урок по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
урок -открытие "нового" материала "Путушествие по Золотому кольцу России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2b.docx | 27.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ
( 2 класс)
Авторский медиапродукт: презентация к уроку в PowerPoint.
Цель: знакомство младших школьников с городами, входящими в Золотое кольцо России.
Задачи:
- Образовательные: создать условия для формирования у младших школьников понятия «Золотое кольцо России», познакомить детей с достопримечательностями русских городов, входящих в Золотое кольцо;
- Развивающие: развивать познавательный интерес детей, образное мышление, воображение, речь учащихся, их кругозор, развивать и поддерживать целостное, положительно окрашенное эмоциональное отношение к Родине, России;
- Воспитательные: создать условия для воспитания коммуникативных умений, самовоспитания при работе в группе; воспитывать любовь к России, интерес к ее культурно-историческому и духовому наследию, нравственные и эстетические чувства детей.
Оборудование:
- Презентация;
- Учебник (
- Маршрутные листы;
- Энциклопедия «Золотое кольцо России»;
- Карточки с названиями городов.
Ход урока
- Организационный момент ( 1 мин)
Учитель:
Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Все готовы к уроку?
- Актуализация знаний
- Постановка проблемной ситуации (1мин)
Учитель: Все вы готовы к уроку. О чем мы поведем сегодня речь, вы узнаете, выполнив одно задание.
Я покажу вам предметы, а вы ответьте на вопрос: Что это такое? Для чего служит этот предмет.
- кольцо дверное;
- кольцо жонглера;
- кольцо от брелка;
- кольцо золотое.
Учитель: Как вы понимаете, что такое кольцо? Какие они бывают? (деревянные, металлические, пластмассовые, золотые). Сегодня на уроке речь тоже пойдет о золотом кольце. Хотите узнать, чье оно? Послушайте песню.
Звучит песня «Красно солнышко» в исполнении Златы Анисимовой
( песня встроена в презентацию)
Учитель: - о чем песня? О Родине, о России, ее богатствах, ее красоте. Так чье же это кольцо? (России) А такое может быть.
- Сообщение темы ( 6 мин)
Учитель: Представьте себе, что у России тоже есть кольцо, но непростое, а особенное Золотое кольцо. Украшено оно неповторимыми российскими самоцветами. Как вы думаете какими самоцветами?
У каждого из самоцветов, украшающих Золотое кольцо России, свое название
Чтение стихотворения подготовленным учеником:
- Катись, катись, колечко,
По краешку Земли,
От Северного моря
И голубой тайги,
По рощам и долинам
До волжских берегов,
Где древняя Россия
В названиях городов.
Владимир, тихий Углич,
Залесский Переславль,
Жемчужина России –
Нарядный Ярославль.
Ростов Великий, Суздаль
И Сергиев Посад…
Их имена как песня
Народная звучат.
Колечко золотое
Скрепило города.
Здесь матушка Россия,
Здесь русский дух всегда!
Учитель: Если у России есть свое золотое кольцо, то какова же тема нашего урока и какова цель? (Узнать какие города входят в Золотое кольцо и почему оно называется кольцом.)
-Почему КОЛЬЦО? Почему ЗОЛОТОЕ? Есть у кого-нибудь из вас какие-то предположения? (ответы детей)
- КОЛЬЦО, так как наш путь будет напоминать кольцо.
-ЗОЛОТОЕ, т.к. эти города являются достоянием нашего государства, в них много памятников истории, архитектуры, искусства.
Учитель: - Вы любите путешествовать? (Да)
Учитель: А вы готовы к путешествию? Тогда садимся в воображаемый автобус и отправляемся на экскурсию по Золотому кольцу России. (Водитель, фуражка. Руль, гудок)
Туристический маршрут по городам Золотого кольца очень популярен в России. Давайте и мы совершим по нему путешествие. Поехали!
Учитель: У вас на столах есть маршрутные листы вашего путешествия. Очутившись в новом городе, постарайтесь запомнить его название и отметить на маршрутном листе. Запомните, какие есть памятники и достопримечательности города, в котором побывали.
Слайд
Учитель: Посмотрите на план размещения городов в Золотом кольце. Они действительно расположены почти кругом, беря свое начало в столице нашей Родины - …МОСКВЕ.
Заочная экскурсия (20 мин)
Слайд
Найдите на маршрутном листе город Сергиев Посад и отметьте его красным цветом.
Учитель: Сергиев Посад находится всего в 71(семидесяти одном) км от Москвы. Сюда ходят многочисленные электрички, привозящие толпы туристов. И неслучайно, ведь в этом городе находится одна из крупнейших достопримечательностей России -Троице-Сергиева Лавра. Основателем города являлся ростовчанин ВАРФОЛОМЕЙ – сын обедневшего боярина. Однако монастырь не называется Варфоломеевским, т.к. основатель его принял имя СЕРГИЙ – Сергий Радонежский (монах). Слово «Радонежский» - не что иное, как географическое определение местности. В этих местах находилось село Радонеж, ныне Городок. Главная достопримечательность ее – белокаменный Троицкий собор, украшенный иконами Андрея Рублева. В лавре хранятся мощи святого Сергия Радонежского, которым может поклониться любой верующий.
Слайд
Сергиев Посад называют также игрушечной столицей России, т.к. почти 300 лет в нем изготавливают игрушки. В Сергиевом Посаде есть единственный музей игрушки. Игрушечным символом города является МАТРЕШКА. В музее хранится одна из первых российских матрешек, ей более 100 лет.
У нас тоже есть выставка матрешек, изготовленных уже в наше время.
Учитель: Получили первые впечатления? Понравилось? Закрепим.
Ученица: Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?
Учитель: Что является достопримечательностью этого города?
( белокаменный Троицкий собор, музей игрушки.)
Слайд
Учитель: Продолжаем путешествие и следующий город ПЕРЕСЛАВЛЬ- ЗАЛЕССКИЙ. Найдите его на маршрутном листе, отметьте. Этот город был основан тем же человеком, который основал Москву. Помните, кто это? (Юрий Долгорукий).Кто из вас видел этот памятник? Достопримечательностью города также считается НИКИТСКИЙ МОНАСТЫРЬ.
Ученица: Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?
Учитель: Кто основал этот город? (Юрий Долгорукий)
Учитель: Отправляемся в следующий город – РОСТОВ. Найдите его на маршрутном листе.
Слайд
РОСТОВ – самый древний город в Золотов кольце. Ещё в давние времена его называли ВЕЛИКИМ. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль.
Слайд
Над озером Неро плывет колокольный перезвон. Это непросто звон, а настоящая музыка. Всего в звоннице 13 колоколов. И чтобы услышать её, приезжают люди со всех сторон, из дальних мест (прослушивание колокольного звона) . Слайд - А еще знаменит этот город ростовской ФИНИФТЬЮ – это красивые изделия с эмалью – броши, серьги, игрушки, старинные книги. Их делают уже несколько столетий.
Ученица: Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?
Учитель: Закрепим. Чем славятся ростовские колокола? Что такое финифть?
(красивые изделия с эмалью, своим перезвоном)
Учитель: А теперь отправляемся в город УГЛИЧ. Найдите его на своей карте. Отметьте.
Учитель: УГЛИЧ – название города произошло, возможно, от слова угол, т.к. река Волга в этом месте изгибается, течет под углом. В Угличе находится одна из первых построенных на Волге гидроэлектростанций (ГЭС), работает большой часовой завод «Чайка».
Ученица: Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?
Учитель: закрепим. Почему этот город так назвали? Какие достопримечательности есть в Угличе?
Слайд
Учитель: следующий город – ЯРОСЛАВЛЬ, самый крупный город Золотого кольца. Найдите его на карте.
Учитель: Прослушайте легенду о создании этого города: «Плыл как-то по Волге-реке князь Ярослав да всматривался вдаль. Смотрит: с одной стороны берега низкие, а с другой возвышается холм с крутыми склонами. «Хорошее место для крепости», - решил князь и заложил город, который был назван его именем – ЯРОСЛАВЛЬ.
Слайд Достопримечательность города – церковь ИЛЬИ ПРОРОКА
Слайд
Учитель: Ярославль- родина русского театра. В центре города стоит памятник Федору Волкову – основателю первого в России общедоступного театра.
Достопримечательность города – церковь ИЛЬИ ПРОРОКА.
Ученица: Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?
Учитель: Какие достопримечательности вы запомнили? (Памятник Ярославу Мудрому, первый театр)
Слайд
Учитель: Ещё один город, который стоит на Волге, - КОСТРОМА
Слайд
Учитель: найдите город на карте, отметьте его. От Ярославля по реке рукой подать до КОСТРОМЫ. На плане можно заметить, что 9 улиц-лучей в нем расположены в виде веера. В той части города, где они сходятся находятся старинные Торговые ряды. На берегу Волги находится ИПАТЬЕВСКИЙ монастырь. Также музей льна и берёсты.
Ученица: Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?
Учитель: Закрепляем. В виде чего расположены улицы?
Слайд
ФИЗМИНУТКА (1 мин) (авторская физминутка для глаз Галкиной И.А.)
Учитель: Долго ехали, пора немного отдохнуть от дороги. Сидя на месте, расслабьтесь и глазками понаблюдайте за движением машин и миганием светофора.
Слайд
Учитель: Продолжаем наше путешествие и отправляемся в город ПЛЁС (это значит «песчаная отмель»). Кто нашел этот город на карте его. Отметьте его.
Учитель: Ещё один прекрасный город на Волге –ПЛЁС – город художников. Здесь находится музей ИСААКА ИЛЬИЧА ЛЕВИТАНА и памятник
Учеица: Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?
Учитель: Почему этот город получил такое имя?(«плес»- песчаная отмель). Какой известный художник прославил город Плес?
Слайд
Учитель: Следующая остановка в городе СУЗДАЛЕ. Найдите его на карте и отметьте.
Среди привольных просторов. Полей и лесов, словно сказочный город, сияет крестами и куполами Суздаль. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен.
В этом городе есть музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева – церкви, избы, мельница и др.
Ученица: Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?
Учитель: Сколько церквей в городе Суздале?
Слайд
Учитель: Наше путешествие по Золотому кольцу заканчивается во ВЛАДИМИРЕ. Слайд - Стоит на берегу реки Клязьмы (приток Оки). Слайд -В нем находится замечательный памятник старины – знаменитые ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА, но не единственные они были во Владимире. Кроме них существовали Серебряные, Медные, Иринины, Волжские, Торговые ворота. Также есть церковь Покрова на НЕРЛИ.
ФИЗМИНУТКА
Учитель:А хотите и вы пройти через ворота?
Тра-та-та - 2 раза(руки в боки, топаем на месте)
Растворялись ворота.
А из этих из ворот вышел
Ма-а-а-ленький народ(приседают)
Один дядя вот такой(пальцы-очки у глаз)
А другой вот такой (сжимает руки – держит штангу)
Одна тетя вот такая (гладим себя по голове)
А другая вот такая (встали на мысочки-балерина)
Один дедушка такой (сгорбленная спина)
Другой дедушка – такой (плечи расправили, голова высоко поднята)
Одна бабушка такая (сгорбленная спина)
А другая вот такая (расправленные плечи)
Ученица: Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?
Учитель: Что является символом города? (Золотые ворота)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
Учитель: подведем итог нашему путешествию. Что мы с вами узнали? Верно ли оказалось, что наш маршрут путешествия похож на кольцо? (Да, потому что старинные русские города образуют на карте как бы окружность, кольцо.
А почему ЗОЛОТОЕ? (потому что в этих городах сохранились уникальные памятники истории и культуры России).
Давайте вспомним, какие города входят в «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО»: СЕРГИЕВ ПОСАД,ЯРОСЛАВЛЬ, ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ, КОСТРОМА, РОСТОВ ВЕЛИКИЙ, ПЛЁС, ВЛАДИМИР, СУЗДАЛЬ, УГЛИЧ.
Учитель: Создание этого маршрута было необходимо для того, чтобы привлечь внимание не только к красоте. Но и необходимости беречь и сохранять культурные исторические ценности России.
Слайд
Тест
РЕФЛЕКСИЯ
Вам понравилось сегодняшнее путешествие?
(провести мини-игру для уч-ся: один ученик называет один город. Который запомнил, второй – два города, третий – три и т.д.)
А можно ли сказать такие слова про наше путешествие: «Ах, как было интересно!» Прикрепим слова на доску.
Смайлики – Прикрепите его рядом с тем городом, где бы вы хотели ещё побывать.
Домашнее задание: нарисуйте герб одного из городов, где бы захотели побывать еще раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука"по УМК "Планета знаний"
Урок разработам в соответсвии с ФГОС...
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"
Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс
Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...