Урок окружающего мира "Птицы зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема "Жизнь птиц зимой"
Цель: создать условия для ознакомления с жизнью птиц зимой, способствовать установлению зависимости способа питания птицы от строения клюва
Задачи:
- познакомить обучающихся с многообразием зимующих птиц;
- на примере литературных произведений рассказать ученикам, как живут птицы зимой;
- воспитывать умение наблюдать, делать выводы, любить птиц, бережно к ним относиться;
- развивать познавательный интерес к природе родного края.
Ход урока:
- Организация класса
Загадка
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? – зима
- Актуализация знаний.
– Давайте вспомним, что мы знаем об этом времени года.
– Как изменилась неживая природа с наступлением зимы? (Стало холодно; дуют ветры; осадки – снег, град, снежная крупа; дни стали короче; реже светит солнце; вода замёрзла.)
– Какие изменения произошли с растениями? (Растения стоят голые, без листьев; на кустах осенью было много плодов; трава пожухла и покрыта снегом – снег защищает её от морозов; зелёными остались только хвойные растения.)
– Есть ли сейчас на кустарниках и деревьях плоды? (Есть, но очень мало.)
– Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)
– А какой месяц сейчас на календаре?
– Как в старину называли январь? (“просинец, сечень)
-Какие пословицы знаете про январь? (Январь – зиме середина, году начало)
- Проблемный вопрос. Формулировка темы урока.
- Я совсем забыла вам рассказать. Представляете, сегодня я утром увидела на снегу вот такие следы.
- Как вы думаете, чьи они?
- Птиц, так птицы же улетели в тёплые края.
- Что значит – зимующие и оседлые?
Итак, о ком мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.
(Жизнь птиц зимой)
- Открытие новых знаний
- А знаете ли вы, какой птицы это следы? Я подскажу.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… - снегири
- Видели ли вы этих птиц? Где? Что интересного знаете? Рассказ детей
- Чем питаются снегири?
- Как вы думаете, что именно помогает снегирю скусывать почки, извлекать семена. Рассмотрите такой клюв.
Если найдёте под деревом выеденные плоды, значит «столовались» тут именно снегири.
Про снегирей говорят – наши зимние гости. Появляются они у нас осенью. Очень доверчивы и общительны, приходят друг другу на помощь, если попадут в ловушку. А ещё у снегирей поют и самец и самочка, в то время, как у большинства других певчих птиц поёт только самец.
Учебник, стр.9 – чтение текста
-Как называют снегирей? Почему?
Послушайте пение снегиря.
- Рассмотрите фотографию этой птицы. Видели ли вы этих птиц? Кто это? Свиристель.
Рассказ про свиристель. Это тоже наш зимний гость…
Пение свиристелей.
- Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Кле! Кле! Кле! – поет со свистом.
Тем ещё известна птица,
Что морозов не боится:
Может в холод самый злой
Деток вывести зимой.
Фото – клесты
- Чем интересна эта птица?
- Послушайте рассказ про клеста и ответьте, чем питается зимой клест.
Рассказ про клеста.
- Да, клёст единственная птица, которая выводит птенцов в конце зимы – в феврале.
- Итак, чем питается клёст зимой? Как он приспособился к добыванию пищи?
Пение клеста.
Вывод:
- есть ли что – нибудь общего в питании снегиря, свиристелей и клеста? - таких птиц называют растительноядными.
- Что помогает им добывать такую пищу?
- Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Фото – синица
- Видели ли этих птиц? Где? Чем интересна эта птица?
Рассказ про синицу.
- Чем же питается синица?
- Она всеядна, почему?
- А почему ей так много пищи надо? Как приспособилась синичка к добыванию пищи? – острый клюв, цепкие пальцы лапок.
- А как он поёт? – тень – тень
Пение синицы
- Стук дятла.
- Ой, что это за звук?
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
Фото - дятел
- Видели дятла? Что знаете про него?
Рассказ про дятла.
Рассмотрите клюв дятла, отличается ли он от клювов снегиря, клеста, синички, свиристели? А отличается ли пища дятла?
У него очень длинный язык – 10 – 15 см. Он липкий, с твёрдыми зазубринами, ими дятел достаёт насекомых, может засунуть язык даже в самый узкий ход, которые проложили насекомые в дереве.
Если дятел питается насекомыми, то это птица – насекомоядная.
- Физпауза
- Вывод
- Чем питаются птицы зимой?
- Как приспосабливаются они к добыванию пищи ? – клюв, своеобразная пища
- Есть такая народная мудрость: Всякая птица своим клювом сыта.
- Как понимаете?
- Учебник, с .10 – чтение текста
- Что вы можете сказать о значении клюва в жизни птиц.
- Закончи предложения:
Если птица питается растительной пищей, то она ….
Если птица питается насекомыми, то она ….
Если птица питается мелкими животными, то она ….
- Учебник, с.11 - устно
- Да, ребята, трудно сказать, сколько птиц на земном шаре, приблизительно их 100 миллиардов, а самые многочисленные – это…
Маленький мальчишка в сером пальтишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - зерно ворует.
Фото – воробья
- Воробей – это зимующая птица или оседлая?
Расскажите, чем питается воробей, а где чаще всего их можно увидеть? Почему?
- Сегодня мы поговорили лишь о некоторых птицах, узнали, чем они питаются, как зависит строение клюва от способа питания.
- Закрепление
- Всегда ли легко найти пищу зимой? Когда особенно трудно?
Как же тогда быть?
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. Кормушка
- Кто сделал кормушку и начал подкармливать птиц?
- Виды кормушек.
- Мало сделать кормушку, надо знать, что туда положить.
Как вы думаете, что?
- Итог урока
- О ком сегодня мы говорили?
- Почему же некоторые птицы прилетают к нам зимовать, а некоторые совсем не улетают?
- Как они приспособились к жизни в зимний период?
Как вы думаете, когда птички прилетают к нашим окошкам , с какой просьбой они обращаются к людям?
Стихотворение А.Ящина «Покормите птиц зимой»
- Я думаю, что вы сами не останетесь равнодушными к беде наших маленьких пернатых друзей, а они отблагодарят нас за это сполна.
-А своим друзьям дадите совет, какой? Покормите птиц зимой
Понравился ли вам урок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира "Зима"
урок окружающего мира по теме " Зима" в 1 классе...
Урок окружающего мира "Зима: покой природы" (1 класс, ОС "Школа 2100").
ОС "Школа 2100" (ФГОС)...
Презентация к уроку окружающего мира "Зима - покой природы" 1 класс
Цель: уметь объяснять мир определять свое отношение к миру. Чередуются форма работы индивидуальная, парная, групповая. Урок интегрированный. Окружающий мир + технологии....
Открытый урок окружающего мира "Зима в мире растений" 2 класс.
Материал урока окружающего мира "Зима в мире растений" для 2 класса по программе Перспектива....
Урок окружающего мира "Зима-покой природы"
Урок окружающего мира на тему «Зима -покой природы»...
Конспект урока окружающего мира "Зима в мире растений", 2 класс, УМК "Перспектива"
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «Зима в мире растений»Цели деятельности учителя: формирование знаний о зимнем периоде в жизни растений; расширение знаний о лесных растениях и их плода...
Конспект урока окружающего мира "Зима" (2 класс)
Цели деятельности учителя: повторение и закрепление полученных знаний на основе учебника, проведение контрольной работы по разделу «Зима».Планируемые результаты:Предметные: Знать содержани...