Конспект урока по предмету окружающий мир "Птицы зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Содержание урока раскрывает соединение программного природоведческого материала с краеведческим с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей. Даётся описание деятельности учителя и учащихся по систематизации и расширению знаний о группах птиц по способу приспособления к жизни зимой, о видах птиц, зимующих в нашем крае и об их отличительных признаках. Особое внимание уделено вопросам заботы о птицах, бережном отношении к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 2 города Коврова

Конспект урока по предмету

«Окружающий мир»

тема «Птицы зимой»

(1 класс)

Разработал учитель 1 квалификационной категории

Гусева Марина Евгеньевна

Аннотация

к уроку «Окружающий мир»

по теме « Птицы зимой» (1 класс)

Конспект урока «Окружающий мир», составленный учителем начальных классов МБОУ ООШ №2 Гусевой М.Е., содержит необходимую информацию по его организации и проведению.

Содержание урока раскрывает соединение программного природоведческого  материала с краеведческим с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей.

Даётся описание деятельности учителя и учащихся  по систематизации и расширению знаний о группах птиц по способу приспособления к жизни зимой, о видах птиц, зимующих в нашем крае  и об их отличительных признаках.  Особое внимание уделено вопросам заботы о птицах, бережном отношении к ним.

Использованные на уроке таблицы и тексты дают возможность учителю осуществить  деятельность учащихся, направленную на  формирование умения работать  с информацией.

Проводятся тестовые задания для мобилизации учащихся на рефлексию собственной деятельности в течение всего занятия.

Предусмотрена работа, направленная на усиление познавательной активности учащихся через показ новизны фактов, эффект удивления, создания ситуаций мыслительной напряжённости, организацию учебного сотрудничества.

Роль учителя на данном уроке  - организация диалога, в котором он подводит учащихся к познанию, создавая иллюзию самостоятельного поиска.

Конспект урока

по предмету «Окружающий мир»

Тема: «Птицы зимой» (1 класс).

Учитель начальных классов основной общеобразовательной школы №2 города Коврова Гусева Марина Евгеньевна.

Цель: 

  • познакомить детей с зимующими птицами, способами зимовки и видами помощи человека  зимующим птицам;
  • формировать учебно-познавательную, коммуникативную и общекультурную  компетенцию;              
  • развивать познавательную активность, наблюдательность и  внимание, мышление и речь учащихся, умение работать в группе;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам и формировать желание помочь птицам зимовать.

Оборудование:

  • компьютерная презентация;
  • чучела животных;
  • кормушки для птиц;
  • карточки для учащихся.

Литература:

«Я познаю мир. Птицы» Л.А. Багрова издательство «Люкс » Москва, 2005.

«От Земли до неба» А.А. Плешаков «Просвещение» Москва, 1998.

«Зелёные страницы» А.А. Плешаков «Просвещение» Москва, 1998.

     

  1. Орг. момент

 Прозвенел   уже   звонок

 Начинается   ……    (урок)

 Будем мы вновь  продолжать    

 Окружающий  мир  изучать.

 На  партах  у  вас   должны  лежать

 Учебник, карандаш,  тетрадь.

(все)       Вниманье, старанье  с   собой  надо  взять,                             

               Тогда   много  нового   сможешь  узнать

  • Проверка подготовки к уроку
  • Упражнения для глаз, для слуха

2.Проверка домашнего  задания

- Давайте, вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (о жизни животных)

- Докажите,  что животные – живые существа? (рождаются,  дышат, питаются, приносят потомство, умирают)

- Давайте вспомним, что необходимо животным для жизни? (воздух, пища, вода)

- С какими  группами животных вы знакомы? (рыбы, насекомые, птицы, звери)

-Кто такие рыбы?

-Кто такие птицы?

-Кто такие насекомые?

-Кто такие звери?

- Давайте, посмотрим,  как вы умеете соотносить животных и их группы.

Перед вами изображение групп  животных, каждая из которых имеет свой номер.

Запишите на карточке номер группы, к которой можно отнести названных животных.

    Белка, окунь, сорока, стрекоза

Проверка: 3, 1, 4 , 2

- Посмотрите, как много разных групп животных нас окружает.

Вывод:  Животный мир богат и разнообразен и каждый по своему приспосабливается к окружающей среде.

- Сегодня мы продолжим знакомство с одной из групп животных.

3. Подготовка к изучению нового

- Внимательно послушаем запись.

- Прослушивание записи «Голоса птиц».

- Что   вы услышали? (голоса птиц)

- Как красиво, неповторимо звучат голоса птиц. Птицы украшают нашу землю. Их весёлая, задорная, звонкая песня, яркая раскраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.

- В какое время они так поют?               (летом)

- Почему?                (тепло, много корма)

- Всегда ли так задорно, весело поют птицы?  (нет)

- Почему? (Наступают холода, многие птицы улетают в тёплые края)

- Сейчас вы прослушаете песню  и скажите  какие чувства она вызвала  и почему?

-песня «Скворушка»

- Какое настроение вызвала у вас эта песня? (грустное)

- Почему?    (похолодало, идёт дождь, скворушка улетает в тёплые края)

- Только ли скворушка улетает в тёплые края? (Нет.  Другие птицы тоже улетают в тёплые края)

- Почему?             (становится холодно, наступает зима)

-музыка П. И. Чайковского «Времена года»

Идёт зима дорогами,

Крадётся как лиса.

Покрыла всё сугробами,

Заснежила леса.

- Как вы думаете, о ком пойдёт речь сегодня на уроке? (о птицах)

- Не просто о птицах, а о птицах зимой.  

- Тема урока: «Птицы зимой».  

Что вы хотели бы узнать о жизни птиц зимой? (Как  зимуют  птицы?   Чем питаются?   Как  им  помочь?)

- В течение  урока мы будем отвечать на следующие вопросы   (план на доске – читает учитель )

  1.  Как изменяется жизнь птиц с приходом зимы?
  2. Какие птицы остаются зимовать с нами?
  3. Как  помочь птицам зимой?
  4. Почему мы должны помочь птицам зимой?

4.Изучение нового.

- Начнём мы с 1 вопроса: Как изменяется жизнь птиц с приходом зимы?

- А почему жизнь птиц изменяется  с приходом зимы? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, какие изменения происходят в неживой природе? (стало холодно, водоёмы покрылись льдом, идёт снег).

Вывод:  С приходом зимы в неживой природе происходят изменения.

- Происходят ли изменения в живой природе?

- Какие? (деревья стоят голые, растения засыпаны снегом, некоторые звери уснули (медведь, ёж), лиса, заяц надевают тёплые шубки, насекомые  спрятались).                                            

- Ребята, насекомые являются основным кормом для птиц

- Посмотрите и скажите, какие изменения произошли в жизни насекомых? (с  опорой на иллюстрацию).

- Что произошло с насекомыми? (уснули, спрятались, погибли)

- С приходом зимы насекомых не стало. Они спрятались под корой деревьев, в земле, уснули, погибли.

Вывод:  С изменениями в жизни насекомых с приходом зимы изменилась и жизнь птиц.

- Почему? (Меньше стало корма, а для некоторых его вообще не стало)

Как изменилась жизнь птиц? (Многие птицы улетают в тёплые края)

- Какие птицы улетают в тёплые края? (соловьи, скворцы, ласточки, грачи, кукушки, утки, гуси, лебеди)

-Как их называют? (перелётные)

 доске: таблица – перелетные птицы (соловьи, скворцы, ласточки, грачи, кукушки, утки, гуси, лебеди, журавли)

Вывод: Да, ребята, эти птицы перелётные. Они улетают в тёплые края.  Соловьи, скворцы, ласточки, грачи, кукушки не находят себе корма. Утки, гуси, лебеди не могут добыть себе корм, так как водоёмы замерзают и вся пища остаётся подо льдом.

Посмотрите на изображение птиц.

Все ли птицы улетели? (нет)

- Как они называются?  (зимующие)

На доске: таблица – зимующие птицы

-Каких зимующих птиц вы знаете? (воробей,  ворона, синичка, голубь, снегирь).

На доске: таблица – зимующие птицы воробей,  ворона, синичка, голубь, снегирь.

- Ребята, но вы назвали не всех птиц, которые остаются у нас на зиму.                                    

Откройте учебник на странице 56.

-Назовите птиц, которых вы не знали (поползень, свиристель).                                                                                                                         

Рассказ о поползне.

- Ребята, посмотрите на эту птицу. Это птица - поползень

- Как  вы думаете, почему эта птица называется поползень?  (ползает по дереву)

- Верно.  Поползень, передвигается  прижимаясь  к  стволу, как бы  ползет  по  коре, но делает  это  очень  быстро.

Поползень - птица  величиной с воробья. Сверху  серая, снизу  белая. Хвост  короткий, широкий.  У него  большие  пальцы на ногах с длинными цепкими когтями, которыми он  цепко  держится за кору. Длинный  и  острый  клюв  помогает ему   вытаскивать из  отверстий  и  щелей  в  коре  насекомых.

          Интересно, что  поползень  на зиму  запасает корм. Желуди, орехи, семена клена  запихивает  в  трещины  и  щели  на  стволах  деревьев. В некоторых  его  кладовых ученые  находили  до  двух  килограммов  семян (дополняет ученик).

Рассказ о свиристели.

- Ребята, посмотрите, какая красивая птица

- Почему свиристель так назвали?   (за звуки, которые она издаёт)

- Её голос - нежная журчащая трель “свириририри”

Свиристель – очень  нарядная  птица. Голову  украшает  хохолок. Сама  птица  имеет  нежное  красновато- дымчатое   оперенье, на хвосте и крылышках желтые  пятнышки.  

Свиристели  прилетают  к нам  только  на  зиму. Кормятся  они  ягодами  и  семенами  растений. Особенно  много  свиристелей  появляется  в урожайные на  рябину  годы. (дополняет ученик)

Вывод: Эти птицы зимующие. Они остаются зимовать с нами.

Посмотрите на изображение птиц.

- Почему эти птицы остаются зимовать у нас? (находят корм).

- Какой корм они находят?  (семена из шишек, ягоды рябины, калины).

Работа с учебником страница 57.

Рассмотрите  рисунок  справа. Прочитайте на странице  57,  где обедают птицы?

- Верно, это  природная  столовая. Каких  птиц  видите?

- Посмотрите на их внешний вид.

- Что вы можете сказать?

- Чем они кормятся?

Рассказ о дроздах

  Птицы размером со скворца или крупнее с относительно длинными крыльями и хвостом.

 Осенью и зимой некоторые виды собираются в стаи и кочуют, питаясь преимущественно семенами и ягодами. Дрозды тоже перелётные птицы.

Кроме дроздов  питаются  ягодами  и  семенами  рябины снегири, свиристели.

- Поэтому  рябину  надо  беречь  и не  надо  зря  срывать. Это  хороший  корм  для птиц зимой.

- И все же птицы зимой нередко голодают. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда.

Звучит мелодия: голос синицы.

- Это, кто к нам пожаловал в гости? (синичка)

- Что случилось, птичка-невеличка?

- Ой, беда, беда, беда телеграмму принесла.

Зачитывается вслух:

«ПОМОГИТЕ! СПАСИТЕ! ГОЛОДНО! ХОЛОДНО!»

-Ребята, о чём просят птицы? (о помощи)

-У кого они ищут помощи? (у людей)

- Неслучайно многие птицы зимой прилетают к жилью человека. Летом мы их не видим.

- Как люди могут помочь  птицам?  (покормить)

- Ребята, а как мы можем помочь нашим пернатым друзьям? (сделать кормушки)

- Давайте посмотрим, какие кормушки получились у вас.

Показ   кормушек.

………………………………….. -  сделали  деревянные   кормушки.

Другие  ребята  сделали  кормушки  из  коробки  из-под    молока.

…………………………………….  придумали   кормушки  из  бутылки.

Посмотрите, какие ещё кормушки можно сделать.  

-  Работа  с  учебником.

Рассмотрите в учебнике страница  57 изображение кормушек

- Какие наиболее надёжны?

- Почему?

- Ребята, важно ведь не только сделать и повесить кормушку, а что ещё необходимо? (положить в кормушку корм).

- Какой корм  можно  давать  птицам?  

(Хлебные крошки, пшено, просо, овёс,  семечки тыквы, подсолнуха, арбуза, кедровые орешки, ягоды рябины, бузины, черемухи, кусочки сала (несоленого))

Давайте прочитаем текст на странице 57 и проверим правильно ли вы назвали виды корма.

- Работа в парах.

- Давайте, подготовим наши кормушки для птиц. Положите в них, то, что понравится птицам. (В тарелочке семечки, хлебные крошки, крупа, конфеты).

- Что вы не положили в кормушку?

- Верно. Будьте внимательны, когда кормите птиц.

- Ребята, давайте, зимой организуем столовые для птиц, и будем постоянно приносить корм.

- Ребята, как вы понимаете выражение: «Если зимой покормить птиц, то летом они отплатят тебе добром»? (весной и летом птицы отблагодарят людей за заботу).

- Как птицы отблагодарят людей за заботу? (будут радовать  нас  своими  песнями, уничтожать  вредных  насекомых,  клевать  семена  и  плоды  сорняков).

Если  в  каком-то  месте  птицы  зимой  находят  корм  постоянно, то и летом  они  будут  прилетать  сюда  часто  и  поедать  насекомых-вредителей  растений.  Значит, летом  они  будут  продолжать  охранять  сады, парки, скверы.

Птиц надо охранять и любить не только за то, что они сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай. Птицы украшают наши леса, радуют нас звонкими красивыми песнями.

5.Первичное закрепление.

- Теперь посмотрим, усвоили ли вы материал, и какими вы были внимательными на уроке.

- Для этого выполним следующие задания

     Задания будете выполнять по группам.

    (Дифференцированная работа по степени сложности)

1. Тетрадь  страница 24.

- Соедините изображения птиц и их названия.

2.Распределите птиц на 2 группы (зимующие, перелётные)        

3. Составьте текст из слов

Птицы – наши друзья.

Помоги птицам зимой.

Берегите птиц!

- Проверка.

6.Подведение итогов.

Подведём итог нашего урока.

-Посмотрите на экран и скажите, как называется группа этих птицы? (перелётные).

-Каких птиц называют перелётные?

-Как называется группа этих птицы? (зимующие).

-Каких птиц называют зимующими?

Давайте вернёмся к нашему плану

  1. Как изменяется жизнь птиц с приходом зимы? (Холодно, не хватает корма, многие птицы улетают в тёплые края)
  2. Какие птицы остаются зимовать с нами?

(на слайде зимующие птицы и 1 перелётная)

Внимание на экран: Перед вами  группа птиц, среди которых 1 лишняя

-Какая это птица? (показать цифру)

-Как её называют?

  1. Как  помочь птицам? (птиц надо подкармливать)
  2. Почему мы должны помогать птицам зимой? (Весной и летом эти птицы отблагодарят людей за заботу)

 (будут  радовать  нас  своими  песнями, уничтожать  вредных  насекомых,  клевать  семена  и  плоды  сорняков)

Ребята, заинтересовала вас тема урока? Но время урока ограничено. А о птицах много интересных книг, из которых вы сможете узнать, много интересной информации, например:

- Какая птица выводит птенцов зимой, даже в лютые морозы февраля? (Клёст).

- Какая птица съедает за сутки корма больше, чем весит сама? (Синица).

- Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)

и многое другое.

Рефлексия

- Ребята, птицы чувствуют добро человека и если заботиться о них постоянно, то они перестают бояться и их можно кормить даже с ладошки.

- Посмотрите, какая трогательная картинка.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Ваши одноклассники подготовили стихотворение, которое очень созвучно с темой урока.

  Покормите  птиц   зимой!

  Пусть  со  всех  концов

  К  вам  слетятся, как  домой,

  Стайки  на  крыльцо.

  Сколько  гибнет  их  -  не  счесть,

  Видеть  тяжело.

  А  ведь  в нашем  сердце  есть

  И  для  птиц  тепло.

  Приучите  птиц  в  мороз

  К  своему  окну,

  Чтоб  без  песен  не  пришлось

  Нам  встречать  весну!

- Как вы поняли смысл этого стихотворения? (Птицам зимой трудно, их очень много погибает).

- Какое желание вызвало оно у вас?  (помочь птицам).

- Ребята, вы сегодня много работали. Давайте подведём итог.

- Особенно активными на уроке были: ….

- Покажите, с каким настроением вы заканчиваете сегодня урок.

За то, что вы слушали  всё  внимательно,

Задания все  выполняли  старательно

Хочу  я  картинки  с  птицами  вам  подарить.

Картинки  раскрасьте, а птиц  не  забудьте   кормить!   

- Прозвенел уже звонок

  И закончился урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

Тема урока: «Почему в лесу нужно соблюдать тишину?»...

конспект урока по предмету "Окружающий мир", 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока "Опасные места"

Образовательная- выявить опасные места  для человека, соблюдать правила безопасности  при пользовании лифтом, играя во дворе, находясь на балконе, около подоконника  и т.д.Развива...

Конспект урока по предмету окружающий мир для детей с умеренной умственной отсталостью в 4 классе на тему "Зимующие птицы".

         Коррекционно-развивающий урок с целями:- коррегировать и развивать устную связную речи по темам «Зима», «Зимующие птицы»- Расширять активный словарь по теме «З...

План-конспект урока по предмету "Окружающий мир" для 1 класса, тема урока "Птицы осенью".

План-конспект урока по предмету "Окружающий мир" для 1 класса, тема урока "Птицы осенью" подготовлен учителем начальных классов Солнце Ю.А. по программе "Начальная школа XXI века" с использование...

Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир" на тему "Предметы мебели"

Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир" на тему "Предметы мебели" для обучающихся с ТМНР по АООП НОО (вариант 6.4)...