Экологическая безопасность.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Косолапова Ирина Сергеевна

Интегрированный урок (окружающий мир и математика), 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_eb_nazina_is.docx40.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Экологическая безопасность. Решение задач.

Учитель: Назина Ирина Сергеевна

Тип урока: комбинированный.

Предметы: окружающий мир, математика.

Оборудование: проектор, презентация, карточки с заданиями, тесты.

Цели: 

  • организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению  правил экологической безопасности;
  • обеспечить закрепление понятий  «экология», «экологическая безопасность»;  
  • закрепить умение решать задачи изученных видов, выполнять изученные математические действия.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умения работать с задачами изученных видов.
  • Формировать умения выполнять математические действия с числами.
  • Актуализировать знания учащихся об окружающем мире и экологии.
  • Актуализировать  знания о правилах поведения в природе.
  • Научить  учащихся выполнять правила  личной экологической безопасности.

Развивающие:

•        Развивать логическое мышление учащихся, а именно анализ, синтез, сравнение, классификацию и обобщение.

•        Развивать коммуникативные умения и навыки у учащихся.

•        Развивать психические процессы, а именно внимание, математическую речь.

• Развивать регулятивную структуру деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).

  • Развивать гибкость мыслительных процессов.

Воспитательные:

•        Воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к своему здоровью, способствовать бережному отношению к окружающей природе.

  • Воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду,  принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении.

•Воспитывать культуру поведения при фронтальной  и парной работе.

Планируемые результаты:

Предметные:

•        Находить значения выражений, опираясь на связь между компонентами сложения и вычитания.

•        Решать задачи изученных видов.

•        Использовать графические модели для решения математических выражений.

  • Осознавать целостность окружающего мира, освоить основ  экологической  грамотности, элементарных правил  нравственного  поведения  в мире  природы  и  людей, норм здоровьесберегающего  поведения в природной  и социальной  среде.

Личностные:

  • Развитие  навыка  сотрудничества  со взрослыми и сверстниками в разных  социальных  ситуациях, умение  не  создавать конфликтов  и  находить  выходы  из  спорных ситуаций.
  • Формирование установки  на безопасный,  здоровый образ  жизни,  наличие мотивации  к работе на результат,  бережному  отношению  к  природным ценностям.
  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
  • Формирование адекватной самооценки, оценки своих достижений, проявление личной заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Познавательные:

•        Выстраивать индивидуальный путь работы с математическим содержанием, требующим различного уровня логического мышления.

  • Учиться определять цель своей деятельности, выделять в ней этапы работы под руководством учителя.
  • Овладение  логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,  обобщения, классификации по родовым признакам, установление аналогий и  причинно-следственных  связей, построение рассуждений,  отнесения  к  известным понятиям.

•        Анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи 
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

•        Стремление учитывать и координировать различные мнения.

•        Учиться высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий.

•        Учиться высказывать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи.  

•        Формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать.

•        Выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

•        Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание.

Регулятивные:

  • Принятие и понимание учебной задачи урока, выполнение и контроль своих действий по заданному образцу, решение учебной задачи.
  • Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий).
  • Работать совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства, осуществлять контроль точности выполнения операций.
  • Определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

План  урока:

  1. Создание эмоционального фона урока.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация знаний учащихся.
  4. Физкультминутка.
  5. Первичное усвоение новых знаний.
  6. Первичная проверка понимания.
  7. Первичное закрепление.
  8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
  9. Рефлексия.

Ход урока.

  1. Создание эмоционального фона урока.

Слайд 1.

Посмотрите на рядом сидящих товарищей. Глядя в глаза соседу,  скажите  ему несколько добрых слов, за что-то похвалите. Принимающий должен кивнуть  головой и  сказать: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу.  

             И мне очень приятно с вами работать.

  • Подготовка тетрадей к работе.

     

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слайд 2.

Звучит музыка «Звуки природы».

- Посмотрите на экран. Прислушайтесь. Вам нравится музыка? Что вы слышите в ней? Как назвать одним словом  то, что вы назвали? (Природа) Вы любите природу? Что значит любить природу?

Слайд 3.

Любить природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.  Всегда ли мы помним об этом?

Экологический рассказ.

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Быстро наломали веток, разложили костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые яички и положили обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика и взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пришли к станции и сели в поезд. Весело прошел день.

- Найдите и перечислите ошибки, которые совершили дети во время прогулки. Почему этого нельзя было делать?

- Как вы думаете, о чем мы будем беседовать на уроке, что будем делать?

- А еще нам поможет математика. Вам очень пригодятся ваши умения и знания в этой науке.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Слайд 4.

- Растения, животные и люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду. Чтобы вспомнить, какая наука изучает это взаимодействие, вам предстоит решить примеры

Э +352    К  +163    О  -705    Л   +471   О   -803   Г  - 415  И  + 263   Я  -951

     386            318           519            137           523          238          237         482

        738            481           186            608          280          177          500         469         

Решив пример, ребенок проверяет свой ответ по таблице на экране и открывает букву.

Остальные учащиеся работают по карточкам с примерами.

А знаете ли вы, что

  • 738 выброшенных полиэтиленовых пакетов приходится на человека в год.
  • 280 наименований вредных веществ содержится в выбросах автотранспорта.
  • 500 лет требуется для разложения бумаги  в природной среде.

Читаем слово – ЭКОЛОГИЯ.

Слайд 5.

Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

А как называют человека, который занимается экологией? (Эколог).

Слайд 6.

-Что нам необходимо для существования на Земле, без чего наша жизнь  была бы невозможной?

(Ответы детей: воздух, вода, тепло, свет, продукты питания.)

Часто человек забывает о своих взаимосвязях с природой и наносит вред ей, а значит и самому себе, возникают экологические проблемы.

- О каких экологических проблемах вы  знаете?

-Предлагаю решить экологические задачи.

Слайд 7.

Решение экологических задач.

Задача № 1.

Учёные подсчитали, что каждую минуту вырубается примерно 20 га леса. Сколько леса исчезает за 10 мин, за 1 ч.

20.10=200 га за 10 мин.

20.60=1200 га за 1ч

Слайд 8.

Задача 2. (Самостоятельное решение с проверкой)

Автомобиль «Волга» выбрасывает в воздух 40 г ядовитой окиси углерода (СО) за 1 км пробега. Сколько углерода (СО) он выбросит за 100 км пробега?

40.100=4000г

Слайд 9.

  1. Физкультминутка.
  2. Первичное усвоение новых знаний.

- Наша планета добра к нам. Она нам дает все необходимое для жизни и помогает жить. А как, мы, люди к ней относимся? Можно ли сказать, что наша планета находится в безопасности? Нет! А мы с вами?

- Что, по вашему мнению, означает, слово «Безопасность»?

(Ответы детей: Безопасность – это состояние, при котором человеку не угрожает опасность, т. е есть защита от опасности.)

Вывод: экологическая безопасность – это защита человека от вредного воздействия загрязненной окружающей среды.

Слайд 10.

- Какими путями в организм человека поступают загрязняющие вещества?

(вода, воздух, продукты питания)

Слайд 11-12.

- Что является источником загрязнения окружающей среды? (фабрики, заводы, транспорт).

Слайд 13.

- Куда попадают вредные вещества? (воздух, вода, почва)

- А дальше? Из воздуха, воды, почвы загрязняющие вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек. Таким образом, цепочка замкнулась, эта цепь называется цепочка загрязнения.

Человек вынужден дышать загрязненным воздухом, пить загрязненную воду, использовать продукты  питания, в которой содержаться вредные вещества. Можно ли  оставаться  здоровым в такой ситуации?

Слайд 14.

  1. Первичная проверка понимания.

Посмотрите на символ на экране.

Как, вы,  думаете, что означает этот символ?

- Человек отвечает за все, что происходит на нашей планете, за все те необдуманные поступки, которые он совершил по отношению к природе, и должен сделать все для защиты  жизни на земле пока еще не поздно.

  1. Первичное закрепление.

- Работаем по группам:  1 ряд – о воде, 2ряд – о воздухе, 3 ряд -  о продуктах  питания.

- Из предложенных  правил экологической безопасности выберите те, которые относятся к вашей теме и обведите их красным карандашом.

Правила экологической безопасности

  • Очищай воду в домашних условиях с помощью специальных бытовых фильтров.
  • Воду можно очищать вымораживанием, это самая полезная вода.
  • Не собирай грибы, ягоды, лечебные травы вблизи дорог, свалок.
  • Перед едой мой фрукты и овощи теплой водой.
  • Починив подтекающий кран, ты бережешь чистую воду.
  • Выключая свет, экономишь горючее и сберегаешь воздух от загрязнения.
  • Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения.
  • Все продукты должны иметь сертификат качества.
  • Не занимайся спортом вблизи автомобилей.
  • Не оставайся в гараже во время работы двигателя машины.
  • Разводи комнатные растения, которые очищают воздух; деревья, кустарники и цветы очищают городской воздух.
  • Попросить взрослых не курить в квартире.
  • Очищает и увлажняет воздух и кондиционер.
  • Нельзя купаться возле промышленных стоков.
  • Пей только кипяченую воду.


Выполнение задания

 ВОЗДУХ

Не занимайся спортом вблизи автомобилей.

Не оставайся в гараже во время работы двигателя машины.

Разводи комнатные растения, которые очищают воздух; деревья, кустарники и цветы очищают городской воздух.

Попросить взрослых не курить в квартире.

Очищает и увлажняет воздух и кондиционер.

Выключая свет, экономишь горючее и сберегаешь воздух от загрязнения.

ВОДА

Нельзя купаться возле промышленных стоков.

Пей только кипяченую воду.

Очищай воду в домашних условиях с помощью специальных бытовых фильтров.

Починив подтекающий кран, ты бережешь чистую воду.

Воду можно очищать вымораживанием, это самая полезная вода.

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Не собирай грибы, ягоды, лечебные травы вблизи дорог, свалок.

Перед едой мой фрукты и овощи теплой водой.

Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения.

Все продукты должны иметь сертификат качества.

Слайд 15.

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Тест «Проверь себя»

1. Что такое цепь загрязнения?

А) загрязняющие вещества попадают в реку

П) загрязняющие вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания

2. Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?

А) через воздух, воду, камни

Р) через воздух, воду, продукты питания

3. Что такое экологическая безопасность?

А) как растения, животные, люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду

О) защита от вредного воздействия загрязненной окружающей среды

4. Как можно защитить себя от загрязненного воздуха?

К) отойти в сторону

Г) не задерживаться в тех местах, где грязный воздух

5. Как защититься от грязной воды?

М) не пей грязную воду

Н) научись пользоваться бытовым фильтром

6. Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?

О) мой овощи и фрукты

А) пользуйся только экологически чистыми продуктами

7. Укажите цепь загрязнения.

С) вытоптанные тропинки

З) сжигание листвы- ядовитый дым

п

р

о

г

н

о

з

-  А что такое прогноз?

Прогноз – это предвидение развития и исхода каких-л. событий, явлений на основании имеющихся данных.

Нам важно знать, предвидеть, что может случиться. А потому беречь природу, относиться к ней бережно.

Слайд 16.

  1.  Рефлексия.
  • Видео «Наш дом - Земля»

- У вас на партах  карточки (зеленая ,красная).

Поднимите зеленую, если вы узнали что-то новое, вам было легко и интересно, красную, если вам было трудно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая безопасность Земли.

Урок по предмету "Окружающий мир", автор Плешаков А.А. по программе "Школа России" в 3 классе....

Экологическая безопасность - урок окружающего мира

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Экологическая безопасность" в 3 классе....

Экологическая безопасность.Конспект урока

Для урока по окружающему миру....

Интегрированный урок окружающего мира и информатики "Экологическая безопасность Земли"

Цель данного урока: воспитание бережного отношения к окружающейприроде. Урок проведён с использованием интерактивной доски....

Урок по окружающему миру в 3 классе "Экологическая безопасность"

Тема: Экологическая безопасность.Цели:          1. Познакомить  детей терминами  «экологическая безопасность», « цепь загрязнения», «эколог»; док...

Методический материал социально-экологической направленности Неделя экологической безопасности Досуговое мероприятие « Земля –наш общий дом»

Актуальность проекта:       Экологическое воспитание младших школьников остаётся на первом месте среди вопросов мирового масштаба. Для ее решения следует с...