Формирования универсальных учебных действий младшего школьника в проектной деятельности
методическая разработка на тему

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. Проектная деятельность играет важную роль в формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

 При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников. Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа №14

г. Слободского  Кировской области

Методическая разработка

Формирования универсальных учебных действий  младшего школьника в проектной деятельности

Ощепкова Наталья Викторовна

учитель начальных классов

УМК «Школа России»

2015 год

Содержание

1. Актуальность        

2.Теоретическая база        3

3.Инновационная составляющая в деятельности педагога        4

4.Методика изучения темы, формы и методы работы        5

5.Результативность деятельности по теме        12

Библиографический список        


     «Если человека постоянно

приучать усваивать знания и

  умения в готовом виде, можно

       и притупить его природные

     творческие способности –

   «разучить» думать

самостоятельно».                                                                                                                                  А. Дистервег

1. Актуальность

        В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования».

        В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.

Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. В начальной школе у  детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

2.Теоретическая база

Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А проектно-исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения. Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов – гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Ж.Ж. Руссо, Я.Коменского, Дж.Локка, И.Песталоцци и др. В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута Н.И. Новиковым во второй половине ХVIII в. Великие деятели и педагоги России К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследовательской деятельности. В послереволюционное время в нашей стране пропагандировали исследовательский метод в современной школе Н.К. Крупская, С.Т.Шацкий, Б.Е. Райков. В 50-70 годах ХХ века в России вопросам исследовательского метода посвящён ряд работ известных дидактов и методистов: С.Г. Шаповаленко, М.Н.Скаткина, И.Я. Лернера. Для развития у учащихся исследовательских умений, учителю необходимо создание таких условий, которые бы отвечали поставленной цели.

В работе по теме  выделяю следующие условия: 

  • Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
  • Мотивированность. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.
  • Учёт возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны строиться на доступном для младшего школьника уровне.
  • Психологический комфорт. Учитель должен каждому ребёнку дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить.
  • Личность учителя. Для того чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному.
  • Творческая среда. Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы.

Обучение учащихся исследовательской работе рассчитано на обеспечение следующих аспектов:

  • возможность освоения методов исследования и их использование при изучении тем любых предметов школьного курса;
  • возможность развития интересов к определённым школьным дисциплинам и процессу познания окружающего мира и действительности в целом;
  •  возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных замыслов и интересов.

3.Инновационная составляющая в деятельности педагога

«Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно бесполезно» - писал Р.Киплинг. Качество знаний – это целостная совокупность, характеризующая результат учебно – познавательной деятельности учащихся. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность - учебный проект, посредством которого осуществляется влияние данной деятельности на повышение творческих способностей младших школьников. Проектная деятельность – среда, в которой ключевые компетентности формируются и могут быть оценены. ПРОЕКТ – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта. Учебный проект - средство достижения поставленной педагогом цели, помогающее решить проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

•    необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;

• специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников. Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты

4.Методика изучения темы, формы и методы работы

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

         В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

        В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений», включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.

Выделены следующие виды УУД:

Личностные УУД, познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД.

        Проектная деятельность играет важную роль в формирование регулятивных УУД: в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в  понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

При формировании познавательных УУД у младших школьников проектная деятельность даёт возмозможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Совместная проектная  деятельность учащихся при работе  в группе способствует формированию коммуникативных УУД:  организовывать взаимодействие в группе  ;  предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

        Проектная деятельность при этом является той качественной основой, которая может реализовать гуманистический подход к обучению, так как способствует формированию раскрепощенной, творческой личности, деятельность которой уже в этом возрасте направлена на воплощение своих идей.

        При формировании УУД школьников, необходимых для организации проектной деятельности, учитывается 2 фактора:

  1. Возрастные особенности младших школьников
  2. Система упражнений, заданий и тренингов, направленная на формирование УУД младших школьников с учётом уже сформированных умений и навыков и тех действий, которые нужно сформировать.

За годы работы сформировалась поэтапная система формирования УУД школьников, основанная на подготовке подрастающего ученика к качественному осуществлению проектной деятельности. В ней можно выделить 3 этапа: стартовый (1 кл.), апробационный (2 кл.), внедренческий  (3-4 кл.) Рассмотрим данную систему и её особенности.

Первый период - стартовый

(соответствует первому классу начальной школы)

 Задачи данного этапа работы:

        -  поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

        -  развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать;

        - формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

К концу 1 класса ученик обладает  следующими возрастными особенностями:

  1. Игра занимает одно из важных мест в деятельности ученика.
  2. Преобладание любознательности, теоретического интереса к окружающему миру.
  3. Острота и свежесть восприятия, малая дифференцированность учебного материала.
  4. Ярко выраженная эмоциональность
  5.  Непроизвольное Внимание.

Учитывая возрастные особенности детей 1 класса, подобраны   упражнения и задания, направленные на формирование различных видов универсальных действий школьника. (Приложение №1):

-Упражнение «Будь внимателен» (формирование регулятивных УУД)

-Анализ  маленьких  притч монаха Варнавы (формирование личностных УУД)

- Игра «Ниточка и иголочка» (формирование коммуникативных УУД)

-Упражнения  на развитие внимания и мышления (Формирование познавательных УУД)

Во время стартового периода все усилия учителя направлены на развитие умений ставить вопросы,  высказывать предположения, наблюдать, то есть на формирование первоначальных представлений о деятельности исследования; широко используются   тренинговые занятия по формированию и развитию умения видеть проблему,  задавать вопросы,  работать с литературой, ориентироваться в словарях, в текстах с опорой на ключевые слова.

 Тренинговые задания:

1.Развитие умений видеть проблемы. 

А) «Посмотри на мир чужими глазами”;

Б) «Тема одна – сюжетов много»

В) «Составь рассказ, используя данную концовку»

2. Развитие умений выдвигать гипотезы 

А) Задания-рассуждения. 

Б) Упражнения на обстоятельства.

В) Задания типа «Найди возможную причину события».

 3. Развитие умений задавать вопросы 

А) Задания для развития умения задавать уточняющие вопросы

Б) Задание «Найди загаданное слово». 

В) Игра «Угадай, о чем спросили»

На данном этапе учащимся предложено выполнить «пробные» самостоятельные исследования и творческие проекты, рефераты, сообщения к урокам окружающего мира, в ходе выполнения которых   дети осваивают новые виды деятельности.

4.Подбор литературы  по памятке или заданной теме.

Памятка-алгоритм

Тема «Сказки А.С.Пушкина»

1. Прочитай внимательно название темы.

2.Что ты уже знаешь по этой теме?

3.Обратись в библиотеку или к сети Интернет по поиску нужной литературы.

5.Ориентировка в словаре, справочной литературе

  • возьми детскую энциклопедию и запиши, на каких страницах находится информация о ____________________________________________________
  • найди по оглавлению рассказ Л. Толстого “Какая бывает роса на траве”. Запиши, на какой странице заканчивается этот рассказ_________________
  • какое слово стоит в словаре В. Даля после слова кудесник___________________
  • Найди в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова значение слова «лукоморье».

6.Ориентировка в тексте, ключевые слова

     -В стихотворении жирным шрифтом выделены ключевые слова, которые при чтении произносятся с наибольшей силой голоса.

    -По ключевым словам составь рассказ (Зима. Падает снег. Деревья. Холодно)

Ориентировались в тексте, находили  ключевые  слова, ответы на вопросы к тексту. Например: «О чём рассказывает эта статья?» «Определи тему, главную мысль», жанр произведения.

        Таким образом, в соответствии с возрастными особенностями учеников 1 класса с помощью использованных упражнений, направленных на формирование проектных умений школьников,  сформированы следующие УУД:

-Познавательные УУД:

  • Подбор литературы по заданной теме
  • Ориентировка в словаре, справочной литературе 

        Таким образом, в соответствии с возрастными особенностями учеников 1 класса с помощью использованных упражнений, направленных на формирование проектных умений школьников,  сформированы следующие УУД:

Познавательные УУД:

-Подбор литературы по заданной теме

-Ориентировка в словаре, справочной литературе

-Ориентировка в тексте, ключевые слова, ответы на вопросы к тексту

Регулятивные УУД: 

-Учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Личностные УУД

-Испытывает чувство радости узнавания нового;

-Развитие познавательных интересов;

-Чувство взаимопомощи;

Коммуникативные УУД

-Учиться договариваться;

-Находить общее решение.

Второй период – апробационный

( второй класс)

Работа учителя на данном этапе ориентирована на создание условий для  приобретения учениками новых представлений об особенностях деятельности исследователя: развития умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования.

Поскольку к концу 2 класса ученик обладает  следующими возрастными особенностями:

  1. Ведущая деятельность - учебная.
  2. Уменьшение объема памяти
  3. Развито конкретно-понятийное  мышление.
  4. Начало развития способности к сотрудничеству в  учёбе.
  5. Снижение устойчивости внимания  к концу дня.
  6. Активное развитие воли ученика.
  7. Развитие логических операций (синтез, анализ , сравнение).

Набор упражнений, заданий и тренингов изменён, для формирования универсальных действий школьников используются задания более высокого уровня. набор упражнений, заданий и тренингов изменён, для формирования универсальных действий школьников используются задания более высокого уровня (Приложение№2):

- Игра «Накачка уверенностью» (формирование личностных УУД)

- Игра» Самый наблюдательный» (формирование коммуникативных УУД)

--Упражнения на формирование грамотной устной и письменной монологической речи (формирование коммуникативных УУД)

- Упражнения по построению логического высказывания и рассуждения (формирование коммуникативных УУД)

- Для формирования познавательных УУД младших школьников широко используется  сборник книг О. Холодовой серии «Юным умникам и умницам» (Название: «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».      Методическое пособие.  2 класс)

-  Ученикам предлагаются упражнения, задания которых нужно выполнять в определённой последовательности, которые обеспечивают комплексное развития различных видов памяти, внимания, развивают наблюдательность, воображение; способствует развитию сенсорной и двигательной сфер ребенка, формируют нестандартное мышление и учат ребёнка рассуждать.

-Упражнение «Шкалирование» (формирование регулятивных УУД)

В течение всего апробационного периода продолжают применяться тренинговые задания на формирование коммуникативных действий школьников, их проектных умений.(Приложение №3)

Тренинговые задания:

1. На формирование разных точек зрения.

1.Задание «Вариативная сказка».

2.  На умение давать определения понятиям:

1.Упражнение «Отгадай»;

2.Упражнение «Трудные слова»;

3.Загадки – определения;

3. Развитие способности видеть проблемы:

 1.Задание «Изменение точки зрения на объект»

2.Задание«Что имел ввиду мыслитель?

3.Задание «Составь рассказ от имени другого».

4.Задание «Сколько значений у предмета».

5.Задание «Наблюдение как способ выявления проблем».

Таким образом, в соответствии с возрастными особенностями учеников 2 класса с помощью использованных упражнений, направленных на формирование проектных умений школьников,  сформированы следующие УУД: -

Познавательные УУД:

  • Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет
  •  Строить логическое рассуждение
  •  Осуществлять сравнение и находить отличие

Регулятивные УУД: 

-Умение планировать деятельность с помощью учителя и действовать по плану;

-Умение взаимодействовать со сверстниками.

 Личностные УУД:

-Адекватная самооценка;

Чувство гордости за самого себя;

-Возрастает уверенность в себе;

  • Позитивное отношение к самому себе

Коммуникативные УУД:

       - Развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

  • Учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения;
  •  Умение выступать перед аудиторией

      - Строить понятные для партнёра высказывания

Третий период – внедренческий

(соответствует третьему и четвёртому классам)

     По сравнению с предыдущими этапами обучения на данном этапе ведётся усложнение деятельности младших школьников. Оно заключается  в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в формировании умения переориентации процесса образования на постановку и решение задачи проекта самими школьниками, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.  

К концу 3-4 класса ученик обладает  следующими возрастными особенностями:

  1. Ведущая деятельность - учебная.
  2. Развитие различных видов памяти.
  3. Развитие  вербального (абстрактно-понятийного) мышления.
  4. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в учёбе.
  5. Формирование устойчивого внимания.
  6. Активное развитие воли ученика.
  7.  Формирование  мыслительных операций (синтез, анализ , сравнение).

8. Развитие  монологической и диалогической речи.

А значит, и набор заданий снова видоизменяется.

А значит, и набор заданий снова видоизменяется. Так регулятивные УУД школьника помогут сформировать следующие упражнения (Приложение №4):

1.Развитие умения организовать работу по плану :

-Упражнение «Определи порядок действий».

-Упражнение « Составьте алгоритм».

 -Упражнение «Поставь части рассказа  так, чтобы получился рассказ».

 Упражнение «Поставь предложения так, чтобы получился рассказ».
         2.Памятка-алгоритм.

Проект «Фабрики и заводы моего города».

1.ученик - Поиск информации. (Выбор фотографий, картинок, иллюстраций, текстов)

2.ученик - Набор текста на компьютере.

3. ученик - Оформление (расположение) работы. (Лист А3 или презентация на компьютере)

4.ученик  – Защита проекта. (Выступление, представление своей работы перед классом).

Информация о предприятии:

1.Название предприятия.

2.Месторасположение предприятия.

3.Какую продукцию выпускает предприятие.

Формирование коммуникативных УУД  осуществляется в ходе организации работы в парах и группах, например, при составлении памяток различного рода.

Памятка составлена  вместе с учениками.

Памятка при работе в группе.

1.Вы свободно обмениваетесь мнениями.

2. Вы имеете право на ошибку.

3.Не критикуйте, а предлагайте.

4.Вы уважаете мнение каждого ученика.

5.Шум может быть только рабочим.

6.Формулируй высказывания чётко.

Формирование познавательных УУД выводится на новый уровень – ко всем традиционным упражнениям, заданиям, играм прибавляются задания, связанные с информационными технологиями:

1.Задания, которые помогают овладевать логическими действиями: -

-на сравнение;

-на анализ;

-на синтез;

2. Формирование ИКТ – грамотности:

-поиск в сети интернет картинок, информации

-подбор макетов для презентаций, буклетов и брошюр в различных программах.

Тренинговые  задания:

 1.На развитие умений высказывать суждения, делать выводы:

1.«Проверь правильность утверждений»;

2.Задание «Скажи, на что похожи…»

3. Задание «Как люди смотрят на мир».

2.На  развитие умения задавать вопросы:

          1.Задание «Найди причину события с помощью вопроса».

2. Задание «Вопросы машины времени»;

3. На развитие умения давать определения понятиям:

1.Задание «Обобщение понятия».

2.Задание «Ограничение понятия».

3.Задание «Выявление причин и следствий».

   4.На развитие умения классифицировать

1.Задание «Классификация по разным основаниям».

3.Задание «Найди ошибки в классификации и прокомментируй их».

Таким образом, в соответствии с возрастными особенностями учеников 3-4 классов с помощью использованных упражнений, направленных на формирование проектных умений школьников,  сформированы следующие УУД:

Личностные УУД:

-Формируется мотивационная основа учебной деятельности;

-Вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные УУД:

-Учатся определению последовательности высказываний с учётом конечного результата.

Познавательные УУД:

- строить логическое рассуждение

- осуществлять сравнение, синтез, умение классифицировать

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ

Коммуникативные УУД:

- строить понятные для партнёра высказывания

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- умение выступать перед аудиторией

 - строить монологическое высказывание

- владеть диалогической формой речи

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

-правильно формулировать своё мнение и позицию.

В 4 классе ученики уже могут самостоятельно выполнить учебный проект, проходя все этапы и представляя качественный продукт.

Напомню, что учебный проект имеет следующую структуру:

  1. Погружение в проект
  2. Организация деятельности
  3. Осуществление проектной деятельности
  4. Презентация результатов.

В последнее время особое внимание уделяется продукту проекта, поскольку нынешним младшим школьникам уже не интересны такие продукты учебного проекта, как иллюстрация, альбом и так далее.

Остановлюсь на новых видах продуктов, которые широко используют ученики: брошюра, буклет, фильм, компьютерная презентация.

При создании продукта проекта в форме компьютерной презентации использовался пакет программ Microsoft Office (в частности Word, Power Point). Со стороны учителя была организована следующая работа по созданию продукта проекта:

-индивидуальная работа ( консультация)

-индивидуальные задания( найди, рассмотри, изучи,,)

-работа в сети Интернет.

- привлечение родителей.

Формирование  универсальных учебных действий младших школьников в организации проектной деятельности с учётом их возрастных особенностей позволяет закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся.

В работе по организации проектной и исследовательской деятельности выделяю следующие методы работы:

  • исследовательский;
  • частично-поисковый;
  • проблемный;
  • проективный.

Формы работы:

  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах),
  • разноуровневые задания, творческие задания;
  • консультирование по возникшей проблеме;
  • дискуссия;
  • игры.
  • нетрадиционные уроки
  • внеклассные мероприятия по предмету,
  •  проектно-исследовательская деятельность учащихся

Очень важны:

  • предметные олимпиады;
  • интеллектуальные марафоны;
  • различные конкурсы и викторины;
  • словесные игры и забавы;
  • проекты по различной тематике;
  • ролевые игры;
  • индивидуальные творческие задания.

Средства – компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийные пособия, сеть Интернет, \, библиотека электронных наглядных пособий.

Эти методы и формы работы дают возможность младшим школьникам выбрать подходящие виды творческой деятельности, а учителю -  уделить внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.

5.Результативность деятельности по теме

С точки зрения учащегося, учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. С точки зрения учителя, учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

     Работая по описанным выше направлениям,  при этом, реализовывая все задачи,  получены результаты  работы, которые отмечены грамотами, благодарностями, дипломами на муниципальном, региональном и Всероссийских уровнях.  

          Исследовательская деятельность школьников как вид учебной деятельности на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделённой между учеником и учителем-консультантом, а также внутри группы учеников, занятых выполнением одного проекта, значит, создаёт ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки: «Я сам!», «Я смог!», «Я знаю!».Отмечу, что в процессе проектной деятельности в классе заметно повысился статус учеников, склонных к творчеству, фантазированию, — «романтиков» и мечтателей. Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся, создает обстановку общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, становится более самостоятельным и ответственным.

Библиографический список

  1. Барулин, В. В. Одаренность. Проблемы и исследования. // Барулин, В. В. Лучшие страницы педагогической прессы. №6. 2003. С. 83-92.
  2. Коротаева, Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников/М.: «Сентябрь», 2003.
  3. Матюшкин, А.М.  Загадка одаренности. – М.: Школа – Пресс, 1993.
  4. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников/М.: «Сентябрь», 2003.
  5. Савенков, А. И. Одаренные дети: методики диагностики и стратегии обучения/М.: «Сентябрь», 2004.
  6. Степанов, М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильной школе: учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А. П. Тряпицыной. – Спб: КАРО, 2005. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на видеоконференции на тему "Реализация метапредметного подхода при формировании универсальных учебных действий школьников на уроках математики"

Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Поэтому задачами своей работы на урока...

Методические рекомендации по освоению работы над проектами в начальной школе, ориентированное на формирование универсальных учебных умений школьников.

Данные методические рекомендации предназначены для учеников 2-4 классов, учителей начальных классов  родителей учащихся. Методические рекомендации направлены на освоение работы на проектами, орие...

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....

Формирование у учащихся универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности

В статье рассматривается проектная деятельность через призму ФГОС. Приведены типы проектов, а также материал из опыта проектной деятельности школы....

Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности младших школьников

   Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом определено формирован...

Формирование универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности у младших школьников. Проекты моего класса.

В статье  вниманию педагогов представлены учебные и социальные проекты, выполненные младшими школьниками....