урок окружающего мира 2 класс " Равнины и горы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок окружающего мира во 2 классе по ОС "Школа 2100" с тспользованием элементов урока исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_ravniny_i_gory.docx | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
2-й класс
Цели:
– ознакомить ребят с понятием «равнина», «горы» с особенностями и природой равнин и гор;
– научить на примере равнин и гор связывать воедино различные географические понятия.
Оборудование: карта полушарий, глобус, рисунки природы равнин, гор и хозяйственной деятельности, макет вулкана, образцы горных пород, карточки, презентация.
Ход урока:
1.Настрой на урок.
- Ребята, сегодня у нас в классе гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу, глубоко вдохните, выдохните, отбросьте напряжение и все страхи. Это гости, они пришли к нам с добром. Давайте настроимся на рабочий лад, на поиск правильных ответов. Я уверена, что у нас всё получится.
-Ребята, покажите карточки, которые обозначают с каким настроением вы пришли на урок. (дети показывают карточки: солнышко – хорошее настроение, облачко – настроение среднее, тучка – плохое настроение)
Затем показывает карточку - настроение учитель.
2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
-Сегодня, ребята,
Задание 1
На доске высвечиваются названия предыдущих тем.
Океаны Материки Реки Озёра
– Какая из данных тем, на ваш взгляд, лишняя в этом списке?
-Почему?
– Какие материки вы знаете? (дети называют материки и показывают их на карте)
(Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида)
– Сейчас мы рассмотрим участки суши.
– Нам поможет в этом крупные реки, которые протекают по территории Южной Америки и Африки.(работа в пате)
- Найдите на карте самую крупную реку и поработайте по карточкам.
Детям раздаются листочки с изображением материков Южная Америка и Африка.
Южная Америка
Самая крупная река:___________________________. Суша, по которой протекает эта река, обозначена на карте____________________ цветом.
Африка
Самая крупная река:___________________________. Суша, по которой протекает эта река, обозначена на карте____________________ цветом.
(Дети работают сам – но по карточкам. Затем выходят по 1 ученику от пары к карте, зачитывают вслух и показывают на карте.)
-Каким цветом обозначены участки суши, по которым протекают крупные реки? (зелёным и жёлтым)
-Что обозначается на карте зелёным и жёлтым цветом? (равнины)
-Посмотрите как выглядят эти реки. (а презентации показываются реки: Амазонка и Нил)
-А посмотрите ещё на одну реку. (показывается горная река Тургень)
-В чём разница? (одни реки спокойные, а эта бурная)
-Как вы думаете, почему эта река бурная? (она течёт в горах)
-Какова же тема урока? (равнины и горы)
3.Постановка учебной задачи.
– Определяем основной вопрос урока.
- Нам помогут в этом наши друзья, которые вместе с нами путешествуют по окружающему миру. Кто это ребята? (Лена и Миша)
--Увидев картинку в книге «Окружающий мир», Лена сказала: Я считаю, что это равнина. Ведь ровная же поверхность.
-А Миша ей ответил: А я думаю, что это всё таки горы. Ведь поверхность расположена высоко над уровнем моря.
-Кто прав?
-Какие возникают вопросы? Что такое равнина? Что такое горы? Чем равнины отличаются от гор?
Вот мы спланировали нашу работу. Наша задача ответить на поставленные вопросы.
4.Совместное открытие знаний.
Равнины
– Много ли на карте зелёного и жёлтого цветов?
(большая часть суши обозначена зелёным и жёлтым цветом)
-Как узнать высоту участков суши? ( Чтобы узнать высоту участков суши нужно обратиться к условному знаку «Шкала высот в метрах»)
-Рассмотрим эту шкалу. (Дети рассматривают высоту и цвет участков суши)
– Какую высоту имеют участки суши зелёного и жёлтых цветов? (На карте обозначено, что высота их не превышает 500 метров).
-Чем отличаются эти равнины? (плоская и холмистая)
-Так какие же участки суши можно назвать равниной?( Равнина – ровные или слабоволнистые участки суши, расположенные не выше 500 метров над уровнем моря)
-Найдите самые крупные равнины на карте Европы и покажите. (Восточно-Европейская равнина и Западно-Сибирская равнина)
-Рассмотрите два фрагмента карт. (стр.115)
-Чем различаются изображённые на них равнины?
-Чем ниже расположена равнина относительно уровня моря, тем медленнее текут по ней реки и тем больше на ней болот. Болота обозначают вот таким условным знаком (учитель показывает). Такую равнину называют низменностью.
-Самая большая низменность на карте в Европы – это Прикаспийская низменность. (учитель показывает)
-На Прикаспийской низменности тоже много болот.
-Есть ли польза от болот, как вы думаете? Это мы сейчас и узнаем.
(выступают дети и показывают карточки мха - сфагнума)
1.На болотах растёт мох-сфагнум. Он хорошо впитывает влагу и убивает микробы. Поэтому высушенный сфагнум можно использовать вместо ваты. Что и делали врачи во время Великой Отечественной войны.
2.Мох сфагнум живёт много лет. Пока его верхушка растёт, нижняя часть отмирает.
3.Отмершие части накапливаются и превращаются в торф. Торф – это ценное полезное ископаемое. Высушенный торф при сжигании даёт много тепла.
Физминутка
Горы
-Ребята, что вы видите на слайде? (горы)
-Горы – это очень красивые места. В горах можно увидеть - крутые снежные вершины и бездонные пропасти, каменные глыбы и узкие быстрые реки.
-Хотели бы вы оказаться в таких местах? Почему?(Там очень красиво, но и очень опасно. Не каждый сможет забраться так высоко, можно сорваться и упасть)
-Давайте поработаем с картой (с.128 – 129)
-Давайте обратимся к шкале высот и рассмотрим, каким цветом обозначают на карте горы? (коричневым)
-Найдите и покажите горы на карте.
Евразия – Альпы, Уральские горы, Кавказ, Гималаи.
Северная Америка – Кордильеры.
Южная Америка – Анды.
(Показ по слайдам гор)
-Какие горы самые высокие? Почему вы так решили? (Гималаи)
-Горы по высоте делятся на 3 вида: низкие горы (до 1000м – Хибины), средние горы (от 1000м до 2000м – Уральские горы) и высокие горы (более 2000м – Гималаи, Кавказ).
Самой высокой в мире считается гора Джомолунгма (более распространенное название – Эверест) в Гималаях, высота которой над уровнем моря 8 848 метров.
-Какие участки земной поверхности мы можем назвать горами? (Горы – это участки земной поверхности, которые имеют различную возвышенность)
-Давайте попробуем по иллюстрациям учебника на стр.113 рассказать, что бывает в горах или на равнинах (Работа по картинкам. Дети по книге рассказывают, что бывает в горах и на равнинах, и прикрепляют карточки на доску к надписям «равнина» и «горы»).
Полезные ископаемые
-Почему именно на равнине люди строят города и сёла, дороги, распахивают поля и выращивают сады? (Потому что равнины сложены из рыхлых пород)
-Давайте посмотрим из каких рыхлых пород сложены равнины? (с.114 учебник)
(Песок, глины, галька) (Учитель показывает эти породы)
-А из каких горных пород сложены горы? (с.114) (Известняк, гранит, базальт, мрамор).
(Учитель показывает эти горные породы).
-Как называются горные породы, которые использует человек? Прочитайте на стр.114.
(Горные породы, которые человек использует в своём хозяйстве, называют полезными ископаемыми).
-Прочитайте какие виды полезных ископаемых представлены в книге. (Магнитный железняк, каменный уголь, гранит, каменная соль)
- А чем полезны эти горные породы мы сейчас и узнаем.
(Сообщения детей о полезных ископаемых.)
Магнитный железняк — минерал тёмного цвета. На металлургических заводах, в доменных печах из железной руды выплавляют чугун и сталь. А затем на заводах изготавливают различные предметы из металла.
Железная дорога и гвоздь, станок и часы, океанский корабль и чайная ложка-всё это сделано из металлов.
Каменный уголь.
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник он настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Важное свойство угля - горючесть. Каменный уголь - используется как топливо. При горении он даёт много тепла. Кроме того, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.
Отгадайте загадку
Отдельно - я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна. (ответ: соль)
Это – каменная соль. Очищенная каменная соль – важный пищевой продукт.
В химической промышленности каменная соль применяется для получения соды, соляной кислоты, соды. Соль используют в медицине и сельском хозяйстве.
Гранит.
Очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
Гранит - очень прочный камень. Его используют в строительстве. Гранит применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий.
Исследовательская работа
-Ребята, мы с вами выяснили, что горы состоят из плотных горных пород.
-У вас на столе лежит представитель плотных горных пород – гранит. Давайте попробуем эту горную породу разломать. Получилось? (нет) Попробуйте расковырять или расколоть гвоздём. Получилось? (нет)
-Как вы думаете, могут ли горы и твёрдые камни (горные породы) разрушаться из которых состоят эти горы? (Ответы детей)
-А вот сейчас мы это и узнаем.
(Ребёнок представляет исследовательскую работу)
-Так могут ли разрушаться горы? (Да, но очень медленно)
5.Применяем полученные знания.
1.Работа в парах.
-А сейчас мы поработаем в парах.
-Выбери отличительные особенности гор и равнин.
(Два ученика работают у доски, прикрепляя карточки)
(Выдаются карточки с надписями. Дети распределяют: 1 вариант – равнины, 2 вариант – горы.)
-удобно построить город
-встречаются болота
-легче строить дороги
- ровные или слабоволнистые участки суши, расположенные не выше 500 метров над уровнем моря
- текут бурные реки
-больше дикой нетронутой природы
-сходят лавины и встречаются землетрясения
-местность лежит высоко над уровнем моря
- участки земной поверхности, которые имеют различную возвышенность
2.Работа с презентацией и картой.
-Материк, на котором находятся горы Альпы и Гималаи? (Евразия)
-Горы состоят из … (плотных горных пород)
-Железная руда, каменный уголь, соль, гранит – это … (полезные ископаемые).
-Самые крупные равнины в Европе? (восточно – Европейская и Западно – Сибирская)
-Самые высокие горы? (Гималаи)
-Какие бывают равнины? (Ровные и холмистые)
-Какие бывают горы? (Низкие, средние и высокие)
6.Рефлексия деятельности.
1.– Что нового узнали?
– Выберите карточку и продолжите её (на презентации).
2. -Оцените себя
(Дети оценивают себя по схеме «Самооценка», 1 – 2 ученика)
3.На доску каждый ученик прикрепляет самооценку за урок
(на гору камешек)
4. -В начале урока вы мне показывали, с каким настроением вы пришли на урок.
А какое у вас сейчас настроение? Покажите.
(Дети показывают настроение в виде условного обозначения)
-И у меня настроение отличное, потому что у нас с вами всё получилось и мы преодолели все задания с успехом.
-Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"
Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...
Урок окружающего мира "По равнинам и горам"
Цели: Сформировать представление о равнинах и горах.Познакомить с равнинами и горами на территории России.Развивать познавательную активность, умение работать по карте.Наблюдать, обобщать...
Технологическая карта урока окружающего мира - По равнинам и горам (4 класс, УМК "Перспектива")
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока «По равнинам и горам.» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование представления о равнинах и горах; знакомство с ...