открытый урок по предмету Окружающий мир по теме "Красная книга"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
открытый урок по предмету Окружающий мир по теме "Красная книга"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок по теме "Красная книга" | 34.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Красная книга»
ЦЕЛИ УРОКА:
- воспитание бережного отношения к природе;
- рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях России, Татарстана и нашей местности;
- учить осуществлять поиск информации в учебниках, справочниках, словарях, анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать свое мнение, убеждать.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Дети узнают, что такое Красная книга, какие растения и животные в нее внесены; подумают, почему они попали в красную книгу, как их охранять;
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: иллюстрации растений и животных, занесенных в Красную книгу, интерактивная доска, презентация по теме «Красная книга», макет Красной книги.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Отгадайте кроссворд.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1. С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака)
4.Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгает ловко, грызет морковку (Кролик)
7.Не мой бы труд, не мой бы бег,
Ты плохо жил бы, человек.
Но в век машины и мотора
Боюсь, в отставке буду скоро. (Конь)
8.Весь день в воде, а водой не насытится (Утка)
9.С бородой, а не старик, с рогами, а не бык,
Доят, а не корова, лыко дерет, а лаптей не плетет (Коза)
10.Заплелись густые травы, закудрявились луга,
Да и сам весь кудрявый, даже завитком рога. (Баран)
ПО ВЕРТИКАЛИ: 2.Даже по железной крыше ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет и как днем она все видит.
Часто спит, а после сна умывается она. (Кошка)
3.По лужку о важно бродит, из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки (Гусь)
4.Рыжий молокозавод день жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко переделать в молоко! (Корова)
5.Не прядет, не ткет, а людей одевает (Овца)
6. Съем червя, попью водицы, хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко, ребятишек угощу (Курица)
- Чему посвящен наш кроссворд?
-Каких еще домашних животных вы знаете?
- Каких животных человек может держать дома?
- Каких зверей моно увидеть в живом уголке?
- Что объединяет всех этих животных?
3. Мотивация учебной деятельности.
- Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. А куда мы с вами отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:
- Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (ЛЕС)
Лес бывает разный. В одном лесу растут березы, осины дубы – это будет … (ЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС). А бывает хвойный лес, какие деревья в нем растут? (СОСНЫ ЕЛИ КЕДРЫ ПИХТЫ).
А наш с вами лес, в который мы отправимся, нарисовал один художник.
Жил-был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес. «А что такое лес? – подумал он. Лес это ведь деревья». Взял он кисти и краски и стал рисовать. Нарисовал березы, осины, дубы, сосны, ели… Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось вот-вот пробежит ветерок- и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей и ветви берез.
А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с бородой – старичка-лесовичка. Потому что в каждом лесу обязательно должен быть свой лесовичок, подумал художник.
Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы.
- Что случилось? – удивился художник. Почему засох мой лес???
- «Какой же это лес – услышал художник от старичка-лесовичка. Здесь одни только деревья».
- Разве может быть лес из одних деревьев? Как вы думаете ребята?
(НЕТ, В ЛЕСУ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗВЕРИ, ПТИЦЫ, НАСЕКОМЫЕ…)
- Работа по теме урока.
Знакомство с животными и растениями, которые исчезают с нашей земли.
- Давайте как художники-волшебники, преобразим наш лес.
- Какие звери живут в лесу?
- Сейчас мы послушаем рассказ об одном из таких зверей.
УЧЕНИК: «Зубр – очень известное животное. Это крупный зверь. Голова большая, с широким лбом. Длина тела достигает 3 метров, высота – 2 метров. Живут зубры – 22-27 лет в широколиственных и смешанных лесах с обилием полян и лугов. Вырубка лесов привела к тому, что зубры исчезли во многих странах, например в Англии, Швеции. Остались только звери, которые жили в зоопарках. Их было 48 штук. Надо было срочно спасать зубров. Их выпустили в заповедник – Беловежскую пущу. Подкармливали зимой, следили, чтобы звери не болели. Зубров спасли, не дали им исчезнуть с нашей планеты. Но для этого понадобилось около 80 лет».
- Ребята, а можно представить лес без пения птиц?
УЧЕНИК: « Все реже становятся слышны голоса, похожие на голубиное воркование, которых слышатся звуки «чуф-фы». Это кричит тетерев. Тетерев очень крупная, красивая птица, особенно самец. Он черного цвета, с белым подхвостьем и красными «бровями». Самка менее заметная, под цвет лесной подстилки, сухих листьев. Делают гнездо прямо на земле и высиживают птенцов 25 дней. Птенцы вылупляются пестрыми, это помогает им прятаться от опасности. Об опасности и предупреждает тетерка резким криком, все птенцы бросаются в разные стороны и затаиваются, прижавшись кто к шишке, кто к щепочке. А самка изображает из себя раненую птицу с перебитыми крыльями. Хромая, бежит она по земле, а за ней устремляется враг. Птица уводит его подальше от птенцов, а потом поднимается на крыло и улетает, чтобы вернуться к птенцам. Летом тетерев кормится в зарослях малины, земляники. А зимой почками и сережками деревьев, хвоей сосны. Ночуют зимой под снегом».
5. Физминутка.
Предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь (я ведь тоже устала), и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…(Дети хлопают) – Что не правильно? (МУХИ) мухи это кто? – (НАСЕКОМЫЕ)
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, МАКАРОНЫ…
Прилетели птицы: Голуби, КУНИЦЫ (Один-ноль в мою пользу)
Прилетели птицы: Голуби, синицы, СТРАУСЫ, чижи… (Два-ноль в мою пользу)
У страусов крылья почти совсем исчезли, они не летают
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи, КОМАРЫ, кукушки…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Чибисы, чижи, Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки, Лебеди, скворцы… Все мы молодцы!!!
- Знакомство с насекомыми и растениями, занесенными в Красную книгу.
Продолжение работы по теме урока.
- Ну что, надо еще кого-нибудь заселять в наш лес?
- А зачем в лесу растения и насекомые?
УЧЕНИК: «Красивый цветок – ландыш. У него широкие продолговатые листья, на которых видны прожилки. В листьях прячутся тоненькие стебельки с цветочками нежно-белого цвета, напоминающие бубенчики, у них очень нежный запах. Когда ландыш отцветает, вместо цветов появляются маленькие красные горошины. Свежие цветы ландыша настаивают и получают ландышевые капли, из стебельков добывают эфирные масла, поэтому многие духи имеют аромат, похожий на запах цветов ландыша. Но нельзя долго вдыхать аромат этого красивого цветка, может появиться тошнота, рвота и даже судороги. Ландыш живет 21 год, а цветет всего 2-3 раза. Поэтому его рвать нельзя, а надо беречь».
УЧЕНИК: «Бабочка «Адмирал» - великий путешественник. Каждую весну тысячи черно-красных бабочек прилетают к нам из южных стран. И вскоре на крапиве мы можем увидеть черноватых гусениц, из которых во второй половине лета появятся бабочки. Ближе к осени, как и перелетные птицы эти бабочки отправляются на юг. Впрочем, не все наши «Адмиралы» улетают. Небольшая часть их остается. Они прячутся в щели, в опавшую листву. Но не всем удается пережить суровые зимние холода».
УЧЕНИК: «В лесах водятся красивые благородные олени. Но есть и маленький олень, которого мало кто замечает. Это жук-олень. Он назван так, потому что верхняя челюсть разрослась в виде рогов. Этого жука можно увидеть в мае-июле по вечерам в лиственных лесах, и особенно на дубе, где есть поврежденные места. Он достаточно крупный. Яйца откладывает в дупла, трухлявые пни. Личинки, находясь в разложившейся древесине, активно ее разрушают, ускоряя превращение в перегной. Но от яйца до взрослого насекомого проходит долгих лет. Поэтому, ребята, не ловите этого жука, их и так очень мало».
УЧЕНИК: « Люди не любят пауков. Что ж, может пауки и некрасивы. Да, они вроде бы «разбойники» - плетут смертоносные сети для пауков и комаров. Но именно паук защищает нас от непомерного размножения этих насекомых, спасая поля, сады, леса от опустошения. Пауки поедают различных вредителей больше, чем все вместе взятые насекомые-хищники. Самые известные наши пауки – это крестовики. Они мастерят сети, похожие на колеса. Их прозвали так, потому что на темной спинке виден белый рисунок в виде креста. Пожалуйста, не обрывайте паутину в лесу, не давите пауков».
УЧЕНИК: « А какой же лес без грибов! Много различных грибов можно встретить в лесу. В лиственных и смешанных лесах, у корней деревьев можно увидеть гриб, внешне вроде бы обыкновенный. У него буровато-желтая или серовато-коричневая шляпка, такого же цвета и гладкая ножка. Мякоть белая. Гриб достаточно крупный, шляпка может быть до 15 см в диаметре. Но цвет он может менять. Стоит до него дотронуться, как он тут же посинеет. За это его и прозвали «синяк». Этот гриб съедобный, но не очень вкусный».
7. Знакомство с Красной книгой.
- Мы с вами украсили наш лес животными и растениями, посадили грибы. Но эти животные и растения не совсем обычные: их в природе остается все меньше и меньше. Когда-то в Африке было очень много «Солнечных лошадок», так называют зебр, а сейчас их осталась только десятая часть от того количества, которое было. Почти исчез с лица земли ливанский кедр. Когда-то это дерево росло повсюду, но его решили обменять на канаты, полотно, золото и другие товары, которые привозили из Египта. И вот результат: сейчас только в Ливане осталась роща из 400 деревьев.
А вот многие виды животных и растений совсем исчезли с нашей земли. Странствующий голубь. Его уничтожили ради вкусного мяса. Примерно 250 лет назад люди обнаружили морских коров, а через 27 лет уничтожили последнюю.
В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и еженедельно по одному виду растений. Это намного больше, чем появляется новых.
- Что же нам делать, как помочь, чтобы не случилось такой беды, как с нашим художником, и наш лес не стал безжизненным??? (НАДО ОХРАНЯТЬ)
Почему некоторых животных и растений остаётся очень мало на земле или они совсем исчезли ?
- Люди думали , что природа неисчерпаема, сколько ни брать у неё, всё снова само собой восстановится. И просчитались. Угрозой является чрезмерная добыча, охота. Разрушение мест обитания животных.
-Да , люди поняли, что животных и растения нужно охранять, и в 1832 году в Америке был создан первый заповедник. Заповедник это место где нельзя убивать животных и срывать растения.
А в 1948 году был создан Международный союз охраны природы. По заданию союза были созданы списки редких животных и растений всех стран. Все они были собраны в одну книгу. Эта книга была необычного вида. У нее была красная обложка, а страницы разноцветные. Из-за цвета обложки ее назвали Красная книга. На составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет.
Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются и всё новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.
Вместе с тем меры, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты, о чём свидетельствуют зелёные листы Красной книги, г де представлены уже спасённые животные и растения, например бобр и соболь.
В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Сначала сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно большее число видов. Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году в 2 томах. В них о каждом животном и растении кратко, но точно сказано всё: насколько бедственно его положение, в каких краях встречаются, в каких лесах обитают, по каким причинам исчезает. Но главное – что надо сделать, чтобы уберечь от вымирания
- Как вы думаете, почему цвет обложки выбрали именно красный? (ОПАСНОСТЬ СИГНАЛ БЕДСТВИЯ).
- Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и своеобразная программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.
Конечно же не только лесных животных и растения нужно охранять и беречь. Такие исчезающие виды есть в разных странах и на различных континентах.
Только в нашей с вами Новосибирской области растет много растений и живет много животных, которые надо оберегать. Поэтому, в нашей области издали свою Красную книгу. (ПОКАЗ КНИГИ)
8. Будьте природе другом – беседа.
- на уроке мы с вами много говорили о том, что охрана растений и животных – проблема государственная. Но а как мы с вами можем помочь сохранить природу и ее обитателей?
(ответы детей заносятся в кластер)
- Мы с вами нарисовали лес. В нем живут исчезающие животные и растут редкие растения. Но ведь некоторые люди не знают этого. И нам надо как-то об этом им сообщить… (ответы детей)
- А вообще, есть определенные правила поведения в природе. Откройте свои учебники на странице 93. Давайте прочитаем эти правила.
(НА ДОСКЕ РОМАШКА С ПРАВИЛАМИ)
- Не будем срывать цветы.
- Не будем ломать ветки деревьев и кустарников
- Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
- Не будем обижать лягушек и жаб!
- Не будем ловить диких животных и уносить их домой!
- А какие правила могли бы предложить вы?
- Можно эти правила было бы написать и развесить в разных местах. Но есть люди, которые не умеют читать или плохо читают, или вообще не любят читать различные вывески. Что же делать?
- Я предлагаю все это изобразить в виде знаков, которые будут понятны всем, а может вы, придумаете, и нарисуете свое правило… (рабочая тетрадь страница 62-63 задание2).
Защита знаков.
9. Рефлексия.
- с какой целью была издана Красная книга?
- Как в ней располагаются виды растений и животных?
- По чьей вине большинство видов попало в Красную книгу?
10. Итог урока.
- действительно, надо не только знать животных и растения, которые занесены в Красную книгу, и охранять их, но и бережно относиться ко всем растениям и животным, защищать их, чтобы они в один из дней не попали на страницы Красной книги.
Я предлагаю нам с вами начать делать свою Красную книгу. А назовем мы ее «Береги и охраняй», в которую мы будем вносить сведения о растениях и животных, которые становятся редкими, и особое внимание будем уделять тем, которые обитают на территории Новосибирской области.
Это и будет вашим домашним заданием.
А можем мы первыми страничками нашей книги сделать странички, по которым выступали сегодня наши ребята? (ДА)
- Наш урок я бы хотела закончить стихотворением. Мне очень хочется, чтобы вы были бы такими же ребятами, как герои этих строк:
На одной планете дружно жили дети.
Не разоряли гнезда птиц ради нескольких яиц,
Не ловили по дубравам рыжих белок для забавы,
Травку не топтали, рек не загрязняли!
Все старательно, с умом берегли свой общий дом
Под названием Земля, где живем и ты, и я!
- На черных страницах мы можем видеть виды зверей, что уже исчезли с планеты. Это, к примеру, странствующие голуби, морская корова и прочие.
- На красных страницах книги можно видеть очень редких зверей, а также тех, кто может исчезнуть в самое ближайшее время. Это такие животные как амурский тигр, снежный барс, леопард, бобр, красный волк, зубр и т.д.
- Желтые части книги показывают нам тех зверей, число которых значительно сокращается. Это такие животные как - джейран, розовая чайка, розовый фламинго, белый медведь и многие другие.
- На белых страницах книги мы можем видеть тех зверей, число которых все время было небольшим.
- На серых страницах мы можем видеть зверей, которые плохо изучены, места их существования плохо известны и также плохо исследованы.
- На зеленых же страницах представлены такие звери, которых человек смог спасти и восстановить их число. Это, к примеру, речной бобр, лось и прочие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по предмету « Окружающий мир». Тема : Как жить в мире людей? 4 класс.
1. Довести до сознания учениками мысли о том, что людям необходимы разные личные и общественные способы регуляции человеческого поведения;2....
Открытый урок по предмету "Окружающий мир" по теме "Природные зоны России" 4 класс
Урок разработан с целью закрепить знания по первым 4 зонам России, проводился в форме групповой работы с использованием презентационного материала....
Открытый урок по предмету "Окружающий мир" по теме: "Что такое деньги?"
Открытый урок по теме "Что такое деньги?" проведен в 3 классе. Целью данного урока было познакомить детей с понятием "деньги", историей их возникновения, их функциями. В данном уроке использовались та...
Открытый урок по предмету окружающий мир
Тема урока "Строение растений"...
Открытый урок по предмету "Окружающий мир" по теме: "Культура и экология - будущее России"
Тема урока: Экология и культура - будущее России.Цели урока: Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном ...
Открытый урок по предмету окружающий мир в 4 классе "Значение кровеносной системы. Кровь"
Знакомство с кровеносной системойЦель урока:дать знания о крови и кровеносной системе, о её значении в жизни человека;развивать интерес к познанию «самого себя»;воспитывать в детях заботливое отношени...
открытый урок по предмету Окружающий мир по теме "Красная книга"
открытый урок по предмету Окружающий мир по теме "Красная книга"...