Конспект урока (по окружающему миру ) Пушкин – солнце русской поэзии
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Учебные задачи:
-познакомить с биографией поэта, его творчеством,
Как имя Пушкина связано с нашим краем?
-закрепить знания о прочитанных произведениях.
Учебные умения:
-развитие художественно- творческих познавательных способностей.
-определять художественную точку зрения автора и выражать свое отношение к героям
Оборудование :
компьютер, проектор, магнитофон, выставка произведений А.С. Пушкина, выставка творческих работ учащихся, портрет Пушкина.
Методы: словесный , наглядный ,продуктивный.
Приемы: выразительное чтение, слушание , письмо.
Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание , письмо.
Подготовка к уроку: учащиеся получили опережающие задания - исследования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.as_pushkin.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Погореловская средняя общеобразовательная школа, Корочанского района ,Белгородской области»
Конспект урока (по окружающему миру )
Пушкин – солнце русской поэзии
Подготовила
Учитель начальных классов
Вернигора Майя Ивановна
с Погореловка 2015г.
.
Ход урока :
- Организационный момент:
- Вступительное слово
Ребята , с самого раннего детства вы знакомы с произведениями Александра Сергеевича Пушкина.
Кажется , что нового можно сказать о самом знаменитом, самом любимом, самом изученном поэте. Это человек , чей день рождение отмечается , как народный праздник, в честь которого поставлены памятники, его книги, произведения издаются по всему миру , которому посвящено множество книг, статей, о котором еще в прошлом веке сказано и не раз повторено « Пушкин –это все»
Сегодня на уроке мы вспомним его биографию, произведения. Каждой группе учащихся я давала задание провести: биографическое исследование ,
Какое время года любил Пушкин ? Как имя Пушкина связано с нашим краем?
Музыка………
Александр Сергеевич, когда он родился, а это было
6 июня 1799 года в районе Немецкой слободы на окраине Москвы, еще ни кто не знал , что родился « Солнце русской поэзии»
Пушкин рос вместе со старшей сестрой Ольгой и младшим братом Левушкой
Мать Надежда Осиповна Ганнибал, приходилась внучкой арапу Петра 1-сыну эфиопского князя, впоследствии русскому генералу Абраму Петровичу Ганнибалу.
Отец Сергей Львович, происходил из старинного рода, но обедневшего дворянского рода. Он был знаком со многими русскими писателями; его брат(дядя Пушкина),Василий Львович немного писал. Мать из трех детей больше всего любила младшего Левушку.А Саша из воспоминаний «был большой увалень, кудрявый мальчик,дикарь,очень непоседливым ,проказничал, поэтому часто был наказан».Но зато его просто обожала Марья Алексеевна-бабушка. Она так говорила: «мальчик умен, охотник до книжек, а учится плохо».Книги Пушкин любил с детства. По словам младшего брата Льва, он еще будучи мальчиком ,тайком пробирался кабинет отца, и без разрешения №пожирал» все книги, попадавшиеся ему на глаза. К 11 годам мальчик удивлял взрослых своими знаниями.
Рано пробудилась у него поэтические наклонности: он писал стихи, поэмы и даже сочинил комедию, которая привела в восторг Ольгу. У Марьи Александровны была небольшая усадьба в селе Захарово, недалеко от Москвы. И Пушкин уезжал туда всей семьей на лето вместе с няней Ариной Радионовной . К своей няне Александр Сергеевич всю жизнь питал особую нежность. Она знала множество сказок, прибауток и была замечательной рассказчицей. Потом спустя годы он посвятил ей «Подруга дней моих суровых…».В 12 лте,1811 году Александр отправился учиться в Царский лицей,(бывшее царское село, под Петербургом)-здесь и находится здание лицея, где учился Пушкин.
Вся обстановка лицейского воспитания способствовала развитию дарования Пушкина .Здесь поощрялись поэтическое опыты, составлялись рукописные журналы. В 1817 году он был выпущен из лицея в чине коллежского секретаря и определен в Коллегию иностранных дел. Но служба мало интересует поэта, зато растет круг петербургских знакомств. Он дружил со многими активными членами декабристских обществ. Появляются его стихи о пороках деспотичного российского режима.1820 году над поэтом сгущаются тучи. Его вызывают к военному генералу в Петербург по поводу его политических стихотворений.
Ему грозит ссылка в Сибирь, только усилиями друзей заменяя переводом по службе в Екатеринослав.В 1820 году Раевский получает для Пушкина разрешения следовать за ним на Кавказ, и в Крым поправлять здоровье. Здесь он пишет много произведений. Пушкин подает прошение об отставке. И в 1824 году был отстранен от службы и направлен в псковское имение Михайловского под надзор родителей. Несмотря на переживания Михайловская осе6нь была плодотворной для поэта.
В ночь с 3-4 сентября в Михайловское прибывает псковский губернатор. Пушкин должен явиться в Москву,где ожидал коронации с Николай 1.
8 сентября Пушкин был доставлен для личной аудиенции. После разговора Николай 1 сказал «я сегодня разговаривал с умнейшим человеком».Царь понимал, что примирение с вольнодумцем ему необходими,чтобы успокоить общественное мнение. На первых порах Москва приветствовала молодого поэта, Одно за другим выходили печатные издания. Критика была благосклонна. Слава его росла. В творчестве обозначился новый поворот. Нарастал конфликт с правительством, которое вовсе не собиралось даровать Пушкину свободу и независимость мнений. За поэтом был учрежден негласный полицейский надзор. Появились в печати первые разносы(критика),Пушкина осуждали за его пристрастие к действительности.
1830 году Пушкин ,давно мечтавший о женитьбе и «своем доме»,добивается руки Натальи Николаевны Гончаровой, юной московской красавицы-бесприданницы.
Отправившись вступали во владение имением подаренных отцом к свадьбе, он из-за холерных карантинов, оказался на три месяца заключенным в селе Болдино. И в этой поре было суждено стать «Болдинской осенью»,наивысшей точкою его творчества. Был завершен «Евгений Онегин»,сказка « О попе и его работнике Балде»,написаны стихотворения «Бесы», «Элегия» и т.д.
В 1831 году Пушкин обвенчался с Н.Н.Гончаровой. Первое лето после свадьбы молодые проводят в Царском селе. В это время он пишет «История Пугачева», «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Сказка о царе Салтане…»
1833 году он начал вести дневник «обвинительную хронику высшего света».
Пушкин добился права на издание журнала «Современник». В журнале были помещены произведения критикующие строй.
Установка на собственное мнение, презрение к аристократическому обществу, обусловили вражду с правительством.
Внешне сводится к случайному происшествию :наглому ухаживанию за женой поэта светского француза Дантеса. .Но грязная сплетня не могла остаться незамеченной. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль.27 января за несколько часов до дуэли Пушкин был спокоен и деятелен, он не наделся умирать. Дуэль состоялась 27 января в 5 часов вечера.
Ранение было смертельно. После 2-х неполных суток физических мук, благословив близких, простившись с друзьями, получив от императора обещание взять жену и детей «на свое попечение» ,исповедовавшись и причастившись ,Пушкин умер. У его гроба побывало около 50тысяч человек.
Природная лирика Пушкина
Пушкин приходит к нам с чарующими стихами о природе. Впервые Пушкин ощутил природу, когда приезжал в имение, в село Захарово, тогда ему было 7 лет. Маленький Саша попадает на деревенский простор и ощущает новую благодатную тишину.
Давно сказано и много раз повторено: природа безучастна. Но почему же она так дивно соединяется с человеческим сердцем, и той возвышенной страстной силой его , которую издавна называют поэзией. Почему так глубоко волнуют и заставляют трепетать душу каждого картины природы, связанные с детством,пылкой отроческой любовью,первыми прозрениями и привязанностями или с теми святынями,что могут озарить всю жизнь
немеркнущим светом.
Когда-то Достаевский сказал « Красота спасет мир».
Наша современная действительность нуждается в спасении: в трудных условиях материальной жизни
Человек должен найти точку опоры, чтобы не упасть духом, не скатится в пропасть бытовых неурядиц, не замкнуться в самом себе.
Поэт понимает , что душу можно разбудить только тогда, когда человек сможет радоваться каждому мигу жизни, сумеет найти поэзию в любом проявлении земных радостей. В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть,которая лечит душу, приобщая ее к прекрасному мигу жизни,сумеет найти поэзию в любом ее проявлении земных радостей. В природеесть свое волшебство , своя чарующая прелесть , которая лечит душу , приобщая ее к прекрасному мигу осознания себя частицей всей Вселенной.
Во многих произведениях Пушкина звучат строки об осени, о его любимом времени года.
Осень
Октябрь уж наступил- уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад- дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницей ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей
И страждут озими от бешеной забавы
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Эти строки в точности рисуют картины осенней природы и действуют успокоительно.
Унылая пора ! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото , одетые леса
В их сенях ветра шум и свежее дыханье
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Ох! лето красное ! любил бы я тебя,
Когда б не зной , да пыль , да комары , да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля , мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить да освежить себя-
Иной в нас мысли нет , и жаль зимы старухи,
И проводив ее блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель ; вонь , грязь, весной я болен;
Кровь бродит ; чувства , ум тоскою стеснены,
Суровую зимою я более доволен,
Люблю ее снега ; в присутствии луны,
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!
Но не только « багрец и золото» осени пленяют поэта. Его влекут бескрайние снега и « суровые зимы»
Зимнее утро
Мороз и солнце день чудесный!
Еще ты дремлешь , друг прелестный-
Пора красавица , проснись;
Открой , сомкнуты негой взоры
На встречу северной Авроры,
Звездою севера явись !
Вечер ты помнишь, вьюга злилась
На мутном небе мгла носилась;
Луна , как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачная желтела,
И ты печальная сидела-
А нынче… погляди в окно…
Вспомните стихотворение « Зимний вечер»- это разговор с няней .Оно начинается с описания зимней бури,
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То , заплачет как дитя,
То , как путник запоздалый,
К вам в окошко застучит,
Наша ветхая лачужка и печальна и темна
Что же ты моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты мой друг утомлена.
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена
Кто не хотел, что бы рядом с ним была такая же ласковая и добрая, отзывчивая и нежная спутница как Арина Родионовна. Наверное, нет человека, который бы не знал ее имени. А что еще мы знаем о женщине, воспитывавшей великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, о нежной привязанности к которой он неоднократно писал? Сведение об Арине Родионовне невероятно скудны, нет точного описания ее внешности, не сохранилась ее могила.
Арина Родионовна была выкуплена вместе с поместьями и другими крепостными еще прадедом Александра Сергеевича. Жила ее семья крайне бедно, поэтому Арина Родионовна попросилась в няни к хозяевам. Сначала она приходила в дом на день, потом осталась жить при хозяевах постоянно. За добросовестную работу ее семье был подарен дом. Семейство Пушкиных при переезде в столицу забрало с собой и овдовевшую Арину Родионовну с четырьмя детьми. Она настолько органично вплелась в жизнь своих воспитанников, что ее даже иногда называли "матушкой". Бабушка Александра Сергеевича хотела дать вольную любимой няне детей, но Арина Родионовна отказалась от такого дара и осталась крепостной. При переезде в Михайловское на Арину Родионовну были возложены обязанности по ведению хозяйства, а долгими деревенскими вечерами она рассказывала будущему сказочнику волшебные истории, которым, казалось, не было конца. Многие из них были записаны старательным воспитанником и, возможно потом, поведанные миру в стихах. Некоторые исследователи творчества Пушкина, действительно считают, что сюжеты своих сказок поэт принес из детства с Ариной Родионовной. Другие же считают подобное влияние значительно преувеличенным и преподносят совершенно иной образ, противоположный сложившемуся стереотипу. По их мнению, не было романтичной привязанности Пушкина к няне, и вся заслуга заурядной женщины была в доброте. Более того, Арину Родионовну представляют, как любительницу хмельных напитков.
Как бы там ни было, но история ее жизни действительно проста, но и не совсем обычна для крепостной. Беззаветная преданность своему воспитаннику, доброе отношение к ребенку, ничего требующее взамен, оставило нам поэтический образ реального человека. Образ сказочный и мифический, ласковый и заботливый, образ, которому было адресовано немало поэтический строк. Безусловно, что Арина Родионовна сыграла определенную роль как в творчестве поэта, так и в его жизни.
Историческая справка
Как имя А. С. Пушкина связано с нашим краем?
Одним из предков Пушкина- был Гаврила Григорьевич Пушкин, он был воеводой в Белгороде в 17 веке.
Пушкин дружил с нашим земляком декабристом Владимиром Федосеевичем Раевским и известным русским актером Михаилом Семеновичем Щепкиным.
В Белгороде есть улица А. С Пушкина.
Правнук великого поэта – Григорий Григорьевич Пушкин сражался в 1943 году на Курской дуге.
Он прошел по Белгородским землям, освобождал
Харьков. 17 октября 1997 году его не стало.
Бабушка Пушкина – Мария Алексеевна белгородка, родилась в Короче, где в то время стоял Тверской драгунский полк- место службы отца.
Графиня Панина шестиюродная сестра поэта- владела слободой Вейделевка Белгородской области.
Племянницы А. П. Керн, которой посвящено стихотворение « Я помню чудное мгновенье»-
белгородки.
Нельзя не сказать об Арнольде Ильиче Гессоне, который исследовал жизнь и творчество Пушкина.
Арнольд Ильич Гессен
« Я родился в городе Короча, Курской губернии, в 1878 году. Отец мой был печатник. Я помогал ему в работе, рос среди книг и это, надо полагать, предопределило мой весь жизненный путь. Учился в гимназии и одновременно работал в крошечной типографии в качестве наборщика и печатника».
Арнольд Ильич Гессен-автор замечательных книг о Пушкине: «Набережные Мойки,12», «Во глубине сибирских руд», «Всё волновало нежный ум», «Москва, я думал о тебе» и т.д.
«Я писатель, пишу о Пушкине и его творчестве, а оно всегда волнует и никогда не перестает волновать, доколе жив человек и способен наслаждаться им»
20 лет 1898 году он покинул Корочу и поступил в Петербургский университет. Окончил физико-математический факультет, но стал журналистом и объездил много стран. Спустя 66 лет, он приехал в Корочу, посетил школу интернат. Привез в подарок фотовыставку о Пушкине, посещал памятные ему места, выступал перед студентами совхоза – техникума. В настоящее время воздвигнут монумент Арнольду Ильичу Гессену около школы интернат
По страницам сказок А.С Пушкина.
Мне мама Пушкина читает,
А я смотрю в морозное окошко
Любимый голос дрему навевает
И я дремлю.И рядом дремлет кошка.
Но вот уже-ни комнаты,ни мамы…
Пустынный берег- на широком взморье,
Да дуб зеленый,сказочный,тот самый,
И-Мурзик мой сидит у Лукоморья…
(Ольга Александрова.Новооскольсий район)
Пушкин не писал специально для детей.Однако в круг детского чтения вошли всемирно известные сказки.
Какие сказки Пушкина вы знаете?
(Ответы детей)
А сейчас мы проведем небольшую викторину.
Викторина:
1.Дерево которое было украшено золотой цепью?(Дуб)
2.Предмет который бросила царевне нищая чернавка?(Яблоко)
3.Кто пытался спасти царевну,пока богатыри охотились?(Пёс)
4.Имя царя подслушевшего мечты 3-х девиц?(Салтан)\
5.Оружие витязей?(Копье)
6.Где живет золотая рыбка?(В море)
7.Предмет,доставивший на пустынный остров царицу и с сыном?(Бочка)
8.Жених Людмилы?(Руслан)
9.Самое скромное желание старухи?(Корыто)
10.Имя царя обладателя золотого петушка?(Дадон)
11.Попов работник?(Балда)
12.Предмет на котором сидел золотой петушок?(Спица)
13.Государь(Царь)
14.Имя царевича разговаривавшего с солнцем ,месяцем и ветром?(Елисей)
15.Волшебная жидкость ,которая в сказках бывает живой и мертвой?(Вода)
Из каких сказок сейчас прозвучат отрывки?
1.Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят,так воем и воют…
2.«Долго царь был не утешен,
Но как быть,и он был грешен;
Год прошел ,как сон пустой,
Царь женился на другой»
3.Попляши-ка ты под нашу балалайку:
Ты,бесенок,еще молоденок,
Со мною тягаться слабенок….
4.Там царь кощей над златом чахнет;
Там русский дух…там Русью пахнет…»
5. « Я ль на свете всех милее,всех румяней и белее?»
6. «Посади ты эту птицу,-
Молвил он царя на спицу…..»
Прочитай выразительно отрывки:
« Здравствуй, зеркальце!скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
И ей зеркальце в ответ:
«Ты,прекрасна,спору нет;
Но живет без всякой славы,
Средь зеленыя дубравы
У семи богатырей
Та,что все ж тебя милей»
«Воротился старик ко старухе:
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бронится:
« Дурачина ты простофиля!
Выпросил, дурачина,ты корыто!
Воротись, дурачина ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу»
Подведение итогов:
Понравился ли вам урок?
Что нового вы узнали?
Оценки за урок.
Домашнее задание:
Перечитать любимое произведения Пушкина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе по программе "Гармония" по теме "Солнце и его значение для живого", презентация
Формировать представленияоб источниках света и тепла, о значении Солнца для всего живого на Земле; сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии ...
Презентация к уроку, посвященному творчеству А.С. Пушкина - "Солнце русской поэзии"
Представлены материалы связанные с биографией А.С. Пушкина и его сказками....
Конспект урока по окружающему миру «Искусство России XIX века. Солнце русской поэзии – Александр Сергеевич Пушкин», 4 класс
Урок по УМК "Начальная школа XXI века"...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза"
Урок подготовлен по УМК "Начальная школа 21 век". Урок знакомит детей с национальными блюдами русской кухни, с традициями русского народа....
Конспект урока по окружающему миру. Тема: Солнце - звезда.
УМК "Школа 21 века". Класс: 3...
Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях
Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....