открытый урок по предмету Окружающий мир по теме "Красная книга"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Кидяйкина Лариса Васильевна

открытый урок по предмету Окружающий мир по теме "Красная книга"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Красная книга»

ЦЕЛИ УРОКА:

  • воспитание бережного отношения к природе;
  • рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях России, Татарстана и нашей местности;
  • учить осуществлять поиск информации в учебниках, справочниках, словарях, анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать свое мнение, убеждать.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Дети узнают, что такое Красная книга, какие растения и животные в нее внесены; подумают, почему они попали в красную книгу, как их охранять;

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: иллюстрации растений и животных, занесенных в Красную книгу, интерактивная доска, презентация по теме «Красная книга», макет Красной книги.

 Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

- Отгадайте кроссворд.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1. С хозяином дружит, дом сторожит,

                                Живет под крылечком, а хвост колечком.     (Собака)

                        4.Длинное ухо, комочек пуха.

                           Прыгает ловко, грызет морковку        (Кролик)

                        7.Не мой бы труд, не мой бы бег,

                           Ты плохо жил бы, человек.

                           Но в век машины и мотора

                           Боюсь, в отставке буду скоро.                (Конь)

                        8.Весь день в воде, а водой не насытится      (Утка)

                        9.С бородой, а не старик, с рогами, а не бык,

                           Доят, а не корова, лыко дерет, а лаптей не плетет        (Коза)

                        10.Заплелись густые травы, закудрявились луга,

                             Да и сам  весь кудрявый, даже завитком рога.        (Баран)

 ПО ВЕРТИКАЛИ: 2.Даже по железной крыше ходит тихо, тише мыши.

                        На охоту ночью выйдет и как днем она все видит.

                        Часто спит, а после сна умывается она.                                (Кошка)

                        3.По лужку о важно бродит, из воды сухим выходит,

                        Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки                        (Гусь)

                        4.Рыжий молокозавод день жует и ночь жует:

                        Ведь траву не так легко переделать в молоко!                (Корова)

                        5.Не прядет, не ткет, а людей одевает                        (Овца)

                        6. Съем червя, попью водицы, хлебных крошек поищу,

                        А потом снесу яичко, ребятишек угощу                        (Курица)

- Чему посвящен наш кроссворд?

-Каких еще домашних животных вы знаете?

- Каких животных человек может держать дома?

- Каких зверей моно увидеть в живом уголке?

- Что объединяет всех этих животных?

3. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. А куда мы с вами отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:

- Дом со всех сторон открыт,

  Он резною крышей крыт.

  Заходи в зеленый дом,

  Чудеса увидишь в нем.     (ЛЕС)

                Лес бывает разный. В одном лесу растут березы, осины дубы – это будет  … (ЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС). А бывает хвойный лес, какие деревья в нем растут? (СОСНЫ ЕЛИ КЕДРЫ ПИХТЫ).

                А наш с вами лес, в который мы отправимся, нарисовал один художник.

                Жил-был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес. «А что такое лес? – подумал он. Лес это ведь деревья». Взял он кисти и краски и стал рисовать.  Нарисовал березы, осины, дубы, сосны, ели… Очень хорошо получились у него деревья.  И так похожи, что казалось вот-вот пробежит ветерок- и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей и ветви берез.

                А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с бородой – старичка-лесовичка. Потому что в каждом лесу обязательно должен быть свой лесовичок, подумал художник.

                Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы.

                - Что случилось? – удивился художник. Почему засох мой лес???

                - «Какой же это лес – услышал художник от старичка-лесовичка. Здесь одни только деревья».

                - Разве может быть лес из одних деревьев? Как вы думаете ребята?

(НЕТ, В ЛЕСУ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗВЕРИ, ПТИЦЫ, НАСЕКОМЫЕ…)

  1. Работа по теме урока.

Знакомство с животными и растениями, которые исчезают с нашей земли.

- Давайте как художники-волшебники, преобразим наш лес.

- Какие звери живут в лесу?

- Сейчас мы послушаем рассказ об одном из таких зверей.

УЧЕНИК: «Зубр – очень известное животное. Это крупный зверь. Голова большая, с широким лбом. Длина тела достигает 3 метров, высота – 2 метров. Живут зубры – 22-27 лет в широколиственных и смешанных лесах с обилием полян и лугов.  Вырубка лесов привела к тому, что зубры исчезли во многих странах, например в Англии, Швеции. Остались только звери, которые жили в зоопарках. Их было 48 штук. Надо было срочно спасать зубров. Их выпустили в заповедник – Беловежскую пущу. Подкармливали зимой, следили, чтобы звери не болели. Зубров спасли, не дали им исчезнуть с нашей планеты. Но для этого понадобилось около 80 лет».

- Ребята, а можно представить лес без пения птиц?

УЧЕНИК: « Все реже становятся слышны голоса, похожие на голубиное воркование,  которых слышатся звуки «чуф-фы». Это кричит тетерев. Тетерев очень крупная, красивая  птица, особенно самец. Он черного цвета, с белым подхвостьем и красными «бровями». Самка менее заметная, под цвет лесной подстилки, сухих листьев. Делают гнездо прямо на земле и высиживают птенцов 25 дней. Птенцы вылупляются пестрыми, это помогает им прятаться от опасности. Об опасности и предупреждает тетерка резким криком, все птенцы бросаются в разные стороны и затаиваются, прижавшись кто к шишке, кто к щепочке. А самка изображает из себя раненую птицу с перебитыми крыльями. Хромая, бежит она по земле, а за ней устремляется враг. Птица уводит его подальше от птенцов, а потом поднимается на крыло и улетает, чтобы вернуться к птенцам. Летом тетерев кормится в зарослях малины, земляники. А зимой почками и сережками деревьев, хвоей сосны. Ночуют зимой под снегом».

                5. Физминутка.

Предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь (я ведь тоже устала), и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…(Дети хлопают) – Что не правильно? (МУХИ) мухи это кто? – (НАСЕКОМЫЕ)

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, МАКАРОНЫ…

Прилетели птицы: Голуби, КУНИЦЫ (Один-ноль в мою пользу)

Прилетели птицы: Голуби, синицы, СТРАУСЫ, чижи… (Два-ноль в мою пользу)

                                    У страусов крылья почти совсем исчезли, они не летают

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи, КОМАРЫ, кукушки…

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Чибисы, чижи, Аисты, кукушки,

                                   Даже совы-сплюшки, Лебеди, скворцы… Все мы молодцы!!!

  1. Знакомство с насекомыми и растениями, занесенными в Красную книгу.

Продолжение работы по теме урока.

- Ну что, надо еще кого-нибудь заселять в наш лес?

- А зачем в лесу растения и насекомые?

УЧЕНИК: «Красивый цветок – ландыш. У него широкие продолговатые листья, на которых видны прожилки. В листьях прячутся тоненькие стебельки с цветочками нежно-белого цвета, напоминающие бубенчики, у них очень нежный запах. Когда ландыш отцветает, вместо цветов появляются маленькие красные горошины. Свежие цветы ландыша настаивают и получают ландышевые капли, из стебельков добывают эфирные масла, поэтому многие духи имеют аромат, похожий на запах цветов ландыша. Но нельзя долго вдыхать аромат этого красивого цветка, может  появиться тошнота, рвота и даже судороги. Ландыш живет 21 год, а цветет всего 2-3 раза. Поэтому его рвать нельзя, а надо беречь».

УЧЕНИК: «Бабочка «Адмирал» - великий путешественник. Каждую весну тысячи черно-красных бабочек прилетают к нам из южных стран. И вскоре на крапиве мы можем увидеть черноватых гусениц, из которых во второй половине лета появятся бабочки. Ближе к осени, как и перелетные птицы эти бабочки отправляются на юг. Впрочем, не все наши «Адмиралы» улетают. Небольшая часть их остается. Они прячутся в щели, в опавшую листву. Но не всем удается пережить суровые зимние холода».

УЧЕНИК: «В лесах водятся красивые благородные олени. Но есть и маленький олень, которого мало кто замечает. Это жук-олень. Он назван так, потому что верхняя челюсть разрослась в виде рогов. Этого жука можно увидеть в мае-июле по вечерам в лиственных лесах, и особенно на дубе, где есть поврежденные места. Он достаточно крупный. Яйца откладывает в дупла, трухлявые пни. Личинки, находясь в разложившейся древесине, активно ее разрушают, ускоряя превращение в перегной. Но от яйца до взрослого насекомого проходит долгих  лет. Поэтому, ребята, не ловите этого жука, их и так очень мало».

УЧЕНИК: « Люди не любят пауков. Что ж, может пауки и некрасивы. Да, они вроде бы «разбойники» - плетут смертоносные сети для пауков и комаров. Но именно паук защищает нас от непомерного размножения этих насекомых, спасая поля, сады, леса от опустошения. Пауки поедают различных вредителей больше, чем все вместе взятые насекомые-хищники. Самые известные наши пауки – это крестовики. Они мастерят сети, похожие на колеса. Их прозвали так, потому что на темной спинке виден белый рисунок в виде креста. Пожалуйста, не обрывайте паутину в лесу, не давите пауков».

УЧЕНИК: « А какой же лес без грибов! Много различных грибов можно встретить в лесу. В лиственных и смешанных лесах, у корней деревьев можно увидеть гриб, внешне вроде бы обыкновенный. У него буровато-желтая или серовато-коричневая шляпка, такого же цвета и гладкая ножка. Мякоть белая. Гриб достаточно крупный, шляпка может быть до 15 см в диаметре. Но цвет он может менять. Стоит до него дотронуться, как он тут же посинеет. За это его и прозвали «синяк». Этот гриб съедобный, но не очень вкусный».

7. Знакомство с Красной книгой.

- Мы с вами украсили наш лес животными и растениями, посадили грибы. Но эти животные и растения не совсем обычные: их в природе остается все меньше и меньше. Когда-то в Африке было очень много «Солнечных лошадок», так называют зебр, а сейчас их осталась только десятая часть от того количества, которое было. Почти исчез с лица земли ливанский кедр. Когда-то это дерево росло повсюду, но его решили обменять на канаты, полотно, золото и другие товары, которые привозили из Египта. И вот результат: сейчас только в Ливане осталась роща из 400 деревьев.

А вот многие виды животных и растений совсем исчезли с нашей земли.  Странствующий голубь. Его уничтожили ради вкусного мяса. Примерно 250 лет назад люди обнаружили морских коров, а через 27 лет уничтожили последнюю.

В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и еженедельно по одному виду растений. Это намного больше, чем появляется новых.

- Что же нам делать, как помочь, чтобы не случилось такой беды, как с нашим художником, и наш лес не стал безжизненным??? (НАДО ОХРАНЯТЬ)

Почему некоторых животных и растений остаётся очень мало на земле или они совсем исчезли ? 
- Люди думали , что природа неисчерпаема, сколько ни брать у неё, всё снова само собой восстановится. И просчитались. Угрозой является чрезмерная добыча, охота. Разрушение мест обитания животных. 

-Да , люди поняли, что животных и растения нужно охранять, и в 1832 году в Америке был создан первый заповедник. Заповедник это место где нельзя убивать животных и срывать растения.

А в 1948 году был создан Международный союз охраны природы. По заданию союза были созданы списки редких животных и растений всех стран. Все они были собраны в одну книгу. Эта книга была необычного вида. У нее была красная обложка, а страницы разноцветные. Из-за цвета обложки ее назвали Красная книга. На составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет. 

Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются и всё новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. 
Вместе с тем меры, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты, о чём свидетельствуют зелёные листы Красной книги, г де представлены уже спасённые животные и растения, например бобр и соболь. 
В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Сначала сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно большее число видов. Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году в 2 томах. В них о каждом животном и растении кратко, но точно сказано всё: насколько бедственно его положение, в каких краях встречаются, в каких лесах обитают, по каким причинам исчезает. Но главное – что надо сделать, чтобы уберечь от вымирания

- Как вы думаете, почему цвет обложки выбрали именно  красный? (ОПАСНОСТЬ СИГНАЛ БЕДСТВИЯ).

- Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и своеобразная программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.

Конечно же не только лесных животных и растения нужно охранять и беречь. Такие исчезающие виды есть в разных странах и на различных континентах.

Только в нашей с вами Новосибирской области растет много растений и живет много животных, которые надо оберегать. Поэтому, в нашей области издали свою Красную книгу. (ПОКАЗ КНИГИ)

8. Будьте природе другом – беседа.

- на уроке мы с вами много говорили о том, что охрана растений и животных – проблема государственная. Но а как мы с вами можем помочь сохранить природу и ее обитателей?

(ответы детей заносятся в кластер)

- Мы с вами нарисовали лес. В нем живут исчезающие животные и растут редкие растения. Но ведь некоторые люди не знают этого. И нам надо как-то об этом им сообщить… (ответы детей)

- А вообще, есть определенные правила поведения в природе. Откройте свои учебники на странице 93. Давайте прочитаем эти правила.

(НА ДОСКЕ РОМАШКА С ПРАВИЛАМИ)

  1. Не будем срывать цветы.
  2. Не будем ломать ветки деревьев и кустарников
  3. Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
  4. Не будем обижать лягушек и жаб!
  5. Не будем ловить диких животных и уносить их домой!

- А какие правила могли бы предложить вы?

- Можно эти правила было бы написать и развесить в разных местах. Но есть люди, которые не умеют читать или плохо читают, или вообще не любят читать различные вывески. Что же делать?

- Я предлагаю все это изобразить в виде знаков, которые будут понятны всем, а может вы, придумаете, и нарисуете свое правило… (рабочая тетрадь страница 62-63 задание2).

                

                Защита знаков.

                9. Рефлексия.

- с какой целью была издана Красная книга?

- Как в ней располагаются виды растений и животных?

- По чьей вине большинство видов попало в Красную книгу?

                10. Итог урока.

- действительно, надо не только знать животных и растения, которые занесены в Красную книгу, и охранять их, но и бережно относиться ко всем растениям и животным, защищать их, чтобы они в один из дней не попали на страницы Красной книги.

Я предлагаю нам с вами начать делать свою Красную книгу. А назовем мы ее «Береги и охраняй», в которую мы будем вносить сведения о растениях и животных, которые становятся редкими, и особое внимание будем уделять тем, которые обитают на территории Новосибирской области.

Это и будет вашим домашним заданием.

А можем мы первыми страничками нашей книги сделать странички, по которым выступали сегодня наши ребята? (ДА)

- Наш урок я бы хотела закончить стихотворением. Мне очень хочется, чтобы вы были бы такими же ребятами, как герои этих строк:

На одной планете дружно жили дети.

Не разоряли гнезда птиц ради нескольких яиц,

Не ловили по дубравам рыжих белок для забавы,

Травку не топтали, рек не загрязняли!

Все старательно, с умом берегли свой общий дом

Под названием Земля, где живем и ты, и я!

  • На черных страницах мы можем видеть виды зверей, что уже исчезли с планеты. Это, к примеру, странствующие голуби, морская корова и прочие.
  • На красных страницах книги можно видеть очень редких зверей, а также тех, кто может исчезнуть в самое ближайшее время. Это такие животные как амурский тигр, снежный барс, леопард, бобр, красный волк, зубр и т.д.
  • Желтые части книги показывают нам тех зверей, число которых значительно сокращается. Это такие животные как - джейран, розовая чайка, розовый фламинго, белый медведь и многие другие.
  • На белых страницах книги мы можем видеть тех зверей, число которых все время было небольшим.
  • На серых страницах мы можем видеть зверей, которые плохо изучены, места их существования плохо известны и также плохо исследованы.
  • На зеленых же страницах представлены такие звери, которых человек смог спасти и восстановить их число. Это, к примеру, речной бобр, лось и прочие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по предмету « Окружающий мир». Тема : Как жить в мире людей? 4 класс.

1.      Довести до сознания учениками мысли о том, что людям необходимы разные личные и общественные способы регуляции человеческого поведения;2....

Открытый урок по предмету "Окружающий мир" по теме "Природные зоны России" 4 класс

Урок разработан с целью закрепить знания по первым 4 зонам России, проводился в форме групповой работы с использованием презентационного материала....

Открытый урок по предмету "Окружающий мир" по теме: "Что такое деньги?"

Открытый урок по теме "Что такое деньги?" проведен в 3 классе. Целью данного урока было познакомить детей с понятием "деньги", историей их возникновения, их функциями. В данном уроке использовались та...

Открытый урок по предмету окружающий мир

Тема урока "Строение растений"...

Открытый урок по предмету "Окружающий мир" по теме: "Культура и экология - будущее России"

Тема урока: Экология и культура -  будущее России.Цели урока: Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном ...

Открытый урок по предмету окружающий мир в 4 классе "Значение кровеносной системы. Кровь"

Знакомство с кровеносной системойЦель урока:дать знания о крови и кровеносной системе, о её значении в жизни человека;развивать интерес к познанию «самого себя»;воспитывать в детях заботливое отношени...

открытый урок по предмету Окружающий мир по теме "Красная книга"

открытый урок по предмету Окружающий мир по теме "Красная книга"...