Конспект урока по истории "В путь по реке времени" (4 класс, УМК "Перспектива")
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «В ПУТЬ ПО РЕКЕ ВРЕМЕНИ»
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока:
- сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; о важнейших вехах в истории нашего Отечества;
- развивать речь, умения наблюдать и сравнивать, а также умение работать с лентой времени.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять интерес к новым знаниям;
- осознавать успешность при изучении темы; совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах;
- устанавливать взаимопонимание и уметь оказывать помощь.
Предметные:
- осознание представления об истории;
- умение приводить примеры.
Метапредметные:
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения;
- готовность слушать и вести диалог;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.
Понятия: история, век, до н.э, наша эра, летопись.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 кл, 2 часть, рабочая тетрадь №2, УМК «Перспектива», зеркало, презентация.
Этап урока | Время | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Орг.момент Мотивацион ный Подготовка к основному этапу занятия Усвоение новых знаний и способов действий Динамическая пауза Закрепление знаний и способов действий Подведение итогов занятия Рефлексия Информация о Д-З | 1 3 13 1 12 3 3 3 1 | -Здравствуйте, ребята! -Проверьте все ли у вас готово к уроку, садитесь. -Перед вами 2я часть учебника «Окружающий мир», рассмотрите обложку, что вы видите? Откройте содержание учебника на стр.143, прочитайте как называются темы уроков. Какие события вам знакомы? -Что вас удивило, заинтересовало в предстоящих уроках? -Откройте учебники на стр.3. Давайте прочитаем, что же мы узнаем и чему научимся в первом разделе. Итак, давайте начнем с вами путешествие по первому разделу. -Ребята, откройте содержание. Прочитайте на стр. 4 название первой темы.(В путь по Реке времени) -Итак, сформулируйте цели урока? -Как можно путешествовать по реке? -А как называется наша река? -Это река особенная, волшебная. Приходилось ли вам читать слова не с начала, а с конца? А книгу? Чтобы получилось из такого чтения? А теперь скажите: помните ли вы какое-то событие, когда вы были маленькими? -А может ли кто-нибудь описать событие до вашего рождения? -Как вы о нем узнали? Из ваших слов получается, что для каждого человека история семьи начинается задолго до его рождения: с рождения его родителей, и знакомства, и свадьбы. Но личный опыт, воспоминания, своя собственная история в жизни каждого человека начинается с его рождения. -Как вы можете вернуться в начало своей жизни из сегодняшнего дня? -Так же происходит и с историей страны, мира. Как найти подтверждение каких-либо событий в истории страны? -А как узнать события тех времен, когда история страны, мира еще только начиналась и люди еще не умели писать? Сегодня и для нас открывается возможность нарушить законы времени и пуститься в путешествие против течения: из настоящего в прошлое. Мы «прочитаем книгу с конца», поплывем против течения в прошлое мира, нашей страны. А поплывем мы по реке времени. -А для начала давайте проверим, готовы ли вы к такому путешествию. -Кто из известных людей России и мира вам запомнился своими делами больше всего? -Какие события из жизни нашего Отечества вам известны? -Давайте на стр.4 прочитаем текст. Сначала начну читать я, затем будем читать по цепочке. -Итак, почему люди стремились передать опыт и знания своим потомкам? -Как они это делали до изобретения письменности? Отцом истории считают древнегреческого историка и путешественника Геродота. Он родился в греческом городе Галикарнас в 484 г до н.э, а скончался в 425 г до н.э. Геродот создал первую дошедшую до нас историческую книгу. Для нас память о Геродоте особенна дорога тем, что он совершил путешествие на земли вдоль рек Дунай и Дон и описал народы, жившие там. -Почему Геродота считают отцом истории? -Давайте дочитаем третий абзац и еще узнаем об истории. -О каком значении слова «история» говорится в этом тексте? Почему история-это наука? -Какие события из истории нашего государства вы можете привести для примера? -О каких исторических событиях вы узнали от своих дедушек и бабушек, родителей, ветеранов ВОВ? Физминутка Работа с лентой времени -Ребята, откройте стр.40 в раб.тетрадях и посмотрите на ленту времени. -На какие две части она разделена? -Кто может объяснить, что символизирует праздник Рождества? Современный счет времени ведется от даты рождения Христа. Это время называют новая эра. -Река времени разделена на маленькие отрезки-века. -Вспомните, из уроков математики, сколько лет в одном веке? -А что вы заметили в веках до нашей эры? - Век-промежуток времени в сто лет Чтобы узнать, в каком веке произошло событие нужно определить количество сотен в числе года и прибавить единицу. Например, в каком году Ю.А.Гагарин полетел в космос? Какой это век? Как вы определили, что это 20 век? -Отметьте на своей ленте времени, события, указанные на слайде. -Итак, давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Откройте учебники на стр.5, посмотрите на даты, указанные стрелочкой. -Молодцы, ребята. -Прочитайте самостоятельно рубрику «Календарь памятных дат» и ответьте на след.вопросы: -Какой исторический памятник оставил потомкам Святой Нестор? -Что такое летопись? -Ребята, давайте поработаем с вами над рубрикой «Обсудим». Прочитайте первый вопрос. Кто сможет на него ответить? -Что мы можем сделать сейчас для сохранения памяти о прошлом нашего Отечества? Выполнение заданий в рабочей тетради -Откройте раб.тетради на стр. 4. Выполните зад. № 3. -Итак, все делают самостоятельно, затем мы сверим с записью на слайде и узнаем, как вы освоили сегодняшнюю тему урока. -Прочитайте статью «Сделаем вывод» на стр.7. -Для чего необходимо знать историю своего края, страны? -Как это влияет на наш внутренний мир? -Как человечество сохраняет память об исторических событиях и деятелях? -Ребята, дополните следующие строки:
-На этом наше занятие окончено, спасибо за то, что принимали активное участие в работе. До новых встреч! Учебник с.4-7 ответить на вопросы рубрики «Проверим себя»; раб.тетрадь: № 4, с.5. | Проверяет готовность обучающихся к уроку Сообщение темы и цели урока Словесный: Ответы на вопросы Словесный: Рассказ с созданием проблемных ситуаций. Практ:рабо та с лентой времени Работа с понятием Практ.: задания в раб.тетрадях Акцентирует внимание на конечных результатах уч.деятельности Дает комментарий к д-з | Приветствуют учителя Слушают учителя, Отвечают на вопросы Цель урока: ориентироваться по ленте времени, рассказывать о событии из прошлого своего края. -Река времени -Из рассказов взрослых -Можно посмотреть фото, видео и т.д -По фотографиям, фильмам, из газет прошлых лет -Из легенд, преданий, сказок Отвечают на вопросы Время до нашей эры и наша эра Дата рождения Иисуса Христа 100 лет Века идут справа-налево 1961 г., 20 век, 19 сотен+1 Отмечают исторические события Самопроверка Летопись-рукописные книги о событиях древней истории, сведения о которых изложены по годам(летам) Выполняют задания в рабочих тетрадях Подводят итоги Формулируют конечный результат своей работы на уроке | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) Умение слушать собеседника (К) Аргументация своего мнения и позиции (К) Целеполага ние(Р) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) Аргументация своего мнения и позиции Умение слушать собеседника (К) Контроль(Р) Коррекция(Р) Выполнение действий по алгоритму (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Рефлексия способов и условий действий (П) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории "Москва - преемница Владимира" 4 класс "Школа России"
Тип урока: изучение нового материалаЦели урока: формировать представление об истории Москвы как о русском старинном городе; воспитывать интерес к предмету, активность, внимание учащихся; учить у...
Конспект урока по истории (4 класс). Тема: В путь по реке времени. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; знакомство с понятиями: река времени, история, век, и с тем, как ведется летоисчисле...
Конспект урока технологии "История игрушек. Игрушка-попрыгушка", 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование конструкторско-технологических умений, с помощью игрушек-попрыгушек.Планируемые результаты:Предметные:Знать: правила техники безопасности, происхождение и назна...
Конспект урока окружающего мира: " В путь по реке времени" ( УМК "Перспектива", 4 класс)
Тема: «В путь по реке времени»Цели деятельности учителя: формирование представления о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; ознакомление с понятием «истор...
Конспект урока по окружающему миру на тему "В путь по реке времени" (УМК Школа России, 4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам;знакомство с понятиями «река времени», «история» наша эра, до...
Конспект урока по окружающему миру "В путь по реке времени" (4 класс, УМК «Перспектива»)
Тип урока: Открытие новых знаний.Цель урока: формирование представлений о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; ознакомление с понятием «история» «летопись&raqu...
Тест по окружающему миру по темам: "В путь по реке времени", "Путешествие по реке времени", "По страницам летописи"
Тест по окружающему миру по темам: "В путь по реке времени", "Путешествие по реке времени", "По страницам летописи"...