Урок окружающего мира "Птицы зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

План урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема "Жизнь птиц зимой"

Цель: создать условия для ознакомления с жизнью птиц зимой, способствовать установлению зависимости способа питания птицы от строения клюва

Задачи:

  • познакомить обучающихся с многообразием зимующих птиц;
  • на примере литературных произведений рассказать ученикам, как живут птицы зимой;
  • воспитывать умение наблюдать, делать выводы, любить птиц, бережно к ним относиться;
  • развивать познавательный интерес к природе родного края.

Ход урока:

  1. Организация  класса

Загадка

Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? – зима

  1. Актуализация знаний.

– Давайте вспомним, что мы знаем об этом времени года.

– Как изменилась неживая природа с наступлением зимы? (Стало холодно; дуют ветры; осадки – снег, град, снежная крупа; дни стали короче; реже светит солнце; вода замёрзла.)


– Какие изменения произошли с растениями? 
(Растения стоят голые, без листьев; на кустах осенью было много плодов; трава пожухла и покрыта снегом – снег защищает её от морозов; зелёными остались только хвойные растения.)

– Есть ли сейчас на кустарниках и деревьях плоды? (Есть, но очень мало.)

– Какие зимние месяцы вы знаете? 
(Декабрь, январь, февраль)
– А какой месяц сейчас на календаре?
  
– Как в старину называли январь? 
(“просинец, сечень)

-Какие пословицы знаете про январь? (Январь – зиме середина, году начало)

  1. Проблемный вопрос. Формулировка темы урока.

 - Я совсем забыла вам рассказать. Представляете, сегодня я  утром увидела на снегу вот такие следы.

 - Как вы думаете, чьи они?

 - Птиц, так птицы же улетели в тёплые края.

 - Что значит – зимующие и оседлые?

Итак, о ком мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.

(Жизнь птиц зимой)

  1. Открытие новых знаний

  1. А знаете ли вы, какой птицы это следы? Я подскажу.

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…  
-  снегири

- Видели ли вы этих птиц? Где? Что интересного знаете?  Рассказ детей

- Чем питаются снегири?

 - Как вы думаете, что именно помогает снегирю скусывать почки, извлекать семена. Рассмотрите такой клюв.

Если найдёте под деревом выеденные плоды, значит «столовались» тут именно снегири.

Про снегирей говорят – наши зимние гости. Появляются они у нас осенью. Очень доверчивы и общительны, приходят друг другу на помощь, если попадут в ловушку. А ещё у снегирей поют и самец и самочка,  в то время, как у большинства других певчих птиц поёт только самец.

Учебник, стр.9 – чтение текста

-Как называют снегирей? Почему?

Послушайте пение снегиря.

  1. Рассмотрите фотографию этой птицы. Видели ли вы этих птиц? Кто это? Свиристель.

Рассказ про свиристель. Это тоже наш зимний гость…

Пение свиристелей.

  1. Кто там прыгает, шуршит,
    Клювом шишки потрошит?
    Голоском речистым, чистым –
    Кле! Кле! Кле! – поет со свистом.
    Тем ещё известна птица,
    Что морозов не боится:
    Может в холод самый злой
    Деток вывести зимой.

Фото – клесты

 - Чем интересна эта птица?

 - Послушайте рассказ про клеста и ответьте, чем питается зимой клест.

Рассказ про клеста.

 - Да, клёст единственная птица, которая выводит птенцов в конце зимы – в феврале.

 - Итак, чем питается клёст зимой? Как он приспособился к добыванию пищи?

Пение клеста.

Вывод:

 - есть ли что – нибудь общего в питании снегиря, свиристелей и клеста?  - таких птиц называют растительноядными. 

 - Что помогает им добывать такую пищу?

  1. Спинкою зеленовата,
    Животиком желтовата,
    Черненькая шапочка
    И полоска шарфика.

Фото – синица

 - Видели ли этих птиц? Где? Чем интересна эта птица?

Рассказ про синицу.

 - Чем же питается синица?

 - Она всеядна, почему?

 - А почему ей так много пищи надо? Как приспособилась синичка к добыванию пищи? – острый клюв, цепкие пальцы лапок.

 - А как он поёт? – тень – тень

Пение синицы

  1. Стук дятла.

- Ой, что это за звук?

Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.

Фото  - дятел

-  Видели дятла? Что знаете про него?

Рассказ про дятла.

Рассмотрите клюв дятла, отличается ли он от клювов снегиря, клеста, синички, свиристели? А отличается ли пища дятла?

У него очень длинный язык – 10 – 15 см. Он липкий, с твёрдыми зазубринами, ими дятел достаёт насекомых, может засунуть язык даже в самый узкий ход, которые проложили насекомые в дереве.

Если дятел питается насекомыми, то это птица – насекомоядная.

  1. Физпауза

  1. Вывод

- Чем питаются птицы зимой?

 - Как приспосабливаются они к добыванию пищи ? – клюв, своеобразная пища

  1. Есть такая народная мудрость: Всякая птица своим клювом сыта.

- Как понимаете?

  1. Учебник, с .10 – чтение текста

- Что вы можете сказать о значении клюва в жизни птиц.

  1.  Закончи предложения:

Если птица питается растительной пищей, то она ….

Если птица питается насекомыми, то она ….

Если птица питается мелкими животными, то она ….

  1. Учебник, с.11 - устно

  1. Да, ребята, трудно сказать, сколько птиц на земном шаре, приблизительно их 100 миллиардов, а самые многочисленные – это…

Маленький мальчишка в сером пальтишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - зерно ворует.

Фото – воробья

 - Воробей – это зимующая птица или оседлая?

Расскажите, чем питается воробей, а где чаще всего их можно увидеть? Почему?

  1. Сегодня мы поговорили лишь о некоторых птицах, узнали, чем они питаются, как зависит строение клюва от способа питания.

  1. Закрепление
  1. Всегда ли легко найти пищу зимой? Когда особенно трудно?

Как же тогда быть?

 

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.               Кормушка

 - Кто сделал кормушку и начал подкармливать птиц?

  1. Виды кормушек.

  1. Мало сделать кормушку, надо знать, что туда положить.

Как вы думаете, что?

  1. Итог урока

 - О ком сегодня мы говорили?

  - Почему же некоторые птицы прилетают к нам зимовать, а некоторые совсем не улетают?

 - Как они приспособились к жизни в зимний период?

Как вы думаете, когда птички прилетают к нашим окошкам , с какой просьбой они обращаются к людям?

Стихотворение А.Ящина «Покормите птиц зимой»

 - Я думаю, что вы сами не останетесь равнодушными к беде наших маленьких пернатых друзей, а они отблагодарят нас за это сполна.

-А своим друзьям дадите совет, какой? Покормите птиц зимой

Понравился ли вам урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "Зима"

урок окружающего мира по теме " Зима" в 1 классе...

Презентация к уроку окружающего мира "Зима - покой природы" 1 класс

Цель: уметь объяснять мир определять свое отношение к миру. Чередуются форма работы индивидуальная, парная, групповая.  Урок интегрированный. Окружающий мир + технологии....

Открытый урок окружающего мира "Зима в мире растений" 2 класс.

Материал урока окружающего мира "Зима в мире растений" для 2 класса по программе Перспектива....

Урок окружающего мира "Зима-покой природы"

Урок окружающего мира на тему «Зима -покой природы»...

Конспект урока окружающего мира "Зима в мире растений", 2 класс, УМК "Перспектива"

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «Зима в мире растений»Цели деятельности учителя: формирование знаний о зимнем периоде в жизни растений; расширение знаний о лесных растениях и их плода...

Конспект урока окружающего мира "Зима" (2 класс)

Цели деятельности учителя: повторение и закрепление полученных знаний на основе учебника, проведение контрольной работы по разделу «Зима».Планируемые результаты:Предметные: Знать содержани...