Формирование навыков ЗОЖ у младших школьников во внеурочной деятельности
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Формирование ЗОЖ у детей младшего шккольного возраста во внеурочнй деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_zozh_u_mladshih_shkolnikov_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков ЗОЖ у младших школьников во внеурочной деятельности
Важнейшей задачей современного образования является разработка эффективных мер, направленных на укрепление здоровья подрастающего поколения. Ведь именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого населения.
По требованиям ФГОС нового поколения в образовательных учреждениях должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Для достижения этой задачи необходимо создать условия, научить способам сохранения собственного здоровья, формировать поведение с ориентацией на здоровый образ жизни. Формирование здорового образа жизни невозможно без активного участия в этом процессе педагогов, персонала образовательного учреждения, а также непосредственного участия родителей. Успех работы по привитию здорового образа жизни заключается в слаженности работы трех факторов: ребенок – семья – педагог. Поэтому роль и значение семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить.
Главная роль в формировании ЗОЖ отводится образовательной организации и проведению внеклассной работы в школе. Главной целью воспитательной работы является формирование ответственности у самого ребенка за свое здоровье, оценки своих возможностей, развитие привычек здорового образа жизни.
Один из первых неприятных сюрпризов, с которыми сталкивается ребенок, переступая порог школы, - это запрет на движение. Такую ситуацию Н.М. Амосов обозначил как явное противоречие условий социальной жизни законам биологии. Ведь движение является неотъемлемым фундаментом детского развития, важнейшей частью любого вида деятельности и составляющей многих психических процессов.
При интенсивной или длительной умственной деятельности у школьников начинает развиваться утомление. Недостаточная физическая активность особенно опасна в периоды активного роста тела.
Свой важный вклад в поддержание оптимального двигательного режима младших школьников с учетом индивидуальных показателей их здоровья и развития призвана внести игровая деятельность, те ее виды, основу которых составляет свободное детское движение. Игра, бесспорно, составляет одно из наиболее правильных, здоровых и гигиенических упражнений.
Как показывают современные исследования, потребление жирной пищи, чрезмерное употребление сахара, увеличивает вероятность возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения, кариеса, сахарного диабета. Частота приема пищи является фактором профилактики болезней желудочно-кишечного тракта. Поэтому одним из важных компонентов в системе формирования навыков здорового образа жизни является организация правильного, научно-обоснованного и рационального питания. Программа «Разговор о питании» является составной частью курса внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым».
Основной целью данной программы является уточнение и расширение знаний учащихся о правильном питании, формирование представления об основах рационального питания, обеспечивающего сохранность здоровья, оказание помощи детям в правильном выборе здоровой пищи, предупреждение пищевых отравлений и заболеваний желудочно- кишечного тракта.
Все родители мечтают видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не все задумываются о том, что сделать для того, чтобы их дети жили в гармонии с собой, с окружающим миром, с людьми. А секрет простой – здоровый образ жизни, который включает в себя и поддержание физического здоровья, отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь окружающим.
Психологи и педагоги установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный возраст, когда ребенок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшим фактором формирования их представлений о жизни. Именно потому в семье закладываются основы отношения к себе и своему здоровью, к людям. Одно из важнейших условий – создание благоприятного морального климата в семье, которое проявляется в доброжелательности, готовности помочь. В заботе о здоровье членов семьи. Следующее условие – дружба между родителями и детьми, тесное общение друг с другом.
Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать за своим ребенком в коллективе, сравнивать его достижения с достижениями других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребенку динамические игры, соревнования. Эта веселая атмосфера передается и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.
Систематические занятия физкультурой, двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы, музыкальные перемены, подвижные игры, дыхательная гимнастика, занятия плаванием, посещение катка и т.д.) за счёт усиления интенсивности обменных процессов и активизации кровообращения приводит к прибавке длины и массы тела у учащихся, способствовали хорошей работе органов пищеварения, улучшили производительность умственного труда и успеваемость, позволяют детям «насытить» свою потребность в движении, снять эмоциональное напряжение.
Работая по формированию у младших школьников навыков здорового образа жизни, я пришла к выводу, что школа может и должна быть местом укрепления здоровья учащихся. А главная цель педагогической деятельности учителя - воспитание мотиваций, которые обеспечат активное и сознательное привлечение каждого ученика к процессу сохранения и укрепления здоровья физического, психического и духовного.
Глобальность проблемы здорового образа жизни заставляет уделять внимание целому спектру взаимосвязанных направлений деятельности учителя, итогом которой должно стать создание в школьной среде умонастроений, направленных на охрану здоровья, когда каждый школьник примет на себя ответственность за собственное здоровье как высшую ценность.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на начальной ступени образования - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующей познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Целью программы по внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым» является - содействие становлению личности младших школьников, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья и безопасности обучающихся.
Реализация поставленной цели предусматривает выполнение следующих задач, сгруппированных по трем уровням:
- В области формирования личностной культуры:
- сформировать умения противостоять в пределах возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья;
- сформировать представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;
- сформировать представление о правильном питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- В области формирования социальной культуры:
- научить обучающихся начальной ступени образования делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей, о существовании и причинах возникновения зависимостей от психоактивных веществ;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе при использовании компьютера, просмотра телепередач, рекламы и участия в азартных играх;
- сформировать навык позитивного коммуникативного общения;
- В области формирования семейной культуры:
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья.
Планируемые результаты образовательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста направлены на выполнение миссии школы в достижении понимания, сохранения и принятия одной из главных человеческих и национальных ценностей – ЗДОРОВЬЯ, помочь ребёнку в решении житейских вопросов, связанных со здоровьем, гигиеной, техники безопасности и поведения в экстремальных ситуациях.
В программе учтены такие факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей, как:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место в образовательном учреждении, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей от первого к последнему году обучения;
- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- чувствительность детей к воздействиям различного рода;
- специфика отношения учащихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Программа обеспечивает формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни через внеурочную деятельность, с обучающимися, а именно:
- приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях, способах укрепления здоровья;
- практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простых элементов спортивной подготовки;
- составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, соблюдения санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
- получение навыков личной гигиены, рационального использования природных факторов, экологически грамотного питания;
- получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья личности;
- понимание значения занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта для укрепления своего здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы,упражнения,методики формирования навыка чтения у младших школьников
В материале изложены приёмы,упражнения,методики,используемые мною, при формировании навыка чтения у младших школьников.Формирование у младших школьников навыка чтения-одна из основ фундаментального об...
Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении
В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...
Формироване навыка чтения у младших школьников
Информация для родителей начальной школы....
«Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка».
Актуальность. Формирование орфографически-грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших...
Формирование навыка чтения у младших школьников
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...
Методика формирования навыка чтения у младших школьников
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...
Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий"
В работе представлен ряд упражнений игрового характера, который позволяет развить правильность, беглость, сознательность и выразительность чтения в начальных классах в школе 8 вида....