урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Шишкина Ирина Викторовна

Цель деятельности педагога:  создать условия для ознакомления с птицами, обитающим в зимнем лесу, установления зависимости способа питания птицы от строения клюва; способствовать развитию умений выделять особенности внешнего вида и голосов зимующих птиц.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся называть птиц, обитающих в зимнем лесу, рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса зимующих птиц, устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва.Задачи:

  • обобщить знания об особенностях жизни птиц зимой,
  • развивать познавательную и творческую активность детей,
  • воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рисунки птиц, презентация,                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Шенкурская СОШ»

Урок окружающего мира по теме: «Жизнь птиц» 1 класс.

Учитель: Шишкина Ирина Викторовна.

Цель деятельности педагога:  создать условия для ознакомления с птицами, обитающим в зимнем лесу, установления зависимости способа питания птицы от строения клюва; способствовать развитию умений выделять особенности внешнего вида и голосов зимующих птиц.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся называть птиц, обитающих в зимнем лесу, рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса зимующих птиц, устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва.

Формирование УУД:

Задачи урока, направленные на формирование универсальных учебных знаний:
Личностные УУД:
- формирование интереса к изучению родной природы;
- понимать важность заботы о зимующих птицах;
- повышение уровня мотивации учебной деятельности
Предметные результаты:
1) Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
2) Правильно подбирать корм для птиц;
3) Знать правила подкормки птиц
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
- наблюдать и делать выводы;
- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
- работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
- составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
- проговаривать в логической последовательности свои действия;
- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке

Задачи: 

  • обобщить знания об особенностях жизни птиц зимой,
  • развивать познавательную и творческую активность детей,
  • воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рисунки птиц, презентация,                   

                                                                                                                                                       1.

                                                                                                                                                                                   ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

а) приветствие учителя;

– Мне очень хочется пожелать доброго дня  всем – всем – всем, каждому из вас. Добрый день, ребята, гости! И давайте поиграем с вами в игру “Добрый день ”.

б) игра “Добрый день ”;

– Я скажу слова: “Добрый день …” и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашет мне рукой,– значит, вы услышали и отвечайте на приветствие. Попробуем?

Добрый день всем девочкам!....

Добрый день всем мальчикам!...

Добрый день всем, кто любит конфеты!...

Добрый день всем, кто приехал в школу на автобусе!...

Добрый день всем, кто хочет знать тему нашего урока!...

II. Сообщение темы и цели урока.

а) фронтальная работа;

– А тема урока зашифрована. Посмотрите на доску, постарайтесь расшифровать. Отгадайте кроссворд.

1.На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

На носу сверкает капля

Узнаёте? Это…(цапля)

2. Гребень имею-не пользуюсь им.

Шпоры имею-не езжу верхом. ( петух)

3.Чернокрылый, красногрудый,

Он зимой найдёт приют:

Не боится он простуды-

С первым снегом                                                                                                                                           2.

Тут как тут! (снегирь)

4.На шесте – дворец,

Во дворце-певец.

Кто это? (скворец)

5.Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

А что пора?

Какая же морока,

Когда трещит…(сорока)

Какое ключевое слово получилось? (птицы)

Но чтобы тема была более точной нужно выполнить ещё одно задание.

– Прочитайте слоги и составьте слова. (Слайд   )

ПТИ

ЦЫ

ЗИ

МОЙ

– Прочитайте ещё раз тему урока.

– Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? (ответы детей)

( Поговорим о птицах. О их жизни зимой. О том, как люди помогают птицам зимой. И ответим на вопрос «Что умеет делать клюв?»)

11. Актуализация знаний. Проблемная ситуация

На какие группы можно разделить птиц?

– Каких птиц вы видите зимой?  Можно ли увидеть ласточек, лебедей? Почему?
– Какие птицы остаются зимовать? Почему?  (Слайд  )(им хватает корма они не боятся мороза)

  • -Кочующие птицы- птицы, живущие на далёком севере, и они ежегодно кочуют в пределах определённой области, не улетают в страны с тёплым климатом. Это белые совы, клесты, снегири, гусь-гуменник.
  • -Оседлые птицы- птицы, которые круглый год живут в одной местности и не улетают на зимовку, так как могут найти корм в холодное время. К ним относятся голуби, воробьи, сороки, галки, рябчики, тетерева, дятлы                                                                                                        3.
  • Каких вы знаете «оседлых» птиц?( ворона, воробей, щегол, дятел, поползень, сорока, голубь, клёст, синица, галка)

Как можно назвать кочующих и осёдлых птиц одним словом? (зимующие птицы)

Физминутка для глаз

I11. Обобщение и систематизация знаний

4.Открытие новых знаний
(работа в группе)

Правила работы в группе.

 - А сейчас каждый из вас попробует себя в роли маленького исследователя.
Дети, посовещавшись в своих группах, узнают птицу по описанию. Читают, выбирают характерные признаки птицы и потом загадывают другим группам, так чтобы те узнали птицу по описанию.

Отвечают на дополнительные вопросы.

- расскажите о птицах. (подготовленные дети рассказывают, другие дополняют)

1(Синица)Меня можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках. Я маленькая, как воробышек. У меня чёрная шапочка, жёлтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Зимой питаюсь семенами ели, сосны и других растений. Я очень подвижная птица, могу висеть на ветке вниз головой потому, что у меня длинные и острые когти.

-почему синица может висеть вниз головой?( длинные и острые когти.)   (Слайд  )

2.(Воробей) (Слайд   )Я –птица. Маленькая подвижная птица с коричневыми пёрышками и твёрдым острым клювом, спокойно переношу холода. Когда мне холодно,  прячу одну лапку в пушистое брюшко, а на другой ноге стою. Но чаще мы сидим, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Мы любим чистоту и поэтому купаемся зимой в снегу. Мы – главные защитники, сторожа городских парков и садов. Птенцов  кормим насекомыми и личинками, принося большую пользу человеку.

Как греются воробьи в сильный мороз?( прячу одну лапку в пушистое брюшко, а на другой ноге стою.)

3. (Дятел) (Слайд   ) Я – большой пёстрый. Про меня говорят «Лучший друг леса», ласково зовут «Тук Тукич». Вся моя жизнь проходит на деревьях, так как пища моя – личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине. Достаю я их своим длинным тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 сантиметров. Язык у меня липкий с шипами. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. А ещё я питаюсь семенами хвойных деревьев.

 –Какое прозвище дали дятлу? ( «Тук Тукич?»)

-Почему?

4.(ворона) (слайд  ) – Голова, горло и крылья у неё чёрные, а остальное тело – серое. Клюв крепкий, большой, и ноги большие, сильные. Ходит она важно, большими шагами.
Вместе с сороками и галками она переселяется на зиму ближе к жилью людей.

- Каких ещё птиц мы можем увидеть рядом с жильём людей? (Вместе с сороками и галками)                 4.

5.(Снегири) (Слайд  )Я –птица Уверен, что вы меня сразу узнали по моей красной грудке. Я частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно моё имя связано с первым снегом. Посмотрите, какой у меня  толстый чёрный клюв. Я им вылущиваю семена ягод черёмухи, можжевельника и рябины. Очень люблю я семена ольхи и берёзы. Голос у меня скрипучий: «Жи-ши», но я издаю и мягкие звуки: «Фю-фю», «Фьи-фьи».

Объясните название птицы. А ещё снегирей называют «ТИХОПЕВАМИ».
Знаете ли вы, почему?
Прочитаем текст «Песни снегирей и синичек» на с. 9  в учебнике.

Физминутка (полетаем как птички)

1V. Физминутка

Скачет шустрая синица.                      Вот присела на минутку,
Ей на месте не сидится.                      Почесала клювом грудку
Прыг-скок, прыг-скок,                        И с дорожки на плетень
Завертелась, как волчок.                     Тири-тень, тири-тень.

V. Творческое применение знаний

 « Всякая птица своим клювом сыта» - утверждает народная мудрость.

-Каков смысл данной пословицы? (любая птица питается за счёт клюва)

-Что умеет делать клюв?

   - по способу питания и образу жизни птиц условно можно разделить на насекомоядных, зерноядных или плодоядных, хищных и водных.

   Рассмотрите форму и строение клювов и сделайте выводы о характере питания этих птиц и способе добывания пищи.

« Хищный» клюв – острый, загнутый вниз, позволяющий разрывать мясо на куски. ( орёл, ястреб, сокол, гриф, сова)

«Водный» клюв – плоский, с роговыми пластинками и зубчиками.( гусь, утка, лебедь, фламинго)

Плодоядный (зерноядный) – короткий, толстый и сильный, позволяющий развивать значительные сдавливающие усилия. (щеглы, чечётки, снегирь, клест)

Насекомоядный – острый, тонкий, различной формы и длины. ( стрижи, ласточки, трясогузки)

Строение клюва зависит от того чем питается птица и где она живет. Поэтому от способа питания птицы делятся на три группы. (слайд  )

-скажите зимовать остаются какие птицы? Почему? (хищные и плодоядные т.к. зимой они могут добыть пищу)

-почему птицы с водным и насекомоядным клювом улетают? (т.к. водоёмы замерзают и насекомые на зиму либо умирают, либо впадают в спячку поэтому для этих птиц нет пищи зимой)

Работа по учебнику стр. 11 (соображалки )                                                                                                     5.                                                                                                                                        

  • К хищным птицам относятся сова, чайка, цапля, потому что они питаются мелкими животными.
  • К растительноядным относятся волнистый попугай, дрозд-рябинник, клест, так как они питаются семенами и плодами растений.
  • Столовая для птиц.

– Почему зимой многие звери и птицы покидают лес и перемещаются ближе к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)
– Что зимой для птиц страшнее голод или холод? Почему?

  • Я думаю, что голод, так как от холода их спасает оперение.
  • Я тоже так считаю, потому от холода птицы могут спрятаться.
  • - Действительно, для птиц страшнее голод. За кроткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьях и на снегу затрудняют птицам добывание корма. Поэтому мы должны помогать им пережить зиму.

– Как люди помогают птицам? (Слайд  )

  • Делать кормушки, насыпать туда зернышки.
  • Подвешивать сало для синичек.

– Каким кормом питаются птицы?

  • Семена подсолнечника едят почти все птицы, но в первую очередь синицы, воробьи и поползни.
  • Семена дыни и тыквы любят все, кроме синиц и поползней.
  • Овёс, пшено и просо едят воробьи и синицы.
  • Семена репейника – основной корм щеглов.

– В августе-сентябре собирают веточки крапивы, репейника, лебеды. Их сушат и зимой вешают веточки возле кормушек.

  • Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
  • Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам
  • Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несолёного сала подвешивают на ниточках.

 Игра «Для кого угощение?»  (. Слайды  )

Рябина (снегири);  сало (синицы); хлебные крошки  (воробьи); шишки (дятел, клёст, сойка); семена подсолнечника   (все птицы).

- Очень важно, чтобы птицы, эти прекрасные создания, неустанные труженики, жили счастливо на нашей земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим. И спасая их, мы спасаем самих себя.

Ученик: 

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть!                                                                                                           6.

Видеть тяжело .

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучайте птиц в мороз к своему окну.

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

                                       М.Рубцов

Рефлексия

– Что узнали о жизни птиц зимой?  Как каждый из нас может помочь пернатым?

Послушайте стихотворение и выделите главные слова.  (Слайд   )

Итог урока Проанализируйте свою работу на уроке в группах и оцените работу группы с помощью смайликов. ( улыбается -отлично работала группа, не улыбается -хорошо работала группа, но что то не получилось, грустный - группа работала плохо многое не поняли. Были несобранны. А теперь свои смайлики повесьте на дерево , На  ту птицу о которой рассказывали на уроке.

Посмотрите какие у нас получились весёлые птички, значит в целом я довольна работой класса. Спасибо за урок.                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                                 7.                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

модель урока окружающий мир "Где зимуют птицы?" 1 класс

Модель урока применима на всех учебных занятиях, внеклассных мероприятиях....

Презентация к уроку окружающего мира "Где зимуют птицы"

Презентация к уроку окружающего мира "Где зимуют птицы"...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Птицы зимой" 2 класс

Урок- путешествие в зимний лес, встреча со старичком-лесовичком помогает детям в занимательной форме окунуться в жизнь леса и его обитателей.Загадки,красочные иллюстрации в музыкальном сопровождении (...

Урок окружающего мира: День зимующих птиц России

В размещаемом конспекте представлен порядок проведения урока по предмету "окружающий мир" на тему "День зимующих птиц России".Инфорамция о проведении урока размещена на сайте: http://ecamir.ru/ne...

Конспект урока по предмету окружающий мир "Птицы зимой"

Содержание урока раскрывает соединение программного природоведческого материала с краеведческим с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей. Даётся описание деятельности учителя и учащи...

Урок окружающего мира "Где зимуют птицы"? 1 класс

Урок окружающего мира по программе "Школа России" А.А. Плешаков с использованием атласа-определителя.Цели урока: дать представление о зимующих и перелетных птицах.Задачи:расширить знания дет...