Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ОС Школа 2100 А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С .Раутиан ,С.В. Тырин
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа составлена для учащихся 9-10 лет на основе:
- «Программы курса окружающего мира (для начальной ступени обучения)» авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С .Раутиана ,С.В. Тырина Образовательной системы «Школа 2100», рекомендованной Министерством образования и науки РФ, которая реализует требования ФГОС(а) второго поколения в образовательной области «Окружающий мир".
- учебного плана МБОУ-СОШ № 58 с углублённым изучением отдельных предметов на 2013-2014 учебный год;
С учётом:
- методической темы школы на 2013- 2014 учебный год: "Развитие проектировочной деятельности педагогов и учащихся в рамках ФГОС с 2012-2017 г.г
- методической темы учителя на период с 2009-2014": Проектная деятельность в рамках реализации ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oom_4_klass.docx | 95.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №58
с углублённым изучением отдельных предметов»
Рабочая программа
по предмету окружающий мир
класс 4 «Г»,70 часов (за год)
Составитель:
Мартышева Наталия Александровна,
высшая кв. категория
Новоуральский городской округ
20 13 - 2014 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена для учащихся 9-10 лет на основе:
- «Программы курса окружающего мира (для начальной ступени обучения)» авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С .Раутиана ,С.В. Тырина Образовательной системы «Школа 2100», рекомендованной Министерством образования и науки РФ, которая реализует требования ФГОС(а) второго поколения в образовательной области «Окружающий мир".
- учебного плана МБОУ-СОШ № 58 с углублённым изучением отдельных предметов на 2013-2014 учебный год;
С учётом:
- методической темы школы на 2013- 2014 учебный год: "Развитие проектировочной деятельности педагогов и учащихся в рамках ФГОС с 2012-2017 г.г
- методической темы учителя на период с 2009-2014": Проектная деятельность в рамках реализации ФГОС"
- Курсовая подготовка педагога:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования: содержание технологии введения» Нижнетагильский филиал ГОУДПО «ИРРО Свердловской области» | 72 ч. | от 24.08.2010 года | Удостоверение №491 |
Содержание и технология введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Новоуральского горнозаводского округа» ГБОУ ДПО СО «ИРРО» | 24 ч | От 11 ноября 2010 | Свидетельство№ 318-10 |
Интерактивные информационные средства в образовательном процессе. Екатеринбург | 80 ч | 11.01-21.01 2012 | Удостоверение №65 |
« Информационные- коммуникативные ресурсы современного урока, ФГБОУ ВПО « Российский химико- технологический университет имени Д.И. Менделеева. Москва | 72 ч. | 29.11- 07.12 2012 | Удостоверение № 4339 от 07.12.2012 |
Актуальность
Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
- Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира на основе системно - деятельностного подхода, через воспитание и развитии качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
Достижению этой цели служит решение следующих задач:
- Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- формирование осознания целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
- формирование умения у учащихся осмысливать свой собственный опыт;
- развитие способности воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний через решение проблемных творческих задач.
- Общая характеристика предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществооведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях. в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, экологического образования и воспитания.
Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру, который его окружает..
- Сквозные линии развития личности средствами предмета:
- Знакомство с целостной картиной мира.
- Формирование оценочного, эмоционального отношения к миру.
Разделы:
- Человек и природа
- Человек ичеловечество
- Особенности учебного комплекта.
Согласно принципу принцип минимакса. учебники содержат избыточные знания, которые обучающиеся могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в стандарт и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые ученики могут и должны усвоить.
- Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни –реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – реализуется через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы- воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.
Ценность семьи- формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества - формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны.
Ценность патриотизма- любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества- сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
- Планируемые результаты:
Предметные
Раздел: Человек и природа
Обучающиеся научатся[1]:
- Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
- Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- Использовать естественно- научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных и письменных высказываний;
- Использовать различные справочные издания (словарь, атлас, карты) для поиска необходимой информации;
- Использовать готовые модели ( глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
- Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
- Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционирования организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья
Обучающийся получит возможность научиться[2]:
- Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе;
- Пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- Выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь пр несложных несчастных случаях.
Раздел « человек и общество»
Обучающийся научится:
- Различать государственную символику российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву- столицу России, свой регион и его главный город;
- Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»
- Использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верований наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах ( семья, общество сверстников ит.д.);
- Использовать различные справочные издания (словари. Энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
- Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать неоходимость здорового образа жизни.
Обучающийся получит возможность
- Осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- Ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;
- Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
Предметные результаты по курсу:
1- классе является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть основные особенности каждого времени года.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
во 2-м классе является формирование следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
- объяснять влияние притяжения Земли;
- связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
- называть основные природные зоны и их особенности.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
в 3-ем классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Обитатели Земли
1-я линия развития – уметь объяснять мир.
- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
- приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
- перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
- животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Часть 2. Моё Отечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- по году определять век, место события в прошлом;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
в 4-м классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Человек и природа
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Часть 2. Человек и человечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих умений:
- осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
- установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
в 1-2-м классах
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
в 3 – 4-м классах является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Регулятивные УУД:
1 класс
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
2 класс
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
3-4 класс
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
1 класс
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
2 класс
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
3-4 класс
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог),технология продуктивного чтения и работа в малых группах.
1-2класс
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
3-4 класс
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
- Содержание учебного предмета включает следующие разделы:
Человек и природа
- Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).
- Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
- Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы, их свойства.
- Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.
- Важнейшие природные объекты своей страны, района.
- Ориентирование на местности. Компас.
- Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
- Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
- Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
- Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
- Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
- Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
- Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
- Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
- Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
- Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
- Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
- Лес, луг, водоем — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
- Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
- Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу. Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными).
- Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорноодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека.
Человек и общество
- Общество — люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
- Человек — член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек — создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
- Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа.
- Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.
- Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
- Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
- Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.
- Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
- Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
- Президент Российской Федерации — глава государства.
- Праздник в жизни общества. Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.
- Россия на карте; Государственная граница России.
- Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение на карте.
- Города России. СанкттПетербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).
- Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.
- Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.
- История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края.
- Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
- Правила безопасной жизни
- Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника.
- Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обморожении, перегреве.
- Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улицах. Правила дорожного движения. Поведение на перекрестках, улицах, игровых площадках. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешеходов, пассажиров. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
- Правила безопасного поведения в природе в разное время года.
Содержание тем учебного курса
Количество часов на изучение программы 70
Количество часов в неделю 2
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):
№ | Содержание учебного материала | Количество часов |
Часть 1. Человек и природа (34 часа) | ||
1 | Раздел 1. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА | 17 |
2 | Раздел 2. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА | 17 |
Часть 2. Человек и человечество (34 часа) | ||
3 | Раздел 1. ЧЕЛОВЕК | 11 |
Глава 1. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР | 5 | |
Глава 2. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ | 6 | |
Раздел 2. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО | 23 | |
Глава 3. ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА | 10 | |
Глава 4. ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО | 3 | |
Глава 5. ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО | 10 | |
итого | 68 |
График контрольных работ по окружающему миру в 4 классе
Содержание учебного материала | Контрольные работы | Дата план | Дата факт | Коррекция |
КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА | Контрольная работа № 1 по теме «Как работает организм человека» | |||
РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА | Контрольная работа № 2 по теме «Рукотворная природа» Итоговая контрольная работа по теме «Человек и природа» | |||
| Контрольная работа 1 по теме «Человек». | |||
| Контрольная работа № 2 по теме «Человечество». Итоговая контрольная работа по теме «Человек и человечество» | |||
итого |
|
Резерв - 2 часа
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Раздел, кол-во часов | Учебная неделя | № урока | Тема урока | Основные понятия (по разделу) | Форма организации учебной Деятельности Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне | Формы контроля* | Домашнее задание | Примечание (при необходимости) |
Раздел 1. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (17 часов) | 1 | 1 | ВВЕДЕНИЕ. Знакомство с учебником. | Условные знаки Этапы урока | Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях (Н). Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека (Н). Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях (П). Практическая работа: составить режим дня и дать его анализ (сколько времени, на что отведено) (Н). Измерять температуру тела, вес и рост человека (Н). Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П). | |||
2 | 2 | органы | С.8-11, прочитать, ответить на вопросы | |||||
3 | 3 | кожа защитная функция | С.12-15, прочитать, ответить на вопросы | |||||
4 | 4 | мышцы опорно-двигательная система | С.16-19, прочитать, ответить на вопросы | |||||
5 | 5 | пищеварительная система | С.20-25, прочитать, ответить на вопросы | |||||
6 | 6 | выделительная система | С.26-27, прочитать, ответить на вопросы | |||||
7 | 7 | дыхательная система | С.28-31, прочитать, ответить на вопросы | |||||
8 | 8 | кровеносная система | С.32-35, прочитать, ответить на вопросы | |||||
9 | 9 | кровь | С.36-37, прочитать, ответить на вопросы | |||||
2 ЧЕТВЕРТЬ | ||||||||
10 | мозг нервная система | Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях (Н). Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека (Н). Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях (П). | С.38-41, прочитать, ответить на вопросы | |||||
11 | глаза органы чувств | С.42-45, прочитать, ответить на вопросы | ||||||
12 | органы чувств органы слуха | С.46-49, прочитать, ответить на вопросы | ||||||
13 | воспитание развитие охрана здоровья | С.50-53, прочитать, ответить на вопросы | ||||||
14 | профилактика | С.54-57, прочитать, ответить на вопросы | ||||||
15 | развитие человечества | Характеризовать особенности человека в связи с его происхождением (П). Приводить доводы в пользу естественного происхождения человека (П). | С.58-61, прочитать, ответить на вопросы | |||||
16 | С.62-65, прочитать, ответить на вопросы | |||||||
17 | Контрольная работа № 1 | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | ||||||
3 ЧЕТВЕРТЬ | ||||||||
Раздел 2. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (17 часов) | 18 | “сорт” и “порода”, с наукой селекция ; развить кругозор по понятию “одомашнивание”; | Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н). Перечислять основные отрасли сельского хозяйства (Н). Характеризовать способы повышения продукции в растениеводстве и животноводстве (П). | С.68-71, прочитать, ответить на вопросы | ||||
19 | С.72-77, прочитать, ответить на вопросы | |||||||
20 | Характеризовать способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека (П). | С.78-81, прочитать, ответить на вопросы | ||||||
21 | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды (Н). Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды (П). Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе (Н). | С.82-87, прочитать, ответить на вопросы | ||||||
22 | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха (Н). Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха (П). Характеризовать свойства воздуха (Н). Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород | |||||||
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых (Н). Исследовать (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых (П). Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых (Н). Различать изученные полезные ископаемые (П). Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности) (Н). Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород. | ||||||||
23 | ||||||||
24 | ||||||||
25 | С.104-106, прочитать, ответить на вопросы, с.107-121, для дополнительного чтения | |||||||
26 | Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы (Н). Оценивать влияние современного человека на природу (Н). Оценивать свою личную роль в охране природы (Н). Участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы (П). Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края) (Н). | С.122-125, прочитать, ответить на вопросы | ||||||
Контрольная работа № 2 по теме «Рукотворная природа» | ||||||||
Работа над ошибками. Учимся решать жизненные задачи. | С.127, задачи 1-3 | |||||||
Повторение. Природа, вещества, явления. | С.128-129, задания с.129 | |||||||
Повторение. Земля – планета жизни. | С. 130-131, задания с.131 | |||||||
Повторение. Растения и животные. | С. 132-133, задания с.133 | |||||||
Повторение. Природные зоны. Экосистемы | С. 134-135, задания с.135 | |||||||
Обобщение и повторение пройденного материала. | ||||||||
Итоговая контрольная работа по теме «Человек и природа» |
4-й класс (часть 2)
Раздел, кол-во часов | Учебная неделя | № урока | Тема урока | Основные понятия (по разделу) | Форма организации учебной Деятельности Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне | Формы контроля* | Домашнее задание | Примечание (при необходимости) |
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР 6 ч | 1 | 1 | ВВЕДЕНИЕ. Знакомство с учебником. | Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. (Н). Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем (П). Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, улице, школе, городе/селе, о своей стране (П). Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). (Н) Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П). Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П) Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о качествах внутреннего мира человека (П). | ||||
2 | 2 | Кого можно назвать человеком? | ||||||
3 | 3 | Посмотри в своё «зеркало» | эмоции | |||||
4 | 4 | Как понять, что творится у друга на душе? | ||||||
5 | 5 | Переживания, испытанные временем | ||||||
6 | 6 | Как узнать человека? | ||||||
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ 6 ч | 7 | 7 | Что такое общество | Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. (Н). Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем. (П) Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, друзьях, улице, школе, городе/селе, о своей стране (П). Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу (Н); предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций (П). Практическая работа Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт. Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации. Демонстрировать правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях. Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П). Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе (П). | ||||
8 | 8 | Как жить в мире людей | ||||||
9 | 9 | Моё общество | ||||||
10 | 10 | Права человека | ||||||
11 | 11 | Повторение и контрольная работа 1. | ||||||
12 | 12 | Работа над ошибками | ||||||
ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 10 ч | 13 | Первобытный мир | Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Н); а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П). Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П). Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам (П). | |||||
14 | Первобытный мир | |||||||
15 | Древний мир | |||||||
16 | Древний мир | |||||||
17 | Средние века | |||||||
18 | Средние века | |||||||
19 | Новое время | |||||||
20 | Новое время | |||||||
21 | Новейшее время | |||||||
22 | Новейшее время | |||||||
ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО 3ч. | 23 | Короли, президенты и граждане | Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. (Н). Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П). Практическая работа находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П). Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). (П) Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе (П). | |||||
24 | Расы и народы | |||||||
25 | Кто во что верит | |||||||
ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ 4ч ЧЕЛОВЕЧЕСТВО | 26 | Мировое хозяйство | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда (в том числе в ходе экскурсий на предприятия) (Н). Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения (П). Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных богатствах человечества (Н). Принять посильное участие в их охране (П). Практическая работа Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт. Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации. Демонстрировать правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях. Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П). Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе (П). | |||||
27 | Мировое сообщество государств | |||||||
28 | Что человечество ценит больше всего? | |||||||
29 | Как нам жить? | |||||||
30 | Повторение и контрольная работа 2. | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | ||||||
31 | Работа над ошибками | |||||||
32,33 | Резервные уроки |
VIII. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах (1-2 кл.), в проверочных и контрольных работах (3-4 кл.).
2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.
Задания разного уровня сложности отмечены со 2-го класса.
1 класс | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
месяцы | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |||||||||||||||||||||||||
недели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | |
тема/ раздел | Как мы понимаем друг друга (9) | Как мы узнаем, что перед нами (4 | Как ты узнаешь мир (4) | Твои друзья и твоя семья (7) | Что нас окружает (10) | Живые обитатели планеты(9) | Времена года (13) | Экскурсии (4) | ||||||||||||||||||||||||||
Формы контроля | 2 экск | экск | экск | экск | с/р №1 | и/р №1 | с/р №4 | с/р №5 | и/р №2 | с/р №6 | с/р №7 | и/р №3 | экск | |||||||||||||||||||||
2 класс | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
месяцы | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |||||||||||||||||||||||||
недели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |
Введение (3ч.) | Земля и солнце( 15 ч.) | Глобус и карта (8 ч.) | Формы земной поверхности (7) | Земля – наш общий дом (14 ч) | Части света (12 ч) | Наша маленькая планета Земля (2 ч) | Повторение (7) | |||||||||||||||||||||||||||
Формы контроля | п/р №1 | п/р №2 | К/р №1 | п/р №3 | п/р №4 | К/р №2 | п/р №5 | п/р №6 | п/р №7 | п/р №8 | К/р №3 | п/р №9 | п/р №10 | К/р №4 | К/р №4 | п/р №11 | п/р № 12 | п/р № 13 | экск | |||||||||||||||
3 класс | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
месяцы | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |||||||||||||||||||||||||
недели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |
тема/ раздел | Вещество и энергия (5 ч) | Оболочка планеты, охваченная жизнью(6ч.) | Экологическая система (10 ч) | Живые участники круговорота веществ (13 ч) | Твои родные и твоя Родина (5ч.) | Времена Древней Руси (5ч ) | Времена Московского государства. (6) | Времена Российской империи .(5 ч) | Времена СССР. (5 ч) | Современная Россия (8 ч) | ||||||||||||||||||||||||
Формы контроля | п/р №1 | л/р №2 К/р №1 | п/р №3, | п/р №4 | К/р №2 | п/р №5 | п/р №6 | п/р №7 | п/р №8 | К/р №3, | п/р №9 | п/р №10 | п/р №11 | п/р №12 | п/р №13 | п/р №14 | п/р №15 К/р №4 | К/р№1 | К/р №2 | экск | ||||||||||||||
4 класс | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
месяцы | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |||||||||||||||||||||||||
недели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |
Человек и его строение (14 ч) | Происхождение человека (2 ч) | Рукотворная природа (18 ч) | Человек и его внутренний мир (10 ч) | Человек и общество (4 ч) | Картина всемирной истории человечества (7 ч) | Человек и многоликое человечество (6 ч) | Повторение (3 ч) | |||||||||||||||||||||||||||
Формы контроля | п/р | п/р | п/р | К/р | п/р | п/р | К/р | п/р | п/р | К/р | п/р | К/р | К/р | К/р | К/р | экск |
Условные обозначения:
С/Р – самостоятельная работа
П/Р – практическая работа
К/Р – контрольная работа
Л/Р – лабораторная работа
Экск – ЭКСКУРСИЯ
Прохождение программы по окружающему миру
4 класс за 2013- - 2014 учебный год.
1 период. | 2 период. | 3 период. | 4 период. | 5 период. | 6 период. | |||||||
2класс | План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт |
- Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.
- Учебно-методический комплект по литературе:
- Вахрушев А.А, Раутиан А.С., Родыгина О.А. «Я и мир вокруг» 1 класс. Методические рекомендации для учителя.
- Вахрушев А.А, Раутиан А.С., Родыгина О.А. «Наша планета Земля» 2 класс. Методические рекомендации для учителя.
- Вахрушев А.А, Раутиан А.С., Родыгина О.А. «Обитатели Земли» 3 класс. Методические рекомендации для учителя.
- Данилов Д.Д., Данилова О.А., Кузнецов С.С. «Моё Отечество». 3 класс. Методические рекомендации для учителя.
- Вахрушев А.А, Раутиан А.С., Родыгина О.А. «Природа и человек» 4 класс. Методические рекомендации для учителя.
- Данилов Д.Д., Данилова О.А., Кузнецов С.С. «Человек и человечество». 4 класс. Методические рекомендации для учителя.
- Учебники предназначены для организации учебной деятельности учащихся;
- Вахрушев А.А , Данилов Д.Д ., Бурский О.В. Окружающий мир. Учебник для 1 класса в 2 частях.
- Вахрушев А.А , Данилов Д.Д ., Бурский О.В. Окружающий мир. Учебник для 2 класса в 2 частях.
- Вахрушев А.А , Данилов Д.Д ., Бурский О.В. Окружающий мир. Учебник для 3 класса в 2 частях.
- Вахрушев А.А , Данилов Д.Д ., Бурский О.В. Окружающий мир. Учебник для 4 класса в 2 частях.
- Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной учебной деятельности учащихся;
- Вахрушев А.А.,Бурский О.В.,Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»,1 класс – М.: Баллас; Школьный дом,2010
- Вахрушев А.А.,Бурский О.В.,Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»,2 класс – М.: Баллас; Школьный дом,2011
- Вахрушев А.А.,Бурский О.В.,Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»,3 класс – М.: Баллас; Школьный дом,2011
- Вахрушев А.А.,Бурский О.В.,Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»,4 класс – М.: Баллас; Школьный дом,2011
- Тетради для контроля знаний предназначены для организации самостоятельной учебной деятельности учащихся;
- Вахрушев А.А, Бурский О.В., Родыгина О.А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса.- М.: Баллас, 2008
- Вахрушев А.А, Бурский О.В., Родыгина О.А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса.- М.: Баллас, 2010
- Вахрушев А.А, Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса.- М.: Баллас, 20011
- Вахрушев А.А, Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса.- М.: Баллас, 2011
- Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1) натуральные живые пособия – комнатные растения;
2) гербарии;
3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
5) географические и исторические карты;
6) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
- Технические средства обучения
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
- Магнитная доска.
- Экспозиционный экран.
- Персональный компьютер.
- Ксерокс.
- Цифровая фотокамера.
- Электронные приложения:
- дидактический материал для уроков ООМ
- уроки презентации ООМ
- внеурочная деятельность в рамках изучения ООМ
- Мир вокруг нас
- Времена года
- Внеурочная занятость
- Олимпиады
- Викторины
- Учебные проекты
Внеурочная деятельность
- Мои истоки
- Растим патриотов
[1] Отражены результаты, характеризующие систему учебных действий, необходимых для последующего обучения (опора в системе знаний, умений и компетенций)
[2] Ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему (пропедевтика)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Школа 2100". 1 класс.
Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. Вахрушем. Составлено по ФГОСам....
Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Школа России" для 3 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи изучения предмета, учебно-тематический план, календарною-тематический план с указанием планируемых результатов....
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 Школа 2100
Рабочая программа составлена на 4 года по ФГОС....
Рабочая программа по окружающему миру УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...