Формирование основ исследовательского поведения младшего школьника средствами проектной деятельности
презентация к уроку
В работе представлены основные образовательные технологии, этапы проектной деятельности, условия для организации эффективной самостоятельной проектной деятельности и типы проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebneva_l.v.pptx | 230.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Под проектной деятельностью понимается совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию для учащихся новых факторов и способов деятельности: видеть проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные варианты её решения, проверять её и на основе полученных данных делать выводы. Формирование исследовательского поведения младших школьников основывается на применении технологии проектной деятельности.
Основные сопутствующие образовательные технологии: Технология проектирования, предполагающая самостоятельную деятельность учащихся. Под чутким руководством педагога учащийся включается в решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения. Технология проблемного обучения. В ходе выхода из проблемной ситуации учащийся самостоятельно получает знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников. Технология развивающего обучения вытекает из технологии проблемного обучения. Применение элементов развивающего обучения немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс педагога. Информационно-коммуникативные технологии, которые не только используются учащимися для поиска необходимой информации, но и для создания презентаций.
Проектная, а в дальнейшем и исследовательская деятельность имеет свои преимущества перед другими методами обучения. Проектная деятельность, включающая в себя высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к познавательной деятельности, развивающая социальные навыки, позволяющая учащимся приобрести опыт исследовательской и творческой деятельности, способствующая мета предметной интеграции знаний, умений и навыков – один из самых современных и эффективных методов, по сравнению с традиционными методами, носящими репродуктивный характер. Следует помнить, что проектная деятельность является интегрированной деятельностью, т.к. интегрирует в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной и коммуникативной деятельности, что способствует формированию основ исследовательского поведения.
Основа исследовательского поведения Характеристика 1. Игровая Для учащихся младших классов проект – это часто игра, включающая их в выполнение соответствующих ролей: архитектора, дизайнера и др., в зависимости от вида и темы проекта. 2.Познавательная, в том числе исследовательская У учащихся младшего школьного возраста довольно маленький жизненный опыт и запас знаний. Именно поэтому выполнение проекта всегда связано для них с поиском новых знаний, умений и последующим их применений. 3.Ценностная ориентационная В процессе работы над проектом важно не только развивать соответствующие умения, обогащать учащихся знаниями, но и формировать осознанное, эмоционально-ценностное отношение к объекту проектирования и полученному опыту. 4.Учебная В процессе реализации работы над проектом у учащихся формируются проектные умения: организационные, коммуникативные, творческие, оценочные, которые являются основой исследовательского поведения. 5.Коммуникативная Организация проектов в начальной школе начинается с коллективных и групповых проектов, что способствует формированию проектных умений и учащиеся погружаются в ситуации общения с взрослыми и сверстниками.
1. Погружение в проект. На данном этапе выбирают и формулируют проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигают гипотезы, требующие доказательства или опровержения, если выбран учебно-исследовательский проект. При этом следует учитывать интересы детей, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта. 2. Организационный. На этом этапе выбирают и организуют группы участников проекта, определяют направления работы, формулируют задачи для каждой группы, указывают способы источников информации по каждому направлению. Каждая группа выступает перед участниками проекта с рассказом о составе группы, распределении ролей, о задачах, которые предстоит решить, о путях решения этих задач. Этот этап может закончиться презентацией участников проекта. 3. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения задач. Примером деятельности учащихся может быть изучение литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме, эксперименты и исследования, практическая деятельность.
4. Обработка и оформление результатов проекта (презентация). На этом этапе определяют способы обработки полученных данных. Учащиеся представляют свои проекты, показывая понимание проблемы, цели, задачи работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, и способ решения проблемы. Результаты представляют в виде творческой работы. 5. Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Оформленные результаты представляют в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, участия в конференции, организации концертов, фото-отчётов, выступлениях в средствах массовой информации и т.п. участники обсуждают и анализируют информацию, делятся мнениями, задают выступающему вопросы. Проверяют гипотезы, обсуждают пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия – самооценка выполненной работы.
Для организации эффективной самостоятельной проектной деятельности необходимо создать ряд условий: 1. Провести подготовительную работу. 2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, помнить, что интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся, но в начальной школе допустимо, чтобы проблемный вопрос предлагал педагог или оказывал помощь при его формулировании. 3. Обеспечить мотивацию учащихся, которая является источником для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого необходимо грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, в ходе работы включить мотивационные механизмы. 4. Любой проект имеет какой-либо основополагающий вопрос, если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешным, поэтому нужно внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта и при необходимости его нужно корректировать.
5. Для работы над проектом класс разбивается на группы не более пяти человек. Каждая группа работает над проблемным вопросом. (Этот вопрос – словно гипотеза, только имеет другую структуру, т.е. гипотеза имеет вид «если… то», а проблемный вопрос не может содержать в себе предполагаемого ответа или новых терминов). 6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности, т.к. построение учебной программы – условие качества знаний – диктует отбор форм и методов обучения. Реализация проектной деятельности лучше всего происходит во внеклассной деятельности в форме мета предметных и над предметных проектов. 7. Учесть и избежать «подводных камней». Во-первых , подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за учащихся, перепоручить родителям, чтобы этого не случилось нужно работать в стиле педагогической поддержки. Детям предлагается найти пути решения проблем (что можно придумать, предложить, сделать?). Найти идею – самое главное и трудное и если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах. Во-вторых : переоценка результата проекта и недооценка его процесса. Это связано с тем, что оценка даётся по результатам презентации, а презентуется именно проект проекта. Чтобы оценка была максимально объективной, нужно внимательно отнестись к анализу отчёта учащегося, грамотно составленный отчёт характеризует ход проекта, когда проект завершён.
Выделяется несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние : Исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение); Социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом работы и направлять в нужное русло); Оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); Информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или умений не хватает); Презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы; использовать разные средства наглядности; демонстрировать артистические способности); Рефлексивные (« Чему научился? Чему необходимо научиться?»); Менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
По деятельности целесообразно выделять следующие типы проектов, выполняемые в начальной школе: 1. Учебно-исследовательские проекты. Этот тип предполагает следующие обязательные составляющие: Аргументацию актуальности взятой для исследования темы; Формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта; Обозначение задач исследования в последовательности принятой логики; Определение методов исследования; Выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы; Разработку путей её решения, в том числе экспериментальных, опытных; Обсуждение полученных результатов; Выводы; Оформление результатов исследования; Обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов в виде: газеты, сочинения, видеофильма, спектакля, игры, показа демонстрации одежды и другое. Оформление результатов проекта требует продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программа праздника, плана сочинения, статьи, альбома и т.д. 3. Социальные проекты – это программы реальных действий и их реализация способствует улучшению социальной ситуации в конкретном социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путём решения социальных проблем. 4. Надпредметные проекты – проекты, которые выполняются на стыках областей знаний, выходят за рамки школьных предметов. Используются в качестве дополнения к учебной деятельности и имеют характер исследования.
Результаты, которые достигаются на основе правильно организованной проектной деятельности: 1. Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний. 2. Высокая степень самостоятельности, инициативности и познавательной активности учащихся. 3. Развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий. 4. Приобретение опыта исследовательской, творческой и социальной деятельности. Всё это является основой исследовательского поведения учащихся.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать показатели готовности младших школьников к проектной деятельности: Коммуникативный показатель: умения спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться; Интеллектуальный: развитие аналитико-синтетических действий, выработка алгоритма сравнительного анализа, умение вычленять существенный признак, возможность выделять общий способ действий, перенос способ действий на другие учебные задачи; Оценочный показатель.
Включать в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Сначала детям предлагать доступные творческие задания, групповые проекты; в 3-4 классах дети с интересом выполняют усложнённые проекты. Темы проектов связываются с предметным содержанием, т.к. наглядно-образное мышление, интерес к окружающему миру подталкивают к выбору темы на основе содержания предмета. Поэтому часть учебного времени, отведённого на повторение и закрепление учебного материала, используется для организации проектной деятельности. Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, используя свои возможности и способности; это возможность, позволяющая проявить себя, пробовать свои силы, приложить знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат. Итак, формирование основ исследовательского поведения младшего школьника средствами проектной деятельности способствует всестороннему развитию личности учащихся; формированию предметных и метапредметных компетенций учащихся; повышению качества образовательной деятельности педагога и достижению позитивных результатов обучения учащихся, что соответствует требованиям ФГОС.
Используемые источники Надпись «1 сентября» http :// img - fotki . yandex . ru / get /4812/47407354.29 c /0_901 f 0_9886 dab 8_ orig . png Школьница http://s4.pic4you.ru/y2014/08-13/12216/4543877.png Используемая литература: 1. Я.Н. Храмова «Формирование основ исследовательского поведения младшего школьника средствами проектной деятельности», журнал «Начальная школа. Всё для учителя» № 12, 2014 год. 2. Ф.А. Каримова «Особенности проектной деятельности в начальной школе», журнал «Начальная школа. Всё для учителя» № 11 - 12, 2015 год. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование исследовательских навыков младших школьников в проектной деятельности"
Презентация по внеклассной работе...
Формирование коллектива младших школьников средствами проектной деятельности
Организация проектной деятельности - важнейшее условие развития отношений сотрудничества между детьми. Замысел проекта объединяет, роли распределяются, далее идёт содержательная работа. Так скла...
Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности.
Сегодня Россия переживает сложный период своей истории. Одна из са-мых больших опасностей, подстерегающих наше общество – это размываниенравственных ориентиров личности. У современных детей искажены п...
Формирование основ патриотизма у младших школьников средствами музейной педагогики.
Хочу рассказать, как на различных уроках через предметы старины, фотографии, рассказы очевидцев, книги, газеты помогаю детям приобщиться к истории, культуре, музейным ценностям. Каки...
Формирование основ патриотизма у младших школьников средствами музейной педагогики.
Хочу рассказать, как на различных уроках через предметы старины, фотографии, рассказы очевидцев, книги, газеты помогаю детям приобщиться к истории, культуре, музейным ценностям. Каки...
Формирование экологической грамотности младших школьников средствами проектной деятельности
Выступление на курсах повышения квалификации...
Особенности управления формированием исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности в процессе образования
Особенности управления формированием исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности в процессе образования...