Рабочая программа по окружающему миру 4 класс. Вахрушев А.А.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
1. Основное содержание учебного курса
Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч) Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.
«Как работает организм человека» (16 ч)
Рукотворная природа (18 ч)
Раздел 2: «Человек и человечество» (34 ч)
Человек и его внутренний мир (5 ч)
Человек и общество (6 ч)
Картина всемирной истории человечества (11 ч)
Человек и многоликое человечество (3 ч)
Человек и единое человечество (4 ч)
Обобщающее повторение – 5 ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_2015-16.docx | 72.04 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с:
- федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (ФГОС НОО)
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312
- гигиенические требования к режиму образовательного процесса, установленные СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Устав ГБОУ средней общеобразовательной школы №86 Петроградского района Санкт-Петербурга, утвержденный распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга 13.05.2014 №2080-р;
- Лицензия ГБОУ средней общеобразовательной школы №86 Петроградского района Санкт-Петербурга от 13.01.2012 78 №001570;
- Свидетельство о государственной аккредитации ГБОУ средней общеобразовательной школы №86 Петроградского района Санкт-Петербурга от 16.01.2013 №97;
- Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ средней общеобразовательной школы №86 Петроградского района Санкт-Петербурга, принятая Педагогическим Советом, протокол №5 от 27.05.2014, утвержденная приказом директора ГБОУ средней общеобразовательной школы №86 Петроградского района Санкт-Петербурга 28.05.2014 №74;
- Учебным планом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №86 Петроградского района Санкт-Петербурга на 2015-16 учебный год;
- – авторской программы по курсу «Окружающий мир» А. А. Вахрушева, Д. Д. Данилова, А. С. Раутиан, С. В. Тырина;
Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира на основе системно - деятельностного подхода, через воспитание и развитии качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
Достижению этой цели служит решение следующих задач:
- Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- формирование осознания целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
- формирование умения у учащихся осмысливать свой собственный опыт;
- развитие способности воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний через решение проблемных творческих задач.
Задачами данного курса являются:
Образовательные:
- создание условий для формирования у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий; его преобразованию и применению;
- создание условий для формирования у специфических для окружающего мира качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности, логического и эвристического мышления;
Воспитательные:
- создание условий для формирования духовно-нравственного развития личности, предусматривающее, с учетом специфики начального этапа обучения предмету «Окружающий мир», принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
Развивающие:
- среды. создание условий для формирования языка понятий и научного аппарата как средства описания и исследования окружающего мира;
- реализация возможностей предмета «Окружающий мир» в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей учащихся; овладение системой научных знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
- создание здоровье сберегающей информационно-образовательной
Сведения о внесённых в авторскую программу изменения и их обоснование.
Учитывая цели и задачи Программы развития ГБОУ СОШ №86 Петроградского района, а также основные направления опытно-экспериментальной работы по теме: «Разработка системы управления качеством основного общего образования в условиях введения ФГОС» и специфические особенности преподавания окружающего мира в школе, при реализации данной программы:
Развитие познавательных УУД будет организовано в рамках реализуемой в школе надпредметной программы «Методологическая компетентность». Особое внимание уделяется формированию и развитию логической грамотности обучающихся как основы развития прочих УУД.
Остальные изменения в поурочно-тематическом планировании касаются в основном видов контроля и измерителей, поскольку контроль на каждом уроке определяется исходя из проблем и успешности обучающихся в освоении отдельных УУД и конкретных умений.
Проектная деятельность обучающихся реализуется в формах творческих проектах, интегрированных уроков, групповой работы.
Дифференциация реализуется путем различных форм работы (фронтальная, групповая, индивидуальная), с учетом индивидуальных особенностей школьников.
Поддержка талантливых детей и обучающихся, интересующихся предметом «окружающий мир» осуществляется путем исследовательской деятельности, участия в олимпиадах и конкурсах.
Место учебного предмета «окружающего мира» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Учебным планом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №86 Петроградского района Санкт-Петербурга на 2015-16 учебный год предмет «окружающий мир» изучается с 1 класса. На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится по 2 часа в неделю, всего 270 часов:
в 1 классе 66 часа,
во 2, 3 и 4 классах − по 72 часа.
Используемый учебно-методический комплект:
- ВахрушевА.А., Данилов Д. Д., Кузнецова С.С., Сизова С.В., Тырин С.В. Окружающий мир. Человек и человечество. учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2011
- Харитонов Н.В., Сизова, Е. В., Стойка Е.И. Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и человечество». 4 класс. – М.: Баласс, 2011.
- Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д., Бургский О.В., А.С. Рутиан Окружающий мир. Человек и природа: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2011
- Вахрушев, Д. Д., Бургский О.В., А.С. Рутиан Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и природа». 4 класс. – М.: Баласс, 2011.
- Данилов Д. Д., Кузнецова С.С., Сизова С.В. Методические рекомендации для учителя Окружающий мир. Человек и человечество. 4 класса. – М.: Баласс, 2012
- Родыгина О.А., Вахрушев А.А., Рутиан А.С. Методические рекомендации для учителя Окружающий мир. Человек и природа. 4 класса. – М.: Баласс, 2013
Текущий контроль за освоением курса обучающимися осуществляется посредством проверки тетрадей, и устных опросов, контрольных и самостоятельных работ, проверки домашних заданий (фронтальной и выборочной), выполнения письменных заданий на уроке.
Контроль освоения программы по итогам учебного года осуществляется в форме:
административной контрольной работы в соответствии с Положением об административном контроле учащихся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №86 Петроградского района Санкт-Петербурга.
Используемые технологии, методы и формы работы:
Для достижения поставленных цели и задач мы используем широкий спектр образовательных технологий и, в первую очередь, на основе метода рефлексивной самоорганизации, что обеспечивает возможность системного выполнения каждым ребенком всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:
- дидактической системы деятельностного метода «Школа 2100...»;
- проблемно-диалогического обучения;
- технология коллективного способа обучения;
- технология оценивания образовательных достижений;
- Технология проектной деятельности.
Для развития коммуникативной компетентности практикуются:
- Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
- Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
- Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.
- Создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды
Развитие информационной компетентности обеспечивается:
- Принцип деятельности – ученик добывает знания сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.
- Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик.
- Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).
- Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).
Ведущие формы и методы, технологии обучения: коллективные, индивидуальные, индивидуализированные; репродуктивные и продуктивные; исследовательская работа, проектная деятельность, задачная форма обучения, математические игры.
ИКТ
Технологии проблемного обучения (проблемный диалог)
Технология проектной деятельности (исследовательская, минипроекты)
Технология развития критического мышления
Оценочные технологии
Технологии групповой работы
Выбор конкретных технологий из указанных групп осуществляется учителем непосредственно при подготовке урока.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
- Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
- Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
- Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции, вера в себя.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
- Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметные результаты
Часть 1. Человек и природа
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Часть 2. Человек и человечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
- 2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
- Основное содержание учебного курса
Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч) Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.
«Как работает организм человека» (16 ч)
Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.
Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.
Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.
Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?
Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.
Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.
Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.
Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.
Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.
Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.
Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.
Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.
Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.
- контрольная работа – 1 час;
- экскурсия – 1 час.
- практическая работа – 2 часа
- проверочные работы – 7 - тест – 1 час
Рукотворная природа (18 ч)
Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай.
Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.
Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.
Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?
Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.
Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.
Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.
Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.
Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).
Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.
Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.
- контрольная работа – 2 час;
- практическая работа – 2 часа
- проверочные работы – 7
Раздел 2: «Человек и человечество» (34 ч)
Человек и его внутренний мир (5 ч)
Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.
Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.
Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.
Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.
- проверочные работы – 2
Человек и общество (6 ч)
Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.
Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.
Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.
Картина всемирной истории человечества (11 ч)
Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.
Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа.
Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете.
Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей.
Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.
- контрольная работа – 1 час;
- проверочные работы – 1
Человек и многоликое человечество (3 ч)
Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.
Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.
Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом). Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.
- проверочные работы – 1 час
Человек и единое человечество (4 ч)
Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.
Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».
Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.
- контрольная работа – 1 час;
Обобщающее повторение – 5 ч.
Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас!
- контрольная работа – 1 час;
- экскурсия – 3 час.
Календарно - тематическое планирование в условиях реализации ФГОС
Планирование рассчитано на 68 часов (2 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Вид урока | Основные элементы содержания | Вид/форма контроля | Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения |
Глава I. Как работает организм человека | ||||||||
1 | Вводный урок. Как устроен организм человека | 1 | Урок открытия новых знаний Урок-диалог. | Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно- двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма | Текущий П/Р №1 | Знать, что каждая система органов играет в организме свою особую, необходимую для жизни роль. Иметь представление о работе системы органов кровообращения, нервной системе, органах чувств, выделения, дыхания, пищеварения, опорно- двигательной системе Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | I четв 1.09 – 4.09 | |
2 | Кожа – «пограничник» организма | 1 | Урок-исследование Урок-диалог | Общее представление о строении тела человека. Система органов чувств, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Кожа – орган осязания. Защитные функции кожи. Значение кожи для здоровья человека | Знать, что кожа защищает организм от трения, легких ударов и уколов, от проникновения вредных веществ и микробов, от перегрева и переохлаждения, от высыхания и размокания; что через кожу выделяются лишние соли и вода; что кожа – орган осязания. Уметь составлять правила ухода за кожей; рассказывать, как кожа помогает нам в жаркую погоду, во время купания, при работе с ядовитыми веществами. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | 1.09 – 4.09 | ||
3 | Как человек двигается (Опорно-двигательная система) | 1 | Урок-исследование Урок-диалог | Общее представление о строении тела человека. Опорно- двигательная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах. | Обучающий П/Р №2 | Знать, что сокращение мышц изменяет положение костей, подвижно соединенных в суставах, позволяя человеку двигаться. Уметь находить на рисунке названия отдельных костей и частей скелета, выяснять их значение; составлять правила поведения, для того чтобы избежать переломов и вывихов. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | 7.09 – 11.09 | |
4 | Путешествие бутерброда (Органы пищеварения) | 1 | Урок-исследование Урок-диалог | Общее представление о строении тела человека. Пищеварительная систем , ее роль в жизнедеятельности организма Гигиена систем органов. Измерение температуры человека. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня, личная гигиена. Составление режима дня школьника. | Знать, что органы пищеварения переваривают пищу и обеспечивают организм питательными веществами. Уметь называть органы пищеварения; определять роль органов пищеварения; рассказывать, как организм борется с отравлениями; объяснять, почему надо беречь зубы. Знать, что органы выделения очищают кровь от отходов жизнедеятельности клеток и выводят избыток воды. Уметь называть органы выделения; объяснять, почему почки – главный орган выделения Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Определять под действием педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе. | 7.09 – 11.09 | ||
5 | Как удаляются ненужные вещества (Органы выделения) | 1 | Урок открытия новых знаний Урок-диалог. | П/Р №3 | 14.09 – 18.09 | |||
6 | Для чего и как мы дышим (Органы дыхания) | 1 | Урок-исследование Урок-диалог | Общее представление о строении тела человека. Двигательная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | 14.09 – 18.09 | ||
7 | Волшебная восьмёрка (Органы кровообращения) | Урок открытия новых знаний Урок-диалог. | Общее представление о строении тела человека. Кровеносная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов | Знать, что органы кровообращения – главный «транспорт» в организме. Уметь называть органы кровообращения; рассказывать о путешествии крови в организме; рассказывать, как работает сердце; объяснять, почему кровь, поступающая от легких, не смешивается в сердце с кровью, идущей от других органов. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | 21.09 – 25.09 | |||
8 | Что такое кровь | 1 | Урок открытия новых знаний Урок-диалог. | Общее представление о строении тела человека. Кровеносная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Рассматривание условий, необходимых для жизни и нормальной работы клеток тела | П/Р №4 | Знать, что кровь – это внутренняя среда организма, поддерживающая благоприятные для жизни клеток условия. Уметь называть условия, которые нужны для жизни и нормальной работы клеток тела; рассказывать, из чего состоит кровь, какую работу выполняют клетки крови | 21.09 – 25.09 | |
9 | Почему наш организм работает слаженно (Неравная система) | Урок открытия новых знаний Урок-диалог. | Общее представление о строении тела человека. Нервная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. | П/Р №5 | Знать, что нервная система управляет работой каждого органа и всего организма; что большие полушария головного мозга позволяют нам совершать сознательные действия на основе своего опыта. Уметь называть органы нервной системы; указывать, где расположены органы нервной системы; приводить примеры сознательных и бессознательных действий; определять роль больших полушарий в жизни человека; рассказывать о роли сна для человека. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | 28.09 – 2.10 | ||
10 | Окна в окружающий мир (Органы зрения) | 1 | Урок-исследование Урок-диалог | Общее представление о строении тела человека. Системы органов чувств, их роль в жизнедеятельно- сти организма. Гигиена систем органов. | Знать, что орган зрения – важнейший орган чувств человека; что он дает наиболее полную информацию Уметь называть, из каких частей состоит глаз; рассказывать, как глаз защищен от повреждений; составлять правила сохранения зрения. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | 28.09 – 2.10 | ||
11 | Многогранный мир чувств (Органы чувств) | 1 | Урок-исследование Урок-диалог | Общее представление о строении тела человека. Системы органов чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника. | П/Р №6 | Знать, что мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств, их сигналы дополняют друг друга; что мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление Уметь называть органы чувств; рассказывать, как устроен орган слуха; объяснять, как мозг различает сигналы, идущие от разных органов чувств; составлять правила сохранения органов чувств. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | 5.10 – 9.10 | |
12 | Родители и дети (Размножение – свойство живых организмов) | 1 | Урок открытия новых знаний Урок-диалог. | Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья | Знать, что организм женщины приспособлен для вынашивания, рождения и выкармливания ребенка своим молоком, а организм мужчины – для работы по обеспечению и защите семьи; что оба родителя и все человеческое общество в целом заботятся о воспитании детей. Уметь сравнивать строение тела женщины и мужчины; называть отличия семьи человека и семьи животных; рассказывать, чем отличается роль женщины от роли мужчины в семье. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя | 5.10 – 9.10 | ||
13 | Отчего мы иногда болеем (Защитные силы организма) | 1 | Урок открытия новых знаний Урок-диалог. | Ознакомление с понятиями: «болезнь», «микроб», «причины болезни», «симптомы». Обсуждение вопросов: что помогает человеку побеждать | П/Р №7 | Знать, что болезнь нас поражает, когда микробов вокруг слишком много или когда организм ослаблен; что знание причин болезни помогает побеждать или их избегать. Уметь рассказывать, как можно бороться с малоподвижным образом жизни; объяснять, как болезнь нарушает порядок в организме; объяснять, для чего люди делают прививки. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | 12.10 – 16.10 | |
14 | Наши предки – древесные жители (Предки человека) | 1 | Урок открытия новых знаний Урок-диалог. | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Отличия человека от обезьян. Общение людей. Речь – помощница общению | Знать, что люди отличаются Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | 12.10 – 16.10 | ||
15 | На заре человечества (Появление человека разумного) | 1 | Урок открытия новых знаний Урок-диалог. | П/Р №8 | 19.10 – 23.10 | |||
16 | Контрольная работа №1 | 1 | Урок контроля. | Представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма | К/Р № 1 | Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира. | 19.10 – 23.10 | |
Глава II. Рукотворная природа | ||||||||
17 | Рукотворная жизнь (Выращивание культурных растений и домашних животных) | 1 | Урок открытия новых знаний Урок-диалог. | Дикорастущие и культурные растения. Роль растений | Знать, что человек одомашнивал полезные ему растения и животных; что он ухаживает за ними, выращивает, выводит новые сорта и породы; понятия «культурные растения», «домашние животные». Уметь называть отличия диких растений и животных от своих культурных собратьев; объяснять, почему так много разных сортов растений и пород животных; рассказывать о своем домашнем животном. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план | 26.10 – 30.10 | ||
18 | На службе у человека (Сельское хозяйство) | 1 | Урок открытия новых знаний Урок-диалог. | П/Р №9 | 26.10 – 30.10 | |||
19 | Покорение силы (Изобретения человека) | 1 | Урок открытия новых знаний Урок-диалог. | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека | П/Р №10 | Знать, что разум позволил человеку изобрести механизмы, увеличивающие силу и ловкость. Уметь объяснять, как можно увеличить свою силу и ловкость; рассказывать, как можно вытащить тяжелую лодку из воды на берег, как поднять бревно на стену строящегося дома. Иметь представление об изобретении первых часов с маятником. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | II четв 9.11 – 13.11 | |
20 | Как человек использует свойства воды | 1 | Урок-исследование Урок-диалог | Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе | Знать, что люди изучили свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства. Уметь называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить воду от примесей и растворенных Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | 9.11 – 13.11 | ||
21 | Как человек использует свойства воды | 1 | Урок обобщения изучен-ного материала. | П/Р №11 | 16.11 – 20.11 | |||
22 | Как человек использует свойства воздуха | 1 | Урок-исследование Урок-диалог | Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека | П/Р №12 | Знать, что люди научились использовать воздушное пространство, силу ветра, свойства воздуха и его составных частей. Уметь называть свойства воздуха Иметь представление об использовании водорода, углекислого газа, азота и кислорода. Испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем | 16.11 – 20.11 | |
23 | Горные породы и минералы | 1 | Урок-исследование Урок-диалог | Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера) | П/Р №13 | Знать, что люди научились изменять форму камня и широко используют его как строительный материал; что из горных пород извлекают разнообразные минеральные вещества и используют их свойства. Уметь называть свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твердость); рассказывать о способах изготовления предметов нужной формы из горных пород и минералов; перечислять свойства горных пород, которые используются в строительстве; называть различия горных пород Иметь представление о драгоценных и поделочных камнях. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | 23.11 – 27.11 | |
24 | Металлы | 1 | Урок-исследование Урок-диалог | Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. | П/Р №14 | Знать, что использование металлов позволило производить изделия любой формы и прочные материалы со специально заданными свойствами. Уметь перечислять, какими свойствами металлов не обладают камни; объяснять, почему металлы холодные на ощупь; называть свойства металлов (твердость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество). Иметь представление о том, как металлы обрабатывают; что у каждого металла есть особые свойства. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | 23.11 – 27.11 | |
25 | Приручение огня | 1 | Урок открытия новых знаний Урок-диалог. | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека | П/Р №15 | Знать, что человечество прошло путь технического прогресса от костра до пламени ракеты, используя все новые виды топлива и способы его сжатия. Уметь рассказывать, какие преимущества получили древние люди, когда стали использовать огонь; объяснять, чем горючее напоминает джинна в бутылке; рассказывать, как тепло попадает в квартиру. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | 30.11 – 4.12 | |
26 | Как нам жить? (Экологическое хозяйство – будущее человечества) | 1 | Урок обобщения изученного материала. | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от при-роды. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила безопасного поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными) | П/Р №16 | Знать, что бесконтрольное могущество человека – самая большая угроза в современном мире; чтобы избежать этой угрозы, необходимо перейти к экологическому типу хозяйства. Иметь представление о трех типах хозяйства (присваивающем, производящем, экологическом); рассказывать, как можно сохранить диких животных и растения. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | 30.11 – 4.12 | |
27 | Контрольная работа №2 | Урок контроля | К/Р № 2 | Знать изученный материал по теме «Рукотворная природа». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи. | 7.12 – 11.12 | |||
28 | Повторение. Природа, вещества, явления | 1 | Урок обобщения изученного материала. | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы Человек – часть природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу | Индиви- дуальные задания | Человек – часть природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий | 7.12 – 11.12 | |
29 | Повторение. Земля – планета жизни | 1 | Урок обобщения изученного материала. | Текущий | 14.12 – 18.12 | |||
30 | Повторение. Растения и животные. | 1 | Урок обобщения изученного материала. | Фронталь-ный | 14.12 – 18.12 | |||
31 | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок контроля | Знать изученный материал по курсу «Окружающий мир». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать | Итоговый | 21.12 – 25.12 | ||
32 | Резерв | 1 | 21.12 – 25.12 | |||||
Человек и человечество Глава I. Человек и его внутренний мир | ||||||||
1 (33) | Кого можно назвать человеком? | 1 | Урок открытия новых знаний Урок-диалог. | Человек – член общества | Знать, что человек отличается Уметь называть отличия между врожденными и приобретенными признаками человека; рассказывать, как жизнь в обществе помогает ребенку вырасти человеком | IIIчетв 11.01 – 15.01 | ||
2 (34) | Посмотри в своё «зеркало» | 1 | Урок-исследование Урок-диалог | Общество, личность с неповторимыми особенностями внутреннего мира, Сознание, сила воли | Знать, что каждый человек, живущий в обществе, становится личностью с неповторимыми особенностями внутреннего мира. Уметь объяснять, как сознание может помочь человеку стать личностью; указывать, зачем человеку сила воли. Знать, что внутренний мир каждого человека наполнен эмоциями – переживаниями того, что происходит в данный момент с человеком Уметь сравнивать положительные и отрицательные эмоции; называть правила проявления эмоций; определять положительные и отрицательные эмоции; рассказывать, как эмоции помогают человеку | 11.01 – 15.01 | ||
3 (35) | Как понять, что творится у друга на душе? (Эмоции) | 1 | Урок-исследование Урок-диалог | Эмоциями, переживания, положительные и отрицательные эмоции; правила проявления эмоций. | 18.01 – 22.01 | |||
4 (36) | Переживания, испытанные временем (Чувства) | 1 | Урок-исследование Урок-диалог | Кратковременные эмоции, человек устойчивые чувства; отличие чувства | Знать, что кроме кратковременных эмоций человек испытывает устойчивые чувства; что чувства – это не зависящие от места и времени отношения человека к конкретным людям или предметам окружающего мира. Уметь называть отличия чувства | 18.01 – 22.01 | ||
5 (37) | Как узнать человека? (Характер) | 1 | Урок-исследование Урок-диалог | Характер, положительные и отрицательные черты характера | Знать, что нельзя оценивать человека по внешности; что только в общении мы может узнать внутренний мир другого человека, познакомиться с чертами его характера. Уметь перечислять положительные и отрицательные черты характера; рассказывать, как узнать личность, характер другого человека; объяснять пословицу «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер». Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | 25.01 – 29.01 | ||
Глава II. Человек в мире людей | ||||||||
6 (38) | Что такое общество? | 1 | Урок изучения нового материала Урок-диалог | Общество? общая культура совместная деятельность Человек – член общества. Взаимоотношения. Культура общения | Знать, что обществом можно назвать людей, у которых есть общие интересы. Уметь объяснять, что такое общество; рассказывать, почему возникают конфликты; называть способы разрешения конфликтов. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план Знать, что для того, чтобы оценивать свои поступки, у человека есть совесть, а общество создает свои правила поведения. Уметь рассказывать, с помощью каких «инструментов» общество и человек могут оценивать свои поступки; объяснять, что такое совесть; сравнивать право и мораль; понимать выражения и объяснять их значения («сделано на совесть», «без зазрения совести», «будет на моей совести», «жить по закону», «закон природы») | 25.01 – 29.01 | ||
7 (39) | Как жить в мире людей? | 1 | Урок закрепления нового материала Урок- диалог. | Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. | 1.02 – 5.02 | |||
8 (40) | Моё общество (Круг общения и социальные группы) | 1 | Урок-исследование Урок-диалог. | Знать, что для каждого человека общество состоит из многих общественных групп и круга его общения. Уметь объяснять, что называют общественной группой; называть общественные группы, в которых ты знаком с каждым человеком; называть общественные группы, | 1.02 – 5.02 | |||
9 (41) | Права человека | 1 | Урок-исследование Урок-диалог. | Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества. Взаимоотношения человека | Знать, что в современном обществе каждому человеку принадлежат равные права. Уметь объяснять выражение «права человеческой личности»; перечислять известные права человека | 8.02 – 12.02 | ||
10 (42) | Повторение | 1 | Урок закрепления нового материала Урок- диалог. | 8.02 – 12.02 | ||||
11 (43) | Контрольная работа №3 | 1 | Урок контроля | Учимся решать жизненные задачи | К/Р №3 | Знать изученный материал по теме «Человек». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи. | 15.02 – 19.02 | |
Глава III. Человек и прошлое человечества | ||||||||
12 (44) | Первобытный мир | 1 | Урок изучения нового материала Урок-диалог | Всемирная история, эпоха Первобытного мира; появления людей, главные человеческие умения. | Иметь представление о том, что всемирная история началась с эпохи Первобытного мира; что это было время (более 2 млн лет назад – | 15.02 – 19.02 | ||
13 (45) | Первобытный мир | Урок закрепле-ния нового материала Урок- диалог | ||||||
14 (46) | Древний мир | 1 | Урок изучения нового материала Урок-диалог | Древний мир (5 тысяч лет назад – | Уметь составлять короткий рассказ | 22.02 – 26.02 | ||
15 (47) | Древний мир | 1 | Урок закрепле-ния нового материала Урок- диалог | 22.02 – 26.02 | ||||
16 (48) | Средние века | 1 | Урок изучения нового материала Урок-диалог | Средние века (V–XVвека) – время между древностью и Новым временем, когда одни цивилизации сменялись другими | Уметь определять по карте «Средние века» расположение цивилизаций; рассказывать о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Средних веков (расположение на карте, достижения науки и культуры, господствующая религия, известные исторические события). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | 29.02 – 4.03 | ||
17 (49) | Средние века | 1 | Урок закрепле-ния нового материала Урок- диалог | 29.02 – 4.03 | ||||
18 (50) | Новое время | 1 | Урок изучения нового материала Урок-диалог | Новое время (XV – начало XX века) – эпоха стремительного развития европейских стран, множества открытий и изобретений. | Выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами; понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе. | 7.03 – 11.03 | ||
19 (51) | Новейшее время | 1 | Урок изучения нового материала Урок-диалог | Новейшее время (XX–XXI века) – эпоха многих научных открытий, несущих пользу всему человечеству, и одновременно эпоха мировых войн и тяжелых испытаний. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | 7.03 – 11.03 | ||
20 (52) | Новейшее время | 1 | Урок изучения нового материала Урок-диалог | 14.03 – 18.03 | ||||
Глава IV. Человек и многоликое человечество | ||||||||
21 (53) | Короли, президенты и граждане (Многообразие государств планеты) | 1 | Урок изучения нового материала Урок-диалог | Государство. монархические государства и республики; демократическое государство и диктатура; власть в России; Россия - демократическая республика. | Знать, что единое человечество состоит из граждан разных государств. Уметь объяснять слова «я – гражданин России»; сравнивать монархические государства и республики; сравнивать демократические государства и диктатуру; приводить примеры, как может быть нарушено право человека на участие в управлении своим государством; рассказывать, как организована власть в России; доказывать, что Россия является демократической республикой. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | 14.03 – 18.03 | ||
22 (54) | Расы и народы | 1 | Урок-исследование Урок-диалог. | Человек – член общества. Взаимоотношения человека | Знать, что человечество состоит Уметь объяснять, что такое раса; называть большие расы, которые выделяют в современном обществе. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с очки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. | IVчетв 28.03 – 1.04 | ||
23 (55) | Кто во что верит (Религии мира. Свобода совести) | 1 | Урок-исследование Урок-диалог. | Знать, что человечество многолико и складывается из разных рас, народов, граждан отдельных государств, верующих разных религий и атеистов. Уметь объяснять, что называют религиозными обрядами; называть отличия между верующими людьми и атеистами. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | 28.03 – 1.04 | |||
24 (56) | Пути духовных исканий | 1 | Урок закрепления нового материала Урок- диалог. | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. | Иметь представление о мировых религиях. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с очки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. | 4.04 – 8.04 | ||
Глава V. Человек и единое человечество | ||||||||
25 (57) | Мировое сообщество государств | 1 | Урок изучения нового материала Урок-диалог. | Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. | Знать, что мировое хозяйство, в котором все страны обмениваются между собой природными богатствами, продуктами, вещами, объединяет человечество. Уметь объяснять, для чего были придуманы деньги. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | 4.04 – 8.04 | ||
26 (58) | Что человечество ценит больше всего? (Моральные ценности человечества) | 1 | Урок изучения нового материала Урок-диалог. | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. | Знать, что общечеловеческие ценности – все то, что одинаково важно для всех людей, живущих на Земле, что объединяет человечество. Уметь называть памятники культуры родного края; называть общечеловеческие ценности. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | 11.04 – 15.04 | ||
27 (59) | Как нам жить? (Глобальные проблемы человечества) | 1 | Урок-исследование Урок-диалог. | Знать, что существованию современного человечества угрожают глобальные проблемы. Уметь перечислять известные глобальные проблемы человечества; объяснять, с какими проблемами человечества связана народная пословица «Сытый голодного не разумеет». В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | 11.04 – 15.04 | |||
Повторение | ||||||||
28 (60) | Повторение. Человек – создатель и носитель культуры | 1 | Урок закрепле-ния изучен-ного материала. | Человек – создатель и носитель культуры | Знать изученный материал по теме «Человечество». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | 18.04 – 22.04 | ||
29 (61) | Повторение. Страны и народы мира. | 1 | Урок закрепле-ния изучен-ного материала. | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры | Знать изученный материал по теме «Человек и единое человечество». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи. | 18.04 – 22.04 | ||
30 (62) | Контрольная работа №4 | 1 | Урок контроля | Учимся решать жизненные задачи | К/Р № 4 | 25.04 – 29.04 | ||
31 (63) | Проект «Как помочь товарищу влиться в коллектив» | 1 | Урок-исследование. | Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. | Работа в группах | Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи. Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих ценностей); понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе. | 25.04 – 29.04 | |
32 (64) | 1 | Урок-исследование. | Работа в группах | 2.05 – 6.05 | ||||
33 (65) | Проект «Мое человечество» | 1 | Урок-исследование. | Индиви-дуальное задание | 2.05 – 6.05 | |||
34 (66) | Защита проекта «Мое человечество» | 1 | Урок-исследование. | Индиви-дуальное задание | 9.05 – 13.05 | |||
35 (67) | Резерв | 1 | 16.05 – 20.05 | |||||
36 (68) | Резерв | 1 | 23.05 – 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев
Рабочая программа составлена на основе: «Программы курса окружающего мира (для начальной ступени обучения)» авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С .Раутиана ,С.В. Тырина Образовательной...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ОС Школа 2100 А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С .Раутиан ,С.В. Тырин
Рабочая программа составлена для учащихся 9-10 лет на основе: «Программы курса окружающего мира (для начальной ступени обучения)» авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С .Раутиана ,С.В. Тырина...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс ОС "Школа 2100"А.А.Вахрушев
Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, календа...
рабочая программа по окружающему миру А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин по программе Школа 2100 4 класс
рабочая программа по окружающему миру 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК «Школа 2100» (авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин)
Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающег...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...