Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок подготовлен по УМК "Начальная школа 21 век". Урок знакомит детей с национальными блюдами русской кухни, с традициями русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr._mir_trapeza_igrov_tehn.docx | 738.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по окружающему миру
Тема урока «Русская трапеза»
Цель: познакомить с блюдами славян, с национальными блюдами русской кухни, вспомнить о традициях русского народа.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
-Формирование чувства любви к Родине, родному краю при изучении культуры русского народа.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-Формирование умения работать с информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
-Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
-Формирование умения работать в статичных группах (Коммуникативные УУД)
-Формирование начальных форм рефлексии (Регулятивные УУД)
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-Освоение знаний по теме «Русская трапеза»
Ход урока:
– Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения.
– А еще хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы сегодня вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее.
– А поможет вам в этом формула удачи:
II. Работа над пройденным материалом.
– О чем говорили на прошлом уроке?
– Проверим ваши знания.
1. Индивидуальная работа по карточкам.
– Трое из вас получат карточки. Внимательно прочитаете задание и выполните его.
Все остальные будут писать тест. Если мое высказывание верное пишите слово “да”, если неверное – “нет”.
Тест (“да”, “нет”).
Славяне были смелыми и умели защищать свою Родину. (Да.)
Славяне не были гостеприимными. (Нет.)
Крестьянки носили на голове платки, а богатые горожанки – шляпы. (Да.)
Люди носят одежду, чтобы не мерзнуть. (Да.)
В крестьянском доме было много комнат. (Нет.)
Будуар – комната, в которой хозяин дома принимал своих друзей. (Нет.)
Поменяйтесь листочками проверьте работу друг друга.
– Какие оценки вы поставили друг другу?
– Поиграем в игру “Узнай по описанию”.
3. Игра “Узнай по описанию”.
а) Один из самых древних предметов одежды, воротник украшали вышивкой. Подвязывали кожаным поясом с медной пряжкой. Люди победнее носили холщевую, а кто по богаче – шелковую. (Рубаха.)
б) Зимняя одежда крестьянина на меху. (Тулуп.)
в) Летняя обувь крестьян, которую плели из лыка. (Лапти.)
г) Зимняя обувь крестьян. (Валенки.)
– Молодцы вы хорошо знаете одежду своих предков.
– Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока, надо разгадать загадки.
1. Отгадайте загадки.
Я росту все и росту,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
В печь сади быстрей меня.
(Тесто.)
То, про что загадка эта,
Хорошо с чайком поесть,
С виду он как батон,
Но с начинкой сладкой он.
(Рулет.)
Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач,
На вкус как сахар сладок,
А сам похож на мяч.
(Арбуз.)
Он бывает с толокном,
Рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
– По кусочку все съедят.
(Пирог.)
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках будто еж,-
Вот и назван … (ежевика).
На полянке у дорожки
Красные горошки
Кто мимо пройдет – в рот себе кладет.
(Земляника.)
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой,
Не с конфетной фабрики
Из далекой Африки.
(Апельсин.)
– Какое слово получатся из первых букв слов? (Трапеза.)
2. Словарная работа.
Объясните значение этого слова.
Выслушать объяснения.
– Послушаем толкование слова из словаря.
Трапеза – кушанье, стол с пищей
Обед, ужин
Общий стол в монастырях
3. – Как вы думаете, о чем мы будем говорить, что узнаем?
– Сегодня мы познакомимся с национальными блюдами русской кухни, поговорим о традициях русского народа. Ведь славяне во все времена отличались гостеприимством.
4. – А без чего не обходилась ни одна трапеза у наших предков?
– Ни одна трапеза наших предков не обходилась без хлеба. Это главная пища русских людей.
– А что вы знаете о хлебе?
Хлеба были разные. На Руси с древнейших времен хлеб пекли из кислого – заквашенного теста. Так как основной зерновой культурой была рожь, то и пекли, в основном, черный хлеб. Белый хлеб ели богатые люди, а крестьяне такой хлеб ели только по праздникам.
– Хлеб в старину ставили на самое почетное место. О важной роли хлеба говорят десятки пословиц, созданных нашими предками.
Дополни пословицу
Ешь пироги, а хлеб вперед береги.
Хлеб – всему голова.
Без хлеба нет обеда.
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
– Обязательной принадлежностью стола, начиная со средних веков, была солонка. Ведь хлеб-соль везде были символом благополучия и гостеприимства.
– Объясните смысл пословиц.
5. Работа по учебнику с. 56
Чтение и анализ текста “Русская трапеза”
– Какие блюда могли быть на столе у наших предков?
– Что заготавливали на зиму славяне?
– Какой пили чай?
Физкультминутка.
– Ребята вы немножко устали. Подумаем о своем здоровье и проведем физминутку для глаз.
6. Во время отдыха прозвучала задорная русская песня, такие пели и поют на праздниках. Недавно мы провожали зиму.
– Что это за праздник?
– Какое главное блюдо на Масленице?
– Древним блюдом из молотого зерна были блины. Сначала их ели во время поминок, а значительно позже под блины стали петь да плясать и Масленицу провожать. А. Пушкин написал про блины такие строчки
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины.
– На Масленицу поют, пляшут, играют. Делают это все вместе сообща.
7. – Теперь поработаем в команде (группе).
Для каждой команды я приготовила текст. Вы его прочитаете. Выполните то задание, которое написано после текста.
– Мы уже узнали, как питались крестьяне 200 лет назад.
– Послушайте что ели в этот же период времени знатные бояре и князья.
В будние дни за княжеским столом и у знатных бояр подавали дичь.
На стол ставили уху из разной рыбы, солонину и колбасы. Изумлял иноземцев своим утонченным вкусом рассольник. Щи подавали с грибами, с рыбой, с пирогами.
А вот на пирах бояр и князей стало появляться огромное количество блюд, доходящее до пятидесяти. За царским же столом подавалось 150–200. Обеды длились 6–8 часов подряд и включали почти десяток перемен, каждая из которых в свою очередь состоит из двух десятков одноименных блюд: десяток сортов жареной дичи, соленой рыбы, десяток сортов блинов и пирогов.
Блюда готовились из целого животного или растения, всякого рода измельчения, перемалывания и дробления пищи использовались только в начинках для пирогов.
– Послушайте, какие правила соблюдали наши предки во время трапезы.
Во время приема пищи в прошлые времена сидели чинно. За столом не разговаривали. Во время обеда вставать было нельзя, даже если вошел старший по возрасту или почетный гость. Ему кланялись, сидя за столом, и продолжали, есть не спеша.
В России до сих пор отдается дань уважения столу: у нас долго любят посидеть за трапезой. С давних пор сохраняется обычай провожать в дорогу и встречать человека застольем.
– Какие правила поведения за столом вы соблюдаете?
Правила поведения за столом.
Перед едой мой руки с мылом.
Кушай не быстро и не очень медленно, хорошо пережевывая пищу.
Сладости кушай только после обеда.
Не ставь локти на стол.
Не разговаривай с полным ртом.
Используй салфетку.
Поблагодари.
Картинная галерея.
Репродукция картины Б. М. Кустодиева “Купчиха за чаем”.
Самым хлебосольным домом на Руси в XIX веке считался дом купеческий. Купцы сами любили поесть и гостей знатно и сытно угощали. Одну страницу из купеческой жизни представил нам художник Б. М. Кустодиев. Обратите внимание, какой обильный стол изобразил художник.
IV. Обобщение.
Разноуровневые задания.
– Проверим, как вы усвоили материал урока.
– Выберите для себя задание на карточке
Красный цвет – сложное задание
Что ели в древности?
Щи, пироги, плов, квас, огурцы, репу, чай, виноград, курагу, капусту, мед, молоко, грибы, хлеб, кисель, кофе.
Желтый – задание полегче
Назови пословицы о хлебе.
Синий – самое легкое задание
Что ели крестьяне в пост?
– Какую карточку вы выбрали?
Выслушать ответы детей.
– Подведем итог нашего урока. Начинайте свое высказывание со слов на слайде.
Задание на дом: составить словесный портрет героини репродукции Б.М. Кустодиева «Купчиха за чаем».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"(конспект+презентация)
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"...
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...