рабочая программа по окружающему миру А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин по программе Школа 2100 4 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_4.doc | 230.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласована Зам. директора по УВР Лицея ______________________Т.В.Волобуева « »________________201 г. | Утверждена __________________Н.А.Филатчева |
Министерство образования и культуры Тульской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования Щекинский район
Муниципальное образовательное учреждение «Лицей»
Рабочая программа
по предмету окружающий мир __в__4-б__классе
Учитель: Горбачева О.В.
Рассмотрена на заседании
МО учителей начальных классов
протокол от «_ _» _ 201 года №__
201 /201 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе авторской программы по окружающему миру А.А.Вахрушев. О.В.Бурский, А.С.Раутиан, «Программа по окружающему миру для четырёхлетней начальной школы», Москва, Баласс,2010г.; программы «Образовательная система «Школа 2100» - М.: Баласс, 2009, соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года.
На изучение окружающего мира отводится:
68 часов в учебный год (2 часа в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.
Цели изучения окружающего мира в начальной школе
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми,
обществом и природой; - формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовить нравственных и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
- овладение основ практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
- формирование фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире
природы и людей, правила здорового образа жизни; - развитие и воспитание личности.
Задачи изучения окружающего мира в начальной школе
В соответствии с этими целями ставятся следующие задачи:
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе:
- развитие умения учиться — способности к самореализации с целью решения учебных задач;
- создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.
Структура курса
Курс «Окружающего мира» соответствует образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание» Базисного учебного плана «Окружающий мир» и направлен на формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Курс представлен следующими разделами: «Я и мир вокруг», «Наша планета Земля. Обитатели Земли» «Человек и природа», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории отечества», «Современная история».
Разделы: «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная история» вводят школьников в мир истории, которая изучается на близком ученикам материале, они погружаются в мир истории Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные эпохи, описания памятников культуры, рассказов о конкретных событиях и их участниках.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены и представлены в программе 6 разделами: «Где мы живём?», «Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествие».
К каждому разделу ставится комплексно-дидактическая цель.
Раздел №1 «Где мы живём?» формирует в сознании ученика ценностно-окрашенный образ окружающего мира, как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Раздел №2 «Природа» поможет формированию важнейших природоведческих понятий, познакомит с конкретными природными объектами. Большое внимание, уделяя воспитанию гуманного отношения к природе.
Раздел №3 «Жизнь города и села» обучающие получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании.
Раздел № 4 «Здоровье и безопасность» включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребёнка, и нацелен на формирование соответствующих умений и навыков.
Раздел № 5 «Общение» учит школьников общаться с другими людьми – детьми и взрослыми, освоению азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей.
Раздел № 6 «Путешествие» способствует развитию пространственных представлений детей, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества.
Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения;
- выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;
- проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;
- работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
- работа с учебными и научно-популярными текстами;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Образовательные технологии:
- Технология проблемно-диалогического обучения.
- Технология формирования типа правильной читательской деятельности.
- Проектная технология.
- Технологии оценивания образовательных достижений учащихся
- Технология развивающего обучения;
- Информационно-коммуникативная технология;
- Здоровьесберегающая технология;
- Технология уровневой дифференциации при обучении и оценке знаний.
Формы контроля знаний и умений учащихся
Для выявления соответствия результатов образования, целями и задачами обучения данной рабочей программой предусмотрено проведение:
- Контрольные работы – «Обитатели Земли» - 2; «Моё Отечество» - 2.
- Проверочных работ – «Обитатели Земли» - 15; «Моё Отечество» - 4.
Содержание курса
4 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
Раздел 1: «Человек и природа»
(34 часа)
I Человек и его строение (16 ч)
Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.
Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.
Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.
Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?
Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.
Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.
Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.
Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.
Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.
Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.
Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.
II Происхождение человека (3 ч)
Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.
Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.
III Рукотворная природа (12 ч)
Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай.
Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.
Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.
Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?
Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.
Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.
Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.
Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.
Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).
Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.
Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.
Резервные часы – 3 ч
Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).
Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.
Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды.
Раздел 2: «Человек и человечество»
(34 часа)
I Человек и его внутренний мир (5 ч)
Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.
Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.
Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.
Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.
II Человек и общество (6 ч)
Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.
Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.
Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.
III Картина всемирной истории человечества (10 ч)
Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.
Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.
IV Человек и многоликое человечество (3 ч)
Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.
Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.
Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).
Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.
V Человек и единое человечество (10 ч)
Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.
Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».
Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.
Обобщающее повторение – 1 ч.
Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас!
Резервные уроки (2 ч.) Защита проекта «Сохраним историю родного края». Работа и защита проекта «Отмечаем государственные праздники».
Календарно – тематическое планирование
Количество часов в неделю: 2 ч
Годовое количество: 68 ч
Плановых проверочных работ:
Контрольных работ – 5 ;
Проверочных работ – 19;
Практических работ – 4;
Проектных работ – 2;
Реквизиты программы:
1.Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта начального общего образования. Стандарт по окружающему миру.
- Программы общеобразовательных учреждений (начальные классы)-М: Просвещение .2004.
- Программы Образовательная система «Школа 2100»
УМК учащихся:
1. Учебник «Окружающий мир» для 4-го класса в 2-х частях: «Человек и природа» и «Человек и человечество» (авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, Е.В. Сизова, СВ. Тырин), «Баласс», 2011.
2. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 4-го класса (авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан и Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова), 2 ч. «Баласс», 2011.
3. Контрольные и проверочные работы к учебнику «Человек и природа» для 4-го класса (авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский), «Баласс», 2011.
4. Контрольные и проверочные работы к учебнику «Человек и человечество» для 4-го класса (авторы Е.В. Сизова, Н.В. Харитонова), «Баласс», 2011.
УМК учителя:
1. Учебник «Окружающий мир» для 4-го класса в 2-х частях: «Человек и природа» и «Человек и человечество» (авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, Е.В. Сизова, СВ. Тырин), «Баласс», 2011.
2. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 3-го класса (авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан и Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова), 2 ч. «Баласс», 2011.
3. Окружающий мир («Человек и человечество»). 3 класс. Методические рекомендации для учителя (авторы А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан и др.), «Баласс», 2011.
4. Окружающий мир («Человек и природа»). 3 класс. Методические рекомендации для учителя (авторы Е.В. Сизова, Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина), «Баласс», 2011.
5. Контрольные и проверочные работы к учебнику «Человек и человечество» для 3-го класса (авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский), «Баласс», 2011.
6. Контрольные и проверочные работы к учебнику «Человек и природа» для 3-го класса (авторы Е.В. Сизова, Н.В. Харитонова), «Баласс», 2011.
7. Универсальное мультимедийное пособие к учебнику Окружающий мир.
№ П/п | Дата про-веения урока | Наименование разделов и тем уроков | Всего часов | Из них | ||
Лабора-торные (практи-ческие работы) | Фор-мы конт-роля | Приме-чание | ||||
Раздел № 1 «Человек и природа» | 34 ч | 2 ч | 19 ч | |||
I Человек и его строение | 16 ч | 2 ч | 7 ч | |||
1.1 | Как устроен организм человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. | |||||
1.2 | Кожа – «пограничник» организма. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Проверочная работа №1 на тему: «Как устроен организм человека» (20 мин) | Пр.р№1 | ||||
1.3 | Как человек двигается. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Практическая работа №1 «Составление режима дня» (15 мин) | П.р.№1 | ||||
1.4 | Путешествие бутерброда. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Проверочная работа №2 на тему: «Кожа и опорно-двигательная система» (20 мин) | Пр.р№2 | ||||
1.5 | Как удаляются ненужные вещества. Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Практическая работа на тему: «Создание макета выделительной системы» (15 мин) | П.р. №2 | ||||
1.6 | Для чего и как мы дышим. Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Проверочная работа №3 на тему: «Пищеварение и выделение» (20 мин) | Пр.р№3 | ||||
1.7 | Волшебная восьмёрка. Круги кровообращения. Сердце – насос. | |||||
1.8 | Что такое кровь? Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. | |||||
1.9 | Почему наш организм работает слаженно. Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Проверочная работа №4 на тему: «Дыхание и кровообращение» (20 мин) | Пр.р№4 | ||||
1.10 | Окна в окружающий мир. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Проверочная работа №5 на тему: «Нервная система» (20 мин) | Пр.р№5 | ||||
1.11 | Многогранный мир чувств. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. | |||||
1.12 | Родители и дети. Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Проверочная работа №6 на тему: «Органы чувств» (20 мин) | Пр.р№6 | ||||
1.13 | Отчего мы иногда болеем. Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Проверочная работа №7 на тему: «Родители и дети» (20 мин) | Пр.р№7 | ||||
II Происхождение человека | 3 ч | 2 ч | ||||
2.1 | Наши предки – древесные жители. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. | |||||
2.2. | На заре человечества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Проверочная работа №8 на тему: «Происхождение человека» (20 мин) | Пр.р№8 | ||||
2.3 | Повторение по теме «Человек и его строение» Контрольная работа № 1 на тему: «Строение и происхождение человека» (35 мин) | К.р №1 | ||||
III Рукотворная природа | 15 ч | 10 ч | ||||
3.1 | Рукотворная жизнь. Породы и сорта. Искусственный отбор. Проверочная работа №9 на тему: «Рукотворная жизнь» (20 мин) | Пр.р№9 | ||||
3.2 | На службе у человека. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. | |||||
3.3 | Покорение силы Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот. Проверочная работа №10 на тему: «Покорение силы» (20 мин) | Пр.р№10 | ||||
3.4 | Как человек использует свойства воды. Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды. | |||||
3.5 | Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат. Проверочная работа №11 на тему: «Свойства воды» (20 мин) | Пр.р№11 | ||||
3.6 | Как человек использует свойства воздуха. Его свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Проверочная работа №12 на тему: «Свойства воздуха» (20 мин) | Пр.р№12 | ||||
3.7 | Горные породы и минералы. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Проверочная работа №13 на тему: «Горные породы и минералы» (20 мин) | Пр.р№13 | ||||
3.8 | Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Проверочная работа №14 на тему: «Металлы» (20 мин) | Пр.р№14 | ||||
3.9 | Приручение огня. Торф, каменный уголь, нефть и природный газ. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель. Проверочная работа №15 на тему: «Приручение огня» (20 мин) | Пр.р №15 | ||||
3.10 |
| Пр.р№16 | ||||
3.11 |
| К.р №2 | ||||
3.12 |
| К.р №3 | ||||
3.13 |
| |||||
3.14 | Резервный урок. Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека. | |||||
3.15 | Резервный урок. Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. | |||||
Раздел №2 Человек и человечество | 34 ч | 3 ч | 5 ч | |||
I Человек и его внутренний мир | 5 ч | |||||
1.1 | Кого можно назвать человеком? Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека. | |||||
1.2 | Посмотри в своё «зеркало». Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности. | |||||
1.3 | Как понять, что творится у друга на душе? Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. | |||||
1.4 | Переживания, испытанные временем. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе. | |||||
1.5 | Как узнать человека? Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия. | |||||
2.1 | II Человек в мире людей | 6 ч | ||||
2.2 | Что такое общество. Общество как взаимосвязь людей. Проверочная работа № 17 на тему: «Человек и его внутренний мир» (20 мин) | Пр.р№17 | ||||
2.3 | Как жить в мире людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. | |||||
2.4 | Моё общество. Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право. | |||||
2.5 | Права человека. Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа. Практическая работа №3 в виде решения моделей реальных ситуаций с защитой прав. (15 мин) | П.р. №3 | ||||
2.6 | Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка. Контрольная работа №.4 на тему: «Человек и его внутренний мир» (35 мин) | К.р №4 | ||||
III Человек и прошлое человечества | 10 | |||||
3.1 | Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. | |||||
3.2 | Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. | |||||
3.3 | Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён». | |||||
3.4 | Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. | |||||
3.5 | Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали. | |||||
3.6 | Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. | |||||
3.7 | Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. | |||||
3.8 | Новое время (XV–XIX века) и Новейшее время (XX век) | |||||
3.9 | Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации. | |||||
3.10 | Повторение пройденного по теме «Картина всемирной истории человечества» Проверочная работа № 18 на тему: «Человек и прошлое человечества» (20 мин) | Пр.р№18 | ||||
IV Человек и многоликое человечество | 3 ч | |||||
4.1 | Короли, президенты и граждане. Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. | |||||
4.2 | Расы и народы. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. | |||||
4.3 | Кто во что верит. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести. Практическая работа №4 на тему: «Нахождение стран мира на глобусе» (15 мин) | П.р.№4 | ||||
V Человек и единое человечество | 10 ч | |||||
5.1 | Мировое хозяйство. Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Проверочная работа № 19 на тему: «Человек и многоликое человечество» (20 мин) | Пр.р№19 | ||||
5.2 | Мировое сообщество государств. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. | |||||
5.3 | Что человечество ценит больше всего? Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли. | |||||
5.4 | Как нам жить? Практическая работа №5 на тему: «Решение моделей реальных ситуаций и способов защиты главных прав человека» (15 мин) | П.р №5 | ||||
5.5 | Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас! Повторение по теме «Человек и человечество». Контрольная работа №5 на тему: «Человек и единое человечество» (35 мин). | К.р.№5 | ||||
5.6. | Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. | |||||
5.7 | Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. | |||||
5.8 | Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека». | |||||
5.9 | Резервный урок. Защита проекта «Сохраним историю родного края». | |||||
5.10 | Резервный урок. Работа и защита проекта «Отмечаем государственные праздники». | |||||
Итого: Резервные часы: | 68 ч. 5 ч | прак.р.-4 проек-тов - 2 | к.р.-5 пров.р-19 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 4-го класса учащиеся должны знать:
• Об изготовлении орудий труда и возникновении речи – как об основном отличии человека от животных;
• Об основных органах и системах органов человека, их функциях;
• О болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры;
• Об основных этапах становления человека и его разума;
• О важности воды для жизни живых организмов и человека,
• Об основных свойствах льда, воды и пара (как твёрдого тела, жидкости и газа);
• Об основных свойствах воздуха (как газа);
• О применении важнейших полезных ископаемых,
• Об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека;
• О единственной стратегии выживания человечества – вписывании своего хозяйства в круговорот веществ биосферы.
Иметь представления о следующих понятиях и явлениях:
• Личность, характер, эмоции, самооценка, общение.
• Общество, мораль, право, собственность.
• Эпохи всемирной истории: Первобытный мир, Древний мир, Средние века. Новое время, Новейшее время.
• Цивилизация и цивилизации; расы, национальность; монархия; республика; религии мира; атеизм; конфликты; мировые войны, ООН, общечеловеческие ценности; основные права человека, глобальные проблемы современности.
Учащиеся должны уметь:
• Находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения,
• Объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме, и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения;
• Ухаживать за своим телом;
• Составлять правильный режим дня;
• Оценивать правильность поведения с точки зрения ведения здорового образа жизни;
• Объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе.
• Осознавать проявления тех или других черт характера; отличать черты характера от эмоций.
• Узнавать эмоции по их проявлениям; оценивать свои эмоциональные состояния.
• Соотносить свои поступки с нормами поведения.
• Различать социальные общности внутри современного человечества.
• По отдельным признакам отличать разные эпохи всемирной истории человечества.
• Ориентироваться в историческом времени соотносить год с веком, определять последовательность событий.
• Ориентироваться в основных проблемах современного мира.
Список литературы
1. А. А. Вахрушев, Д. Д Данилов, А.С.Раутиан, С. Б. Тырин, Г. Э. Белицкая, Н. В. Иванова Учебная программа: Окружающий мир.
2. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. — М.; Просвещение, 2008.
3. А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан Окружающий мир.: учебник-тетрадь для 4 класса. — М.: Баласс,2011.
4. А. А. Вахрушев, О.В. Бурский Самостоятельные и проверочные работы к учебнику 2 ч 4 класс. - М: Баласс, 2011
5. А.А.Вахрушев, С. М. Алхутов, А. С. Раутиан Методические рекомендации для учителя к учебнику «Окружающий мир». 2 ч 4 класс- М.: Баласс, 2011
6. Д. Д. Данилов, С.Тырин Мое Отечество. Вводный курс истории и обществознания: учебник для 4 класса. - М.: Баласс, 2010
7. Окружающий мир. 4 класс поурочные планы по учебнику «Окружающий мир» А. А. Вахрушева, О.В. Бурского, А. С. Раутиана. 2 ч / Лвт.-сост.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ОС Школа 2100 А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С .Раутиан ,С.В. Тырин
Рабочая программа составлена для учащихся 9-10 лет на основе: «Программы курса окружающего мира (для начальной ступени обучения)» авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С .Раутиана ,С.В. Тырина...
календарно-тематическое планирование по окружающему миру А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин по программе Школа 2100 2 класс
рабочая программа по окружающему миру 2 класс...
календарно-тематическое планирование по окружающему миру А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин по программе Школа 2100 3 класс
рабочая программа по окружающему миру 3 класс...
УРОК окружающего мира во 2 КЛАССЕ по программе «Школа 2100» Окружающий мир. 2 кл. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Москва БАЛАСС, 2011г. Тема: Экологическая система- учебная. Чудо – метапредметная.
Вашему вниманию представлен урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа 2100». Тема урока «Экологическая система». Урок объяснения нового материала.Цель урока показать взаимосвязь живой и не...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК «Школа 2100» (авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин)
Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающег...
Рабочая программа и Тематическое планирование по окружающему миру в 3 классе , автор А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин, Е.Э. Белицкая, Н.В. Иванова.
Задача этого курса состоит в формировании доступной, но при этом целостной научной картины мира и умения познавать этот мир....
Открытый урок по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые и их значение в жизни человека" УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс.
Вам представлена разработка открытого урока по предмету окружающий мир, для третьего класса , УМК "Перспективная начальная школа". В данную разработку входят: конспект урок...