урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с птицами, обитающим в зимнем лесу, установления зависимости способа питания птицы от строения клюва; способствовать развитию умений выделять особенности внешнего вида и голосов зимующих птиц.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся называть птиц, обитающих в зимнем лесу, рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса зимующих птиц, устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва.Задачи:
- обобщить знания об особенностях жизни птиц зимой,
- развивать познавательную и творческую активность детей,
- воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рисунки птиц, презентация,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Шенкурская СОШ»
Урок окружающего мира по теме: «Жизнь птиц» 1 класс.
Учитель: Шишкина Ирина Викторовна.
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с птицами, обитающим в зимнем лесу, установления зависимости способа питания птицы от строения клюва; способствовать развитию умений выделять особенности внешнего вида и голосов зимующих птиц.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся называть птиц, обитающих в зимнем лесу, рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса зимующих птиц, устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва.
Формирование УУД:
Задачи урока, направленные на формирование универсальных учебных знаний:
Личностные УУД:
- формирование интереса к изучению родной природы;
- понимать важность заботы о зимующих птицах;
- повышение уровня мотивации учебной деятельности
Предметные результаты:
1) Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
2) Правильно подбирать корм для птиц;
3) Знать правила подкормки птиц
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
- наблюдать и делать выводы;
- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
- работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
- составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
- проговаривать в логической последовательности свои действия;
- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке
Задачи:
- обобщить знания об особенностях жизни птиц зимой,
- развивать познавательную и творческую активность детей,
- воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рисунки птиц, презентация,
1.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
а) приветствие учителя;
– Мне очень хочется пожелать доброго дня всем – всем – всем, каждому из вас. Добрый день, ребята, гости! И давайте поиграем с вами в игру “Добрый день ”.
б) игра “Добрый день ”;
– Я скажу слова: “Добрый день …” и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашет мне рукой,– значит, вы услышали и отвечайте на приветствие. Попробуем?
Добрый день всем девочкам!....
Добрый день всем мальчикам!...
Добрый день всем, кто любит конфеты!...
Добрый день всем, кто приехал в школу на автобусе!...
Добрый день всем, кто хочет знать тему нашего урока!...
II. Сообщение темы и цели урока.
а) фронтальная работа;
– А тема урока зашифрована. Посмотрите на доску, постарайтесь расшифровать. Отгадайте кроссворд.
1.На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
На носу сверкает капля
Узнаёте? Это…(цапля)
2. Гребень имею-не пользуюсь им.
Шпоры имею-не езжу верхом. ( петух)
3.Чернокрылый, красногрудый,
Он зимой найдёт приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом 2.
Тут как тут! (снегирь)
4.На шесте – дворец,
Во дворце-певец.
Кто это? (скворец)
5.Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»
А что пора?
Какая же морока,
Когда трещит…(сорока)
Какое ключевое слово получилось? (птицы)
Но чтобы тема была более точной нужно выполнить ещё одно задание.
– Прочитайте слоги и составьте слова. (Слайд )
11. Актуализация знаний. Проблемная ситуация
На какие группы можно разделить птиц?
– Каких птиц вы видите зимой? Можно ли увидеть ласточек, лебедей? Почему?
– Какие птицы остаются зимовать? Почему? (Слайд )(им хватает корма они не боятся мороза)
- -Кочующие птицы- птицы, живущие на далёком севере, и они ежегодно кочуют в пределах определённой области, не улетают в страны с тёплым климатом. Это белые совы, клесты, снегири, гусь-гуменник.
- -Оседлые птицы- птицы, которые круглый год живут в одной местности и не улетают на зимовку, так как могут найти корм в холодное время. К ним относятся голуби, воробьи, сороки, галки, рябчики, тетерева, дятлы 3.
- Каких вы знаете «оседлых» птиц?( ворона, воробей, щегол, дятел, поползень, сорока, голубь, клёст, синица, галка)
Как можно назвать кочующих и осёдлых птиц одним словом? (зимующие птицы)
Физминутка для глаз
I11. Обобщение и систематизация знаний
4.Открытие новых знаний
(работа в группе)
Правила работы в группе.
- А сейчас каждый из вас попробует себя в роли маленького исследователя.
Дети, посовещавшись в своих группах, узнают птицу по описанию. Читают, выбирают характерные признаки птицы и потом загадывают другим группам, так чтобы те узнали птицу по описанию.
Отвечают на дополнительные вопросы.
- расскажите о птицах. (подготовленные дети рассказывают, другие дополняют)
1. (Синица)Меня можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках. Я маленькая, как воробышек. У меня чёрная шапочка, жёлтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Зимой питаюсь семенами ели, сосны и других растений. Я очень подвижная птица, могу висеть на ветке вниз головой потому, что у меня длинные и острые когти.
-почему синица может висеть вниз головой?( длинные и острые когти.) (Слайд )
2.(Воробей) (Слайд )Я –птица. Маленькая подвижная птица с коричневыми пёрышками и твёрдым острым клювом, спокойно переношу холода. Когда мне холодно, прячу одну лапку в пушистое брюшко, а на другой ноге стою. Но чаще мы сидим, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Мы любим чистоту и поэтому купаемся зимой в снегу. Мы – главные защитники, сторожа городских парков и садов. Птенцов кормим насекомыми и личинками, принося большую пользу человеку.
– Как греются воробьи в сильный мороз?( прячу одну лапку в пушистое брюшко, а на другой ноге стою.)
3. (Дятел) (Слайд ) Я – большой пёстрый. Про меня говорят «Лучший друг леса», ласково зовут «Тук Тукич». Вся моя жизнь проходит на деревьях, так как пища моя – личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине. Достаю я их своим длинным тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 сантиметров. Язык у меня липкий с шипами. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. А ещё я питаюсь семенами хвойных деревьев.
–Какое прозвище дали дятлу? ( «Тук Тукич?»)
-Почему?
4.(ворона) (слайд ) – Голова, горло и крылья у неё чёрные, а остальное тело – серое. Клюв крепкий, большой, и ноги большие, сильные. Ходит она важно, большими шагами.
Вместе с сороками и галками она переселяется на зиму ближе к жилью людей.
- Каких ещё птиц мы можем увидеть рядом с жильём людей? (Вместе с сороками и галками) 4.
5.(Снегири) (Слайд )Я –птица Уверен, что вы меня сразу узнали по моей красной грудке. Я частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно моё имя связано с первым снегом. Посмотрите, какой у меня толстый чёрный клюв. Я им вылущиваю семена ягод черёмухи, можжевельника и рябины. Очень люблю я семена ольхи и берёзы. Голос у меня скрипучий: «Жи-ши», но я издаю и мягкие звуки: «Фю-фю», «Фьи-фьи».
– Объясните название птицы. А ещё снегирей называют «ТИХОПЕВАМИ».
– Знаете ли вы, почему?
– Прочитаем текст «Песни снегирей и синичек» на с. 9 в учебнике.
Физминутка (полетаем как птички)
1V. Физминутка
Скачет шустрая синица. Вот присела на минутку,
Ей на месте не сидится. Почесала клювом грудку
Прыг-скок, прыг-скок, И с дорожки на плетень
Завертелась, как волчок. Тири-тень, тири-тень.
V. Творческое применение знаний
« Всякая птица своим клювом сыта» - утверждает народная мудрость.
-Каков смысл данной пословицы? (любая птица питается за счёт клюва)
-Что умеет делать клюв?
- по способу питания и образу жизни птиц условно можно разделить на насекомоядных, зерноядных или плодоядных, хищных и водных.
Рассмотрите форму и строение клювов и сделайте выводы о характере питания этих птиц и способе добывания пищи.
« Хищный» клюв – острый, загнутый вниз, позволяющий разрывать мясо на куски. ( орёл, ястреб, сокол, гриф, сова)
«Водный» клюв – плоский, с роговыми пластинками и зубчиками.( гусь, утка, лебедь, фламинго)
Плодоядный (зерноядный) – короткий, толстый и сильный, позволяющий развивать значительные сдавливающие усилия. (щеглы, чечётки, снегирь, клест)
Насекомоядный – острый, тонкий, различной формы и длины. ( стрижи, ласточки, трясогузки)
Строение клюва зависит от того чем питается птица и где она живет. Поэтому от способа питания птицы делятся на три группы. (слайд )
-скажите зимовать остаются какие птицы? Почему? (хищные и плодоядные т.к. зимой они могут добыть пищу)
-почему птицы с водным и насекомоядным клювом улетают? (т.к. водоёмы замерзают и насекомые на зиму либо умирают, либо впадают в спячку поэтому для этих птиц нет пищи зимой)
Работа по учебнику стр. 11 (соображалки ) 5.
- К хищным птицам относятся сова, чайка, цапля, потому что они питаются мелкими животными.
- К растительноядным относятся волнистый попугай, дрозд-рябинник, клест, так как они питаются семенами и плодами растений.
- Столовая для птиц.
– Почему зимой многие звери и птицы покидают лес и перемещаются ближе к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)
– Что зимой для птиц страшнее голод или холод? Почему?
- Я думаю, что голод, так как от холода их спасает оперение.
- Я тоже так считаю, потому от холода птицы могут спрятаться.
- - Действительно, для птиц страшнее голод. За кроткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьях и на снегу затрудняют птицам добывание корма. Поэтому мы должны помогать им пережить зиму.
– Как люди помогают птицам? (Слайд )
- Делать кормушки, насыпать туда зернышки.
- Подвешивать сало для синичек.
– Каким кормом питаются птицы?
- Семена подсолнечника едят почти все птицы, но в первую очередь синицы, воробьи и поползни.
- Семена дыни и тыквы любят все, кроме синиц и поползней.
- Овёс, пшено и просо едят воробьи и синицы.
- Семена репейника – основной корм щеглов.
– В августе-сентябре собирают веточки крапивы, репейника, лебеды. Их сушат и зимой вешают веточки возле кормушек.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам
- Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несолёного сала подвешивают на ниточках.
Игра «Для кого угощение?» (. Слайды )
Рябина (снегири); сало (синицы); хлебные крошки (воробьи); шишки (дятел, клёст, сойка); семена подсолнечника (все птицы).
- Очень важно, чтобы птицы, эти прекрасные создания, неустанные труженики, жили счастливо на нашей земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим. И спасая их, мы спасаем самих себя.
Ученик:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть! 6.
Видеть тяжело .
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучайте птиц в мороз к своему окну.
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
М.Рубцов
Рефлексия
– Что узнали о жизни птиц зимой? Как каждый из нас может помочь пернатым?
Послушайте стихотворение и выделите главные слова. (Слайд )
Итог урока Проанализируйте свою работу на уроке в группах и оцените работу группы с помощью смайликов. ( улыбается -отлично работала группа, не улыбается -хорошо работала группа, но что то не получилось, грустный - группа работала плохо многое не поняли. Были несобранны. А теперь свои смайлики повесьте на дерево , На ту птицу о которой рассказывали на уроке.
Посмотрите какие у нас получились весёлые птички, значит в целом я довольна работой класса. Спасибо за урок.
7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
модель урока окружающий мир "Где зимуют птицы?" 1 класс
Модель урока применима на всех учебных занятиях, внеклассных мероприятиях....
Презентация к уроку окружающего мира "Где зимуют птицы"
Презентация к уроку окружающего мира "Где зимуют птицы"...
Методическая разработка урока по окружающему миру "Птицы зимой" 2 класс
Урок- путешествие в зимний лес, встреча со старичком-лесовичком помогает детям в занимательной форме окунуться в жизнь леса и его обитателей.Загадки,красочные иллюстрации в музыкальном сопровождении (...
Урок окружающего мира: День зимующих птиц России
В размещаемом конспекте представлен порядок проведения урока по предмету "окружающий мир" на тему "День зимующих птиц России".Инфорамция о проведении урока размещена на сайте: http://ecamir.ru/ne...
Урок окружающего мира "Птицы зимой"
План урока....
Конспект урока по предмету окружающий мир "Птицы зимой"
Содержание урока раскрывает соединение программного природоведческого материала с краеведческим с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей. Даётся описание деятельности учителя и учащи...
Урок окружающего мира "Где зимуют птицы"? 1 класс
Урок окружающего мира по программе "Школа России" А.А. Плешаков с использованием атласа-определителя.Цели урока: дать представление о зимующих и перелетных птицах.Задачи:расширить знания дет...