рабочая программа по окружающему миру А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин по программе Школа 2100 4 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Горбачева Ольга Васильевна

рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_4.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласована


Зам. директора по УВР Лицея

______________________Т.В.Волобуева


«         »________________201    г.    

Утверждена

 
Директор  Лицея

__________________Н.А.Филатчева  
 
приказ от_
          _№ _______

Министерство образования и культуры Тульской области 

Комитет по образованию администрации муниципального образования Щекинский район

Муниципальное образовательное учреждение «Лицей»
 
 

Рабочая программа

по предмету  окружающий мир __в__4-б__классе

 

Учитель: Горбачева О.В.

 
 

                         Рассмотрена на заседании

МО учителей начальных классов

                       протокол  от «_   _» _        201        года №__

201    /201    уч.год


Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе авторской программы по окружающему миру А.А.Вахрушев. О.В.Бурский, А.С.Раутиан, «Программа по окружающему миру для четырёхлетней начальной школы», Москва, Баласс,2010г.; программы «Образовательная система «Школа 2100» - М.: Баласс, 2009, соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года.

На изучение окружающего мира отводится:

68 часов в учебный год (2 часа в неделю).

Общая характеристика учебного предмета

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.

Цели изучения окружающего мира в начальной школе

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми,
    обществом и природой;
  • формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовить нравственных и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
  • овладение основ практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
  • формирование фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире
    природы и людей, правила здорового образа жизни;
  • развитие и воспитание личности.

Задачи изучения окружающего мира в начальной школе

В соответствии с этими целями ставятся следующие задачи:

  • формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе:
  • развитие умения учиться — способности к самореализации с целью решения учебных задач;
  • создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.

Структура курса

Курс  «Окружающего мира» соответствует образовательным областям «Естествознание»  и «Обществознание» Базисного учебного плана «Окружающий мир» и направлен на формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Курс представлен следующими разделами: «Я и мир вокруг», «Наша планета Земля. Обитатели Земли» «Человек и природа», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории отечества», «Современная история».

Разделы: «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная история» вводят школьников в мир истории, которая изучается на близком ученикам материале, они погружаются в мир истории Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные эпохи, описания памятников культуры, рассказов о конкретных событиях и их участниках.

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены и представлены в программе 6 разделами: «Где мы живём?», «Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествие».

   К каждому разделу ставится комплексно-дидактическая цель.

Раздел №1 «Где мы живём?» формирует в сознании ученика ценностно-окрашенный образ окружающего мира, как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

Раздел №2 «Природа» поможет формированию важнейших природоведческих понятий, познакомит с конкретными природными объектами. Большое внимание, уделяя воспитанию гуманного отношения к  природе.

Раздел №3 «Жизнь города и села» обучающие получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании.

Раздел № 4 «Здоровье и безопасность» включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребёнка, и нацелен на формирование соответствующих умений и навыков.

Раздел № 5 «Общение» учит школьников общаться с другими людьми – детьми и взрослыми, освоению азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей.

Раздел № 6 «Путешествие» способствует развитию пространственных представлений детей, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества.

Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников

В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения;

- выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;

- проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;

- работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;

- работа с учебными и научно-популярными текстами;

-  работать с учебником,   энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;    

- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

Образовательные технологии:

  •     Технология проблемно-диалогического обучения.
  • Технология формирования типа правильной читательской деятельности.
  • Проектная технология.
  • Технологии оценивания образовательных достижений учащихся
  •     Технология развивающего обучения;
  •      Информационно-коммуникативная технология;
  •      Здоровьесберегающая технология;
  •      Технология уровневой дифференциации при обучении и оценке знаний.

Формы контроля знаний и умений учащихся

Для выявления соответствия результатов образования, целями и задачами обучения данной рабочей программой предусмотрено проведение:  

  • Контрольные работы  – «Обитатели Земли» - 2; «Моё Отечество» - 2.
  • Проверочных работ – «Обитатели Земли» - 15; «Моё Отечество» - 4.

       Содержание курса

4 класс

(68 часов, 2 часа в неделю)

Раздел 1: «Человек и природа»

(34 часа)

I Человек и его строение (16 ч) 

Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.

Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.

Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.

Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?

Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.

Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.

Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.

Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.

Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.

Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.

Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.

II Происхождение человека (3 ч)

 Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.

Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.

III Рукотворная природа (12 ч)

 Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай.

Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.

Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.

Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?

Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.

Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.

Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.

Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.

Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).

Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.

Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.

Резервные часы – 3 ч

Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).

Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.

Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды.


Раздел 2:  «Человек и человечество»

(34 часа)

I Человек и его внутренний мир (5 ч) 

Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.

Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.

Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.

Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.

II Человек и общество (6 ч) 

Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.

Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.

Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.

III Картина всемирной истории человечества (10 ч) 

Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.

Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.

IV Человек и многоликое человечество (3 ч) 

Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.

Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.

Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).

Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.

V Человек и единое человечество (10 ч) 

Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.

Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».

Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.

Обобщающее повторение – 1 ч.

Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас!

Резервные уроки (2 ч.) Защита проекта «Сохраним историю родного края». Работа и защита проекта «Отмечаем государственные праздники».


Календарно – тематическое планирование

Количество часов в неделю:  2 ч
       

Годовое количество:        68 ч

Плановых проверочных работ:

Контрольных работ – 5 ;

Проверочных работ – 19;

Практических работ – 4;

Проектных работ – 2;

Реквизиты программы:

      1.Федеральный     компонент         Государственного     образовательного стандарта начального общего образования. Стандарт по окружающему миру.

  1. Программы общеобразовательных учреждений (начальные классы)-М: Просвещение .2004.
  2. Программы Образовательная система «Школа 2100»

УМК учащихся:

1.        Учебник «Окружающий мир» для 4-го класса в 2-х частях: «Человек и природа» и «Человек и человечество» (авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, Е.В. Сизова, СВ. Тырин), «Баласс», 2011.

2.        Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 4-го класса (авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан и Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова), 2 ч. «Баласс», 2011.

3.        Контрольные и проверочные работы к учебнику «Человек и природа» для 4-го класса (авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский), «Баласс», 2011.

4.        Контрольные и проверочные работы к учебнику «Человек и человечество» для 4-го класса (авторы Е.В. Сизова, Н.В. Харитонова), «Баласс», 2011.

УМК учителя:

1.        Учебник «Окружающий мир» для 4-го класса в 2-х частях: «Человек и природа» и «Человек и человечество» (авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, Е.В. Сизова, СВ. Тырин), «Баласс», 2011.

2.        Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 3-го класса (авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан и Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова), 2 ч. «Баласс», 2011.

3.        Окружающий мир («Человек и человечество»). 3 класс. Методические рекомендации для учителя (авторы А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан и др.), «Баласс», 2011.

4.        Окружающий мир («Человек и природа»). 3 класс. Методические рекомендации для учителя (авторы Е.В. Сизова, Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина), «Баласс», 2011.

5.        Контрольные и проверочные работы к учебнику «Человек и человечество» для 3-го класса (авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский), «Баласс», 2011.

6.        Контрольные и проверочные работы к учебнику «Человек и природа» для 3-го класса (авторы Е.В. Сизова, Н.В. Харитонова), «Баласс», 2011.

7. Универсальное мультимедийное пособие к учебнику Окружающий мир.


№ П/п

Дата про-веения урока

Наименование разделов

и тем уроков

Всего часов

Из них

Лабора-торные (практи-ческие работы)

Фор-мы конт-роля

Приме-чание

Раздел № 1 «Человек и природа»

34 ч

2 ч

19 ч

I Человек и его строение

16 ч

2 ч

7 ч

1.1

Как устроен организм человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

1.2

Кожа – «пограничник» организма. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Проверочная работа №1 на тему: «Как устроен организм человека» (20 мин)

Пр.р№1

1.3

Как человек двигается. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Практическая работа №1 «Составление режима дня» (15 мин)

П.р.№1

1.4

Путешествие бутерброда. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Проверочная работа №2 на тему: «Кожа и опорно-двигательная система» (20 мин)

Пр.р№2

1.5

Как удаляются ненужные вещества. Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Практическая работа на тему: «Создание макета выделительной системы» (15 мин)

П.р. №2

1.6

Для чего и как мы дышим. Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Проверочная работа №3 на тему: «Пищеварение и выделение» (20 мин)

Пр.р№3

1.7

Волшебная восьмёрка. Круги кровообращения. Сердце – насос.

1.8

Что такое кровь? Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет.

1.9

Почему наш организм работает слаженно. Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Проверочная работа №4 на тему: «Дыхание и кровообращение» (20 мин)

Пр.р№4

1.10

Окна в окружающий мир. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Проверочная работа №5 на тему: «Нервная система» (20 мин)

Пр.р№5

1.11

Многогранный мир чувств. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности.

1.12

Родители и дети. Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Проверочная работа №6 на тему: «Органы чувств» (20 мин)

Пр.р№6

1.13

Отчего мы иногда болеем. Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Проверочная работа №7 на тему: «Родители и дети» (20 мин)

Пр.р№7

II Происхождение человека

3 ч

2 ч

2.1

Наши предки – древесные жители. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова.

2.2.

На заре человечества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда.   Проверочная работа №8 на тему: «Происхождение человека» (20 мин)

Пр.р№8

2.3

Повторение по теме «Человек и его строение» Контрольная работа № 1 на тему: «Строение и происхождение человека» (35 мин)

К.р №1

III Рукотворная природа

15 ч

10 ч

3.1

Рукотворная жизнь. Породы и сорта. Искусственный отбор. Проверочная работа №9 на тему: «Рукотворная жизнь» (20 мин)

Пр.р№9

3.2

На службе у человека. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека.

3.3

Покорение силы Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот. Проверочная работа №10 на тему: «Покорение силы» (20 мин)

Пр.р№10

3.4

Как человек использует свойства воды. Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды. 

3.5

Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат. Проверочная работа №11 на тему: «Свойства воды» (20 мин)

Пр.р№11

3.6

Как человек использует свойства воздуха. Его свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Проверочная работа №12 на тему: «Свойства воздуха» (20 мин)

Пр.р№12

3.7

Горные породы и минералы. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Проверочная работа №13 на тему: «Горные породы и минералы» (20 мин)

Пр.р№13

3.8

Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Проверочная работа №14 на тему: «Металлы» (20 мин)

Пр.р№14

3.9

Приручение огня. Торф, каменный уголь, нефть и природный газ. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель. Проверочная работа №15 на тему: «Приручение огня» (20 мин)

Пр.р №15

3.10

  1. Как нам жить? Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Проверочная работа №16 на тему: «Для любознательных» (20 мин)

Пр.р№16

3.11

  1. Повторение пройденного по теме «Рукотворная природа» Контрольная работа № 2 по теме: «Человек и природа» (35 мин)

К.р

№2

3.12

  1. Итоговая контрольная работа №3 по первой части «Человек и природа» (45 мин)

К.р №3

3.13

  1. Резервный урок. Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).

3.14

Резервный урок. Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.

3.15

Резервный урок. Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды.

Раздел №2 Человек и человечество

34 ч

3 ч

5 ч

I Человек и его внутренний мир

5 ч

1.1

Кого можно назвать человеком? Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.

1.2

Посмотри в своё «зеркало». Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.

1.3

Как понять, что творится у друга на душе? Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность.

1.4

Переживания, испытанные временем. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.

1.5

Как узнать человека? Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.

2.1

II Человек в мире людей

6 ч

2.2

Что такое общество. Общество как взаимосвязь людей. Проверочная работа № 17 на тему: «Человек и его внутренний мир» (20 мин)

Пр.р№17

2.3

Как жить в мире людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

2.4

Моё общество. Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.

2.5

Права человека. Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа. Практическая работа №3  в виде решения моделей реальных ситуаций с защитой прав. (15 мин)

П.р. №3

2.6

Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка. Контрольная работа №.4 на тему: «Человек и его внутренний мир» (35 мин)

К.р

№4

III Человек и прошлое человечества

10

3.1

Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней.

3.2

Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете.

3.3

Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён».

3.4

Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа.

3.5

Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.

3.6

Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете.

3.7

Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей.

3.8

Новое время (XV–XIX века) и Новейшее время (XX век)

3.9

Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.

3.10

Повторение пройденного по теме «Картина всемирной истории человечества» Проверочная работа № 18 на тему: «Человек и прошлое человечества» (20 мин)

Пр.р№18

IV Человек и многоликое человечество

3 ч

4.1

Короли, президенты и граждане. Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли.

4.2

Расы и народы.  Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека.

4.3

Кто во что верит. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести. Практическая работа №4 на тему: «Нахождение стран мира на глобусе» (15 мин)

П.р.№4

V Человек и единое человечество

10 ч

5.1

Мировое хозяйство. Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Проверочная работа № 19 на тему: «Человек и многоликое человечество» (20 мин)

Пр.р№19

5.2

Мировое сообщество государств. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги.

5.3

Что человечество ценит больше всего? Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.

5.4

Как нам жить? Практическая работа №5 на тему: «Решение моделей реальных ситуаций и способов защиты главных прав человека» (15 мин)

П.р №5

5.5

Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас! Повторение по теме «Человек и человечество». Контрольная работа №5 на тему: «Человек и единое человечество» (35 мин).

К.р.№5

5.6.

Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества.

5.7

Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества.

5.8

Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».

5.9

Резервный урок. Защита проекта «Сохраним историю родного края».

5.10

Резервный урок. Работа и защита проекта «Отмечаем государственные праздники».

Итого:

Резервные часы:

68 ч.

5 ч

прак.р.-4

проек-тов - 2

к.р.-5

пров.р-19


Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 4-го класса учащиеся должны знать:

• Об изготовлении орудий труда и возникновении речи – как об основном отличии человека от животных;

• Об основных органах и системах органов человека, их функциях;

• О болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры;

• Об основных этапах становления человека и его разума;

• О важности воды для жизни живых организмов и человека,

• Об основных свойствах льда, воды и пара (как твёрдого тела, жидкости и газа);

• Об основных свойствах воздуха (как газа);

• О применении важнейших полезных ископаемых,

• Об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека;

• О единственной стратегии выживания человечества – вписывании своего хозяйства в круговорот веществ биосферы.

Иметь представления о следующих понятиях и явлениях:

• Личность, характер, эмоции, самооценка, общение.

• Общество, мораль, право, собственность.

• Эпохи всемирной истории: Первобытный мир, Древний мир, Средние века. Новое время, Новейшее время.

• Цивилизация и цивилизации; расы, национальность; монархия; республика; религии мира; атеизм; конфликты; мировые войны, ООН, общечеловеческие ценности; основные права человека, глобальные проблемы современности.

Учащиеся должны уметь:

• Находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения,

• Объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме, и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения;

• Ухаживать за своим телом;

• Составлять правильный режим дня;

• Оценивать правильность поведения с точки зрения ведения здорового образа жизни;

• Объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе.

• Осознавать проявления тех или других черт характера; отличать черты характера от эмоций.

• Узнавать эмоции по их проявлениям; оценивать свои эмоциональные состояния.

• Соотносить свои поступки с нормами поведения.

• Различать социальные общности внутри современного человечества.

• По отдельным признакам отличать разные эпохи всемирной истории человечества.

• Ориентироваться в историческом времени соотносить год с веком, определять последовательность событий.

• Ориентироваться в основных проблемах современного мира.


Список литературы

1.  А. А. Вахрушев, Д. Д Данилов, А.С.Раутиан, С. Б. Тырин, Г. Э. Белицкая, Н. В. Иванова Учебная программа: Окружающий мир.

2. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. — М.; Просвещение, 2008.

3. А. А. Вахрушев, О. В. Бурский,   А. С. Раутиан   Окружающий мир.: учебник-тетрадь для 4 класса. — М.: Баласс,2011.

4. А. А. Вахрушев, О.В. Бурский Самостоятельные и проверочные работы к учебнику  2 ч 4 класс. - М: Баласс, 2011

5. А.А.Вахрушев, С. М. Алхутов, А. С. Раутиан Методические рекомендации для учителя к учебнику «Окружающий мир».  2 ч 4 класс- М.: Баласс, 2011

6.  Д. Д. Данилов, С.Тырин Мое Отечество. Вводный курс истории и обществознания: учебник для 4 класса. - М.: Баласс, 2010

7. Окружающий мир. 4 класс поурочные планы по учебнику «Окружающий мир» А. А. Вахрушева, О.В. Бурского, А. С. Раутиана. 2 ч / Лвт.-сост.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ОС Школа 2100 А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С .Раутиан ,С.В. Тырин

Рабочая программа составлена для учащихся 9-10 лет на основе: «Программы курса окружающего мира (для начальной ступени обучения)» авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С .Раутиана ,С.В. Тырина...

УРОК окружающего мира во 2 КЛАССЕ по программе «Школа 2100» Окружающий мир. 2 кл. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Москва БАЛАСС, 2011г. Тема: Экологическая система- учебная. Чудо – метапредметная.

Вашему вниманию представлен урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа 2100». Тема урока «Экологическая система». Урок объяснения нового материала.Цель урока показать взаимосвязь живой и не...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК «Школа 2100» (авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин)

Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающег...

Рабочая программа и Тематическое планирование по окружающему миру в 3 классе , автор А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин, Е.Э. Белицкая, Н.В. Иванова.

Задача этого курса состоит в формировании доступной, но при этом целостной научной картины мира и умения познавать этот мир....

Открытый урок по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые и их значение в жизни человека" УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс.

Вам представлена  разработка открытого урока по предмету окружающий  мир, для третьего класса ,  УМК "Перспективная начальная школа". В данную разработку входят: конспект урок...