Проектно – исследовательская работа «Соль: наш друг или враг?»
статья по окружающему миру (3 класс) на тему

Образцова Людмила Николаевна

     Данная проектно - исследовательская работа позволит оценить положительную и отрицательную роль соли в жизни человека. Материалы   проекта - исследования востребованы и могут быть использованы на уроках окружающего мира, во внеклассной кружковой работе и в быту.

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_sol.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 

        Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

                          «Средняя  общеобразовательная школа №16»

                                 г. Балаково Саратовской области

Проектно – исследовательская работа

        «Соль: наш друг или враг?»        

Образцова Людмила Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

                                                       

           

                                                           2014 г

        Выполнили : ученики 3 Б класса        

Руководитель  работы: Образцова Людмила Николаевна,

учитель начальных классов

ВВЕДЕНИЕ

Тема работы:

Соль: наш друг или враг?

Актуальность проблемы:

На страницах журналов, газет, по радио, телевидению и даже от близких людей часто можно слышать пугающие высказывания о соли: «Тайный убийца», « Белая смерть» и другие. Неужели это так?

Проблема:

Какую роль играет соль в жизни человека?

Предмет исследования:

Проанализировать положительную и отрицательную роль соли в жизни человека.

Задачи:

  1. изучить роль соли в истории;
  2. узнать об использовании соли в различных областях жизнедеятельности;
  3. описать, как соль влияет на организм человека;
  4. выяснить, к каким последствиям ведет чрезмерное употребление соли человеком;
  5. узнать советы по использованию соли в быту;
  6. выяснить, имеет ли место соль в русском народном творчестве.

Гипотеза:

Соль приносит человеку пользу; в больших количествах соль оказывает отрицательное значение на организм человека.

Методы исследования:

Эмпирический, теоретический.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Что известно историкам.

           Хлористый натрий - соль – необходимый компонент человеческой пищи. Если обратиться к истории, то можно убедиться насколько ценным было это вещество для человека. На протяжении долгих столетий соль была ценны товаром. Из-за соли устраивали войны, образовывались и разрушались государства. В Древнем Риме караваны с солью медленно брели по главной дороге – «Соляному пути». Караваны сопровождали отряды воинов, чтобы соль, драгоценное сокровище, не стала добычей разбойников. В древности соль ценилась на вес золота. Торговцев соли облагали большим налогом. Это положило начало воинам, и даже стало причиной основания городов, например, Мюнхена в 1158 году. Нехватка соли вызывала и народные волнения (соляные бунты). Такой бунт произошел в 1648 году в Москве.

           Соль служила источником пополнения казны. В некоторых  странах соль выполняла даже роль денежной единицы. Венецианский путешественник Марко Поло, посетивший Китай в 1286 году, описал использовавшиеся там монеты из кристалликов соли. В Эфиопии стандартные куски соли были в ходу в качестве денежной единицы. Римским воинам нередко жалованье выплачивали солью. Ученые считают, что именно с этим связано происхождение итальянского слова «сольди» (мелкая монета).

         Когда-то в Голландии существовала мучительная казнь. Люди получали только хлеб и воду, а соли были полностью лишены. Через некоторое время они умирали.

        На Руси издавна соль добывали вручную из рассолов выпариванием морской воды. Люди по колено стояли в воде босиком, соль разъедала кожу. Это был очень тяжелый труд.

Соль и здоровье человека.

          Почему соль называют «белой смертью»? Мрачное и несправедливое определение «белая смерть» для соли никак не годится. Да, злоупотребление солью запросто может загубить сердечно-сосудистую систему, выделительную систему и преждевременно свести человека в могилу, но злоупотребление любым продуктом чревато тяжкими последствиями, и всякие излишества вредны, в том числе и солевые. Просто следует соблюдать  в потреблении соли золотую середину и тогда соль пойдет исключительно во благо и полностью оправдывает словосочетание «соль жизни». Суточная потребность человека в соли  12  граммов.

           Многие народы живут почти без соли. Эскимосы и чукчи, например,

употребляют в среднем 4 г соли в сутки, а вот в северной Японии одна из самых высоких в мире суточных доз поваренной соли, и, вероятно, поэтому

здесь регистрируют до 39 % гипертоников, а среди северных народностей гипертоническая болезнь, разумеется, встречается реже.

           Существуют различные виды соли. Помимо обычной соли человек использует в пищу йодированную соль – это соль содержит элемент йод. Эта соль служит профилактическим средством для заболевания щитовидной железы. Употребление йодированной соли рекомендовано людям, страдающим нарушениями в работе нервной системы, а также пожилым людям. Полезна и морская соль. В ее состав входит большое количество минеральных веществ. Чем больше соли в воде, тем больше полезного в воздухе. Морской воздух повышает защитные силы организма. Ванны с морской солью улучшают самочувствие, настроение. Соль используется и в косметических целях, для ухода за кожей (солевые ванночки, примочки). Поваренная соль обладает хотя и слабым, но антибактериальным свойством.

           Если вдыхать соль в определенных количествах, она оказывает лечебное действие на организм. Для этих целей люди специально устраивают соляные пещеры и комнаты для заболеваний дыхательных путей.

Соль в кулинарии, быту, в народном творчестве.

         Ценность соли породила целый ряд пословиц, поговорок, загадок, в которых соли отводилась особая роль, подчеркивалось ее глубокое значение.

         Поваренная соль используется при изготовлении всех блюд, за исключением сладких. Соль препятствует развариванию продуктов.

       Соль широко используется при обработке мехов, варке мыла, в пищевой промышленности и при сохранении пищевых продуктов в домашних условиях (соление, консервирование).

ВЫВОД:

Соль всегда имела огромное значение в жизни человека. Без соли человек не может существовать, но, чтобы не нанести вред своему здоровью, следует потреблять  в  пищу  умеренное количество соли.

2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

         На уроках окружающего мира мы говорили о веществах. Шла речь и о соли. Ребята стали вспоминать о том, что в средствах массовой информации говорят и пишут о том, что «Соль - белая смерть», даже многим из них родители дома не разрешают досаливать пищу,  а кто-то наоборот стал приводить примеры о лечебном действии соли, о пользе соли в быту. В результате обсуждения и родилась тема исследования «Соль: друг или враг?»

     

 Далее возникли вопросы: как, откуда, каким образом найти ответ на данный вопрос. Все стразу решили найти нужную информацию в Интернете. Через несколько дней в классе появилась папка, в которую ребята складывали листочки с напечатанными текстами о пользе и вреде соли.

Но, увы, информация оказалась почти у всех одинаковой и непонятной. Убедились, что для ответа на вопрос темы, информации из Интернета недостаточно. Определили другие методы исследования: прочитать в книге, задать вопросы родителям, специалистам, провести эксперименты с солью, узнать пословицы, поговорки, загадки о соли. Для этого разделились на группы. В классе появились Историки, Медики, Кулинары, Домохозяйки, Литераторы.

        Для того, чтобы оценить влияние соли на организм человека, Медики побеседовали с медицинским работником Магер Натальей Анатольевной.

       Нам стало интересно, когда надо закладывать соль в разные блюда, ведь для вкусовых и питательных качеств блюд весьма немаловажно, на каком этапе приготовления в них добавляется соль. Кулинары отправились узнать об этом в школьную столовую к заведующей столовой Солодкой Светлане Викторовне.

       Литераторы, Домохозяйки, Историки, в свою очередь, узнали из книг, Интернета, периодической печати и опроса родителей, родственников пословицы, поговорки, загадки, крылатые выражения о соли, советы по использованию соли в быту. Результаты работы записывали и делали выводы.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ НАШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Результаты наших исследований. Медики записали в таблицу.

Соль - друг

Соль- враг

1.Соль нужна для образования соляной кислоты – важнейшей составляющей части желудочного сока. А без желудочного сока невозможен процесс пищеварения.

1. Соль задерживает воду в организме человека, поэтому нельзя злоупотреблять солью при повышенном давлении, болезнях органов пищеварения, сердца, сосудов, почек. Надо быть осторожным с солью и тем, кто склонен к полноте.

2.Соль нужна для работы нервной системы человека, для работы мышц. Дефицит соли проявляется общей слабостью, понижением давления, судорогами.

 

3. Соль прекращает развитие бактерий, поэтому она является антисептиком.

            Мы узнали, что избыток соли неблагоприятно влияет на работу сердечнососудистой системы, особенно на сосуды мозга. Для того,  чтобы убедиться в этом, мы провели следующий эксперимент:

20  октября.

   Взяли 3 стакана. В первый налили воду и опустили шерстяную нитку. Во втором стакане сделали слабый раствор соли, опустили в него нитку. В третьем стакане сделали насыщенный раствор соли, опустили нитку. Представили, что нитка – это сосуд человека.

21  октября

1 стакан – нитка стала мокрой.

2 стакан – нитка стала мокрой и немного твердой.

3 стакан – нитка стала твердой, белой, покрылась солью, даже стенки стакана стали немного белыми

22 октября

1 стакан – без изменений

2 стакан – нитка стала более твердой

3 стакан – нитка покрылась толстым слоем соли, верхняя часть стакана стала белой, как будто его заморозили.

28 октября

1 стакан – без изменений

2 стакан – нитка стала еще более твердой, слегка покрылась белым налетом.

3 стакан – слой соли на нитке очень сильно увеличился, почти весь стакан покрылся слоем соли.

Получился наглядный пример отрицательного воздействия большого количества соли на сосуды человека.

         Мы провели другой опыт.

Положили сырое яйцо в стакан с чистой водой – яйцо опустилось на дно стакана.

Достали яйцо из стакана и растворили в воде несколько ложек соли. Опустили яйцо в стакан с соленой водой – яйцо осталось плавать на поверхности воды.

      Почему же так происходит? Узнали у учителя, что соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть.

      Вот, оказывается, почему так легко научиться плавать в морской воде!

       

Поваренная соль обладает хотя и слабым, но антибактериальным

свойством. Я обожгла палец. Мама посоветовала мне посыпать обожженное место солью. «Сначала немного щипало,  но я перетерпела, зато через день ранка затянулась».

     От родителей и родственников  мы узнали и другие советы. Так, например, разогретая в тканевых мешочках соль, применяется при гайморите, радикулите, остеохондрозе. Многие раствором соли промывают нос при насморке.

    Литераторы узнали и записали загадки о соли:

В воде родится, а воды боится.

Одну меня не едят, а без меня редко едят.

Хороша она для круп,

без нее не вкусен суп.

Пословицы и поговорки о соли:

Без соли и хлеба худая беседа.

Солью сыт не будешь, слезами горя не избудешь.

Хлеб-соль и во сне хороши.

Хлеб-соль - и обед пошел.

Клади соль по вкусу, да смотри не пересоли.

Без соли и хлеба – половина обеда.

За хлеб-соль не платят, кроме спасибо.

Без золота прожить можно, без соли нельзя.

Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.

Крылатые выражения.

«Хлеб да соль!» - вот одно из пожеланий, которым русские люди обменивались друг с другом во время приема пищи, подчеркивая равноценное с хлебом значение соли. Так говорят и при встрече дорогих гостей.

«Соль земли» - подразумевает самое главное, важное, ценное.

«Соль вопроса» - имеют в виду  суть вопроса.

Приметы.

Рассыпать соль – к ссоре.

Мы решили, что эта примета возникла давно. Ведь в прошлом соль была дорогим  товаром. И, конечно, если кто-нибудь рассыпал соль, то его ругали, возникала ссора.

Что узнали Кулинары.

        Повар школьной столовой Солодкая Светлана Викторовна рассказала о правильной закладке соли в блюда. Мы узнали, что мясной бульон следует

солить за 10 минут до готовности, а вот рыбный – как только закипит вода, А если неопытный кулинар слегка пересолил бульон, то можно исправить ситуацию, добавив картофелину или горстку риса – они заберут на себя лишнюю соль. Еще мы выяснили, что в нашей столовой ежедневно уходит 2100 граммов соли, а питается в столовой 700 человек. Произвели расчет:2100: 700=3 грамма  соли на одного человека. Сделали вывод: это хороший результат, так как, если человеку требуется в день 10-12 граммов  ( в чистом виде и в составе пищевых продуктов), то остальное количество соли (7-9 г) он  будет потреблять во второй половине дня дома и в составе других продуктов. Например, сыр, хлеб, колбаса – это продукты, в которых наиболее высокое содержание соли.

        Анастасия Тройникова и ее мама Наталья Алексеевнарешили выяснить, когда следует солить гороховый суп: до размягчения гороха или когда он уже разварился. Провели эксперимент: стали варить горох в двух кастрюлях, но в одной из них посолили горох сразу, а в другой тогда, когда он стал развариваться.

      Горох, который посолили сразу, долго оставался сырым, не мог развариться.

Вывод: гороховый суп нужно солить после размягчения гороха, тогда он сварится быстрее.

     От мам и бабушек мы узнали и другие полезные кулинарные советы:

Пироги не пригорят на железном листе, если дно духовки посыпать солью.

Добавьте в воду, где варится картофель в кожуре, чайную ложку соли, и кожура не лопнет.

Если при варке в соленой воде яйцо лопнет, то оно не вытечет.

Щепотка соли предохраняет молоко от скисания.

Если картофель солить в конце жарки, то он будет иметь хрустящую корочку.

            Для проверки этого рецепта мы стали жарить картофель на двух сковородках. На первой сковороде посолили картофель сразу, а на второй – в конце жарки. Спустя время, картофель на первой сковороде стал мягким, развалистым, стал похожим на кашу. Кусочки картофеля на второй сковороде стали мягкими, но не потеряли форму, стали поджаристыми. Следовательно, такой рецепт имеет место в кулинарии.

          Мы заметили, что часто в рецептах приготовления блюд, указывают вес необходимого количества соли. Но ведь не всегда бывают под рукой весы. Гораздо быстрее нужное количество соли отмеряют ложками. Мы решили узнать, сколько граммов соли содержится в столовой ложке, чайной ложке. Для этого принесли из кабинета физики весы и стали взвешивать соль в столовой и чайной ложках. Вот что получилось:  в чайной ложке – 9,8 г (почти 10 г), а в столовой – 28,5г (почти  30 г)

Что узнали Домохозяйки.

Выяснили, что соль полезна и в быту.

Вот какие рецепты мы узнали:

1.Стеклянная посуда лучше блестит, когда ее после мытья ополаскивают соленой водой.

 2.Замерзшие оконные стекла можно легко очистить крепким раствором соли.

3.Чтобы живые цветы сохранить дольше, необходимо в вазу с водой насыпать немного соли.

4.Чтобы махровые полотенца оставались мягкими, следует после стирки ополоснуть их в соленой воде и не гладить.

5.Перед тем, как зажечь свечи, обмакните их в соленую воду – свечи будут меньше оплывать, будут гореть дольше и ровнее.  

     Мы решили проверить этот совет. Взяли две одинаковые свечи, одну из них окунули в раствор соли. Одновременно подожгли. Свечи горели и оплывали одинаково ровно. Прошло 20 мин. Остатки свечей оказались одинакового размера.

         

Вывод: раствор соли, в данном совете, не повлиял на длительность и качество горения. Считаем, что этот совет неэффективен.

ВЫВОДЫ:

        Мы пришли к следующим выводам: соль - жизненно важное вещество. Она способна помочь при десятках заболеваний и является далеко не «белой смертью», как считают некоторые. Исключение из рациона соли не только бессмысленно, но и вредно. Соль имеет большое значение в жизнедеятельности человека. Она заслуживает истинного восхищения, почитания и преклонения! Следовательно, является другом. Но в случае передозировки соль вредна и оказывает неблагоприятное  действие на здоровье человека, соответственно, превращается из друга во врага. Придерживайтесь принципа разумности в употреблении соли, и тогда соль для вас останется только другом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Данная проектно - исследовательская работа позволила нам оценить положительную и отрицательную роль соли в жизни человека. Материалы нашего  проекта - исследования востребованы и используются на уроках окружающего мира востребованы и используются на уроках окружающего мира, во внеклассной кружковой работе, в быту.

     Мы изготовили буклеты: « Соль: наш друг или враг?» и подарили их ученикам из соседних классов, друзьям, родственникам.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа "Свойства соли"

Работа -исследование,в которой учащийися раскрыл историю появления соли в быту человека.Через опыты и практическую работу были выявлены свойства соли....

Исследовательская работа "Соль-друг, соль - враг"

Данная работа направлена на изучение свойст соли....

Проектно – исследовательская работа «Соль: наш друг или враг?» Презентация.

—Проектно – исследовательская работа "Соль - наш друг или враг?" разделена на 2 части : теоретическую и практическую.—Ученики класса  образуют группы: историки, медики, кулинары, домохозяйки, лит...

2.5 Проектно - исследовательская работа "Собака- друг человека"

Проектно - исследовательская работа Собака- друг человека""...

Проектно-исследовательская работа- « Соль-материал для творчества»

Проектно-исследовательская работа- « Соль-материал для творчества»...

Исследовательская работа "Соль - друг или враг?"

Цель исследовательской работы: узнать исторические сведения о соли, выяснить какое значение имеет соль, полезна или вредна она для людей. Ознакомить одноклассников с результатами своего исследования....

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...