Урок по окружающему миру в 3 классе "Экологическая безопасность"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Тема: Экологическая безопасность.

Цели:

          1. Познакомить  детей терминами  «экологическая безопасность», « цепь загрязнения», «эколог»; доказать детям что Земля – наш дом: бережем дом – бережем здоровье;

           2. Выполнять правила личной экологической безопасности; развивать речь, мышление, обогатить словарный запас;

           3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по окружающему миру по теме: «Экологическая безопасность».

Мерсияпова Лилия Ильдусовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

 с углублённым изучением отдельных предметов

город Бугульма Республика Татарстан

Урок окружающего мира в 3 классе

Тема: Экологическая безопасность.

Цели: 

          1. Познакомить  детей терминами  «экологическая безопасность», « цепь загрязнения», «эколог»; доказать детям что Земля – наш дом: бережем дом – бережем здоровье;

           2. Выполнять правила личной экологической безопасности; развивать речь, мышление, обогатить словарный запас;

           3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, магнитофон с записью “Голоса природы”, презентация, видеоклип.

Место и роль урока в изучаемой теме:  первый урок по теме.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Планируемые  результаты:

- учащиеся узнают: понятие «экологическая безопасность», «цепь загрязнения»;

- учащиеся научатся: определять возможные причины появления экологических проблем и находить пути решения экологической безопасности человека.

Ход урока

Этап учебного занятия

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

1.Организация начала урока.

Проверка готовности учащихся к сотрудничеству

Организация внимания и внутренней готовности…

Умение организоваться

словесный

фронтальная

Деятельность учителя

Содержание учебного материала

Деятельность ученика 

Приветствует обучающихся, проверяет готовность.

-Здравствуйте, ребята!

- Посмотрите друг на друга , улыбнитесь.

На вас надеюсь я друзья!

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность.

(Личностные УУД.)

Этап учебного занятия

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

2.Проверка домашнего задания, постановка цели урока.

Выявить уровень усвоения знаний о молниях, змеях, собаках  и прочем.

Правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой.

На практических примерах показать отрицательное влияние на жизнь человека.

словесный

фронтальная

индивидуальная

Деятельность учителя 

Содержание учебного материала

Деятельность ученика 

Организует диалог с учащимися

1. Фронтальный опрос:

- Как уберечься от удара молнии?

- как избежать отравления растениями и грибами?

- Как избежать укуса змеи?

- Какие правила безопасности нужно соблюдать при общении с кошкой и собакой?

2. Сообщения о ядовитых растениях и грибах.

Ответы детей.

(Познавательные УУД)

Сообщения.

Этап учебного занятия

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

3.Актуализация опорных знаний.

Объекты живой и неживой природы; окружающая среда, экология.

Правильно соотносить объекты живой и неживой природы.

словесный

наглядный

фронтальная

Деятельность учителя        

Содержание учебного материала

Деятельность ученика 

Проводит инструктаж

Организует подводящий диалог

    -  «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля.

         - Давайте полюбуемся природой нашего края.

            - Благословенна природа нашего края!  Задумчивая  тишина и дыхание леса, прохлада родников и теплый запах поспевающих хлебов, добрый мир зверей и веселое разнотравье лугов – все это наполняет нашу жизнь. Оказавшись в лесу, с его загадочностью и величавостью, погружаешься в сказочный мир, где каждая веточка, дерево, кустик или даже трухлявый пень – живые. На берегу речки или водоема, оглушенная птичьим  гомоном или убаюканная шелестом трав, ощущаешь полный покой, забывая про суету городской жизни. А когда выбираешься в поле или на луг, полной грудью вдыхаешь аромат разнотравья и никак не можешь надышаться. И как важно, чтобы это продолжалось вечно».

            - Что подразумевается под всем живым?

            - Что необходимо для жизни?

            - Как вы понимаете слово «охрана»?

- Без чего невозможна жизнь, вспомним, отгадав кроссворд

Разгадайте кроссворд:

2

1

4

3

1.Звезда, благодаря которой существует жизнь на земле.

2.Вещество, которое существует на нашей планете в трех состояниях.

3.Плодородный слой Земли.

4.Смесь газов.

-  Что называется окружающей средой?

 - Отчего загрязняется окружающая среда?

Смотрят клип.

Слушают

Ответы детей.

(Познавательные УУД)

Работают с информацией, представленной в форме кроссворда.

- Почва, вода, воздух

Ответы детей.

Видео клип «Природа моего края»

Этап учебного занятия

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

4. Постановка задач урока

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Знания

Умения

Понятия: экология, опасность, безопасность

анализировать

словесный

наглядный

Фронтальная

(Познавательные УУД)

(Коммуникативные УУД)

Деятельность учителя        

Содержание учебного материала

Деятельность ученика 

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

- Что такое экология?

- Что такое « опасность»?

         

         

  - Что такое безопасность?

  - Какую цель перед собой поставим?

  - К сожалению, окружающая среда, наш дом, находится в опасности.

  - Кто в этом виноват?

- Природа ответит экологической катастрофой. Тогда сам человек будет нуждаться в защите! Давайте сегодня на уроке поговорим об экологической безопасности, о том, как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды.

- Ребята, как вы думаете, что такое экологическая безопасность? Что вы знаете об экологической безопасности?

Выступает заранее подготовленный ученик.

- Экология – наука о нашем общем доме.

Угроза чего – нибудь плохого, какого – нибудь несчастья.

Состояние,  при котором не угрожает опасность, есть защита.

- В этом виноват человек.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Этап учебного занятия

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

5. Изучение нового материала.

Создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической безопасности человека.

Понятия: «экологическая безопасность»,

« цепь загрязнения», «эколог»

наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать

Словесный

наглядный

фронтальная

(Познавательные УУД)

(Коммуникативные УУД)

(Регулятивные УУД)

Деятельность учителя

Содержание учебного материала

Деятельность ученика

           

направляет работу учащихся, делает уточнения при необходимости

Организовать работу по учебнику.

           - Откройте учебники страницу 30 и прочитайте, что такое экологическая безопасность.

           - А что вы ещё хотите узнать об экологической безопасности?

              - Люди, к сожалению, загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её обычно называют цепью загрязнения. Да, природа переживает сегодня немалые потрясения. Все чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа. В природе все труднее бороться с десятками тысяч тонн вредных веществ.

             - Как происходит загрязнение окружающей среды? Откуда поступают вредные вещества?

           

  -  Назовите пути поступления загрязненных веществ в организм человека.

-  Как происходит загрязнение окружающей среды?

         

 - В учебнике на с. 29 рассмотрите рисунки. Обсудите парами и расскажите, как движутся загрязненные вещества по цепочке.

          - Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды. Главное для общества – не допускать загрязнения среды, охранять воздух, воду, почву.  Каждому человеку необходимо соблюдать правила экологической безопасности.

            - Как вы думаете,  чистую ли мы пьём воду?        Чистым воздухом ли мы дышим?

Физминутка.

- Если я приду в лесок
 И сорву ромашку? (Плохо)
- Если мусор уберу,
 Банку закопаю? (Хорошо)
- Если сильно насорю
 И убрать забуду? (Плохо)

- Если ветку подвяжу
 Колышек поставлю? (Хорошо)

- Я люблю свою природу,
 Я ей помогаю!

Читают

Ответы детей:

- Как загрязняется воздух, вода, почва?

 - Как защититься от загрязнённой воды, воздуха?

 - Как защититься от некачественных продуктов питания?

Заводы, сточные воды, химические удобрения на полях, выхлопные газы.

 Ответы детей.

Ответы детей.

Выступают дети.

1.Защита исследования. Как загрязняется воздух?

2. Защита исследования. Какую воду мы пьём? Как загрязняется вода?

Топают 3 раза ногами

Хлопают 3 раза в ладоши

Топают 3 раза ногами

Хлопают 3 раза в ладоши

Этап учебного занятия

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

(Регулятивные УУД)

(Познавательные УУД)

6.Первичное закрепление изученного материала.

Закрепить знания об экологии,

Важности правил личной экологической безопасности.

Составлять цепь загрязнения, бережно относиться к окружающей среде.

словесный

объяснительно- иллюстративный

наглядный

фронтальная

Деятельность учителя

Содержание учебного материала

Деятельность ученика 

Организовать работу в парах

Проводит инструктаж, настраивать детей на работу

Оценивает правильность выполнения задания.

Моделирование цепи загрязнения. На доске схема.

1. Какие цепи загрязнения могут возникнуть в этих случаях? 

Работа в тетради на стр.17

2. Работа в парах.

Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека.

- Составьте схему – аппликацию.

3. Групповая  работа. Составление памяток.

- Что лично каждый из вас может сделать, чтобы изменить существующую ситуацию?

Игра «Дерево идей».

Продолжают схему .

Вырезают детали и составляют схему – аппликацию.

Одна группа составляет памятку о воде, вторая – о воздухе, третья – о продуктах.

Записывают свои ответы

Этап учебного занятия

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

Познавательные УУД

7.Контролирущее задание

Каждый ученик должен сделать вывод о том, что он уже знает.

Экологическая безопасность, источники загрязнения окружающей среды, экологические правила.

Выбирать правильные ответы

тестирование

индивидуальная

Деятельность учителя

Содержание учебного материала.

Деятельность ученика 

Используемые цифровые образовательные ресурсы

обеспечить

контроль

за выполнением

задания

Тест «Экологическая безопасность».

Самопроверка

Выбирают правильные ответы.

Сверяют ответы с записями на доске, ставят констатирующие оценки.


8.Подведение итогов. Рефлексия.

Тренинг.

Оценивание.

Цель:

Подвести итог проделанной работы. Соотнесение поставленных с достигнутым результатом.

Знания:

Знать об источниках загрязнения окружающей среды

Умения:

Уметь  находить пути защиты от загрязняющих веществ в воздухе и в воде

Методы: словесный

Формы:

фронтальная

индивидуальная

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Деятельность учителя

Содержание учебного материала.

Деятельность ученика

- Что нового вы узнали об экологической безопасности?

- С какими новыми терминами и понятиями познакомились?

 - Чему мы научились сегодня на уроке?

- Я сегодня узнал(а):

- Я даже не думал(а):

С какими затруднениями встретились на уроке?

«Ярко светит солнце. Дует лёгкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышутся травы луга. Надо мною гордо кружатся птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с природой. Я буду другом и защитником всему живому».

Дети отвечают на вопросы.

Узнали об экологическом состоянии города.

«экологическая безопасность», « цепь загрязнения», «эколог»

Какая экологическая безопасность нашего города. Нужно соблюдать правила.

Источником загрязнения воздуха в нашем городе является автотранспорт

-Что загрязнённая почва может стать источником загрязнения воздуха;

Под звуки леса слушают учителя.

9.Домашнее задание.

  1. Прочитать по учебнику на стр. 29 – 33.
  2. Выполнить задание в тетради на стр. 18 №3, стр. 20 № 6.

   Список использованной литературы:

1. Дмитриева О.И., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009.

2. Плешаков А.А.«Окружающий мир: Мир вокруг нас».Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. /А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «БЕРЕГИТЕ ВОДУ! БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ».

На данном уроке расширяются знания учащихся о воде, её роли в природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам. На уроке закладываются основы понимания взаимосвязи окру...

Разработка урока по окружающему миру в 3 классе на тему: Безопасность в общественном транспорте.

Урок способствует обобщению и систематизации знаний детей о правилах безопасного поведения в транспорте....

Самоанализ урока по окружающему миру в 3 классе по теме «Экологическая безопасность»

Самоанализ урока  окружающего мира по теме "Экологическая безопасность"...

Урок окружающего мира. Здоровье и безопасность. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Материал может быть использован для внеурочной деятельности. Сценарий урока + презентаци + викторина по правилам дорожного движения....

Урок по окружающему миру. Тема: Правила безопасного поведения в доме. Учимся быть самостоятельными.

Урок окружающего мира по теме: "Правила безопасного поведения в доме. Учимся быть самостоятельными" был проведен в рамках регионального семинара на базе МБОУ "КПСОШ №1"...

Конспект урока по окружающему миру Тема: «Наша безопасность», УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний по разделу “Наша безопасность”; проведение проверочной работы по разделу “Наша безопасность” .Планируемые результат...

Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».

Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...