Тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса , составленное на основе авторской программы А. В. Плешакова 1 – 4 классы
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Наименование учебного предмета Окружающий мир
Класс 3
Срок реализации программы, учебный год 2015 - 2016
Количество часов по учебному плану 2 часа в неделю, 68 часов в год
Планирование составлено на основе Примерной программы начального общего образования (2009 г), авторской программы
А.А.Плешакова, «Окружающий мир» в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (2004 г.)
Учебник Окружающий мир: учебник для 3 класса (в двух частях) /А.А.Плешаков. М. – Просвещение, 2013, рекомендован Министерством образования и науки РФ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_okr.mir_.docx | 49.18 КБ |
ktp_okr_mir_3a.docx | 51.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное образовательное учреждение
Школа «Ника»
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Заместитель директора по УВР | Директор НОУ Школа «Ника» |
__________________________ | ___________И.А.Рублёва |
«___» августа 2015 г. | Приказ от «____»____________ № |
Рабочая программа Наименование учебного предмета Окружающий мир Класс 3 Учителя Яковличева С. П. Срок реализации программы, учебный год 2015 - 2016 Количество часов по учебному плану 2 часа в неделю, 68 часов в год Планирование составлено на основе Примерной программы начального общего образования (2009 г), авторской программы А.А.Плешакова, «Окружающий мир» в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (2004 г.) Учебник Окружающий мир: учебник для 3 класса (в двух частях) /А.А.Плешаков. М. – Просвещение, 2013, рекомендован Министерством образования и науки РФ Рабочую программу составил (а)___________________________Яковличева С. П. подпись расшифровка подписи |
г. Москва
2015 г.
Окружающий мир
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования (2009 г), авторской программы А.А.Плешакова, «Окружающий мир» в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (2004 г.)
Роль и место дисциплины в образовательном процессе | Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. |
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) | Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. |
Адресат | Рабочая учебная программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для общеобразовательного 3 класса НОУ Школа «Ника» |
Соответствие Государственному образовательному стандарту | Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова, «Окружающий мир», в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004г.) |
Цели программы | Формирование целостной картины мира и осознания места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой. |
Задачи программы | Формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества |
Специфика программы | имеет экологическую направленность, которая обусловлена особой актуальностью экологического образования в современных условиях; имеет ярко выраженный интегративный характер; соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. |
Основные содержательные линии курса (разделы, структура) |
Как устроен мир: природа; человек; общество; мир глазами эколога; природа в опасности! Эта удивительная природа: тела, вещества, частицы; разнообразие веществ; воздух и его охрана; вода; превращение и круговорот воды; берегите воду!; как разрушаются камни?; что такое почва?; разнообразие растений; солнце, растения и мы с вами; размножение и развитие растений; охрана растений; разнообразие животных; кто что ест?; невидимая сеть и невидимая пирамида; размножение и развитие животных; в царстве грибов; великий круговорот жизни; Мы и наше здоровье: организм человека; органы чувств; надёжная защита организма; опора тела и движение; наше питание; дыхание и кровообращение; умей предупреждать болезни; здоровый образ жизни; Наша безопасность: огонь, вода и газ; чтобы путь был счастливым; дорожные знаки; опасные места; о молниях, змеях, собаках и прочем; экологическая безопасность; Чему учит экономика: для чего нужна экономика; три кита экономики; полезные ископаемые; растениеводство; животноводство; какая бывает промышленность?; что такое деньги?; государственный бюджет; семейный бюджет; экономика и экология; Путешествие по городам и странам: золотое кольцо России; наши ближайшие соседи; на севере Европы; что такое Бенилюкс?; в центре Европы; путешествие по Франции и Великобритании; на юге Европы; по знаменитым местам мира; |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Обучающиеся к концу 3 класса должны знать: - что такое тела, вещества, частицы - компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства - компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы - группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; органы растений; растениеводство как составная часть сельского хозяйства - группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства - некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными) - взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе - строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены Обучающиеся к концу 3 класса должны уметь: - различать наиболее распространённые в данной местности растения, животных - устно описывать объекты природы - объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком - подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников - измерять температуру воздуха с помощью термометра - проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты - оперировать с моделями, указанными в программе - изготавливать кормушки двух- трёх конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы - выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость - в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы - выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи |
Виды и формы организации учебного процесса | Виды учебной деятельности:
Формы организации учебного процесса:
Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой и фронтальной. |
Проектная деятельность | «Богатства, отданные людям» «Разнообразие природы родного края» «Школа кулинаров» «Кто нас защищает» «Экономика родного края» «Музей путешествий» |
Система оценки достижений учащихся; основной инструментарий для оценивания результатов | 1.Текущий опрос (фронтальный, индивидуальный). Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте. Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия. 2. Тесты. К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они привлекают внимание, прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п. 3. Проверочные работы. Проверочная работа - используется при фронтальном (текущем) и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, а также требующие умения излагать мысли. Проверочная работа оценивается отметкой. Характеристика цифровой оценки (отметки) : "5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения. "4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения; отдельные неточности в изложении материала; "3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе (ответу); отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса; "2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. |
Универсальные учебные действия | В процессе изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым, обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие. |
Объём и сроки изучения | Программа курса общим объемом 68 часов в год, 2 часа в неделю изучается в течение всего года |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса | Окружающий мир: учебник для 3 класса (в двух частях) /А.А.Плешаков. М. – Просвещение, 2013. Окружающий мир. Рабочая тетрадь (в двух частях) 3 класс / А.А.Плешаков. М. – Просвещение, 2013. Окружающий мир. Тесты. 3 класс / А.А.Плешаков. М. – Просвещение, 2013. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» / Т.Ю.Целоусова, Т.В.Максимова М.:ВАКО,2008. Интернет-ресурсы Официальный сайт Образовательной системы «Гармония» www.umk-garmoniya.ru Окружающий мир: задания, тесты, наглядные и занимательные материалы). – Режим доступа: www.vneuroka.ru Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/ Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/ Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения курса
Личностные | Метапредметные | Предметные |
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». | 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2)сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5)развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. |
Содержание тем учебного курса
Название | Количество часов | Содержание |
Человек и природа – 24 часов. | ||
Как устроен мир? | 6 | Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. |
Эта удивительная природа | 18 | Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества. Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании. Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. «Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни. Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязнённой воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа – определителя. |
Человек и общество – 44 часов | ||
Мы и наше здоровье | 10 | Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), их значение и гигиена. Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности; органы выделения. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья. Практические работы: знакомство с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ различных продуктов (по информации на упаковках); подсчёт ударов пульса. |
Наша безопасность | 7 | Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы. |
Чему учит экономика? | 12 | Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и её основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, лёгкая промышленность, пищевая промышленность и др. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в ХХI веке. Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами. |
Путешествия по городам и странам | 15 | Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и т.д.) Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека. Практические работы: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов. |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру на 2015-2016 уч.год
3 класс «А»
Учитель Яковличева С. П.
В связи с объемом содержания учебника, каникулярными и праздничными днями, темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся в календарно-тематическое планирование внесены изменения.
№ п\п | № урока в теме | Календарные сроки | Тема урока тип урока | Количество часов | Характеристика деятельности учащегося Дидактические единицы образовательного процесса | Описание ценностных ориентиров содержания урока | Домашнее задание | Использование компьютерного оборудования, прогр. обеспеч., дидакт. средств | ||||||
I триместр | ||||||||||||||
Раздел «Как устроен мир» (6 ч) | ||||||||||||||
1 | 1 | 1.09 | Природа. | 1 | Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир», -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей, - анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку, - работать в паре, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Формирование личного отношения к окружающему миру Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле. Развитие элементов способности оценивать свои трудности и достижения. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. | с.8 № 1,2,3 | Мультимедий- ный проектор, учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||
2 | 2 | 4.09 | Человек. | 1 | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных, - различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека, - моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр, - работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека, обсуждать, как возникает богатство внутреннего мира человека, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.15, вопросы | Учебник, тетрадь | |||||||
3 | 3 | 8.09 | Проект «Богатства отданные людям» | 1 | В ходе выполнения дети учатся: - определять цель проекта, - распределять обязанности по проекту в группах, - собирать материал в дополнительной литературе, интернете, - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), -оформлять стенд, презентовать проект, -оценивать результаты работы | Подготовить проект | ||||||||
4 | 4 | 11.09 | Общество. | 1 | Проект о своей семье - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -определять место человека в мире, -характеризовать семью, народ, государство как части общества, - обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества, - сопоставлять формы правления в государствах мира, - работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации. Описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.23 № 1,2,4 | Учебник, тетрадь | |||||||
5 | 5 | 15.09 | Что такое экология. | 1 | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить - анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схемы, - работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, моделировать связи организмов, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. Ответственность человека в отношении к природе | С. 28, вопросы | Учебник, тетрадь | ||||||
6 | 6 | 18.09 | Природа в опасности! | 1 | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу, - готовить сообщение о заповедниках и национальных парках - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С. 29-31, | ||||||||
Раздел «Эта удивительная природа» (18 ч) | ||||||||||||||
7 | 1 | 22.09 | Тела, вещества, частицы. | 1 | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать тела и вещества, - приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ - наблюдать опыт с растворением вещества -высказывать предположения объясняющие результат опыта -доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц, - работать в группе, моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Ответственность человека в отношении к природе. Формирование личного отношения к окружающему миру. Развитие элементов способности оценивать свои трудности и достижения. | С.39, вопросы | Учебник, тетрадь | ||||||
8 | 2 | 25.09 | Разнообразие веществ. | 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, различать их по характерным признакам, - наблюдать опыт по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, - работать в группе, -работать в паре, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.45 № 1-2 | Учебник, тетрадь | |||||||
9 | 3 | 29.09 | Воздух и его охрана. . | 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - анализировать схему с целью определения состава воздуха - наблюдать опыт о свойствах воздуха, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, -высказывать предположения -работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.50 № 1-2 | Учебник, тетрадь | |||||||
10 | 4 | 2.10 | Вода. | 1 | Практическая работа понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», - практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, -работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воды, - проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.54, вопросы | Учебник, тетрадь | |||||||
11 | 5 | 13.10 | Превращения и круговорот воды. | 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - наблюдать в ходе научного эксперимента образование капель при охлаждении пара -высказывать предположения о состояниях воды в природе -формулировать на основе опыта вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя -работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.58, вопросы | Учебник, тетрадь | |||||||
12 | 6 | 16.10 | Берегите воду! | 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - наблюдать опыт фильтрация воды -высказывать предположения о том, почему надо беречь воду, находить цифровые данные -доказывать на основе опыта необходимость бережного отношения к водным ресурсам, -работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, моделировать в виде схемы источники загрязнения воды, о - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.62, вопросы | Учебник, тетрадь | |||||||
13 | 7 | 20.10 | Что такое почва. | 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать процессы образования и разрушения почвы, -анализировать рисунок учебника, схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя из книги «Великан на планете» - приводить примеры - наблюдать опыт -высказывать предположения о плодородии почвы, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.67-68, вопросы | Учебник, тетрадь | |||||||
14 | 8 | 23.10 | Разнообразие растений. . | 1 | Сообщения понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать группы растений - приводить примеры разнообразия растений - работать в группе определение растения с помощью «Атласа-определителя» - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.73-вопросы | Учебник, тетрадь | |||||||
15 | 9 | 27.10 | Солнце, растения и мы с вами . | 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать процессы питания и дыхания растений. -выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений -доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.77 № 1-2 | Учебник, тетрадь | |||||||
16 | 10 | 30.10 | Размножение и развитие растений | 1 | 2 часть понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», - характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения - приводить примеры распространения семян в природе, выявлять роль животных в распространении семян - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.81-вопросы | Учебник, тетрадь | |||||||
17 | 11 | 3.11 | Охрана растений. | 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, Красная книга. Правила поведения человека в природе (обсуждение материала книги «Великан на поляне»). - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.85 № 1-2, с.86 | Учебник, тетрадь | |||||||
18 | 12 | 6.11 | Разнообразие животных. | 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать группы животных -классифицировать животных из предложенного списка, - приводить примеры животных разных групп. - работать с электронным приложением к учебнику - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.93 №1-4 | Учебник, тетрадь | |||||||
19 | 13 | 10.11 | Кто что ест. | 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать животных по типу питания, -классифицировать животных по типу питания - приводить примеры цепей питания - наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта - работать в группе -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С. 97, вопросы | Учебник, тетрадь | |||||||
20 | 14 | 13.11 | Проект: «Разнообразие природы нашего края». | 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать животных по типу питания, -классифицировать животных по типу питания - приводить примеры цепей питания - наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта - работать в группе -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Подготовить проект | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | |||||||
21 | 15 | 24.11 | Размножение и развитие животных. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать животных разных групп по способу размножения. - моделировать стадии размножения животных разных групп - приводить примеры как заботятся домашние животные о своем потомстве - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С. 105 № 1, 2, 4 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
22 | 16 | 27.11 | Охрана животных. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир, -обсуждать меры по охране животных, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.110 №2, 3 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
23 | 17 | 1.12 | В царстве грибов. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия строение шляпочных грибов. -классифицировать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы - приводить примеры грибов-двойников, - наблюдать опыт -высказывать предположения и обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне», - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С. 116 №1-3 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
24 | 18 | 4.12 | Великий круговорот жизни. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия организмы-производители, потребители, разрушители - приводить примеры круговорота веществ, - наблюдать опыт -обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена цепи круговорота веществ, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.120 проверь себя | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
Раздел «Мы и наше здоровье» (10ч ) | ||||||||||||||
25 | 1 | 8.12 | Организм человека. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать системы органов тела -обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены, -работать в паре во время проведения опыта - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Развитие элементов способности оценивать свои трудности и достижения. Использование знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Понимание необходимости здорового образа жизни и соблюдение соответствующих правил. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. | С. 125 №1,2 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | |||||||
26 | 2 | 11.12 | Органы чувств. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -формулировать правила гигиены органов чувств, - работать в группе -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С. 129 №1-3 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
27 | 3 | 15.12 | Надежная защита | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать средства гигиены и уход за кожей, -формулировать правила первой помощи при повреждениях кожи -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С. 133 № 1-2 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
28 | 4 | 18.12 | Опора тела и движение. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма -доказывать необходимость правильной осанки для здоровья человека - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.137 №1.2 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
29 | 5 | 22.12 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров». | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения - моделировать строение пищеварительной системы - приводить примеры правильного питания -составлять меню здорового питания -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С. 141 проверь себя | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
30 | 6 | 25.12 | Дыхание и кровообращение. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме, строение кровеносной системы и ее роль в организме, -доказывать на основе опыта взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы, -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С. 146 №1,2 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
31 | 7 | 29.12 | Умей побеждать болезни. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать факторы закаливания, - приводить примеры факторов закаливания, составлять памятку, -работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.149 № 1,2 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
32 | 8 | 12.01 | Здоровый образ жизни. Правила ЗОЖ для школьников | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятие ЗОЖ, -формулировать правила ЗОЖ - приводить примеры факторов влияющих на укрепление здоровья и наоборот, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С. 153 № 1,2 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
33 | 9 | 15.01 | Проверим себя и оценим свои достижения | выполнять тесты с выбором ответа, оценивать правильность работы | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | |||||||||
34 | 10 | 22.01 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». | - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, -обсуждать выступления учащихся, - оценивать свои достижения | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | |||||||||
Раздел «Наша безопасность» (7 ч) | ||||||||||||||
35 | 1 | 19.01 | Огонь, вода и газ. ОБЖ Пожар в общественных местах. Причины | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры - анализировать схему эвакуации - наизусть называть номера телефонов экстренных служб, родителей - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Развитие элементов способности оценивать свои трудности и достижения. Соблюдение правил экологической безопасности в повседневной жизни. | С. 7 № 1, 3, 4 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | |||||||
36 | 2 | 26.01 | Чтобы путь был счастливым. ОБЖ. Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, транспорте. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - работать в группе сообщения о правилах поведения на улице и в транспорте -обсуждать предложенные ситуации, моделировать правила поведения, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С.13 № 1,2 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
37 | 3 | 29.01 | Дорожные знаки ОБЖ Скорость движения городского транспорта. Тормозной путь. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -классифицировать дорожные знаки -моделировать в виде схемы безопасный путь в школу, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С. 17 проверь себя | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
38 | 4 | 2.02 | Проект «Кто нас защищает». | -интервьюировать ветеранов ВОВ, МЧС, полиции и др. Оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | С.18-19, вопросы | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
39 | 5 | 5.02 | Опасные места ОБЖ Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С. 24 №1,2 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
40 | 6 | 9.02 | Природа и наша безопасность ОБЖ Чрезвычайные ситуации природного происхождения | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать опасности природного характера; - находить в атласе определители информацию о ядовитых растениях и грибах; - характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С. 30 № 2, 3 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
41 | 7 | 12.02 | Экологическая безопасность. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - анализировать по схеме цепь загрязнения, приводить примеры цепей загрязнения; - обсудить проблему экологической ситуации; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С. 36 № 1, 2 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
Раздел «Чему учит экономика» (12 ч) | ||||||||||||||
42 | 1 | 16.02 | Для чего нужна экономика | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; - различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг; - характеризовать роль труда в создании товаров и услуг; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Осознание значения природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимости бережного отношения к природным богатствам. | С. 41 № 1,2 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | |||||||
3 триместр | ||||||||||||||
43 | 2 | 19.02 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; - приводить примеры использование природных богатств; - прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий; - раскрывать роль науки в экономическом развитии; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С. 45 № 2 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
44 | 3 | 1.03 | Полезные ископаемые. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания о полезных ископаемых полученные в 1-2 классах; - определять полезные ископаемые с помощью атласа определителя; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Осознание значения природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимости бережного отношения к природным богатствам. | С. 50 проверь себя | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | |||||||
45 | 4 | 4.03 | Сельское хозяйство как составная часть экономики. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях полученные в 1-2 классах; - различать и классифицировать культурные растения; - определять их с помощью атласа определителя; - выявлять связь растениеводства и промышленности; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С. 54 № 1,2 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
46 | 5 | 11.03 | Животноводство как отрасль сельского хозяйства. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания о диких и домашних животных полученные в 1-2 классах; - классифицировать домашних сельскохозяйственных животных; -выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С. 59 № 1,2 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
47 | 6 | 15.03 | Какая бывает промышленность | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; - соотносить продукцию и отросли промышленности; - выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; - работать с терминологическим словариком; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С. 63 проверь себя | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
48 | 7 | 18.03 | Проект «Экономика родного края». | - собирать информацию об экономике своего края; -оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.; - презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. | С.64-65, вопросы | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
49 | 8 | 22.03 | Что такое деньги. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать понятия виды обмена товарами; - моделировать ситуации бартера и купли – продажи; - раскрывать роль денег в экономики; - различать денежные единицы разных стран; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С. 70 № 2,3 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
50 | 9 | 25.03 | Государственный бюджет. | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать государственный бюджет, его расходы и доходы; - выявить взаимосвязь между доходами и расходами государства; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С. 74 проверь себя | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
51 | 10 | 29.03 | Семейный бюджет. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы; - определить какие доходы и из каких источников может иметь семья; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С. 78 № 2,3 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
52 | 11 | 1.04 | Экономика и экология. . | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду; полученные в 1-2 классах; -характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С. 84 №1, 2 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
53 | 12 | 5.04 | Экономика и экология. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - раскрыть взаимосвязь между экономикой и экологией; - обсудить необходимость экологической экспертизы при осуществлении любого экономического проекта; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | С. 84, № 3,4 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
Раздел «Путешествия по городам и странам» (13 ч) | ||||||||||||||
54 | 1 | 8.04 | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. |
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Осознание необходимости бережного отношения к памятникам истории и культуры. Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить | С.97 № 1-2 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | |||||||
55 | 2 | 19.04 | Золотое кольцо России. Города Золотого кольца – Ярославль, Кострома и их достопримечательности | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||||
56 | 3 | 22.04 | Города Золотого кольца – Иваново, Суздаль, Владимир и их достопримечатель-ности. | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||||
57 | 4 | 26.04 | Проект «Музей путешествий» | — собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал); — оформлять экспозицию музея; — готовить сообщения (экскурсии по музею); — презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов | С.98-99 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
58 | 5 | 29.04 | Наши ближайшие соседи. | — понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; — обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | С.105 № 3,2 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
59 | 6 | 6.05 | На севере Европы | — понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;— работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;— соотносить государства и их флаги;— узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей;— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | С.117 № 2 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
60 | 7 | 10.05 | Что такое Бенилюкс?. . | — понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; — описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | С. 124 проверь себя | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
61 | 8 | 13.05 | В центре Европы. | — понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; — узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | С.131 № 2,3 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
62 | 9 | 17.05 | Путешествие по Франции и Великобритании | — понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; — описывать достопримечательности Франции по фотографиям; —— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | С.141 № 1,3 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
63 | 10 | 20.05 | Путешествие по Франции и Великобритании
| — понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; — описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям; — соотносить государства и их флаги: — узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей; — составлять вопросы к викторине по странам севера Европы; — работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Сообщение о стране | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
64 | 11 | 24.05 | На юге Европы. | — понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; — описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | С.148 № 3,4 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
65 | 12 | 27.05 | По знаменитым местам Мира. | — понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; — обсуждать цели международного туризма; — работать с картой; — описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности: — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | С. 153 № 1,2 | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
66 | 13 | 31.05 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | — выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся; — формирование адекватной оценки своих достижений. | Не задано | учебник, тетрадь на печатной основе, тестовые задания. | ||||||||
67 | 14 | Повторение изученного по теме «Человек и природа» | — понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы ; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся; — формирование адекватной оценки своих достижений. | |||||||||||
68 | 15 | Повторение изученного по теме «Человек и общество» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению 3 класс, составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру (на основе авторской программы А.А.Плешакова) для 2 класса.
Рабочая программа по окружающему миру включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру составлено в соответствии с ФГОС с УУД на основе авторской программы А.А. Плешакова 3 класс
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру создано на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего обр...
Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»
Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
Рабочая программа "Занимательная математика"_1 класс. (Составлена на основе авторской программы О.Холодовой)
Рабочая программа "Занимательная математика"_1 класс. (Составлена на основе авторской программы О.Холодовой)...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру на 2023-2024 учебный год по программе "Школа России" 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру на 2023-2024 учебный годпо программе "Школа России" 1 класс...