Конспект урока по предмету окружающий мир "Птицы зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Содержание урока раскрывает соединение программного природоведческого материала с краеведческим с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей. Даётся описание деятельности учителя и учащихся по систематизации и расширению знаний о группах птиц по способу приспособления к жизни зимой, о видах птиц, зимующих в нашем крае и об их отличительных признаках. Особое внимание уделено вопросам заботы о птицах, бережном отношении к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_predmetu_okruzhayushchiy_mir_ptitsy_zimoy.zip | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 2 города Коврова
Конспект урока по предмету
«Окружающий мир»
тема «Птицы зимой»
(1 класс)
Разработал учитель 1 квалификационной категории
Гусева Марина Евгеньевна
Аннотация
к уроку «Окружающий мир»
по теме « Птицы зимой» (1 класс)
Конспект урока «Окружающий мир», составленный учителем начальных классов МБОУ ООШ №2 Гусевой М.Е., содержит необходимую информацию по его организации и проведению.
Содержание урока раскрывает соединение программного природоведческого материала с краеведческим с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей.
Даётся описание деятельности учителя и учащихся по систематизации и расширению знаний о группах птиц по способу приспособления к жизни зимой, о видах птиц, зимующих в нашем крае и об их отличительных признаках. Особое внимание уделено вопросам заботы о птицах, бережном отношении к ним.
Использованные на уроке таблицы и тексты дают возможность учителю осуществить деятельность учащихся, направленную на формирование умения работать с информацией.
Проводятся тестовые задания для мобилизации учащихся на рефлексию собственной деятельности в течение всего занятия.
Предусмотрена работа, направленная на усиление познавательной активности учащихся через показ новизны фактов, эффект удивления, создания ситуаций мыслительной напряжённости, организацию учебного сотрудничества.
Роль учителя на данном уроке - организация диалога, в котором он подводит учащихся к познанию, создавая иллюзию самостоятельного поиска.
Конспект урока
по предмету «Окружающий мир»
Тема: «Птицы зимой» (1 класс).
Учитель начальных классов основной общеобразовательной школы №2 города Коврова Гусева Марина Евгеньевна.
Цель:
- познакомить детей с зимующими птицами, способами зимовки и видами помощи человека зимующим птицам;
- формировать учебно-познавательную, коммуникативную и общекультурную компетенцию;
- развивать познавательную активность, наблюдательность и внимание, мышление и речь учащихся, умение работать в группе;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам и формировать желание помочь птицам зимовать.
Оборудование:
- компьютерная презентация;
- чучела животных;
- кормушки для птиц;
- карточки для учащихся.
Литература:
«Я познаю мир. Птицы» Л.А. Багрова издательство «Люкс » Москва, 2005.
«От Земли до неба» А.А. Плешаков «Просвещение» Москва, 1998.
«Зелёные страницы» А.А. Плешаков «Просвещение» Москва, 1998.
- Орг. момент
Прозвенел уже звонок
Начинается …… (урок)
Будем мы вновь продолжать
Окружающий мир изучать.
На партах у вас должны лежать
Учебник, карандаш, тетрадь.
(все) Вниманье, старанье с собой надо взять,
Тогда много нового сможешь узнать
- Проверка подготовки к уроку
- Упражнения для глаз, для слуха
2.Проверка домашнего задания
- Давайте, вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (о жизни животных)
- Докажите, что животные – живые существа? (рождаются, дышат, питаются, приносят потомство, умирают)
- Давайте вспомним, что необходимо животным для жизни? (воздух, пища, вода)
- С какими группами животных вы знакомы? (рыбы, насекомые, птицы, звери)
-Кто такие рыбы?
-Кто такие птицы?
-Кто такие насекомые?
-Кто такие звери?
- Давайте, посмотрим, как вы умеете соотносить животных и их группы. Перед вами изображение групп животных, каждая из которых имеет свой номер. Запишите на карточке номер группы, к которой можно отнести названных животных. Белка, окунь, сорока, стрекоза Проверка: 3, 1, 4 , 2 - Посмотрите, как много разных групп животных нас окружает. Вывод: Животный мир богат и разнообразен и каждый по своему приспосабливается к окружающей среде. - Сегодня мы продолжим знакомство с одной из групп животных. 3. Подготовка к изучению нового - Внимательно послушаем запись. - Прослушивание записи «Голоса птиц». - Что вы услышали? (голоса птиц) - Как красиво, неповторимо звучат голоса птиц. Птицы украшают нашу землю. Их весёлая, задорная, звонкая песня, яркая раскраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. - В какое время они так поют? (летом) - Почему? (тепло, много корма) - Всегда ли так задорно, весело поют птицы? (нет) - Почему? (Наступают холода, многие птицы улетают в тёплые края) |
- Сейчас вы прослушаете песню и скажите какие чувства она вызвала и почему? -песня «Скворушка» - Какое настроение вызвала у вас эта песня? (грустное) - Почему? (похолодало, идёт дождь, скворушка улетает в тёплые края) - Только ли скворушка улетает в тёплые края? (Нет. Другие птицы тоже улетают в тёплые края) - Почему? (становится холодно, наступает зима) |
-музыка П. И. Чайковского «Времена года» Идёт зима дорогами, Крадётся как лиса. Покрыла всё сугробами, Заснежила леса. - Как вы думаете, о ком пойдёт речь сегодня на уроке? (о птицах) - Не просто о птицах, а о птицах зимой. - Тема урока: «Птицы зимой». Что вы хотели бы узнать о жизни птиц зимой? (Как зимуют птицы? Чем питаются? Как им помочь?) - В течение урока мы будем отвечать на следующие вопросы (план на доске – читает учитель )
4.Изучение нового. - Начнём мы с 1 вопроса: Как изменяется жизнь птиц с приходом зимы? - А почему жизнь птиц изменяется с приходом зимы? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, какие изменения происходят в неживой природе? (стало холодно, водоёмы покрылись льдом, идёт снег). Вывод: С приходом зимы в неживой природе происходят изменения. - Происходят ли изменения в живой природе? - Какие? (деревья стоят голые, растения засыпаны снегом, некоторые звери уснули (медведь, ёж), лиса, заяц надевают тёплые шубки, насекомые спрятались). - Ребята, насекомые являются основным кормом для птиц - Посмотрите и скажите, какие изменения произошли в жизни насекомых? (с опорой на иллюстрацию). - Что произошло с насекомыми? (уснули, спрятались, погибли) - С приходом зимы насекомых не стало. Они спрятались под корой деревьев, в земле, уснули, погибли. Вывод: С изменениями в жизни насекомых с приходом зимы изменилась и жизнь птиц. - Почему? (Меньше стало корма, а для некоторых его вообще не стало) Как изменилась жизнь птиц? (Многие птицы улетают в тёплые края) - Какие птицы улетают в тёплые края? (соловьи, скворцы, ласточки, грачи, кукушки, утки, гуси, лебеди) -Как их называют? (перелётные) доске: таблица – перелетные птицы (соловьи, скворцы, ласточки, грачи, кукушки, утки, гуси, лебеди, журавли) Вывод: Да, ребята, эти птицы перелётные. Они улетают в тёплые края. Соловьи, скворцы, ласточки, грачи, кукушки не находят себе корма. Утки, гуси, лебеди не могут добыть себе корм, так как водоёмы замерзают и вся пища остаётся подо льдом. Посмотрите на изображение птиц. Все ли птицы улетели? (нет) - Как они называются? (зимующие) На доске: таблица – зимующие птицы -Каких зимующих птиц вы знаете? (воробей, ворона, синичка, голубь, снегирь). На доске: таблица – зимующие птицы воробей, ворона, синичка, голубь, снегирь. - Ребята, но вы назвали не всех птиц, которые остаются у нас на зиму. Откройте учебник на странице 56. -Назовите птиц, которых вы не знали (поползень, свиристель). Рассказ о поползне. - Ребята, посмотрите на эту птицу. Это птица - поползень - Как вы думаете, почему эта птица называется поползень? (ползает по дереву) - Верно. Поползень, передвигается прижимаясь к стволу, как бы ползет по коре, но делает это очень быстро. Поползень - птица величиной с воробья. Сверху серая, снизу белая. Хвост короткий, широкий. У него большие пальцы на ногах с длинными цепкими когтями, которыми он цепко держится за кору. Длинный и острый клюв помогает ему вытаскивать из отверстий и щелей в коре насекомых. Интересно, что поползень на зиму запасает корм. Желуди, орехи, семена клена запихивает в трещины и щели на стволах деревьев. В некоторых его кладовых ученые находили до двух килограммов семян (дополняет ученик). Рассказ о свиристели. - Ребята, посмотрите, какая красивая птица - Почему свиристель так назвали? (за звуки, которые она издаёт) - Её голос - нежная журчащая трель “свириририри” Свиристель – очень нарядная птица. Голову украшает хохолок. Сама птица имеет нежное красновато- дымчатое оперенье, на хвосте и крылышках желтые пятнышки. Свиристели прилетают к нам только на зиму. Кормятся они ягодами и семенами растений. Особенно много свиристелей появляется в урожайные на рябину годы. (дополняет ученик) Вывод: Эти птицы зимующие. Они остаются зимовать с нами. Посмотрите на изображение птиц. - Почему эти птицы остаются зимовать у нас? (находят корм). - Какой корм они находят? (семена из шишек, ягоды рябины, калины). Работа с учебником страница 57. Рассмотрите рисунок справа. Прочитайте на странице 57, где обедают птицы? - Верно, это природная столовая. Каких птиц видите? - Посмотрите на их внешний вид. - Что вы можете сказать? - Чем они кормятся? Рассказ о дроздах Птицы размером со скворца или крупнее с относительно длинными крыльями и хвостом. Осенью и зимой некоторые виды собираются в стаи и кочуют, питаясь преимущественно семенами и ягодами. Дрозды тоже перелётные птицы. Кроме дроздов питаются ягодами и семенами рябины снегири, свиристели. - Поэтому рябину надо беречь и не надо зря срывать. Это хороший корм для птиц зимой. - И все же птицы зимой нередко голодают. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда. Звучит мелодия: голос синицы. - Это, кто к нам пожаловал в гости? (синичка) - Что случилось, птичка-невеличка? - Ой, беда, беда, беда телеграмму принесла. Зачитывается вслух: «ПОМОГИТЕ! СПАСИТЕ! ГОЛОДНО! ХОЛОДНО!» -Ребята, о чём просят птицы? (о помощи) -У кого они ищут помощи? (у людей) - Неслучайно многие птицы зимой прилетают к жилью человека. Летом мы их не видим. - Как люди могут помочь птицам? (покормить) - Ребята, а как мы можем помочь нашим пернатым друзьям? (сделать кормушки) - Давайте посмотрим, какие кормушки получились у вас. Показ кормушек. ………………………………….. - сделали деревянные кормушки. Другие ребята сделали кормушки из коробки из-под молока. ……………………………………. придумали кормушки из бутылки. Посмотрите, какие ещё кормушки можно сделать. - Работа с учебником. Рассмотрите в учебнике страница 57 изображение кормушек - Какие наиболее надёжны? - Почему? - Ребята, важно ведь не только сделать и повесить кормушку, а что ещё необходимо? (положить в кормушку корм). - Какой корм можно давать птицам? (Хлебные крошки, пшено, просо, овёс, семечки тыквы, подсолнуха, арбуза, кедровые орешки, ягоды рябины, бузины, черемухи, кусочки сала (несоленого)) Давайте прочитаем текст на странице 57 и проверим правильно ли вы назвали виды корма. - Работа в парах. - Давайте, подготовим наши кормушки для птиц. Положите в них, то, что понравится птицам. (В тарелочке семечки, хлебные крошки, крупа, конфеты). - Что вы не положили в кормушку? - Верно. Будьте внимательны, когда кормите птиц. - Ребята, давайте, зимой организуем столовые для птиц, и будем постоянно приносить корм. - Ребята, как вы понимаете выражение: «Если зимой покормить птиц, то летом они отплатят тебе добром»? (весной и летом птицы отблагодарят людей за заботу). - Как птицы отблагодарят людей за заботу? (будут радовать нас своими песнями, уничтожать вредных насекомых, клевать семена и плоды сорняков). Если в каком-то месте птицы зимой находят корм постоянно, то и летом они будут прилетать сюда часто и поедать насекомых-вредителей растений. Значит, летом они будут продолжать охранять сады, парки, скверы. Птиц надо охранять и любить не только за то, что они сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай. Птицы украшают наши леса, радуют нас звонкими красивыми песнями. 5.Первичное закрепление. - Теперь посмотрим, усвоили ли вы материал, и какими вы были внимательными на уроке. - Для этого выполним следующие задания Задания будете выполнять по группам. (Дифференцированная работа по степени сложности) 1. Тетрадь страница 24. - Соедините изображения птиц и их названия. 2.Распределите птиц на 2 группы (зимующие, перелётные) 3. Составьте текст из слов Птицы – наши друзья. Помоги птицам зимой. Берегите птиц! - Проверка. 6.Подведение итогов. Подведём итог нашего урока. -Посмотрите на экран и скажите, как называется группа этих птицы? (перелётные). -Каких птиц называют перелётные? -Как называется группа этих птицы? (зимующие). -Каких птиц называют зимующими? Давайте вернёмся к нашему плану
(на слайде зимующие птицы и 1 перелётная) Внимание на экран: Перед вами группа птиц, среди которых 1 лишняя -Какая это птица? (показать цифру) -Как её называют?
(будут радовать нас своими песнями, уничтожать вредных насекомых, клевать семена и плоды сорняков) Ребята, заинтересовала вас тема урока? Но время урока ограничено. А о птицах много интересных книг, из которых вы сможете узнать, много интересной информации, например: - Какая птица выводит птенцов зимой, даже в лютые морозы февраля? (Клёст). - Какая птица съедает за сутки корма больше, чем весит сама? (Синица). - Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка) и многое другое. Рефлексия - Ребята, птицы чувствуют добро человека и если заботиться о них постоянно, то они перестают бояться и их можно кормить даже с ладошки. - Посмотрите, какая трогательная картинка. Разве можно забывать: Ваши одноклассники подготовили стихотворение, которое очень созвучно с темой урока. Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Сколько гибнет их - не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну! - Как вы поняли смысл этого стихотворения? (Птицам зимой трудно, их очень много погибает). - Какое желание вызвало оно у вас? (помочь птицам). - Ребята, вы сегодня много работали. Давайте подведём итог. - Особенно активными на уроке были: …. - Покажите, с каким настроением вы заканчиваете сегодня урок. За то, что вы слушали всё внимательно, Задания все выполняли старательно Хочу я картинки с птицами вам подарить. Картинки раскрасьте, а птиц не забудьте кормить! - Прозвенел уже звонок И закончился урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
Тема урока: «Почему в лесу нужно соблюдать тишину?»...
конспект урока по предмету "Окружающий мир", 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока "Опасные места"
Образовательная- выявить опасные места для человека, соблюдать правила безопасности при пользовании лифтом, играя во дворе, находясь на балконе, около подоконника и т.д.Развива...
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе УМК «Школа России» Тема урока: «Что это за листья?»
Этот конспект составлен по требованиям ФГОС...
Конспект урока по предмету окружающий мир для детей с умеренной умственной отсталостью в 4 классе на тему "Зимующие птицы".
Коррекционно-развивающий урок с целями:- коррегировать и развивать устную связную речи по темам «Зима», «Зимующие птицы»- Расширять активный словарь по теме «З...
Конспект урока по предмету Окружающий мир, 1 класс по программе «Школа России» А. А. Плешаков Окружающий мир 1 класс
Урок постороен в форме игры - спектакля. Информация наглядна и доступна....
План-конспект урока по предмету "Окружающий мир" для 1 класса, тема урока "Птицы осенью".
План-конспект урока по предмету "Окружающий мир" для 1 класса, тема урока "Птицы осенью" подготовлен учителем начальных классов Солнце Ю.А. по программе "Начальная школа XXI века" с использование...
Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир" на тему "Предметы мебели"
Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир" на тему "Предметы мебели" для обучающихся с ТМНР по АООП НОО (вариант 6.4)...