готовят рассказ об уходе за кожей | ||
28 | Опора тела и движения | 1 | Характеризуют роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма, раскрывают роль правильной осанки для здоровья человека, выполняют физминутки | ||
29 | Наше питание Проект «Школа кулинаров». Пр. р. «Наличие питательных веществ в продуктах питания» | 1 | Определяют наличие питательных веществ в продуктах, моделируют строение пищеварительной системы, обсуждают правила правильного питания, составляют меню здорового питания | ||
30 | Дыхание и кровообращение. Пр.р. «Измерение пульса на запястье» | 1 | Актуализировать знания о легких и сердце, характеризовать строение дыхательной системы и ее роли в организме, моделируют строение дыхательной системы, кровеносной системы, измеряют пульс | ||
31 | Умей предупреждать болезни | 1 | Характеризуют факторы закаливания, формулируют правила закаливания, составляют памятку по закаливанию | ||
32 | Здоровый образ жизни | 1 | Различают факторы укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие, обсуждают и формулируют правила здорового образа жизни | ||
33 | Проверим и оценим свои достижения | 1 | Выполняют тесты с выбором ответа, оценивают | ||
34 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». | 1 | Выступают с подготовленными сообщениями, обсуждают выступления товарищей | ||
Раздел « Наша безопасность» (7ч) | |||||
35 | Огонь, вода и газ | 1 | Характеризуют действия при пожаре, называют наизусть номера телефонов экстренных вызовов, анализируют схему эвакуации из школы | ||
36 | Чтобы путь был счастливым | 1 | Повторяют правила безопасного поведения на улице, изучают материал учебника, готовят сообщения, выполняют тесты, моделируют свои действия в ходе ролевой игры | ||
37 | Дорожные знаки. | 1 | Анализируют разные виды знаков,, обсуждают, как они помогают пешеходам, моделируют свой путь от дома до школы | ||
38 | Проект «Кто нас защищает» | 1 | Находят материал, расспрашивают взрослых, оформляют материалы | ||
39 | Опасные места | 1 | Обсуждают опасности в доме и вне его, формулируют выводы | ||
40 | Природа и наша безопасность | 1 | Работают с атласом – определителем, характеризуют опасности природного характера | ||
41 | Экологическая безопасность. Пр.р. «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды» | 1 | Приводят примеры цепей загрязнения, обсуждают проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды ,знакомятся с устройством и работой бытового фильтра | ||
Раздел «Чему учит экономика» (12ч) | |||||
42 | Для чего нужна экономика | 1 | Раскрывают понятие «экономика», «потребности», «товары и услуги», различают товары и услуги, приводят примеры товаров и услуг, характеризуют роль труда в создании товаров и услуг | ||
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | 1 | Раскрывают роль природных богатств и труда людей в процессе производства товаров, прослеживают взаимосвязь труда людей разных профессий, раскрывают роль науки в экономическом развитии | ||
44 | Полезные ископаемые. | 1 | Актуализируют полученные знания о полезных ископаемых, определяют полезные ископаемые, характеризуют особенности добычи полезных ископаемых, формулируют выводы и дают оценку | ||
45 | Растениеводство. Пр.р. «исследование сельскохозяйственного растения» | 1 | Исследуют любое сельскохозяйственное растение, различают и классифицируют культурные растения, готовят сообщения о растениях | ||
46 | Животноводство | 1 | Классифицируют домашних сельскохозяйственных животных, выявляют взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности, исследуют, какие продукты животноводства использует семья в течении дня, формулируют выводы и оценивают достижения на уроке | ||
47 | Какая бывает промышленность | 1 | Характеризуют отрасли промышленности по их роли в производстве товаров, соотносят продукцию и отрасли промышленности, выявляют взаимосвязь отраслей промышленности, характеризуют труд работников промышленности | ||
48 | Проект «Экономика родного края» | 1 | Собирают информацию об экономике края, оформляют собранные материалы, презентуют и оценивают | ||
49 | Что такое деньги. Пр.р. «Сравнение монет России по внешнему виду» | 1 | Моделируют ситуации бартера и купли-продажи, раскрывают роль денег в экономике, различают денежные единицы разных стран, рассматривают и сравнивают монеты России по внешнему виду, устно описывают их | ||
50 | Государственный бюджет | 1 | Характеризуют государственный бюджет, его доходы и расходы, выявляют взаимосвязь между доходами и расходами государства, формулируют выводы и оценивают достижения на уроке | ||
51 | Семейный бюджет | 1 | Выявляют сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь, моделируют семейный бюджет | ||
52 | Экономика и экология | 1 | Характеризуют вредное воздействие экономики (различных отраслей) на окружающую среду, моделируют экологические прогнозы | ||
53 | Проверочная работа по теме «Чему учит экономика» | 1 | Выполняют тесты с выбором ответа и оценивают себя | ||
Раздел «Путешествия по городам и странам» (15ч) | |||||
54 | Золотое кольцо России | 1 | Рассказывают о достопримечательностях Золотого кольца России, узнают по фотографиям достопримечательности городов Золотого кольца России, составляют вопросы к викторине | ||
55 | Города Золотого кольца | 1 | Моделируют маршрут Золотого кольца, выполняют задания из электронного приложения к учебнику | ||
56 | Достопримечательности городов золотого кольца | 1 | Готовят сообщения о любом городе Золотого кольца, оценивают свои достижения | ||
57 | Проект: «Музей путешествий» | 1 | Собирают материал, составляют этикетки, оформляют экспозицию выставки | ||
58 | Наши ближайшие соседи | 1 | Показывают на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, работают с электронным приложением | ||
59 | На севере Европы | 1 | Работают в группе, готовят сообщения , выступают, оценивают свои достижения, соотносят государства и их флаги | ||
60 | Что такое Бенилюкс | 1 | Составляют вопросы к викторине, описывают достопримечательности Бенилюкса, работают в группах: изучают материал, готовят сообщения | ||
61 | В центре Европы | 1 | Изучают материал о странах центра Европы, готовят сообщения | ||
62 | По Франции и Великобритании (Франция) | 1 | Изучают материал, готовят сообщения, выступают, описывают достопримечательности Франции | ||
63 | По Франции и Великобритании (Великобритания) | 1 | Изучают материал, готовят сообщения, выступают, описывают достопримечательности Великобритании, выполняют задания из электронного приложения | ||
64 | На юге Европы | 1 | Самостоятельно изучают материал о Греции и Италии, составляют вопросы к викторине, описывают достопримечательности Греции и Италии | ||
65 | По знаменитым местам мира | 1 | Обсуждают цели международного туризма, соотносят памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, описывают по фотографиям изучаемые достопримечательности | ||
66 | Проверочная работа по теме «Путешествие по городам и странам» | 1 | Выполняют тесты с выбором ответа, обсуждают выступления учащихся, оценивают свои достижения | ||
67 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 1 | Выступают с подготовленными сообщениями, иллюстрируют их наглядными материалами | ||
68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 1 | Выступают с презентациями, сообщениями, оценивают свои достижения |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и с учётом сборник рабочих программ «Школа России» М: «Просвещение», 2011 год
Программа является ориентиром для изучения предмета окружающий мир по учебнику: Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / А.А.Плешаков- М: «Просвещение», 2013г.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение «Окружающего мира» в начальной школе выделяется 270 ч.
В 3 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю)
Практических работ – 10. Проверочных работ –3 Проектов - 8.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные результаты
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
- формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
- этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по различным признакам;
- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
- моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
- осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- находить на карте страны — соседи России и их столицы;
- определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
- осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
- различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
- различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
- проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
- классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
- пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
- обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
- использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
- использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
- оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- вырабатывать правильную осанку;
- выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
- понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
- правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
- соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
- понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
- раскрывать роль экономики в нашей жизни;
- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
- различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
- понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
- объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
- понимать, как ведётся хозяйство семьи;
- обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
- рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
- приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
- использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Содержание учебного предмета
Раздел «Как устроен мир»(6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Раздел «Эта удивительная природа» (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и
несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Пр.р. «Обнаружение крахмала в продуктах питания». Пр.р.«Исследование свойств воды». Пр.р. «Исследование состава почвы».
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.
Пр.р. «Измерение роста и массы тела человека». Пр.р. «Изучение свойств кожи».
Пр. р «Наличие питательных веществ в продуктах питания». Пр.р. «Измерение пульса на запястье».
Раздел «Наша безопасность» (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Пр.р. «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды».
Раздел «Чему учит экономика» (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Пр.р. «исследование сельскохозяйственного растения». Пр.р. «Сравнение монет России по внешнему виду».
Раздел «Путешествие по городам и странам» (15 ч)
Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...
Тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса , составленное на основе авторской программы А. В. Плешакова 1 – 4 классы
Наименование учебного предмета Окруж...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А. ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год 66 часов...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...